МЧП: предмет, понятие, принципы. Современное международное частное право. Ирина Гетьман-ПавловаМеждународное частное право. Учебник


Вопрос № 36. Принципы МЧП.

Принципы МЧП

Это руководящие правила поведения субъектов, возникшие как результат общественной практики.

Это юридически закрепленные начала МЧП.

Функции принципов МЧП :
1. Способствуют стабилизации МО.

2. Закрепляют всё новое, что появляется на практике.

К общим принципам МЧП относят принципы МПП :


  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;

  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

  • Принцип равноправия и самоопределения народов;

  • Принцип суверенного равенства государств;

  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

  • Принцип нерушимости государственных границ;

  • Принцип территориальной целостности государств;

  • Принцип уважения прав человека и основных свобод
Специальные принципы МЧП:

  1. Принцип наибольшего благоприятствования (торговля)
Иностранцы пользуют максимальные права, которые предоставлены лицам других государств. Создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций и фирм в отношении вопросов торговли итп, которые предусмотрены договором.

Этот принцип всегда устанавливается в договорном порядке!!!

В силу этого режима в равное положение ставятся иностранные организации и граждане между собой.


  1. Принцип взаимности и принцип реторсии .
Сущность принципов взаимности государств состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранных государств определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в иностранном государстве.

Вводя оговорку о взаимности в МД, государство преследует цель обеспечить своим организациями гражданам за границей пользование определенными правами.

В МЧП обычно различают 2 вида взаимности государств:


  • Материальная
Предоставление физ и юр лицам иностранного гос-ва той же суммы прав и полномочий, которыми пользуются отечественные граждане и юр лица в данном инотсранном гос-ве.

  • Формальная взаимность
Иностранным гражданам и юр лицам предоставляются полномочия, вытекающие из местного закона. Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве такого рода Российское право. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что взаимность существует, если не доказано иное.

Принцип реторсии – ответное меры по ограничению или запрету. Не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Действие коллизионной нормы может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке . Иностранный закон может быть не применен, а основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного госудасртва, если такое применение или признание противоречило бы порядку. Законодательство РФ исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установлены ограничения применения иностранного закона, если это противоречит правопорядку.

На практике в РФ к этому не прибегают.


страница 1

Специальные принципы дополняют общие и позволяют более четко применять нормы международного частного права. Проанализируем эти принципы.

Под автономией воли сторон принято понимать институт, объединяющий нормы, которые регулируют вопросы, возникающие вследствие заключения сторонами договора соглашения о праве, применимом к их отношениям.

Принцип наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами.

В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение «наибольшее благоприятствование».

Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение.

Отличие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу последнего в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой.

При определении общего правового статуса иностранных граждан в РФ решающее значение имеет принцип национального режима. Согласно Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан России (ст. 37). Таким образом, в силу национального режима иностранные граждане, и в первую очередь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с российскими гражданами, они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане.

Проблема взаимности государств непосредственно связана с такой объективной реальностью современного мира, как взаимозависимость государств. Равноправие государств находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов независимо от принадлежности государства к той или иной общественной формации. Сотрудничество между странами основано на взаимности.

Сущность взаимности государств состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Вводя оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование определенными правами.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности государств: материальную и формальную.

Под материальной взаимностью понимается предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве.

При формальной взаимности иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются правомочия, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное (ст. 1189 ГК РФ).

В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, то есть о применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры, наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого государства или его граждан, то это последнее государство может принять ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение отмены ограничений, установленных первым государством.

Принцип ʼʼавтономии волиʼʼ сторон – возможность устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия в пределах, установленных международным правом. ПАВ действует и при выборе права, в случае если договор … иностранным элементом. Т.о. АВ – одна из формул прикрепления (коллизионного принципа), которая защищает главенствующие позиции во внешнеэкон. обязательствах.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определœенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дел. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей (ст. 1210 ГК РФ)

Lex voluntatis – автономия влои.

Данный принцип складывается на базе потребностей торгового оборота и закреплен в целом ряде международных договоров.

Принцип предусматривает:

Стороны вправе выбирать правовую систему любого государства, существующего в мире (если на момент выбора государство существовало, а потом исчезло с политической арены, то право его продолжает действовать, нельзя: право несущест. гос-ва). Запрета на выбор прав. Сист. В РФ нет, хотя есть искл.: иногда крайне важно, чтобы правовая система была связана с самим договором. При этом невозможно отказаться от применения какого-либо права в РФ.

Ранее законодательство РФ не предусматривало комбинирования прав нескольких государств (контракт может регулироваться только одним правом), а сейчас в РФ разные части контракта бывают подчинœены правовым системам разных государств.

По существу, автономия воли как источник российского обязательственного права закреплена в ст. 421 Гражданского кодекса . Стороны вправе вступать в любые договорные отношения, в т.ч. и не предусмотренные в ГК, заключать смешанные договоры (договоры, содержащие элементы нескольких самостоятельных контрактов). При этом автономия воли не выделœена российским законодателœем в качестве самостоятельного источника права, что противоречит и положениям отечественного законодательства, и практике. В российском МЧП с формально-юридической точки зрения авто-номия воли оценивается следующим образом: это не источник права, а только одна из коллизионных привязок (ст. 1210 Гражданского кодекса ). Такая оценка абсолютно не соответствует истинному положению вещей, является полностью устаревшей и требует скорейшего пересмотра.

4. Международные договоры как источники международного частного права.

Под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами.

Классификация международных договоров:

· многосторонние и двусторонние;

· универсальные и региональные;

· самоисполняемые и несамоисполняемые.

Участниками многосторонних договоров могут быть несколько государств. В области международного частного права известны такие многосторонние соглашения, как Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г., которую подписали 152 государства (действует для 135 государств), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (участвуют более 150 государств).

Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств (Содружество Независимых Государств и др.).

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

· договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;

· договоры о правовой помощи;

· договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;

· договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;

· договоры по вопросам права собственности;

· договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;

· договоры о международных расчетах;

· соглашения об избежании двойного налогообложения;

· договоры в области интеллектуальной собственности;

· договоры в области семейного и наследственного права;

· договоры о социальном обеспечении;

· консульские конвенции;

· договоры в сфере международного гражданского процесса;

· договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

5. Прочие источники международного частного права.

В юридической науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма. Источники международного частного права имеют определенную специфику. В области международного частного права очень большое значение придается тем правовым нормам и правилам, которые предусмотрены в различных международных договорах и соглашениях.

Основные виды источников в международном частном праве:

1. международные договоры;

3. судебная и арбитражная практика;

4. обычаи.

Состав источников в области международного частного права в различных государствах не совпадает.

В России в качестве источников международного частного права признаются:

1. международные договоры и международный обычай;

2. внутреннее законодательство;

3. применяемые в России торговые обычаи и обычаи торгового мореплавания.

Ни судебная практика, ни юридическая доктрина не рассматриваются в России в качестве источника международного частного права. Однако при применении в России норм иностранного права будет учитываться как практика их применения, так и доктрина в соответствующем государстве.

Удельный вес видов источников международного частного права в разных государствах неодинаков. Кроме того, в одной и той же стране в зависимости от того, о каких правоотношениях идет речь, применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.

В доктрине неоднократно указывалось, что основная особенность источников международного частного права состоит в их двойственном характере. С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой - нормы законодательства и судебная практика отдельных государств и применяемые в них обычаи в области торговли и мореплавания. В первом случае имеется в виду международное регулирование (в том смысле, что одни и те же нормы действуют в двух или нескольких государствах), а во втором - регулирование внутригосударственное. Двойственность источников не означает возможность разделения международного частного права на две части; предметом регулирования в обоих случаях являются одни и те же отношения, а именно гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Внутреннее законодательств о - это один из основных источников международного частного права в России. Прежде чем перейти к обзору этого законодательства, необходимо обратить внимание на то, что Россия - это федеративное государство.

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся, в частности, валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешняя политика, международные договоры РФ, внешнеэкономические отношения РФ, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров.

Особое значение для международного частного права имеют положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, о примате правил международного договора в случае их расхождения с правилами внутреннего законодательства (ч. 4 ст. 15), о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), о праве на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), об охране законом частной собственности (ст. 35), о защите и покровительстве за границей российских граждан (ст. 61), о правах иностранных граждан и о возможности двойного гражданства (ст. 62) и др.

Для полного раскрытия сущности отрасли МЧП, помимо обозначения ее предмета и метода, необходимо выявить цели и принципы правового регулирования.

Цель правового регулирования - предполагаемый результат, который государство стремится достигнуть, осуществляя правовое регулирование частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Как уже говорилось выше, этой целью является преодоление коллизии права разных государств.

Принципы международного частного права - это основополагающие и общеобязательные правила, определяющие сущность данной отрасли права и отклонение от которых недопустимо. Уяснение принципов МЧП необходимо для правильного толкования и применения его норм.

Среди принципов МЧП можно выделить межотраслевые и специальные.

К первой группе относятся принципы, которые характерны как для МЧП, так и для международного публичного права: принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, всеобщего уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств. Они лежат в основе специальных принципов МЧП. Например, принцип суверенного равенства государств обуславливает существование и применение принципа признания иностранного права и оговорки о публичном

Определение

1 С последними изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ // Российская газета 1999. 14 июля.

2 Дмитриева Г.К. Указ соч. С. 30, 32-33.

порядке, а принцип всеобщего уважения прав человека - признание и соблюдение прав иностранных лиц наравне с гражданами государства.

Вторую группу составляют принципы, характерные только для МЧП. К ним относятся:

1. принцип признания иностранного права. Его можно рассматривать с двух позиций.

Во-первых, признание юридического факта и субъективных прав, возникших на основе иностранного права. Так, юридический факт, совершенный за пределами России, но с соблюдением норм иностранного права, имеет юридическую силу и в России.

Например, ст. 158 СК РФ:

1. Браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные статьей 14 настоящего Кодекса обстоятельства, препятствующие заключению брака.

2. Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

Более сложно этот принцип реализуется в гражданском процессе. Для того чтобы решение иностранного суда как юридический факт было признано в России, необходимо наличие соответствующего международного договора России либо положения федерального закона.

Так, согласно ч. 1 ст. 409 ГПК РФ:

Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются... в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. А в силу ч. 1 ст. 241 Арбитражного процессуального кодекса РФ: Решения судов иностранных государств. иностранные арбитражные решения. признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

Что касается признания субъективных прав, возникших на основании иностранного права, то в качестве примера можно привести п. 1 ст. 5 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»1:

Признание субъективных прав, возникших на основании иностранного права, позволяет разрешить проблему, связанную с таким явлением как «хромающие отношения». Оно означает, что конкретное отношение по праву одного государство признается имеющим юридическую силу, а по праву другого государства - незаконным.

Например, брак между российской гражданкой и гражданином Великобритании расторгается на территории РФ. Российское законодательство не предусматривает предварительной сепарации супругов, и брак по их взаимному согласию может быть расторг-

1 С последними изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ // Российская газета. 1993. 3 августа.

Международное частное право

нут немедленно. Такой развод не будет признан действительным в Англии, где для его получении необходимо раздельное проживание супругов в течение 2 лет. Следовательно, по российскому праву, супруги будут разведены, а по праву Великобритании - нет.

Вторая составляющая принципа признания заключается в предоставление на территории соответствующего государства иностранным лицам (иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям) прав и возложение на них обязанностей. Конкретный перечень этих прав и обязанностей определяется внутренним законодательством государства и описывается таким термином как «правовой режим».

В России действует национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

По общему правилу, в России применяется национальный режим в отношении иностранных лиц, что и закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ1:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации права и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он устанавливается на основании международных договоров РФ. Так, ст. III Соглашения между Правительством СССР и Правительством Канады от 20 ноября 1989 г. «О поощрении и взаимной защите капиталовложений»2 предусмотрено:

2. Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства.

3. Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет на своей территории инвесторам другой Договаривающейся Стороны в том, что касается управления, пользования, владения или распоряжения их капиталовложениями или доходами, режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет инвесторам любого третьего государства.

2. принципы, связанные с применением иностранного права:

2.1. принцип установления содержания норм иностранного права в рамках правовой системы этого иностранного государства. Он означает, что иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. Именно поэтому п. 1 ст. 1191 ГК РФ предписывает3:

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В результате разрешения коллизионной проблемы правоприменительным органом может быть выбрано право государства, в котором существуют самостоятельные подсистемы права. Например, в США каждый штат имеет свое право (локальные подсистемы права), в некоторых странах Азии существуют подсистемы права для определенных кате

2 Данное соглашение ратифицировано СССР постановлением Верховного Совета СССР от 29 мая 1991 г. № 2198-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 48. Ст. 1356.

3 Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 166 СК РФ и ч. 1 ст. 14 АПК РФ.

Международное частное право как отрасль права

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. №26. Ст. 427.

2 Справочная правовая система «Гарант».

горий лиц в зависимости от их принадлежности к той или иной религии (персональные подсистемы права). В связи с этим возникает вопрос: какая подсистема права подлежит применению? Поскольку выбор иностранного права означает выбор правовой системы иностранного государства в целом, то при ответе на поставленный вопрос необходимо исходить в права этого иностранного государства. Так, в ст. 1188 ГК РФ сказано:

В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано.

Судья, нотариус, сотрудник органа загса или иное лицо, применяющее иностранное право, не обязано его знать. Поэтому возникает вопрос: кто должен устанавливать содержание норм иностранного права при его применении?

В странах континентальной системы права такая обязанность возложена на суд или иной правоприменительный орган. В англо-американской системе права иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство, которое подлежит доказыванию той стороной, которая на него ссылается. Иными словами, эта сторона должна представить доказательства, раскрывающие содержание норм иностранного права.

Как видно из приведенной выше нормы, в России содержание норм иностранного права устанавливает суд или иной правоприменительный орган. Для этого он может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции РФ и иные компетентные органы или организации в России и за границей либо привлечь экспертов.

Порядок обращения в указанные органы регулируется постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»1. Россия также участвует в Европейской конвенции от 7 июня 1968 г. «Об информации относительно иностранного законодательства»2, которой определен механизм предоставления государствами-участницами Конвенции информации о своем законодательстве и процедурах в гражданской и коммерческой сферах, а также об их судебной организации.

Помимо этого, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду, органам загса и иным органам в установлении содержания этих норм (ст. 1191 ГК РФ, ст. 166 СК РФ, ст. 14 АПК РФ). По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны.

2.2. принцип применения иностранного права независимо от взаимности. Согласно п. 1 ст. 1189 ГК РФ:

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Международное частное право

С последними изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №103-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». 2 Дмитриева Г.К. Указ. соч. С. 115.

Взаимность в МЧП означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется российское право. Как видно из приведенной нормы, применение иностранного права на началах взаимности возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено федеральным законом.

Например, п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»1:

Временно проживающие в Российской Федерации граждане иностранного государства имеют право на получение.

Компенсационных выплат в случае, если в соответствии с законодательством этого иностранного государства аналогичное право предоставлено гражданам Российской Федерации.

Более того, в российском праве действует презумпция наличия взаимности, т.е. предполагается, что она существует, если не доказано иное. Как справедливо отмечает Г.К. Дмитриева:

Не решен вопрос, кто будет доказывать отсутствие взаимности в иностранном государстве. Видимо, этот вопрос в нашей практике следует решать посредством ст. 1191 ГК; поскольку для установления содержания иностранного права суду следует обращаться к Министерству юстиции, постольку в этот же орган следует обратиться за подтверждением взаимности2.

2.3. принцип наиболее тесной связи означает следующее: если из обстоятельств дела следует, что отношение тесным образом связано с правом только одного государства, то право именно этого государства применяется. В некоторых странах (например, в Австрии) этот принцип является общим правилом, но в России он носит субсидиарный характер. Это видно из нормы п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если... невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

2.4. оговорка о публичном порядке. Она означает, что иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия его применения противоречат публичному порядку страны.

Выделяют два вида оговорки о публичном порядке:

1. позитивная - совокупность правовых норм, которые в силу их принципиального значения для защиты общественных основ данного государства применяются всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву;

2. негативная - иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия такого применения противоречат публичному порядку страны.

Ни в российском законодательстве, ни в праве других государств не раскрыто понятие «публичного порядка». Г.К. Дмитриева полагает, что:

Понятие «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации» включает четыре взаимосвязанных основных элемента: 1) основополагающие. принципы российского права, прежде всего конституционные, а также частнопра

Международное частное право как отрасль права

вовые и гражданско-процессуальные; 2) общепринятые принципы морали, на которые опирается российский правопорядок; 3) законные интересы российских граждан и юридических лиц, российского общества и государства, защита которых является основной задачей правовой системы страны; 4) общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся частью российской правовой системы, включая международно-правовые стандарты прав человека1.

В российском праве действует и позитивная, и негативная оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка отражена в ст. 1192 ГК РФ:

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1209 ГК РФ:

1. Форма сделки подчиняется праву места ее совершения.

2. Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

С позитивной оговоркой связана проблема обхода закона. Ее суть состоит в том, что субъекты сознательно передают правоотношение из-под действия правопорядка одной страны, которому оно должно быть подчинено при обычных условиях, под действие правопорядка другой страны, более выгодного для них (например, желая избежать высокого налогообложения на доходы либо использовать льготный порядок учреждения юридического лица и т.д.).

В российском праве для решения данной проблемы действует п. 5 ст. 1210

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Интересный пример приводит Г.К. Дмитриева:

Российский предприниматель, проведя переговоры на территории Объединенных Арабских Эмиратов с предпринимателем из Эмиратов (ОАЭ не являются участником Венской конвенции 1980 г.), заключил с ним там же договор купли-продажи, по которому поставил товары со склада готовой продукции, находящегося в Эмиратах, и получил платеж в местном банке. Договор реально связан с одним государством - ОАЭ, а стороны при заключении договора выбрали английское право2.

В этой ситуации суд должен применить императивные нормы ОАЭ.

Реальная (преимущественная) связь договора с правом одной страны автоматически не отменяет возможность сторон выбрать в качестве применимого права право другого государства. Но это означает, что вместе с избранным правом будут применяться императивные нормы государства, с которым договор реально связан.

Негативная оговорка о публичном порядке закреплена в ст. 1193 ГК РФ (аналогичная норма содержится в ст. 167 СК РФ):

Норма иностранного права, подлежащая применению... в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации.

1 Там же. С. 120.

2 Дмитриева Г.К. Указ. соч. С. 127.

Международное частное право

Оговорка о публичном порядке применяется и в международном гражданском процессе.

Так, поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности (ч. 2 ст. 407 ГПК РФ) либо нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации (ч. 2 ст. 256 АПК РФ). Согласно ст. ст. 412, 417 ГПК РФ, ст. 244 АПК РФ и ст. 36 Закона

РФ «О международном коммерческом арбитраже», допускается отказ в исполнении решения иностранного суда, иностранного третейского суда, если исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку России.

Применение негативной оговорки о публичном праве ограничено рядом положений:

1. применение оговорки возможно только в исключительных случаях. Это означает, что суд должен обосновать необходимость применения оговорки в каждом конкретном случае.

2. применение оговорки возможно только в случаях, когда последствия ее применения противоречили бы публичному порядку России. Иными словами, противоречие должно существовать не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

Например, нормы мусульманского права допускают полигамию, а российское право основано на принципах равноправия мужчины и женщины и единобрачия. Таким образом, заключение брака между иностранным гражданином, состоящим в другом браке, с российской гражданкой будет противоречить публичному порядку России, а следовательно, в заключении такого брака будет отказано. Однако ребенок, рожденный в полигамном браке, по мусульманскому праву считается законнорожденным, в связи с чем он имеет право на получение содержания от своих родителей. Применение этой нормы иностранного права соответствует принципу семейного права России - обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Поэтому суд применит данную норму иностранного права.

3. последствия применения нормы иностранного права явно противоречат основам правопорядка России. Это означает, что суд должен доказать, что существует очевидная несовместимость между последствиями применения иностранной правовой нормы и основами отечественного правопорядка.

4. отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.

В случае отказа в применении нормы иностранного права на основании оговорки о публичном порядке, судом или иным органом применяется соответствующая норма российского права. Однако если правоотношение тесным образом связано не с российским правом, а с правом другого иностранного государства, то будет применяться иностранное право на основании п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если. невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

2.5. реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и организаций.

Специальные принципы МЧП – «это безусловные формально-определенные правила поведения, представляющие собой наиболее общие нормы международного частного права, способствующие выделению всех его нормативных предписаний в особую подсистему национального права… основополагающие нормы прямого действия национального права» (Л. П. Ануфриева).

Принципы МЧП по сравнению с принципами других подсистем национального права обладают серьезной спецификой. Основная функция МЧП – «способствовать совместной жизни различных юридических систем» (А. Батиффоль, П. Лягард). Принципы МЧП, с одной стороны, связывают национальные правовые системы между собой, а с другой – юридически связывают международное и национальное право.

Автономия воли участников правоотношения – главный специальный принцип МЧП. Автономия воли лежит в основе всех имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений между частными лицами (принцип свободы договоров; свобода иметь субъективные права или отказаться от них; свобода обращаться в государственные органы за их защитой или терпеть нарушения своих прав). Современная тенденция МЧП – максимально широкое применение автономии воли сторон (трудовые договоры, потребительские сделки): «Исходным принципом российского законодательства при определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической сделке, является принцип автономии воли сторон» (М. М. Богуславский).

Принцип наиболее тесной связи – специальный принцип МЧП, определяющий основополагающие начала правового регулирования частных отношений, связанных с иностранным правопорядком. Правом, объективно свойственным такому отношению, является право, имеющее с ним наиболее тесную связь. Принцип тесной связи имеет фундаментальное значение для регулирования международных частных отношений в целом, определяет соотношение коллизионного и материального регулирования.

Коллизионные привязки отражают принцип наиболее тесной связи правоотношения, отягощенного иностранным элементом, с конкретной правовой системой. Например, отношения, связанные с оборотом вещей, наиболее объективным образом связаны с правом места нахождения вещи. Эта объективная связь отражена в коллизионном принципе lex rei sitae (П. Каленский).

Принцип предоставления определенных режимов – национального, специального (преференциального или негативного), режима наибольшего благоприятствования. Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам; режим наибольшего благоприятствования – иностранным юридическим лицам. Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы) лицам.

В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, – иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные лица государства пребывания (ст. 62 Конституции РФ). Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями, закрепленными в законах и подзаконных актах. Фактически правовой статус иностранцев основан на принципе режима наибольшего благоприятствования.

Основной режим в МЧП – режим наибольшего благоприятствования . Юридическое содержание принципа наибольшего благоприятствования – предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.

Принцип взаимности . Сущность взаимности – предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Основной источник взаимности – национальное законодательство. Нормы национального права о взаимности представляют собой односторонние акты государства, т. е. это заявление государства, адресованное неограниченному кругу субъектов международных отношений, выраженное в нормативном акте и влекущее правовые последствия (Л. Н. Галенская).

В американской доктрине подчеркивается, что между Российской Федерацией и США нет двустороннего международного договора по гражданским делам и США, в отличие от России, не участвуют в Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса (1954 г.). Однако судья Федерального суда США по международной торговле Э. Уоллок в 1999 г. подчеркнул, что американские суды склонны помогать российским коллегам на основе взаимности и не будут апеллировать к отсутствию международного договора при наличии ясно выраженной просьбы о правовой помощи.

Наличие взаимности в деятельности правоприменительных органов двух государств устанавливается следующими способами:

– правоприменительные органы одного государства констатируют, что в дружественной стране не производилось действий, свидетельствующих об отказе от взаимности;

– в постановлении национального правоприменительного органа перечисляются действия иностранного государства, подтверждающие взаимность в отношении сотрудничающих сторон.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В 1998 г. высшая инстанция уругвайского суда общей юрисдикции вынесла судебный акт о признании и принудительном исполнении решения суда РФ. В постановлении суда подчеркивалось, что хотя между Россией и Уругваем отсутствует договор о правовой помощи, уругвайским официальным органам неизвестны случаи отказа со стороны России в оказании помощи уругвайским лицам. Суд Уругвая считает себя обязанным на основе взаимности рассмотреть вопрос о признании и принудительном исполнении решения российского суда.

В доктрине высказывается мнение о существовании абсолютной и относительной взаимности. Абсолютная взаимность означает, что действия различных государств в отношении сходных вопросов являются зеркальным отражением друг друга. На практике примеров абсолютной (идеальной) взаимности привести невозможно. В действительности всегда имеет место относительная взаимность, которая реализуется в конкретном правоотношении конкретными действиями правоприменительных органов определенных государств (Т. Н. Нешатаева).

Для МЧП наибольшее значение имеет деление взаимности на материальную и коллизионную. Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву. Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность. Материальная взаимность выражается в предоставлении иностранным лицам той же суммы конкретных прав и правомочий, которыми национальные лица пользуются в соответствующем иностранном государстве. Формальная взаимность – в предоставлении иностранным лицам всех прав и правомочий, вытекающих из местного законодательства. Особенность формальной взаимности – иностранным лицам в другом государстве предоставляются и такие права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранные лица не могут требовать предоставления прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством соответствующего иностранного государства.

Материальная взаимность предоставляется в отдельных сферахавторское право, право промышленной собственности, двойное налогообложение. Пример материальной взаимности: право инвестора на получение компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложений.

По общему правилу предоставляется формальная взаимность. Пример формальной взаимности – предоставление иностранным физическим лицам национального режима в сфере гражданской и гражданско-процессуальной правоспособности (ст. 1196 ГК РФ, ст. 398 ГПК РФ).

Принцип международной вежливости - один из старейших институтов МЧП; в XVII в. международная вежливость (comitas gentium) являлась предпосылкой применения иностранного права. Международная вежливость – это «акты добрососедства, дружелюбия, гостеприимства… предоставление льгот, привилегий и услуг иностранным государствам и их гражданам не в силу требований международно-правовых норм, а по доброй воле государства». Международная вежливость представляет собой международное обыкновение, т. е. правило поведения, которому государства следуют, не признавая его юридически обязательным (Л. П. Ануфриева).

Проявление международной вежливости не презюмирует аналогичных ответных действий и не сопровождается требованием взаимности. Отказ от соблюдения международной вежливости не может расцениваться как недружественный акт, служить основанием для реторсий или репрессалий.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Понятие международной вежливости не используется в национальном законодательстве и международных договорах, но широко применяется в правоприменительной практике. В хрестоматийном решении английского суда по делу Лютера – Сегора (1921 г.) отмечено: «Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства, противоречит основным принципам справедливости и морали, – значит серьезно нарушить международную вежливость». В постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» предусматривается, что «направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи».

Наиболее распространенное применение принципа международной вежливости – «внедоговорная правовая помощь». При отсутствии специального международного соглашения о предоставлении правовой помощи государство вправе рассчитывать на оказание помощи на основе взаимности в порядке международной вежливости. Если государство без достаточных оснований отказывает другому государству в правовой помощи, такой отказ представляет собой нарушение принципа международной вежливости.

Понятие международной вежливости связано с понятием взаимности, но это не тождественные категории. Взаимность представляет собой норму международно-правового обычая и одновременно – норму национального закона. Принцип международной вежливости – это международно-правовое обыкновение, не являющееся правовой нормой. В национальном праве международная вежливость представляет собой обычай правоприменительной практики. Международную вежливость можно определить как взаимность, не закрепленную в договоре или законе.

Принцип недискриминации . Дискриминация – это нарушение или ограничение законных прав и интересов иностранных лиц на территории какого-либо государства. Принцип недискриминации означает, что лица какого-либо государства не могут быть поставлены в худшие условия, чем лица других государств. Каждое государство имеет право требовать от другого государства создания для его национальных лиц таких же условий, которыми пользуются лица других государств, т. е. общих и одинаковых для всех.

В доктрине высказывается точка зрения, что принцип недискриминации – это общепризнанный принцип международного права: «Недискриминационный режим распространяется на все государства без исключения, и если дискриминация имеет место, то это необходимо рассматривать как нарушение международного права» (Л. П. Ануфриева). Принцип недискриминации не нуждается в договорном закреплении, он непосредственно вытекает из суверенного равенства государств. Однако принцип недискриминации не входит в систему принципов международного публичного права; это общепризнанная норма МЧП всех государств – недопустимость дискриминации в частно-правовых отношениях.

Принцип недискриминации – «обратная сторона» принципа предоставления определенных режимов. Если в национальном законодательстве содержится общая норма о предоставлении иностранцам национального режима в области гражданской правоспособности, то необоснованное исключение из сферы действия данной нормы граждан какого-либо конкретного государства расценивается как дискриминация.

Право на реторсии . Реторсии – правомерные ответные ограничительные действия одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Это принудительные меры, совершаемые в ответ на недружественный акт (дискриминация физических или юридических лиц) и направленные не против государства в целом, а против его частных лиц в конкретной сфере международного общения. Цель реторсий – добиться отмены дискриминационной политики, восстановить применение принципа взаимности в отношениях между соответствующими государствами. Меры, вводимые в качестве реторсий, должны быть пропорциональны (не обязательно тождественны) спровоцировавшему их деянию и прекращаться с момента восстановления первоначального состояния. Обоснованное применение реторсий не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Реторсии иногда именуют «обратной взаимностью» (Л. П. Ануфриева).

В российском законодательстве нормы о реторсиях закреплены в ст. 1194 ГК РФ, п. 4 ст. 398 ГПК РФ, п. 4 ст. 254 АПК РФ. Полномочиями по установлению реторсий наделено Правительство РФ. Специальные предписания установлены в отраслевом законодательстве. Федеральный закон от 8 декабря 20003 г. № 164ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли (ответные меры), которые реализуются «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации».

Специальные принципы международного частного права

Специальные принципы МЧП – «это безусловные формально‑определенные правила поведения, представляющие собой наиболее общие нормы международного частного права, способствующие выделению всех его нормативных предписаний в особую подсистему национального права… основополагающие нормы прямого действия национального права» (Л. П. Ануфриева).

Принципы МЧП по сравнению с принципами других подсистем национального права обладают серьезной спецификой. Основная функция МЧП – «способствовать совместной жизни различных юридических систем» (А. Батиффоль, П. Лягард). Принципы МЧП, с одной стороны, связывают национальные правовые системы между собой, а с другой – юридически связывают международное и национальное право.

Автономия воли участников правоотношения – главный специальный принцип МЧП. Автономия воли лежит в основе всех имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений между частными лицами (принцип свободы договоров; свобода иметь субъективные права или отказаться от них; свобода обращаться в государственные органы за их защитой или терпеть нарушения своих прав). Современная тенденция МЧП – максимально широкое применение автономии воли сторон (трудовые договоры, потребительские сделки): «Исходным принципом российского законодательства при определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической сделке, является принцип автономии воли сторон» (М. М. Богуславский).

Принцип наиболее тесной связи – специальный принцип МЧП, определяющий основополагающие начала правового регулирования частных отношений, связанных с иностранным правопорядком. Правом, объективно свойственным такому отношению, является право, имеющее с ним наиболее тесную связь. Принцип тесной связи имеет фундаментальное значение для регулирования международных частных отношений в целом, определяет соотношение коллизионного и материального регулирования.

Коллизионные привязки отражают принцип наиболее тесной связи правоотношения, отягощенного иностранным элементом, с конкретной правовой системой. Например, отношения, связанные с оборотом вещей, наиболее объективным образом связаны с правом места нахождения вещи. Эта объективная связь отражена в коллизионном принципе lex rei sitae (П. Каленский).

Принцип предоставления определенных режимов – национального, специального (преференциального или негативного), режима наибольшего благоприятствования. Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам; режим наибольшего благоприятствования – иностранным юридическим лицам. Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы) лицам.

В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, – иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные лица государства пребывания (ст. 62 Конституции РФ). Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями, закрепленными в законах и подзаконных актах. Фактически правовой статус иностранцев основан на принципе режима наибольшего благоприятствования.

Основной режим в МЧП – режим наибольшего благоприятствования . Юридическое содержание принципа наибольшего благоприятствования – предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.

Принцип взаимности . Сущность взаимности – предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Основной источник взаимности – национальное законодательство. Нормы национального права о взаимности представляют собой односторонние акты государства, т. е. это заявление государства, адресованное неограниченному кругу субъектов международных отношений, выраженное в нормативном акте и влекущее правовые последствия (Л. Н. Галенская).

В американской доктрине подчеркивается, что между Российской Федерацией и США нет двустороннего международного договора по гражданским делам и США, в отличие от России, не участвуют в Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса (1954 г.). Однако судья Федерального суда США по международной торговле Э. Уоллок в 1999 г. подчеркнул, что американские суды склонны помогать российским коллегам на основе взаимности и не будут апеллировать к отсутствию международного договора при наличии ясно выраженной просьбы о правовой помощи.