Отличие воровства от кражи по понятиям. Чем отличается кража от грабежа? Наказание за каждое из этих преступлений

Введение

2. Понятие «этнос» В зарубежной и отечественной этнопсихологии

3. Проблемы этнической идентичности

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования определяется двумя важнейшими аспектами, характерными для современного общественного развития.

Во-первых, это беспрецедентная роль, которую играют понятия этнос и нация в современном обществе.

Эти два понятия все более явно выступают системообразующим фактором общества в региональном, национальном и общемировом масштабах.

Они являются определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития общества и личности.

Во-вторых, это всевозрастающий интерес к понятиям нация и этнос, к их существованию и взаимодействию.

Все это ставит непростые задачи осмысления происходящего, формирования понятийного аппарата. Необходимо обосновать основные приоритеты, которые наиболее важны в нашем исследовании, одним из условий которого является соотношение понятий «нация» и «этнос» в типологии этнопсихологии.

Необходимость исследования указанного комплекса вопросов диктуется также современными практическими задачами сосуществования и взаимоопределения различных типов понятий. Любая нация и этнос предстают как совокупность особых способов и форм человеческой деятельности.

Нация - это сложный феномен. Она содержит различные элементы, соединенные печатью национального своеобразия. Она сложилась в ходе длительного культурного развития народа, как результат произведения культурных ценностей, как итог эстетического освоения им действительности. Единство и множество культур народов мира - такова объективная диалектика культурного прогресса человечества.

Актуальность темы исследования состоит также в том, что анализ типологии понятий подразумевает обращение к тем всеобщим детерминантам развития, которые всегда предполагаются в её основе, рефлексия на которые делает возможным её понимание. Понятие «этнос» гораздо более глубокое, чем «нация» и несет в себе мировоззренческое содержание. «Этнос - это социальная общность, которой присуши специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений». В этом значении СВ. Лурье рассматривает этнологическую культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющего её от распада. Этнос имеет три уровня организаций - семья, группы, и субэтносы. На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его среди других этносов. Объект исследования - понятия «нация» и «этнос» в контексте исторической типологии.

Предметом исследования является соотношение понятий «национального» и «этнического» как конструкт модели построения типологии.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей и состояния на современном этапе исследования понятий «нация» и «этнос».

Поставленная цель диктует необходимость решения следующих задач:

1)определить понятие «нация»;

2) определить понятие «этнос»;

3) рассмотреть национальную исключительность и этнические корни;

4) раскрыть соотношение «национального» и «этнического» в едином типе культуры


1. Понятие «нация» в зарубежной и отечественной этнопсихологии

Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и то же. В нашей литературе к этому обычно добавляли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.

Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование наций связано с возникновением вначале предпосылок капитализма, а затем и самого капитализма. Капитализм спонтанно зародился только в одной области земного шара - в Западной Европе. Именно она и дает нам классические примеры зарождения и развития наций.

В эпоху, предшествующую тем сдвигам, которые привели к капитализму, на каждой из территорий, на которых в дальнейшем сложились капиталистические геосоциальные организмы, основная масса населения принадлежала к одной этнической общности или нескольким родственным этническим общностям, которые в нашей исторической и этнологической литературе чаще всего именуются народностями. В свою очередь эти этносы делились на субэтносы, а последние нередко на субсубэтносы или этнографические группы. Подобного рода этническая картина имела свои корни в структуре общества, для которого была характерна хозяйственная и политическая раздробленность, именуемая обычно феодальной.

Перелом в развитии феодального общества произошел с появлением городов как центров промышленности и торговли. Развитие товарно-денежных отношений постепенно вело к консолидации ранее обособленных областей в единое хозяйственное целое, что необходимо предполагало политическую централизацию. Единый в экономическом отношении социоисторический организм формировался одновременно и как единое централизованное государство.

Зарождение капиталистических связей, превращение охватывающего всю страну рынка в капиталистический обусловило дальнейшее возрастание экономического и политического единства социоисторического организма. Вместе с появлением такого единого в экономическом отношении социоисторического организма возникли и его объективные интересы, которые не могли не быть интересами основной массы людей, входивших в его состав.

В результате этого единый социоисторический организм, который одновременно был и централизованным государством, выступил в глазах его членов как их общее отечество, а они, все вместе взятые, стали общественной силой, отстаивавшей интересы этого отечества, т.е. нацией. Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество.

Отечеством в том смысле, который это слово приобрело с переходом от средних веков к новому времени, является (речь, разумеется, идет об идеальном случае, норме, а не всегда возможных и даже неизбежных отклонениях от нее) более или менее крупный социоисторический организм, имеющий своим фундаментом первоначально просто рыночные, а затем рыночно-капиталистические связи. В идеальном случае принадлежность к нации совпадает с принадлежностью к такому социоисторическому организму. Именно это и дало основание отождествить нацию с социально-историческим организмом. В результате нации стали приписываться такие признаки («общность территории», «общность экономической жизни»), которые в действительности характеризуют капиталистический геосоциальный организм.

Отождествлению нации и геосоциального организма способствовало то обстоятельство, что когда возник капиталистический геосоциор, возникла потребность в обозначении его объективных интересов. Проще всего, конечно, было бы назвать их государственными, но этому препятствовала многозначность термина «государство». Под интересами государства можно было понимать интересы не только социоисторического организма, но и государственного аппарата, прежде всего правящей верхушки, которые могли и не совпадать с социорными. В этом отношении термин «национальные интересы» был более предпочтительным. Интересы нации полностью совпадали с интересами социоисторического организма.

С этим и связано широкое использование в литературе слова «нация» для обозначения социоисторического организма. Это наблюдается уже в ХVIII в. Название вышедшего в 1776 г. основного труда великого экономиста А. Смита (1723-1790) обычно переводится на русский язык как «Исследование о причинах и природе богатства народов», что неверно, ибо в оригинале используется слово не «народы» (peoples), а «нации» (nations). А под нациями А. Смит понимал вовсе не нации, а социоисторические организмы, основанные на рыночных связях.

Но еще до А. Смита слово «нация» использовали для обозначения социально-исторических организмов, причем любых типов, такие выдающиеся мыслители, как Дж. Вико (1668-1744) в своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) и А. Фергюсон (1723-1816) в «Опыте истории гражданского общества» (1767). Эта традиция сохранилась до сих пор. Достаточно вспомнить такие названия, как «Лига наций» и «Организация Объединенных Наций».

Таким образом, слово «нация» тоже многозначно. Нацией называют не только собственно нацию, но социоисторический организм. Кроме того, это слово в англоязычной литературе нередко употребляется в тех же смыслах, что и слово «народ», исключая лишь одно его значение: оно никогда не используется для обозначения социальных низов.

Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Признаки ЭТНОСА- Физический облик в соответствии с антропологическими классификационными делениями народов на расы (форма волос, цвету кожи, цв. глаз, рост, телосложение, параметры головы). Ориентируясь на эти параметры выдел. 4 большие расы:

Евразийская(европеоидная)

Азиатско-американская(Монголоидная)

Африканская(Негроидная)

Австралоиды (океаническая раса)

Что их объединяет?

1.Единства происхожения

2. Единство места проживания,

3.единство языка(в мире насчитывается 12 языковых семей)

4.Самоназвание- как называет себя сами носители этноса.

Народ - общность людей, члены кот. Имеют общие название, язык и элементы культуры, обладают версией о едином происхождении, ассоциируют себя со своей территорией и обладают чувством солидарности. Вера в общее будущее.

Этнос вступает в историю и осознает себя народом, когда принимает религию. Народ действует рационально и создает нечто больше себя:

Цивилизация

В эт-гии выдел. 3 стадии этносоц-ого развития чел.

1) первобытное общество. Традиционное общ-во с трад-ой культурой в кот.слабо выражено межплеменные связи.

2) стадия народности образуется в результате сплочения и развития близких по культуре племен. Именно в этот момент развивается писменность, происходит отбор тех устных придений, легенд, традиций, установок кот. Помогут формировать народность.

Появление госуд. Законы общества ориентируются не на законы предков, а лишь опираются на них, выстраивая новые соц. отношения. Зарождаются эк. связи, рыночная эк. народность концелидируется в нацию.

3) стадия Национального едиства. Нород осознает себя нацией если он объединен территориальной культурой, языком, экономикой, госуд., единым национальным рынком.

Нация - объединение людей живущих на большой территории, утратившее кровное родство, но разделяющая людей на своих и чужих ориентируется на внутреннее единство.

11.Этническая культура (э.к.). В широком значении э.к. - это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходи­мых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под э.к. понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся ос­новным этнодифференцирующим признаком. Э.к. - такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетают­ся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными все­му человечеству в данную историческую эпоху. Э. к. обычно делят на материальную и духов­ную. Первая включает вещи, материально существующие в про­странстве на протяжении известного отрезка времени. К ним от­
носятся жилище, другие постройки, пища и напитки, посуда, одежда, обувь, украшения и т. д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популляции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых харак­терны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной Жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.

12.Этногенез современного российского общ-ва. События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни, по крайней мере двух разных суперэтносов Древней Киевской Руси и Московской Руси. При объединении народов проявилось умение русских «понимать и принимать все другие народы». Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и поэтому этническое многообразие России продолжало увеличиваться. Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Евразийские народы строили общую государственность исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей

страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами - пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего. Ведь российский суперэтнос (в пассионарной теории этногенеза, этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность.) возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не

сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой будет полный отказ от отечественных традиций и последующие уподобление. «Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы

российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

13.Этническое самоопределение - это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самоопределение представлено в формах:

1) языковое самоопределение - возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране; 2) культурное самоопределение - возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники); 3) экономическое самоопределение - возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение); 4) политическое самоопределение - наличие собственной государственности.

Этническое самоопределение - процесс осознания человеком собственных этнических признаков и поиска собственной этнической идентичности. Этническая идентичность - самоопределение человеком своей принадлежности к тому или иному народу или объединению народов - "француз", "русский", "россиянин", "европеец" и др.

14. Проблема национальной идентичности. Одна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина - это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее чётко воспринять свою принадлежность к русским, евреям и т.п. как нечто особое. Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.

Стереотипы этнические.

Стереотипы этнические - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

Завладение чужим имуществом без согласия владельца – это уголовно наказуемое преступление. В народе оно называется по-разному: хищение, кража, грабеж, разбой и т. д. В то же время с точки зрения закона, все вышеперечисленные определения имеют разное значение и за них назначаются различные наказания. Нет ничего удивительного в том, что рядовые обыватели не видят разницы между ними. Дело в том, что даже опытные юристы, пользуясь пояснениями законодателя и постановлениями Пленума Верховного суда Российской Федерации, не всегда могут различить данные преступные действия. В чем отличие кражи от грабежа, разбоя и хищения? Именно этому вопросу посвящена данная статья.

Чтобы понять, чем грабеж отличается от кражи и прочих схожих преступлений, нужно разобраться в их признаках. Для начала нужно сказать, что термин хищение применим для всех вышеперечисленных понятий. Им подразумевается завладение чужим имуществом любым незаконным способом.

Основная характеристика кражи заключается в том, что получение чужого имущества происходит таким образом, что владелец не подозревает об этом. Соответственно, кражу можно охарактеризовать как тайное хищение чужого имущества. Самым распространенным видом кражи является воровство телефонов и кошельков в общественном транспорте.

Грабеж характерен тем, что жертва преступления осведомлена о том, что ее имущество похищено. Она видит преступника и в отличие от кражи осознает, что на данный момент в отношении нее происходит совершение противоправного действия.

Разбой – это более тяжкий вид грабежа. Он осуществляется с применением насилия или угроз его использования. При этом не имеет значение оказывала жертва сопротивление или нет. Разбой является наиболее тяжким уголовно наказуемым преступлением среди всех вышеперечисленных.

Основные различия грабежа, кражи и разбоя

Грабеж и кража в чем разница? С учетом вышесказанного ответ на данный вопрос очевиден. Чтобы иметь четкое представление о различиях всех вышеперечисленных противоправных действий необходимо сравнить их на примерах конкретных ситуаций. Но прежде чем сделать это, нужно отметить, что искать отличие кражи от хищения, или грабежа и разбоя от завладения чужим имуществом не следует. Дело в том, что незаконное завладение, иначе хищение – это составная часть вышеперечисленных преступлений, отягощенная или нет прочими факторами.


Первым делом нужно рассмотреть, чем отличается кража от грабежа. Отличия достаточно очевидны. В первом случае лицо не сразу понимает, что оно стало жертвой преступления. А во втором она осознает это в реальном времени. Объяснить, чем отличается грабеж от кражи на примере достаточно просто. Если речь идет о краже, то, например, мобильный телефон вытаскивается из сумки или кармана жертвы незаметно. В случае грабежа жертва видит человека, который совершает преступление, а возможно и общается с ним.

Разграничить такие преступления как кража и грабеж, не сложно. Тут все просто. Действие выполняется либо тайно, либо явно. Третьего не дано. В то же время грань между грабежом и разбоем тонка. Согласно действующему уголовному закону, грабеж выполняется без угроз и применения силы. В то же время огромное значение имеет психологические особенности каждого отдельно взятого человека. Например, человек может быть деморализован тем, что его окружила группа людей и попросила отдать ценности. Можно ли это считать разбоем или быть может это грабеж?

Следователи и суды могут квалифицировать подобное по-разному, в том числе и с учетом характеристик обвиняемых и подсудимых. Пользуется отсутствием четких рамок и сторона защиты.

Чем отличается кража от хищения – по сути, это одно и то же. В то же время хищение является лишь составной частью таких преступлений, как грабеж и разбой.

Представленные выше отличия кражи, грабежа и разбоя помогут составить заявление в полицию в случае совершения данных противоправных действий в отношении лица. Окончательная же квалификация преступного деяния – это задача органов следствия. Назначенный следователь изучит все детали противоправного действия и с высокой долей вероятности примет правильное решение.

Можно ли переквалифицировать преступление при следствии и в суде?

Как показывает отечественная практика, расследования всех вышеперечисленных преступлений, при направлении в суд уголовных дел, следователь старается квалифицировать преступное действие с запасом, если имеется такая возможность. То есть зачастую преступление, имеющее признаки кражи, может быть квалифицировано как грабеж, а он в свою очередь, как разбой. Почему так происходит? Причины две:

  1. Традиционно сложилось так, что эффективность работы правоохранительных органов, в частности следователей, оценивается по количеству раскрытых ими и направленных в суд тяжких преступлений. При этом на статистику следственного отдела никак не повлияет, тот факт, что в суде преступление будет переквалифицировано.
  2. Вторая причина квалификации с запасом – это невозможность ухудшения положения подсудимого в суде. То есть суд может переквалифицировать грабеж на кражу, но не на оборот. Таким образом, следователи зачастую действуют по принципу «лучше больше, чем меньше».


Соответственно, возможность переквалификации дела в суде имеется. Собственно, это подтверждено современной судебной практикой по уголовным делам по подобным преступлениям. В то же время переквалификация дела в ходе следствия осуществляется несколько сложнее, но все же она возможна.

Чтобы понять, как такое возможно нужно рассматривать ситуацию на конкретном примере. Например, обвиняемый проник в квартиру, находящуюся на первом этаже с целью похитить определенные материальные ценности. Находясь в помещении и предваряя в жизнь свой преступный умысел, обвиняемый услышал, как поворачивается ключ в замке. Очевидно вернулись хозяева квартиры. Чтобы не быть пойманным вор выпрыгнул в окно, прихватив с собой украденное и попытался скрыться.

Зашедший в комнату хозяин увидел убегающего человека и отсутствие какой-либо вещи. Он высунулся в окно и начал кричать, чтобы вор вернул украденное. В подобной ситуации следователь однозначно квалифицирует преступление как грабеж. Но его можно переквалифицировать. Для этого лицу, совершившему преступление нужно частично сознаться в выполненный действиях, а его адвокату заявить ходатайство на проведение следственного эксперимента, который укажет, что его подзащитный не мог слышать криков потерпевшего или по крайне мере разобрать их. Таким образом, преступление будет переквалифицировано.

Наказания за кражу, грабеж и разбой

Разобравшись в чем разница хищения, кражи, грабежа и разбоя с теоретической точки зрения, нужно рассмотреть различия в предусмотренных наказаниях за совершение подобных преступных действий.


Начать нужно с меньшего:

  • Кража (статья 158 УК РФ). За совершение преступление подобного типа без наличия отягчающих обстоятельств судом может быть назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей или дохода осужденного за 6 месяцев. Возможно ограничение или лишение свободы. Второе чаще всего практикуется, если имел место рецидив. В качестве наказания за кражу суд также может назначить: до года исправительных работ, до 2 лет принудительных работ или 360 часов обязательных работ. Возможен арест сроком до 4 месяцев;
  • Грабеж (статья 161 УК РФ). Наиболее мягким наказанием по данной статье можно считать 480 часов исправительных работ. Если преступление совершено без отягчающих обстоятельств и впервые, то возможен условный срок наказания. Максимальный срок наказания по данной статье 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима или поселении.
  • Разбой (статья 162 УК РФ). Минимальным видом наказания за совершения разбоя можно считать принудительные работы сроком до 5 лет. В качестве максимального наказания выступает лишение свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Помимо этого, возможно назначение штрафа в размере до 1 000 000 рублей.

Так, становиться понятно, что тайное и явное хищение, а также ограбление с применением силы или угроз в первую очередь отличается уровнем ответственности за совершенные действия.

Ухудшение криминальной обстановки в стране вынуждает граждан к изучению основных аспектов уголовного права. Это касается и вопросов кражи, грабежа и разбоя.

Ведь не каждый наш соотечественник знает, в чем заключается отличие кражи от грабежа, и какой можно ожидать уголовной ответственности в обоих случаях. Поэтому рассмотрим определения этих двух преступлений и их признаки.

Основные характеристики кражи и грабежа

Квалификация краж и грабежей вызывает затруднения у рядовых граждан РФ. Ведь эти преступления базируются на единой конечной цели - безвозмездном завладении чужим имуществом без последующего возврата предмета его собственнику. Это может быть как кошелек, вытащенный из сумки потерпевшего, так и имущество, украденное у юридического лица (продукты в магазине, неучтенные деньги и прочие виды собственности). В чем же разница между кражей и грабежом и каковы их основные отличия?

Кража: определение и примеры

Согласно постановлению пленума о краже, грабеже и разбое, кража позиционируется как тайное хищение чужого имущества. Объект хищения изымается в отсутствие его собственника или сторонних лиц, которые могли бы стать свидетелями преступления. Однако в данном постановлении есть и исключения. Например:

  1. Преступление считается кражей, если совершавший его преступник был замечен собственником или другими свидетелями, однако полагал, что его действия прошли незаметно для окружающих. В судебной практике свидетелем такого преступления часто становится объектив камеры видеонаблюдения или соседи, наблюдавшие за процессом через окно.
  2. Преступление также считается кражей, если происходит в присутствии свидетелей, однако сами свидетели не подозревают о злом умысле преступника. Например, неизвестное лицо представляется экспертом по реставрации и забирает картину из музея на восстановление.

Подобные действия квалифицируются как кража, а уголовная ответственность несется по статье 158 УК РФ. При определении меры наказания учитываются возможные отягчающие обстоятельства, а именно: нанесение значительного ущерба потерпевшему, совершение преступления по предварительной договоренности с другими лицами, незаконное проникновение в помещение и другие факторы.

Грабеж: признаки и примеры

В отличие от кражи, грабеж подразумевает хищение имущества в присутствии его собственника или сторонних лиц. Причем в ППВС о краже, грабеже, разбое уточняется, что присутствующие свидетели должны осознавать противоправность действий преступника. Эти свидетели могут оказывать или не оказывать противодействия, однако преступление в любом случае квалифицируется как грабеж. Отличием его от разбоя является отсутствие насилия, угрожающего жизни или здоровью потерпевших.

Например, злоумышленник решил похитить товар из магазина, был застигнут сторожем, после чего скрылся вместе с украденным имуществом. В этом случае Пленум Верховного Суда квалифицирует преступление как грабеж. Если же злоумышленник причинил телесные повреждения потерпевшему или угрожал ему применением насилия, он понесет наказание по статье за разбой. Этот вариант также можно рассмотреть на примере. Допустим, преступник угрожал жертве ножом, однако получил отпор от самого потерпевшего или случайных свидетелей и не успел никому причинить ущерба. Однако сам факт угрозы применения насилия переквалифицирует преступление из грабежа в разбой.

Ответственность за грабеж несется по статье 161 УК РФ и регулируется наличием или отсутствием отягчающих обстоятельств.

Различия между кражей и грабежом

Изучив основные характеристики этих двух преступлений, можно выделить несколько факторов, влияющих на их квалификацию. Исходя из этих факторов, грабеж отличается от кражи:

  1. Умыслом преступника . В случае кражи имеет место желание оставаться незамеченным. Даже если существуют свидетели преступления, злоумышленник о них не подозревает. В отличие от кражи, грабеж характеризуется открытостью действий и полным пренебрежением их противоправностью.
  2. Применением насилия. Кража не может сопровождаться насилием ни в каком его проявлении, так как все действия осуществляются скрытно. Если же во время кражи преступник был обнаружен на месте преступления, но отказался вернуть похищенное имущество (без опасного для здоровья или жизни насилия), то это действие можно трактовать как грабеж. В случае опасного для здоровья насилия (или угроз его применения) преступление квалифицируется как разбой.
  3. Уровнем ответственности , определяемым уголовным кодексом РФ и зависящим от наличия отягчающих обстоятельств.

Перечисленные признаки помогут вам понять, в чем отличие кражи от грабежа и какая ответственность полагается за каждое из этих преступлений. ППВС от 27 декабря 2002 года действительно и в 2019 году, поэтому соответствует современным аспектам уголовного права.