Задания по обществоведению. Тестовые задания по дисциплине обществознание. Элементами социальной структуры общества являются

Тренировочные задания формата ЕГЭ по обществознанию⃰

Класс - 11

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение тренировочной работы по обществознанию

отводится 1 урок (45 минут).

Ответы к заданиям 1-5 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле

ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 5-15 записываются в графу «Ответ» или же в специальную таблицу, следующую после задания.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его

и запишите рядом новый.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать

наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Предметом изучения этой науки являются отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности

Политология;

Экономика;

Правоведение;

Социология.

Студенты педагогического ВУЗА проходят практику в школе. Деятельность студентов является примером деятельности?

Материально-производственной;

Учебно-познавательной;

Ценностно-ориентировочной;

Социально-преобразующей.

Производитель в рыночной экономике может самостоятельно определять

Организационно-правовую форму предприятия;

Размер минимальной оплаты труда;

Количество и вид налогов;

Методы борьбы с монополиями в стране.

Касты, сословия, классы - это

1) Этапы развития общества;

2) Типы социальной стратификации;

3) Социальные статусы;

4) Социальные роли.

5. Семья, включающая несколько совместно проживающих поколений родственников, где младшие беспрекословно подчиняются старшим, называется

1) Партнерская;

2) Супружеская;

3) Традиционная;

4) Нуклеарная.

6. Установите верное соответствие между функциями государства и их проявлениями

7. Продолжите предложения:

1) Главным источником права в РФ является________________________.

2) Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет_______________________________.

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъекты политической деятельности».

Государство, политические партии, политический процесс, общественные движения, политические лидеры, граждане.

Ответ:__________________________________.

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу:

1) развитие сферы услуг;

2) рост численности рабочего класса;

3) отсутствие классового устройства общества;

4) использование информационных технологий;

5) новые интеллектуальные технологии.

Ответ:________________.

10. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Системы налогообложения

Пропорциональная


Прогрессивная

Ответ:_____________________________.

Часть 2

11. Перечислите три характерных признака административно- командной экономической системы.

1.___________________________;

2___________________________:

3___________________________.

12.Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав человека.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

13. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

1._________________________________________________________.

2._________________________________________________________.

3._________________________________________________________.

14 .Заполните таблицу плана написания эссе на тему: « Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека):

15. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Критерии оценивания

Максимальный балл за работу-35

На 5 -35-31

На 4- 30-27

На 3-26-21

На 2 - менее 20

Ответ

Баллы

2/1 (если 1 ошибка

1.Конституция РФ

2.Председатель Правительства РФ

Политический процесс

2 за верный ответ

Регрессивная

3 (1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

3(1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

Верно определена проблема

Раскрыта актуальность

Подчеркнута собственная позиция

Аргументация

3 (1б за каждый критерий

Формулировки пунктов плана корректны и охватывают основные вопросы темы

Формулировки пунктов плана корректны, но отдельные вопросы упущены или не раскрыты

План не раскрывает предложенной темы

Максимальный балл

⃰Данная работа может использоваться как учителями в качестве диагностической работы для выявления уровня подготовленности учащихся 11 классов к ЕГЭ по обществознанию, так и самими учащимися для самостоятельной подготовки.

1.Русский поэт Н.А.Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» .
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
— Что вкладывает Н.А.Некрасов в понятие «гражданин»?
— Как он понимает миссию поэта в обществе?
— Как соотносятся понятия «поэт» и «гражданий»?
— Почему Н.А.Некрасов считает, что «быть гражданином» – обязанность каждого?
— Н.А.Некрасов жил в 19 веке, актуально ли его утверждение сегодня?

II. Практическая часть

  1. Что из перечисленного относится к характеристикам:
    1. Индустриальной цивилизации
    1. 2. Традиционного общества
    А) Общество и природа находятся в состоянии относительного синтеза
    Б) Главный регулятор общественных отношений – обычаи и традиции
    В) «Скачкообразный» характер развития
    Г) Низкий уровень социльной мобильности, иерархичность общества
    Д) Довление общества над природой, максимальное использование природных ресурсов
    Е) Регулятором общественных отношений является система писаных норм, изменяемых в соответствии с меняющимися условиями
    Ж) Высокий уровень социальной мобильности, базирующийся на формальном политическом равноправии
  2. Соотнесите понятия:

Запишите ответ:

  1. Основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, отражается в содержании понятия …
    __________________________________________________________
  2. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего народного голосования характеризуется в содержании понятия …
    ___________________________________________________________
  3. Вводная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются его цели и задачи, характеризуется в содержании понятия…
  4. Коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________
  5. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам; тяжкое преступление против человечества характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________

III. Тестовые задания (имеют один правильный ответ)

А1. Термин «конституция» впервые возник в ….

  1. Новое время
  2. период Античности
  3. эпоху Возрождения
  4. средние века

А2. Исторически первый способ принятия конституции — ….

  1. законодательным органом власти
  2. референдумом
  3. «дарование» монархом
  4. специально созданным для этой цели органом

A3. Документ, имеющий высшую юридическую силу по отно­шению ко всем правовым актам государства, — ….

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. заключения Конституционного суда
  4. Конституция

А4. Верно ли, что действие конституционных норм осущест­вляется:
А) непосредственно;
Б) посредством конкретизации в других законодательных актах?

А5. Верно ли, что принцип прямого действия конституцион­ных норм означает, что:
А) если нет законов, конкретизирующих конституционную нор­му, то данная норма может быть реализована непосредственно;
Б) гражданин может прямо обратиться в суд на основании кон­ституционной нормы?

2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А6. Для прочности брака необходимо….

  1. превосходство мужа
  2. доминирование жены
  3. высокий уровень благосостояния
  4. сходство во взглядах и ожиданиях супругов

А7. Наиболее негативными демографическими тенденциями является(ются)….

  1. очень низкие темпы роста народонаселения
  2. очень высокие темпы роста народонаселения
  3. старение населения, нарушение тендерного равновесия
  4. устойчивое превышение смертности над рождаемостью

А8. Сложность демографической ситуации в современном мире связана с ….

  1. увеличением численности населения нашей планеты
  2. продовольственными проблемами
  3. экологическим кризисом
  4. миграционными процессами

А9. Верно ли, что в миграционную политику государств вхо­дит решение задач:
А) расселения людей на новых местах жительства;
Б) обеспечения бытовых и культурных условий жизни?
1) верно А) 3) верны оба суждения
2) верно Б) 4) оба суждения неверны

А10. Верно ли, что для возрастного состава Беларуси характерно:
А) увеличение количества лиц молодого возраста;
Б) влияние последствий первой мировой войны?
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А11. Молодые люди в современных условиях:
А) раньше, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь;
Б) сталкиваются с удлинением сроков обучения.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А12. Молодежные субкультуры — это:
А) форма доминирующей культуры;
Б) четко оформленные субкультуры.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

ОТВЕТЫ

II. Практической части:
Вопрос 1.

  1. В, Д, Е, Ж
  2. А, Б, Г

Вопрос 2
1-Б,
2-Г,
3-В,
4-Д.

Вопрос 3
Конституция

Вопрос4
Референдум

Вопрос 5
Преамбула

Вопрос 6
Правительство (Совет Министров)

Вопрос 6
Геноцид

III. Тестовые задания
А1. — 2
А2. — 3
А3. — 4
А4. — 3
А5. – 3
А6. – 4
А7. — 4
А8. — 1
А9. — 3
А10. – 4
А11. — 2
А12. – 2

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Дмитрий — преподаватель истории и обществоведения, исследователь политических наук, магистр исторических наук. Окончил исторический факультет БГУ. Подготовкой к ЦТ занимается с 2011 года, за это время обучил более 200 абитуриентов

Не каждый преподаватель по подготовке к ЦТ ходит на сам экзамен. Что подтолкнуло Вас записаться и пройти ЦТ по обществоведению в этом году?

У меня накопилось сразу несколько причин. В этом году накануне ЦТ я вёл итоговые 4-часовые занятия по обществоведению и истории Беларуси, на которых мы повторяли основные моменты со всего курса, разбирали задания, приближенные к ЦТ. Мне было важно убедиться в правильности отбора материала к этому мероприятию и ко всему курсу в целом, а лучше всего это можно сделать, сходив на ЦТ.


Централизованное тестирование развивается и вместе с ним должны совершенствоваться курсы подготовки к ЦТ.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения образовательного центра Адукар

До этого последний раз я посещал ЦТ в 2016 году, а преподавателям, которые специализируются на подготовке к ЦТ, советую ходить на централизованное тестирование раз в 2−3 года для подтверждения квалификации и мониторинга организационных изменений.


Самый волнительный вопрос от абитуриентов: ЦТ по обществоведению в 2018 году было легче? Или всё же сложнее?

В целом уровень сложности ЦТ 2018 выше, чем в прошлом году. Об этом говорит и : в 2017 году было 16 стобалльников, т. е. всего один из чуть более тысячи абитуриентов. В этом же году высших результатов 11 (а не учитывая мой результат 10) — один стобалльник на полторы тысячи. Но средние результаты не упали, а даже подросли на пару баллов (41,76 — в 2017 году и 43,73 — в 2018 году), что указывает на схожесть заданий ЦТ последних лет. А колебание связано с количеством сдающих обществоведение четвёртым тестом.


Это заметно при сравнении со статистикой 2016 года, когда нельзя было сдавать четвёртый тест. В 2016 году тест по обществоведению сдали всего лишь 10 940 абитуриентов, но 62 из них смогли набрать 100 баллов (1 из 176). Создалось впечатление, будто можно набрать высокие баллы «на халяву». Поэтому, когда разрешили сдавать четыре теста, количество сдающих обществоведение выросло в полтора раза. Только в 2017 году тест стал сложнее — «халявы» не оказалось. И уже в 2018 году желающих испытать удачу без подготовки стало на тысячу меньше. Соответственно, очень низких результатов стало чуть меньше — средний балл вырос на 2 пункта, хоть сами задания стали сложнее.

Как быстро Вы справились с тестом? В каком порядке решали задания?

За 20−25 минут, потом столько же потратил на проверку и 10 минут на заполнение бланка. Я немного спешил, так как в этот день у меня были запланированы занятия. Обычно я начинаю с части В: там бывают задания, над которыми стоит задуматься и отложить на потом. Затем перехожу к части А и решаю её по порядку, а в конце возвращаюсь к отложенным заданиям.


Итоговое 4-часовое занятие перед ЦТ по обществоведению 2018 года. На слайде — задания, приближенные к ЦТ

Встретились ли Вам вопросы, которые вызвали сложность?

Было пару заданий, которые сразу отложил на потом. Когда я к ним вернулся, то поставил себя на место составителя, после чего понял спрятанные ловушки и что требуется для верного ответа.

Одно задание части В я «отзеркалил». Этот приём подходит для заданий на выбор характерных свойств. Суть в том, что неверные варианты ответов будут верными для другого подобного задания, которое даже может быть в другом варианте этого же теста. У меня было задание на выбор 3-х верных ответов из 6-ти предложенных. Я определил 2 верных и 2 неверных, а между 2-мя оставшимися были сомнения. Вот я и решил сформулировать задание, для которого 2 неверных ответа, что есть у меня в задании, окажутся верными и к ним можно будет добавить один из тех, между которыми в моём задании есть сомнения. Получилось зеркальное задание о свойствах массовой культуры.

Чтобы пользоваться этим приёмом, нужно самому попробовать составлять тесты. Такой опыт я получил на старших курсах и во время преподавания в вузе. Порой я обучаю этому приёму своих учеников, чей результат на последнем этапе РТ достигает 90 баллов. Если меньше, то лучше сосредоточиться на более серьёзных проблемах. Вспомогательные методы эффективны лишь при уже усвоенном курсе, они не заменят обязательный материал.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, могли запутать абитуриентов? Много ли вообще таких заданий в ЦТ этого года?

Во-первых, затруднения вызвало задание с портретами деятелей. Во-вторых, многих абитуриентов врасплох застало задание нового типа, где по изображению нужно определить принадлежность храма к определённой конфессии. В-третьих, все задания части В открытого типа. Ещё в этом году было много заданий части А, где нужно было выбрать один хорошо замаскированный верный ответ. Поэтому можно сказать, что заданий, которые могли сбить абитуриентов с толку, было много.

Отдельно стоит упомянуть вопрос, который возник в этом году по поводу формы ответа в части В. По инструкции ответы в части В . Многие абитуриенты на это не обратили внимания и записали слово, согласовав падеж с формулировкой конкретных предложений. А потом запаниковали, когда после теста узнали от других абитуриентов о требовании инструкции. Ведь РИКЗ мог не засчитать очень много ответов. Однако в этом году РИКЗ пошёл навстречу таким абитуриентам и засчитал ответы, которые по существу были верными, хоть и с отступлением от требования инструкции. Я считаю это решение справедливым, однако могут быть и недовольные среди тех, кто изначально записал ответ правильно. Они могли бы рассчитывать на большие баллы за этот ответ, если бы остальным формулировку не засчитали, отчего задание стоило больше баллов. На ЦТ нужно сконцентрироваться, именно ошибки по невнимательности самые обидные.

Насколько ЦТ 2018 по обществоведению отличается от 3-го этапа РТ?

Обычно не очень сильно. Лучше сравнивать ЦТ не только с третьим этапом РТ, но и со вторым, а также демонстрационным тестом и новинкой этого года — дистанционным РТ. Тогда заранее можно будет получить максимально приближенное представление о том, что ожидать в ЦТ.


По словам заместителя премьер-министра Василия Жарко, задания ЦТ 2018 полностью соответствуют школьной программе. Оправдалось ли это утверждение в отношении тестов по обществоведению? Встречались ли в ЦТ прошлых лет задания, выходящие за рамки школьной программы?

Всё, что абитуриенты считают вопросами не из школьной программы, есть в действующих учебниках. Но не в самих параграфах, а в практикумах, дополнительном материале к разделу курса, куда просто не все заглядывают. Бывает, что формулировка задания в тесте настолько отличается от фразы в тексте учебника, что вопрос может показаться незнакомым. В таких случаях нужно просто подбирать синонимичные конструкции к тексту задания, пока оно не примет знакомый вид. Предположим, есть задание про парламентаризм и выбор стран, для которых он характерен. Составители для усложнения задания могут не использовать ключевое слово — парламент, а обыграть его в зависимости от стиля автора задания. Первый автор может заменить парламент на словосочетание высший представительный орган власти, второй — на высший законодательный , а третий поиграется с самими вариантами ответов, используя то, что парламентаризм может быть как в ограниченных монархиях, так и парламентских республиках. Таким образом, одно и тоже задание может иметь множество формулировок в зависимости от стиля автора.

Иногда нужно сделать лишь пару рассуждений и незнакомый факт станет логически единственно возможным, а все нужные для этих рассуждений основания в учебнике есть, но они могут находиться в разных параграфах, даже разных классах учебника. Всё это порождает домыслы, будто ЦТ выходит за рамки программы. Но всё дело во внимательности и сообразительности. Таким способом и выявляются самые подготовленные абитуриенты.

Какие ошибки в основном допустили Ваши ученики?

У моих учеников ошибок мало, большинство промахов вышло по невнимательности. Банально не полностью вчитались в условие задания и варианты ответов. Очень внимательными нужно быть в заданиях о полномочиях высших органов власти: малейшее изменение формулировки и ответ уже другой. Ученикам сложно оперировать всем материалом курса. Например, тема о подходах к изучению общества разбросана сразу по трём классам. Вспомнив информацию из одного учебника, ученики забывают остальную и ошибаются с выбором. По этой причине я немного перестроил курс подготовки к ЦТ, чтобы все логически связанные кусочки одной темы изучались вместе и ученикам было проще. На РТ в этом году были сложности с материалом именно 9 класса, но затем мы его углубленно прошли и проблемы исчезли.


Что Вы можете сказать об уровне подготовки к ЦТ по обществоведению у абитуриентов за последние пять лет? А сами задания ЦТ за это время стали легче или сложнее?

C этого года в сильнейшей группе я внедрю некоторые элементы из подготовки олимпиадников по обществоведению. Я готовлю не только к ЦТ, но и к предметным олимпиадам, поэтому знаю, какие приёмы решения тестов на олимпиадах подходят и для нового стандарта сложности ЦТ. Объясню почему.

Если сравнить тесты за 2012−2016 год и последних двух лет, то видно, что сложность растёт. Раньше проверялся стандартный набор тем, теперь в одном задании могут пересекаться разные тематические блоки. Нужно чаще пользоваться логикой, методом исключения стало сложнее находить неверные ответы. Раньше это было на уровне очевидного, а теперь приходится призадуматься, выбирая между двумя сразу не исключёнными альтернативами. Опять же в ЦТ из олимпиад переехали задания со схемами и портретами.

Что касается абитуриентов, то в группе, которая начинала подготовку к ЦТ в начале учебного года, средний балл как был выше 80, так и остался. Однако стало меньше результатов выше 90. Раньше высокими назывались результаты 97−98, теперь высокими считаются 93 балла.

У моих учеников, пришедших зимой, средний балл остался выше 70. А вот среди абитуриентов, начинающих подготовку весной, по словам коллег-репетиторов, результаты ниже. Преподаватели видят причину этого не только в повышении уровня сложности теста, но и в низкой мотивации абитуриентов, которые сдают обществоведение четвёртым тестом. Они как раз массово начинали подготовку только с весны.


Дмитрий — один из тренеров сборной Минска по подготовке к заключительному этапу Республиканской олимпиады по обществоведению в 2016, 2018 годах

Какой совет по подготовке к ЦТ 2019 года Вы бы дали будущим абитуриентам?

Советую абитуриентам как можно раньше определиться с тем, и что сдавать на ЦТ. Для этого можно посетить . Желательно не перепрыгивать с предмета на предмет в течение учебного года и не возлагать больших надежд на четвёртый тест. Нужно понимать, что теперь подготовиться к ЦТ за 2−3 месяца могут только абитуриенты мотивированные, с хорошей памятью и отличной логикой. Г отовиться к ЦТ с весны и рассчитывать на высокий балл теперь могут не все.

Также стоит подобрать хорошего наставника — репетитора или преподавателя курсов . К слову, ведущие опытные репетиторы обычно уже к середине учебного года загружены полностью или почти полностью. Начиная с февраля они, скорее всего, неохотно будут брать новых учеников. Или за более высокую плату, чтобы отсеять слабо мотивированных абитуриентов. Постоянно готовы взяться за подготовку только начинающие репетиторы. Если выбирать между курсами и начинающими репетиторами, то обычно более высокое качество . Потому что там работают опытные преподаватели, которые умеют грамотно организовать подготовку к ЦТ.

Напоследок скажу очевидное, но все же обязательное условие успешной сдачи тестирования при самостоятельной подготовке: внимательно изучите целиком учебники за 9−11 классы и прорешайте все сборники ЦТ, что издаёт «Аверсэв»!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Практическая работа: Человек и общество

1-й вариант – четные задания, 2-й вариант – нечетные. 21 – е задание для обоих вариантов.

Уровень А

1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» относится к понятию:

А). Культура. Б). Общество. В) Цивилизация. Г) Формация.

2 Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственностихарактерные черты общества

А) Постиндустриального. Б) Индустриального. В) Эпохи промышленной революции. Г) Традиционного

3 Элементами социальной структуры общества являются

А) Культура, искусство. Б) Кредит налоги. В) классы, социальные слои. Г) Парламент, республика.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно А и Б. 4. Оба суждения неверны.

5. Социальной потребностью человека является потребность в

1 Пище и воде. 2. В общении. 3. Воздухе. 4. Физическом движении

6. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения

7. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

8.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отрасль культуры

1) образность

2) логическая доказательность

Б) искусство

3) эстетическое освоение мира

4) воздействие на эмоции человека

5) комплексное описание объекта

9. Найдите в приведённом списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

10. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные факты

Исторические типы обществ

А) появление массовой культуры

1) традиционное

Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства

2) индустриальное

В) развитие глобальных компьютерных сетей

3) информационное

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

11. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

12. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

13. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

14. Закончите фразы.

Отдельно взятого человека в его природной характеристике называют______________________________

Человек как носитель социальных качеств и свойств является______________________________________

Сочетание биологических и социальных черт позволяет определить человека как_____________________

15. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Главные социальные институты

Сферы жизни общества

А) государство

1) экономика

Б) религия

2) политика

В) образование

3) духовная культура

Г) производство

4) социальные отношения

16. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Элементы структуры деятельности

А) театральные декорации

1) субъекты деятельности

Б) оркестр

2) средства деятельности

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

Уровень Б

В заданиях 17 – 20 запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво

Прочитайте текст и выполните задания 17 - 20.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция - это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий - уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, резвившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

18. Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.

19. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

20. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

21. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Уровень А

14 – индивид, индивидуальность, личность

2 – А, Г, Д

Задание 17.

1) формы социальных изменений: эволюция и революция;

2) краткие характеристики каждой формы, например:

а) формы социальных изменений: эволюция и революция;

б) краткие характеристики каждой формы, например:

Эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»;

Революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики.

Задание 18. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) надежды на безграничный прогресс не оправдались;

2) социальные изменения сложны и противоречивы;

3) типы и темпы социальных изменений различены;

4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;

5) критерии прогресса неоднозначны.

Задание 19. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим:

1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.);

3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Задание 20. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены, например, такие подтверждения:

1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса.

Задание 21. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

− наличие пунктов плана, указывающих на понимание

экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она

не может быть раскрыта по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление – основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие 3, 4/5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Структура предложенного плана. Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу. Корректность формулировок пунктов плана.