Примечание к ст 322 ук рф. Теория всего. Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

27 января 2017 г. наша компания получила на руки разъяснения от Департамента налоговой и таможенной политики Минфина касательно применения акцизов в отношении жидкостей для многоразовых электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Мы обратились к ним с запросом в декабре, поскольку сжатые формулировки обновленного НК породили тогда ряд сомнений.

Полученный ответ полностью прояснил ситуацию и наши дальнейшие действия. Цель этой статьи — изложить нашим оптовым клиентам, как сейчас происходит процесс налогообложения продукции для электронного курения, у кого и когда возникают обязательства, а также как проявлять должную осмотрительность при оптовых закупках. Далее под термином «никотиновые жидкости» я для краткости буду понимать жидкости с содержанием от 0,1 мг/мл никотина и выше . Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости , начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. Статья написана для тех фирм и предпринимателей, кто действует в рамках закона, и не затрагивает никаких методов оптимизации налоговой нагрузки или уклонения от таковой.

Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости, начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. С 1 января 2017 г.

Исключение составляют никотиновые жидкости, ввезенные из-за рубежа и принятые к учету импортерами вплоть до 31 декабря 2016 г. Минфин считает, что на эти партии закон не распространяет обратного действия, и они могут быть в дальнейшем легально реализованы в опт или в розницу без ограничения срока реализации.

Плательщиками акциза в нашей отрасли ЭСДН являются импортеры и российские производители никотиновых жидкостей (организации и предприниматели), но с немного различной механикой.

Импортеры

Импортеры, как, например, «Ритчи РУС», с 1 января на все ввозимые никотиновые жидкости уплачивают акциз авансом в таможню перед началом оформления декларации на товары. Таким образом, факт таможенного выпуска их товаров для свободного обращения уже является своего рода доказательством уплаты акциза. Приняв никотиновую жидкость к бухгалтерскому учету, импортер может продавать ее в опт с обязательным предоставлением своим клиентам счета-фактуры. Роль счета-фактуры и товарной накладной также может выполнять т.н. «универсальный передаточный документ» (УПД). Ключевым моментом является то, что в счете-фактуре или в УПД по каждой акцизной товарной позиции должны быть указаны: сумма включенного в цену акциза, а также номер декларации на товары (ранее «ГТД»). Таким образом, поставщик обязан вести у себя партионный учет в разрезе деклараций на товары и обеспечить покупателей и налоговые органы точной информацией, из какой конкретно ввезенной партии произошла та или иная продажа.

УПД — это «универсальный передаточный документ»

Вместе с акцизом в цену продажи никотиновых жидкостей может включаться НДС (18%) , если импортер находится на общей системе налогообложения. Импортеры, применяющие УСН, могут продолжать использовать этот режим даже при поставках акцизного товара и не включать в свои отпускные цены НДС. Хотя и они, подчеркну ещё раз, обязаны выдавать своим оптовикам счета-фактуры в силу имеющегося в них акциза.

Акцизом в нашей стране теперь облагаются все никотиновые жидкости, независимо от типов устройств для их применения.

С 1 января 2017 г.

Российские производители

Внутренних производителей в их механике ждет дополнительный неприятный сюрприз — запрет на применение упрощенной системы налогообложения при производстве подакцизных товаров. Это означает, производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров. Такой производитель начисляет акциз (а вместе с ним и НДС) на все свои товары в момент их продажи. Это означает, что запасы сырья, остатки в незавершенном производстве и сама готовая продукция не являются для них объектом налогообложения. Им является вся реализованная после 1 января никотиновая жидкость.

Производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров

Уплата акциза (как и уплата НДС) производится ими в налоговые органы ежемесячно, не позднее 20-ти дней , следующих за отчетным месяцем. Таким образом, производители обязаны со всех своих январских продаж уплатить акциз и НДС до 20 февраля в налоговые органы по месту регистрации.

Клиенты

Законодательство о парении

Сегодня часто можно услышать, что правительство планирует ввести акциз на жидкости для электронных сигарет. Тема эта уже некоторое время висит в воздухе и волнует вейперов и владельцев вейп шопов по всей территории нашей родины.

Насколько верны и правдивы слухи об акцизах, как это отразится на никотиносодержащей продукции и нулевках, и вырастут ли цены на исходники для самозамесов? Вопросов в воздухе все больше, а ответы все никак не приходят. Попробуем сегодня немного пролить свет на этот вопрос и выяснить, что же нам ожидать от введения акциза на жидкость для электронных сигарет.

Многие магазины сейчас в недоумении и задаются вопросом: «Правда ли, что вводят акцизы, что делать, если это действительно так и какова будет стратегия действий, в ответ на данные нововведения? ».

И как отвечают представители одной из фирм, по производству составов для вейпинга: «Мы будем работать дальше ». И что самое главное отмечают они, работать дальше и максимально не допустить значительного подорожания на жидкости.

На данный момент, законопроект о введении акцизного сбора на жидкость для электронных сигарет, принят в Государственной Думе Российской Федерации в третьем чтении. Для того, чтобы этот проект обрел действующие рамки, его еще нужно одобрить Совету Федерации и подписать президенту РФ. Только после этого он вступит в силу.

Самый главный вопрос – что ждет индустрию, если все-таки закон об акцизе, размером в 10 рублей на каждый миллилитр жижки, будет принят. Чего же ждать нам на практике?

Потенциально нас ждут следующие последствия:

  • фактически нас ожидает обрушение легального бюджетного сегмента никотиновых жидкостей, которые сейчас имеют довольно большую популярность;
  • это вызовет поднятие цены на никотиносодержащую жидкость до размера 600-650 рублей за флакончик объемом 30 миллилитров;
  • на рынке появится более дешевая, но менее качественная продукция с никотином. Жидкость сомнительного производства может провоцировать еще большую зависимость от никотина, чем прежде.
  • Оптовая цена никотиносодержащих смесей тоже возрастет;

И, как итог всего вышесказанного, – начало развития подпольной торговли никотиносодержащими жидкостями для электронных сигарет, которые будут довольно низкого качества, и никаких гарантий при употреблении такого товара вы, само собой, не получите. Подобное приведет к тому, что заполонившая рынок безакцизная продукция будет заставлять цену на качественный товар ползти еще и еще вверх.

Что делать официальным магазинам

Решение пока простое – ждать, пока законопроект вступит в силу. Вполне возможно, что конфигурация закона изменится еще несколько раз, а может проект не будет принят вовсе. Но в любом случае, магазинам нужно сделать выбор – либо работать с легальной и сертифицированной продукцией, либо ходить по лезвию ножа до первой проверки.

Или третий вариант – торговать только безникотиновыми растворами, что будет прямо говорить о колоссальных потерях средств и поставит под вопрос экономическую выгоду содержания такого магазина.

Итог

Пока законопроект не принят и закон не вступил в силу, мы можем только размышлять над тем, что нас может ожидать:

  1. Определенное повышение цены на никотиносодержание жидкости.
  2. Появление огромного количества некачественной продукции в более бюджетном ценовом диапазоне.
  3. Как один из возможных вариантов – повышение цен на все виды жидкостей для электронных сигарет от качественных и проверенных производителей.

И самый тревожный звоночек, это потенциальное повышение цен на сами электронные сигареты, так как на просторах интернета начинают ползти слухи о том, что и сам парогенератор, как механизм употребления никотиновых жидкостей, скоро будет подакцизный товар. И что нас ждет в этом случае уже тяжело представить и вовсе.

По мере разъяснения этой ситуации мы будем держать вас в курсе, а пока, все что нам остается — это ждать пока не появился акциз на жижки для электронных сигарет, и парить свои любимые жидкости, пока они стоят на витринах вейп шопов, по тем же комфортным ценам.

Парьте с удовольствием!

2 ноября депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий введение акцизов на электронные сигареты с 2017 года, сообщает Агентство «Москва» .

В законопроекте отмечается, что в перечень подакцизных товаров включаются одноразовые электронные системы доставки никотина. На них ставка акциза составит 40 рублей за штуку. Помимо этого, будет установлен акциз на никотиносодержащую жидкость, его ставка составит 10 руб. за 1 мл. Также в перечень подакцизных товаров подпадет нагреваемый табак со ставкой акциза 4,8 тыс. руб. за 1 кг в 2017 г.

Также для повышения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 г. законопроектом предусматривается увеличение в два раза (с 9 до 18 руб. и с 5 до 10 руб.) размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством РФ о налогах и сборах в отношении вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, а также вин местного производства.

Предполагается, что такое повышение ставок акциза может привести к росту цены одной бутылки вина емкостью 0,7 литра на 7,4 руб., а одной бутылки вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения такой же емкости - на 3,7 руб.

Также законопроектом предлагается установить ставку акциза на игристые вина в период 2017-2019 гг. на уровне 27 руб. за один литр. Помимо этого, предлагается выровнять ставки на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный и нагреваемый. Так, ставки акцизов на все виды табачной продукции, установленные на 2017 г., предлагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 г. и 2019 г. проиндексировать на 10% к предыдущему году.

Законопроектом также изменяется размер акцизов на нефтепродукты. Так, на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. будет сохранена ставка акциза в размере, действующем в 2016 г., - 13,1 тыс. руб. за 1 тонну; на автомобильный бензин класса 5 предлагается установить ставку акциза на 2017 г. в размере 10,13 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 10,53 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 10,95 тыс. руб. за 1 тонну; на дизельное топливо устанавливается ставка акциза на 2017 г. в размере 6,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 7,07 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 7,35 тыс. руб. за 1 тонну; на средние дистилляты - установить ставку акциза на 2017 г. в размере 7,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 8,11 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 8,43 тыс. руб. за 1 тонну.

Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 г. до 1 января 2030 г., а также продление срока применения ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 г.

Кроме того, законопроект предлагается централизовать на период 2017-2020 гг. в федеральный бюджет 1% налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков 10 годами предлагается отменить.

Помимо этого, в целях улучшения условий исполнения обязанности по уплате налогов, законопроектом предусматривается предоставление возможности уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

В соответствие с изменениями в НК РФ, введенными ФЗ-401 от 30.11.2016 года, электронные сигареты и жидкости для электронный систем доставки никотина включены в список подакцизных товаров. В статье разберем, как рассчитать акциз на электронные сигареты в 2018 году, когда налогоплательщик обязан уплатить акциз в бюджет, как составить налоговую декларацию по акцизу на электронные сигареты.

В настоящее время стремительно развивающийся и набирающий обороты рынок вейпинга является достаточно весомым источником пополнения государственного бюджета. С 1 января 2017 года статья 181 НК РФ дополнена пунктами 15 и 16, согласно которым подакцизными товарами признаются:

  • электронные системы для доставки никотина (так называемые электронные сигареты);
  • жидкости для электронных систем.

Ставки акциза на вейпинг

Размер акциза на электронные сигареты определяется на основании количества реализованных единиц электронных систем и установленной ставки акциза.

В 2018 году акциз на электронные сигареты установлен в размере 44 руб. за единицу товара. Для жидкости для электронных систем доставки никотина в 2018 году применяется ставка 11 руб. за 1 мл продукции.

При этом на основании ФЗ-301 от 03.08.2018 предусмотрен поэтапный рост акциза на вейпинг (как на электронные системы, так и на жидкости) в следующем порядке:

№ п/п Подакцизный товар Ставка акциза с 01.07.2018 Ставка акциза в 2019 году Ставка акциза в 2020 году Ставка акциза в 2021 году
1 Электронные системы по доставке никотина 44 руб./1 шт. 48 руб./1 шт. 50 руб./1 шт. 52 руб./1 шт.
2 Жидкость для электронных сигарет 11 руб./1 мл 12 руб./1 мл 13 руб./1 мл 14 руб./1 мл

Когда начисляется акциз на электронные сигареты

Начисление акциза на электронные системы по доставке никотина и жидкости для электронных сигарет производится в общем порядке. На основании ст. 182 НК РФ объектом налогообложения считаются следующие операции:

  1. Реализация электронных сигарет . Субъект хозяйствования приобретает обязательство по начислению акциза в момент реализации подакцизного товара, по наступлению первого из событий – прямой продажи товара конечному потребителю или передачи товара торговой точке для последующей реализации.
  2. Производство электронных сигарет . Акциз начисляется на операции по передаче подакцизного товара между структурными подразделениями производителя для использования в собственных нуждах. Также объектом налогообложения считается передача произведенного подакцизного товара в уставный капитал организации. Акциз необходимо начислить при передаче товара на переработку на давальческой основе, а также по факту производства товара из сырья, ранее полученного структурным подразделением компании.
  3. Импорт электронных сигарет. Подакцизный товар, введенный на территорию РФ по процедуре импорта, облагается акцизом согласно таможенной декларации.

Консолидируя вышесказанное, отметим, что организация/ИП обязана начислить акциз:

  • при ввозе электронных сигарет на территорию РФ;
  • при передаче электронных систем и жидкости на торговую точку для реализации (если товар произведен в РФ);
  • при передаче произведенных товаров между структурными подразделениями для собственного использования;
  • при передаче товаров для дальнейшей переработки.

Начисление акциза на электронные сигареты и жидкости осуществляется по первому событию.

Порядок уплаты акциза на электронные сигареты

Отчетным периодом для расчета и уплаты акциза на электронные сигареты признается календарный месяц.

Организация и предприятия, реализующие электронные сигареты и жидкости, уплачивают акциз в срок до 25-числа месяца, следующего за отчетным.

Операции по производству, ввозу, реализации электронных систем и жидкостей не требуют исчисления и уплаты авансовых платежей по акцизу.

Формула расчета акциза на электронные сигареты

Сумма акциза на вейпинг определяется по формуле:

Акциз электронные сигареты и жидкости = ПодакцизТов * Ставка – Вычеты,

где ПодакцизТов – количество подакцизного товара, введенного/произведенного/реализованного в течение отчетного периода (календарного месяца), исчисляемое в штуках (для электронных сигарет) и миллилитрах (для жидкостей);
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставка – ставка акциза, действующая в отношении единицы электронных сигарет и миллилитра жидкости для электронных систем.

Рассмотрим пример . 12.09.2018 года на основании таможенной декларации ООО «Сигарный дом» ввезена подакцизная продукция, в том числе:

  • электронные сигареты – 120 единиц;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 200 мл.

24.09.2018 году «Сигарным домом» осуществлена еще одна поставка импортной продукции, в том числе:

  • электронные сигареты – 150 единиц;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 250 мл.

Расчет акциза для ООО «Сигарный дом» производится суммированно по итогам отчетного месяца:

(120 + 150) * 44 руб. + (200 + 250) * 11 руб. = 16.830 руб.

Срок уплаты акциза ООО «Сигарный дом» – до 25.10.2018 года.

Сумма акциза, исчисленная по итогам отчетного месяца, подлежит уплате в соответствие со следующими кодами бюджетной классификации:

  • 182 1 03 02360 01 0000 110 - акцизы электронные сигареты производства РФ;
  • 182 1 03 02370 01 0000 110 - жидкости с никотином.

Вычеты при уплате акциза на электронные сигареты

На основании ст. 200 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить размер налогооблагаемой базы на сумму акцизов, уплаченных поставщику в составе стоимости подакцизного товара. Таким образом, организация (ИП), которая приобрела электронные сигареты/жидкости у поставщика, который, в свою очередь, импортировал товар из-за границы, может учесть сумму акциза, предъявленного поставщиком, к вычету.

Рассмотрим пример . 14.09.2018 ООО «Сигма» приобрело у ООО «Сигарный дом» подакцизную продукцию в том числе:

  • электронные сигареты – 120 единиц по цене 250 руб./ед., в том числе акциз – 44 руб./ед.;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 200 мл по цене 25 руб./мл, в том числе акциз – 11 руб./мл.

17.09.2018 электронные системы и жидкости переданы в магазин «Папироска» для последующей реализации.

В течение отчетного месяца «Сигмой» не закуплены и не реализованы какие-либо иные подакцизные товары. В связи с этим всю сумму акциза, начисленного «Сигмой» по итогам сентября 2018, можно принять к вычету.

Подача налоговой декларации по акцизу на электронные сигареты

Декларация подается в территориальный орган ФНС по месту регистрации организации (месту жительства ИП) в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ответственность за неуплату акцизного сбора на электронные сигареты

При нарушении срока оплаты акциза на электронные сигареты и жидкости, а также при непредоставлении налоговой декларации по акцизам в установленный срок, к налогоплательщикам применяются следующие меры взыскания.

  1. Штрафы по НК РФ. При непредоставлении налоговой декларации по акцизами либо при подаче документа позже установленного срока с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от суммы, начисленной по декларации, но не менее 1.000 руб. и не более 30% от суммы акциза, подлежащего уплате. При наличии неустойки по акцизу НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размер 20% от суммы недоплаты по налогу.
  2. Штраф по КоАП . На основании ст. 15.5 должностное лицо, признанное виновным за непредоставление налоговой декларации, обязано оплатить штраф в размере от 300 руб. до 500 руб.
  3. Ответственность по УК РФ . За неуплату акцизного сбора в крупных размерах организация может быть оштрафована на сумму до 300.000 руб. Если организация уклоняется от уплаты налогов в особо крупных размерах, то сумма штрафов возрастает до 500.000 руб.

В случае если судом будет доказано, что правонарушение в части неуплаты налога в крупном/особо крупном размере осуществлено преднамеренно и по сговору, то виновные лица могут быть приговорены к лишению свободы сроком до 3-х лет.

(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

ч 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ: поправки, наказания и комментарии
Ст. 323 УК РФ: поправки, наказания и комментарии