Чем подтверждаются авторские права. Структура искового заявления. Большой энциклопедический словарь

  • Патентование ,
  • Блог компании Зарцын и партнеры
    • Tutorial

    В начале года мы публиковали «Кейс года по версии юристов» , который прочитали многие. Но мы не сказали главного: что же делать, если заказчик хочет оставить вас без штанов?

    Кто предупрежден, тот вооружен. И не надо думать, что с вами такого не случится. Разве что вы стоите по ту сторону баррикад и кидаете своих разрабов направо и налево. Тогда пролистайте эту статью в своей ленте. Сейчас мы будем учить разработчиков ПО тому, как подготовиться к атакам мерзавцев разных пород и размеров.

    Перфокарты и ЭВМ

    Для начала необходимо понять, что думает об этом законодательство. Все-таки Его язык несколько отличается от простого человеческого. К тому же многие определения в Его словаре появились десятки лет назад и не особо менялись с тех пор.

    Так, согласно ГК любое программное обеспечение носит гордое имя Программа для ЭВМ. Чтобы таковой признаваться, она должна отвечать ряду признаков:

    • объективная форма;
    • совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
    • давать определенный результат, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

    Скромный создатель

    С понятием авторства все проще, оно с течением времени смысла своего не меняло. Говорим ли мы об эксклюзивных дизайнерских горшках или об адронном коллайдере – с точки зрения авторских прав разницы нет. Создатель всегда является первоначальным обладателем всех прав на продукт, в нашем случае на ПО.

    Для возникновения авторских прав никаких дополнительных действий (депонирования, регистрации) не требуется. Регистрация программы в Роспатенте (об этом мы поговорим чуть позже) факультативна.
    Но это с точки зрения закона. А вот на деле возникают случаи, когда доказать свое авторство сложно.

    Защити себя сам

    Например, вы дома написали программу. Спустя год оказалось, что ее кто-то присвоил и зарегистрировал в Роспатенте на себя. Что делать?
    Для формирования доказательственной базы (на всякий случай) можно сделать следующее:
    • При выпуске программы на носителе указывайте год релиза и имя автора. Закон устанавливает презумпцию, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.
    • Помечайте территорию исходный код. Это будет рассмотрено судом в качестве доказательства (наряду с другими документами/обстоятельствами).
    «… Согласно же заключению профессора Национального университета Гьенсана Ким Бьюнг Су, в результате исследования 138 файлов было установлено, что только 24 содержат ссылки на права истца, из них 21 файл содержит указание на то, что они были созданы физическими лицами, которые, по заявлению истца, являются его работниками; 5 файлов содержат информацию о правах компании «Дэу Хеви Индастриз, Лтд.»; 6 файлов содержат сведения о том, что они созданы программистами компании «Дэу Хеви Индастриз, Лтд.»; 43 файла содержат ссылки на создание их иными лицами – членами правления университета Калифорнии, «Риал-Тайм Инновейшнс», Болдыревым И., Смолко В., Вараввой В., Кирейчиковым В.; 59 файлов вообще не содержат сведений о том, кем они были созданы, либо о наличии авторских прав» (см. подробнее Решение по делу № А40-56928/2004 от 02.07.2014. СИП).
    • Отправьте себе по почте заказное письмо с вложенным диском с финальной версией программы.
    • Депонирование. Не путайте с публикацией в свободном доступе. Мы подразумеваем под этим фиксацию прав на ПО, альтернативную регистрации в Роспатенте. Эту процедуру можно пройти через нотариуса или в специализированной компании.
    Если дело дойдет-таки до суда, то в качестве доказательств можно будет использовать ваши исходники и рабочие материалы, поэтому храните их до второго пришествия.
    «… При новом рассмотрении суду первой инстанции предлагается учесть вышеизложенное, определить круг лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть затронуты при принятии решения по существу настоящего спора; предложить сторонам представить первоначальные версии программ для ЭВМ, а именно: программы для ЭВМ АК «Кредит» Автоматизация кассовых расчетов кредитных кооперативов граждан и программного продукта «Программный комплекс для автоматизации кассовых, бухгалтерских и налоговых расчетов кредитных кооперативов граждан», а также обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для разрешения вопроса о наличии сходства между указанными программами для ЭВМ» (Решение по делу № А27-6440/2013 от 27.01.2015. СИП).

    Служебные задания

    Не все имеют счастье работать прямо с дивана, а если и с дивана, то все равно «на дядю». Поэтому такой поворот мы тоже учтем.
    Итак, если программа создана в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, то в качестве дополнительных доказательств можно использовать:
    • договор;
    • техническое/служебное задание;
    • акт оказанных услуг (приема-передачи).
    Надеемся, понятно, что такие документы у вас должны быть в любом случае. Они должны быть распечатаны, подписаны в двух экземплярах обеими сторонами и лежать в шкафчике. «Невозможно давать все поручения в письменной форме», – скажете вы. Возможно. Если не хватает времени – наймите специально обученного человека. Помните, что разгребать проблемы в суде будет дороже и сложнее.
    «А если вторая сторона в другом городе и не хочет ничего подписывать?». Если игра стоит свеч, то позвольте себе маленькую слабость и подпишите документы на личной встрече с заказчиком и с разработчиками. Более того, если они упорно не хотят подписывать документы, это очень тревожный звоночек. Стоит задуматься о честности другой стороны уже на этом этапе.

    Важно! Во всех документах максимально подробно указывайте идентифицирующие признаки ПО – иначе в суде столкнетесь с тем, что понять, какую именно программу Вы создали, просто невозможно.

    Авторская группа

    Если авторов несколько, то они признаются соавторами произведения и по общему правилу используют программу совместно. Однако помните, что для признания соавтором необходимо внесение творческого вклада в создание произведения.
    «…удовлетворяя встречные исковые требования ИП ХХХ о признании ее соавтором фотографии «В поисках сокровищ» и отказывая в защите авторских прав Пименовой Л. Л., суд первой инстанции установил, что сюжет, план изображения на фотографии разработаны Федосеевой М. А., а также модель и реквизиты также выбраны ею, т. е. благодаря умственной и интеллектуальной деятельности Федосеевой М. А. её идея воплотилась в сюжет фотографии, образ, конкретный план изображения» (Определение по делу № 33-1581 от 26.07.2010. Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия)).

    Дела о признании соавторства в ПО рассматриваются нередко. И в одном из таких дел суд обратил внимание именно на необходимость творческого вклада в создание продукта. При этом лицо, которое выполняло лишь технические функции контроля, соавтором не является.
    «…Ссылка на приказ директора «У***» № *** от 14.08.2006 об исправлении недостатков и недоработок в программе не может быть принята во внимание, поскольку данный приказ авторства З*** А. А. в отношении программы для ЭВМ не подтверждает. Напротив, из содержания названного приказа усматривается, что программа была разработана начальником отдела разработок Е*** И. П., которому приказом было предписано устранить выявленные в программе недостатки. З*** А. А. в качестве соавтора в приказе не указан, на него лишь была возложена ответственность за исполнение данного приказа. То обстоятельство, что З*** А. А. контролировал исполнение приказа по устранению Е*** И. П. недостатков программы, не дает основания для признания его соавтором программы» (Решение по делу № 33-***-2008 от 28.10.2008. Ульяновский областной суд).

    Поэтому если ваше ПО создается несколькими сотрудниками (фрилансерами), стоит заключить договор с каждым из них на конкретные работы, а не идти на соблазн уменьшить объем бумажной работы и сделать договор только с одним, «главным» разработчиком.

    Регистрация в Роспатенте

    Регистрировать ПО или нет – желание автора/правообладателя. Процедура эта не является обязательной.
    При этом нужно понимать, что ПО регистрируется как литературное произведение – это значит, что регистрация не дает защиты от возможных модификаций/переработок – это не патентование. Это лишь фиксация конкретного ПО и подтверждение (не более того) авторства/правообладания.

    Имеет смысл регистрировать ПО в случае:

    • когда вы передаете его по лицензионному договору (в таком случае общение с налоговой проходит проще – они понимают, на что вы передаете права);
    • если вы привлекаете инвестора (они любят дополнительные подтверждающие бумаги).
    Процедура регистрации проста и не требует подтверждающих авторство документов. В отличии, кстати, от реестра ПО (

    Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

    1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
    2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
    1) режиссер-постановщик;
    2) автор сценария;
    3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
    3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.
    4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
    Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
    5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

    Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

    Важно уяснить на каком основании телеканал приобрел исключительное право на телепрограмму, поскольку у телепрограммы ряд лиц являются авторами (штатные сотрудники). Возможные варианты: с каждым работником заключался,либо дополнительный договор, либо в трудовом договоре предусмотрен переход исключительного права к телеканалу, либо договор на отдельно сложное произведение, созданное в соавторстве.

    Передача исключительных прав телеканалом другому лицу осуществляется на основании лицензионного соглашения(договор), также необходимо предоставить копии документов, на основании которых телеканал приобрел это исключительное право (трудовые договора, лицензионные соглашения с авторами). Предоставление дополнительно правоустанавливающих документов по законодательству не является обязательным. Но для "чистоты" сделки, необходимо предоставить.

    Авторское право помогает регулировать отношения, связанные с созданием и использованием различных произведений — картин, макетов, шрифтов, музыки, видео. Вы создаете картины, эскизы или уникальные изделия и беспокоитесь, что кто-то будет их использовать без вашего разрешения? Давайте разберемся, когда авторское право охраняет ваш проект, а когда оно не распространяется на результат вашей работы.

    Кто такой автор и как он определяется законом, указано в Гражданском кодексе РФ. Автор произведения — человек (физическое лицо), творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора, на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано обратное. Это называется презумпция авторства (ст. 1257 ГК РФ). По возможности подписывайте свои произведения, ставьте дату их создания, записывайте на любой носитель информации как итог творчества, так и черновые материалы.

    Авторское право возникает с момента создания произведения. Как только человек снял видео, сделал фото, нарисовал картину или написал статью, он стал автором. Если авторов несколько, все они — соавторы и имеют друг перед другом одинаковые права, если не договорились о другом.

    Для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Тем более, каких-либо единых процедур на этот счет и мест хранения творческого материала законом не предусмотрено. Официальная регистрация сейчас предлагается только компьютерным программам и базам данных.

    Часто люди неправильно понимают законодательство об авторском праве и считают, что оно действует на всё, что человек может создать в своем воображении.

    • видео, литературные, музыкальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графика, дизайн, комиксы;
    • цифровая и пленочная фотография;
    • произведения архитектуры и садово-паркового искусства;
    • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    • компьютерные программы;
    • производные произведения (переводы, рефераты, резюме, обзоры, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    • сборники и другие составные произведения, как результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

    Не является произведениями всё, что не имеет объективной формы выражения, или имеет однозначное (не творческое) отражение в реальности:

    • идеи и концепции; принципы и методы;
    • процессы, системы и способы решения технических, организационных или иных задач;
    • открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах.

    Например, картина «Три богатыря» охраняется авторским правом. Идея изображения трех всадников — нет. Объективный факт, что наша галактика Млечный путь имеет спиральную форму, — не охраняется. Но научно-литературные исследования на эту тему имеют авторов, а те, в свою очередь, пользуются авторскими правами.

    Аккуратно используйте слово «плагиат». Многие используют его, не понимая значения. Создатели всех окружающих нас предметов, систем и процессов использовали и используют чужие идеи. Например, у автомобилей разных брендов похожие формы кузова и коробки передач. В картинах разных художников часто используются похожая композиция и цветовая гамма. Главное — не присваивайте себе авторство чужих произведений.

    Соблюдаем закон при использовании чужих произведений

    В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса РФ любое использование произведений допускается только на основе разрешения автора или иного правообладателя. Отсутствие прямого запрета не является разрешением. Согласуйте использование чужого произведения, даже если вы планируете использовать его не для коммерческих целей и своей выгоды.

    Чтобы получить разрешение на использование целого произведения или его частей, заключите с автором договор в письменной форме. Это может быть лицензионный договор или договор отчуждения исключительного права, — если автор отдает только вам одному все без исключения права использования насовсем.

    В лицензионном договоре укажите передаваемые права — какие способы использования разрешены, а также порядок выплаты вознаграждения, срок и территорию использования. В договоре отчуждения необходимо четко указать, что отчуждается исключительное авторское право в полном объеме, на все способы использования произведения, иначе договор могут признать лицензионным. Нотариальное заверение подписей не является обязательным.

    Однако, в отдельных случаях закон позволяет использовать произведение в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях, то есть, осуществлять свободное использование произведений без согласия правообладателя. Чтобы законно использовать часть произведения в этих целях, укажите автора и источник цитирования. При публикации фото, видео или другого контента поблагодарите автора и укажите ссылку на него.

    Три способа защититься от нарушения авторских прав

    Авторство не нужно нигде регистрировать. Но если потребуется подтвердить свое авторство на переговорах или в суде, будьте готовы предоставить доказательства. Рассмотрим три самых распространенных способа доказать свое авторство. К сожалению, ни один способ не гарантирует стопроцентный успех, потому что ни одно доказательство не имеет заранее установленной юридической силы. Но, как показывает практика, эти способы помогают выиграть суд с большей вероятностью.

    Отправьте себе заказное письмо

    Самый простой и проверенный годами способ — отправка письма самому себе. Запишите ваше произведение на диск или распечатайте на бумаге. Важно, чтобы носитель нельзя было перезаписать, поэтому не используйте флешки и перезаписываемые диски. Вложите материалы в конверт и отправьте самому себе ценным заказным письмом первого класса или бандеролью с описью вложения. В описи подробно укажите, что именно вы себе направляете.

    Правильно: фотографии в формате «RAW» от первого марта две тысячи шестнадцатого года, количество фотографий, автор Иванова Анна Александровна.

    Неправильно: фотки с концерта Земфиры.

    Полученное от себя же письмо с описью вложения, храните дома. Не вскрывайте! Тем не менее, современные способы упаковки ценных отправлений могут вызывать вопросы. К сожалению, вакуумное спаивание конверта, применяемое сейчас Почтой России, не равноценно надежной советской печати из сургуча.

    Заверьте у нотариуса

    Юридические факты, заверенные нотариусом, сложно оспорить в суде. Все нотариусы удостоверяют хотя бы одно действие, которое поможет подтвердить факт создания произведения: создание точных копий, дату предоставления материалов и факт подписания документов.

    Важно помнить о том, что услуги нотариуса потребуют дополнительных расходов. Например, удостоверить дату предоставления материалов обойдется около 1500-2000 рублей. Если финансовый риск при нарушении ваших авторских прав выше, то этот способ себя окупит.

    Заключите договор хранения с Российским Авторским Обществом. Передав Авторскому Обществу экземпляр произведения, вы получите свидетельство о депонировании. Суды относятся к таким свидетельствам с большим вниманием, чем к описи вложения в ценное письмо, а стоят они дешевле, чем услуги нотариуса.

    При написании статьи мы консультировались со специалистами по защите авторских прав.




    Учитывая, что именно автор изначально получает в полном объеме права на произведение, то и доказывание факта авторства (обладание первоначальными правами на произведение) является первоочередным при рассмотрении исков о .

    В соответствии с процессуальным законодательством, регулирующим порядок рассмотрения дела в суде, каждая сторона процесса, в том числе истец (в данном случае – автор), должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

    Как установлено пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» при разрешении вопроса о том, какой стороне подлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или право на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.

    При этом необходимо исходить из презумпции авторства, то есть при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.

    Озвученная позиция Верховного Суда РФ основана на статье 1257 Гражданского кодекса РФ, которая дословно звучит как: «Автором произведения науки, литературы, искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

    Из приведенных положений следует, что при обращении в суд автору достаточно представить, например, экземпляр произведения, на котором будут указаны его данные, чтобы суд изначально воспринял его как автора произведения.

    Уже после вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ, регулирующей авторские права, было утверждено Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26.03.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ».

    Пунктом 42 Постановления также разъясняется, что «при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения.
    Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается ».

    На последнюю фразу следует обратить особенное внимание. Из нее следует, что если в материалах дела имеются оригинал или экземпляр произведения с указанием на его автора и ни одна из сторон процесса не оспаривает авторство произведения, то суд не будет требовать какие-либо новые доказательства авторства.

    В противном случае, если, например, ответчик оспаривает авторство произведения, то его экземпляра с указанием автора будет уже недостаточно и автору необходимо будет представить другие возможные доказательства. В качестве таких доказательств могут служить:

    1. Созданное автором произведение могло быть заверено у нотариуса или зарегистрировано в общественных организациях, таких как Российское авторское общество, Российская книжная палата и т.д.
    В этом случае в суд может быть подан нотариально заверенный документ, подтверждающий авторство гражданина, или свидетельство о регистрации произведения в соответствующей организации.

    Например, профессиональные фотографы обычно используют формат.RAW при съемке. Поэтому, если фотографии в этом формате остались у фотографа, то ему будет легче доказать свое авторство и , ведь в формате.RAW хранятся полные данные о том, когда, кем и на какой фотоаппарат сделан снимок.

    3. Доказывание авторства может быть осуществлено с помощью свидетелей, которые могут подтвердить факт создания произведения автором. В качестве свидетелей в суд могут быть вызваны: соавторы, родственники, коллеги, заказчики и иные лица. Главное, чтобы вызванные свидетели располагали необходимой информацией.

    4. В некоторых случаях, когда невозможно представить достоверные и достаточные сведения, подтверждающие авторство произведения, может быть проведена экспертиза. Наиболее часто по подобным делам проводится автороведческая экспертиза. Однако использование такой экспертизы возможно, если произведение обладает какими-то индивидуальными авторскими особенностями, например в литературных произведениях.

    Приведенный перечень доказательств не является исчерпывающим и в каждом случае могут использоваться индивидуальные способы подтверждения авторства произведения.

    Статьей 1259 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии являются объектом авторского права. При этом авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей.

    Так что стоит направить жалобу владельцу доменного ресурса, где расположен сайт, с указанием, какие объекты, по вашему мнению, размещены с нарушением авторских прав.

    В соответствии со ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Согласно ст. 1286 ГК РФ имущественные права на произведения, могут передаваться только по лицензионному договору (за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ). Любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем (автором фотографического произведения, его наследником), который должен быть заключен в письменной форме.

    Таким образом, для использования в публикации фотографического произведения необходимо получить предварительное согласие автора данной фотографии, которое может быть отражено заключением лицензионного либо иного соглашения о передаче исключительных права издателю СМИ.

    При этом как предусмотрено п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
    В случае нарушения исключительного права либо иного нарушения авторского права, автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
    Причем правообладатель вправе требовать выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.
    При этом совместное постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» пояснило следующее: рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела.
    Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
    Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.
    Стоит также отметить, что в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» ст. 42 устанавливается обязанность редакции соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Помимо этого с. 46 указанного закона, предусмотрена возможность оперативного реагирования гражданами, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы. К упомянутым в статье ущемляющим права и законные интересы гражданина относятся права на авторство и права на имя.
    Гражданин имеет право на ответ в том же средстве массовой информации. Ответ может именоваться по-разному (комментарий, реплика и т.д.). Однако суть данной публикации должна быть направлена на устранение ущемления законных прав гражданина на авторство.
    Что касается основной рекомендации при публикации автором своих фотографий, в частности, в сети Интернет, то необходимо отметить следующее. Обязательно на фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) автору необходимо размещать на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Петров, 2008). Данное обстоятельство впоследствии может сыграть ключевую роль при доказывании права авторства на фотографию.

    Таким образом у вас есть все основания применить все законные меры к защите авторских прав и привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе, путем взыскания ущерба в финансовой форме.