Административные правонарушения обществознание. Административное право и административные правоотношения. передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам

Обществознание

Лекция № 53.

Раздел 6.3 Отрасли российского права

Тема: Административное право.

Цель: изучить особенности административного права.

Задачи:

учебная : изучить понятие, источники и виды наказания административного права;

развивающая : развитие познавательных компетенций;

воспитательная: приобщение студентов к правовой культуре, и уважению закона.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент. (3 минуты)

    Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Особенности конституционного права.

2. Обязанности гражданина

План:

1. Понятие и источники административного права.

2. Административные правоотношения.

3. Административные наказания (50 мин).

Ход урока

№1. Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполни тельной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями; между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйствен­ными и социально-культурными объединениями; между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических вла стных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.

В административных правоотношениях одни приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и об­щественных органов.

Жалоба - это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы. Если жалоба в вышестоящие органы не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удов­летворении жалобы.

Конституции РФ

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»


Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации»


Постановления Правительства РФ


Адми нистративная ответственность – это применение к физическому или юридическому лицу, совершившее административное правонарушение, мер административного наказания. Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административ ных правонарушениях (КоАП РФ), введен в действие с 1 июля 2002 г. В Кодексе пять разделов:

раздел I - Общие положения;

раздел II - Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них);

раздел III -Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные 1 рассматривать дела об административных правонарушениях;

раздел IV - Производство по делам об административных правонарушениях;

раздел V - Исполнение постановлений по делам об административных правона­рушениях.


2. В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

    посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

    посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

    в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

    на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

    в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

    в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

    в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

    в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждый из административных проступков положено административное наказание.

№3. Административная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.






Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация мо гут устанавливаться и применяться только в качестве ос новных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополни тельных наказаний.

Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, выделяются:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    органы внутренних дел;

    органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    налоговые органы;

    федеральные органы налоговой полиции;

    таможенные органы;

    военные комиссары;

    органы рыбоохраны

И многие другие органы и должностные лица.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Незаконные действия по привлечению к администра­тивной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.

Лицу, привлекаемому к ответственности, должно быть гарантировано осуществление его прав. В частности, нарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства. Для защиты своих интересов он может пригласить адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится и объявляется немедленно после рассмотрения дела. По делу выносится одно из следующих постановлений: о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством - при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В течение трех дней копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления.

Закрепление

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Каковы источники административного права?

4. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонару­шения и какова его структура?

5. Какие виды административных правонарушений вам известны?

6. В чем состоит административная ответственность?

7. В чем суть административного наказания?

8. Какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ?

9. Какие административные наказания являются основными?

10. Каким органам подведомственны дела об административных правонарушениях?

Домашнее задание: подготовить следующие темы: Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты. Чем опасны нарушения правил дорожного движения? Водитель и работник государственной инспекции по безопасности дорожного движения: трудный диалог. Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы. (7 минуты).

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.


| |

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России.

В его предмет входит следующие группы отношений:

  • - организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб полиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков);
  • - надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей);
  • - административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в полицию, применение огнестрельного оружия и др.).

Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России .

Административное право России - это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления. Объект - это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых отношений - это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Признаки административно-правовых отношений:

  • - несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
  • - одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • - данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие заключается в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. В редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ. Например, ст. 9.10, 21.7.

Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строгого наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным.

Субъект правонарушения - это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений законодатель отнес физических лиц и юридических лиц.

К физическим лицам относятся граждане РФ, должностные лица, лица, которые за совершение административных правонарушений несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, - на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия - за неисполнение либо ненадлежащее исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3.5, 3.11 и др.).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний и порядок их назначения определены в КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, наличие в действиях правонарушителя признаков состава правонарушения и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кодекс установил, что законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться только такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

В отношении юридического лица могут применяться только четыре их вида:

  • - предупреждение;
  • - административный штраф;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - административное приостановление деятельности.
  • Административное право Российской Федерации: учебник/ под ред.А.В. Мелехина. М ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 26.

Понятие уголовного права


Виды наказаний

  • а) штраф;

  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

  • г) обязательные работы;

  • д) исправительные работы;

  • е) ограничение по военной службе;

  • з) ограничение свободы;

  • и) арест;

  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;

  • л) лишение свободы на определенный срок;

  • м) пожизненное лишение свободы;

  • н) смертная казнь.


Преступление (правонарушение)


Уголовная ответственность: смягчающие вину обстоятельства (Ст.61. УК РФ)

  • Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

  • Несовершеннолетие виновного.

  • Беременность.

  • Наличие малолетних (до 14 лет) детей у виновного.

  • Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания.

  • Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

  • Совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.

  • Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

  • Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

  • Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба


  • а) рецидив преступлений;

  • б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

  • в) совершение преступления в составе группы лиц

  • г) особо активная роль в совершении преступления;

  • д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

  • е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  • совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

  • ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

  • з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

  • и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего ;


Уголовная ответственность: отягчающие вину обстоятельства (С.63. УК РФ)

  • к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением психического принуждения;

  • л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

  • м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

  • н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

  • о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.



Факторы влияющее на уголовное наказание


Задачи по уголовному праву

  • У.1. Четырнадцатилетний Саша Чугункин украл из магазина шоколадку стоимостью 20 рублей. Кто и к какой ответственности будет привлечен?

  • У.2. Шестнадцатилетний Вася Петров, проходя поздно вечером по улице увидел лежащего пьяного гражданина А., и с целью завладения имуществом снял с него пальто, шапку, ботинки, оставив А., на 30-градусном морозе. Потерпевший вскоре замерз. Определите форму вины и ее вид. Подлежит ли он ответственности за наступления смерти?

  • У.3. Гражданин Ворапаев обнаружил дневник своей 15-летней падчерицы, в котором она писала, что ненавидит своего отчима и желает его смерти, даже описала способ его убийства. Как можно оценить поведения девушки с точки зрения уголовного права?

  • У.4. Сотрудник милиции Табаков, возвращаясь с дежурства, встретил знакомую 18 летнюю девушку, которая попросила дать ему подержать оружие. Милиционер вынул обойму и дал девушки пистолет, не проверив патронник. Девушка в шутку приставила ствол к голове друга и нажала на спусковой крючок. Табаков погиб. Есть ли вина девушки?

  • У.5. У районного прокурора похитили дочь, потребовав, чтобы тот необоснованно прекратил уголовное дело. В противном случае девочку обещали убить. Прокурор выполнил требования похитителей. Подлежит ли прокурор ответственности?


Уголовный процесс


Административное право


Административное право

  • 1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  • 2. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

  • 3. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

  • 4. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

  • 5. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Виды административных наказаний


Задачи по административному праву

  • А.1. Укажите за какие проступки может наступить административная ответственность

  • Безбилетный проезд 16 шестнадцатилетнего учащегося в общественном транспорте

  • Опоздание на работу водителя автобуса на час

  • Нарушения правил пожарной безопасности в негосударственном образовательном учреждении «Шанс»

  • Мелкое хулиганство

  • Неисполнение обязательств по кредитному договору

  • Переход дороги в неположенном месте

  • Публичное оскорбление лица, находящегося при исполнении своих обязанностей.

  • А.2. Группа студентов одного из вузов, отмечая успешное окончание летней сессии, жарили шашлык, и оставили после себя незатушенный костер. Директор лесхоза оштрафовал каждого из них за нарушения правил пожарной безопасности и сообщил в происшествии в институт. В сентябре ректор института объявил студентам за этот проступок выговор.


Трудовое право (Трудовой кодекс РФ)

  • Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • в разрешению трудовых споров;

  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Принципы трудового права (Ст. 2 ТК РФ)

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

  • равенство прав и возможностей работников;

  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размеры оплаты труды

  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;


  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;

  • конкретный вид поручаемой работнику работы.

  • дата начала работы,

  • а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия

  • условия оплаты труда

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

  • другие условия в случаях предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Труд несовершеннолетних

    По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, в случаях получения общего образования либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения

  • С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения

  • для работников в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени - 24 часа в неделю,

  • а в возрасте от 16 до 18и лет - 35 часов в неделю.

  • Если же такой работник является учащимся образовательного учреждения:

  • - до 16 лет - до 12 часов в неделю;

  • - от 16 до 18 лет до 17,5 часов в неделю.

  • Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • - по общему правилу для работников в возрасте от 15 до 16 лет - 5 часов,

  • в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов;

  • - для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте

  • от 14 до 16 лет - 2,5 часа,

  • от 16 до 18 лет – 3,5 часов


Трудовое право –дисциплинарная и материальная ответственность


Источники гражданского права.


Предмет гражданского права


Предмет гражданского права.


Основные институты гражданского права


Элементы гражданских правоотношений


Юридические факты и гражданские правоотношения.


Элементы гражданского правоотношения



Юридические факты и гражданские правоотношения


Сделки


Функция нотариуса

  • Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

  • 1) удостоверяют сделки;

  • 2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

  • 3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

  • 4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

  • 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

  • 6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

  • 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

  • 8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

  • 9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

  • 10) удостоверяют время предъявления документов;

  • 11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

  • 12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

  • 13) совершают исполнительные надписи;

  • 14) совершают протесты векселей;

  • 15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

  • 16) принимают на хранение документы;

  • 17) совершают морские протесты;

  • 18) обеспечивают доказательства.


Недействительные сделки


Договор


Основные понятия наследственного права

  • Наследование - переход наследственной массы умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам).

  • Наследственная масса (наследство) - это совокупность принадлежавших наследодателю на день открытия наследства вещей, а также иных видов имущества, в том числе имущественных прав и обязанностей.

  • Выморочное имущество - это наименование наследственной массы в том случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию.. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

  • Время открытия наследства - день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день вступления в силу решения суда или указанный в нем.

  • Местом открытия наследства признается, по общему правилу, последнее постоянное место жительства наследодателя. Если же такое место жительства неизвестно или находится за пределами РФ, местом открытия наследства в РФ признается место нахождения на территории РФ наследственного имущества.

  • Виды:

  • по закону - граждане , находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся живыми после его смерти, и Российская Федерация;

  • по завещанию - граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся живыми после его смерти; юридические лица, существующие на день открытия наследства; Российская Федерация ; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; иностранные государства; международные организации.

  • Недостойные наследники - граждане, утратившие право наследовать или отстраненные от наследования судом вследствие своего противоправного поведения по отношению к наследодателю.


Наследование по завещанию

  • Согласно действующему законодательству завещание может быть совершено при соблюдении определенных требований:

  • 1) только гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

  • 2) завещание должно быть совершено лично . Совершение завещания через представителя не допускается.

  • 3) в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина . Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.

  • (Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Важным моментом, является принцип свободы завещания)

  • 4) завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом . Удостоверение завещания другими лицами допускается в отдельных случаях :

  • (например: завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

  • 5) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов и т.д.)


Восемь очередей наследников :

  • Восемь очередей наследников :

  • 1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления .. Доля умершего супруга в этом имуществе равна половине всего нажитого имущества, входит в состав наследства и переходит к наследникам.

  • 2. Наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя ) наследуют по праву представления .

  • 3. Наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя ). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления .

  • 4. Наследники четвертой очереди по закону являются прадедушки и прабабушки наследодателя;

  • 5. Наследники пятой очереди по закону являются дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

  • 6. Наследники шестой очереди по закону являются дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

  • 7. Наследники седьмой очереди по закону являются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

  • 8. Также выделяют так называемую плавающую очередь . Наследники данной очереди это несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя .


Обязательства вследствие причинения вреда


Гражданская ответственность родителей (опекунов, специальных учреждений)

  • за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечает тот, под опекой кого несовершеннолетний находился в момент причинения вреда, а именно:

  • за вред причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

  • если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.

  • если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.


Гражданский процесс


Семейное право

  • Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,

  • регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными),

  • в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.


Семейное право


Виды семейных правоотношений


Принципы семейного права


Брачный договор


Брачный договор


Брачный договор

    Брачным договором не может быть предусмотрена обязанность одного супруга передавать в собственность другому все нажитое во время брака имущество или все получаемые доходы, поскольку это поставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Нельзя принять на себя обязательство, ограничивающее свободу завещания, поскольку это право предусмотрено законом и входит в содержание правоспособности гражданина.

  • Условия брачного договора, нарушающие требования (п.3 ст.42 СК), являются ничтожными. Если условия брачного договора ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, признание этих условий договора недействительными производится судом по иску заинтересованного лица.


Опекунство и попечительство

  • Статья 35. Опекуны и попечители

  • 1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. 2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. 3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. 4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.


Лишение родительских прав


Лекция по обществознанию на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Административное право как наука изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации.

Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.

В органах исполнительной власти работают государственные служащие. Под государственной службой законодательство понимает не просто работу по найму в государственном органе, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Такая деятельность осуществляется за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственные должности подразделяются на три категории.

    1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

      Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А.

      Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Прохождение государственной службы включает несколько этапов: поступление на госслужбу, собственно прохождение госслужбы, прекращение госслужбы.

Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Допускаются лишь требования к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуации, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности, наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если в отношении него существует связь с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, наличие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.

При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными федеральным законом о госслужбе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаше одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность - расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. К ним относятся достижение госслужащим предельного возраста для нахождения на госслужбе (60-65 лет), прекращение гражданства РФ, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, возникновение обстоятельств, препятствующих продолжению госслужбы.

Органы исполнительной власти вынуждены в своей деятельности применять меры административного принуждения с целью заставить обязанных лип выполнять предписанные законом действия. Выделяют административно-предупредительные меры, цель которых - предупреждение возможных правонарушений. Они носят профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). Применяются также меры административного пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Выделяются административно-восстановительные меры, связанные с восстановлением в правах, возмещением ущерба (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Основную роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение. Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

      1. это деяние, выраженное в виде действия или бездействия. Мысли и убеждения не считаются правонарушением;

        это антисоциальное деяние. Административное правонарушение наносит вред общественным отношениям, отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности и может в некоторых случаях перерасти в преступление;

        это противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права;

        это виновное деяние, предполагающее наличие вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Прежде чем привлечь лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Причинить вред общественным отношениям возможно путем причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения); путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение вещи); путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного права, за которое установлена административная ответственность.

Субъект административного правонарушения - это физические и юридические лица. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие иммунитетом (неприкосновенностью) - депутаты, судьи, прокуроры, дипломаты и др.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям. Важной составляющей субъективной стороны выступает вина, которая проявляется в умысле или неосторожности.

Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (проведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и т.д.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство).

Большую группу составляют административные правонарушения против государства:

1) правонарушения в области использования тепловой и электрической энергии (нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (самовольное строительство и др.); 4) правонарушения в области торговли (нарушение правил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок управления (неповиновение сотрудникам милиции, проведение несанкционированных митингов, проживание без регистрации и др.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут дополнять установленный законом перечень административных правонарушений.

За совершение административного правонарушения налагается административное взыскание - мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем: в) предупреждение совершения новых правонарушений другими липами (на примере наказуемого).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Принципы наложения административного взыскания:

        1. административное взыскание может быть наложено только на лило, совершившее административное правонарушение;

          при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности, т.е. взыскание применяется в соответствии с законом;

          при привлечении липа к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т.е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность нарушителя, причиненный вред и т.д.

В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства.

Отягчающими обстоятельствами служат продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лип; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством препятствующим наложению административного взыскания, является истечение срока давности, который установлен в два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объявления амнистии или помилования.

Вопросы и задания

1. Дайте определение административного права.

2. Что понимается под государственной службой? Какие категории государственных должностей существуют?

          1. Каков порядок прохождения государственной службы?

            Какие меры административного принуждения существуют?

            Каковы определение и признаки административного правонарушения?

            Охарактеризуйте состав административного правонарушения.

            Какова классификация видов административного правонарушения?

            Что такое административная ответственность? Какие виды административных взысканий существуют?

            Назовите принципы наложения административного взыскания.

            В каких случаях говорят о смягчающих и отягчающих обстоятельствах? В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?