Какое общее название имеют науки о природе? Откуда произошло название науки «физика»

Актуальное понимание термина "наука" соотносит его с моралью, идеологией, правом, религией, искусством и так далее в качестве одного из компонентов духовной культуры человечества.

Что такое наука?

Наукой называется некая система упорядоченных знаний об обществе, природе, человеке, также это уникальный вид производства духовного порядка, который направлен на полноценное обеспечение знаниями, их усовершенствование и хранение.

Кроме вышеперечисленного, наука - это комплекс в пределах которых происходит упомянутое производство.

Если быть точным в определении науки, то она в качестве культурного явления возникла в семнадцатом веке и дала шанс проверять правдивость открытых знаний опытным путем. Наука твердо связана с обществом. Она не может получить толчок для возникновения или развития вне социума. А вот общество нынешнего дня не может полноценно функционировать без нее, потому как основные виды науки направлены на удовлетворение нужд во всех аспектах человеческого существования, а также служат мощным фактором развития социума. Базируясь на знании о законах работы и развития объектов в ее поле рассмотрения, наука строит прогноз дальнейшего существования этих объектов для освоения окружающей действительности на практике.

Научное познание. Парадигма

Научное познание управляется конкретными нормами и идеалами научной деятельности, в которые включены некие подходы, установки, принципы, выработанные учеными на определенных стадиях развития научной действительности. Они меняются с течением времени, как, к примеру, произошел переход от понимания физики Исааком Ньютоном к взглядам Альберта Эйнштейна. Комплекс норм и идеалов научного познания, превалирующих на конкретной стадии развития, называется "стиль научного мышления".

Историк науки из США Т.Кун работал над анализом характера, с которым развивались научные знания. Он конкретизировал периоды, во время которых наука имеет постепенное развитие, факты накапливаются посредством множества доказанных теорий в границах ранее возникших теорий. Это некое состояние науки, развитие которой базируется на установленных в научном кругу нормах, установках и правилах, Кун детерминировал как парадигму.

Пока разные виды наук получают новые витки развития в пределах конкретной парадигмы, происходит накопление фактов, которые выходят за границы уже имеющихся теорий. Наступает момент, когда необходимо изменить базис научного знания, методологические установки, принципы для объяснения новообретенных фактов. Таким образом, происходит изменение научной парадигмы, что Кун именует научной революцией.

Научная картина мира

Упомянутый процесс неизбежно ведет к переменам в научной картине мира, то есть комплексной системе принципов и понятий касательно закономерностей и общих характеристик окружающего мира. Существует общенаучная картина мира, в которую входят представления о всех аспектах действительности, о природе, обществе и непосредственно познании, и естественно-научная картина мира. Она зависит от предмета познания, к которому относится. Таким образом, такая картина мира может быть физической, химической, астрономической, биологической и так далее. В центре общенаучной картины мира находится картина мира лидирующей (на актуальной стадии развития науки) области научного знания.

Любая картина мира базируется на конкретных фундаментальных теориях. С развитием познания и практики они сменяют одна другую. К примеру, естественно-научная и физическая модель основывалась в семнадцатом веке на классической механике и называлась, соответственно, классической, затем в двадцатом веке - на электродинамике, теории относительности и квантовой механике и именовалась неклассической картиной мира. Сегодня она базируется на синергетике и считается пост-неклассической. Научные картины мира служат эвристической основой для выстраивания фундаментальных теорий. Они переплетаются с мировоззрением, это один из важнейших ресурсов его формирования.

Классификация наук вызывает споры в научном сообществе. Это важная и сложная проблема. Система настолько разветвлена, что все многообразные и многочисленные исследования, которые можно различать по предмету, объекту, степени фундаментальности, методу, сфере применения и так далее, невозможно классифицировать на одном основании. Обобщенно можно перечислить такие группы: технические, естественные, социальные или общественные и гуманитарные.

Естественные виды наук:

    о космосе в общем, его строении и процессах развития: космология, астрономия, астрофизика, космогония, космохимия и другие;

    о земле, то есть геофизика, геохимия, геология и другие;

    о системах и процессах физики, биологии, химии, формах, согласно которых происходит движение материи;

    о человеке в его биологическом аспекте, происхождении и развитии организма, к примеру, это анатомия.

Технические науки как базис имеют естественные науки. Предметом их изучения являются различные аспекты и ветви развития техники. Это радиотехника, теплотехника, электротехника и прочие.

Социальные или общественные виды наук имеют разветвленную внутреннюю систему. Предметом изучения соцнаук является общество. Среди них социология, политология, экономика, юриспруденция и другие. Виды экономических наук, в частности, имеют свою иерархию, как и многие из наук этой категории.

Гуманитарные науки изучают духовный мир индивида, его место в окружающем мире и обществе, среди людей. Это психология, педагогика, конфликтология и другие.

Смежные позиции

Некоторые отдельные науки могут образовывать звенья связи между категориями, соприкасаться с разными группами. Это медицина, эргономика, инженерная психология, экология и другие. Стоит обратить внимание, что особенно небольшую грань образуют виды социальных наук и гуманитарных. К таким граничным наукам относятся история, эстетика, этика и так далее.

В системе наук уникальная позиция занята математикой, философией, кибернетикой, информатикой и тому подобными. Эти виды наук имеют общий характер, поэтому ими руководствуются во всех исследованиях.

Наука на пути ее развития из одиночного занятия становится уникальной, в некотором роде, самостоятельной формой сознания социума и аспектом человеческой деятельности. Она является продуктом долгого процесса развития культуры и цивилизации человека. Это отдельно стоящий общественный организм с особыми типами взаимодействия, разделения и управления отдельными процессами научной деятельности.

Функции науки

Постоянно возрастающее значение науки в сегодняшнем научно-техническом мире не опровергнуть. Ее функции объясняют ее роль:

    гносеологическая, то есть наука помогает познать окружающий мир;

    мировоззренческая, наука еще и дает объяснение действительности;

    преобразующая. Основные виды науки - это ключ к развитию общества, она служит основой процессам нынешнего производства и открытия новых способов осуществления чего-либо, передовых технологий, таким образом, значительно увеличивая потенциал общества.

Таким образом, однозначно классифицировать все виды науки сложно. Но можно разделить ее на несколько групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Наука - это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая - индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, - получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом - духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама ;
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

Наука как институт общества

Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.

Кадры

Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука - это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук - это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа

Наука как результат

Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука - это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука - это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.

Свойства науки как результата

  1. Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается.
  2. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
  3. Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
  • описательная (накопление и сбор фактов, данных);
  • объяснительная - объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
  • нормативная, или предписывающая - ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
  • обобщающая - формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
  • предсказательная - знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек - это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные в науке недостижима, это цель метафизики.

Роль науки в современном обществе

В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной мира человеком. В основе - сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

  • нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
  • нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
  • требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
  • обязанность ученого - обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Этическая сторона науки

Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.

Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович

Откуда произошло название науки «физика»?

Название «физика» происходит от греческого слова physis – природа. Первоначально, в эпоху античной культуры наука не была расчлененной и охватывала всю совокупность знаний о природных явлениях. По мере дифференциации знаний и методов исследования из общей науки о природе выделились отдельные науки, в том числе и физика.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Физика Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок. Эрнест Резерфорд Существует лишь то, что можно измерить. Макс Планк Когда видишь уравнение E = mc2, становится стыдно за свою болтливость. Станислав Ежи Лец Эйнштейн объяснял мне свою теорию каждый день, и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Откуда произошло название «химия»? Многие исследователи полагают, что слово «химия» происходит от старинного наименования Египта – Хемия (греч. Chemia, встречается у Плутарха), которое производится от «хем» или «хаме» («черный») и означает «наука черной земли» (Египта),

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Откуда произошло слово «местничество»? В настоящее время под этим словом мы понимаем соблюдение узкоместных интересов, наносящих ущерб общему делу. Однако в Русском государстве XV–XVII веков термином «местничество» обозначалась система феодальной иерархии. Понятие

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Откуда произошло название женского купальника бикини? Очень открытый женский купальный костюм, состоящий из узкого бюстгальтера и плавок, получил свое название по названию атолла (кораллового острова) Бикини в Тихом океане, отличающегося жарким климатом, при котором

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Что означает и откуда произошло название «белладонна»? Латинское название (belladonna) этого ядовитого травянистого растения в переводе на русский язык означает «прекрасная дама», «красавица». Дело в том, что белладонна содержит атропин (потому ботаники именуют растение Atropa

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Откуда появилось название «сенная лихорадка»? «Сенная лихорадка» – это термин, используемый для обозначения сезонных аллергических реакций. Это острый аллергический ринит и конъюнктивит, относится к группе поллинозов. Поллиноз – возможно, более правильный термин для

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Откуда пошло название Милтон-Кинз? Нет, это не комбинация (как наивно считают многие) двух имен – поэта Джона Мильтона (1608–1674) и экономиста Джона Мэйнарда Кинза (1883–1946). Милтон-Кинз (англ. Milton Keynes) построен вокруг деревушки, название которой восходит еще к XIII

Из книги Горизонты оружия автора Лещенко Владимир

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Откуда произошло слово «фреска»? Живопись на стене так и называется настенной живописью. Если же рисунок наносится на сырую невысохшую штукатурку разведенными на воде красками, то это фреска - одна из техник стенных росписей.Благодаря стенным росписям декоративное

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

9. Откуда взялось название? Докладчик:Общеизвестно и распространено по сию пору мнение, что слово «амазонки» происходит от греческого «а мазон», в буквальном переводе «безгрудые». Якобы в племенах воительниц девочкам выжигали правую грудь, дабы она не мешала натягивать

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Откуда у России такое название? Наша страна раскинулась сразу в двух частях света: в Европе, до Уральских гор, и в Азии, от Урала до Тихого океана. Огромная площадь, разнообразный климат, территория, простирающаяся от северных тундр до полупустынь, природные богатства,

Из книги автора

Откуда такое название у морской свинки? В происхождении названия морской свинки много непонятного. Во-первых, это животное не имеет никакого отношения к морю. Даже их древние предки никогда в море не жили. Морских свинок впервые стали разводить древние инки на территории

Из книги автора

Откуда произошло название «славяне»? Уже около двух тысяч лет тому назад античным историкам было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.Это и были предки современных славянских народов. По их

Из книги автора

Откуда пошло название «Русь»? До середины IX века на обширном пространстве от нынешнего Новгорода до Киева, направо и налево по Днепру, жили отдельно друг от друга различные племена. Как указывается в разных летописях, они пришли сюда с Дуная и Карпат, и поселившиеся на

Из книги автора

Откуда пошло название «кремль»? Слово «кремль» пришло к нам из глубины столетий. И название это имеет отношение не только к Московскому Кремлю, который является политическим символом Российского государства. Если кому-то из вас доводилось бывать в Новгороде, Пскове,

Еще будучи школьницей я думала: зачем мне это естествознание? Разве я не отличаю дубовый лист от кленового, березу от калины? Но изучать науки о природе важно! Хотя бы для того, чтобы знать, из какой травки заварить чай, когда на отдыхе вдруг заболел живот.

Науки о природе объединены в три группы

Наук о природе сегодня очень много. Они пытаются изучить и понять мир вокруг нас. По-моему, их можно объединить в три группы:

  • физические науки;
  • геологические науки;
  • биологические науки.

Все это естественные науки. Первая группа изучает неживые природные объекты, а также законы, которые ими управляют. Сюда относятся физика, химия, астрономия.

В физике ученые пытаются изучать Вселенную, набор основных законов, которые объясняют маленькие и самые большие вещи.

В химии изучают состав, строение, изменения и свойства веществ, руководствуясь химическими связями и реакциями. Очень мне нравились эксперименты на уроках химии. Когда в пробирках что-то булькало, меняло цвет и даже взрывалось. Главное, не переусердствовать. Потому что можно и школу подорвать.

В астрономии изучают небесные тела. Происхождение планеты, на которой мы живем. Другие планеты, звезды, кометы и целые галактики. А вы знаете, что, когда мы смотрим на звезды, видим далекое-далекое прошлое?


Углубление в недра

Геологические науки заставляют нас углубляться в недра. Изучают происхождение и строение Земли, геосфер, которые ее составляют. Я убеждена, если хорошо изучить геологические науки, то можно и золото нарыть.

Эта группа включает в себя геологию, океанографию, минералогию, геодинамику, палеонтологию. Самая интересная из них, по-моему, палеонтология. Она изучает жизнь, которая была на нашей планете в доисторические периоды. Все эти скелеты динозавров, кости мамонтов меня всегда восхищают.


Кто живет на нашей планете

Биологические науки исследуют живые существа. Их строение, происхождение, эволюцию, функции. Только во время школьного обучения учащиеся знакомятся почти с двадцатью биологическими науками. Не уверена, что надо аж столько много, но с радостью посидела бы снова на уроках, чтобы узнать что-то интересное. Послушайте только сами названия: лихенология, микология, цитология, гистология. Учиться и учиться!

Многие науки между собой объединяются, чтобы лучше исследовать то или иное явление. Так возникают астрофизика, биофизика, геохимия, биохимия, астрохимия и другие.

Использование названия «аналитическая химия» имеет огромную историю; термин принятый, давно укоренившийся, привычный, для многих любимый. И в то же время многие считают, что этот термин приносит сейчас значительный ущерб аналитикам и всей области знания. Дело в том, что ключевым в данном названии является слово «химия». Это обстоятельство вкупе с историей нашей науки, которая была в основном химической, стимулирует узкое, смещенное, не отвечающее современному положению вещей понимание науки о химическом анализе, отвращает от этой науки многих специалистов и целые их сообщества, занимающиеся анализом. Неистребимо желание, да и традиция связывать с аналитической химией только сугубо химическое, классическое - бюретки и пипетки, в лучшем случае фотометрию и электрохимические методы. Слов «химия» и «аналитическая химия» нередко боятся аналитики-ядерщики, лазерщики, специалисты по ЭПР, иногда обычные спектроскописты или специалисты по анализу поверхности. Слов «аналитическая химия» подчас чураются масс-спектрометристы и даже хроматографисты, которые нередко причисляют себя то к физикохи-микам, то к органикам. А это не только препятствует внутринаучным контактам, но и ведет к пренебрежительному отношению к нашей науке как к изучающей лишь классические методы, устаревшей, постепенно теряющей практическое применение. Ведь контрольно-аналитические лаборатории мало-помалу отказываются от классических методов! Конечно, многое проистекает от незнания, неосведомленности о современном содержании аналитической химии. Незнание преодолевается знанием, однако малозаметно, чтобы в этом деле мы сильно продвигались вперед. Доказательства того, что термин «аналитическая химия» сейчас является тормозом, можно легко продолжить. Это понято многими и давно. Более того, в течение многих лет делаются попытки выйти из положения.

Наметились два пути. Первый, принятый в США, заключается в том, чтобы добиться повсеместного нового понимания термина «аналитическая химия» и сохранить его. Термин старый, наполнение новое. Частично это удалось, если не в обществе в целом, то во всяком случае среди всех тех, кто занимается химическим анализом. Этому способствуют, в частности, ежегодные крупные конференции по аналитической химии типа Питсбургской, на которые собираются специалисты всех мастей, связанные с анализом. С обществом в целом дело хуже, коллеги-американцы, как и мы, Часто жалуются, что их не понимают, а значит, и не всегда принимают даже химики других направлений. Второй путь - изменение названия, но не сразу, а постепенно, методом вытеснения. Кстати, и в США иногда встают на этот путь. Получило хождение -Название «аналитические науки», особенно в Японии: «аnа1уticа1 sciences по аналогии с « live sciences» или «еаrth sciences». В 1991 г состоялся крупный конгресс по «аналитическим наукам», с 1985 г выходит журнал «Аnа1уticа1 Sciences». В Германии давно и широкоиспользуется термин «Апа1уtik», что можно перевести как «аналитика». Нашло применение также латинское слово «аnа1уtiса», оно присутствует в названиях нескольких американских фирм и мюнхенских выставок аналитического оборудования. В нашей стране вносились предложения о терминах «химическая метрология» и «аналитика», причем последний получил очень широкое хождение и не только в качестве элемента студенческого сленга. Предлагалось также вьщелять внутри единой науки «аналитики» две ее основные составные части - химическую аналитику и физическую аналитику (либо аналитическую химию и аналитическую физику). Однако эти предложения встречают гораздо больше возражений, чем термин «аналитика». Поскольку договориться о повсеместном введении какого-то нового термина, по-видимому, не удастся, а использование только привычного термина «аналитическая химия» будет, похоже, и дальше ухудшать положение этой науки, лучшим способом действий является свобода в использовании терминов «аналитическая химия» и «аналитика», трактовка их как синонимов. Большинство российских аналитиков теперь так и поступает.