Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства РФ

Каталог заданий.
Конституция Рф, основы конституционного строя

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

Пояснение.

Конституция - основной закон государства, поэтому только он может иметь высшую юридическую силу.

Ответ: 1

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Конституцию обязаны соблюдать все, но это не является её отличием от других федеральных законов.

Что из перечисленного относится к полномочиям Президента РФ?

1) осуществляет управление федеральной собственностью

2) определяет основные направления внутренней и внешней политики

3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ государственный бюджет

4) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

Пояснение.

Президент любой формы правления всегда должен определять направления развития страны.

Ответ: 2

В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

1) во введении двухпалатного парламента

2) в закреплении основных обязанностей граждан

3) в провозглашении федеративного устройства государства

4) в закреплении принципа разделения властей

Пояснение.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина

2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик

4) вопросы местного самоуправления

Пояснение.

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении федеральных органов власти находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации

Депутат Го­су­дар­ствен­ной Думы работает

1) на вре­мен­ной основе

2) по совместительству

3) на по­сто­ян­ной основе

4) по контракту

Пояснение.

Ответ на вопрос содержится в Конституции РФ:

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Лина Картавченко 31.03.2014 08:12

"кроме пре­по­да­ва­тель­ской, на­уч­ной и иной твор­че­ской де­я­тель­но­сти."- это сбивает с толку, разве в таком случае депутат работает не по совместительству?

Петр Дмитриевич Садовский

Ориентируйтесь на статью Конституции, как известно она обладает высшей юридической силой.

Президент Рос­сии является главой

1) Конституционного Суда

2) Федерального Собрания

3) Правительства РФ

4) Российского государства

Пояснение.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

1) Председатель Верховного Суда РФ

2) Председатель Правительства

3) Председатель Совета Федерации

4) Председатель Конституционного Суда

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Конституция об­ла­да­ет высшей юри­ди­че­ской силой. Это означает, что

1) ни один пра­во­вой акт не может ей противоречить

2) вынося решения, суд дол­жен прямо ссы­лать­ся на ста­тьи Конституции

3) она за­креп­ля­ет изменения, про­изо­шед­шие в стране

4) она за­креп­ля­ет правовые га­ран­тии граждан страны

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Внесение по­пра­вок в тек­сты принятых за­ко­нов является в РФ не­по­сред­ствен­ной функцией

1) Президента РФ

2) Правительства РФ

3) Федерального Со­бра­ния РФ

4) Верховного Суда РФ

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Законотворческий процесс в Российской Федерации

1) порядке заключения и содержании трудового договора

2) единстве экономического пространства в РФ

3) формах государственного регулирования экономики

4) условиях и порядке ограничения дееспособности

Пояснение.

См. 1 главу Конституции «Основы Конституционного строя» РФ, цитата из документа.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) обстоятельствах, исключающих наступление уголовной ответственности

2) поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности

3) формах государственной цензуры средств массовой информации

4) закреплении земли в государственной собственности

Пояснение.

Статья Конституции РФ, смотри главу 1.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) видах и условиях заключения гражданских договоров

2) органах местного самоуправления как органах государственной власти

3) реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

4) формах юридической ответственности за совершение правонарушений

Пояснение.

Смотри 1 Главу Конституции РФ «Основы Конституционного строя».

Ответ: 3

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

К ос­но­вам конституционного строя РФ от­не­се­но положение о

1) порядке на­зна­че­ния судей Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда РФ

2) признаках, поз­во­ля­ю­щих квалифицировать про­ти­во­прав­ное деяние как ад­ми­ни­стра­тив­ный проступок

3) единой го­су­дар­ствен­ной идеологии

4) политическом многообразии, многопартийности

Пояснение.

Смотри Кон­сти­ту­цию РФ главу 1 «Основы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя».

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Валентин Иванович Кириченко

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наи­более важные общественные отношения, характеризующие российскую государствен­ность. Порядок назначения судей Конституционного Суда РФ к ним не относится.

К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) юридических лицах как субъектах гражданского права

2) порядке заключения брака

3) признании идеологического многообразия

4) разграничении полномочий федеральных министерств, агентств и служб

Пояснение.

Смотри Конституцию РФ Главу 1 «Основы Конституционного строя».

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) церковь отделена от государства и системы образования

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения

Пояснение.

Суверенитет - это независимость государства от других стран, возможно решать вопросы без вмешательства внешних сил.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что

2) закрепляется многообразие форм собственности

4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности

Пояснение.

Социальное государство - значит, адаптированное под проведения политики, направленной на обеспечение общественно полезных преобразований в социальной сфере.

1. означает, что Россия - многонациональное государство

2. Россия - правовое государство

3. Россия - светское государство

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция РФ уста­нав­ли­ва­ет принцип суверенитета. Он означает, что

1) в РФ признаётся идео­ло­ги­че­ское многообразие

2) народы, про­жи­ва­ю­щие на тер­ри­то­рии РФ, имеют рав­ные права

3) государственная власть самостоятельно уста­нав­ли­ва­ет и обес­пе­чи­ва­ет правопорядок

4) единая го­су­дар­ствен­ная власть раз­де­ле­на на три ветви - законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и су дебную

Пояснение.

Суверенитет - самостоятельность и не­за­ви­си­мость государства в ре­ше­нии внутренних во­про­сов от внеш­не­го вмешательства.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности

Пояснение.

1. означает, что Россия многонациональное правовое государство

2. означает, что Россия - демократическое, правовое государтсво

4. означает, что Россия - социальное государство

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция - это

1) концепция развития государства

2) основной закон государства

3) свод законов государства

4) правовая система страны

Пояснение.

По определению, это главный свод законов государства, она обладает высшей юридической силой

1 не подходит в принципе.

Свод законов означает собрание всех законов страны, не только основных (которые и содержатся в Конституции), но и федеральных и т. д.

Правовая система - это система, а Конституция - это закон.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что

1) государство и все его органы подчинены закону

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ

3) церковь отделена от системы образования и социального призрения

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения

Пояснение.

Правово́е госуда́рство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Чтобы не было возможности

злоупотреблять властью, необходим

такой порядок вещей, при котором

различные власти могли бы взаимно

удерживать друг друга.

III. Монтескье

Единство государственной- власти - способы обеспечения единства государственной власти - конституционные основы единства государственной власти в Российской Федерации

Как уже отмечалось, государственная власть является сложной многокомпонентной системой, отдельные элементы которой обязательно должны быть едины, без чего невозможно само существование государственной власти. Вот почему в политико-правовой и теоретической литературе со времен Платона, Аристотеля и других мыслителей единство государственной власти рассматривалось как объективное и необходимое ее свойство, величайшая социальная ценность, подлежащая безусловной охране. Посредством этого свойства государственной власти обеспечивается особый характер взаимосвязей всех элементов, поддерживающих ее целостность.

Единство государственной власти ~- одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающих, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обусловливающих ее целостность.

Можно выделить две различные трактовки единства государственной власти. Первая опирается на тоталитарное понимание государства и включает многообразные насильственные способы организации и осуществления государственной власти, характерные для неразвитых или относительно неразвитых ее состояний. Жесткая централизация и концентрация власти с этой точки зрения есть единственный способ обеспечения ее единства. Такая трактовка традиционна для нашей страны, в которой единство как царской самодержавной, так и советской власти обеспечивалось жестким и безусловным соподчинением органов власти по вертикали, что исключало автономию нижестоящих органов и создавало возможность для немедленного применения насилия. Вторая трактовка единства государственной власти опирается на признание рационально организованной (разумной) свободы субъектов властеотношений, объективной необходимости деконцентрации и децентрализации государственной власти.

В общественном сознании россиян обе трактовки единства государственной власти находят свое яркое, но не однозначное выражение. Одни видят нарушение единства государственной власти в попытках провести любую деконцентрацию или децентрализацию власти, опасаясь усиления роли субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной власти, что, по их мнению, может привести к распаду государства. Эта тенденция выражается, например, в призывах к губернизации России, отказу от выборов глав субъектов Российской Федерации. Другие настаивают на тезисе о том, что подлинное единство народов и субъектов Российской Федерации может быть основано только на свободе, осуществляемой в рамках рациональной (разумной) организации государственной власти.

Исторически единство государственной власти обусловливалось и обеспечивалось различными способами, каждый из которых вырабатывался и реализовывался в конкретных исторических условиях, и в той или иной форме сохраняет свою действенность и в современных условиях. Можно выделить следующие два способа:

1. Иерархический способ обеспечения единства государственной власти (означает систему строгого и безусловного соподчинения органов государства «сверху - вниз»). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах.

2. Второй способ - обеспечение единства государственной власти через приоритет одной из властей. Данный способ был обоснован Дж. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполнительную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти законодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ получил распространение в государствах с парламентской формой правления.

3. Третьим и достаточно распространенным способом обеспечения единства государственной власти является создание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными. Такой способ обеспечения единства государственной власти в свое время был разработан Ш Монтескье в обширном труде «О духе законов» и получил свое практическое осуществление в США и ряде других стран.

Единство государственной власти может быть обеспечено также при со-хранении его демократической сути через подчинение всех властей закону выражающему право. Такой способ, но используемый в качестве дополни^ тельного средства, может обеспечивать единство государственной власти в тоталитарном государстве, применяющем закон, не выражающий право Этим же способом может быть надлежащим образом обеспечено едийство государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему государственной власти. В этом случае возникает возможность противопоставления их друг другу Такая возможность исключается тем, что и государственная власть, и местное самоуправление подчинены закону, а возникающие между ними разногласия могут быть разрешены через согласительные процедуры и суд, действующие на основании закона. Тем самым обеспечивается единство власти, необходимое для организации эффективного решения задач, стоящих перед обществом и государством.

Каждый из названных способов обеспечения единства государственной власти имеет много вариантов своего конкретного выражения в законодательстве различных стран и практического осуществления. Необходимо отметить, что при обеспечении единства государственной власти принципиальное значение имеет проблема «центровки» власти. В системе любой государственной власти должен быть центр власти, символизирующий ее единство. В системе разделения властей, предложенной, например, Г. Гегелем, эту роль выполняет власть государя, который, являясь выразителем верховной власти, сохраняет целостность и единство государственной власти.

Законодательное закрепление единства государственной власти в Российской Федерации связано с проблемой его практического обеспечения. Необходимо отметить, что единство государственной власти представляет собой достаточно сложное социальное явление. В условиях Российской Федерации оно законодательно закрепляется на федеральном уровне (между федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти), на уровне субъектов федерации (между его органами власти), во взаимоотношениях органов власти федерации и ее субъектов.

На характер единства государственной власти существенное влияние оказывают взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления. При этом нельзя не учитывать и того, что на каждом из названных уровней единство государственной власти закрепляется в конституционных актах и обеспечивается в специфических формах и процедурах. Конкретно это единство в Российской Федерации должно проявляться как единство источника и субъекта государственной власти (народа и составляющих его общностей и индивидов) со всей системой создаваемых ими органов государства.

Народ как источник и носитель государственной власти непосредственно учреждает ее и осуществляет в ряде важнейших сфер жизни общества. Изначально, как об этом свидетельствует история государства и права, народ сам осуществлял функции законодательства, исполнения законов, правосудия и контроля. Однако с усложнением и дифференциацией властной и управленческой деятельности, требующей профессиональных знаний, навыков и умений, осуществление всего комплекса властных и управленческих задач непосредственно народом становится невозможным, поэтому народ делегирует законодательную власть парламенту, исполнительную власть - главе государства или правительству, судебную власть - специальным органам правосудия. Процедуры и механизмы передачи такой власти составляют содержание учредительной власти народа, должны четко юридически устанавливаться и действовать. Поэтому осуществление и эффективное действие учредительной власти народа является обязательным условием обеспечения единства государственной власти.

Другим условием обеспечения единства государственной власти является надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях организации и осуществления государственной власти. В связи с этим следует особо выделить положение Гегеля: «Разделением властей положено основание разрушению государства». Он предупреждал о великой опасности для государства, если каждая (или любая) из разделенных властей возомнит о своей полной самостоятельности и независимости от других. Такое положение с неизбежностью породит между ними войну, которая может завершиться общей гибелью государственной власти либо односторонней победой одной из властей, основанной на жертвах, но спасающей целостность государства. События сентября-октября 1993 г. в России - яркое и горькое подтверждение этой истины.

Другой разновидностью упрощенного представления о разделении властей является сведение их состава и взаимоотношениям по простой схеме: собственно государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, а взаимоотношения между ними строятся в соответствии с принципом «сдержек и противовесов». Однако даже классики теории разделения властей каждый по-своему определяли состав властей. Например, Дж. Локк исходил из того, что есть три власти: родительская - вытекающая из природы человека; политическая - основанная на согласии, оформляемом договором, деспотическая - основанная на узурпации власти и насилии и, следовательно, не являющаяся политической. Условием обеспечения единства власти является приоритет законодательной власти перед другими. Ш. Монтескье также выделял в системе разделения властей законодательную, исполнительную и судебную, а способом обеспечения их единства считал организацию особого порядка взаимоотношений между ними, в рамках которого каждая власть «обречена» на взаимодействие с другой, без чего не может действовать сама. В основу этого порядка положена система «сдержек и противовесов», обеспечивающая надлежащее взаимодействие властей. Как уже отмечалось, Гегель выделял законодательную власть (устанавливать всеобщее), правительственную власть (подводить особенное под всеобщее), власть государя - гарант целостности и сохранения государства. Взаимоотношения властей должны строиться по принципу рационально организованной системы, в которой каждая власть осуществляет свои задачи, может действовать.

Из этого следует, что определение состава разделенных властей и способа их взаимоотношений, обеспечивающего их необходимое единство, должно отражать историческую практику каждого государства.

Для обеспечения единства государственной власти принципиальное значение имеют конституционные основы ее закрепления. Единство системы государственной власти Российской Федерации в действующей ее Конституции закреплено своеобразно:

Во-первых, в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции РФ во всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции РФ, конституциях и уставах ее субъектов, а также верховенство Конституции и законов Российской Федерации на всей территории страны;

Во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление (ст. 77 Конституции РФ) единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ) по предметам совместного ведения Российской Федерации;

В-третьих, на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации единство государственной власти призвана осуществлять система сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом исполнительной власти перед законодательной властью.

При эффективном осуществлении деятельности по этим направлениям вся «полнота государственной власти» субъектов Российской Федерации, о которой говорится в ст. 73 Конституции РФ (вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), никакой угрозы единству Российской Федерации не представляет, поскольку в первых двух случаях охвачены все жизненно важные для обеспечения единства государства полномочия. Однако следует отметить, что самого по себе закрепления

предметов ведения и полномочий совершенно недостаточно для обеспечения реального единства государственной власти и государственного управления. Важно, чтобы принимаемые решения и их исполнение при этом были достаточно взвешенными, не противопоставляли бы интересы Российской Федерации интересам ее субъектов, и наоборот. Ибо в случае систематического противопоставления или неучета соответствующих интересов вопрос о единстве России может встать очень остро.

Единство Российской Федерации не может быть, таким образом, сведено лишь к достаточной юридической закрепленности его в Конституции и законах Российской Федерации и ее субъектов. Есть еще реальный политический процесс, борьба различных сил в обществе, экономические интересы, несбалансированность которых может стать серьезной угрозой единству России.

Существенна роль Президента РФ в обеспечении ее единства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) он может:

Принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

Использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

В случае недостижения согласованного решения он вправе:

Передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

Важное значение для обеспечения единства государственной власти в Российской Федерации имеет ст. 77 Конституции РФ. В ч. 2 этой статьи закреплено: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Это включает также право федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц для осуществления своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ), право федеральных органов исполнительной власти передавать друг другу по соглашению и на взаимной основе органами исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Понятно, что в таком сложном и политически остром вопросе, как единство государства, крайне опасны как односторонность подхода, так и неумение осознать вредоносность стереотипов тоталитарного мышления, которое глубоко укоренилось в причудливых формах в современном общественном сознании. Никто, разумеется, не рассматривает себя противником свободы народов, правового ее закрепления и обеспечения. Но, к сожалению, столь же нормальным оказывается для многих не принимать во внимание общечеловеческие ценности либо исключать из их числа естественные права наций и народов, что в условиях многонационального состава российского государства порождает социальную напряженность.

Бесспорно, одной из наиболее острых является проблема суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. Действительно ли имеется реальная угроза единству России с точки зрения того, как эта проблема регламентирована в конституциях республик либо в рамках конституционного законодательства?

Данный вопрос имеет принципиальное значение, но объективное рассмотрение обязывает, во-первых, анализировать его в контексте всего содержания конституций республик, во-вторых, выявлять конкретное содержание суверенитета республики, которое он имеет по конституции, а не в свете абстрактно-теоретического рассмотрения его просто как проблемы суверенитета государства, представленной в специальной научной литературе противоречивыми и даже взаимоисключающими концепциями, о чем также не следует забывать. Не надо также полагать, что проблема обеспечения единства России является только юридической или исключительно конституционной. При всей ее важности, нельзя не видеть и того, что не менее существенны экономические, социальные, политические, исторические, психологические и этнические ее аспекты. Демократическое единство России, наряду с юридическими, обеспечивается экономическими, политическими, психологическими и им подобным механизмами, находящимися пока еще в становлении.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что анализ конституций республик, например, Северного Кавказа, за исключением Конституции Чеченской Республики, показывает, что они содержат достаточно много положений, последовательная реализация которых вполне способна обеспечить демократическое единство России.

Вместе с тем указанные выше юридические акты и документы отражают пока еще слабый, но довольно настойчивый поиск новой модели взаимоотношений Российской Федерации и входящих в нее республик, основанной на свободе многонациональных сообществ, объединенных в республики. Сейчас наивно полагать, что такая модель уже найдена и задача состоит лишь в том, чтобы ее реализовать.

Нельзя не видеть того, что вызванная к жизни объективными потребностями развития российских народов демократизация федеративных отношений, а также практика заключения договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и республиками в ее составе отражают именно данную ситуацию. В связи с этим подчеркнем, что при силовом варианте обеспечения единства России теряется смысл в ее серьезном обсуждении, поскольку такой вариант не включает правовой способ обеспечения единства России.

К числу конституционных положений, способных обеспечить демократическое единство России, следует отнести однозначное закрепление в конституциях республик РФ факта их нахождения в составе Российской Федерации. Следует ли пренебрегать этим весьма существенным фактом, как это часто делается в публичных выступлениях и в печати? Существует ли юридическая возможность трактовать его изолированно от всего остального текста конституций? К этому следует добавить отсутствие в конституциях республик норм, которые закрепляли бы возможность одностороннего их выхода из состава Российской Федерации.

Далее, в развитие указанного положения конституции республик закрепляют основы их конституционного строя, адекватные аналогичным положениям Конституции РФ. Имеет место адекватность положений и в системе организации исполнительной власти Российской Федерации и республик, в организации и осуществлении местного самоуправления. Конституции республик закрепляют однопорядковые формы правления, содержат положения о вхождении их в единое экономическое пространство России, следовании принципам правовой государственности, признании действия актов Российской Федерации на своей территории по предметам ведения Федерации, а также установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и ее субъектов, и, кроме того, - запрет деятельности общественных объединений, направленной на нарушение целостности Российской Федерации.

Отмеченные положения в целом составляют юридическую конструкцию власти, обеспечивающую единство России, отражают социальное, экономическое, политическое и юридическое содержание и свойства, в том числе и такое, как суверенитет той особенной формы государства-республики в составе федерации, которая закреплена как в Конституции РФ, так и в конституциях республик.

Нет никаких оснований трактовать перечисленные конституционные положения в отрыве или в противопоставлении положению о суверенитете республик в составе Российской Федерации. При рассмотрении данного вопроса не следует пренебрегать опытом нашего недавнего прошлого.

В тоталитарном СССР провозглашались суверенитет входящих в него республик, а также их право одностороннего выхода из его состава как гарантия добровольности их объединения. Был даже принят специальный закон, определявший процедуру такого выхода. Но хотя ни одна из республик не воспользовалась этими конституционными правами и процедурами, СССР распался формально по произвольной воле лидеров трех славянских республик, подписавших Беловежское соглашение. Как видим, этот факт никак не связан с закреплением суверенитета союзных республик в конституциях Союза ССР и союзных республик. Об этом сегодня надо помнить прежде всего потому, что не юридическая конструкция, основывающаяся на признании суверенитета республики в составе Российской Федерации, а реальная политика развала государства, осуществляемая в нарушение конституционных норм федерации и республик, в том числе и норм, положений о суверенитете республик в составе Российской Федерации, может представлять собой серьезную угрозу демократическому единству России.

Каждое федеративное государство имеет свои особенности. Попытки полностью унифицировать их многочисленные разновидности, отражающие исторические особенности создающих их народов, везде обнаруживают свою несостоятельность. Так, в ФРГ отдельные земли как субъекты федерации в своих конституциях определяют себя как свободные государства (Саксония, Бавария и др.), хотя в самой федеральной конституции отсутствует их определение как свободных государств. Это обстоятельство, однако, не рассматривается как недопустимое несоответствие федеральной Конституции, способное поколебать федеральное единство. Подобные 4 положения не восприняты в конституциях многих земель, но никто не требует их изъятия из конституционных текстов земель, в которых они закреплены, под предлогом противоречия их Конституции ФРГ. Одной из причин спокойного отношения к этим положениям населения и федеральных властей является уважительное отношение к историческим традициям и образу жизни этих земель, правовой характер связей субъектов федерации, преодоление боязни свободы народа и стереотипов тоталитарного мышления в ФРГ.

Штаты как субъекты федерации в США обладают правом (в лице их законодательных органов) ратификации принимаемых Конгрессом США нормативно-правовых актов. Последние не вступают в силу до того момента, пока установленное Конституцией США количество штатов не ратифицирует федеральный закон. В соответствии с этой нормой принимались даже Конституция США и все поправки к ней. Такие полномочия не закреплены ни в Конституции РФ, ни в конституциях республик в ее составе, хотя, в отличие от последних, законодательство США не содержит формулы о суверенитете штатов.

Более того, как известно, способ принятия Конституции РФ не отражает ее федеративной природы, ибо даже если все республики проголосуют против ее принятия, она все же вполне может быть принята большинством голосов. В отечественной литературе иногда встречаются резко отрицательные оценки аналогичных процедур для Российской Федерации. При этом их оценка дается не с точки зрения правового содержания этих процедур, а с акцентом на политической опасности их для единства России, что выступает достаточно традиционным проявлением правового нигилизма, превращения права в инструмент политики.

Нельзя не учитывать и того, что и Конституция РФ и конституции республик в составе Российской Федерации имеют свои недостатки. Например, они не обеспечивают необходимый динамизм в развитии федеративных отношений в России, не содержат оптимальной федеративной модели их организации. Это обстоятельство с необходимостью порождает практику заключения договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий органами государственной власти Российской Федерации и республиками в ее составе. Такая практика свидетельствует о стремлении ныне действующих властей строить федеративные отношения совместными усилиями, вместе с субъектами федерации. С этой точки зрения никак нельзя согласиться с теми, кто считает недопустимой в принципе такую практику, хотя бы потому, что федеративную модель России еще надо создавать и она должна вырабатываться самими субъектами федерации в тесном сотрудничестве с федеральными органами власти.

Анализ таких договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, однако, обнаруживает крайнее несовершенство юридических конструкций, положенных в их основу. Во-первых, сторонами в этих договорах выступают органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а сфера отношений, которые регулируются договорами, в ряде случаев явно выходит за пределы функций исполнительной власти. Во-вторых, содержание договоров в отдельных случаях либо требует внесения изменений в Конституцию РФ, либо воспроизводит ее положения, либо включает перечисление полномочий республики, которые она в соответствии с Конституцией РФ вправе устанавливать самостоятельно и поэтому не нуждается в оформлении договором.

Далее, распределение полномочий в договорах не увязывается с распределением ответственности за их осуществление. Кроме того, появление таких договоров, содержание которых в отдельных случаях выходит за пределы Конституции РФ, ставит проблему их юридического статуса. С юридической точки зрения договоры органов исполнительной власти России и ее субъектов не могут вносить изменения в содержание ее Конституции. А по Конституции РФ в случае расхождения с ней действующих договоров должны применятся конституционные положения. Поэтому в данной части их можно рассматривать лишь как предложения о внесении изменений в Конституцию РФ.

Исходя из закрепленности в Конституции РФ предметов ведения и полномочий Российской Федерации, а также права республик в составе Российской Федерации самостоятельно осуществлять государственную власть вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения федерации и республик в ее составе, логично было бы более четко определить предмет таких договоров. Как нам представляется, таким предметом могут быть уточнение способов, механизмов, процедур осуществления совместных полномочий России и республик в ее составе, а также согласование в необходимых случаях процессов осуществления собственных полномочий Российской Федерации и республик в ее составе. Совершенствование юридической конструкции таких договоров, по нашему мнению, должно происходить именно в этом направлении. В любом случае проблема согласования положений Конституции РФ и договоров приобретает актуальное значение. Позитивное значение при этом может иметь не только дальнейшая отработка юридической конструкции договора, но и правомерная постановка вопроса о внесении необходимых изменений как в Конституцию РФ, так и в конституцию соответствующей республики.

Нельзя не заметить в текстах конституций республик, в составе Российской Федерации положений, свидетельствующих о недостаточной защищенности их интересов в действующем законодательстве. Так, в Конституции Республики Дагестан предусматривается возможность приостановления и опроте-стовывания актов федеральных органов власти, а создание территориальных структур федеральных органов допускается на основе соглашений с Республикой Дагестан. Кроме того, республика сохраняет за собой право на изменение своего статуса на основании волеизъявления дагестанского народа.

Анализируя подобные положения конституций республик в составе Российской Федерации и уставов других ее субъектов, нельзя не учитывать того, что в действующем законодательстве России, в том числе и в ее Конституции, не предусмотрена юридическая ответственность федеральных органов государственной власти за действия и решения, наносящие ущерб субъектам федерации, а также за нарушение их органами государственной власти Конституции РФ по отношению к статусу и интересам своих субъектов. Более того, как уже отмечалось, Конституция РФ и федеральные законы могут быть приняты согласно существующей процедуре даже в том случае, если все республики будут против их принятия.

Таким образом, юридические гарантии того статуса субъектов Российской Федерации, который закреплен в Конституции РФ, нельзя расценивать как ее существенное достоинство, поскольку это порождает у субъектов сомнения в надежности обеспечения правового способа выражения исключительных прав.

Таковы основы законодательного закрепления единства государственной власти в Российской Федерации. Практика последних лет показала, что оно не является в полной мере совершенным. В реальной жизни идет борьба за сохранение традиционного иерархического способа обеспечения единства государственной власти через приоритет одной из властей (законодательной или исполнительной), сочетаемая с попытками внедрить систему «сдержек и противовесов», а также с подчинением всех властей закону. В действующем законодательстве закреплено сочетание всех этих способов, часто носящее эклектический характер. Учитывая огромное тоталитарное наследие нашей страны в плане организации и осуществления государственной власти, первостепенное значение приобретают такие способы обеспечения государственной власти в России, как подчинение всех властей закону, выражающему право, а также система «сдержек и противовесов».

Вместе с тем опыт последних лет показал, что способ юридического закрепления единства государственной власти, используемый в действующем законодательстве России, содержит в себе предпосылки, которые довольно часто ставят под угрозу единство российской государственной власти. На федеральном уровне эти предпосылки основаны на недостаточной сбалансированности полномочий законодательной правительственной власти и власти главы государства. Правительственная власть не обладает необходимой самостоятельностью, законодательная власть не имеет реальных механизмов воздействия на правительственную власть и власть главы государства при весьма обширных полномочиях главы государства и фактическом отсутствии контрольной власти. Существенной проблемой в практическом воплощении модели разделения властей, закрепленной в Конституции РФ, являются не-распределенность и неопределенность ответственности каждой ветви государственной власти за эффективность ее осуществления.

  • I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы
  • II-В. Диагностирование возможности возникновения пожара от аварийных режимов работы технологического оборудования, приборов и устройств производственного и бытового назначения

  • Государственная власть является сложной многокомпонент­ной системой, отдельные элементы которой обязательно долж­ны быть объединены в целостность, без чего невозможно само существование государственной власти. Именно поэтому в историко-правовой и теоретической литературе (Платон, Аристо­тель и др.) единство государственной власти рассматривалось как объективное необходимое ее свойство, величайшая соци­альная ценность, подлежащая безусловной охране. Посредст­вом этого свойства государственной власти обеспечивается особый характер взаимосвязей всех ее элементов государствен­ной власти, поддерживающий ее целостность.

    Единство государственной власти - одно из важнейших про­явлений ее системного характера, выражающее, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вто­рых, особый характер существующих между ними отношений, обусловливающих ее целостность.

    Можно выделить две различные трактовки единства государст­венной власти. Первая опирается на тоталитарное понимание го­сударства и включает многообразные насильственные способы организации и осуществления государственной власти, характер­ные для неразвитых или относительно не развитых ее состояний. Жесткая централизация и концентрация власти с этой точки зре­ния есть единственный способ обеспечения ее единства. Такая трактовка традиционна для нашей страны, в которой единство царской самодержавной и советской власти обеспечивалось же­стким и безусловным соподчинением органов власти по вертика­ли, что исключало автономию нижестоящих органов и создавало возможность для немедленного применения насилия.

    Вторая трактовка единства государственной власти опирает­ся на признание рационально организованной (разумной) свободы субъектов властеотношений, объективной необходимости деконцентрации и децентрализации государственной власти.

    В общественном сознании россиян обе трактовки единства государственной власти находят свое яркое выражение. Одни видят нарушение единства государственной власти в попытках провести любую деконцентрацию или децентрализацию власти, опасаясь усиления роли субъектов РФ в осуществлении государ­ственной власти, что, по их мнению, может привести к распаду Российского государства. Другие настаивают на тезисе о том, что подлинное единство народов и субъектов РФ может быть ос­новано только на свободе, осуществляемой в рамках рациональ­ной (разумной) организации государственной власти.

    Исторически единство государственной власти понималось и реализовывалось различными способами, каждый из которых складывался в конкретных исторических условиях и в той или иной форме сохраняет свое действие и в современных услови­ях. К ним можно отнести:

    1. Иерархический способ обеспечения единства государст­венной власти (система строгого и безусловного соподчинения органов государства сверху вниз). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как ча­стный компонент современных систем государственной влас­ти, используемый в достаточно ограниченных формах.

    2. Обеспечение единства государственной власти через при­оритет одной из властей. Такой способ обеспечения единства государственной власти был обоснован Д. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполни­тельную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти зако­нодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ распрост­ранен в государствах с парламентской формой правления.

    3. Обеспечение единства государственной власти через со­здание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными. Такой способ обеспечения единства государственной власти в свое время был разработан Ш.Л. Монтескье в обширном труде «О духе законов» и получил свое практическое осуществление в США и ряде других стран.

    Единство государственной власти может быть обеспечено так­же при сохранении его демократической сути через подчинение всех властей закону, выражающему право. Этим же способом, но используемым в качестве дополнительного средства, может быть обеспечено единство государственной власти в тоталитарном го­сударстве, применяющем закон, не выражающий право.

    Принципиальное значение имеет проблема центра власти. В системе любой государственной власти должен быть центр власти, символизирующий ее единство. В системе разделения властей, предложенной, например, Г. Гегелем, эту роль выполня­ет власть государя, который, являясь выражением вершины вла­сти, сохраняет целостность и единство государственной власти.

    Каждый из названных способов обеспечения единства госу­дарственной власти имеет много вариантов своего конкретного выражения в законодательстве различных стран и практическо­го осуществления.

    Условием обеспечения единства государственной власти явля­ется надлежащая организация взаимодействия разделенных вла­стей на всех уровнях осуществления государственной власти.

    Разновидностью упрощенного представления о разделении властей является сведение их состава и взаимоотношений к простой схеме: государственная власть разделяется на законо­дательную, исполнительную и судебную. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с принципом «сдержек и противовесов». Однако даже классики теории разделения влас­тей каждый по-своему определяли состав властей. (Например, Д. Локк исходил из того, что есть три власти: родительская - вытекающая из природы; политическая - основанная на согла­сии, оформляемая договором; деспотическая - основанная на узурпации власти и насилии и, следовательно, не являющаяся политической. Собственно государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Услови­ем обеспечения единства власти является приоритет законода­тельной власти перед другими.

    Ш.Л. Монтескье выделял в системе разделения властей зако­нодательную, исполнительную и судебную, а способом обеспе­чения их единства считал организацию особого порядка взаи­моотношений между ними, в рамках которого каждая власть «обречена» на взаимодействие с другой, без чего не может действовать сама. В основу этого порядка положена система «сдержек и противовесов», обеспечивающая надлежащее взаимодей­ствие властей. Гегель выделял законодательную власть (уста­навливать всеобщее), правительственную власть (подводить особенное под всеобщее), власть государя, центр и вершину власти - гарант целостности и сохранения государства. Взаи­моотношения властей должны строиться по принципу рацио­нально организованной системы, в которой каждая власть осу­ществляет свои задачи, может действовать.

    Определение состава разделенных властей и способа их взаи­моотношений, обеспечивающего их необходимое единство, должно отражать историческую практику каждого государства.

    Единство системы государственной власти Российской Фе­дерации в действующей Конституции Российской Федерации закреплено своеобразно.

    Во-первых, в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции Российской Феде­рации на всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов.

    Во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по предметам совместного ведения Российской Федерации (ст. 77 Конституции России).

    В-третьих, на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ единство государственной власти призвана осуществлять сис­тема сдержек и противовесов между законодательной, испол­нительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом ис­полнительной власти перед законодательной властью.

    Принцип разделения властей в Конституции РФ гласит, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Но наряду с этим в основах конституционного строя подчеркивается, что фе­деративное устройство Российской Федерации основано на единстве систе­мы государственной власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ).

    Единство государственной власти в России обеспечивается следующим:

    1. Деятельность всех органов государственной власти в Российской Фе­дерации осуществляется на основе ее Конституции, имеющей верховенс­тво на всей территории России. К ведению Российской Федерации и ее субъектов относится в соответствии с п. "н." ч.1 ст.72 и ст.77 Конс­титуции РФ определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

    2. Конституция предусматривает организационные условия, обеспечи - ющие единство системы государственной власти. Часть 2 ст.77 Консти­туции

    РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обра­зуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституци­ей РФ и федеральным конституционным законом (ч.3 ст.118 Конституции РФ.)

    4. Целям укрепления единства государственной власти и единообразного принятия федеральных законов служит положение ч.1 ст.129 Конститу­ции РФ, устанавливающее, что прокуратура Российской Федерации сос­тавляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федера­ции.

    5. В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в Российской Федерации важная роль отво­дится Президенту Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.80 Конститу­ции РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейс­твие органов государственной власти.

    6. Конституция России особое значение придает обеспечению единства действий федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.78

    Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти могут соз­давать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц

    7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федера­ции обеспечивают в соответствии с ч.4 ст.78 Конституции РФ осущест­вление полномочий федеральной государственной власти на всей терри­тории России.



    8. В целях обеспечения единства власти Президент РФ наделен Консти­туцией РФ (ч.2 ст.85) правом приостанавливать действие актов орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, меж­дународным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую­щим судом.

    9. В отличие от прежних Конституций России, Конституция РФ 1993 года не предусматривает единой системы представительных органов госу­дарственной власти. Кроме этого, представительные органы в адми­нистративно-территориальных единицах не входят в систему органов государственной власти, а выступают как органы местного самоуправ­ления (ст.12 Конституции РФ).

    Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания Федеративного договора от 31 марта 1992 года создало определенные сложности в управляемости Российским государством. В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации. Актуализировался вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации1.

    Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент РФ Указом от 13 мая 2000г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и утвердил соответствующее положение о них. Данным указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространстве России.

    Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.

    Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.

    В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.

    В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

    Описание децентрализации простыми словами

    Если говорить простым языком, то децентрализация – это перераспределение власти. Вся власть, которой обладал только центр начинает расходиться и по областям на места.

    В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.

    А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.

    Децентрализация — информация из Википедии

    Децентрализация в производстве

    На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.

    Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

    Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.

    На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.

    Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:

    Большая степень децентрализации на предприятии способствует:

    • увеличению управленческих навыков руководителей;
    • увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
    • самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.

    Децентрализация в экономике

    Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

    Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

    Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

    Децентрализация в управлении государством

    Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

    Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

    Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

    Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

    Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.

    Отличия децентрализации от федерации

    Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.

    Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.

    Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.

    Может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.

    Плюсы и минусы децентрализации

    Достоинства

    • Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
    • Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
    • Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
    • Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
    • Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
    • Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.

    Недостатки

    • Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
    • Дублирование исполняемых функций.
    • Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
    • Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
    • Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.

    Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.

    Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.