Конституции рсфср 1925 г консультант. Государственное устройство

Вторая Конституция РСФСР, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции".

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван "измененным текстом Конституции".

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие.

Так, в ст.20 было закреплено: "Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст.25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст.51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Конституция 1925 года закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

  • 1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст.3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Ч Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст.1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.
  • 2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл.4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях", в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях. К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и В. ЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР. Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Единственное, что интересовало составителей Конституции, - сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

Система высших органов союзных республик по этой Конституции - съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. Точно так же, как в СССР, в ССР был свой исполнительный орган - СНК. В Конституции было записано, что Союз Республик является добровольным и равноправным. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Данная Конституция действовала до 1936 г.

В связи с появлением Конституции СССР возникла необходимость принять новую Конституцию РСФСР, что произошло в 1925 г.

Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г. обозначила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» . Вся полнота власти, по этой Конституции, принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имеют обязательную силу на территории РСФСР.

Фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти Конституция РСФСР 1925 г. вводит новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, которые избирают исполнительные комитеты.

Количество членов президиумов определяется ВЦИК или его Президиумом.

Конституция СССР действовала до 1936 г., Конституция РСФСР - до 1937 г.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.19. Постановление 4 го Пленума Верховного Суда СССР «О восстановлении в правах гражданства и об амнистии» от 16 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном законе - Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР, непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Главное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления самого СССР, прав СССР, системе высших государственных органов СССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма. Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства. Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д.

Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти, по Конституции, являлся съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.

Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.

Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).

Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.

Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Конституция РСФСР 1925 г.

В 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР что было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью анализа уже пройденного после 1918 г. пути. Новая Конституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. дополнили друг друга.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Она закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями.

Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей уже «осуществление коммунизма», тогда как Конституция 1918 г. ставила своей целью строительство социализма.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИК получил законодательную власть, какой не обладал еще в 1918 г. Президиум ВЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответственны народные комиссары.

Кроме того, Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - Президиум исполнительных комитетов местных Советов для руководства всей текущей работой, а также проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти.

Т.о., Советская Россия стала федеративным государством, в состав которого входили автономные республики и области. Вновь образованное государство СССР, по существу, также был федеративным объединением формально независимых государств, чей суверенитет ограничивался лишь рамками общей Конституции. Система государственного управления базировалась на конституционных принципах. Это в первую очередь касалось распределения сфер деятельности и полномочий между центральными и республиканскими властями. Органы власти и управления -- как союзные, так и республиканские -- строились с учетом опыта, накопленного в период совместного решения политических, военных и экономических задач.

Конституция СССР 1924 года:В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка конституции началась еще в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. Были сформированы 6 комиссий (комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий). В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие.

За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (на деле это право - фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган - Совет народных комиссаров СССР. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Здесь находились те политические моменты, которые урегулировали нужные власти положения. Большого юридического значения эта часть не имела

Договор состоял из 11 глав:

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве (Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР).

3. О съездах Советов СССР (порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.).

4. О ЦИК СССР (определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат - Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик).

5. О Президиуме ЦИК СССР (полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания).

6. О СНК СССР (состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться).

7. О Верховном Суде СССР (полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками).

8. О Народных комиссариатах СССР (состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.).

9. Об ОГПУ (посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда).

10. О союзных республиках (раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР).

11. О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

* руководство транспортом и связью;

* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;

* между республиками и др.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5:

* иностранных дел;

* военных и морских дел;

* внешней торговли;

* путей сообщения;

* почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

* продовольствия;

* финансов;

* рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Сохранялось классовое понятие избирательного права. Данная конституция – типичная конституция власти, в ней не урегулированы вопросы из сферы прав и свобод граждан, не затрагивается сфера избирательного права, большое внимание уделяется механизму организации власти в СССР, реализации принципа федерализма, определению статуса субъектов государства.

и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей. Образование РСФСР, Конституция РСФСР

Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста­точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти­воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар­гинальных националистических групп подавлялись. Это про­исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно­го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди­ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо­вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР1. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре­шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от­дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис­полнения решения.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера­тивное государство с автономными образованиями. На терри­тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер­ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич­ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1. Однако, следует отметить, что новая Кон­ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон­ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз­главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези­диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон­ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном­ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла­ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по­ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс­плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче­ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан­ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет­скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но­вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто­номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре­пила РСФСР как федеративное государство с автономными об­разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу­дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со­ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя­зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе­тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же­лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст­ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со­ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара­ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи­ум ВЦИК1. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга­ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со­званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при­останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ­ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени­ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис­полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку­щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь­ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе­ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз­ных республик.

30 марта 1918 года Центральный комитет РКП (б) поставил вопрос о подготовке Основного закона, который должен был решить общие проблемы управления государством. Первым основным законом стала конституция РСФСР от 10 июля 1918 года. 19 июля 1918 года первая советская конституция вступила в силу. Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства. Это обусловливало специфику ее основных институтов.

Конституция состояла из 6 разделов: Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918 г.-: ГАРАНТ - справочная правовая система.

  • 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции РСФСР;
  • 3) Конструкция Советской власти;
  • 4) Активное и пассивное избирательное право;
  • 5) Бюджетное право;
  • 6) О гербе и флаге РСФСР.

В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Статья 7 ее провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах российской социалистической федеративной советской республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918 г.-: ГАРАНТ - справочная правовая система.

В конституции прямо не говориться об интеллигенции. Однако смысл статей 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении советской власти к ней. Статья 7 четко делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых.

Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том, кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а именно против эксплуататорского меньшинства общества. В наиболее общей форме этот принцип закреплен в статье 23. Ограничивалась и свобода печати для буржуазии. Баглай М.В. Конституционное право РФ: уч-к для вузов / М.В. Баглай. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 2002. с. 111.

Характерной чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22 основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод: свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких ст. 13), свободу выражения своих мнений, свободу собраний (ст. 15), свободу союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений».

Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. Конституция фиксировала лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо, прежде всего, отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 гласила: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!».

Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского съезда Советов как верховного органа власти. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статья] // Советское государство и право. -1991. - N3. с. 22.

  • 11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР, которая состояла из шести разделов:
    • - общие положения;
    • - о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
    • - об устройстве Советской власти;
    • - об Автономных советских Социалистических Республиках и областях;
    • - о местной власти;
    • - о выборах в советы;
    • - о бюджетном праве;
    • - о гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статья] // Советское государство и право. -1991. - N3. с. 23.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках были народные комиссариаты. Конституция предусматривала три категории наркоматов. Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались только в Союзе. Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник, М.: Юристь, 1995. с. 67.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства.

Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила “осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”.