Пилотный проект фсс по выплате пособий. Прямые выплаты пособий физлицам, пилотный проект фсс. Участие в пилотном проекте обособленных подразделений организаций

Мы разберем, когда налоговиками проводится повторная налоговая проверка.

Для начала вы должны знать, что повторная камеральная проверка проводиться не вправе (ст. 88 НК РФ , постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.08 № А66-594/2008 ). Но если компания подаст уточненку (например, по НДС), то фискалы могут проверить этот же налоговый период в рамках проведения новой камералки.

Повторная выездная проверка может быть проведена в двух случаях (абз. 5 , 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Во-первых, если компания представит уточненку к уменьшению. Во-вторых, если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею проверки. В связи с этим не лишним будет понять, какие риски возникают в ходе подобного контроля и как их избежать.

Проведение повторной налоговой проверки в связи с подачей уточненной декларации к уменьшению

Порядок проведения повторной проверки

Если компания подала уточненную декларацию к уменьшению, то в рамках повторной проверки изучается период, за который представлена уточненка. Решение о проведении повторной проверки принимает инспекция, проводившая предыдущую проверку. Если при проведении повторной проверки будут выявлены нарушения, которые не были обнаружены ранее, то оштрафовать компанию за вновь выявленные ошибки инспекторы не вправе. Исключение составляют случаи, когда невыявление нарушений в ходе первичной проверки было результатом сговора между компанией и проверяющими (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ ).

Количество повторных выездных проверок неограниченно, поскольку при назначении повторной проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК РФ, не действуют. Если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором отражена сумма налога к уменьшению, то фискалы не вправе провести повторную проверку, поскольку основанием для ее проведения является подача уточненной декларации (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ ).

При подаче уточненки за период, который уже подвергся проверке, компании стоит взвесить все за и против такого шага, особенно если сумма налога к уменьшению весьма существенна. Из-за незначительных сумм фискалы вряд ли станут проводить повторную выездную проверку, поскольку размер доначислений будет несопоставим с трудозатратами инспекторов. Но довольно сложно будет объяснить значительное уменьшение налоговых обязательств, которое произошло в результате изменения условий сделок. Это может случиться из-за резкого задним числом. Корректировка выручки в сторону уменьшения может произойти из-за снижения цены.

Повторная проверка - за какой период?

Если говорить о том, какой период может быть охвачен проверкой, тознайте, что в рамках повторной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ ). К примеру, если компания в 2016 году подаст уточненку за 2012 год, то инспекторы не смогут провести повторную проверку. При этом компания не сможет вернуть или зачесть налог по такой уточненке, поскольку заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ , письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1-152 ).

В то же время контролирующие ведомства считают, что инспекция вправе повторно проверить период, указанный в уточненке, даже если он превышает три года, предшествующие году вынесения решения о проведении повторной проверки (письма Минфина России от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473 , ФНС России от 17.07.15 № СА-4-7/12693@ ). В определении ВС РФ от 05.03.15 № 305-КГ15-606 отмечено, что НК РФ предусматривает возможность подачи уточненки за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной проверки за пределами указанного срока соответствует принципам налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

При рассмотрении подобных споров суды указывают, что в случае представления уточненки к уменьшению инспекция не связана трехгодичным сроком при установлении периода проведения повторной проверки. Иное толкование положений пункта 10 статьи 89 НК РФ означает наличие у компании возможности снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненок по окончании трехлетнего срока (определение ВАС РФ от 08.11.13 № ВАС-15070/13 ) либо на пределе окончания трехлетнего срока (постановления АС Дальневосточного от 15.06.15 № Ф03-2384/2015 , ФАС Западно-Сибирского от 19.03.13 № А27-14195/2012 округов). Это противоречит позиции Президиума ВАС РФ (постановление от 16.03.10 № 8163/09 ), согласно которой праву компании на представление уточненной декларации должно корреспондировать полномочие фискалов на ее проверку.

Таким образом, компаниям не стоит рассчитывать на то, что инспекторы сочтут трехлетний срок пресекательным и не назначат повторную выездную проверку, если уточненка подана по окончании трехлетнего срока либо на пределе его окончания. Некоторые организации ошибочно полагают, что сдача уточненных деклараций в последние дни налогового периода поможет избежать повторной проверки хотя бы одного налогового периода из трех. При этом налогоплательщики рассчитывают на то, что инспекторы не успеют вынести решение о проведении повторной проверки до окончания года. Даже если компания подаст уточненку 29 декабря, инспекция может вынести решение нужным числом. И никаким образом проверить это обстоятельство организация не сможет.

Однако некоторые компании пытаются мыслить более креативно. Но, как показывает судебная практика, не всегда удачно. К примеру, ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел случай, когда компания первоначально подала декларации по налогу на прибыль и НДС со значительными суммами к уплате. Налоги были уплачены в полном объеме и в установленные сроки. Однако после выездной проверки организация решила сдать уточненки к уменьшению. И подала заявления на возврат излишне уплаченных сумм налогов. Инспекция провела камеральные проверки уточненных деклараций и вернула денежные средства. Но впоследствии фискалы назначили повторную выездную проверку, по результатам которой предъявили новые претензии по НДС и по налогу на прибыль и выставили компании требование об уплате налогов, пеней и штрафов.

В суде компания настаивала на том, что налоговый орган доначислил налоги неправомерно, так как сам вернул их по результатам камеральных проверок. Доначисления возникли по вине самих проверяющих, а компания расплачивается деньгами за их ошибки. Однако суд указал, что причиной доначислений по повторной выездной проверке стало неправомерное исключение из налоговых баз крупных сумм выручки.

Спорные суммы компания изначально включила в первичные декларации, а потом исключила их из налоговых баз путем подачи уточненок. Представление уточненок не связано с корректировками ошибок, которые выявлены по результатам предыдущей выездной проверки. Это самостоятельное решение организации. Неправомерность возврата налогов не является причиной доначислений по повторной проверке. Причиной новых претензий стало незаконное занижение выручки в уточненках. Это повлекло изъятие соответствующих денежных средств из бюджета и, как следствие, возникновение недоимки (постановление от 14.07.14 № А17-4028/2013 ).

Иногда повторная налоговая проверка после сдачи уточненок у меньшению не проводится

При сдаче уточненок к уменьшению проведение повторной выездной проверки требуется не всегда. Например, в одном из дел, рассмотренных АС Западно-Сибирского округа, компания сетовала на то, что по факту сдачи уточненок после проведения выездной проверки инспекторы не назначили даже дополнительные мероприятия налогового контроля, не говоря уже о повторной выездной проверке. В суде выяснилось, что компания неоднократно подавала уточненки. Но не представила документы, обосновывающие изменения своих налоговых обязательств в части уменьшения суммы доходов и замены одних расходов на другие.

Арбитры указали, что компания сдавала уточненки такое количество раз, что сама в итоге запуталась и не смогла документально подтвердить реальный размер налогов. Даже в суде. Следовательно, у инспекторов не было оснований для назначения повторной проверки или дополнительных мероприятий контроля, а доначисления правомерны (постановление от 25.02.15 № Ф04-8713/2013 ).

Суды не поддерживают фискалов в случае, когда последние используют возможность проведения повторной выездной проверки для повторности доначислений, но уже по другим основаниям. Так, как это было установлено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.13 № А78-7099/2012 . По результатам выездной проверки инспекция отказала компании в вычетах по НДС, но не смогла отстоять доначисления в суде (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.11 № А78-234/2011 ). Компания подала уточненную декларацию к уменьшению за период, который уже подвергся проверке. Инспекция назначила повторную выездную проверку и доначислила НДС по уже проигранному ранее в суде периоду. Однако доначисления в рамках повторной проверки касались другого контрагента. В связи с этим суд указал, что у инспекции не было оснований для проведения повторной выездной проверки, так как при проведении первичной проверки у инспекции не возникло претензий к счетам-фактурам, которые они оспаривали в рамках повторной выездной проверки.

Какие регионы войдут в пилотный проект ФСС в 2017 году и будут участвовать в выплате пособий напрямую из фонда? Приведем перечень новых регионов и расскажем о том, что такое «пилотный проект ФСС» для новых регионов.

Пилотный проект в 2017 году

Пилотный проект ФСС – это эксперимент, который продолжает действовать в 2017 году. В рамках пилотного проекта ФСС напрямую из своего бюджета выплачивает социальные пособия без участия работодателей.

Напрямую работникам органы ФСС будут выплачивают такие пособия:

  • пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью начиная с 4-го дня;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой (в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) начиная с 1-го дня;
  • оплата отпуска работнику, пострадавшему на производстве (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Новые участники эксперимента

Участники пилотного проекта (регионы) присоединяются к эксперименту поэтапно. Практически каждый год – новые регионы переходят на выплату пособий напрямую из фонда. 2017 год – не исключение. В пилотный проект войдут новые регионы. Перечислим их в таблице.

Регион
Республика Адыгея (Адыгея)
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область

Полный перечень регионов-участников пилотного проекта ФСС вы можете найти в статье « ».

Как подготовится работодателям новых регионов

В целях подготовки к переходу на прямые выплаты из ФСС работодателям ничего делать не нужно. С даты присоединения новых регионов к пилотному проекту в 2017 году работодатель просто больше не должен начислять и выплачивать пособия. Вместо этого требуется направлять документы в отделение ФСС России. Исключение – пособие на погребение. Его все равно начисляет и выплачивает работодатель, а не ФСС.

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9

О пилотном проекте ФСС, который действует уже второй год и сфера применения которого расширяется, написано немало. С основными отличиями выплат пособий и уплаты страховых взносов в обычном режиме от этих же действий в рамках пилотного проекта бухгалтеры организаций уже знакомы. Сегодня мы остановимся на самых актуальных вопросах, которые волнуют бухгалтеров, работающих в организациях, участвующих в пилотном проекте.

Пилотный проект ФСС: что, зачем и почему? Механизм получения пособий и уплаты страховых взносов в рамках пилотного проекта

Система выплат в рамках пилотного проекта касается следующих видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями;
  • по беременности и родам;
  • при постановке на учет в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребенка;
  • ежемесячных по уходу за ребенком.

В рамках пилотного проекта меняется система взаиморасчетов между ФСС и страхователем: страхователи уплачивают страховые взносы в бюджет ФСС в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат.

Нововведения пилотного проекта касаются граждан, работающих по трудовым договорам, и работодателей. Необходимо отметить, что нововведения не меняют законодательно установленных сроков получения страховых выплат для застрахованных граждан.

Механизм обращения за начислением пособия для граждан останется прежним. Работник при наступлении страхового случая обращается к работодателю с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия. Перечень документов, пособий, не изменился.

Работодатель не позднее пяти календарных дней со дня подачи застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, или реестр сведений в электронном виде.

Региональное отделение ФСС или его исполнительный орган в 10-дневный срок принимает решение о назначении пособия и по выбору получателя перечисляет его на указанный банковский счет или отправляет почтовым переводом.

С 1 июля 2012 года участников пилотного проекта стало восемь

С 1 июля возросло количество регионов, участвующих в пилотном проекте ФСС по реформированию системы социального страхования. Если в прошлом году замена "зачетной" системы на систему непосредственного назначения и выплаты пособий работающим гражданам осуществлялась ФСС на территории Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республики, то в этом году "пилотными" стали еще шесть регионов:

  • Астраханская область;
  • Курганская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Тамбовская область;
  • Хабаровский край.

Значение пилотного проекта и его перспективы

По мнению ФСС, представленному на официальном сайте ведомства, реализация пилотного проекта позволяет создать систему сплошного контроля за обоснованностью назначения пособия и правильностью расчета его размера, эффективно выявлять попытки страхового мошенничества, а также пресекать выплаты по фальшивым бланкам листков нетрудоспособности. Внедрен механизм электронного обмена информацией с участниками пилотного проекта, страхователями и органами государственных внебюджетных фондов, а также органами социальной защиты населения на должном уровне безопасности. А работа по переходу на прямые выплаты на территории двух "пилотных" регионов показала, что при этой схеме кардинально решается проблема обеспечения пособиями по социальному страхованию застрахованных лиц, работодатель которых либо имеет финансовые проблемы (картотеку на счете), либо фактически прекратил свою деятельность.

По итогам реализации проекта в каждом из федеральных округов будет приниматься решение о возможности и сроках его дальнейшего распространения на территорию всей страны.

С января 2014 г. все 83 региона РФ перейдут на этот принцип выплаты пособий.

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок реализации пилотного проекта

Реквизиты документа Что регулирует?

21.04.2011 N 294 "Об особенностях
финансирования, назначения и
выплаты в 2012 и 2013 годах
страхового обеспечения, иных
выплат и расходов, предусмотренных
частью 4 статьи 6 Федерального
закона "О бюджете Фонда
Федерации на 2012 год и на
плановый период 2013 и 2014
годов", особенностях уплаты
страховых взносов по обязательному

связи с материнством и по
обязательному социальному

заболеваний" (далее -
Постановление N 294)
Постановлением N 294 утверждены:

и выплаты в 2012 и 2013 годах

обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай

с материнством и иных выплат в


проекта;
- Положение об особенностях назначения
и выплаты в 2012 и 2013 годах
застрахованным лицам пособия по
временной нетрудоспособности в связи с
несчастным случаем на производстве или
профессиональным заболеванием, а также
оплаты отпуска застрахованного лица
(сверх ежегодного оплачиваемого
отпуска, установленного
законодательством Российской
Федерации) на весь период лечения и
проезда к месту лечения и обратно в
субъектах Российской Федерации,
участвующих в реализации пилотного
проекта;
- Положение об особенностях
возмещения расходов страхователя в
2012 и 2013 годах на предупредительные
меры по сокращению производственного

заболеваний работников в субъектах

реализации пилотного проекта;
- Положение об особенностях уплаты
страховых взносов в 2012 и 2013 годах
в Фонд социального страхования
Российской Федерации в субъектах
Российской Федерации, участвующих в
реализации пилотного проекта.
Постановлением N 294 установлено, что
в реализации пилотного проекта с 1
января 2012 г. по 31 декабря 2013 г.
участвуют Карачаево-Черкесская
Республика и Нижегородская область
Постановление Правительства РФ от
20.12.2011 N 1054 "О внесении
изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации
от 21 апреля 2011 г. N 294"
(далее - Постановление N 1054)
Постановление N 1054 вносит в
Постановление N 294 следующие
изменения:
- продлевается срок действия
положений, утвержденных Постановлением
N 294 на 2012 - 2013 гг. (в ячейке
выше названия положений приведены в
редакции Постановления N 1054);
- к пилотному проекту, кроме уже
существующих участников, с 01.07.2012
по 31.12.2013 присоединяются
Астраханская, Курганская,
Новгородская, Новосибирская,
Тамбовская области и Хабаровский край
Федеральный закон от 08.12.2010
N 334-ФЗ "О бюджете Фонда
социального страхования Российской
Федерации на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов"
Установлено, что ФСС в 2011 г. и в
плановый период 2012 и 2013 гг.
осуществляет реализацию в ряде
субъектов РФ пилотного проекта,
направленного на организацию перехода
к осуществлению кассового обслуживания
исполнения бюджета ФСС и
предусматривающего особенности
финансирования, назначения и выплаты
застрахованным лицам страхового
обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи
с

случаев на производстве и

осуществления иных выплат и возмещения
расходов страхователя на
предупредительные меры по сокращению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
работников территориальными органами
ФСС

от 11.07.2011 N 709н
Утверждена форма заявления о
возмещении в 2012 и 2013 гг.
страхователю, зарегистрированному в
территориальных органах ФСС,
находящихся на территории субъектов
РФ, участвующих в реализации пилотного
проекта, произведенных расходов на
оплату предупредительных мер по
сокращению производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний работников и санаторно-
курортного лечения работников, занятых
на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами
Приказ ФСС РФ от 21.05.2012 N 180
"Об утверждении особенностей
заполнения страхователями расчета
по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное
социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в
связи с материнством и по
обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, а также по расходам
на выплату страхового обеспечения
(форма-4 ФСС)"
Утверждены особенности заполнения
страхователями, участвующими в
пилотном проекте, расчета по
начисленным и уплаченным страховым
взносам на обязательное социальное
страхование на случай временной

материнством и по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также
по расходам на выплату страхового
обеспечения (форма-4 ФСС)
Приказ ФСС РФ от 17.06.2011 N 195
"Об утверждении форм документов,
применяемых для выплаты в 2011
году страхового обеспечения и иных
выплат в субъектах Российской
Федерации, участвующих в
реализации пилотного проекта,
предусматривающего назначение и
выплату застрахованным лицам
страхового обеспечения по
обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с
материнством и по обязательному
социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
иных выплат и расходов
территориальными органами Фонда
социального страхования Российской
Федерации"
Приказ утверждает формы документов,
используемые при реализации пилотного
проекта:
- заявления о выплате пособия (об
оплате отпуска);
- описи заявлений и документов,
необходимых для назначения и выплаты
застрахованным лицам соответствующих
видов пособий;

выплату пособия по временной
нетрудоспособности;
- извещения о представлении
недостающих документов или сведений;
- решения об отказе в назначении и
выплате пособия по временной
нетрудоспособности;
- заявления о возмещении расходов на
выплату социального пособия на
погребение;
- заявления о возмещении расходов на
оплату четырех дополнительных выходных
дней одному из родителей (опекуну,
попечителю) для ухода за детьми-
инвалидами;
- заявления о возмещении стоимости
гарантированного перечня услуг по
погребению;
- решения об отказе в рассмотрении
документов (сведений);
- справки-расчета размера оплаты
отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого
отпуска) на весь период лечения и
проезда к месту лечения и обратно
Приказ ФСС РФ от 15.06.2012 N 223
"Об утверждении форм реестров
сведений, необходимых для
назначения и выплаты
соответствующего вида пособия, и
порядков их заполнения"
Приказом утверждены:

для назначения и выплаты пособий по
временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, единовременного
пособия женщинам, вставшим на учет в

беременности;

необходимых для назначения и выплаты
пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и
родам, единовременного пособия
женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности;
- форма реестра сведений, необходимых
для назначения и выплаты

ребенка;
- порядок заполнения реестра сведений,
необходимых для назначения и выплаты
единовременного пособия при рождении
ребенка;
- форма реестра сведений, необходимых
для назначения и выплаты ежемесячного
пособия по уходу за ребенком;
- порядок заполнения реестра сведений,
необходимых для назначения и выплаты
ежемесячного пособия по уходу за
ребенком.
Кроме того, согласно данному Приказу
утрачивает силу Приказ ФСС РФ от
17.06.2011 N 196 "Об утверждении форм
реестров сведений, необходимых для
назначения и выплаты соответствующего
вида пособия, и порядков их
заполнения", действовавший до этого
Приказ Минздравсоцразвития России
от 23.12.2009 N 1012н "Об
утверждении Порядка и условий
назначения и выплаты
государственных пособий гражданам,
имеющим детей"
Приказом установлены Порядок и условия
назначения и выплаты пособий
гражданам, имеющим детей. В частности,
определен перечень документов,
подаваемых в различных ситуациях.
Документ распространяется на всех
страхователей, не теряет силы он и в
рамках пилотного проекта. Именно
документы, предусмотренные данным
Приказом, застрахованные представляют
страхователю при наступлении
страхового случая

Пилотный проект ФСС: информация для работника и работодателя Что нужно знать работнику?

Как и раньше, для получения пособия работнику необходимо представить работодателю комплект документов, подтверждающих право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т.д.).

Дополнительно нужно заполнить заявление установленной формы с указанием способа получения денежных средств: на лицевой счет в банке или почтовый адрес.

В ходе реализации пилотного проекта пособия могут перечисляться на номера лицевых счетов банковских карт. При этом перечисление денежных средств в случае указания только номера банковской карты (без указания лицевого счета) не предусмотрено Постановлением N 294, приказами ФСС, принятыми в рамках данного Постановления, и программным обеспечением ФСС, разработанным в соответствии с ними.

При выборе способа получения "через кредитную организацию" необходимо указать лицевой счет в банке, который должен состоять из 20 знаков, и правильный БИК банка.

При заполнении почтового адреса обязательно следует указывать индекс и правильный адрес места жительства.

К сведению. Что делать, если вы не получили пособие? Специалисты ФСС рекомендуют поступать следующим образом:

  • обратиться к работодателю и уточнить, когда были представлены сведения для назначения пособия;
  • если работодателю было направлено извещение о внесении изменений, узнать, своевременно ли он представил данные сведения;
  • по вопросам назначения и выплаты пособия можно обратиться по телефону горячей линии, при этом необходимо знать СНИЛС получателя пособия, регистрационный номер и наименование страхователя.

На что работодателю следует обратить внимание?

  1. Нужно правильно указывать сведения для назначения пособий (ИНН, СНИЛС получателя, средний заработок, стаж работника, период освобождения от работы, период оплаты, период предоставления отпуска по уходу за ребенком, очередность рождения детей и т.д.).
  2. При заполнении электронных реестров следует правильно указывать сведения о получателе пособия (Ф.И.О., реквизиты для перечисления и т.д.).
  3. Работодатель должен своевременно (не позднее пяти календарных дней с даты написания работником заявления и подачи документов для назначения пособий) представлять сведения для назначения и выплаты пособий в региональное отделение ФСС.

Обратите внимание! За непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем согласно законодательству РФ.

Участие в пилотном проекте обособленных подразделений организаций

Обособленные подразделения, которые зарегистрированы в области, являющейся участником пилотного проекта, и являются самостоятельными страхователями, выплачивают пособия через филиалы ФСС по месту их регистрации.

Если головная организация начисляет зарплату работникам своих филиалов в другом регионе и, соответственно, филиалы не состоят на учете в регионе, где действует пилотный проект, то действие Постановления N 294 на них не распространяется.

Если головная организация состоит на учете в регионе, где действует пилотный проект, имеет филиалы по всей стране, но филиалы не имеют самостоятельности, то жители других регионов через этого страхователя также будут принимать участие в пилотном проекте.

С 1 июля 2012 г. уплата страховых взносов по двум видам обязательного социального страхования производится страхователями в полном объеме.

Пилотный проект в вопросах и ответах Взносы, задолженность, особенности переходного периода

Вопрос: Организация зарегистрирована на территории, являющейся участником пилотного проекта с 01.07.2012. В июне 2012 г. работница представила листок нетрудоспособности по беременности и родам. Организация его оплатила, включив расходы в расчетную ведомость за II квартал 2012 г. Как возместить эти средства после старта пилотного проекта?

Страхователи, присоединившиеся к пилотному проекту с 01.07.2012, с 1 по 15 июля 2012 г. отчитываются перед ФСС как обычно: включают в расходы пособия, начисленные в первом полугодии.

В случае задолженности за страхователем он перечисляет сумму своей задолженности. Если есть задолженность за ФСС, то в зависимости от ее природы страхователи обращаются в филиал Фонда по месту регистрации за возвратом. Если по состоянию на 01.07.2012 задолженность сложилась за страхователем, последний обязан ее погасить.

Если задолженность складывается за исполнительным органом ФСС, то страхователь обращается за возмещением. Также страхователь может воспользоваться своим правом в рамках одного календарного года зачесть перерасход или переплату в счет будущих платежей.

Таким образом, после 01.07.2012 страхователи смогут обратиться в региональное отделение ФСС за перерасходом (переплатой), который сложится на 01.07.2012.

Вопрос: Кто будет оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности: организация, участвующая в пилотном проекте, или ФСС?

В соответствии с Постановлением N 294 пособие за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом ФСС за счет средств бюджета Фонда.

Таким образом, порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности для страхователей, являющихся участниками пилотного проекта, по данному основанию не изменился.

Вопрос: Одна из сотрудниц организации находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Начисление и выплата пособия производятся с апреля 2012 г. Организация зарегистрирована в регионе, присоединившемся к пилотному проекту с 01.07.2012. Кто будет выплачивать пособие с 01.07.2012?

В связи с вступлением в силу Постановления N 294 начиная с 01.07.2012 назначение и выплата пособий осуществляются территориальными органами ФСС.

Таким образом, после 01.07.2012 страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган ФСС заявление и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты пособия территориальным органом ФСС (филиал регионального отделения).

Документы для назначения (или продолжения выплаты) пособия по уходу за ребенком до полутора лет подаются один раз. В дальнейшем страхователь представляет в филиал ФСС по месту регистрации только информацию, которая может повлиять на выплату этого пособия (сведения о выходе на работу, прекращении отпуска по уходу за ребенком, нахождении в очередном отпуске, в командировке и т.д.).

Хранение первичных документов участниками пилотного проекта

Вопрос: Где должны храниться больничные листы предприятий, участвующих в пилотном проекте: на самом предприятии или в ФСС РФ?

Согласно п. 13 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2011 г. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением N 294, заявления и документы, направленные в территориальный орган ФСС для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, возвращаются страхователю, который осуществляет их хранение в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ.

Заполнение документов, предусмотренных пилотным проектом

Вопрос: В бланке заявления о выплате пособия не хватает ячеек для указания адреса и наименования банка. Как в данном случае заполнять бланк?

Специалисты ФСС Астраханской области дают следующие рекомендации.
Внесение данных в бланк заявления в части адреса осуществляется через
интервал в одну ячейку, номер корпуса указывается через знак "/" в ячейке
после номера дома, номер квартиры (офиса) указывается через пробел в одну
ячейку после номера дома или корпуса (например,
--¬ --¬ --¬
¦А|С|Т|Р|А|Х|А|Н|Ь|¦ ¦|С|У|Х|О|В|А|¦ ¦|5|/|3|¦ ¦|13|). Если не хватает
L-- L-- L--
ячеек, то можно продолжить заполнение в свободном поле бланка.

При заполнении поля "Наименование банка" необходимо указать полное наименование банка, а распознавание наименования будет производиться по общепринятому справочнику банков согласно БИК.

Вопрос: Что делать, если допущена ошибка в расчете среднего заработка работника и пособие перечислено в меньшем объеме?

Следует обратиться с заявлением о доплате (установленного образца) и необходимыми документами в отделение ФСС по месту регистрации предприятия. После перерасчета работнику будет перечислена недостающая сумма.

Если ошибка привела к завышению размера пособия, образуется переплата по вине страхователя. Расходы, излишне понесенные ФСС в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.

С работника можно удержать сумму излишне выплаченного пособия, если есть его вина или счетная ошибка. В остальных случаях вернуть сумму возможно только в добровольном порядке.

Вопрос: Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия (оплату отпуска)?

Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить реквизиты для перечисления средств (счет в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление.

Если в процессе обработки документов и перечисления пособия ФСС или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведет к задержке в выплате пособия.

Роспись за работника не допускается. Кроме этого, подделка подписи является преступлением (ст. 327 УК РФ).

Вопрос: Как производить замену годов для расчета среднего заработка? Можно ли заменить один год?

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению получателя пособия могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), если это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ <1>).

<1> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В 2012 г. в расчет берется заработок за 2010 и 2011 гг. Работник может просить заменить как 2010 и 2011 гг., так и только 2010 или только 2011 г.

При этом нет ограничения периода замены. При расчете пособия можно брать заработную плату за 2009, 2008, 2007, 2006 гг., если есть основания для исключения предыдущих лет.

Возможно исключить тот или иной год даже в случае, когда работник находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком один день в году.

Представление документов работодателем в отделение ФСС РФ

Вопрос: Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

Сам работник может обратиться за пособиями не позднее шести месяцев с даты окончания страхового случая, то есть, к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка - не позднее шести месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком - не позднее чем через шесть месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Работодатель в течение пяти дней с момента подачи документов и написания заявления работником обязан передать их в ФСС.

Вопрос: Что делать, если файл уже отправлен, но в него необходимо внести коррективы? Можно ли отослать измененный файл?

Если вы отправили файл с определенным именем и получили квитанцию, что он принят, то последующие файлы с тем же именем будут отклонены. Действующим будет считаться только первый отправленный реестр, а все изменения во внимание приниматься не будут.

Название файла менять не нужно, только если файл не прошел контроль и было получено извещение о необходимости представления недостающих документов и сведений. После устранения ошибок можно выслать файл заново с этим же именем, и он будет принят.

Вопрос: Каким образом можно заполнить и передать реестр?

Реестр необходимо заполнить в xml-формате. Алгоритм такой же, как при сдаче расчетных ведомостей по форме-4 ФСС. Это можно сделать с помощью бесплатной программы для формирования реестров в электронном виде, разработанной ФСС, или при помощи программного обеспечения сторонних производителей.

Реестр подписывается электронно-цифровой подписью и зашифровывается теми же средствами, что и расчетная форма-4 ФСС. Подписать реестр электронно-цифровой подписью можно с помощью программного обеспечения "ARM-FSS".

Последним шагом является отправка реестра через единую точку приема по адресу http://docs.fss.ru.

Подписать и отправить реестр можно и через свой удостоверяющий центр, если там уже реализована эта возможность.

Если реестр прошел все стадии контроля (проверка шифрования, проверка цифровой подписи), то выдается квитанция, подписанная специалистом удостоверяющего центра.

Самая частая причина, по которой может быть отклонен реестр, это несовпадение имени файла и содержания.

В самом файле каждая строчка нумеруется так: "имя файла; номер строки". При заполнении в разных программах и последующем слиянии файлов происходит сбой, и номера могут не совпадать или повторяться. В этом случае реестр не пройдет контроль, а отправителю будет выдано извещение с указанием ошибок.

Обязанности ФСС: удержание НДФЛ, алиментное производство, извещение застрахованного лица

Вопрос: Как уплачивается НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности?

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную согласно ст. 224 НК РФ.

Следовательно, НДФЛ с суммы пособия за счет средств работодателя исчисляет, удерживает и уплачивает работодатель, а НДФЛ с суммы пособия за счет средств ФСС - отделение ФСС.

Вопрос: Будет ли региональное отделение ФСС выдавать справки по форме 2-НДФЛ? Как будут учитываться льготы при удержании подоходного налога?

Да, по заявлению работника региональное отделение выдаст ему справку по форме 2-НДФЛ. При удержании подоходного налога не будут учитываться льготы по подоходному налогу, поскольку НК РФ предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты дохода по выбору налогоплательщика, на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

Вопрос: Если ФСС будет удерживать НДФЛ, как работник сможет собрать документы для предоставления имущественного вычета?

Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, налогоплательщику необходимо обратиться в региональное отделение ФСС за справкой по форме 2-НДФЛ.

Вопрос: Пособия по временной нетрудоспособности должны перечисляться только на зарплатные карточки или на любые банковские?

Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления суммы пособия на банковский счет. Таким образом, пособия могут быть перечислены и на зарплатные счета, и на любой другой счет застрахованного лица.

Вопрос: Как будет осуществляться исполнительное и алиментное производство в отношении пособий по временной нетрудоспособности?

Удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности будут осуществлять территориальные органы ФСС при поступлении к ним исполнительного листа.

Например , специалисты ФСС Курганской области, присоединившейся к пилотному проекту с 01.07.2012, на своем официальном сайте дают такие разъяснения по данному вопросу. В связи с введением на территории Курганской области с 01.07.2012 пилотного проекта, направленного на назначение и перечисление ФСС пособий по обязательному социальному страхованию работающим гражданам на их лицевой счет, и в рамках Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" между государственным учреждением - Курганским региональным отделением ФСС и Управлением ФССП по Курганской области заключено соглашение о взаимодействии.

Алиментное производство в отношении пособий по временной нетрудоспособности застрахованных лиц будет осуществляться следующим образом: за первые три дня временной нетрудоспособности удержание производит работодатель, с четвертого дня временной нетрудоспособности - отделение ФСС.

Страхователь - работодатель должника или сам должник извещает Управление ФССП по Курганской области о наступлении временной нетрудоспособности застрахованного лица - должника.

Удержание алиментов с сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности застрахованного лица - должника осуществляется отделением ФСС при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления об обращении взыскания на пособие по временной нетрудоспособности застрахованного лица.

Вопрос: Обязан ли территориальный орган ФСС сообщать о размере назначенного пособия работнику и что делать, если работник своевременно пособие не получил?

Обязанность территориального органа ФСС сообщать работодателю или работнику о размере пособия действующим законодательством не предусмотрена.

Работодатель должен своевременно обратиться за пособием в ФСС.

Ю.А.Мельникова

Эксперт журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Страховые службы (ФСС) решили внести свои реформы по сбору страховых взносов, о которых было сказано ещё в 2011 году. Пилотный проект ФСС заключается в осуществлении прямых выплат из фонда напрямую сотрудникам. Правительство поддержало законопроект, и он шагнул в массы. Список регионов, попадающих под пилотный проект, определяет государство. Что же представляет собой пилотный проект ФСС?

Законопроект подразумевает изменение по выплатам. Это , декретному отпуску, рождению ребенка. Платить теперь будет не работодатель, а Фонд Социального Страхования.

Прежде чем приступать к прямым выплатам, все данные работника (официально устроенного) вносятся в базу ФСС. Это поможет обеспечить бесперебойную выплату нуждающимся гражданам.

Естественно, существуют риски. Чтобы проверить, насколько будет эффективен этот проект, были выбраны тестовые регионы.

Пилотный проект ФСС прежде всего коснется граждан, которые работают по договору, самих работодателей и учреждений здравоохранения. Коммерсанты-работодатели, как и ранее, будут выплачивать страховые взносы в полном объеме без уменьшения их выплат. Помимо прочего, изменился бланк больничного листа.

Как же работает этот проект? Если работник заболел, то ФСС, минуя работодателя, напрямую перечисляет денежные средства на его открытый счёт или отправляет денежный перевод.

Смотрите также разъяснения про пилотный проект ФСС в видео:

Категория граждан и выплат, попадающая под пилотный проект

На прямые выплаты из ФСС могут претендовать граждане, работающие по найму. Люди могут рассчитывать на выплаты по следующим видам пособий:

  • При временной нетрудоспособности.
  • По беременности и родам.
  • Производятся выплаты при рождении ребёнка.
  • Оплачивается больничный лист при травматизме на производстве.

Для работодателей изменилась система оплаты страховых взносов. Каждый работодатель обязан регистрировать своих сотрудников (оформлять их официально) и, соответственно, уплачивать за них страховые взносы. Новая система страхования подразумевают, что работодатель уплачивает взносы в двух видах обязательного страхования:

  • Обязательное страхования по случаю временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством.
  • Обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных болезней.

Система позволяет людям, пострадавшим на производстве или просто ушедшим на больничный, воспользоваться прямыми выплатами. Есть гарантия, что государство в полном объеме выплатит причитающие деньги. Пилотный проект ФСС работает для людей, оказывая вовремя необходимую помощь.

Конечно, работодатели, как и ранее, вынуждены нести расходы на выплату страховых взносов в ФСС. С 2016 года на прямые выплаты могут рассчитывать граждане, которые предъявляют нужные документы. Если возникла одна из перечисленных ситуаций, можно надеяться на прямые выплаты:

  • Временная нетрудоспособность по состоянию здоровья, которое не позволяет в полном объеме заниматься профессиональной деятельностью.
  • В случае беременности и родов.
  • Единовременная помощь женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности.
  • Единовременная помощь при рождении младенца.
  • Пособие на руки одному из родителей, которые ухаживают за ребенком до полутора лет.
  • Оплата отпускных, которые могут быть как очередными, так и дополнительными. Если работнику необходимо пройти санаторно-курортное лечение после несчастного случая, оплачиваются все дни пребывания в санатории, а также дорога в оба конца.


Какие регионы участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам?

Сейчас в пилотном проекте участвуют следующие регионы (по алфавиту):

  • Астраханская область;
  • Белгородская область;
  • Брянская область;
  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Нижегородская область;
  • Курганская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Калининградская область;
  • Калужская область;
  • Крым;
  • Липецкая область;
  • Мордовия;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Севастополь;
  • Тамбовская область;
  • Татарстан;
  • Ульяновская область;
  • Хабаровский край.

Пилотный проект в 2017 и далее

  • Адыгея;
  • Алтай;
  • Алтайский край;
  • Амурская область;
  • Бурятия;
  • Вологодская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Калмыкия;
  • Магаданская область;
  • Приморский край;
  • Омская область;
  • Орловская область;
  • Томская область.
  • Забайкальский край;
  • Волгоградская область;
  • Владимирская область;
  • Воронежская область;
  • Ивановская область;
  • Кировская область;
  • Кемеровская область;
  • Костромская область;
  • Курская область;
  • Рязанская область;
  • Смоленская область;
  • Тверская область;
  • Якутия.
  • Архангельская область;
  • Дагестан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария;
  • Карелия;
  • Коми;
  • Северная Осетия;
  • Тульская область;
  • Хакасия;
  • Удмуртия;
  • Чечня;
  • Чувашия;
  • Ярославская область.

Преимущества пилотного проекта

Несомненно, пилотный проект ФСС за время своего существования показал, насколько он эффективен.

Проект был разработан для граждан, оформленных на работу и имеющих трудовой договор. То есть для людей, зарегистрированных во всех гос. структурах «по белому». Работник в этом случае может быть уверен, что все полагающиеся выплаты он получит, так как в данном случае нет посредников, и непосредственно начислениями и выплатами занимается сам фонд социального страхования.

Прямые выплаты из ФСС показывают прозрачность сделки: никто, кроме фонда и работника, в этом процессе не участвует.

Честному и добросовестному работодателю законопроект оказывает помощь в плане начисления больничного и выплаты.

Первопроходцами пилотного проекта были два региона РФ — Карачаево-Черкессия и Нижегородская область, а каждый год субъекты добавлялись. К 2019 году планируется ввести новый законопроект в оставшиеся субъекты Федерации.

Пилотный проект, работающий в конкретном регионе, никак не влияет на процедуру оформления работника. По месту работы сотрудник пишет заявление и предоставляет бюллетень и все необходимые документы. Если все документы, которые требуют инспекторы ФСС, имеются, заявление принимается. После подписания заявления работодатель обязан передать все эти документы в ФСС с описью. После этого инспекторы проводят начисления и полагающиеся выплаты.