Цели государственной регистрация ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности. Публикация сведений о ликвидации юридического лица

«Аутсорсинг»…Что это такое и какова история его появления.

Аутсорсинг (в переводе с англ. “outsourcing” – outside resource using – использование внешних ресурсов) – передача организацией части своих производственных функций или определенных бизнес-процессов на обслуживание другой организации-исполнителю, специализирующейся в данной области.

Нередко аутсорсинг называют величайшим открытием, «феноменом 20 века», поскольку широкое распространение это явление получило в Америке в 80-х гг., а затем и во многих европейских странах. В России эта идея стала приживаться со второй половины 90-х гг. Многие специалисты считают, что механизм аутсорсинга не несет ничего кардинально нового, а его истоки уходят к таким понятиям, как «разделение труда», «специализация», «кооперация», появившимся в экономической теории уже давно, и претерпевшим некоторые изменения, модернизацию.

Мнение специалистов вполне обосновано, примером использования аутсорсинга еще в 30-х гг. 20 в., служит противостояние двух автомобильных гигантов: компаний Ford и General Motors. За 12 лет Генри Форд превратил крошечную компанию по производству автомобилей в промышленного гиганта с оборотом 1250000 автомобилей в год. Форд мечтал об абсолютно самодостаточной промышленной империи. Стремился контролировать движение своей продукции на протяжении всего жизненного цикла: строил железные дороги, инвестировал средства в угольные шахты, построил первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную компанию.

Однако в 1927 г. Форд был вынужден остановить сборочный конвейер автомобиля «Т». В это время рынок легковых автомобилей захватила компания GM, во главе которой встал Альфред Слоун–младший. Новацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до того, как этот термин появился в литературе. Он понял, что специализированные фирмы выполняют свои функции лучше, чем собственные подразделения компании, поэтому в основу организации производства положил метод кооперации узкоспециализированных производств.

Таким образом, еще в 30-х гг. прошлого века борьба двух лидеров автомобильного рынка наглядно показала, что ни одна компания не может быть самодостаточной и опираться лишь на собственные ресурсы. Развитие становится возможным во многом благодаря эффективному управлению активами, поэтому специалисты все больше призывают предприятия переходить к аутсорсингу как к действенному способу достижения экономических преимуществ перед конкурентами.

Основной принцип аутсорсинга звучит следующим образом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

На наш взгляд, в условиях жесткой современной конкуренции, этот принцип является гениальным решением для достижения высокой эффективности и конкурентоспособности предприятия, для прочного закрепления на рынке, особенно, если при этом будет соблюдаться немаловажное соотношение «цена-качество».

Основные цели аутсорсинга:

1. Улучшение качества товаров и услуг при конкретных производственных затратах.
2. Снижение цены на предлагаемые услуги и реализуемую продукцию при сохранении оптимального уровня качества за счет максимального снижения производственных затрат.
3. Увеличение финансовой устойчивости предприятия за счет минимизации затрат, но при этом сохраняя определенный уровень качества продукции и услуг.

Таким образом, суть аутсорсинговой деятельности заключается в экономии времени и денег, а также, в концентрации организации на своей профильной деятельности.

В применении аутсорсинга компании разрабатывают собственные виды, но все они классифицируются следующим образом (рис.1):

Рис.1. Виды аутсорсинга

Аутсорсинг уже достаточно распространен в нашей стране. Как правило, на аутсорсинг выносится бухгалтерский учет и аудит, юридическое сопровождение, ИТ-обслуживание и др. (Рис.2):

Рис.2. Передача функций аутсорсеру

HR-аутсорсинг может включать в себя любые из этих функций как все вместе, так и по отдельности. Передача на аутсорсинг профильных функций представлена на рис. 3:

Рис.3. Передача на аутсорсинг профильных функций


Мнение о том, что аутсорсинг - только для крупных, или наоборот, только для мелких компаний - это ошибка. Аутсорсинг удобен и выгоден всем, разница только в объеме передаваемых функций и целях аутсорсинга.

Мелкие компании, как правило, передают кадровое делопроизводство и расчеты (иногда вместе со всей бухгалтерией), часто подбор офисного персонала и обучающие мероприятия (разовые, как правило). Здесь основная идея аутсорсинга – невозможность содержать в штате необходимых узких специалистов.

Важнейшее условие успешного HR-аутсорсинга – компетентность компании аутсорсера. Профессиональный HR-аутсорсер применяет к задачам клиента бизнес-ориентированный подход, он состоит в том, что бизнес клиента в части управления персоналом рассматривается как комплекс взаимосвязанных процессов и предлагаются такие решения, которые способствуют достижению стратегических целей.

Возьмем, например, процесс разработки системы компенсации и льгот. В принципе, эта задача "одноразовая". Систему надо единожды разработать, а впоследствии только поддерживать и развивать, со временем вносить некоторые коррективы. Если рассматривать эту задачу как проект, а значит, выделить на ее реализацию человеческие и финансовые ресурсы, определить бюджет, установить сроки выполнения, плюс требование качества выполнения, необходимость минимизации рисков, то реализация такого проекта «собственными силами» окажется во много раз более дорогостоящей, чем передача его для выполнения профессиональному консультанту по управлению персоналом.

Или, например, подбор персонала. В этом процессе две составляющие: регулярный процесс – рекрутмент и проектный – эксклюзивный подбор ключевых кадров. Первый процесс – постоянный и трудозатратный, как правило, ведется силами HR-служб компаний. Второй – осуществляется в основном хедхантерами и также стоит значительных средств. Оба эти процесса можно отдать на аутсорсинг специализированной компании, которая за абонентскую плату, обговорив число необходимых для заполнения вакансий, будет осуществлять профессиональный рекрутмент, а также подбирать для компании топ-персонал.

Перечислим плюсы кадрового аутсорсинга:

1. Снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:
- сокращение и контроль издержек;
- экономия на налогах на зарплату штатной единице;
- освобождение внутренних ресурсов компании для других целей.
2. Увеличение качества получаемых продуктов или услуг:
- фокусирование компании на основной деятельности как заказчика, так и исполнителя - здесь возможен синергетический эффект;
- использование специализированного оборудования, знаний, технологий.
3. Снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса:
- использование конкуренции на рынке исполнителя;
- сокращение влияния неуправляемых факторов, например нехватка комплектующих;
- разделение и частичная передача другой организации рисков;
- дополнительный доступ к финансам - повышение инвестиционной привлекательности организации.

Таким образом, аутсорсинг кадровых услуг становится все более популярным среди специалистов по управлению персоналом как западных, так и российских компаний, что подтверждает его эффективность. Передавая часть HR-функций аутсорсинговым организациям, фирма становится более гибкой в условиях меняющейся экономики и ужесточающейся конкуренции. Выбрав надёжного провайдера, компания получает возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности и разрешить текущие проблемы с помощью высококвалифицированных специалистов, а также приобретаёт партнера, который профессионально подходит к решению поставленных перед ним кадровых задач.

Тенденции развития HR-аутсорсинга в России и других странах

Согласно мировой статистике, расходы компаний на аутсорсинг в ближайшее время достигнут одного триллиона долларов. В России пока более привычными являются услуги сторонних компаний по ведению бухгалтерии, охране или уборке помещений. Однако специалисты прогнозируют значительное увеличение спроса на аутсорсинг в области управления кадрами предприятия в ближайшие годы. Мировой рынок аутсорсинга представлен на рис. 4:

Рис.4. Мировой рынок аутсорсинга

В последнее время многие международные рекрутинговые компании модифицируют свои услуги также в сторону аутсорсинга внутренней функции подбора персонала.

Также популярностью пользуется передача функций по информационной безопасности и информационным технологиям (рис. 5):

Рис.5. Работа аутсорсера


Иногда аутсорсинг путают с аутстаффингом, другой распространенной технологией менеджмента. И там и там персонал сторонней организации выполняет определенную работу, часто на территории заказчика. Отличие можно рассмотреть на простом примере. В последнее время в крупных холдингах стали появляться так называемые сервисные компании, в частности, ИТ-подразделения во всех структурах выделяют в самостоятельную специализированную компанию, концентрируя тем самым высококвалифицированных специалистов, синергетически наращивая компетенции по ключевым направлениям и обеспечивая равномерную загрузку персонала в соответствии с необходимостью проведения работ на предприятиях холдинга. При этом если компания оказывает услуги поддержки работоспособности IT-инфраструктуры, внедрения программного обеспечения и т.п., то мы имеем дело с аутсорсингом. Если, по сути, те же работники (точнее их способность квалифицированно выполнять определенные операции) предоставляются "в пользование" сервисной компанией предприятию, то этот метод называется аутстаффингом. В рассмотренном примере однозначно первый вариант обеспечивает холдингу стабильное функционирование информационной системы.

Как применять на практике технологии аутсорсинга в управлении человеческими ресурсами? Одним из распространенных способов принятия решения об аутсорсинге является использование матрицы аутсорсинга (BKG Profit Technology) (Рис. 6):

Рис.6. Матрица аутсорсинга

Ее можно применить в процессе принятия решения об аутсорсинге управления знанием (понимая обучение как процесс передачи и приобретения знаний, а информационные технологии - как способ сохранения знаний).

По вертикальной оси матрицы рассматривается степень соответствия способностей организации ее стратегическим целям. Чем выше степень соответствия организационных способностей целям организации, чем больше вклад этих способностей в формирование ключевых компетентностей, чем уникальнее эти компетентности, тем в большей степени организации следует развивать и сохранять эти способности. В смысле управления знаниями это означает поддержание непрерывного процесса внутрифирменного обучения и организацию специальных процедур для кодификации и сохранения ключевых знаний в информационных системах. С другой стороны, чем меньше способности организации соответствуют стратегическим целям, чем меньше их вклад в ключевые компетентности, тем безопаснее для организации отдавать эти способности на аутсорсинг.

Горизонтальная ось определяет позиции организационных способностей в сравнении с рынком, конкурентами. Если организационные способности у компании хуже, чем на рынке, следует ориентироваться на внешние источники знаний. Если организационные способности компании лучше, чем у конкурентов, то больше внимания следует уделить защите связанных с этими способностями знаний, их сохранению в информационных системах и эффективному использованию в компании. Последнее неразрывно связано с процессами обучения.

В матрице представлено несколько типов квадрантов:

Учись - получение знаний и навыков из внешних источников, например через создание совместных предприятий (СП) и альянсов.
Развивай - развитие собственных знаний и навыков, неразрывно связанное с инвестированием.
Защищай - защита своих уникальных стратегических ресурсов и способностей.
Покупай - приобретение товаров и услуг у сторонних поставщиков.
Выясняется, что выявить компетентность значительно сложнее, чем определить, в чем она заключается.
Выделяй - образование на базе непрофильных компетентностей самостоятельных стратегических бизнес-единиц.
Продавай - продажа непрофильных предприятий.

Однако руководители, принимая решения с помощью представленной матрицы, не всегда верно истолковывают лежащие в ее основе принципы. А это может привести к разрушению ресурсов и способностей, на которых строятся конкурентные преимущества организации. Что же еще следует учитывать при принятии решений об аутсорсинге обучения и информационных технологий в компаниях?

1. Ключевые компетенции организации

В первую очередь следует выявить ключевые компетенции организации, то есть те сочетания организационных способностей, которые:
- обеспечивают организации потенциальный доступ к разнообразным рынкам;
- вносят существенный вклад в создание ценности для потребителей товаров и услуг организации;
- представляют достаточную трудность для копирования конкурентами.

2. Следующий шаг - определение мест в организации, где могли бы быть сосредоточены эти самые ключевые компетенции.

И тут руководители часто сталкиваются с довольно сложной задачей: выясняется, что выявить компетентность значительно сложнее, чем определить, в чем она заключается.

Здесь уместно обратиться к подходу Р. Гранта, заключающемуся в идентификации ресурсов и способностей, которые позволяют организации реализовывать те или иные стратегии. Ресурсы организации объединяются в три основные группы:

Осязаемые (финансовые и физические);
- неосязаемые (технологии, репутация, культура);
- человеческие (специальные навыки и знания, коммуникация и способность взаимодействовать, мотивация).

По самой природе осязаемых ресурсов они не часто становятся основанием для формирования ключевых компетенций. Иначе дело обстоит с неосязаемыми и человеческими ресурсами. Именно они могут позволить организации получить доступ к разнообразным рынкам, вносят наибольший вклад в ценность продуктов для потребителей. Как правило, их труднее всего скопировать конкурентам.

Таким образом, наиболее существенным условием принятия решения об аутсорсинге обучения и информационных технологий становится сохранение организацией ее ключевых компетенций. Только при выполнении этого условия можно переходить к работе с матрицей аутсорсинга.

Свойство информации таково, что организация может даже не узнать о факте несанкционированного копирования и будет считать, что является единственным носителем компетентности, основанной на кодифицированном знании...

Организационная память

Выше уже отмечалось, что обучение и информационные технологии не являются основными видами деятельности большинства организаций. Однако их роль нельзя недооценивать. В первую очередь именно люди как носители знания являются основной предпосылкой для успешной деятельности компании. Люди используют свои знания и навыки для выполнения операций, для продажи товаров и услуг, для ведения финансового учета, для осуществления других функций в организациях. При этом используемые знания и навыки получают дополнительное развитие, когда работники сталкиваются с нестандартными ситуациями, с которыми еще не встречались ранее. Приобретается опыт, который можно передать дальше - коллегам и преемникам.

В результате формируется так называемая «организационная память» компании, в которой хранятся знания, существенные для выживания и развития компании. Однако «память» эта неоднородна и рассредоточена, поэтому пользоваться ею непросто. Блэклер выделил пять типов организационной памяти:

Логическая (embrained) - знания тесно связаны с мыслительными (когнитивными) процессами;
- экспериментальная (embodied) - знания и навыки тесно связаны с опытом, полученным работниками в ходе их повседневной деятельности;
- культурная (encultured) - знания и навыки тесно связаны с особенностями культуры организации;
- встроенная (embedded) - знания и навыки тесно связаны с процессами, процедурами, системами и структурами, существующими в организации;
- закодированная (encoded) - знания формализованы и хранятся в кодифицированном виде, доступные для использования в данной организации.

Представленные категории хорошо проявляют основные области, в которых сосредоточено организационное знание. Первые два типа памяти (логическая и экспериментальная) связаны с работниками ОАО «Варьеганнефть», и извлечение (получение) знаний из этой области организационной памяти требует проведения обучения, например в форме наставничества.

Следующие две области памяти (культурная и встроенная) являются еще более труднодоступными. Знания, хранящиеся там, могут быть рассредоточены по всей организации в виде должностных инструкций, технических описаний и предписаний, а также в виде мифов, слухов, навыков межличностного взаимодействия, которые не так-то просто передать новичкам, не знакомым со спецификой ОАО «Варьеганнефть».

Последний тип памяти (закодированная) предоставляет возможность использовать информационные технологии для сохранения выявленных и кодифицированных знаний. Таким образом, при аутсорсинге управления знанием становится важным разрешением противоречия между необходимостью защиты доступа к этим знаниям и организационной памяти и необходимостью их дальнейшего использования в организации.

Наиболее существенным условием принятия решения об аутсорсинге обучения и информационных технологий становится сохранение организацией ее ключевых компетентностей.

Как снизить риски потери знания

При принятии решения об аутсорсинге информационных технологий и обучения следует четко формулировать цели, которых компания хочет достичь в результате. Если речь идет о приобретении наиболее общих знаний, умений и навыков, то, скорее всего, такой аутсорсинг не таит в себе серьезных угроз целостности ключевых компетенций компании. Однако некоторые навыки, необходимые для успешной дальнейшей деятельности компании, например, технология перекачки нефти и газа или навыки добычи нефти, являются настолько специфическими, что для их приобретения или развития необходима осознанная идентификация их носителей внутри компании и организация специальных процедур наставничества. Такие процедуры должны стать самостоятельным объектом внимания со стороны руководителей нефтяных компаний, так как они могут позволить компании сохранять целостность ключевых компетенций в течение длительного времени. При принятии решения об обучении персонала в области ключевой компетенции (высокое соответствие целям организации на матрице аутсорсинга) следует учитывать, насколько организация сильна в этих навыках по сравнению с конкурентами.

Если организационные способности компании в рассматриваемой области выше или такие же, как у конкурентов (квадранты «развивай» и «защищай» на матрице аутсорсинга), то обучение следует вести собственными силами. Если же организация чувствует себя хуже конкурентов, то необходимо сконцентрироваться на внешних источниках обучения. Причем в качестве таких источников можно рассматривать не только внешние учебные учреждения, но и стажировку в других организациях, не являющихся непосредственными конкурентами.

Принимая решение об аутсорсинге услуг по развитию информационных систем на предприятии, в первую очередь следует помнить об опасности утекания кодифицированных знаний в виде баз данных, описаний успешного опыта, должностных инструкций, описаний процессов и процедур. Такие описания могут являться источником информации о ключевых компетентностях организации. При этом свойство информации таково, что организация может даже не узнать о факте несанкционированного копирования и будет считать, что является единственным носителем компетенции, основанной на кодифицированном знании. В этом, пожалуй, кроется основная слабость кодифицированных знаний, что приводит нас к пониманию необходимости «развития» у компаний способности к использованию информационных технологий для организации процессов безопасного хранения кодифицированных знаний.

Противоположная сторона безопасности кодифицированных знаний - трудность доступа к ним, что снижает эффективность их использования. Таким образом, для современных компаний становятся жизненно важными умения правильно кодифицировать знания, безопасно сохранять их и эффективно использовать.

При использовании матрицы аутсорсинга для принятия решения в отношении информационных технологий, необходимо определить их роль в сохранении и развитии ключевых компетенций компании (область высокого соответствия целям организации на матрице). Если способности организации в области ключевых компетенций лучше, чем у конкурентов, а информационные технологии позволяют поддерживать и развивать эти способности, то организации стоит предпочесть заниматься выполнением этой функции внутри компании (квадранты матрицы «развивай» и «защищай»). Если же роль информационных технологий в поддержании и развитии ключевых компетенций невелика, если нет необходимости кодифицировать знания и хранить их в информационных системах (средняя и низкая степень соответствия целям организации на матрице аутсорсинга), то, скорее всего, стоит поручить решение вопросов, связанных с информационными технологиями, внешним исполнителям, обеспечив однако необходимый уровень защищенности информации.

Таким образом, на сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях. В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации процессы, которые передаются сторонним компаниям, могут существенно отличаться друг от друга.

В следующей статье рассмотрим еще одну эффективную HR-технологию - аутстаффинг. Расширяйте спектр применяемых кадровых технологий в своих организациях!

Руководитель проекта
"Центр Кадрового аудита и развития
профессиональных компетенций" Н.Е Катунина

Для того чтобы аутсорсинг не превратился в примитивную покупку услуг, необходимо определиться с тем, какие компетенции являются для компании ключевыми в настоящее время или станут ключевыми в будущем.

Предметом аутсорсинга могут быть все бизнес-процессы.

Однако согласно традиционному подходу, при котором бизнес-процессы разделяются на «основные» и «вспомогательные», процессы.

Основой технологии эффективного запуска аутсорсингового проекта является четкое представление обо всех задачах, которые надо решить за время подготовки, и их распределении между специалистами, занятыми в проекте. Поэтому на практике обычно используются следующие виды аутсорсинга: -

аутсорсинг в сфере IT; -

аутсорсинг бизнес-процессов - к данному виду относят также управление персоналом, внутренний аудит, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг снабжения, финансов, бухгалтерии и других функций; -

промышленный аутсорсинг; -

аутсорсинг офисной печати; -

бухгалтерский аутсорсинг.

Аутсорсинг позволяет компании-заказчику экономить расходы и значительно снизить трудоемкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные. Выгоды от использования аутсорсинга : -

сокращение расходов на аренду офиса, на соцстрах, налогов на зарплату и других; -

высокое качество результата; -

техподдержка; -

снижение рисков; -

экономия средств; -

экономия рабочего места; -

постоянная безотказная работа; -

экономия времени; -

гарантированное качество.

В настоящий момент времени аутсорсинг начинает использоваться не только в мегаполисах и в крупнейших компаниях, представленных на мировом рынке, но и начинает применяться в небольших городах России. И если в больших городах аутсорсинг достигает 70% и, в основном, представлен сферой IT-технологий, то в небольших городах или регионах, удаленных от основных центров, аутсорсинг получил значительно меньшее распространение.

Большинство предпринимателей относятся к аутсорсингу с недоверием и считают его недопустимым для использования. Основной причиной отказа от аутсорсинга называются опасения по поводу потери качества предоставляемых компанией услуг или работ.

Рассмотрим аутсорсинг на примере города Обнинска, расположенного в Калужской области. Сразу стоит отметить, что город Обнинск, как первый наукоград России, относится к молодым перспективным регионам, находящимся в настоящее время на этапе бурного развития. И в то же время попытки организации аутсорсинга в сфере IT не вызвало большого доверия у предпринимателей и крупных компаний.

Наиболее ярким и действующим примером удачного решения в области аутсорсинга является Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФБ). Компанией-аутсорсером выступает компания Легендор, которая предоставляет персонал для работы в call-центре. Помимо предоставления рабочих банку Хо- ум кредит компания Легендор также является кадровым агентством и занимается подбором, обучением персонала, проведением тренингов, конференций, разработкой новых систем обучения персонала в области банковского дела.

Аутсорсинг в банке Хоум Кредит осуществляется следующим образом.

В банке функционирует контактный центр горячей линии, работающей круглосуточно. В ХКФБ существуют аутсорсинговые контактные центры 2-х видов: 1) Will Stream и 2) Legendor.

Существующая в банке система приема звонков, состоит из нескольких уровней. Помощь в обработке звонков компанией Легендор осуществляется на первоначальном уровне, то есть вновь поступивших звонков. Сотрудники компании Легендор в свою очередь распределяют эти звонки на более узкопрофильные отделы, в которых работают сотрудники банка.

Сотрудники Легендора обладают ограниченными полномочиями. Компания Легендор самостоятельно занимается подбором и обучением персонала, банк же в свою очередь контролирует качество информации, предоставляемой сотрудниками компании Легендор клиентам банка.

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ*(325), регламентирующем в ст.

61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(326), Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"*(327) определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(328).

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ*(329). В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"*(330).

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. К возможным причинам добровольной ликвидации, перечисленным в ст. 61 ГК РФ, можно добавить и нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(331), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(332), Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(333) и т.д. При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на общие, применимые к любому субъекту предпринимательства (например, осуществление деятельности, запрещенной законом), и специальные, предназначенные для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Так, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" представляет антимонопольному органу право обращаться в суд с иском о ликвидации организации в случаях: осуществления организацией координации предпринимательской деятельности, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции; нарушения требований ст. 17 и 18 указанного Закона.

Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Таким образом, ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

Процедура ликвидации предполагает совершение целого ряда действий, которые призваны обеспечить надлежащее исполнение организацией ее обязательств перед другими лицами и перед государством. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. 62 ГК РФ.

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Порядок принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) может различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает, что решение по вопросу о ликвидации общества принимается всеми участниками общества единогласно, а решения по вопросам назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационных балансов принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества. Федеральный закон "Об акционерных обществах" указывает, что решение по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Данная обязанность конкретизируется в ст. 20 Закона о регистрации, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В указанных случаях регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица или изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица на основании подп. "в" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.

Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20). Формы соответствующих уведомлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439*(334).

Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т.д.).

На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия.

1. Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).

2. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.

5. По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом (например, Федеральным законом "О некоммерческих организациях"), иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет акт о распределении оставшегося имущества между учредителями (участниками).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае ликвидации организации снятие ее с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение обусловлено тем, что ведение указанного реестра и осуществление налогового учета осуществляется одним и тем же органом - Федеральной налоговой службой.

На завершающей стадии ликвидации организация также снимается с учета в государственных внебюджетных фондах, закрывает банковские счета, обращается в органы статистики с просьбой об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица. Документы по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности передаются ликвидационной комиссией на государственное хранение в соответствующий архивный орган. Уничтожаются печати и штампы организации.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 21 Закона о регистрации необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется только определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен в ст. 22 Закона о регистрации. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и публикует информацию о ликвидации юридического лица. Исключение ликвидированной организации из реестра подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Рассмотренная процедура ликвидации юридических лиц является достаточно сложной и продолжительной по времени, требует материальных затрат. Проведение ликвидационных процедур осложняется также тем, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, детально регламентирующий порядок и последовательность совершения действий при ликвидации юридического лица.

В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость введения упрощенного порядка ликвидации юридических лиц, не ведущих хозяйственную деятельность*(335). Такой порядок был установлен путем внесения в 2005 г.*(336) в Закон о регистрации положений об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Согласно ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятии такого решения. При этом недействующее юридическое лицо, его кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вправе в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования указанного решения о предстоящем исключении направить регистрирующему органу заявление. В случае направления заявления решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если указанное заявление регистрирующему органу не направлялось, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в арбитражный суд в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Необходимо отметить, что институт ликвидации не применяется к прекращению предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой ими без образования юридического лица, что было отмечено в Информационном письме ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"*(337). Основания прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируются ст. 22.3 Закона о регистрации.

Основанием для добровольного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя является принятие им решения о прекращении такой деятельности. Для прекращения своего статуса индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины. В данном случае государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Среди оснований прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, не зависящих от его воли, закон называет следующие: смерть физического лица; судебное решение о признании его несостоятельным (банкротом); судебное решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; вступивший в законную силу приговор суда, которым физическому лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В указанных случаях государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения, вступления в силу приговора суда.

Специальным основанием прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства является аннулирование документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа. При этом государственная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.