Условия поставки в гражданском кодексе. Договор поставки: ГК РФ указал, в чем отличия от других договоров о продаже. Общие положения об обязательствах

Оценка эффективности обучения на производственном предприятии

Чтобы квалификация сотрудников производственных компаний соответствовала современным требованиям, их обучение и развитие должно быть встроено в общую систему управления персоналом. Каждому работнику необходимо постоянно принимать участие в обучающих программах.

Своевременное, регулярное обучение персонала особенно важно для тех предприятий, где ведутся работы повышенной опасности. Выполняющие такого рода работы сотрудники должны соответствовать требованиям законодательства: быть компетентными в вопросах охраны труда, пожарной безопасности, технической эксплуатации машин, механизмов и пр. Значит, для них нужно обеспечить особую подготовку, развитие необходимых навыков.

На нашем предприятии каждый, кто выполняет работы с повышенной опасностью, проходит специальную подготовку. Сначала проводится собеседование для определения наличного уровня знаний; по результатам первичной оценки разрабатывается индивидуальная программа профессионального обучения . Прежде чем приступить к самостоятельному выполнению работ, сотрудник обязан пройти:

  • первичный инструктаж;
  • специальную/профессиональную подготовку в соответствии с индивидуальной программой;
  • стажировку на рабочем месте;
  • первичную проверку знаний (экзамен);
  • этап работы в качестве дублера (для оперативного и оперативно-производственного персонала);
  • первичные противоаварийные и противопожарные тренировки.

    Допуск к самостоятельной работе оформляется только после проведения всех необходимых обучающих мероприятий (этот период может занять до девяти месяцев). Кроме того, для работников предусмотрено периодическое (раз в три-пять лет) повышение квалификации в лицензированных специальных учебных заведениях. Все требования к квалификации и программам обучения для выполнения работ повышенной опасности подробно описаны в государственных нормативных документах.

    Для успешной работы людям нужны дополнительные знания и новые профессиональные компетенции. Требования к уровню знаний персонала развивающегося предприятия повышаются постоянно, поэтому эйчары должны уметь своевременно выявлять потребности в обучении.

    Существует много методов выявления потребностей в обучении; выбор того или иного зависит от особенностей компании и ее возможностей. Мы используем следующие:

  • анализ результатов собеседования при приеме на работу;
  • анализ результатов деятельности в период адаптации (испытательного срока);
  • анализ результатов годовой оценки;
  • планы изменения технологий;
  • анализ перспективных планов;
  • анкетирование и интервьюирование руководителей и сотрудников компании.

    Полученные с помощью различных методов данные помогают провести анализ качества человеческих ресурсов предприятия (так называемый кадровый аудит ).

    При определении потребности в обучении сотрудников следует, прежде всего, исходить из:

  • целей компании и перспективных планов ее развития (определяют руководители высшего уровня);
  • данных о реализации этих планов и возникающих при этом проблемах (формулируют руководители среднего звена);
  • самооценки работников.

    Программы повышения квалификации персонала должны быть сориентированы на достижение перспективных целей развития бизнеса, а специализированное обучение - на решение конкретных производственных, технологических или организационных проблем и повышение качества выполнения работниками поставленных перед ними функциональных задач. В то же время важнейшую роль в повышении эффективности обучения играет стремление самих сотрудников к профессиональному совершенству.

    Задачами службы персонала на этапе определения потребности в обучении являются:

    1. Анализ информации.

    2. Методическая помощь руководителям и работникам подразделений.

    3. Организация учебных мероприятий (рис. 1 ).


    На нашем предприятии обучение планируется по результатам годовой оценки персонала : для каждого сотрудника инженерно-технического состава и руководителей разрабатывается индивидуальный план развития (ИПР), где указаны необходимые компетенции - «корпоративный минимум». За составление ИПР и реализацию предусмотренных в нем мероприятий отвечают сотрудники HR-подразделения.

    По опыту прошлых лет мы видим, что важными условиями эффективности программ обучения являются:

  • оперативность их выполнения: если между составлением плана и реализацией обучающих мероприятий проходит полгода, обучение теряет свою актуальность;
  • применение современных подходов и методов обучения;
  • эффективное использование выделенных денежных средств.

    Для оптимизации процесса обучения и развития на протяжении планируемого периода мы разработали процедуры, которые 1) обеспечивают успешную реализацию ИПР сотрудников, 2) повышают уровень организации образовательных программ и 3) позволяют оценить эффективность обучающих программ.

    Что это за процедуры? Прежде всего - новый регламент для тщательного выбора провайдеров образовательных услуг. В процессе поиска тренинговых компаний мы анализируем опыт и репутацию их специалистов, оцениваем качество предлагаемых услуг (в том числе и по отзывам их клиентов). Ключевой критерий выбора (при прочих равных условиях) - возможность адаптации программы под нужды нашего предприятия. При этом каждая программа (курс, тренинг) обязательно согласовывается с руководителем структурного подразделения, а при необходимости - корректируется с учетом его пожеланий.

    До начала обучения мы оцениваем потребность в нем каждого сотрудника. Руководители подразделений оценивают квалификацию своих подчиненных по таким показателям:

  • качество работы;
  • производительность труда;
  • наличие необходимых навыков и знаний;
  • принятие и выполнение делегируемых руководителем полномочий (надежность);
  • самостоятельность в выполнении функций (независимость).

    приложение 1


    рис. 2

    На основе этих оценок определяется необходимость развития у конкретного работника тех или иных компетенций. Сотрудники также оценивают свою потребность в обучении (приложение 1 ): ответы на вопросы анкеты помогают конкретизировать задачи и направления обучения, оценить перспективы дальнейшей «трансляции» новых знаний в конкретном подразделении, прояснить ожидания в отношении результатов учебных программ.

    После обработки анкет специалист отдела по работе с персоналом встречается с сотрудниками, для того чтобы люди смогли аргументировать свои пожелания, уточнить условия и сроки обучения. По результатам собеседования вносятся корректировки в ИПР, а также принимается решение о том, какая именно обучающая программа необходима сотруднику в данный период времени. Свои рекомендации по организации обучения специалист по обучению представляет линейному руководителю подразделения или топ-менеджеру.

    По завершении курса обучения следует этап оценки эффективности обучения . За основу мы взяли методику Киркпатрика* (рис. 2 ), которую адаптировали к потребностям нашего предприятия.

    _______________
    * Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick) - американский исследователь, в 1959 году разработавший четырехуровневую систему оценки эффективности обучения персонала. Подробнее см. в статье Г. Базаровой «Оценка эффективности тренинга».

  • Оценка экономической эффективности кадровой деятельности охватывает всю многогранную работу с персоналом и управление этим процессом. Необходимо оценить экономическую эффективность обучения, которая представляет собой многофункциональный процесс, оказывающий влияние на различные компоненты деятельности предприятия.

    Средние затраты на обучение одного работника - это показатель, характеризующий деятельность службы управления персоналом.

    Определяется:

    Общая стоимость обучения работников предприятия составила в 2008 году 1 028 600 рублей.

    Количество обучившихся работников - 308 человек.

    Согласно методике американской компании «Хониуэлл», можно определить эффект воздействия программы обучения работников на повышение производительности труда по следующей формуле:

    где Р - продолжительность воздействия программы на производительность труда и другие факторы результативности;

    число обученных работников;

    стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;

    коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженый в долях);

    затраты на обучение одного работника.

    Стоимостная оценка различия в результативности представляет собой соотнесение (разность) оценок значения для предприятия результатов труда лучших и средних работников, исполняющих одинаковую работу. На предприятии стоимостная оценка различия равна на 10000 рублей, эффект обучения (К) составляет ¾ этой величины.

    Эффективность программы обучения 308 работников предприятия при стоимости программы (в расчете на слушателя) составляет 3340 рублей, а эффект программы имеет место в течение двух лет, составит:

    Общий эффект от обучения и повышения квалификации проявляется в виде прироста результата деятельности системы дохода, а также в виде экономии затрат на компенсацию последствий ошибочных действий или решений. Расширение числа анализируемых вариантов связано с необходимостью уделять большее внимание вопросам координации действий работников.

    На предприятии планируется уделять больше внимания обучению руководителей, а для этого здесь изучается и анализируется опыт, накопленный уже в России и содержащий новые подходы к обучению.

    Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка ремонтного вагонного депо Челябинск

    Анализ финансового состояния ООО АйТиАйСи
    .Общая характеристика ООО «АйТиАйСи» Общество с ограниченной ответственностью «АйТиАйСи», согласно Устава, является коммерческой организацией, главной целью которой является извлечение прибыли. Организация учреждена единственным учредителем - Марченко Михаилом Олеговичем...

    Цикличность как закономерность экономического развития
    Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Циклические колебания экономики являются одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристально...

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

    ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

    КАФЕДРА «УЧР»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Управление персоналом»

    На тему: Оценка эффективности обучения персонала на примере ООО «Детки»

    Выполнила студентка группы

    Научный руководитель

    План

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Методы оценки эффективности персонала

    1.1 Виды методов оценки

    1.2 Тренинг как один методов обучения персонала

    2. Внедрение тренингов в компании ООО « Детки »

    2.1 Краткая характеристика предприятия

    2.2 Внедрение метода в компанию

    3. Оценка эффективности внедрения тренингов на ООО « Детки »

    Заключение

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

    В наш быстроменяющийся век профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации.

    Для бизнеса в постиндустриальную эпоху, эпоху Интернета, повышается ценность человеческого ресурса. Сегодня орудия труда принадлежат работнику, это его мозг, знания, умения, потенциал и навыки.

    Компания выживает и побеждает в жесткой конкуренции, если она мобильная, гибкая и умеет отличаться от других себе подобных.

    Успех и эффективность деятельности компании в большей степени определяются персоналом, его квалификацией, тем насколько эффективно он использует свои знания, навыки и личностные качества.

    Работники, как и компания, должны быть готовы к переменам, усвоению и использованию больших объемов информации.

    Сегодня, в специальной литературе уделяется большое внимание вопросам оценки эффективности персонала, издается множество книг, статей, но не смотря на это не существует универсального метода. Каждая компания использует свои методы.

    Нужно отметить, что обучение сотрудников становится все более актуальным и значимым направлением деятельности кадровых служб в современных российских компаниях, которые все чаще сталкиваются с проблемой оценки эффективности обучения работников.

    Целью курсовой работы является исследование методов обучения персонала, анализ и оценка его эффективности.

    Задачи курсовой работы:

    · Дать описание методов обучения персонала

    · Рассмотреть внедрение одного из методов обучения персонала на примере конкретного предприятия

    · Привести примеры внедрения данного метода на предприятии.

    Объектом данной работы является технология оценки эффективности обучения персонала. Предметом выступает система оценки эффективности обучения в ООО «Волна».

    Для решения поставленных задач использованы методы: изучение, обобщение, анализ учебной и научной литературы по теме, периодических изданий, ресурсов глобальной сети Internet, расчетно-аналитический метод.

    1. Методы оценки эффективности персонала

    1.1 Виды методов оценки

    Оценка эффективности обучения - это один из самых трудных аспектов всей оценочной деятельности.

    Удачную классификацию методов обучения и развития сотрудников предложил Дипломированный институт развития персонала (CIPD), проводящий ежегодные исследования частоты использования методов HR- и T&D-менеджерами в Великобритании. Приведем данные последнего опроса:

    · обучение на рабочем месте используют 99% компаний;

    · внешние мастерские, конференции, семинары - 95%;

    · курсы - 93%;

    · тренинги (корпоративные) - 90%;

    · коучинг - 88%;

    · аудио- и видеообучение - 81%;

    · наставничество и buddying - 72%;

    · ротация, secondment, shadowing - 71%;

    · внутренние мероприятия по обмену знаниями - 52%.

    Большинство методов известны и в России, но ни одно отечественное исследование не дает ответ на вопрос: «Какой процент компаний использует в своей практике тот или иной метод?» Рассмотрим, какие методы обучения персонала характерны для российских компаний.

    Обучение на рабочем месте

    Ответственность за обучение лежит на трех участниках процесса -- самом сотруднике, его руководителе и HR-менеджере. У них разные роли, степень влияния и зона ответственности в этом процессе. Мировая тенденция корпоративного обучения ведет к тому, что обучение «уходит» на рабочие места, ответственность за его результаты в большей степени ложится на сотрудника и его руководителя.

    Конференция

    Метод конференции использует структурированные дискуссии между инструктором и стажерами в относительно малых группах. Метод конференции обеспечивает двухстороннее обсуждение и поэтому может использоваться для того, чтобы проверить понимание участников и вызвать реакцию на то, что преподается. Поскольку это влечет за собой высокую степень причастности обучаемого, метод конференции особенно эффективен для увеличения приверженности стажера или изменения установок.

    Коучинг

    Термин "коучинг" дословно на русский язык можно перевести как "наставлять, подготавливать, тренировать».

    Коучинг - индивидуальная работа с человеком, который хочет улучшить свою жизнь в любом контексте. Это работа исключительно с созданием и воплощением его будущего в жизнь. В России коучинг набирает обороты. По незнанию предмета - коучинг часто приравнивают к психотерапии, психоанализу или психологии, что создаёт негативные ассоциации у новичков.

    « Видеообучение может использоваться с тем, чтобы стимулировать интерес к теме, представлять информацию, моделировать применение навыков и обеспечивать стажеров точной обратной связью о результатах использования ими недавно изученных приемов. Видеозаписи могут применяться для того, чтобы предоставлять информацию курса работникам отдаленных участков, что может быть рентабельной альтернативой физическому сбору инструкторов и стажеров в одном месте Спивак В. А. Управление персоналом: учеб. пособие/В. А. Спивак. - М.: Эксмо, 2009. -с.225 - (Учебный курс: кратко и доступно). ».

    Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным. Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников подразделений и периода освоения новых технологий сотрудниками на рабочем месте.

    Buddying (Buddy System)

    Buddying - это поддержка, помощь, в какой-то мере руководство и защита одного человека другим с целью достижения результатов через передачу друг другу обучающей и развивающей информации. Buddying основан на предоставлении друг другу информации и объективной и честной обратной связи при выполнении задач (как личных, так и корпоративных), связанных с освоением новых навыков. Иногда buddying называют неформальным наставничеством, равноправным коучингом. От наставничества или коучинга buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны - совет, информация поступают в обоих направлениях: нет "старшего" и "младшего", наставника и подопечного, коуча и "коучуемого", обучающегося и обучаемого.

    Ротация

    Работники на всех уровнях организации могут быть ротированы через ряд рабочих мест с тем, чтобы расширить свои навыки и знания. Ротация обеспечивает организации большую гибкость, потому что обязанности работников могут быть легко изменены в связи с изменениями потребностей в человеческих ресурсах. Также ротация может использоваться для того, чтобы подготовить работников к продвижению по службе и предоставить им более богатый опыт работы.

    Secondment

    Так называется один из видов ротации персонала, точнее "командирование" сотрудников на определенное время в другую структуру для освоения ими необходимых навыков. У secondment есть один существенный нюанс - он может быть не только внутренним (когда работниками обмениваются подразделения компании), но и внешним, при котором сотрудники отправляются в компании, работающие в другой сфере (коммерция, государственный сектор, школы, локальные компании, благотворительные организации).

    Shadowing

    Данный метод используется в основном для обучения тех, кто только собирается прийти работать в компанию, - выпускников вузов. За его реализацию отвечают тренинг-менеджер и сотрудники. Shadowing (вольный перевод - "бытие тенью") применяется только теми компаниями, которые готовы брать к себе молодых людей без опыта работы. Схема действия shadowing проста. Предположим, студент хочет стать аудитором (маркетологом, менеджером по персоналу, бухгалтером и т. д.). Компания предоставляет ему возможность провести у себя несколько дней рядом с работающим аудитором, иными словами, - побыть тенью сотрудника. Таким образом, студент становится свидетелем "одного дня из жизни аудитора", получает представление о выбранной им карьере и о том, каких знаний и навыков ему не хватает. В итоге возрастает его мотивация к овладению знаниями в вузе.

    Внутренние мероприятия по обмену знаниями

    Основу управления знаниями любой организации составляет процесс формирования знаний, который подразумевает выявление информационных источников, изучение и структурирование ее в знания, А также их воспроизведение. Успех этого метода зависит от качества источников получения информации. Их три:

    1. Сотрудники компании - стремление сотрудников к самосовершенствованию и поддержка этих стремлений менеджментом компании. Развитие персонала может осуществляться различными способами: практическая работа над поставленными целями, изучение новых методик и подходов, использование сетей Интернет и Интранет.

    2. Сама компания - здесь формируются организационные знания - база, которая охватывает как индивидуальную, так и коллективную часть знаний. К организационным знаниям относятся: бизнес-культура, ценностные предпочтения, способность воспроизведения и сопоставления информации. Организаторские знания составляют внутрифирменную философию, политику и концепцию, на которую ориентируется персонал а своей работе.

    3. Компьютерные системы - которые могут использовать, хранить и получать знания. В настоящее время компьютерные системы стали просто необходимым условием работы любой компании. Тем более, что каждый сотрудник, как правило, работает по нескольким направлениям одновременно и выполняет несколько заданий.

    Наиболее эффективным способом распространения знаний является систематический обмен ими в компании, но реализовать такой обмен не всегда удается. Люди не хотят делиться имеющимися знаниями. Боясь утратить свое конкурентное преимущество, определенного уважения, влияния, а в некоторых случаях и работу.

    Из всех методов обучения персонала наиболее подробно рассмотрим тренинг.

    1.2 Тренинг как один из методов обучения персонала

    Современная динамика развития организаций, а также возрастающее количество конкурентов обуславливают постоянную и достаточно агрессивную борьбу за клиента. Наравне с выстраиванием маркетинговой стратегии особое значение стало уделяться обучению сотрудников; необходимость вкладывать в него деньги становится все более очевидной и не вызывает никаких сомнений.

    Подготовка, повышение квалификации и переквалификация заменились «тренингами», на которые в последнее время высокий спрос.

    Термин «тренинг» (от англ. - train, training) в русском языке имеет ряд значений: воспитание, подготовка, обучение, тренировка, дрессировка. При этом, точного определения в русском языке нет.

    Существуют различные определения тренинга как метода обучения персонала. К примеру, тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своей деятельностью. Или тренинг - метод создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением.

    «Большинство профессионалов руководствуются в своей работе определением тренинга, предложенным Санкт-Петербургским институтом тренинга: тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. (С. И. Макшанов ) Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга/ Кобзева В., Баранова Г. - М.: Издательство «Добрая книга», 2007. - с.70 ».

    Тренинг - обучение в интерактивной форме, т.е. в форме активного взаимодействия участников с тренером и между собой.

    Бизнес-тренинги представляют собой такую форму обучения, которая направлена на передачу и обработку навыков и бизнес-технологий.

    Бизнес-тренинг возник, когда развитие научно-технического прогресса привело к быстрому устареванию конкретных навыков и изменяющаяся конкурентная среда все больше требовала адаптивности применяемых бизнес-технологий и навыков на рабочих местах. В такой ситуации классическое бизнес-образование оказалось неспособным справиться с этой задачей.

    В любом образовании существуют 2 основных вопроса: теоретический (что делать?) и практический (как делать?). Бизнес-тренинг отвечает на вопрос: «Как делать?». К примеру, как проводить презентацию, как обслужить клиентов, как руководить подчиненными, как влиять на деловых партнеров и др.

    Тренинг как особая форма обучения появился на Западе в 1940-х годах. В это время были предложены оригинальные методики группового обучения, которые обеспечивали вовлечение участников в специальные игровые действия, которые позволяют активно усваивать новые навыки.

    Руководителю необходимо различать тренинг и бизнес-тренинг. Тренинг направлен на развитие личности, личностный рост. Бизнес-тренинг предполагает овладение деловыми навыками, их тренировку и шлифовку. Например, можно овладеть навыками самопрезентации, ведения телефонных переговоров, работы секретаря, управления стрессом, управления конфликтами и пр. Бизнес-организации ориентированы на проведение именно бизнес-тренингов. В зарубежной практике обучения персонала действует правило: организация не оплачивает личностный рост или психотерапию работников.

    Обучение, проводимое в форме бизнес-тренингов, направлено именно на совершенствование деловых знаний, умений, качеств сотрудников. Классификация тренинга приведена в таблице 2.

    Бизнес-тренинги бывают открытые и корпоративные. В открытых бизнес-тренингах принимают участие сотрудники из разных организаций. Их проводит тренер из тренинговой компании, специализирующейся на оказании тренинговых услуг. Корпоративные бизнес-тренинги проводятся для сотрудников одной организации. Их ведут тренеры, работающие в штате организации, тренеры из тренинговых конпаний или приглашенные независимые тренеры.

    Поэтому руководителю предоставляестя выбор: направить своих сотрудников учиться в тренинговую компанию на открытый тренинг или обучать персонал внутри компании на корпоративном тренинге.

    Выбирая бизнес-тренинг для персонала организации, стоит обратить внимание на содержание тренинга, т.е. чему будут учить подчиненных. Программа и содержание обсуждаются с бизнес-тренером.

    Бизнес-тренинг предполагает практическую работу участников тренинга, собственно «тренировку». Она заключается в том, что тренер предлагает участникам дискуссии различные виды активности - групповые дискуссии, ролевые игры, деловые игры, упражнения, обсуждение кейсов и т.д. «В наиболее эффективных тренинговых программах соотношение теоретической и практической частей 30 и 70%. Гораздо эффективнее будет предложить участникам такие формы работы, участвуя в которых они сами придут к необходимым выводам. Дело в том, что усвоение информации только на основе теории менее эффективно. Причина - пассивное усвоение нового, а тренинг - это активная форма обучения, при которой ведущий создает условия для тренировки и предлагает оригинальные методики усвоения информации.

    Продолжительность тренинга зависит от многих факторов в зависимости от специфики организации (например, целей обучения, ожидаемых результатов) Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга/ Кобзева В., Баранова Г. - М.: Издательство «Добрая книга», 2007. - с.74 ».

    Максимальное количество участников в группе - 8-12 человек. Если участников больше, обычно им не хватает внимания. Если меньше - это тоже негативно влияет на ход групповой работы в тренинге. Чтобы бизнес-организация получила реальный результат, важна комплексная работа. Она включает:

    1) Анализ потребностей организации в тренинге;

    2) Разработка и согласование замыслов тренинга;

    3) Дизайн программы обучения, подготовка учебных материалов;

    4) Проведение обучения;

    5) Оценка результатов.

    После проведения тренинга встает вопрос: «Как поддержать позитивные тренинговые эффекты?» Эксперты назвали несколько подходов к ответу на этот вопрос:

    · Изменение мотивации персонала

    · Изменение стимулирования персонала

    · Цикличность, повторяемость тренинговой системы

    · Консультации тренера для участников после тренинга

    · Форум - свободное общение участников с тренером после тренинга

    · Использование видеофильмов на тему тренинга

    Таким образом, возможны разные решения в области поддержания позитивных тренинговых эффектов.

    Собственно бизнес-тренинг - это всего лишь часть процесса по повышению результативности персонала. Другая, не менее важная часть, - это сопровождение результатов бизнес-тренинга, т.е. мероприятия после тренинга.

    Итак, посттренинг - это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, навыков, умений, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

    Планируя и проводя тренинг, необходимо понимать, что без посттренинговой поддержки проведенный тренинг в лучшем случае просто забудется, а в худшем - принесет больше вреда, чем пользы для личности работника и бизнес-организации. Посттренинги могут проводить разные сотрудники: внешний и внутренний бизнес-тренер, специалист из тренинговой компании, руководитель сотрудников, которые прошли обучение. Эксперты считают, что целесообразно проводить посттренинг не позже чем через 4-6 недель после базового тренинга.

    Посттренинг проводят столько времени сколько нужно для достижения его целей. Выбор посттренинга зависит от его целей. Цель - это образ будущего результата то, что заказчик обучения хочет получить в итоге. Например, целями могут быть: поддержка изменений, произошедших после тренинга; совершенствование навыков; напоминание содержания базового бизнес-тренинга и др. Для разработки посттренинга и его проведения потребуется задействовать все ресурсы: людей, время и финансы. В результате посттренингового сопровождения фокус усилий с развития навыков персонала должен сместиться на улучшение результативности.

    2. Внедрение тренингов в компании ООО « Детки »

    2.1 Краткая характеристика компании

    В настоящей работе рассмотрим проведение обучение персонала методом внедрения тренингов в ООО «Детки».

    Общество с ограниченной ответственностью «Детки» (далее ООО «Детки») учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08 февраля 1998г.

    Место нахождения и почтовый адрес общества: 115404, Москва, ул. Академика Королева, 13.

    Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9 часов до 19 часов.

    Учредителем организации является генеральный директор Коротков Иван Степанович.

    Компания занимается оптовыми продажами детских товаров.

    Персонал ООО «Детки» - это команда компетентных, инициативных, целеустремленных, решительных профессионалов. Этому во многом способствуют регулярно проводимые тренинги.

    Численность компании составляет 240 сотрудников. Из них 20% составляет руководящий состав, а 80% - рядовые работники.

    Организационная структура ООО «Детки» представлена в приложении 3.

    2.2 Внедрение метода тренингов в компанию

    ООО «Детки» стабильная, конкурентоспособная и активно развивающаяся компания, хорошо зарекомендовавшая и пользующаяся доверием в своем секторе рынка. Но в наше нестабильное время, время кризиса все труднее удержать свои позиции на рынке и в связи с этим руководством компании было принято решение заключить договор с Закрытым Акционерным Обществом «Брейн» (далее ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] «Брейн»), занимающимся проведением тренингов по обучению персонала. В первом полугодии 2009 года представители ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] «Брейн» предоставили для сотрудников ООО «Детки» услуги по проведению нескольких тренингов.

    Внедрение тренинга: Управление отделом продаж во время кризиса

    На данный тренинг были приглашены руководитель компании, коммерческий, финансовый директоры, руководитель отдела продаж, ведущие менеджеры.

    Особенность тренинга состояла в том, что основной деятельностью автора (тренера) уже 17 лет, включая 1998 и последующие годы, является антикризисное управление. На тренинге меньше затрагивалось управление затратами (экономия), существенно больше времени было посвящено сфере увеличения продаж. Это кадры, планирование и контроль, принятие решений и постановка задач. В данном тренинге было мало теории и стратегий, а много практики и инструментов. Аудитория:руководители компаний, коммерческие директоры, руководители отдела продаж, ведущие менеджеры по продажам.

    Цели тренинга:

    · Обучить решению практических задач по управлению персоналом отдела продаж;

    · Показать процесс контроля и планирования как часть системы продаж;

    · Научить находить выгодные решения и расставлять приоритеты;

    · Дать участникам уверенность в своих силах и возможности в реализации планов;

    · Помочь найти новые идеи, ходы и возможности победить кризис в продажах.

    Программа тренинга:

    1. Стратегический блок:

    · Самооценка и методы принятия решения руководителем;

    · Точки отсчета и невозврата. Аналитика и сбор экспертных мнений;

    · Антикризисные реакции компании - плюсы и минусы;

    · «Чёрный» и «белый» список действий руководителя в кризис;

    · Выработка антикризисной стратегии (индивидуальный пошив).

    · Требования к людям в отделе продаж. Приём и увольнение;

    · Обучение, аттестации, материальная и нематериальная мотивация;

    · Планирование, постановка задач и контроль исполнения;

    · Связь морального духа и эффективности. КПД и профвыгорание;

    · Работа под давлением - стресс или возможности открытий.

    3. Взаимодействие отдела продаж с остальными отделами:

    · Структура компании. Роли ОП и НОП в компании;

    · Управление ресурсами: люди, активы, информация, время;

    · Технология взаимодействия отделов, оптимизация процессов;

    · Способы управления не подчинёнными и без приказа.

    4. Технология продаж:

    · Активная модель продаж, её аудит, декомпозиция и реализация;

    · Изучение рынков. Работа на опережение. Отстройка от конкурентов;

    · Управление отделом продаж и управление продажами.

    4. Создание ОП «с нуля».

    Несмотря на кризис в ООО «Детки» не было сокращений штата сотрудников, а напротив в начале 2009 года было принято в штат 5 менеджеров. Главным образом, для них, а также для уже работающих менеджеров компанией ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] «Брейн» был проведен тренинг «эффективные продажи».

    Внедрение т ренинг а : Эффективные продажи

    На данный тренинг были приглашены менежеры по продажам во главе с начальником отдела продаж. Тренинг был направлен на анализ процесса продаж, усовершенствование навыков взаимодействия с клиентами, с целью повышения качества и количества продаж. По своему наполнению он содержал самые основные моменты, которые могут пригодится при взаимодействии с клиентом, но все они проходили глубокий анализ, пропускались через внутреннюю позицию и отрабатывались в практических упражнениях.

    В рамках тренинга рассматривалось большое количество конкретных примеров. Участникам предлагался уникальный раздаточный материал.

    Цель программы и ожидаемый результат обучения:

    1. Обучение навыкам эффективного общения с покупателем.

    2. Проанализировать собственную профессиональную позицию и обогатить свой опыт новыми конструктивными способами взаимодействия с покупателями, что увеличивает количество успешных продаж.

    2.3 Оценка эффективности результатов тренингов на ООО « Детки »

    Каждого руководителя, который проводит в компании бизнес-тренинг, волнуют два вопроса: как измерить результаты и как сделать их долгосрочными. Вопросы эти являются ключевыми для любого вида обучения. Во-первых, потому что обучение стоит денег, а во-вторых, руководителю важно знать, что проведенный тренинг будет способствовать продвижению компании в нужном направлении, внесет свой вклад в решение актуальных для развития бизнеса задач.

    «Строгая» оценка результатов тренинга всегда связана с определенными трудностями. Во-первых, они редко выражаются в легко измеряемых количественных показателях, таких как увеличение оборотов или снижение издержек (хотя и такое бывает). В подавляющем большинстве случаев результаты выражаются в изменении качества рабочих процессов, в появлении или исчезновении «событий», которые опосредованно влияют на прибыль и обороты. Во-вторых, измерение и закрепление результатов обучения требует определенных усилий со стороны руководителей (в первую очередь, на этапе прояснения целей обучения и постановки задачи тренеру). При этом если руководителю и тренеру удается совместными усилиями определить ожидаемые результаты, проблема их измерения и закрепления превращается в технологично решаемую задачу.

    Чтобы сделать результаты тренинга более наблюдаемыми руководство компании ООО «Детки» определило те количественные и качественные показатели, которые должны измениться в результате тренинга. А именно, уменьшение количества жалоб на совместную работу с конкретными сотрудниками, сокращение времени, затрачиваемого на выяснение отношений, улучшение обратной связи от клиентов о работе с компанией, увеличение количества вопросов на прояснение и получение дополнительной информации при обсуждении текущих проектов.

    Также руководителями ООО «Детки» было принято решение поддерживать и закреплять умения и знания, приобретенные сотрудниками на тренинге. А именно:

    1. Хвалить своих сотрудников за успешные действия. Например, за уверенное и интересное выступление, использование неожиданных и убедительных аргументов в переговорах с клиентом, конструктивное поведение в напряженной ситуации, вдохновляющую постановку задачи. Похвала закрепляет эффективные действия и стимулирует к поиску новых успешных решений.

    2. Просить сотрудников формулировать свои приоритеты непосредственно перед решением какой-либо задачи. Например, перед началом презентации, перед встречей с клиентом или перед непростым разговором с коллегой. Необходимость определиться с приоритетами помогает человеку сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания и умения, подойти к решению задачи сознательно. Если делать это более или менее регулярно, то определение приоритетов и «настройка» на ситуацию становятся рабочей привычкой.

    3. Периодически предлагать сотрудникам новую интересную информацию, «освежающую» полученные на тренинге знания. Это можно делать, вывешивая на доске объявлений или рассылая по электронной почте небольшие выдержки из книг и статей, или регулярно пополняя корпоративную библиотеку. Чем дольше и разнообразнее «звучат» начатые на тренинге темы, тем глубже осваивают их сотрудники и тем естественнее используют в ежедневном рабочем процессе.

    4. Два-три раза в год давать сотрудникам возможность выбрать те поведенческие умения, ситуации и темы, с которыми хотелось бы поработать в тренинге. И проводить одно-двухдневные тренинги, посвященные наиболее актуальным темам и ситуациям. Когда человек участвует в тренинге повторно, он использует его как хорошо знакомый инструмент работы с собственными умениями. Это обстоятельство, а также непосредственное участие в выборе темы тренинга существенно повышают результативность обучения.

    Главное, чтобы измерение и закрепление результатов тренинга не превратилось в навязчивый контроль, способный свести на нет все усилия, затраченные на проведение обучения, и на корню пресечь всякий интерес сотрудников к профессиональному росту.

    Во многом благодаря тренингам и умелым действиям руководства компании, ООО «Детки» в нелегкое время кризиса осталась лидером в своем секторе рынка. И хотя, несмотря на все приложенные усилия, продажи не выросли, но они остались на том же уровне, не было сокращений персонала и сотрудникам компании даже были выплачены премии по итогам первого полугодия.

    Заключение

    Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных производственных функций. Успешное выполнение этих функций сильно зависит от уровня квалификации и профессиональной компетентности сотрудников компании. Одним из методов, позволяющим изменять и улучшать уровень квалификации и профессиональной компетентности сотрудников, является система профессионального обучения персонала.

    В данной курсовой работе была проведена оценка эффективности обучения персонала на примере предприятия ООО «Детки». Были выполнены следующие задачи: было дано описание методов обучения персонала, рассмотрено внедрение метода тренинга на ООО «Детки», была дана оценка эффективности данного метода на предприятии.

    Оценка результатов тренинга формирует заключительную часть тренингового цикла, который начинается с определения проблемы, проходит стадию диагностики, где проблема превращается в тему программы обучения, и переходит на этап планирования и организации этой программы.

    Именно на стадии оценки результатов обучения происходит определение того, были ли достигнуты первоначально ставившиеся цели и были ли исправлены любые возникшие недочеты. Оценка, таким образом, присутствует там, где выносится суждение об эффективности проведенного тренинга.

    Около 90% сотрудников, участвующих в тренинге, повысили свою квалификацию.

    Эффективное обучение персонала ООО «Детки», помимо роста прибыли, имеет ряд не менее важных положительных последствий для организации:

    1. Раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива;

    2. Уменьшение текучести кадров;

    3. Укрепление преданности сотрудников организации;

    4. Обеспечение преемственности в управлении;

    5. Привлечение новых сотрудников.

    В целях дальнейшего совершенствования системы обучения в ООО «Детки» целесообразно:

    1. Увеличить затраты на обучение персонала;

    2. Заключить договор с фирмой, имеющий опыт по обучению сотрудников вне рабочего места и более квалифицированные кадры;

    3. Обратить особое внимание на разработку программ обучения менеджеров среднего звена и увеличить их долю в общем, количестве обучающихся.

    Список использованной литературы

    1. Аксенова, Е.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др. ; Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.-- 2-е изд., перераб. и доп.-- Москва: ЮНИТИ, 2008г.-- с. 54-58.

    2. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие/Н. И. Кабушкин. - 9-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.

    3. Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга/ Кобзева В., Баранова Г. - М.: Издательство «Добрая книга», 2007. - 456 с.

    4. Ладанов И.Д. Под ред. проф. Сергеюка П.И. Практический менеджмент. Управление персоналом: Секреты современного бизнеса. Пособие для руководителей и предпринимателей -- :Ника, 2008г.-- с.155-157.

    5. Магура, М.И. Оценка работы персонала: Подготовка и проведение аттестации / М.И. Магура, М.Б. Курбатова.-- 2-е изд., перераб. и доп -- Москва: Интел-Синтез, 2009г. -- с.118-121.

    6. Сенченко И. Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. - М.: Педагогика, 2007г. - с. 112-113.

    7. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - Питер, 2008 - 416с.

    8. Спивак В. А. Управление персоналом: учеб. пособие/В. А. Спивак. - М.: Эксмо, 2009. - 336 с. - (Учебный курс: кратко и доступно).

    9. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учебник. - М.: - Дело, 2009 - 227с.

    10. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебник. - М.: - «Бизнес - школа», 2007 - 368с.

    Приложение 1

    Таблица 1. Формы обучения персонала различного уровня в бизнес-организации

    Уровень в организационной иерархии

    Формы обучения

    Высшие руководители

    Специальные программы для руководителей

    Стажировки

    Бизнес-форум

    Конференции

    Консультирование

    Самообучение

    Руководители среднего звена

    Бизнес-семинары

    Бизнес-форум

    Конференции

    Стажировки

    Самообучение

    Руководители оперативного звена

    Краткосрочное повышение квалификации

    Бизнес-семинары

    Бизнес-тренинги

    Базовое высшее образование

    Самообучение

    Специалисты

    Обучение на рабочем месте

    Наставничество

    Базовое высшее образование

    Самообучение

    Исполнители

    Обучение на рабочем месте

    Наставничество

    Бизнес-тренинги деловых навыков

    Приложение 2

    Таблица 2. Классификация тренинов

    Основание

    Виды тренинга

    По форме проведения

    Индивидуальный; групповой

    По составу участников

    Реальные группы; квазиреальные группы; группы незнакомых людей

    По композиции

    Однородные группы; неоднородные группы

    По уровню изменений

    Субъектный; личностный

    По организации

    Фрагментный; программированный; марафон

    По целям и задачам

    Коммуникативный; интеллектуальный; регулятивный; тренинг специальных умений

    Приложение 3

    Таблица 3. Организационная структура ООО «Детки»

    Любая программа обучения и развития призвана содействовать росту эффективности или производительности труда работников, формированию такого рабочего поведения, которое обеспечит достижение целей и задач, стоящих перед организацией. Следовательно, программа обучения и развития может быть признана эффективной в том случае, если результаты, полученные по завершении обучения, будут превосходить затраты на его проведение.

    Анализ отдачи от обучения и развития персонала требует больших временных затрат, высокой компетенции специалистов, проводящих эту оценку. Однако многие организации не проводят такую оценку, считая, что любое обучение оправдывает себя. Такой подход имеет право на существование, но при этом надо учитывать, что обучение и развитие персонала является дорогим мероприятием, чтобы полагаться на случай. Подготовка работников должна иметь конкретные результаты, которые можно оценить количественно или качественно.

    По мнению начальника управления по работе с персоналом «Райффайзенбанка», для «профессионального обучения есть вполне конкретные показатели. Например, после обучения программе Excel, насколько сократилось время подготовки отчетов. Эту цифру можно легко перевести в человеко-часы и конкретные суммы. Или, к примеру, после обучения продажам, насколько увеличилось количество встреч и подписанных договоров. Если же заходит речь о лидерских качествах, личной эффективности, то показатель ROI выделить предельно сложно. Но возможно. Для нас один из измерителей эффективности руководителя - это показатель вовлеченности сотрудников его подразделения и его динамика от года к году. Иногда достаточно и мнения заказчика, когда его ожидания превзошли ожидания» .

    Для определения эффективности обучения и развития работников следует организовать контроль за всеми этапами обучения и развития персонала.

    Контроль представляет собой процесс сопоставления фактических результатов с поставленными задачами. Хорошо налаженный контроль позволяет своевременно совершенствовать и корректировать все этапы обучения и развития персонала.

    Виды контроля:

    • предварительный;
    • текущий;
    • заключительный.

    По форме осуществления все виды контроля схожи, так как имеют одну цель: способствовать максимальной близости фактически получаемых и запланированных результатов. Отличительным моментом является время осуществления контрольных мероприятий. Характеристика видов контроля за проведением программ обучения и развития работников представлена в табл. 8.1 173 .

    Характеристика видов контроля

    Таблица 8.1

    Вид контроля

    Характеристика вида контроля

    1. Предварительный

    • 1. Организованный контроль, основной задачей которого является проверка готовности к началу проведения программ.
    • 2. Направлен на выявление возможных ошибок до их появления.
    • 3. Предназначен для разработки и реализации мер по выявленным отклонениям

    2. Текущий

    • 1. Реализуется в процессе выполнения работ.
    • 2. Нацелен на недопущение появления отклонений от намеченных планов.
    • 3. Реализуется принцип обратной связи, позволяющий оценить качество и внести необходимые коррективы

    3. Заключительный

    • 1. Реализуется после завершения запланированных работ.
    • 2. Направлен на итоговую оценку качества запланированных работ и сравнение полученных результатов с требуемыми.
    • 3. Результаты контроля используют при разработке будущих планов, что позволяет избежать ошибок

    Программы обучения и развития персонала должны иметь конкретные результаты, которые можно оценить количественно и качественно.

    Анализ отдачи от обучения и развития может проводиться с использованием различных тестов, экзаменов, практических заданий и др. Оценку могут проводить как сами сотрудники, специалисты, эксперты компании, так и их преподаватели или специально созданные комиссии.

    При определении эффективности обучения и развития работников важно контролировать все требования к организации учебного процесса, который включает в себя следующие элементы:

    • разработка программы;
    • подбор преподавателей и тренеров;
    • методы проведения обучения;
    • состав обучающихся работников;
    • оснащение учебного процесса;
    • входной контроль знаний;
    • текущий контроль знаний;
    • выходной контроль знаний.

    Затем приступают к оценке результатов учебного мероприятия (программы) по следующим критериям:

    • 1. Реакция сотрудника, прошедшего обучение. Принимается во внимание мнение самого сотрудника. Важно узнать, как он оценивает обучение, понравилась ли ему предложенная программа, не была ли нагрузка чрезмерной. Как правило, для этого используются разнообразные анкеты и опросные листы.
    • 2. Усвоение материала. Определяется объемом усвоенной информации, как правило, при помощи тестов, собеседования или интервью.
    • 3. Изменение поведения сотрудника. Определяется, как изменилось поведение работника, в какой степени он использует полученные в ходе обучения знания и навыки, присутствует ли эмоциональный подъем в коллективе.
    • 4. Рабочие результаты. Оценка реальной выгоды, которую после обучения получила организация.

    Например, в турфирме до прохождения обучения менеджеров по продажам количество проданных путевок составляло 100 в месяц, а после обучения - 140. В этом случае можно говорить об успешности обучения.

    В организации, где профессиональное обучение и развитие - ценность, вероятность проведения эффективного обучения гораздо выше, чем там, где этому аспекту не уделяют должного внимания.

    Из всех факторов высокой эффективности обучения и развития главным является фактор, характеризующий действия руководства организации до, во время и после обучения.

    Поддержка обучения и развития персонала со стороны высшего руководства характеризуется:

    • включением обучения и развития в перспективный и оперативный планы работы кадровой службы;
    • предварительной оценкой и уточнением потребностей организации в обучении и развитии работников;
    • выделением финансовых средств в необходимом объеме на обучение и развитие;
    • своевременным информированием работников и их руководителей о возможности и необходимости прохождения обучения и развития;
    • ознакомлением с результатами обучения и анализом их результативности.

    Отдельные компании используют следующие показатели для оценки параметров обучения и развития персонала.

    1. Количество обученных за год сотрудников компании.

    Этот показатель зависит не только от развития системы обучения, но и от размера компании. Крупная компания ежегодно обучает больше работников, чем средняя. При установлении плана по данному показателю следует помнить, что в компании есть группы сотрудников, которые могут проходить различное обучение в течение года. К таким работникам относятся руководители, специалисты, бухгалтеры и юристы, направляемые на краткосрочные семинары и тренинги по проблемам изменяющегося законодательства, нормативных документов и т.п. Этот показатель оценивает динамику объема обучения в компании при относительно стабильной численности ее персонала. Если численность компании существенно меняется по годам, то для анализа динамики развития обучения, а также для сравнения показателей обучения компании с другими аналогичными компаниями необходимо применять такой показатель, как отношение числа обученных за год сотрудников компании к общей численности сотрудников организации.

    2. Объемный показатель обучения.

    Этот показатель характеризует объем обучения, приходящийся в течение года на одного сотрудника компании. Измерить его можно в человеко-часах или человеко-днях. Поскольку отдельные учебные программы или курсы могут продолжаться и менее одного дня, пересчитывать часы в дни можно из расчета 1 день - 8 часов.

    Практика успешных компаний характеризуется объемом обучения на одного сотрудника, составляющим от 3 до 10 человеко-дней на одного сотрудника в год. В последние годы в мире наблюдается тенденция к снижению объема аудиторного обучения за счет расширения обучения с помощью компьютера и дистанционного обучения.

    3. Экономический показатель обучения.

    Этот показатель может быть оценен с учетом двух основных характеристик самого мероприятия (программы) - продолжительности и количества участников. Его используют для экономической оценки групповых видов обучения, поэтому на практике его следует рассматривать как стоимость 1 дня (часа) обучения на одного обучаемого. Данный показатель можно назвать общим измерителем экономической эффективности обучения. Чем этот показатель меньше, тем большее количество сотрудников можно обучить при меньших затратах.

    Затраты на обучение и развитие рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности, роста прибыли, более полной реализации ее целей и задач. Затраты на обучение и развитие персонала можно рассчитать с учетом потенциальных преимуществ (рис. 8.1) .

    Рис. 8.1

    Пример. Компания проводила в учебном центре обучение сотрудников. Цена одного курса: 26 000 руб. (оплата тьютера, затраты на подготовку помещения, аренда и т.д.). Заработная плата сотрудника в компании - около 200 руб./ч. Длительность обучения - 16 часов. Стоимость обучения сотрудников можно рассчитать по формуле

    О =(ДхГ) + Ц к,

    где 5 0 - стоимость обучения; /? - заработная плата сотрудника; / - объем курса (в часах); П - цена курса. Тогда

    200 X 16 + 26 000 = 29 200 руб.

    В часы, занятые обучением, работники не производят материальных ценностей, следовательно, компания несет двойные потери: недополучает прибыль вследствие отвлечения от работы и затрачивает средства на обучение.

    Затраты на обучение и развитие можно оценивать относительно прибыли и относительно фонда заработной платы, а также в расчете на одного сотрудника. Экономическая эффективность обучения соотносится так же, как цена и качество любого товара или услуги, а именно: чем ниже цена, тем, как правило, ниже и качество.

    Например, в ПАО «Ростелеком» оценка эффективности обучения - один из важных этапов обучения персонала.

    Оценка эффективности является инструментом контроля над:

    • результативностью используемых методов, форм и способов обучения;
    • правильностью выявления потребности в обучении;
    • своевременностью проведения обучения;
    • общей результативностью мероприятий по обучению и развитию персонала;
    • результативностью финансовых вложений в обучение и развитие персонала;
    • измерением влияния человеческого фактора на бизнес-результаты компании;
    • повышением прозрачности и управляемости организации обучения.

    С помощью критериев оценки обучения можно определить эффективность различных способов оценки (табл. 8.2).

    После анализа результатов обучения любым из перечисленных способов сотрудник по работе с персоналом в ПАО «Ростелеком» выявляет лучший и при необходимости готовит предложения по совершенствованию обучения.

    Без оценки эффективности процесса обучения невозможно выстроить систему обучения и развития, которая обеспечивает необходимые бизнес-результаты. Д. Киркпатрик предложил формулу для описания цикла обучения: реакция - обучение - поведение - результаты.

    Эффективность способов оценки

    Оцениваемый критерий

    Способы оценки

    1. Степень удовлетворенности участника обучения

    Степень удовлетворенности участника обучения:

    • полезностью обучения;
    • программой и преподавателем;
    • подготовкой и администрированием обучения
    • 1. Анкетирование/ интервьюирование участника обучения
    • 2. Интервьюирование линейным руководителем участника обучения для определения удовлетворенности последнего пройденным обучением

    2. Степень усвоения учебного материала

    Изменение знаний, навыков, установок и мотивации участника обучения

    • 1. Анкетирование самооценки знаний, навыков, установок, мотивов участником обучения
    • 2. Анкетирование /интервьюирование тренера /преподавателя (отчет)
    • 3. Контрольные упражнения (специально разработанные тесты, опросники и задания, позволяющие качественно измерить изменения)

    3. Динамика изменения рабочего поведения участника обучения, в том числе его компетенций

    Изменение рабочего поведения и компетенций участника обучения. Комплексное применение на практике полученных на тренинге знаний и навыков

    • 1. Наблюдение тренера-консультанта за работой участника обучения
    • 2. Регулярная оценка (аттестация)
    • 3. Оценка 360°

    4. Динамика изменения результатов деятельности участника обучения

    Изменение результатов достижения индивидуальных целей участника обучения, бизнес-показателей группы и структурного подразделения в целом после проведенного обучения

    • 1. Оценка индивидуальных результатов
    • 2. Оценка результатов подразделения

    5. Динамика изменения результатов деятельности компании и финансовый эффект от обучения

    Эффективность от вложения инвестиций в обучение

    Эффективность: доход от программы - затраты на программу

    Также он четко сформулировал критерии для всех четырех уровней оценки (табл. 8.3) .

    Четыре уровня оценки обучения Д. Киркпатрика

    Таблица 8.3

    Что оценивается

    Ключевые вопросы

    Уровень 1: «Реакция»

    Как участники реагируют на обучающее событие

    Понравился ли участникам процесс обучения?

    Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками?

    Уровень 2: «Обучение»

    Насколько участники усвоили знания, навыки и сформировали необходимые отношения по завершении обучающего мероприятия

    Какие навыки, знания, установки изменились после обучения?

    Насколько значительны эти изменения?

    Уровень 3: «Поведение»

    Как участники применяют на рабочем месте то, что они узнали во время обучения

    Изменили ли участники свое поведение на рабочем месте после обучения?

    Уровень 4: «Результаты»

    В какой степени по итогам обучения достигнуты намеченные результаты

    Оказывают ли изменения в поведении участников

    положительное влияние на организацию?

    Данная модель актуальна для оценки эффективности обучения и сегодня, кроме того, специалисты добавили пятый уровень оценки.

    Уровень 5: «Рентабельность инвестиций». Оценка эффективности на этом уровне позволяет получить ответ на важный для бизнеса вопрос: «Что дало обучение для развития бизнеса?»

    С точки зрения экспертов, эта модель имеет слабые и сильные стороны. Легкость понимания для всех обучающихся людей, не только для специалистов в области обучения является сильной стороной модели Д. Киркпатрика. Ограничения модели заключаются в упрощенном подходе; уровни оценки не выходят за рамки обучения и др.

    Продолжая развивать свой подход к оценке обучения и развития, специалистам по обучению необходимо изменить принципы своей работы, научиться создавать реальные ценности для бизнеса и убедительно демонстрировать важность этих ценностей. В качестве исходного пункта обучающему (тренеру, преподавателю) необходимо обсудить с руководителями:

    • 1) ожидания бизнес-лидеров;
    • 2) их понимание успеха;
    • 3) какие наблюдаемые и измеримые показатели успеха будут использоваться для оценки результата (уровень 4).

    Итогом работы на этом этапе должно стать определение ожидаемых результатов. Затем специалисты по обучению и развитию должны обсудить с руководителями среднего звена, какое именно поведение критически важно для того, чтобы добиться намеченных результатов (уровень 3). Только после этого они могут приступить к проектированию учебных мероприятий (уровни 1 и 2).

    На этой основе можно обеспечить:

    • эффективное применение новых навыков и закрепление изменений в проведении на рабочем месте (уровень 3);
    • достижение бизнес-целей (уровень 4);
    • реализацию задач в области управления талантами (уровень 4). Чтобы эффективность полученных знаний, навыков и опыта

    в процессе программ обучения и развития усиливало бизнес-результаты, работник на своем рабочем месте должен получить поддержку и признание руководителей в их применении. Без этой поддержки успешно применяется на практике лишь 15% новых знаний, навыков и установок, что снижает ценность обучения для бизнеса.

    Большое значение в оценке эффективности обучения и развития играют сами методы оценки.

    • Хрипунова М. Обучение персонала-2016: как учить, чтобы получать прибыль, неординарные методы //Директору по персоналу. 2016. № 2.
    • Маслова В.М. Управление персоналом: учебник. - М.: Юрайт, 2015.
    • Киркпатрик Д.Л.,Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. М.: Эйч Ар Медиа, 2008.

    Согласно преобладающей в доктрине точке зрения ксущественным условиям договора поставки товараотнесены его предмет (ст. 506 Гражданского кодекса РФ) и срок поставки (нюансы квалификации данного условия как существенного мы рассмотрим ниже). Соглашение о поставке обычно считается заключенным, если его содержание дает возможность установить наименование и количество товара (см. п. 3 ст. 455 ГК РФ, т. к. данное соглашение относится к подвиду договоров купли-продажи и в случае отсутствия дополнительного регулирования специальными нормами к нему применяются правила параграфа 1 гл. 30 ГК РФ).

    При описании предмета договора:

    • Условие о количестве товара допустимо зафиксировать в самом тексте соглашения посредством определения порядка его исчисления (п. 1 ст. 465 ГК РФ). Помимо этого, описание предмета договора может быть включено в другие документы, выступающие неотъемлемой частью основного соглашения (спецификации, акты приема-передачи, товарные накладные и т. д., см. статью Заключаем договор купли-продажи товара (скачать образец)). Другой вариант оформить подобные отношения в соответствии с законом — заключить рамочный договор.
    • Условие о наименовании товара должно быть изложено до такой степени конкретно, чтобы была обеспечена возможность однозначно определить объект возникающих из соглашения обязательств (см. решение АС Волгоградской обл. от 14.02.2017 по делу № А12-64329/2016).

    Также при описании предмета договора указывается и качество товара.

    Является ли срок существенным условием договора поставки

    Хотя такое условие и входит в определение договора поставки, не все правоприменители квалифицируют его как существенное (например, постановление 4-го ААС от 10.02.2017 по делу № А19-16607/2016).

    Также Пленум ВАС РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах…» от 22.10.1997 № 18 отметил, что в ситуации, когда в договоре срок поставки не определен и нет указаний о поставке отдельными партиями, он должен быть исчислен по правилам ст. 314 ГК РФ. Отметим, что в последнее время ВС РФ новых комментариев по данному вопросу не представлял.

    Однако единой точки зрения в судебной практике не сложилось, и имеются мнения, что условия о сроке все же обязательны для подобного вида договоров (например, постановление 18-го ААС от 10.03.2017 по делу № А76-25526/2016, постановление 13-го ААС от 16.09.2016 по делу № А56-80420/2015).

    Условия оплаты и цена договора. Иные существенные и несущественные условия поставки в договоре(скачать образец)

    К существенным условиям соглашения, помимо прямо регламентированных законом, стороны могут отнести любые прочие условия по собственному усмотрению (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Стороны могут сами определить, что отнести к существенным, а что к несущественным условиям договора поставки .

    Что же касается квалификации условия оплаты в договоре поставки (образец договора будет представлен далее) как существенного, то мнения судов по данному вопросу расходятся. Так, одни судьи считают названное условие существенным (например, постановление 8-го ААС от 16.06.2016 по делу № А75-10403/2015). Другие, напротив, не квалифицируют данное условие как таковое, равно как и условие о порядке оплаты, если стороны сами не обозначили их в качестве существенных (например, постановление 9-го ААС от 05.10.2016 по делу № А40-37749/16).

    Условия о цене товара, его ассортименте, сроках поставки и оплаты могут быть закреплены сторонами, например, в отдельных документах: счетах на предоплату, товарных накладных, прайс-листах и т. д. (см. решение АС Ивановской обл. от 27.03.2015 по делу № А17-4703/2014).

    Унифицированной/типовой формы договора поставки товара законодателем не закреплено, поэтому он может быть составлен в свободной форме, например на основе предлагаемого нами шаблона, который можно скачать по ссылке: Договор поставки товаров - образец .

    Подведем итоги: в обязательном порядке в соглашении о поставке товара надлежит согласовать его предмет. При этом названное условие является надлежащим образом изложенным, если из содержания соглашения можно установить наименование и количество товара. Взгляды же судов на прочие условия как на существенные в значительной мере расходятся.