План внешнего управления собранию кредиторов. Подготовка плана внешнего управления

    Увеличивающееся с каждым годом количество рассматриваемых в арбитражных судах процедур несостоятельности (банкротства) неизбежно ставит вопрос о качестве их осуществления. Помимо выполнения функции экономики страны от субъектов хозяйствования, не сумевших встроиться в рыночные отношения (так называемая ликвидационная направленность законодательства о несостоятельности), закон преследует еще одну цель: путем проведения различных процедур сохранить предприятия, имеющие потенциал развития (реабилитационная направленность законодательства).
    Действующий ныне Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в качестве основной процедуры, имеющей реабилитационную направленность, рассматривает внешнее управление активами должника.
    В предложенной статье рассматриваются вопросы подготовки плана внешнего управления, который является центральным документом процедуры внешнего управления, поскольку определяет стратегию и тактику работ. Автор на основе собственного опыта реализации процедур внешнего управления предлагает руководствоваться методикой, изложенной в статье.

Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника.

Функции плана
План внешнего управления выполняет ряд функций:

  • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
  • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
  • в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
  • в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
  • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

Принципы разработки
При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

  1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
  2. Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго "лечить" несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, "оздоровляющие" подсистемы ("органы", "элементы") предприятия-должника.
  4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
  5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой "тандем" может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.
Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

Нормативное обеспечение процедуры подготовки плана
Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящен ряд нормативных документов:

  • типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
  • Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления";
  • примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.
Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план "обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов"1. Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:
  1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и др.
  2. План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.
Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

План внешнего управления - бизнес-план особого вида
План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых - восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.
План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.
Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

    План внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.
Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.
Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.
Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.
Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.
Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки
Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
  5. Описание мер оперативной реструктуризации.
  6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
  7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
  8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
  9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
  10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
  11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.
Отметим, что недостаток нормативного обеспечения процедуры подготовки планов внешнего управления на практике постепенно заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих. В то же время любые рекомендации либо "типовые структуры" должны прежде всего исходить из основной задачи и смысла закона - сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.

Примечание
1 Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.

План внешнего управления должен быть утвержден собранием кредиторов, что позволяет прийти к выводу о его договорной природе. С этой целью управляющий, разработав не более чем через месяц с момента своего назначения план, должен не более чем через 2 месяца с момента назначения созвать собрание кредиторов для рассмотрения этого плана. При этом представить проект плана для ознакомления кредиторам либо обеспечить иную возможность ознакомления управляющий обязан не менее чем за 2 недели до даты проведения указанного собрания, вместе с уведомлением о дате и месте проведения собрания. В соответствии с Законом 1998 г. у управляющего, назначенного не одновременно с введением внешнего управления, возникали проблемы с соблюдением указанных сроков, т.к. 2-месячный срок исчислялся с момента введения внешнего управления.

В собрании кредиторов помимо конкурсных кредиторов, имеющих право голоса, могут без права голоса участвовать внешний управляющий и представитель работников должника. Каждый участник собрания может высказать свое мнение по поводу целесообразности осуществления тех или иных мероприятий плана и возможных их результатов.

Вопрос-проблема: Возможна ли корректировка положений плана непосредственно на собрании?

Ответ на этот вопрос представляется положительным. По результатам обсуждения проводится голосование. Закон в п. 3 ст. 107 определяет круг возможный решений собрания кредиторов:

Утверждение плана внешнего управления - это решение принимается квалифицированным порядком - большинством голосов от общего количества голосов кредиторов;

Отклонение плана внешнего управления и обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - поскольку решение может быть принято только в такой формулировке (иного Закон не предусматривает), то голосование по этому вопросу производится большинством голосов от общего количества голосов кредиторов;

Отклонение плана внешнего управления - это решение голосуется обычным порядком; оно должно предусматривать срок созыва следующего собрания для утверждения нового плана внешнего управления (этот срок не может превышать 2 месяцев со дня вынесения решения собранием кредиторов);

Отклонение плана внешнего управления и отстранение внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации и требований к кандидатуре нового внешнего управляющего - поскольку данное решение предполагает отстранение управляющего, то принято оно может быть только большинством голосов от общего количества голосов кредиторов.

Вопрос-проблема: Каков порядок действий в случае невозможности принятия решения, связанного с отклонением плана, вследствие того, что на собрании не представлено количество голосов, необходимое для принятия решения?

Закон четкого ответа не содержит; проблема в том, что на собрании, созванном повторно для решения этого же вопроса, решение принимается уже не большинством от общего числа голосов кредиторов, а 30% голосов. В рассматриваемом контексте это означает, что если кредиторы желают отклонить план внешнего управления (с одновременным признанием должника банкротом либо без такового, но с отстранением внешнего управляющего) им может не хватить голосов для принятия этого решения. Далее будет назначено новое собрание для рассмотрения этого же вопроса. Что делать, если в рамках подготовки этого собрания управляющий представит новый либо существенно подкорректированный план внешнего управления? Законно ли это? Поскольку Закон специально такую ситуацию не урегулировал, на основании общих положений мы приходим к выводу о том, что препятствий к таким действиям управляющего нет. Следовательно, повторное собрание обязано будет рассмотреть новый план внешнего управления по существу и принимать решение именно по нему, но уже большинством 30% голосов от общего числа голосов кредиторов.

На мой взгляд, данный ответ является результатом буквального толкования.

Однако возможен и противоположный взгляд на данную проблему. Можно обосновать точку зрения, в соответствии с которой повторное собрание должно рассматривать именно первый план внешнего управления, несмотря на поправки, внесенные в него управляющим (одним из аргументов в пользу этой позиции может служить то, что в этом случае кредиторы могут не успеть за две недели до проведения собрания ознакомиться с новым планом - хотя следует отметить, что внешнему управляющему, организующему собрание, несложно предоставить им такую возможность). Вообще при решении данной проблемы ключевым является ответ на вопрос о том, что именно является предметом рассмотрения повторного собрания - план внешнего управления вообще либо план внешнего управления, рассматривавшийся первым собранием, созванным для этой цели.

Между тем на практике встречаются ситуации, когда на повторное голосование выносится измененный план, что нередко обнаруживается гораздо позднее, может даже после изменения определенных мероприятий плана.

Конечно, это влечет огромное количество проблем. Для того чтобы их избежать, кредиторам рекомендуется внимательно относиться к тексту плана внешнего управления - сравнивать его с первоначальным текстом.

В случае утверждения плана внешнего управления он в течение 5 дней с даты проведения собрания направляется в арбитражный суд.

Вопрос-проблема: Каковы полномочия суда в отношении плана внешнего управления?

Закон не отвечает на этот вопрос; т.е. из норм Закона не следует, должен ли суд утверждать это решение; может ли он план внешнего управления не утвердить?

Представляется, что направление утвержденного плана в суд носит технический характер; поскольку это специально не предусмотрено, суд не имеет права вмешиваться в порядок выражения кредиторами своей воли на осуществление мероприятий плана. Такие же проблемы возникали и в практике применения Закона 1998 г.; в результате ВАС РФ в п. 17 информационного письма N 43 уточнил этот вопрос, подчеркнув, что план внешнего управления утверждается только собранием кредиторов, но не арбитражным судом. При этом возникает проблема, связанная с ответом на вопрос: что делать суду при наличии в плане внешнего управления положений, нарушающих законодательство? На наш взгляд, в этом случае суду должно быть предоставлено право обратить внимание кредиторов на эти нарушения и впоследствии поставить вопрос об отстранении управляющего по причине недобросовестного исполнения им своих обязанностей (поскольку управляющий обязан составить план, соответствующий законодательству). В настоящее время суд не обладает правом отстранить управляющего по собственной инициативе; в любом случае это не влияет на исполнение плана внешнего управления. В связи с этим представляется необходимым предоставить суду право отказывать в утверждении плана при наличии в нем нарушений норм Федеральных законов.

Если в течение 6 месяцев с момента введения внешнего управления в арбитражный суд план внешнего управления не представлен, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (заметим, что в соответствии с Законом 1998 г. этот срок был равен 6 месяцам; уменьшение срока говорит об ослаблении по данному параметру общей продолжниковой направленности Закона). Соответственно, на практике при возникновении подобной опасности кредиторы могут поставить перед управляющим вопрос о необходимости разработки плана, если признание должника банкротом для них нежелательно.

Еще по теме 9. Утверждение плана внешнего управления:

  1. § 3. Внешнее управление как активная восстановительная процедура aaan 1. Понятие и цели внешнего управления aaak sssn

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению должника:

  1. Перепрофилирование .
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание .
  4. Продажа части имущества должника.

Продажа имущества должника осуществляется внешним управляющим на открытых торгах после проведения инвентаризации и оценки и не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Торги проводятся в форме аукциона, за исключением продажи имущества оборонного значения, которое может быть продано только на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законом могут иметь в собственности или ином вещном праве такое имущество. Порядок проведения торгов аналогичен порядку проведения торгов при продаже предприятия.

Начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, устанавливается собранием (комитетом) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определяемой в соответствии с отчетом независимого оценщика. При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн руб. организацию торгов осуществляет государство или специализированное учреждение, уполномоченное Правительством РФ на безвозмездной основе.

Естественно, что эти положения не распространяются на изготовленную должником в процессе продукцию.

5. Уступка прав требования должника

Уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. При этом переход права требования осуществляется только после его полной оплаты, которая должна быть произведена не позднее 15 дней с даты заключения договора купли- продажи.

6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом (третьими лицами).

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, участники (учредители) или третьи лица вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства на условиях договора беспроцентного займа, достаточные для удовлетворения этих требований. По окончании исполнения обязательств должника арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может вынести определение о прекращении производства по делу.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами.

Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в течение не более три месяцев с даты начала размещении этих акций.

9. Продажа предприятия-должника

Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления по решению органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении таких крупных сделок.

Продажа предприятия как и продажа части имущества, производится путем проведения открытых торгов в форме аукциона , за исключением продажи ограниченного в обороте имущества (оно продается на закрытых торгах).

Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Она не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не может быть более 20% от начальной цены. По условиям проведения торгов должник должен получить денежные средства не позднее чем через месяц по истечении срока внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия (или организации), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, причем Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия и даже может в течение месяца после торгов приобрести предприятие у победителя торгов по той же цене, какую заплатил победитель торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в «Российской газете» и местном печатном органе не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

В случае, если в указанные в объявлении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки или получена заявка на приобретение предприятия от одного участника, торги по продаже предприятия считаются несостоявшимися. Если предприятие не было продано на повторных торгах или повторные торги были признаны несостоявшимися, то начальная цена продажи может быть снижена на 10%, но не может быть ниже минимальной цены. Если и после этого предприятие не было продано, то порядок его продажи устанавливается собранием (комитетом) кредиторов. В любом случае оно не может быть продано по цене ниже минимальной.

10. Замещение активов должника

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Такая возможность может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

Величина уставных капиталов этих обществ устанавливается исходя из рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого, оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного согласно учредительным документам принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

При замещении активов должника все , действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому ОАО. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению.

Созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Это должно обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

11. Иные способы восстановления платежеспособности должника

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • прекращении внешнего управления в связи с восстановлением должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
  • продлении установленного срока внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • заключении .

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней после даты проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

Затем отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов рассматриваются арбитражным судом на заседании. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит соответствующее определение

Расчеты с кредиторами

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения соответствующего определения суда или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

С момента исполнения обязательств должника внешний управляющий или реестродержатель вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а кредитор вправе требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ЦБ РФ, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требования полностью или в определенной пропорции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления внешний управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления.

В то же время анализ положений Закона о банкротстве позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.

Введение.

Официальные требования к плану внешнего управления.

Концепция плана внешнего управления.

  • 1. Общие данные о предприятии.
  • 1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия
  • 1.2. Дата государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование зарегистрировавшего органа.
  • 1.3. Место нахождения: почтовый и юридический адрес.
  • 1.4. Коды госреестра: ОКВЭД; ОКОГУ; ОКПО; ОКАТО; ОКОПФ; ОКФС.
  • 1.5. Основные виды деятельности (в соответствии с уставом).
  • 1.6. Организационно-правовая форма.
  • 1.7. Форма собственности, код СКФС.
  • 1.8. Информация о руководстве: Ф.И.О., телефоны, факсы руководителя.
  • 1.9. Информация об учредителях (акционерах) организации-должника и размерах их долей.
  • 1.10. Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях.
  • 1.11. Нематериальные активы: патенты, лицензии.
  • 1.12. Данные о границах, размерах, местоположении земельного участка, прав на земельный участок.
  • 1.13. Сведения о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и (или) имущественный комплекс.
  • 1.14. Состав и стоимость объектов (имущества), обремененных правами третьих лиц, включая объекты, переданные в залог, аренду или пользование.
  • 1.15. Численность работников на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
  • 1.16. Основные виды производимой продукции.
  • 1.17. Источники сырья, материалов и услуг.
  • 1.18. Рынки сбыта продукции (работ, услуг).
  • 1.19. Перечень и состояние основных средств.
  • 1.20. Участие в других обществах.
  • 2. Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления.
  • 2.1. Размер и состав имущества организации-должника.
  • 2.2. Финансовое состояние организации: анализ финансовых коэффициентов.
  • 2.3. Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
  • 2.4. Основные причины ухудшения финансового состояния организации.
  • 2.5. Оценка размера обязательств должника.
  • 2.6. Определение достаточности (недостаточности) принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
  • 2.7. Определение достаточности (недостаточности) имущества должника для погашения требований кредиторов.
  • 3. Комплекс мер по восстановлению платежеспособности.
  • 3.1. Характеристика основных мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.2. Сводный график проведения мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.3. Финансовый план.
  • 3.4. Исходные условия для расчета финансового плана.
  • 3.5. Формирование доходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.6. Формирование расходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.7. Потребность в оборотном капитале в период внешнего управления.
  • 3.8. Расчеты с кредиторами.

Подобная структура подачи материала позволяет достаточно полно представить логику рассуждений внешнего управляющего: он знает возможности предприятия, разобрался в причинах возникновения неплатежеспособности, определил неиспользованные резервы повышения эффективности работы, наметил комплекс мер по восстановлению платежеспособности и предложил способы, как можно организовать достижение намеченного. Однако в зависимости от предприятия и ситуации в которой он находится данная схема может видоизменяться, некоторые наиболее важные для данной организации разделы добавляются, а некоторые наоборот исключаются из рассмотрения.

Введение. Это вступительная часть плана внешнего управления, в которой отражаются реквизиты дела о банкротстве должника, а именно:

ь наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве,

ь номер дела о банкротстве,

ь дата введения процедуры внешнего управления,

ь срок, на который она вводится,

ь фамилия, имя и отчество внешнего управляющего,

Далее автор настоящей работы считает необходимым обозначить официальные требования к плану внешнего управления , которые содержатся в статье 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и которые непременно должны быть соблюдены внешним управляющим в любом плане. А именно, план внешнего управления должен предусматривать: меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника, кроме того, исходя из пункта 2 статьи 106 план внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок и предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника.

В разделе « концепция плана внешнего управления » целесообразно:

ь сформировать основную цель плана (это, конечно, разработка и реализация комплекса мер с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия, а также преодоления производственного кризиса и финансовой неплатежеспособности);

ь обозначить задачи, которые потребуется решить в процессе разработки плана внешнего управления. Например, 1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам; 2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью, в том числе по обязательным платежам, либо реструктурировать свою задолженность перед кредиторами, имевшуюся на момент введения внешнего управления.

ь из комплекса всех мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, выделить и обозначить ключевые, по которым планируется проведение основной работы. Например, возврат имущества производственного назначения, реализованного в процедуре наблюдения.

Раздел общих сведений о предприятии . Справочные сведения о предприятии можно достаточно легко получить, используя публикующиеся справочники и государственные информационные системы. Форма типового плана предполагает также сбор данных об учетных реквизитах предприятий в системе государственной регистрации, налоговых органах, банковские реквизиты. Запрашиваются также данные о составе, образовательном уровне и послужном списке команды управляющих.

Безусловно, справочный раздел в плане нужен. Но его назначение состоит в предоставлении минимума информации, позволяющей получить самое общее представление о предприятии и его координатах для связи. Учитывая раскрытие экономических показателей в основных разделах Плана, справочный раздел должен включать наименование предприятия, характеристику его организационно-правовой формы (с указанием основных собственников в виде укрупненной структуры уставного капитала), адрес (включая адреса филиалов и отдельных площадок) и реквизиты для связи, дату и номер регистрации, виды деятельности.

Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления. Это очень важный раздел плана, в котором должна быть представлена динамика основных экономических показателей предприятия.

Анализ финансового состояния позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Однако увлекаться таким анализом не следует по следующим причинам.

Во-первых, для планирования траектории финансового оздоровления предприятия наибольшее значение имеют его текущие экономические показатели.

Во-вторых, анализ ретроспективных рядов экономических показателей в современной России теряет смысл с увеличением рассматриваемого периода из-за быстрого изменения условий хозяйствования. Обеспечить сопоставимость данных тяжело, а иногда и невозможно.

На практике для иллюстрации результатов анализа все же используют стандартную табличку из типового плана, тем более что для ее расчета требуются только данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Указанный подраздел лишь комментирует выводы содержательного анализа финансового положения предприятия. Определение основных причин его ухудшения пока является неформализованным процессом, хотя для большинства предприятий выводы удивительно близки.

Следовательно, в данном разделе необходимо особое внимание уделить анализу качественных причин ухудшения финансового состояния предприятия, чтобы в последующем обоснованно ответить на вопрос, а что же следует предпринять для выхода из кризиса?

В разделе «комплекс мер по восстановлению платежеспособности » перечень мероприятий должен включать сроки, условия и порядок их проведения, расходы на их реализацию и иные расходы должника, здесь показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, которые может быть направлен на восстановление платежеспособности предприятия.

Процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника - юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами, позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.

По своей сути данный раздел представляет собой стратегический план основных направлений развития и преобразования организации, целью которых являются: прирост выручки организации, в том числе ее денежной составляющей; сокращение издержек производства; оптимизация управления товарно-денежными потоками; создание условий для своевременного расчета по обязательствам; повышение качества выпускаемой продукции и ее соответствия рыночному спросу.

При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники.

Так, например, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др.

В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника.

В то же время для проведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, поскольку использование данного методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса.

Прогноз расходов должника, помимо затрат на осуществление его хозяйственной деятельности, должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др.

Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, а также расходы на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.

При разработке плана внешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедуры внешнего управления:

план внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Следует отметить, что данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляется расчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.

Исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления, следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяют сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.

План внешнего управления должен содержать порядок, в котором внешний управляющий отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления.

Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.

Кроме того, при разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, и, в первую очередь, сельскохозяйственных и градообразующих организаций.

Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Согласно ст.120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расчеты с кредиторами осуществляются после окончания срока внешнего управления в случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Срок расчетов с кредиторами устанавливается арбитражным судом и не может превышать 6 месяцев.

Из данных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в плане внешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 95 Закона под мораторий.

При этом необходимо учитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

Оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату.

Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления.

Так формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления -- найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

В течение месяца с того дня, когда арбитражным судом утвержден внешний управляющий, он должен разработать план внешнего управления должника. Это один из главных документов в такой процедуре банкротства, как внешнее управление, направленной на восстановление платежеспособности должника. Поэтому в плане в первую очередь должны быть прописаны меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок их реализации, а также связанные с этим расходы (п. 1 ст. 106 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторки;
  • продажа определенного имущества должника;
  • исполнение обязательств должника его учредителями, участниками, третьими лицами;
  • замещение активов должника и т.д. (ст. 109 Закона N 127-ФЗ).

Если говорить о структуре плана внешнего управления, то в нем кроме прочего должно быть прописано обоснование возможности восстановления платежеспособности должника с учетом приводимых в нем мер, причем к определенному (предполагаемому) сроку, который также указывается в плане (п. 2 ст. 106 Закона N 127-ФЗ). Помимо этого, план внешнего управления должен содержать разграничение компетенции собрания и комитета кредиторов, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или есть основания для перераспределения компетенции (п. 3 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Кем утверждается план внешнего управления

В течение 2 месяцев с даты утверждения судом внешнего управляющего он должен созвать собрание кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления (п. 1,2 ст. 107 Закона N 127-ФЗ). По итогам рассмотрения собрание принимает решение об утверждении плана либо решение об отклонении плана и:

  • необходимости открытия конкурсного производства, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • установлении срока созыва следующего собрания кредиторов, на котором предполагается рассмотреть новый план внешнего управления (не более 2 месяцев с даты принятия решения);
  • освобождении внешнего управляющего от исполнения им своих обязанностей с указанием причин для освобождения (п. 3 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

Отметим, что план внешнего управления не должен утверждать арбитражный суд. Вместе с тем, представить его в суд нужно в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. Если же в течение 4 месяцев с даты введения процедуры внешнего управления утвержденный план так и не будет представлен в суд, как и не будет подано ходатайство об открытии конкурсного производства собранием кредиторов, у суда будут основания для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 4,5 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

План внешнего управления, реализация которого влечет нарушение чьих-либо прав или законных интересов, по ходатайству этих лиц может быть признан судом недействительным полностью или частично (п. 6 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

Контроль за выполнением плана внешнего управления осуществляется посредством представления внешним управляющим отчетов о ходе внешнего управления и реализации плана по требованию кредиторов (