Зарубежный опыт в сфере правового просвещения. Правовое просвещение граждан. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»

с. Приуральское

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Чапина В.И.

ПРОГРАММА

по правовому просвещению

на 2014-2015 учебный год.

Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы.

Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи :

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

II. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).

III. План действий по реализации программы

мероприятия

сроки

Ответственные исполнители

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:

  • - социологический опрос школьников «Меня беспокоит» (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);
  • - анкетирование учащихся по проблеме соблюдения прав детей в семье и школе,
  • - мониторинг занятости учащихся во внеурочное время.

сентябрь 2014г.

Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):

  • «Ты оказался в трудной жизненной ситуации»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Детский телефон доверия».

сентябрь - октябрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних (инспектор Пальшина Т.П), с участковым уполномоченным Рочевым М.И. с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов.

сентябрь 2014года

заместитель директора по воспитательной работе

Проведение правовых дней с привлечением работника правоохранительных органов (участковый уполномоченный Рочев М.И.), специалиста по социальным вопросам (Букреева М.Г.). Организация классных часов, лекций, бесед на темы:

  • - «Права и обязанности учащихся»;
  • - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»;
  • - «Военная служба: долг и обязанность»;
  • - «Административные правонарушения подростков»;
  • - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»;
  • - «Коррупция как правовая проблема»;
  • - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?»
  • - «Профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям. Экстремизм в молодёжной среде»
  • и др.

ноябрь – декабрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Участие в профилактических операциях

в соответствии со сроками проведения

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Проведение викторин, дискуссий, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения с участием участкового уполномоченного, работников Дома Культуры:

  • - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;
  • - «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;
  • - «Легко ли быть молодым?»;
  • - правовой брейн-ринг «Что я знаю о праве»;
  • - турнир знатоков права;
  • - деловая игра «Гражданином быть обязан » и др.

январь - февраль 2015 года

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение школьных конкурсов:

  • - конкурс школьных мини-сочинений о правах человека и толерантности: «Права человека и будущее России»,
  • - «Что значит законопослушный гражданин» (7-11 класс);
  • - конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право» (2-6 класс).

март 2015 года

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя русского языка и литературы

Проведение историко - правовых часов, приуроченных ко Дню Конституции РФ:

- «Учусь быть гражданином»;

- «Символы и атрибуты государства Российского»

Конкурс сочинений на темы «Конституция РФ», «РФ-правовое государство» и др.

Создание презентаций.

учитель истории и обществознания, классные руководители

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов:

  • - «От безответственности до преступления один шаг»;
  • - «Закон суров, но он закон»;
  • - «Ты и твои права».

апрель – май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение общешкольных родительских собраний

- «Законопослушное поведение несовершеннолетних»,

- «Права детей и обязанности взрослых» с участием работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов.

Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних, приглашение на Совет Профилактики (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ст. 5.35 Административного Кодекса)

февраль - март 2015г.

заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания, классные руководители

Разработка и создание предупреждающего плаката «Безопасность в интернете»; работа над буклетом о рекомендованных и не рекомендованных для посещения молодежью сайтах

май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
  • быть толерантными во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

V. Координация и контроль реализации программы.

Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который

  • осуществляет организационное и информационное обеспечение программы;
  • координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.

Наименование.

Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса:

« Я - член общества»

  1. Основание для разработки.

  • Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Необходимость профилактики правонарушений

  • Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;

2. правовое просвещение родителей и учащихся

  1. создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления

  1. Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 9-10 классов и их родителей.

  1. Концепция деятельности.

Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»

  1. Срок реализации .

Программа рассчитана на два года

Актуальность проблемы : Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума.

Нормативно-правовая основа:

Конституция РФ , Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Консультант», а также к правовой литературе, Интернет-ресурсам.

Структура и содержание деятельности:

Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.

Работа с учащимися

Задачи:

Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

Воспитание толерантной личности;

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Тематический план:

Тема

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».

Как не оступиться

Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка. Ответственность за приём ПАВ. Терроризм, заведомо ложные вызовы. Водитель и его возраст. Иногда достаточно и одной рюмки.

Конкурсы:

  1. Конкурс плакатов – «Я знаю свои права», «Я имею право на…», «Мы за безопасность…», «Мое право на образование»
  2. Конкурс сочинений – «Мое будущее …», «Я- полноправный член общества»

Викторина:

1. «Имею право»

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

  1. понимание необходимости здорового образа жизни и адекватного поведения.
  2. выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
  3. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
  4. воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  5. оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения.
  2. Профессиональная ориентация и самоопределение.
  3. Культурно-творческая деятельность.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях
  5. Просветительская деятельность.
  6. Работа с родителями.

Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.

  • Работа по профилактике правонарушений;
  • сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • организация правовой информированности учащихся, родителей;
  • посещение учащихся на дому;
  1. Профессиональная ориентация и самоопределение (по программе профориентационной работы):
  • проф. диагностика (анкетирование);
  • проф. просвещение (беседы «Многообразие профессий», «Память, внимание и профессиональная успешность»…
  1. Культурно-творческая деятельность:
  • участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; в интегрированной декаде
  • каникулярный отдых;
  1. Блок дополнительного образования:
  • привлечение учащихся группы риска» в кружки, секции
  1. Просветительская деятельность:
  • формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
  • проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением фельдшера Забоеву М.Ю.
  1. Работа с родителями:
  • сбор и накопление информации о детях из разных семей;
  • консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
  • родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Тема

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное, эгоцентричное, тревожно-мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план:

Тема

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МОУ «СОШ» с. Приуральское

Права и обязанности детей и родителей.

Конституция РФ, Конституция Республики Коми, Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

Планируемые результаты :

Разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

Углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;

Сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;

Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Информационные ресурсы:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  4. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция РФ.
  3. Конституция Республики Коми.

11) http://school-sector.relarn.ru/prava http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»

19) http://www.dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр»

20) http://www.kid.ru- ребенок

Литература:

  1. Конституция РФ.
  2. Конституция Республики Коми.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
  6. В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека»
  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
  9. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
  10. Конвенция о правах ребенка. «Каждый имеет право…»

г. Сыктывкар,2012 г. (Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н.Л. Струтинскяя)

  1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
  2. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
  3. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
  4. Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  5. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2002
  6. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2003
  7. Трудовой кодекс РФ.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  10. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  11. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

В.С.Власов

Как известно, правовое обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведенях началось в Ярославской области экспериментально в 1973 году, повсеместно – в 1975-м. Программа была единой, позаимствованной из сети партийного политического просвещения и творчески переработанной, адаптированной к условиям школы. По сути, был лишь упрощён язык изложения материала. Методика – от общего к частному – оставалось неизменной. Сначала в 8 классе, затем в силу школьной реформы (продлившей среднее образование) в 9 классе преподавались “Основы советского государства и права”. Этому предмету практически ничего не предшествовало и ничто его не подкрепляло в выпускных классах. Можно лишь отметить очень слабую связь его с просуществовавшим некоторое время предметом для старшеклассников “Этика и психология семейных отношений.”

До введения в рабочие программы педвузов преподавания основ государства и права, методика которого, естественно, дублировала школьную, учителя получали методическое обеспечение в Институте усовершенствования учителей при Ярославском облоно, где активно сотрудничали преподаватели юридического факультета ЯрГУ и работники правоохранительных органов. Значительную поддержку юридическому просвещению в учебных заведениях оказывал научно-методический Совет по правовому воспитанию при правлении областной организации общества “Знание”. Именно он внедрял и контролировал разнообразие форм юридического просвещения молодёжи: кинолектории, читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, школы молодожёнов и молодой семьи. На молодое поколение были рассчитаны отдельные передачи телевизионной программы “Закон, коллектив, личность”, постоянная рубрика “Юридическая азбука” в областной молодёжной газете “Юность”. Наконец, не одному выпускнику юридических вузов первую путёвку в профессию дал Университет старшеклассников при Ярославском городском Дворце пионеров и школьников.

Не лишним будет напомнить, что вся эта многогранная работа была в поле зрения партийных, комсомольских и советских органов.

Распад сложившейся системы правового просвещения, включая преподавание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, произошёл естественным образом, вслед за событиями 1991 года, хотя предпосылки его уже были созданы происшедшими в 1989-1990 г.г. изменениями в экономической и политической сферах жизни российского общества. Речь идёт о возвращении и легализации формы частной собственности, о провозглашении, а затем и активном утверждении политического плюрализма с его кульминационным моментом отказа КПСС от руководящей и направляющей роли, роли ядра политической системы. Последнее означало отказ от контроля средств и методов правового воспитания населения. В какой-то момент пробила себе дорогу и идея “свободы преподавания”.

Собственно, и до узаконения этой “свободы” преподаватели курса “Основы Советского государства и права” в российских учебных заведениях были поставлены в неудобное положение, хотя до “десоветизации” России было ещё далеко. Дело в том, что указанные выше изменения кардинально противоречили основополагающим частям курса, раскрывавшим правовые институты на базе устаревающего, но ещё действовавшего союзного законодательства. К тому же, в большинстве своём не имея юридического образования, преподаватели столкнулись с коллизиями и проблемами в законотворчестве, конъюнктурой в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и с прямым игнорированием законов в экономической и политической сферах.

Разумеется, “срабатывали” и личные политические пристрастия преподавателей. Ни возраст, ни пребывание некоторых из них в КПСС существенной роли здесь не сыграли. Правовое воспитание объективно зашло в тупик. Не могли преподаватели в то время, естественно, рассчитывать и на указания сверху, и на методическое обеспечение. Растеряны были и сотрудники органов образования, строившие эту работу по накатанным рельсам, которые вдруг потеряли устойчивость. Резко свернуло свою деятельность общество “Знание”, лекторы-юристы которого стали нужны лишь одним кооператорам, затем предпринимателям с их специфическими запросами. Всплеск интереса к некоторым положениям гражданского и хозяйственного законодательства, инициируемый разгосударствлением и приватизацией, общей тенденции угасания только что народившегося юридического всеобуча не изменил.

В 1992 году в общеобразовательных школах России началось непонятное: учителям было объявлено: “Преподавайте основы права, как сочтёте нужным, интересным и...возможным”. Последнее и сыграло основную роль – учитель есть учитель, он без методического обеспечения, даже если ему и есть что сказать своё, не может длительное время вести предмет. На определённый период преподавание основ государства и права было вообще прекращено в большинстве учебных заведений. Затем вопросы права стали вкрапливаться в такие дисциплины, как “Человек и общество”, “Основы цивлизации” и т.п. Юридические же вузы именно в этот период по нелепому совпадению ввели у себя вступительный экзамен, который, проанализировав и объединив существующие названия, можно было бы именовать: “Основы юридических знаний”, ибо ничего другого от вчерашнего выпускника школы ждать было нельзя. Более-менее систематизированное представление о юриспруденции он мог получить лишь на подготовительных курсах и из редких в то время учебных пособий, которые писались уже с учётом нового законодательства.

Справедливости ради следует отметить, что законодательный орган Российской Федерации – её Верховный Совет – в июле 1992 года проявил озабоченность положением дел с правовым обучением и немедленно принял постановление о введении во всех средних учебных заведениях предмета “Основы налогового законодательства”. Практически это не было реализовано, да и сам Верховный Совет через год был неконституционным образом распущен при известных обстоятельствах обострения противостояния двух ветвей власти. Представляется, что в любом случае указанный предмет не смог бы прижиться в школе в силу методической необеспеченности и кадровой проблемы: в дебрях налогового законодательства не только историкам, но юристам не дано каждому разобраться, тем более – популярно объяснить ученикам.

Затем “наверху” возникло предложение, интересное по своей сути и, по-моему, перспективное – изучать в школах “всенародно принятую” Конституцию РФ 1993 года. К сожалению, и здесь не последовало практических шагов. Дело в том, что тексты конституций в каждом государстве, где они приняты, пишутся более доступным для массового читателя языком, нежели тексты законов и иных нормативных актов, содержащих труднодоступные населению юридические фразы и термины. Конституции, вообще, не нормативный акт в чистом виде, а политико-правовой документ, отсюда и известная его декларативность, непозволительная для обычного закона. Представляется, что преподаватели, имеющие в большинстве своём базовое историческое образование, могли бы не только легче комментировать соответствующие статьи конституций (именно конституций, ибо в нашей стране она уже пятая по счёту), но и сравнивать их, опираясь на знание исторического материала жизни Отечества. Методически возможно было бы даже не разрывать по времени преподавание истории и изучение текста Конституции РФ, если действительно не замыкаться на анализе положений только действующего Основного Закона.

Во всяком случае, не стоит хоронить эту идею. Вполне возможно уже сейчас поработать над изданием учебного пособия типа “рабочей тетради”, где и дать популярно изложенный и иллюстрированный комментарий Конституции РФ для занятий по основам права.

В настоящее время разработано несколько концепций “гражданского образования”. Под ним авторами (это, прежде всего, Я.Соколов, А.Никитин, Н.Элиасберг) понимается совокупность взаимосвязанных и априорно последовательных “модулей” по различным обществоведческим дисциплинам, включая сведения о государстве и праве, рассчитанных на определённый учебный период. При этом предлагается начать преподавание уже в начальной школе, памятуя, очевидно, о том, что гражданином человек становится уже с момента рождения. Учебники под общим названием “Граждановедение” вошли в федеральный комплект. Такое же название носит специальное приложение к “Учительской газете”, выпускаемое еженедельно с января 1997 года, где помещаются материалы в помощь преподавателям обществоведческих дисциплин, в том числе и по основам права, аккумулируется опыт практических занятий рядовых учителей и их подходы к методике.

Разнообразие предложений, подходов и концепций преподавания основ права в последнее время обусловлено и тем, что издательство “Просвещение” утратило монополию на выпуск учебной литературы для школьников. Возрастает инициатива и самостоятельность провинциальных авторов и творческих коллективов.

В целом можно только приветствовать предлагаемые концепции введения в общеобразовательных школах курса “Граждановедение” как воплощение объёмной и систематизированной гуманизации основного общего и среднего образования. Что касается юридических знаний, и это должно быть понято, прежде всего, юристами, право и не может преподноситься школьникам в отрыве от иных обществоведческих дисциплин. Автор убедился в этом, руководя четыре учебных года занятиями КЮП – классов юридической подготовки, созданных в своё время на базе средней школы № 84 г.Ярославля, где право чередовалось с логикой, психологией, политологией, основами философии, экономикой, историей мировой культуры и риторикой. Эти предметы, правда, вели не школьные учителя, а преподаватели ярославских вузов, вплоть до доктора философских наук. Но... не боги же горшки обжигают! Кстати, в КЮП недоставало основного – преподавания этики. Вопросы нравственности, конечно, вписывались в материалы занятий по основам права, но этого было крайне мало.

6. «Правовое просвещение родителей обучающихся»

Задачи правового просвещения родителей обучающихся.

Современные психолого-педагогические исследования показы вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей на ходится на низком уровне. О существовании Семейного ко декса известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие .

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в общеобразовательном учреждении, защита от жестокого об ращения в семье. Задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Повышение правовой культуры родителей обучающихся в образовательном учреждении осуществляется по 3 направлениям:

Информирование (может быть как пассивным, так и с целью привлечения к сотрудничеству):

Права и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации прав;

Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы - открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению.

Правовой консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация родителям

Просвещение:

Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой.

Обучение: (системное обучение родителей)

Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы

Таким образом, задачами правового просвещения родителей являются:

    Повышение уровня правовой культуры родителей через знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка и другими нормативными актами разного уровня;

    Способствование формированию индивидуальной родительской позиции, стилю гуманных взаимоотношений с детьми

    Вовлечение родителей в процесс защиты прав детства, воспитания и обучения детей.

Содержание правового просвещения родителей обучающихся.

Не остаётся без внимания правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Работа с родителями по правовому просвещению организуется с учетом возраста ребенка.

Для правового просвещения родителей возможно проводить следующие мероприятия:

    Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».

    Выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья».

    Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

    Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.

    Консультация «Типы родительской любви».

    Анкетирование родителей.

    Посещение семей группы риска с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.

    Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.

При определении тем для правового просвещения необходимо выявить уровень правовой культуры родителей. В анкете предложить родителям ответить на вопросы: Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок? Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка? Где ребенок может узнать о своих правах? Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых? Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах? Ваши предложения по организации работы по правам детей в образовательном учреждении?

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы, уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении.

Закон об административной ответственности читать

О безопасности продукции,предназначенной для детей и подростков читать

«Твое право» Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» http://www.fcprc.ru/

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Современная образовательная организация – пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.

Новое правовое пространство образовательной организации складывается под влиянием требований действующих законов, в том числе:

· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· Кроме того, идеологически ведущим, нормативно закрепленным инструментом формирования нового правового образовательного пространства являются Федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствие с Концепцией правового воспитания несовершеннолетних, в целях повышения эффективности мер по правовому воспитанию несовершеннолетних разработан план мероприятий, обеспечивающий комплексный подход к правовому воспитанию обучающихся по направлениям:

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации;

Формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства.

Наиболее актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Формирование правовой культуры необходимо начинать с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия.

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Система правового воспитания детей и обучающейся молодежи – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование и развитие личности, обладающей высоким уровнем правовой культуры.

Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся образовательной организации, родители (законные представители) несовершеннолетних.

Цель реализации Плана правового воспитания:

формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности

Задачи :

Формирование у детей навыков социальной ответственностии правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;

Социализация личности школьника;

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Методы правового воспитания:

· Главный метод - беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

· Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

· Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний.

Эффективность реализации плана будет оцениваться по следующим количественным и качественным показателям:

Доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание на муниципальном уровне, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики;

Доля несовершеннолетних/школьников, совершивших преступления и иные правонарушения, в общей численности несовершеннолетних/школьников;

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

мероприятие

ответственные

Ожидаемый результат

Обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации

Информирование о работе «телефона доверия»

В течение года

классные руководители

Обеспечение доступа несовершеннолетних к получению квалифицированной анонимной экстренной психологической помощи

Создание уголка правовых знаний «Знай и соблюдай!»

В течение года

Егорова И.И.

обеспечение доступа несовершеннолетних к информации

Оформление выставки правовой литературы «Программа моей независимости», «В гостях у деда Правоведа»

В течение года

школьный библиотекарь

Использование ресурса школьной библиотеки в организации правового воспитания

Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для родителей

Первое родительское собрание

Классные руководители

Расширение информационного поля для родителей

Формирование осознанного законопослушного поведения,

формирование у детей навыков социальной ответственности,

уважительного отношения к закону, правоохранительным органам

Организация проведения, Всероссийского дня правовой помощи детям

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Организация проведения декады правовых знаний:

Торжественная линейка, посвящена Дню Конституции;

Информационные часы, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией;

Оформление уголка «Что такое коррупция»;

Игра-путешествие «Права детей» (1-4 классы);

Игра «Страна знатоков» (5-6 классы);

Правовая игра «Мой взгляд» (7-9 классы);

Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг» (7-9 класс)

учитель обществознания,

классные руководители, ответственные по плану

Обеспечение охвата 100% несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности, повышение их компетентности.

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Организация проведения классных часов правовой направленности

В течении е года

Классные руководители

Повышение правовой грамотности, культуры и защищенности учащихся, снижение уровня правонарушений

Организация регулярных тематических информационных бесед на основе календаря правовых дат и событий, бесед об ответственности за совершение правонарушений и преступлений, в т.ч. с привлечением несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета

В течение года

Классные руководители

Расширение кругозора несовершеннолетних, разъяснение происходящих геополитических событий, информированность об ответственности за совершение правонарушений, обеспечение полезной занятости несовершеннолетних, состоящих на учете, их правовой компетентности

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства

Проведение общешкольных родительских собраний правовой тематики

В течение года

администрация

Повышение правовой компетентности родительской общественности, привлечение родителей (законных представителей) к проведению и участию в мероприятиях по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Распространение буклетов по правовому воспитанию

В течение года

Классные руководители

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ

ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

1 класс

Правила поведения в классе, школе. На уроки – в школьной форме.

Родина. Малая родина. Народы России. Основные традиционные религии.

Семья. Жизнь семьи. Маршруты выходного дня.

Чисто не там, где убирают... Экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания.

Сказка о потерянном времени.

Права ребенка от 0 до 7 лет.

Роль световозвращающих элементов. Ответственность за нарушение ПДД.

2 класс

Правила поведения на улице. Свой и чужой.

Права ребенка от 0 до 8 лет.

Этикет. Культура поведения в общественных местах.

Охрана природы. Использование без вреда. Загрязнение бытовое и экологическое.

Ты – мне, я – тебе. Безвозмездная деятельность.

Мой и чужой труд. Мое и чужое мнение. Бесконфликтное поведение.

Ответственность пешехода и пассажира.

Звонок в службы спасения, телефоны экстренного реагирования.

3 класс

Роль ребенка в семье, обществе, государстве.

Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы. Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи.

Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет.

Созидание, потребление, разрушение. Вандализм.

Моя ответственность за мое здоровье: режим дня, питание, полезные привычки. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Труд. Заработок. Собственность. Кража.

4 класс

Человек – венец природы. Натура и культура. Ответственность за состояние окружающего мира.

Поступки плохие и хорошие. Нравственность. Выбор. Нравственный выбор.

Действие и бездействие. Солидарная ответственность за совершение преступления. Ответственность родителей за деяния несовершеннолетних.

Конституция. Права и ответственность детей с 0 до 11 лет. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей с общественно опасным поведением.

Добровольчество. Помочь себе, помочь другому.

5 класс

Права, обязанности и ответственность подростков до 12 лет. Вовлечение детей в совершение правонарушений и преступлений.

Трудящиеся, иждивенцы, тунеядцы.

Как оставить след в истории и не «наследить».

Безопасность на дорогах, воде, транспорте.

Ответственность за тех, кого приручили. Общественные организации помощи бездомным животным.

Ценность семьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Милосердие, благотворительность, социальные учреждения.

Школьные службы примирения.

6 класс

Государство и граждане. Символика РФ. Конституция – основной закон страны.

Правила и нормы поведения в обществе. Права, обязанности и ответственность ребенка до 14 лет. Ст. 28. Гражданского кодекса РФ (дееспособность малолетних). Нарушения норм и их последствия.

Здоровье людей. Наркомания. Пьянство.

Право и правопорядок. Ст. 115, 116 УК РФ (нанесение вреда здоровью небольшой степени тяжести, побои). Способы разрешения конфликта.

Наказание лиц, совершивших преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Как защититься от несправедливости. Предупреждение виктимного поведения.

Мораль. Идеал и ценности. Духовность.

Взаимоотношения детей и родителей. Правила поведения в обществе.

7 класс

Задачи и трудности переходного возраста. Мужские и женские роли. Быть взрослым. Оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость.

Социальная среда подростка. Влияние улицы. Подросток в группе. Конформизм. Самооценка и влияние группы. «Мы» и «они», «свои» и «чужие». «Чужие» и «чужаки».

Социальный портрет молодежи. Проблемы: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм.

Права, обязанности и ответственность подростков 12-14 лет. Получение паспорта. Конвенция ООН о правах ребенка.

Причины противоправного поведения. Преступление. Уголовная ответственность, ее виды. 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет.

Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения, права подростка при задержании.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Предупреждение виктимного поведения. Ситуации риска, их характеристика.

Формальные и неформальные коллективы подростков. Система ценностей, место подростковой культуры в обществе.

Правомерный досуг подростка. Маршруты выходного дня.

Речевое поведение. Хвастовство, осуждение, оскорбление, неправомерное оскорбление, угроза. Как избежать конфликта.

8 класс

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Религиозные фанатики, футбольные фанаты и др.

Реформа и революция. Цветные революции.

Воспитание и социализация. Воспитание в семье. Человек и его потребности. Свобода и ответственность.

Налоги, их виды. Долг и кредит. Значение труда. Почему люди теряют работу. Безработица.

Социальная стратификация, социальная дифференциация. Социальные роли. Богатство и бедность как социальное явление.

Межнациональные отношения. Этнические конфликты. Толерантность.

Проблемы общения. Виды конфликтов и их разрешение.

Права несовершеннолетнего 14-16 лет. Эмансипация. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Алкоголизм, наркомания, преступность.

9 класс

Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Распад СССР и проблема сепаратизма. Межнациональные конфликты.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.

Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии.

Право собственности на имущество. Ст. 158, 159, 161, 162, 163, 166 УК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон).

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Ст.150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в антиобщественное поведение).

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.