Основные положения фз о личном подсобном хозяйстве. Закон рф о личном подсобном хозяйстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Здравствуйте, Лада!

Читала в новой редакции закона об ЛПХ что введен предельный максимальный размер участка для ЛПХ (до 50 соток), если больше нужно регистрировать ИП или фермерство. А если размер участка для ЛПХ (до 50 соток), если больше нужно регистрировать ИП или фермерство. А если участок около 1 га в деревне, по документам назначение для ведения личного подсобного хозяйства, а это просто дача - газоны, сад, клумбы? Попадает это под действие правил о предельном размере участка для ЛПХ или как?
Лада, М
В ФЗ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» с изменениями и дополнениями от 2011 г. (позденее изм. и доп. не было) подобного требования не содержит. Прежняя редакция закона об ЛПХ (до 2011 г.) предусматривала санкции за превышение пределтных размеров зем. участка под ЛПХ:
. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Однако!!! Федеральным законом от 21 июня 2011 г. N 147-ФЗ«О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона „О личном подсобном хозяйстве“ данное требование отменено!!! Теперь даже если Ваш участок превышает норму, то Закон Вас не обязывает регистрироваться в качестве ИП и не требуется регистрация фермерского хозяйства. Ваш участок даже предельные размеры не превышает.

Но, обратите внимание, что не требуется регистрировать в качестве предпринимателя и не требуется регистрация фермерского хозяйства, если Вы ведете хозяйство для личных нужд.

Ст. 23 ГК РФ
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1.Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства,не является предпринимательской деятельностью. Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.
Согласно ЗАКОНУ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 30 июня 2004 года N 456-ЗТО
»О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливаетсяравным 1 га .
Закон о фермерском хозяйстве от 11.06.2003 г
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. законов Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2, от 18.05.2012 N 1301 ВХ-1, от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Настоящий Закон направлен на повышение роли личных подсобных хозяйств граждан в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, регулирует отношения, связанные с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, на территории Республики Тыва, определяет виды, формы поддержки личных подсобных хозяйств органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, которые регулируются другим нормативным правовым актом.

(в ред. )

Статья 1. Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, на территории Республики Тыва осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" , другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва , настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Тыва и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Закона Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

5. Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства на территории Республики Тыва имеют дееспособные граждане Российской Федерации, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ведение личного подсобного хозяйства на территории Республики Тыва на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.

3. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

4 - 5. Утратили силу. - Закон Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ .

6. Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

(часть первая в ред. Закона Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.

(часть 5 в ред. Закона Республики Тыва от 18.05.2012 N 1301 ВХ-1)

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

(в ред. Закона Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Тыва осуществляют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Личные подсобные хозяйства имеют равные с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями права на меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Тыва и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Тыва и бюджетов муниципальных образований, а также на приобретение техники и племенного скота по лизингу.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Тыва в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств граждан в рамках программ социально-экономического развития сельских поселений, могут также осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов государственную поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по следующим направлениям:

осуществление закупки продукции животноводства и растениеводства, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан, через систему республиканского и муниципального заказа;

выделение пастбищных и сенокосных угодий в установленном земельным законодательством порядке;

оказание зооветеринарных, агрохимических, инженерно-технических и информационно-консультационных услуг;

устранение последствий чрезвычайных ситуаций;

создание муниципальных заготовительных организаций, принимающих на договорных началах произведенную в личных подсобных хозяйствах граждан сельскохозяйственную продукцию для ее переработки, хранения и реализации.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

(в ред. Закона Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2)

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птиц и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в Республике Тыва, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства в Республике Тыва прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.ООРЖАК

Сегодня мы предлагаем читателю поговорить о явлении, широко распространенном на территории России и именуемым личным подсобным хозяйством. О чем пойдет речь? Что конкретно подразумевает под собой данное понятие? Идет ли в данном случае разговор о фермерском (крестьянском) хозяйстве, подразумевающем относительно масштабное землевладение с соответствующим оборотом, или подразумевается всего-навсего скромный приусадебный огород, способный прокормить лишь собственного владельца с домочадцами? Давайте разбираться.

Если вы располагаете рядом с домом огородом или небольшим участком земли, где выращиваете немного овощей и держите скот в количестве нескольких единиц, возможно, расширять хозяйство вы не планируете. Но в случае образования излишков выращенного и произведенного, потребить которые самостоятельно не сможете, вы планируете их продать. Будет ли подобная выручка относиться к разряду дохода, получаемого от предпринимательской деятельности? Что на этот счет говорят нормы права?

ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Подобная деятельность регулируется законом. А именно - 112 ФЗ РФ под названием "О личном подсобном хозяйстве", вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ - это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.

Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.

Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, - это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).

На каких земельных участках возможна организация ЛПХ?

Таковых существует только две категории. Первая из них - земельные участки для личного подсобного хозяйства в черте поселения, то есть приусадебные. Вторая - земельные участки за чертой поселения (полевые). На приусадебных участках производится сельхозпродукция, а также возводятся жилые дома, здания и сооружения бытового, производственного и т. п. назначения. Земельный участок со статусом полевого может быть использован лишь под производство сельхозпродукции без права строительства на нем каких-либо зданий.

Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?

Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.

Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на "лишний" земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант - в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.

Можно ли горожанину получить землю в селе с целью организации ЛПХ?

Если вы проживаете в городе, то имеете право на получение участка под ЛПХ. Но лишь в том случае, когда зарегистрированы на постоянной основе в данном городском поселении. Участок, находящийся в муниципальной либо государственной собственности, будет предоставлен вам лишь в случае наличия свободных земель.

Учет ЛПХ

Все ЛПХ учитываются администрациями поселений и городских округов в своих похозяйственных книгах. Ведутся эти книги согласно информации, которую на добровольной основе предоставляет ведущий ЛПХ гражданин:

  1. Кто его ведет - Ф. И. О., дата рождения того гражданина, кому участок предоставлен либо кем он приобретен с целью ведения ЛПХ.
  2. Данные (Ф. И. О., даты рождения) тех, кто совместно с ним участвует в ведении ЛПХ (проживающих либо просто членов семьи).
  3. Площадь участка, занятого под ЛПХ. На каких землях - посевы и посадки сельхозкультур, на каких - ягодные либо плодовые насаждения.
  4. Количество скота, сельскохозяйственных животных, птиц и пчел.
  5. Какое имущество имеется в распоряжении ЛПХ. Речь идет об оборудовании, сельскохозяйственной технике, транспортных средствах, которые на праве личной собственности или ином принадлежат ведущему ЛПХ гражданину.

Какие налоги предстоит уплатить ведущему ЛПК

Статья номер 217 Налогового кодекса гласит, что доход налогоплательщика, который получен от продажи выращенного в расположенных на территории РФ ЛПХ скота, птицы (в живом виде, в форме их продуктов либо убоя - в сыром, а также переработанном виде), кроме того - продукции растение- и животноводства, пчеловодства и цветоводства (также в натуральной либо переработанной форме) не подлежит обложению НДФЛ. Ведение ЛПХ - это форма (как уже упоминалось) непредпринимательской деятельности. То есть гражданам, организовавшим такое хозяйство, не предстоит платить:

НДС (плательщики его - ИП и организации);

Налог на прибыль;

А также налог на имущество (это не относится к недвижимости, технике и автотранспортным средствам).

Кроме того, не ему "не грозят" отчисления с зарплаты сотрудников, которые чаще всего являются членами семьи.

А что же придется платить владельцам ЛПХ? Ими обязательно должен быть уплачен земельный налог. Также облагается сельскохозяйственная техника и недвижимость.

Поговорим о реализации продукции ЛПХ

До начала продажи выращенной в собственном ЛПХ продукции следует взять справку в местной администрации (у главы сельского поселения) о том, что выращенная и реализуемая вами продукция произведена именно там - в вашем ЛПХ. Это гарантирует вам освобождение от налогов.

Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы - куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.

Другая ситуация - вы планируете сдать это мясо, например, в колбасный цех. При этом будет составлен торгово-закупочный акт с указанием ваших паспортных данных и ИНН (не забудьте запастись копиями данных документов для предоставления покупателю продукции). Обязательным приложением торгово-закупочного акта служит вышеназванная справка о реализации продукции, выращенной в вашем ЛПХ.

О возможных недоразумениях

Законодательством определено, что покупатель не имеет права удержать с вас НДФЛ и не должен подавать соответствующую справку на вас в налоговую инспекцию. Но порой из-за слабого знания юридических тонкостей приобретающий продукцию может все же подать на вас информацию в налоговые органы о полученном доходе.

В этом случае в начале следующего календарного года вам придет извещение о полученном по результатам истекшего года доходе и неоплаченном налоге. Тогда вам предстоит нанести визит в налоговую инспекцию с дачей устных либо письменных пояснений о характере произведенной сделки. Никакие декларации при этом не требуются и сам налог уплачивать, как было уже упомянуто, не предстоит.

Что еще следует знать владельцу ЛПХ

В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется - она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь.

Отсюда вывод - если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости - в виде организации ЛПХ - может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее - отсутствие регистрации и налогообложения.

При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях - контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм.

Какое имущество используется для ведения ЛПХ?

В шестой статье ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" говорится о том, что использовать в нем возможно приобретенный либо предоставленный с данной целью участок земли, дом жилого назначения, а также прочие здания, сооружения бытового либо производственного характера, включая теплицы. К числу такого имущества относится также все поголовье сельскохозяйственных животных, птицы и пчелы, совокупность сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, транспортных средств и т. п.

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того - технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также - ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.

Что еще влияет на развитие ЛПХ

Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.

Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.

Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.

О чем необходимо помнить желающим организовать ЛПХ

Как уже было указано, по закону строиться на землях сельхозназначения не разрешается. То есть если вы планируете постройку жилого дома или иных сооружений, ваше ЛПХ обязано быть в границах поселения. При этом следует учитывать, что аренда за гектар земли в его границах стоит на порядок больше, чем за чертой поселения.

В случае же получения статуса фермера (то есть образования фермерского хозяйства) гражданин обязан зарегистрироваться как предприниматель со всеми вытекающими трудностями и последствиями - ведением баланса, отчетности, что в разы усложняет процедуру хозяйствования на земельном участке и многих отпугнет от данного занятия.

Другой вариант для желающих вести застройку на земле ЛПХ - добиваться перевода полевого участка в категорию земель поселения. Необходимо помнить при этом, что земля, используемая не по целевому назначению, может быть по закону изъята.

Например, в городском округе «город Волжский» (Волгоградская область) для ведения ЛПХ установлен минимальный размер земельного участка 0,1 га, максимальный — 0,5 га. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно, установлен 0,25 га (Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 г.);в) принятие документов территориального планирования и градостроительного зонирования (главы 3, 4 ГрадК РФ). Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования (для муниципального района) и генеральные планы (для городских округов и поселений).

An error occurred.

Таким образом, права собственников земельных участков, на которых ведется ЛПХ, могут быть правомерно ограничены в общественных интересах;д) осуществление муниципального контроля за соблюдением гражданами, ведущими ЛПХ, требований земельного и аграрного законодательства (ст. 5 комментируемого Закона, ст. 72 ЗК РФ);е) учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах;ж) осуществление мер поддержки личных подсобных хозяйств за счет средств местного бюджета.Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйстваКомментарий к статье 21.


Как следует из п. 1 комментируемой статьи, личное подсобное хозяйство обладает рядом признаков, позволяющих отличать данную форму деятельности от всех остальных. Первый признак характеризует ЛПХ как форму непредпринимательской деятельности.
Как следует из п. 1 ст.

Закон рф о личном подсобном хозяйстве

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

  • Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
  • (п.
    5 в ред. Федерального закона от 21.06.2011 N 147-ФЗ)
  1. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Личное подсобное хозяйство

Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

  • Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
  • Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
  • Статья 3.

112 закон «о личном подсобном хозяйстве»

Во-первых, следует выделить Земельный кодекс РФ, определяющий порядок предоставления земельных участков для ведения ЛПХ, прекращения прав на них, права и обязанности граждан — правообладателей земельных участков ЛПХ, вопросы защиты их прав на землю и т.д., а также комментируемый Закон. Кроме того, следует отметить Закон о землеустройстве и Закон о государственном кадастре недвижимости.Во-вторых, ГК РФ регулирует договорные отношения граждан, ведущих ЛПХ, с третьими лицами (договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, дарения и т.д.), вопросы собственности и иных прав на имущество, а часть третья ГК РФ содержит нормы о наследовании различных видов имущества, входящего в состав ЛПХ.
Государственная регистрация прав на земельные участки, предназначенные для ведения ЛПХ, осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость.
ЛПХ по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на предоставленном и (или) приобретенном для этих целей земельном участке.В различные исторические периоды (даже в ходе продолжающейся правовой реформы) законодатель преследовал различные цели и задачи в области развития ЛПХ.В настоящий момент отношения с участием ЛПХ регулируют законы и иные правовые акты, принимаемые органами публичной власти различных уровней: федеральными органами, органами власти субъектов РФ (краев, областей, республик и т.д.), органами местного самоуправления (муниципальных районов, поселений, городских округов).Наибольшую юридическую силу имеют нормы Конституции РФ, которые, хотя и не упоминают напрямую особенностей ведения ЛПХ, закладывают правовую основу для регулирования земельных и аграрных отношений на всех уровнях власти. К числу таких норм следует отнести, во-первых, ст.

Закон о личном подсобном хозяйстве 2017 с комментариями

Данный перечень не может рассматриваться как исчерпывающий.Существующая обширная практика принятия законов субъектов РФ о ЛПХ позволяет сделать вывод о том, что свои полномочия в данной сфере субъекты РФ реализуют двояко: посредством принятия базовых законов о ЛПХ, а также посредством принятия законов по отдельным вопросам деятельности ЛПХ. Примером законов первой группы может служить Закон Оренбургской области от 16 июня 2004 г.


«О личном подсобном хозяйстве».В качестве примера второго направления регионального нормотворчества следует выделить Закон Волгоградской области от 17 ноября 2004 г. N 957-ОД «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Волгоградской области», Закон Кемеровской области от 23 декабря 2005 г. N 153-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 23 декабря 2003 г.

При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей. Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства 1.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). 2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
3.

Закон о личном подсобном хозяйстве 2016 с комментариями

На этот счет в юридической науке существует достаточно много противоположных точек зрения, но официальное (нормативное) решение данного вопроса пока отсутствует. По мнению авторов, аграрное законодательство должно быть прямо отнесено к предметам исключительного ведения субъектов РФ (ст.

73 Конституции РФ). Такое решение означало бы (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ), что по предметам исключительного ведения субъекта РФ при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.2. Наряду с Конституцией РФ, отношения в сфере ведения ЛПХ регулирует ряд федеральных законов.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. 3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства 1.

    Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

  • Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
  • Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
  • Утратил силу.

    Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

  • Статья 4.

Внимание

Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.


Инфо

Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.


4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. 5.