Статистика насильственных преступлений против несовершеннолетних. Преступления против несовершеннолетних: Где истерические вопли и протесты?! Насилие в семье

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Утверждена

Указом Президента

Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы Национальной стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Участие в реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права позволят гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества, будут способствовать распространению на территории Российской Федерации положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке земного шара.

Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.

II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Краткий анализ ситуации

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году.

Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2011 году).

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

2. Основные задачи

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

3. Первоочередные меры

Разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики.

Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.

Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".

Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.

Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.

Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Содействие реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".

Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства.

Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

4. Меры, направленные на сокращение бедности среди

семей с детьми

Разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.

Совершенствование системы налоговых вычетов для семей с детьми.

Разработка мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда.

Разработка и принятие Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации в формате федеральной целевой программы; внесение соответствующих изменений в нормативную правовую базу.

5. Меры, направленные на формирование безопасного

и комфортного семейного окружения для детей

Разработка и принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Разработка и нормативное закрепление стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.

Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.

Продолжение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка

из семьи, социального сиротства

Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка.

Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.

Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.

Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

Волков К.А., профессор кафедры уголовного права Дальневосточного филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Приоритетным направлением защиты подрастающего поколения является уголовно-правовая охрана несовершеннолетних от преступлений против половой свободы и неприкосновенности. Рост половых преступлений в отношении несовершеннолетних в последние десятилетия является одной из самых значимых проблем современного российского общества в целом. В своем выступлении Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин подчеркнул: "Необходимо отметить, что почти половину от числа жертв насильственных преступлений сексуального характера составляют несовершеннолетние, а число детей, потерпевших от других половых преступлений, за последние несколько лет возросло в двадцать раз" <1>.

<1> Выступление Председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина на расширенном заседании коллегии Следственного комитета РФ по итогам работы за первое полугодие 2010 года [Электронный ресурс] // Следственный комитет при Прокуратуре РФ: официальный сайт. URL: http://www.sledcomproc.ru/blog/detail.php?ID=23660 (дата обращения: 20.11.2011).

Ежегодно в России совершается в общей сложности более 130 тыс. преступлений в отношении детей, из них только случаев сексуального насилия - около 1500. И хотя в структуре насильственной преступности доля преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних остается достаточно низкой (5 - 7%), реальная криминологическая картина до сих пор остается малоизученной.

Полагаем, что сексуальные посягательства в отношении ребенка носят глобальный характер, так как его жертвами является самая уязвимая категория потерпевших. Многочисленные факты свидетельствуют, что зачастую в качестве преступников по сексуальным преступлениям становятся родители, опекуны или другие близкие лица для ребенка, которые, используя беспомощное или беззащитное состояние ребенка, могут совершать данные посягательства в течение продолжительного периода времени.

Так, в январе 2011 г. 25-летний житель г. Хабаровска П. признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста). П. в период времени с мая 2006 г. по январь 2010 г. совершал насильственные действия сексуального характера в отношении малолетней родственницы 1998 г. рождения, которая приходится сестрой его жене. Запуганная девочка в январе 2010 г. рассказала обо всем взрослым, которые написали заявление в правоохранительные органы. Во время следствия и суда П. свою причастность к преступлению отрицал. Однако в процессе судебного следствия вина П. была полностью доказана. В отношении подсудимого П. был вынесен обвинительный приговор суда и назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима <2>.

<2> В Хабаровском крае мужчина признан виновным в сексуальном насилии в отношении малолетней девочки [Электронный ресурс] // Следственное управление Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю: официальный сайт. URL: http://следком27.рф/contents/view/434 (дата обращения: 20.11.2011).

Во многих случаях законные представители несовершеннолетнего потерпевшего не желают санкционировать расследование по уголовному делу, не желая публичной огласки как самого факта сексуального насилия в отношении ребенка, так и возможности привлечения к уголовной ответственности близких родственников. На высокую латентность половых преступлений в отношении несовершеннолетних косвенно указывают следующие криминологические показатели. Ежегодно в России 23 тыс. несовершеннолетних пропадают без вести. Кроме того, ежегодно в розыске находятся 62,5 тыс. детей. Во многом уход из дома сопровождается насилием в отношении ребенка со стороны родителей, в том числе и сексуального характера. Вышеназванные криминологические особенности сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних обусловливают беспрецедентно высокий уровень латентности рассматриваемой группы преступлений.

Данный тезис подтверждается и результатами проведенного нами анкетирования населения (всего 600 чел.). Отвечая на вопрос о состоянии проблемы половых преступлений против несовершеннолетних, 17,6% респондентов посчитали, что ситуация принимает угрожающие масштабы; 52,9% граждан полагают, что ситуация довольно напряжена, еще 19,6% затруднились с ответом, и только 7,8% высказали мнение, что ситуация не напряжена. Таким образом, негативно оценивают состояние проблемы защиты несовершеннолетних от половых преступлений две трети респондентов (68,5%). Кроме того, итоги мониторинга свидетельствуют о высокой степени осведомленности граждан о фактах половых посягательств в отношении детей такой категории респондентов, как "родственники и близкие знакомые" (33,4%), что также косвенно подтверждает гипотезу о высокой латентности данных преступлений.

По нашим оценкам, латентность преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних составляет 93 - 95%. Высокая латентность данной группы преступлений усугубляет негативное воздействие проблемы на сознание людей, влияет на ухудшение социально-психологической обстановки в обществе и препятствует проведению профилактических мероприятий в целях предупреждения преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних.

В ходе опроса мы попытались выявить основные причины низкой эффективности защиты несовершеннолетних от преступлений против половой свободы и неприкосновенности. На первом месте среди причин стал свободный доступ к порнографии и сценам насилия над детьми в сети Интернет (74,5% опрошенных); на втором - отсутствие должного контроля за детьми со стороны родителей и опекунов (58,8%); на третьем - несовершенство законодательства (52,9%); далее - усиление в последнее время в СМИ агрессивной, циничной и неконтролируемой секс-пропаганды (35,2%); на пятом месте - неудовлетворительная работа правоохранительных органов (33,3%).

Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости совершенствования правовых средств противодействия сексуальным преступлениям в отношении несовершеннолетних. Нельзя не отметить, что государство предпринимает определенные усилия по совершенствованию отечественного законодательства в части предупреждения сексуальных преступлений в отношении детей.

Федеральный закон от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" <3> ознаменовал очередной этап реформы, имеющей конечной целью усиление уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних.

Изменения уголовного законодательства в части усиления ответственности за преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних по своему содержанию условно можно подразделить на следующие группы: изменения и дополнения, которые произвели усиления наказуемости преступлений против жизни, здоровья, половой свободы и неприкосновенность несовершеннолетних (ст. 47, 79, 80 УК РФ и т.п.); изменения, которые установили дополнительные квалифицированные составы в отношении данной группы посягательств (п. "в" ч. 2 ст. 105, п. "б" ч. 2 ст. 111, п. "в" ч. 2 ст. 112 УК РФ и т.п.); изменения редакций статей уголовного законодательства (ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ и т.п.); появление уголовно-правовых новелл (примечания к ст. 134 УК РФ и т.п.).

Казалось бы, введение в действие и применение на практике новой редакции уголовного закона должны сопровождаться процессом значительного повышения эффективности уголовно-правовой защиты ребенка от посягательств, сопряженных с сексуальными совращениями и сексуальной эксплуатацией. Не вызывает сомнений и то, что от того, насколько точно и правильно будут применяться новые уголовно-правовые нормы в судебной практике, во многом будет зависеть в целом успех в деле борьбы с преступностью в отношении несовершеннолетних. Однако, как показал анализ уголовного законодательства и практики его применения, проведенные изменения не смогли устранить недостатки УК РФ, а некоторые из новелл в силу слабого правового качества создали серьезные противоречия уголовно-правового регулирования.

Во-первых, вызывает критику установление такого квалифицированного признака, отягчающего ответственность, как совершение преступлений в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста. Мы не отрицаем, что общественная опасность любого посягательства в отношении несовершеннолетнего связана с особенностями возрастной характеристики потерпевшего. Именно по этой причине уголовное и уголовно-процессуальное законодательство вносит дополнительные гарантии в защиту интересов несовершеннолетнего. Однако остается очевидным и тот факт, что в научных изысканиях по уголовному праву и криминологии критерий "двенадцатилетний возраст" не нашел своего криминологического обоснования. Отечественный уголовный закон и судебная практика вполне обоснованно использовали долгое время такой признак, как "малолетнее лицо", который является более предпочтительным в силу устоявшейся практики применения.

Во-вторых, правовой анализ изменений и дополнений, которые произвели усиление наказуемости преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, свидетельствует о бессистемности и непоследовательности произведенных изменений.

С одной стороны, произошло значительное усиление наказуемости преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так, условно-досрочное освобождение лица, совершившего подобное преступление, возможно только после фактического отбытия осужденным не менее трех четвертей срока наказания (п. "г" ч. 3 ст. 79 УК РФ). До внесения изменений размер фактического срока, который полагалось отбыть осужденному, зависел от категории преступления, то есть от степени и характера общественной опасности совершенного деяния. Сегодня же это связано с видом совершаемого преступления "за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних". В связи с этим возникает вопрос о том, почему законодатель не использовал данное основание для дифференциации уголовной ответственности по другим видам преступлений, которые в не меньшей, а возможно, и в большей, степени посягают на интересы несовершеннолетних (например, посягательства на жизнь несовершеннолетнего, причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетних и пр.).

При этом возникают проблемы при буквальном применении текста названной уголовно-правовой нормы. Так, если преступление против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетнего будет совершено в отношении малолетних лиц, то применить положения данной нормы нельзя. Продолжая в этом же духе, можно заключить, что формально нельзя применить положение п. "г" ч. 3 ст. 79 УК РФ и в отношении лица, совершившего изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка 16 - 18 лет. Поскольку половая неприкосновенность как объект уголовно-правовой охраны характеризует состояние защищенности полового и нравственного развития ребенка до 16 лет.

В-третьих, законодатель исключил из числа квалифицирующих видов посягательств на половую свободу и неприкосновенность несовершеннолетнего признак "заведомость". Таким образом, сегодня правоприменитель поставлен в "тупик", так как согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 при применении закона об уголовной ответственности за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста ответственность наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака <4>. Исключение признака "заведомости" из текста уголовного закона нельзя признать обоснованным, поскольку создаются предпосылки для объективного вменения.

В-четвертых, особенно огорчают стороннего наблюдателя явные просчеты, которые настолько очевидны, что, наверное, уже обсуждаются на страницах не одного исследования по данной проблематике.

Исходя из законодательного названия ст. 134 УК РФ "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста", правоприменитель обязан установить в действиях виновного как "половое сношение", так и "иные действия сексуального характера", так как между указанными дефинициями стоит союз "и".

Кроме того, раскрывая в диспозиции ст. 134 УК РФ дефиницию "иные действия сексуального характера" законодатель указал только два из множества форм подобных действий "мужеложство или лесбиянство", тем самым оставив за рамками квалификации многие другие формы действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (например, "per unum", "per os" и т.п.).

Суммируя вышесказанное, нами предлагается новая редакция ст. 134 УК РФ в следующем варианте:

"Статья 134. Половое сношение или иные действия сексуального характера, совершенные с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста..."

Не претендуя на завершенность предлагаемых выводов и рекомендаций, тем не менее полагаем, что проблема предупреждения сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних нуждается в дальнейшей теоретической проработке. Более того, мы убеждены, что законодатель еще не раз будет возвращаться к вопросам обновления уголовно-правового запрета по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. Данный вывод очевиден, поскольку многие нормы данной группы преступлений содержат разного рода противоречия, вызванные законодательными погрешностями и ошибками.