Обновление юридической науки в Новое время. Формирование юриспруденции как науки. Римская юриспруденция. Юриспруденция средневековой Европы. Западная юриспруденция нового и новейшего времени

Характеристика юридического знания Нового времени предполагает, прежде всего, установление хронологических рамок данного периода. Поскольку в XVII в. в Западной Европе начинается серия буржуазных революций, характеризующихся становлением буржуазных отношений, сменивших старые феодальные пережитки, то Новое время определяется началом XVII в. Определяющими для формирования новой буржуазной системы ценностей были революция в Голландии и Англии .

Формирование нового типа общественных отношений, безусловно, находит свое отражение в трудах философов и юристов. Сама эпоха буржуазных революций настоятельно требовала философского осмысления правовой реальности, поскольку происходил слом феодального права и «сдавала позиции религиозная правовая идеология» . Новые общественные отношения требовали правовой регламентации, что, в свою очередь, дало импульс для развития юридического знания в целом.

Рационализм Нового времени обусловил снижение влияния церкви на правовое сознание и науку. Базовым лейтмотивом всей правовой мысли Нового времени явились опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение теории естественного права и общественного договора. Априорным компонентом теории естественного права, прорывающим глубокую брешь в предшествующем Новому времени феодальному правопониманию, было признание людей равными в своих правах.

Поскольку с начала Нового времени в юридическом знании происходил отход от базовых схоластических установок и принципов, то возникла безусловная потребность в реформировании университетского образования, освобождения его от оков влияния церкви. Кроме того, настоятельная потребность в данном реформировании заключалась и в том, что новая буржуазная власть была заинтересована в подготовке кадров профессиональных юристов, «освободившихся» от давления схоластов.

Слом феодальной системы в совокупности с изменением статусов университетов имел весьма важные для юридической науки и юридического образования последствия. В частности, происходило постепенное и планомерное разрушение универсальной юридической науки, выразившееся в тенденциях к формированию национальных правовых систем. Безусловно, многие из них были основаны на традициях римского права.

Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы современной науки были заложены еще в XVI-XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. - с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки.

Базовые идеи новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, один из первых крупных теоретиков школы естественного права Гуго Гроций (1583-1648). В 1625 г. выходит в свет его, пожалуй, главное сочинение, которое принесло ему известность во всей Европе , «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

В основе политико-правового учения Г. Гроция лежит естественно-правовая теория. Г. Гроций полагал, что общежитие людей и государств основывается на разумной природе человека, которому присуще стремление к мирному и разумно устроенному общежитию. При этом мыслитель различал право естественное и право волеустановленное. В качестве основы естественного права, согласно Г. Гроцию, выступает сама природа человека. Правила поведения, вытекающие из потребностей разумно устроенного общежития, становятся общеобязательным естественным правом. Они обязательны для всех людей вне зависимости от их расового происхождения, религиозных предпочтений и пр. В рассуждениях Г. Гроция усматриваются и зачатки договорной теории. В частности, он писал следующее: «Но подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между государствами, так и между большинством их» .

Волеустановленное право, согласно взглядам Г. Гроция, должно соответствовать основным положениям естественного права. При этом мыслитель в качестве источника волеустановленного права рассматривает либо волю Бога, либо волю людей, разделяя, таким образом, право на «божественное» и «человеческое».

Г. Гроций проводит противопоставление права и морали. Соблюдение моральных правил, в отличие от правовых предписаний, не может быть осуществлено посредством деятельности суда или ведения войн. Г. Гроций заложил основы международного права. Базовым принципом международного права мыслитель считал незыблемость договоров между государствами. По мнению Г. Гроция, международные отношения должны основываться на принципах нрава, рациональности, равенства, сотрудничества и взаимодействия. В сфере международных отношений нормы естественного права также обязательны для правителей и государств.

Дальнейшее развитие юридического знания нашло свое отражение в работах английского философа, политического мыслителя и правоведа Томаса Гоббса (1588-1679). Логическим основанием правовых взглядов Т. Гоббса был материализм. Человека мыслитель воспринимал как «тело в мире тел» . Среди широкого круга работ Т. Гоббса можно выделить трактаты «О гражданине» (1642) и «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и светского» (1651).

Т. Гоббс основывал свое учение на анализе природы и страстей человека. Ему принадлежит понимание «естественного состояния рода человеческого», предшествующего государственному периоду. В догосудар- ственную эпоху отсутствует явление частной собственности, а также нет моральных принципов и установлений, отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. Постепенно человечество начинает искать альтернативу такому состоянию, поскольку к данному поиску людей толкает страх смерти, а также стремление к хорошей и безопасной жизни. Кроме того, пагубность естественного состояния, где нет власти, способной держать людей в страхе, грозит им банальным самоистреблением, вследствие чего возникает острая необходимость естественное состояние сменить государственным.

Т. Гоббс разграничивает естественное право и естественный закон. В его понимании естественное право - это царство свободы, а естественный закон - это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Согласно естественному праву все люди равны и свободны, каждый обладает правом на все и каждый является судьей своих поступков. Инстинкт самосохранения и разум человека формулирует естественные законы, как средство для обеспечения безопасности. Однако единственным гарантом мира и реализации естественных законов является государственная власть.

Общественный договор, таким образом, выступает в качестве взаимной договоренности индивидов о добровольном отказе от большинства своих естественных прав и свобод и передаче верховной власти над собой государству. Естественный закон в данном контексте приобретает определенную иерархию .

Главный естественный закон постулирует необходимость искать мира и следовать ему, защищая себя всеми возможными средствами. Из этого закона следует второй естественный закон - «в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться той степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» . Именно данный закон Т. Гоббс рассматривал как условие и основание для заключения между людьми общественного договора. Третий естественный закон - справедливость как требование выполнения заключенных договоров. После заключения общественного договора индивиды уже не вправе востребовать обратно у государства переданные ему естественные права.

Дальнейшее становление научных знаний в области права принадлежит английскому философу, политическому и правовому мыслителю Джону Локку (1632-1704). Джон Локк в первую очередь размышляет об источнике знания. Он пишет об этом следующее: «Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» .

Джон Локк разрабатывал теорию согласования прав гражданина и власти. Данная проблема актуализировалась в связи с изменением социального положения буржуазии в обществе. Если в начале Нового времени первоочередная задача заключалась в обосновании правовых основ передачи власти от церкви к светскому государству, то после периода буржуазных революций основная опасность новому классу исходила от самого государства.

Джон Локк одним из первых выступал за отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательную власть Локк считал высшей властью в государстве . Законодательная власть должна быть сосредоточена в руках представительного органа - парламента. По при этом он делает важную оговорку, что государство и орган законодательной власти должны получить только такую сумму полномочий, которые делают для них возможным обеспечение основных прав и свобод подданных. Законодательная власть, таким образом, не является неограниченной. Она может издавать только общие нормы, т.е. законы. Но она не может принимать акты по частным случаям. Кроме того, народ, согласно взглядам Джона Локка, должен быть вправе отстранять или изменять состав законодательного органа.

Характерной чертой научного знания Нового времени являлась проблема метода познания, что, безусловно, экстраполировалось на поиск оптимальных методов и в юридическом знании. Для передовых буржуазных идеологов рубежа XVI-XVII вв., которые связывали развитие науки с естествознанием, получившим широкое распространение в это время, был присущ материалистический подход.

Критикуя средневековую схоластику, материалисты Нового времени утверждали, что основными чертами ее являлись догматизм, умозрительность, слепое следование церковным авторитетам, а также отсутствие системагического эмпирического наблюдения, эксперимента и поспешность выводов. Проблема метода познания выходит, таким образом, для гуманитарного знания в целом и для юриспруденции, в частности, на первый план.

Одним из представителей науки Нового времени, решавших задачу обоснования научных методов познания, был Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон полагал, что разработка научного метода познания даст человеку силу над природой и позволит создать процветающее общество. Бэкон разграничил веру и научное знание, выступая против схоластики и догматизма. Главным методом науки Бэкон объявляет индукцию - познание путем восхождения от частного к общему. Бэкон полагал, что с помощью индукции на основе изучения отдельных предметов можно прийти к общему выводу о свойствах целого класса данных предметов. Фрэнсис Бэкон формулирует важнейший тезис: «знание - сила».

Фрэнсис Бэкон полагал, что необходима реформа науки, важнейшие условия которой указаны на рис. 4.1.

Рис. 4.1

В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный мыслитель Нового времени Рене Декарт (1596-1650) был основоположником научного рационализма. Он отводил решающую роль в познании разуму. В основу своей теории познания Декарт ставит принцип сомнения. Размышления Декарта приводят его к мысли о существовании духовной мыслящей субстанции. Достоверные знания не могут быть получены из опыта и его обобщений. Они, по мнению мыслителя, могут возникнуть только из деятельности самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Последними, по утверждению Декарта, являлись идеи бога, духовной и телесной субстанции.

Рене Декарт выдвигал четыре требования к методу познания.

  • 1. Начинать познание необходимо с ясных и отчетливых истин - аксиом.
  • 2. Необходимо делить каждую сложную исследуемую проблему на составные части.
  • Книга Г. Гроция «О праве войны и мира» в 1627 г. была внесена в Индекс запрещенных книг, издававшийся католической церковью с целью внесения в него книг, запрещенныхдля чтения иод угрозой отлучения от церкви.
  • См.: Рубаник С. А. Указ. соч. С. 148.

Объект исследования – юриспруденция нового времени.
Предмет исследования – развитие юриспруденции нового времени.
Цель работы- анализ юриспруденции нового времени.
Задачи решаемые в работе:
- рассмотреть становление права Нового времени
- рассмотреть становление англосаксонской и континентальной правовых систем (семей).
- проанализировать англо-саксонскую юриспруденцию Нового времени;
- рассмотреть континентальную юриспруденцию Нового времени.
Методологическую базу исследования составляет диалектический научный метод. В его рамках полученные результаты были достигнуты с применением ряда общенаучных методов исследования: логического, исторического, сравнительного, системно-структурного и функционального анализа, абстрагирования, моделирования, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Глава 1. Общая характеристика юриспруденции в Новое время

1.1. Становление права Нового времени

Становление права Нового времени - это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов.
Историко-культурные корни права Нового времени складывались на почве рецептированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и свободного предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.
Важную роль в реформировании старого феодального права сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, особенно французская, были серьезным испытанием на прочность оставшейся от средневековья правовой надстройки. Но, как и всякие общественно-политические катаклизмы, они не способствовали непосредственному укреплению правовых начал в обществе. Как показал исторический опыт Франции и Англии, создание нового права происходило не только в годы революционных потрясений, а, наоборот, в годы, характеризующиеся политической стабилизацией и духом консерватизма. Тем не менее, в широкой исторической перспективе эти революции, положив начало перевороту в области экономики и политико-государственных структур, в конечном счете, привели к значительным изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавшего становлению и быстрому развитию капитализма.
Пределы вторжения революции в средневековое право, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран. Там, где конфликт между интересами предпринимателей и всего общества с феодальным правом принял наиболее острые формы, где в борьбу с архаичным феодальным правопорядком активно включились плебейские слои населения, смена средневековой правовой системы новым правом (как показывает пример Франции) произошла быстрее и в более радикальных формах. Там, где революция не привела непосредственно к политическому господству буржуазии, где последние шли к власти долгим путем и через серии компромиссов с землевладельцами (особенно показателен пример Англии), послереволюционное право в большей степени было проникнуто духом традиций и сохраняло элементы средневековой правовой системы.
Таким образом, современное право в странах Запада (в первую очередь в Англии и Франции) складывалось и развивалось как логическое продолжение сложившихся ранее систем средневекового (например, «общего права») и даже античного (римского) права. Новое право не могло быть чем-то существенно иным, чем предшествующее право, поскольку в своем саморазвитии оно вобрало в себя, сохранило и использовало многие его конструктивные, общественно-полезные элементы. Степень правопреемства современного и предшествовавшего ему права (например, римского, обычного) была столь велика, что, в сущности, нигде дореволюционные правовые системы не исчезли бесследно. Значительная их часть вошла в обновленном виде в современное право, трансформировалась в его нормы, так как и средневековое право функционировало в обществе, знавшем уже и частную собственность, и рыночные отношения, и достаточно высокий уровень юридической техники.
Отрицание средневекового права в ходе революций XVII - XVIII вв. и в последующие периоды происходило главным образом применительно к той части его норм, которые игнорировали интересы частных собственников, затрудняли дальнейшую эволюцию и внутреннее согласование самой правовой системы, приходили в противоречие с экономическими и политическими потребностями государственного развития.
Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегрированных национальных правовых систем. В новых правовых системах проявляется уровень развития, когда государство начинает играть решающую роль в формировании облика правовой системы. Она получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.
Национальные правовые системы, в отличие от расщепленных правовых систем предшествующей эпохи, приобретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему права, и правовое сознание. Новые правовые системы порождали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судебной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в правовых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики.Именно в этот период получили становление концепции естественного права, общественного договора, прав и свобод человека, юридического равенства, разделения властей и др.

В Новое время формировалась система юридического образования, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридические факультеты университетов, при этом юридическое образование освобождалось от опеки церкви и выделялось из системы философского образования.

Учебные планы университетов основной акцент делали уже не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития, а также современных действующих норм права. Юристы, ведущие научно-преподавательскую деятельность, в установленном порядке, как правило, по результатам защиты диссертации могли получить ученую степень магистра или доктора юридических наук. Юридическая профессия во все времена имела высокий престиж среди всех слоев населения, и потому юридические вузы никогда не испытывали недостатка в студентах.

К началу 20 в. юридическая наука представляла собой обширную систему знаний о праве, истории его возникновения и развития, его современном состоянии, практики реализации норм права в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в ближайшей и отдаленной перспективе. Наиболее точные положения по этому вопросу имела материалистическая теория права, которая в совокупности с другими частями марксизма теоретически обосновала правомерность овладения пролетариатом государственной властью и создание социалистического общества. Практическое осуществление марксистской доктрины в России знаменовало собой конец эпохи Нового времени и становление современной стадии развития общества и государства.

По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий.

Энциклопедия права кратко освещает весь круг правовых наук, не анализируя их внутреннее единство.Энциклопедические взгляды на государство и право складывались под влиянием философских воззрений немецких ученых Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга.

Термин «энциклопедия» означает круг наук, необходимых для общего образования. Энциклопедия права сводилась к краткому очерку развития всех юридических наук.Данный предмет изучался длительное время на юридических факультетах в России, Англии, Франции наряду с теорией и философией права.

В дореволюционной России данный предмет читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов. До введения нового устава русских университетов (1835 г.) на юридических факультетах преподавалась «энциклопедия законоведения».После введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 г. энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права.

Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, призвана была подготавливать обучаемых к восприятию положений отдельных отраслевых наук, правильному пониманию специальной терминологии, начертать план предстоящих занятий.

Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве, различных его отделах и методах его изучения, а также дать им некоторый философский базис для дальнейшей научной работы, цельный синтез современных общих учений о праве, как основание для изучения отдельных правовых дисциплин.

Энциклопедия права являлась или кратким перечнем и обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера, научный характер которой зависит всецело от заложенных в её основание философских или социологическихпредпосылок. В первом случае энциклопедия права приближалась к обычному составу всяких энциклопедий, обширных или кратких, желающих ориентировать читателя в круге определенных дисциплин или целых научных областей; во втором она совершенно сливалась с философией права.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII- XIX вв., характеризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в развитую систему общих и отраслевых знаний о закономерностях функционирования и развития государства и права. Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных зна­ний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные реко­мендации о путях модификации, совершенствования политико­правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки гражданского, административного, уголовного, фи­нансового и иных отраслей права.

Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловле­но процессами, связанными с утверждением буржуазного общест­ва и переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса. В этих условиях правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на государственную власть, создать систему норм, обеспечивающих успешное функциониро­вание гражданского общества на началах равенства, свободы и справедливости, разработать систему норм права в сфере публич­ного и частного права, способных гарантировать устойчивый пра­вопорядок и защиту нарушенных прав индивидов и иных лиц. Чтобы успешно решить эти фундаментальные проблемы, правове­дам пришлось: 1) изменить свои философские воззрения; 2) моди­фицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества; 3) дополнить систему правовой науки ря­дом новых отраслевых наук конституционного, административно­го, финансового права; 4) создать развитую систему внутринацио­нального права.

Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами фи­лософов овладевает новое учение - рационализм, согласно кото­рому основой бытия является не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение получило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в правовой науке в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Раскрывая тесную связь философского рационализма с теорией естественного права, О. Э. Лейст пишет: «В противоположность христианским авторам Средневековья, традиционно видевшим в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой об­щежития, отношений между людьми, каждый из которых свобо­ден в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия. Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существова­ния ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естествен­ного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему вза­имных прав и обязанностей власти и народа» .

Основополагающий тезис теории естественного права о нали­чии естественных прав человека, имеющих приоритет перед воле- установленным правом государства, и об обязанности государства следовать нормам естественного права послужили теоретической основой дальнейших революционных преобразований правовой науки, государственной власти и юридической практики. Под ло­зунгами равноправия и свободы были проведены буржуазные ре­волюции в Нидерландах, Англии, во Франции и в других странах Западной Европы, приведшие к устранению сословных различий между членами гражданского общества, освобождению крестьян от крепостной зависимости, законодательному закреплению фор­мального равенства всех членов общества. Признание обществен­ного договора между государством и населением как правовой ос­новы их взаимодействия ориентировало буржуазные государства на интенсивное формирование публичного права, создание норм конституционного, административного, процессуального права, способных закрепить правовые пределы государственной власти, обязать свято исполнять принятые законы как население, так и государственные органы и должностных лиц. Правовое государст­во, обоснованное в работах И. Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократиче­ского государства.

В этот же период государства Западной Европы начинали отка­зываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные акты в сфере частного права в целях приспо­собления общего (римского) права к специфике существующих национальных имущественных отношений. Пример этому подала франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерландах, Италии, Польше. Однако Германия, а вслед за ней и другие страны разработали и приняли свои гражданские кодексы. Таким образом, законотворческая дея­тельность, ориентированная на формирование национального публичного и частного права, стала одним из важнейших направ­лений деятельности государств Западной Европы, а наличие раз­витой системы права - одним из значимых показателей высокой правовой культуры общества и государства.

Чтобы успешно справиться с процессами формирования на­ционального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в том числе в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образователь­ные учреждения для подготовки высококвалифицированных юри­дических кадров.

По мере упрочения статуса буржуазных государств в качестве органа управления делами общества и формирования системы буржуазного права, революционная направленность и излишний демократизм теории естественного права становятся обремени­тельными для государственной власти, желающей стабилизиро­вать буржуазное законодательство на достигнутом уровне и отка­заться от его критики по мотивам несоответствия нормам естест­венного права. В свою очередь, ученые-юристы не избежали соблазна оказать действенную помощь государству, создав в нача­ле XIX в. позитивистскую теорию права, в основе которой лежало понимание права как любого властного веления государственной власти, направленное на создание нормативных установлений.

Одним из первых критиков теории естественного права был английский философ и юрист И. Бентам (1748-1832), по убежде­нию которого правом являются повеления и запреты, установлен­ные государством, тогда как естественные права представляют со­бой не более чем «анархические софизмы», субъективные оценки действующего законодательства. Основы юридического позити­визма были сформулированы в работах его ученика Дж. Остина (1790-1859), полагавшего, что право - это приказ власти, обяза­тельный для исполнения под угрозой применения санкции. По­этому юриспруденция «имеет дело с законами, или правом в соб­ственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши». Он не отрицает наличия норм, установленных Бо­гом, признает существование «Божественного (естественного) права», но выводит его за пределы юриспруденции, предметом ко­торой является только право, закрепленное в действующих зако­нах и иных нормативных правовых актах государства.

Существенный недостаток позитивистской доктрины, от кото­рого она не может освободиться по настоящее время, состоит в от­сутствии критериев, позволяющих отличать правовые нормы от возведенного в закон законодательного произвола государства. Согласно этой теории правом являются законы не только демо­кратического государства, но и фашистского, грубо посягающие на права личности и даже легализующие геноцид народов, как это имело место в фашистской Германии. Тем не менее несмотря на отмеченный недостаток, очарование государственных властей по­зитивистской теорией настолько велико, что она и сегодня высту­пает официальной правовой доктриной многих западноевропей­ских государств.

Политико-правовая мысль уже в XIX в. преодолела позитивизм как консервативное правовое течение и разработала ряд доктрин, позволяющих более глубоко и точно раскрыть действительную сущность права, закономерности его функционирования и разви­тия. Практически одновременно с позитивизмом в Европе осно­воположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом были за­ложены основы материалистической теории права, раскрываю­щие генезис становления и развития права как социального явления и закономерности его функционирования в современном обществе. Ими было показано, что позитивное право и закреп­ляющие его законы не имеют ничего общего с действительным правом. То, что официальная наука и общество принимают за право, на деле предстает не более чем возведенной в закон волей господствующего класса. В рабовладельческом обществе это воля рабовладельцев, в феодальном - феодалов, в буржуазном - бур­жуазии. Рабочий класс не может обрести своего права в буржуаз­ном законодательстве, для этого ему нужно взять государственную власть в свои руки и собственные правовые притязания закрепить в законе. Государство необходимо пролетариату для построения коммунистического общества, способного обеспечить всех и каж­дого материальными благами по потребности. Фактическое эко­номическое и политическое равенство членов коммунистического общества, лишенного социальных антагонизмов, сделает ненуж­ным государство и право, они отомрут, уступив место органам об­щественного самоуправления и нормам коммунистического об­щежития.

Обоснованная критика позитивистской теории права давалась и другими правовыми теориями, возникшими в Новое время, в том числе представителями социологической теории права, фило­софии права, психологической теории права, тем не менее позити­вистская теория права, поддерживая государство, неизменно со­храняла и по настоящее время сохраняет свое лидерство как по числу признающих ее правоведов, так и по интенсивности воздей­ствия на политико-правовую практику. Даже в условиях Советско­го государства, выдававшего марксизм за свою официальную идеологию, лидеры коммунистической партии и Советского госу­дарства приписывали марксизму позитивистскую трактовку права.

В условиях Нового времени правовая наука развивалась не только за счет теории государства и права. Одновременно шло ин­тенсивное развитие отраслевых юридических наук как вширь, так и вглубь, обусловленное закреплением конституционных основ буржуазного государства, его основополагающих принципов вы­борности высшего органа государства, разделения государствен­ной власти на три ветви (законодательную, исполнительную, су­дебную) и господства права. Последовательное проведение этих принципов в жизнь потребовало коренного изменения действую­щих норм публичного права или его существенного изменения, развития. Появились новые отрасли публичного права: конститу­ционное, административное, финансовое, муниципальное пра­во, - что, в свою очередь, потребовало образования соответствую­щих отраслей правовой науки. В конечном итоге система права и система правовой науки приобрели практически современный вид, большинство отраслей права и соответствующих отраслей науки, уже существовавших или возникших в этот период, дейст­вуют по настоящее время.

В Новое время формировалась система юридического образо­вания, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридические фа­культеты университетов, при этом юридическое образование ос­вобождалось от опеки церкви и выделялось из системы философ­ского образования. Учебные планы университетов основной ак­цент делали уже не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и Развития, а также современных действующих норм права. Юри­сты, ведущие научно-преподавательскую деятельность, в установ­ленном порядке, как правило, по результатам защиты диссерта­ции могли получить ученую степень магистра или доктора юриди­ческих наук. Юридическая профессия во все времена имела высокий престиж среди всех слоев населения, и потому юридиче­ские вузы никогда не испытывали недостатка в студентах.

К началу XX в. юридическая наука представляла собой обшир­ную систему знаний о праве, истории его возникновения и разви­тия, его современном состоянии, практике реализации норм пра­ва в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в бли­жайшей и отдаленной перспективе. Наиболее точные положения по этому вопросу имела материалистическая теория права, кото­рая в совокупности с другими частями марксизма теоретически обосновала правомерность овладения пролетариатом государст­венной властью и создание социалистического общества. Практи­ческое осуществление марксистской доктрины в России знамено­вало собой конец эпохи Нового времени и становление современ­ной стадии развития общества и государства.

Средневековая юридическая мысль в Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. С возникновением в Европе первых городов в XII веке появляются люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. При монастырях возникают школы, сначала они были только «внутренними» – в них обучали молодых монахов, а затем они начали обучать учеников с разных мест. Исследования в области права (как и медицины) сначала сосредоточились в Италии. Здесь появились первые юридическиешколы - в Павии, Равенне и других городах. Значительное внимание в них уделялось изучению соотношения римского права и местных обычаев. Римское право являлось во многом способом восполнения пробелов местного обычного права. При этом зачастую положениям римского права стало придаваться всеобщее универсальное значение.В XII веке всех затмила школа в Болонье. В этом городе начали выступать известные знатоки римского права, комментировавшие Кодекс Юстиниана, здесь монах Грациан впервые создал кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных правоведов для нужд Церкви. В это же время за римским правом признается статус основного источника права, и связано это главным образом с деятельностью юристов возникшего в конце века Болонского университета, который вскоре стал центром тогдашней юридической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах – Падуе, Пизе, Париже, Орлеане и др.

7. Юриспруденция в эпоху Нового времени.

Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени приобретает все более отчетливые современные черты и все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики. По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий. Период нового времени характеризуется, прежде всего, становлением передовых на тот момент буржуазных отношений в Западной Европе. Новые мощные социальные силы выступают против феодального общества, государства и права. Они пытаются получить власть и преобразовать их на новый, капиталистический лад. Новые общественные отношения быстро находят отклик в трудах ученых-философов и юристов. Их идеи дают идеологическое обоснование грядущим изменениям, в практическом же плане они способствуют обновлению наиболее отживших государственно-правовых институтов. Большое значение для обновления правовой действительности данного периода играет протестантизм и его учение. Продолжает оставаться важным для значительного числа европейских стран и влияние римского права. Заметной вехой в процессе обновления юридической мысли и дальнейшего развития юриспруденции как науки стало творчество выдающегося голландского юриста Г. Гроция(1583- 1645).Отмечая юридический профиль своего исследования, Гроций подчеркивал отличие юриспруденции как «науки права» от науки о политике. Предмет юриспруденции, по Грецию, - это право и справедливость, предмет науки о политике - целесообразность и польза. Также Происходит формирование национальных правовых систем. Большинство из них восприняли традиции римского права. Для нового права европейских государств была характерной концепция естественного права. Право активно реформировалось, изменялись его нормы и институты, происходило их приспособление к буржуазным отношениям. Изменяется и соотношение и значение отдельных правовых источников. В большинстве европейских стран постепенно все большее влияние приобретают нормативные правовые акты.