Обж вангородский кузнецов. Вопросы и задания. Из истории катастроф

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

различение длительности звуков;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?"

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

"Где звенит колокольчик?"

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

"Угадай, что делать?"

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

"Угадай, кто сказал?"

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

"Далеко или близко"

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

"Прогулка"

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» - /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» - Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

"Так ли это звучит?"

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

"Соедини правильно"

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

"Звуковые часы"

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

"Хлопни в ладоши, если я ошибусь"

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

"Подними кружок, если я ошибусь"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

"Какой слог лишний?"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

"Скажи наоборот"

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

"Чья песенка?"

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

"Сломанный телевизор"

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

"Отгадай, кто или что это?"

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

"Сколько звуков я произнесла?"

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

"Веселые звуковички"

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

"Кто первый?"

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

"Звук потерялся"

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Т. В. Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2008.

9. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1989.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В Гербовой. – М. : Просвещение, 1998.

(4 голоса : 5 из 5 )

Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

А это кто? (на картинке нарисован медведь).

Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Машина.

— Ванна…

Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

— Свечка…

— Кузнец…

— Молодец.

4. - А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

Книга – сом.

Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук - хлеб.

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

Зайка-побегайка.

Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Паучок!

— Иголки!

— Петрушка!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

— Промок!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1 . – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3 . – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

Рак, лак, мак, бак, так, как …

Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

Все правильно. А к слову стол?

Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.

Назови слова, похожие по звучанию.

Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, - пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

Какие слова звучат так же, как слово галка?

Палка, скакалка.

Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

Шина, палка.

Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

Произнеси слово галка по частям.

Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

Назови вторую.

Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

Палочка.

Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

Пти-ца, птич-ка.

А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Чер-на-я, боль-ша-я.

А шина какая?

Кру-гла-я.

Напоследок литературная игра: - Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Название : Основы безопасности жизнедеятельности - 8 класс.

Учебник по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, одобренной Министерством образования Российской Федерации. В нем рассмотрены причины возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера и правила безопасного поведения при взрывах и пожарах, при авариях на химически опасных и радиационно-опасных объектах, при гидродинамических авариях. В разделе "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи" содержатся практические сведения по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.
Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химических комбинатах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.
Глава 2. Взрывы и пожары.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Глава 5. Гидродинамические аварии.
Глава 6. Нарушение экологического равновесия.
Раздел II.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Глава 1. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.
Глава 2. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.
Раздел III.
Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Физическая культура и закаливание.
Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков.
Словарь имен собственных, терминов и определений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы безопасности жизнедеятельности - 8 класс - Вангородский С.Н. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс

Введение

Человечество на всём протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.

Сегодня беспрецедентная по своим масштабам инженерная деятельность человека, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химических комбинатах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

Современное производство постоянно усложняется, на малых его площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв эти катастрофы превосходят даже некоторые войны. Человек же настолько свыкся со многими опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.

При авариях и катастрофах жизнь человека часто висит на волоске. Ему нужна пусть самая элементарная, но немедленная помощь, и не где-нибудь, а непосредственно на месте трагедии. И очень жаль, когда находящиеся рядом с пострадавшим люди не могут её оказать.

В чрезвычайных ситуациях нужны не только экстренные меры по их ликвидации, но главное – знания и умения каждого чётко и осмысленно действовать в них.

В этом учебнике всесторонне рассмотрены чрезвычайные ситуации техногенного характера и разъясняется, как надо действовать, какие правила безопасного поведения соблюдать, если они возникли. Подробно рассмотрены виды аварий на потенциально опасных объектах, причины их возникновения и последствия, правила оказания первой помощи при поражениях опасными химическими веществами.

Приведена необходимая информация о дорожно-транспортном происшествии, как наиболее распространённом виде транспортной аварии.

В учебнике содержатся также сведения о чрезвычайных ситуациях экологического характера и нарушении экологического равновесия в природе.

Особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. При чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.

Вопросы и задания в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.

В конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников.

При работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. Высоки ли они? Насколько необходимы и интересны полученные знания? Могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.

После изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные задания. Если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.

Опасности для человека и окружающей среды, связанные с авариями и катастрофами, – это наша действительность. Поэтому каждому из нас нужно многое знать и уметь, чтобы сохранить здоровье и жизнь – и свою, и окружающих людей.


Большую помощь при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. Оно поможет лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. Поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить задания, предложенные в электронном приложении.

Основы безопасности личности, общества и государства

Глава 1
Производственные аварии и катастрофы

§ 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Современное производство постоянно усложняется. В промышленности и сельском хозяйстве всё чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. Во многих странах мира на ограниченных площадях сконцентрированы огромные производственные мощности.

На различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном) сегодня перевозят большое количество химически-, пожаро– и взрывоопасных веществ. Всё это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий, которые в некоторых случаях приобретают характер национальной, а иногда и глобальной (мировой) катастрофы.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлёкшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют производственной или транспортной катастрофой.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Эти чрезвычайные ситуации могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжёлыми последствиями для населения и природной среды.


Таблица 1. Частота некоторых техногенных чрезвычайных ситуаций в России


В таблице 1 представлены данные о количестве некоторых техногенных аварий и катастроф, происходящих в России ежегодно.

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные (табл. 2).


Таблица 2. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий


Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера показаны на схеме 1.


Схема 1. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера


Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько типов.

Транспортные аварии и катастрофы (схема 2) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах) и случающиеся во время движения. Для второго вида аварий обычно характерны удалённость места происшествия от крупных населённых пунктов и трудность доставки туда спасателей.


Схема 2. Классификация транспортных аварий (катастроф)


Пожары и взрывы – самые распространённые чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжёлыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро– и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, выполняющие задачи по перемещению пожаро– и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Кроме того, некоторые вещества в определённых условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ . Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.


Схема 3. Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ


Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (схема 3) – нечастое явление. Объясняется это строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению таких чрезвычайных ситуаций. Однако в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду такие аварии наиболее опасны для населения.


Схема 4. Классификация обрушений зданий и сооружений


Внезапное обрушение зданий, сооружений (схема 4). Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Они могут быть вызваны и чрезвычайными ситуациями природного характера. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения (схемы 5, 6) редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьёзных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.


Схема 5. Классификация аварий на электроэнергетических системах


Схема 6. Классификация аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения


Аварии на промышленных очистных сооружениях (схема 7) приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населённых пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.


Схема 7. Классификация аварий на промышленных очистных сооружениях


Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия – повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро– и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

Вопросы и задания

1. Что такое авария?

2. В чём состоит отличие аварии от производственной (транспортной) катастрофы?

3. Каким образом подразделяют чрезвычайные ситуации техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий?

4. В каком случае чрезвычайная ситуация техногенного характера становится глобальной?

5. Подумайте и назовите два типа техногенных чрезвычайных ситуаций по характеру их проявления, которые происходят чаще других.

§ 2. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых могут пострадать или погибнуть люди.

Потенциально опасный объект – предприятие, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Основные причины, которые приводят к авариям и катастрофам техногенного характера:

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов;

Недостаточный выпуск и невысокий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

Недостаточная технологическая надёжность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

Недостаточность культуры производства, а также уровня компетенции и ответственности специалистов потенциально опасных предприятий;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий.

Причиной техногенной аварии может стать и террористическая акция, проведённая на потенциально опасном объекте.

Основные причины роста числа пострадавших и погибших при техногенных авариях и катастрофах:

Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

Недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

Недостаточность объёмов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

Недостаточная обеспеченность локальными системами оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают негативные последствия техногенных чрезвычайных ситуаций паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Что нужно сделать каждому, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера?

1. Анализируя различные источники информации (передачи местного радио и телевидения, свидетельства соседей и сослуживцев и др.), постараться выяснить, какие чрезвычайные ситуации техногенного характера представляют наибольшую опасность в месте проживания (учёбы, работы).

Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций создают:

Находящиеся неподалёку от места жительства или работы предприятия, производящие, перерабатывающие или хранящие вредные химические вещества или радиоактивные материалы;

Пожаро– и взрывоопасные объекты, грузовые железнодорожные станции, грузовые порты, аэродромы, газо-, нефте– и продуктопроводы, гидротехнические сооружения, захоронения химических и радиоактивных отходов, свалки;

Наличие в воздухе, реках и водоёмах района, прилегающего к месту проживания, работы, учёбы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

Повышенный радиоактивный фон в районе проживания.

Приведённый перечень типовых причин возможных чрезвычайных ситуаций может быть уточнён и конкретизирован.

Зная характер и причины возможных чрезвычайных ситуаций, можно приблизительно оценить их потенциальную опасность и понять, какие предупредительные меры необходимо принять.


2. По каждому виду реально возможных чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается в воздействии на человека и окружающую среду таких факторов, как воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, затопление, болезнетворные микробы и т. д.

Чтобы полнее оценить опасность, нужно иметь представление об общих социально-экономических последствиях, в том числе долговременных, к которым приводит чрезвычайная ситуация. Для человека они в основном сводятся к нанесению вреда здоровью, потере трудоспособности, материальному и финансовому ущербу, снижению уровня жизнеобеспечения, ухудшению условий жизнедеятельности и другим негативным социальным последствиям.


3. Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к защите при их возникновении, для чего необходимо:

Освоить курс «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

Знать организации, в которые можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, полиции, «скорой помощи», органа управления ГОЧС или других специальных органов;

Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

Знать порядок своих действий при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций; при очевидной опасности уметь принять меры к самоспасению;

Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище (образовательном учреждении, на рабочем месте), транспортных средствах и местах массового скопления; следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме (образовательном учреждении, на рабочем месте);

Уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;

Держать в определённом месте или уметь быстро собрать на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, продукты питания, запас посуды и кипячёной воды, средства для оказания первой помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).

4. Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!», подаваемый сиренами, гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприёмник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, сообщить о них соседям и знакомым.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать умело, быстро и организованно, помогая членам своей семьи, соседям и товарищам.

Покидая жилище при аварии, необходимо позаботиться о безопасности и сохранности оставленного имущества: отключить газ, отопление, погасить огонь в печах, отключить электроприборы, убрать скоропортящиеся продукты, закрыть окна, надёжно запереть двери.

Вопросы и задания

1. Какие объекты относятся к потенциально опасным?

2. Какие потенциально опасные объекты расположены в вашем городе, районе? Какую опасность они представляют для населения?

3. Расскажите о реальных авариях и катастрофах, происшедших в вашей области, городе, районе, и причинах их возникновения.

4. В каких организациях (органах управления) можно узнать о потенциальной опасности местности, где вы проживаете? Какую потенциальную опасность могут представлять возможные в вашей местности чрезвычайные ситуации?

5. Назовите заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.

6. С какой целью передают предупредительный сигнал «Внимание всем!»? Что надо делать, услышав такой сигнал?

Глава 2
Взрывы и пожары

Из истории катастроф

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро 1996 г. начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсёк подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило чёрное утро горя и слёз. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 мин после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами, особенно в жилых домах… В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушёл на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставалось ещё не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск– приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:

«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолёт поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолёт для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолётах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы, решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось ещё восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь – врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки – в том месте, где пару часов назад наш спаниель Лёнька обозначил «объект». По тому, как он сделал это – виновато, как бы извиняясь, – мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у неё были на месте. Неужели в развалинах ещё кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

Представьте себе ситуацию - ваш ребенок в общежитии, зима, обогреватели по всем комнатам включены. И тут кого-то из соседей по комнате бьет током. Как вы думаете, что предпримет ваш ребенок? А что бы предприняли вы? Большинство люде не знают, как оказать первую помощь в экстремальных ситуациях, а все потому, что в школе, изучая курс основ безопасности жизнедеятельности относились к этому предмету с пренебрежением, читая его идеальной возможностью почитать и подготовиться к какому-то более важному предмету. И даже несмотря на то, что школьники проходят по данному предмету экзамен, они не обращают слишком большое внимание на столь безвредную науку. И очень зря, ведь это самый важный для жизни предмет, кем бы вы не стали, какую бы профессию не выбрали, вам обязательно придется столкнуться в жизни с ситуацией, в которой вы не будете знать, как себя вести, и вместо того, чтобы оказать первую помощь, вы будет вызывать скорую, хотя на самом деле, можете обойтись и без нее в некоторых случаях. Вообще, курс основ безопасности жизнедеятельности направлен не столько на подготовку восьмиклассников к экстремальным ситуациям, а к воспитанию ответственных граждан, укрепляя их физическое и духовное здоровье. Но если это кажется простой задачей, если большинство учащихся считают, что на любой вопрос на экзамене по ОБЖ они смогут ответить просто благодаря своей смекалке, это совсем не так. Если учитель ОБЖ попался требовательный, он может испортить не одну картину в дипломе, и как бы на него не давили родители и даже директор школы, этот человек понимает всю ответственность своего положения, если ставит человеку пять за то, что он понятия не имеет, что делать, если в кого-то попала молния, что делать, если по радио объявило штормовое предупреждение, как себя вести, если началось землетрясение, значит, учитель подвергает опасности окружающих этого человека. Если вы страшно заняты изучением английского или истории, вы можете выйти из ситуации следующим образом: скачайте онлайн решебник к учебнику по ОБЖ и просто пройдитесь по нему, глядя в ответы, как поступили бы с книгой с ответами на билеты, используйте решебник для того, чтобы познать хотя бы основы, раз в неделю занимайтесь по часу дома и в результате у вас не возникнет особых трудностей при сдаче экзамена. И никакой строгий учитель вам не будет страшен с гдз, ведь на экзамене по ОБЖ не требуют полного познания предмета, нужно показать, что вы знаете основы.