Фз по предметам совместного ведения. О нормотворческой деятельности субъекта российской федерации по предметам совместного ведения. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

В целях организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, в соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы» Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков»:
1.1. В приложении 2 к постановлению:
1.1.1. Пункты 2, 4, 5, 9, 12, 14, 18, 39, 55, 56, 60, 62, 63, 65, 75, 81, 82, 83, 84, 86, 93, 94, 97, 98, 99, 100, 117, 133, 143, 148, 152, 183, 184, 186, 187, 188, 190, 242, 243, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 289, 292, 304, 346, 366, 376, 380, 381, 383, 390, 392, 404, 405, 406, 408, 411, 413, 415, 418, 419, 442, 462, 474, 475, 476, 481, 485, 489, 491, 493, 500, 504, 508, 511, 515 признать утратившими силу.
1.1.2. В пункте 276 слова «Причальный пр., вл.4, корп.24» заменить словами «Причальный пр., вл.4, корп.2».
1.1.3. В пункте 279 слова «ул.Фомичевой, вл.4» заменить словами «ул.Фомичевой, д.4, стр.2».
1.1.4. В пункте 280 слова «ул.Маршала Бирюзова, вл.10, стр.1» заменить словами «ул.Маршала Бирюзова, д.10, корп.1, стр.1».
1.1.5. В пункте 281 слова «ул.Нелидовская, вл.13, корп.1» заменить словами «ул.Нелидовская, д.13, корп.1, стр.1».
1.1.6. В пункте 285 слова «ул.Героев-Панфиловцев, вл.2/1, стр.1» заменить словами «ул.Героев-Панфиловцев, вл.1/2, стр.2».
1.1.7. В пункте 286 слова «ул.Берзарина, вл.23» заменить словами «ул.Берзарина, вл.21А».
1.1.8. В пункте 373 слова «Волгоградский просп., вл.44А» заменить словами «Волгоградский просп., вл.44А, стр.1».
1.1.9. В пункте 414 слова «ул.Угрешская, вл.14, стр.1» заменить словами «ул.Угрешская, вл.14, стр.2».
1.1.10. В пункте 490 слова «Нагатинский бульв., вл.1, корп.4» заменить словами «Нагатинский бульв., д.6А», слово «павильон» заменить словом «надстройка».
1.2. Приложение 2 к постановлению дополнить пунктами 517-834 в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
1.3. В приложении 3 к постановлению:
1.3.1. Пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 31, 33, 35, 36, 39, 40, 46, 47, 52, 53, 65, 66, 69, 70, 71, 82, 86, 87, 88, 90, 96, 100, 102, 108, 110, 113, 124, 126, 127, 131, 134, 135, 138, 143, 144, 149, 150, 151, 152, 154, 155, 167, 170, 172, 173, 174, 181, 182, 183, 185, 186, 187, 188, 191, 193, 196, 205, 206 признать утратившими силу.
1.3.2. В пункте 89 слова «ул.Таманская, вл.1, стр.4» заменить словами «ул.Таманская, вл.1, корп.4».
1.3.3. В пункте 94 слова «ул.Д.Бедного, вл.24» заменить словами «ул.Д.Бедного, вл.24, стр.4».
1.3.4. В пункте 107 слова «пер.3-й Крутицкий, вл.1113» заменить словами «пер.3-й Крутицкий, вл.13, стр.2».
1.3.5. В пункте 119 слова «ул.Донецкая, вл.30» заменить словами «ул.Донецкая, вл.30 (Проектируемый пр.4293)».
1.3.6. В пункте 142 слова «ул.Ясногорская, вл.13» заменить словами «ул.Ясногорская, д.13, стр.1».
1.3.7. В пункте 148 слова «ул.Кржижановского, вл.24/35, корп.3-4» заменить словами «ул.Кржижановского, вл.24/35, стр.3,4».
1.3.8. В пункте 156 слова «Ленинский просп., вл.131» заменить словами «Ленинский просп., вл.131 А».
1.3.9. В пункте 192 слова «Симферопольский пр., вл.7, стр.1» заменить словами «Симферопольский просп., вл.7, корп.1».
1.4. Приложение 3 к постановлению дополнить пунктами 208-384 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
Мэр Москвы С.С.Собянин

В целях совершенствования деятельности Департамента здравоохранения города Москвы и приведения Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы в соответствие с федеральным законодательством Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о Департаменте здравоохранения города Москвы ().

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. N 661-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год":

2.1. Пункт 2.1 постановления признать утратившим силу.

2.2. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.".

3. Признать утратившими силу:

3.1. Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 1992 г. N 1074 "Об организации лицензирования медицинской деятельности в Москве в 1992-93 гг.".

3.2. Распоряжение Правительства Москвы от 22 августа 2002 г. N 1233-РП "О заключении соглашений о передаче Министерством здравоохранения Российской Федерации Правительству Москвы полномочий по лицензированию в Москве медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

3.3. Постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. N 1070-ПП "О реорганизации Комитета здравоохранения Москвы".

3.4. Постановление Правительства Москвы от 28 января 2003 г. N 47-ПП "О лицензировании медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", и деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", на территории Москвы".

3.5. Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 620-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 года N 1070-ПП".

3.6. Постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 93-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. N 1070-ПП".

3.7. Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1093-ПП "О мерах по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан".

3.8. Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1452-ПП "О Департаменте здравоохранения города Москвы".

3.9. Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 30-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. N 1070-ПП".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
о Департаменте здравоохранения города Москвы

I. Общие положения

1. Департамент здравоохранения города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающим необходимые условия для оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве.

2. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Московским городским фондом обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

II. Полномочия Департамента

4. Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе:

4.1.1. Проекты государственных программ города Москвы в установленной сфере деятельности, включая программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний и программы научных исследований в сфере охраны здоровья, предусматривающие их координацию, а также проекты правовых актов по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

4.1.2. Проекты территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

4.1.3. По вопросам организации оказания населению города Москвы всех видов медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.

4.1.4. Об установлении мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, по вопросам организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

4.1.5. О разработке и реализации региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами и установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактически отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

4.1.6. Об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4.1.7. О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (жителей города Москвы) в части предоставления комплектов детского белья, обеспечения молочными продуктами детского питания (в том числе адаптированными молочными смесями), лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно.

4.1.8. По иным вопросам в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. По обеспечению оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

4.2.2. По организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также по организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с и настоящего Положения.

4.2.3. По организации осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории города Москвы, а также по вопросам участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

4.2.4. По организации осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.5. По организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.6. Об информировании населения города Москвы, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории города Москвы, осуществляемом на основе ежегодных статистических данных, а также об информировании об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий.

4.2.7. По реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

4.2.8. По установлению случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.

4.2.9. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности и организации деятельности Департамента, в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.3. Департамент является:

4.3.1. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере охраны здоровья, в том числе по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3.2. Страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения города Москвы.

4.4. Департамент осуществляет:

4.4.1. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4.2. Лицензионный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4.3. Региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

4.4.4. Внутриведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях.

4.5. Департамент обеспечивает:

4.5.1. Ведение реестра лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность, деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5.2. Ведение регионального сегмента федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

4.5.3. Внесение в Торговый реестр города Москвы информации о хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их структурных подразделениях.

III. Права, организация деятельности и руководство Департамента

5. В целях осуществления своих полномочий Департамент имеет право:

5.1. Запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в пределах своей компетенции.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности, а также аттестационную комиссию по присвоению квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам и принимать положение об указанной комиссии.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения выполнения возложенных на орган исполнительной власти города Москвы полномочий.

5.6. Проводить мониторинг, анализ и прогноз реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

5.7. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

6. Департамент выполняет функции и полномочия учредителя медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования города Москвы и иных подведомственных Департаменту государственных учреждений и государственных унитарных предприятий в соответствии с законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за выполнением ими государственного задания.

7. Департамент осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования.

8. Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

9. Департамент выступает в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности.

10. Департамент принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.

11. Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

12. Департамент организует и осуществляет в пределах компетенции органа исполнительной власти города Москвы мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

13. Департамент выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

14. Департамент является обладателем:

14.1. Информационных ресурсов и автоматизированных информационных систем, создаваемых, формируемых и приобретаемых Департаментом за счет средств бюджета города Москвы.

14.2. Исключительных прав на официальный сайт Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

15. Департамент осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

16. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Мэром Москвы.

17. Руководитель Департамента имеет двух первых заместителей и пять заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Мэром Москвы.

18. Руководитель Департамента:

18.1. Руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Департаментом установленных полномочий.

18.2. Распределяет обязанности между заместителями руководителя.

18.3. Утверждает в установленном порядке штатное расписание Департамента в пределах утвержденных предельной численности и фонда оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Департамента.

18.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

18.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных бюджетных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

18.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Департамента, осуществляет контроль за их исполнением.

18.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Департаментом.

18.8. Осуществляет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих города Москвы и работодателя для работников Департамента, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством, организует прохождение государственной гражданской службы в Департаменте.

18.9. Действует без доверенности от имени Департамента, заключает от его имени договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

18.10. Представляет Департамент в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях граждан.

18.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

18.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.

18.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Департаменте и подведомственных ему организациях.

18.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Департамента, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.

19. В Департаменте может быть образована коллегия в составе руководителя Департамента (председатель коллегии), его заместителей, являющихся членами коллегии по должности. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Департамента.

20. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бланки и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, иные служебные печати и штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.

21. Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти, а также в установленном порядке за счет субвенций федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданных в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

22. Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

23. В случае ликвидации Департамента его документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.

24. Департамент здравоохранения города Москвы является правопреемником Комитета здравоохранения Москвы.

25. Юридический адрес Департамента здравоохранения города Москвы: 127006, Москва, Оружейный пер., д. 43.

Обзор документа

Департамент здравоохранения разрабатывает проекты правовых актов Мэра и Правительства Москвы по вопросам оказания населению города медицинской помощи, проекты государственных программ в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, проекты правовых актов по организации обеспечения граждан лекарствами и медицинскими изделиями и т. д.

Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города, осуществляющим переданные РФ полномочия в сфере охраны здоровья, в том числе по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, культивированию наркосодержащих растений; страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

Кроме того, Департамент осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности; лицензионный контроль; региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Россия является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов – государствоподобных образований. В РФ предметы ведения и полномочия разграничены между федерацией и регионами. Ст. 71 КРФ регламентирует перечень предметов ведения, входящих в компетенцию РФ, к ним относятся:

· принятие и изменение КРФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория РФ;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность и управление ею;

· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

· оборона и безопасность; оборонное производство и др.

Ст. 72 перечисляет перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, среди них:

· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА краев, областей КРФ и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и др.

По вопросам, не входящим в предметы ведения РФ и предметы совместного ведения, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ.

По вопросам, находящимся в исключительной компетенции субъектов РФ, субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта, принятым по предметам исключительной компетенции субъекта, действует НПА субъекта РФ.



Если внесение проектов законов по предметам исключительной компетенции РФ в ГД не вызывает особых сложностей при осуществлении юридической экспертизы, то при разработке проектов законов и иных НПА субъекта по предметам совместного ведения и последующей их экспертизе нередко возникают сложности. Так, возможны конфликты между интересами центра и субъектов в следующих случаях:

1. субъект РФ разрабатывает проект НПА, прямо противоречащий федеральному законодательству;

2. субъект РФ разрабатывает проект закона, не противоречащий федеральному законодательству, но таким образом, что принятие его не позволит субъекту физически подчиняться обоим законам;

3. субъект РФ разрабатывает и принимает НПА, препятствующий исполнению или опосредующий прямое действие ФЗ.

В целях предотвращения данных конфликтов, КС РФ сформулировал следующую правовую позицию: субъект РФ вправе самостоятельно регулировать отношения по вопросам совместной компетенции до принятия ФЗ; при отсутствии ФЗ, субъект имеет право регулировать вопрос т/о в рамках совместного ведения, не вторгаясь в исключительную компетенцию РФ; в случае же наличия ФЗ, законодатель субъекта вправе принимать НПА на основе этого закона, но только в пределах предоставленной ему компетенции.

В целях разграничения предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, между ними могут заключаться договоры о совместном ведении, которые также подвергаются юридической экспертизе. Эксперт, анализируя такой договор, должен оценить: не нарушен ли принцип совместного ведения, не преувеличены ли полномочия центра, предоставлены ли субъекту реальные полномочия в регулировании отдельной сферы общественных отношений и т.д.

Заключение договоров допускается только в том случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем установлено федеральным законом, разграничение полномочий. Договоры являются вспомогательным механизмом, призванным уточнить отдельные вопросы разграничения компетенции с учетом региональной специфики. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ» регулирует порядок заключения этих договоров. Законом введена процедура согласования (одобрения) договоров с законодательными органами. В ч.4 ст. 26.7 Закона предусмотрено первоначальное одобрение проекта договора региональным парламентом в форме постановления, решение которого затем сообщается главой региона ПРФ. После этого договор подписывается ПРФ и главой региона и в течение 10 дней после подписания подлежит направлению в ГД для утверждения его федеральным законом (ч. 7 - 8 ст. 26.7), после чего он вступает в юридическую силу.

Кроме того, указанный закон допускает заключение соглашений, которыми ФОИВ передают ОИВ субъекта РФ часть своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Соглашение подписывается руководителем ФОИВ и высшим дл субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). Соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством РФ.

3. Условия внесения проектов законов – представление необходимых документов, наличие заключения Правительства РФ как один из аспектов правовой экспертизы

Осуществляя внесение проектов законов в законодательный орган, необходимо предоставить определенный перечень документов, их приложение является обязательным условием для рассмотрения законопроекта. В ст. 105 Регламента ГД РФ закреплен следующий перечень документов (подобный перечень установлен в регламенте ЗС ЗК):

1. Пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого проекта закона. В ней указывается также в соответствии с какой статьей КРФ или в соответствии с каким ФКЗ, ФЗ подготовлен проект закона; цели принятия этого закона; пробел в законодательном регулировании каких общественных отношений должен заполнить этот законопроект; кратко раскрывается содержание основных положений проекта.

2. Текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект.

3. Перечень законов РФ и законов РСФСР, ФКЗ, ФЗ и иных НПА РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона.

4. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта закона, реализация которого потребует материальных затрат).

5. Заключение Правительства РФ – по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 КРФ, а именно:

Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты;

О выпуске государственных займов;

Об изменении финансовых обязательств государства;

Другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, например, проекты о безвозмездном финансировании расходов на различные цели, об установлении каких-либо льгот гражданам, предприятиям и организациям и др.

Заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в ГД в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Заключения Правительства на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства о рассматриваемых палатами Федерального Собрания ФЗ и законопроектах подписываются Председателем Правительства РФ или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

Заключение Правительства РФ необходимо по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий ФЗ о соглашении о разделе продукции. Также по этим законопроектам предоставляется решение законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр.

Порядок подготовки заключений Правительства РФ регулируется Постановлением Правительства от 11.04.1994 г. № 310. Данное Постановление устанавливает срок в 14 дней для подготовки Правительством заключений на законопроект, направленный ГД РФ. Также в Постановлении указывается, что Правительство может давать поручения ФОИВ подготовить заключения. Срок для подготовки – 7 дней.

6. Другие документы, указанные в п.п. «е» – «о» ст. 105.

Задачей эксперта, проводящего правовую оценку законопроекта, является проверка соответствия прилагаемых документов требованиям закона:

Перечень документов должен быть полным, исчерпывающим;

Каждый из документов должен содержать строго определенные сведения;

Документ должен быть лаконичным, четким; в нем не должны присутствовать технические, редакционные, логические, лингвистические ошибки;

Концепция законопроекта, отраженная в пояснительной записки должна соответствовать КРФ, вышестоящим законам, иным НПА;

Финансово-экономическое обоснование не должно содержать размытые формулировки, нечеткие данные, которые могут способствовать распространению коррупции.