Кому принадлежит высказывание государство. Наиболее существенная кодификация римского права. «Государство — это я», мы, все

Государство - это организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права.

Это одно из многих определений, которые люди дают слову "государство". Я выбрал его за краткость и связь с изучаемым нами предметом - правом. По традиции позже я дам более длинное и научное определение, но для начала пусть будет такое.

Сегодня в мире существует 194 официально признанных государства. Официально признанных - значит, их признали большинство других государств. Самое молодое - Южный Судан, который появился на карте мира в 2011 г. Также существует с десяток непризнанных или частично признанных государств: Тайвань, Приднестровье, Косово, Сомалилэнд, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Донецкая Народная Республика (ДНР), Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) и другие.

Государство чем-то похоже на юридическое лицо. Можно сказать, что это тоже фикция - субъект, который нельзя потрогать или увидеть и который существует только на бумаге и в сознании людей. Оно возникает, когда группа людей на определённой территории решает, что у них появилось своё государство. И пока они верят, что это государство есть, и действуют, исходя из этой установки, данное государство существует.

У государства, как и у юрлица, есть свои работники - президент, депутаты парламента, судьи, чиновники. Они принимают законы, выносят судебные решения, охраняют границы, задерживают правонарушителей, продают и покупают государственное имущество. Но всё это они делают от имени государства, и получается, что одновременно само государство принимает законы, заключает сделки и делает много чего ещё.

Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

Понятие "государство" иногда отождествляют со словом "страна". В ряде случаев эти слова действительно выступают как синонимы. Но каждое имеет свой оттенок: страной обычно называют определённую территорию с населением, а государством - организацию, которая управляет этой территорией и этим населением. Эти понятия иногда смешивают, а иногда наоборот - противопоставляют: "Я так люблю свою страну и ненавижу государство" (рок-группа Lumen).

Признаки государства

В современной юридической науке государство определяют через его признаки. Соответственно, научное определение государства выглядит так: государство - это организация, обладающая следующими признаками:
- руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним;
- специальный аппарат управления и принуждения;
- территория;
- население;
- суверенитет;
- общеобязательный характер актов государства (законов, судебных решений и др.);
- монополия на легитимное насилие;
- наличие государственной казны и налогов
.

Руководство, отделённое от основной массы населения и обладающее властью над этим населением - важнейший признак государства . В первобытном мире такого руководства не было. Люди просто выбирали в вожди умного и опытного человека, который выполнял свои основные обязанности, но одновременно решал споры и конфликты. Люди не обязаны были подчиняться вождю и могли в любой момент сместить его. Такой человек обладал властью не больше, чем главарь дворовой шайки или руководитель группы походников-альпинистов - все подчиняются им до тех пор, пока считают нужным. Но в современном государстве есть один или множество лидеров, чьи указания все должны исполнять. Иногда существует процедура, по которой люди могут поменять неугодных им лидеров, а иногда нет - и тогда население вынуждено либо подчиняться, либо поднимать восстание. Иногда признак "руководство, отделённое от основной массы населения..." в научной литературе называют "наличием публичной власти ".

Специальный аппарат (механизм) управления и принуждения - это государственные органы, при помощи которых руководство управляет обществом. Ведь недостаточно просто отдать приказ - надо чтобы люди правильно выполняли его и боялись нарушать. Поэтому государство создаёт отдельные организации с особыми полномочиями - государственные органы (госорганы). Министерства, ведомства, прокуратура, суды, полиция - всё это государственные органы. Все вместе они образуют тот самый "государственный аппарат управления и принуждения", который также иногда называют "государственным механизмом" или "государственным аппаратом".

С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношениях с другими государствами. Подробнее про суверенитет я расскажу позже.

Общеобязательный характер актов государства - с этим, надеюсь, тоже всё понятно. Только государство может устанавливать обязательные для всех законы, подзаконные акты и судебные решения.

Словосочетание "монополия на легитимное насилие " звучит страшновато. На деле это всего лишь право принуждать граждан исполнять принятые государством решения. Ведь в каком-то смысле любая ситуация, когда человека заставляют делать то, чего он не хочет, - это насилие. Многие люди не хотят платить налоги, служить в армии, садиться в тюрьму за преступление. Принуждать их к этому может только государство, и больше никто. Никакой человек без соответствующих полномочий не может сам заключить человека в тюрьму, даже если тот совершил преступление. Это функция специальных людей: государство назначает их и даёт им инструкции, оборудование и здания. Слово "легитимный" означает "правомочный, общепризнанный, законный" - то есть жители страны признают такое насилие правильным и допустимым.

Наличие государственной казны и налогов - необходимый признак государства, потому что на содержание этой организации нужны деньги. Те, кто работает на государство, должны получать зарплату, а также иметь рабочие места, автомобили, компьютеры и другие вещи. Чтобы образовалась казна, со всех граждан и организаций на территории государства взимают периодические фиксированные платежи - налоги.

Есть ещё факультативные признаки государства : символика (флаг, герб, гимн); государственный язык; денежная единица; армия; международное признание. Эти признаки называют факультативными, потому что государство может существовать и без них. Некоторые государства не имеют армии (например, Исландия или Андорра), некоторые используют чужую валюту (например, Зимбабве - доллары США, Черногория - евро). Но большинство всё-таки обладает этими факультативными признаками.

Ещё один факультативный признак государства - наличие конституции. Говоря об источниках права, я уже упоминал о российской Конституции, но аналогичные документы есть и у других государств. Конституция - это документ, где указаны принципы, на которых основано государство, его составные части, органы власти и главные правовые нормы. Для любого государства Конституция - это своеобразная инструкция по сборке и эксплуатации. Обычно её принимают всенародным голосованием, а вся правовая система основана на этом документе. Впрочем, есть государства без конституции, например, Великобритания, Швеция, Израиль.

Суверенитет

Суверенитет - одно из самых противоречивых и неоднозначных понятий в политической и правовой науке. Слово это имеет много смыслов и встречается в разных словосочетаниях. Многие видели выражения "суверен", "государственный суверенитет" и "народный суверенитет", но не до конца представляют, что это такое.

В России в последнее время часто смешивают понятия "суверенитет" и "независимость". На самом деле, термин "суверенитет" ближе по смыслу к понятию "власть".

Самое простое определение этого слова: суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти . Поясню значение каждого из элементов этого определения.

1) Верховенство государственной власти . Это означает, что власть государства на его территории - выше любой другой власти. Никто не может отменять действие официально существующих законов или устанавливать свои законы внутри государственных границ. Скажем, если какое-то государство X оккупировало часть территории государства Y, и на оккупированной территории все подчиняются государству X, это значит, что суверенитет государства Y не распространяется на оккупированную территорию. Если в государстве Z террористы, мафия, религиозная секта или другая организация установили контроль над некой территорией и фактически ввели там свои правила и законы, это значит, что суверенитет государства Z не распространяется на данную территорию.

Также верховенство государственной власти означает, что государство вправе вмешаться в любую ситуацию: в споры между мужем и женой, работодателем и работником, детьми и родителями, в религиозные процедуры, традиции, обычаи. Власть работодателя или родителей, политических, религиозных или профсоюзных лидеров, личная жизнь, мораль, религия - все они не значат ничего по сравнению с властью государства.

2) Независимость и самостоятельность государственной власти на международной арене . Государство (точнее - его руководство) само решает, с кем дружить и с кем ссориться, в какие международные организации вступать и с кем заключать международные договоры. Никто не вправе указывать государству, как оно должно вести внешнюю политику - естественно, пока оно не вторгается на территорию другого государства или иным образом причиняет кому-то вред.

3) Единство и полнота государственной власти . Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

Слово "суверенитет" впервые придумал французский философ и юрист Жан Боден (1530-1596 гг.). В его время король по сути отождествлял собой государство - недаром в русском и некоторых других языках слово "государство" происходит от слова "государь" (он же "господарь", он же "господин", он же "господь"). Государство принадлежало королю, как земельный участок принадлежит его собственнику. Король мог делать абсолютно всё в своём государстве: он мог назначить кого угодно на любую должность, принять любой закон и сделать с любым человеком всё, что пожелает. Поэтому Боден предположил, что король имеет абсолютную, постоянную и неделимую власть над своими подданными, подобно тому, как Бог имеет власть над всеми людьми. Тем более, что король по идее получал власть из рук Бога. Сам король был назван "сувереном" (от французского слова souverain - "высший", "верховный"), а его власть - "суверенитетом".

Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа ("народный суверенитет") и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют ("государственный суверенитет"). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

Цитата на эту тему из российской Конституции: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Основная проблема идеи суверенитета - сакрализация государства, т.е. превращение его в предмет поклонения, наделение священными свойствами. В этом есть что-то от религиозного мировоззрения: народ передаёт лидерам государства некую магическую силу - суверенитет, а те должны беречь и охранять его. Из-за этого возникают те же проблемы, что и пятьсот лет назад. Раньше короли и цари считали, что они получают власть из рук Бога, действуют от его имени и поэтому могут делать всё, что захотят. А сегодня нечто похожее может вообразить любой государственный служащий с неокрепшей психикой - от участкового до президента. Человек думает, что получил свою власть из рук народа и государства. Поэтому любого, кто не согласен с его действиями, считает врагом государства и народа, покусившимся на самое святое - суверенитет.

Некоторые юристы предлагают вообще отказаться от понятия суверенитета, полагая, что это никак не навредит современным государствам. Ведь суверенитет в классическом смысле уже давно умер. "Мы же не можем сказать, что Франция не государство, - говорит юрист-международник и правозащитник Владимир Жбанков. - Очевидно, что это государство. Но свою валюту оно не печатает, две трети законодательства Франции так или иначе связаны с правом Европейского Союза... Поэтому говорить о суверенитете в том виде, в каком виде его понимали Боден, Гегель или как его понимает советская наука (которая у нас сейчас преподаётся в вузах под названием "теория государства и права") - о таком суверенитете говорить нельзя. Тут корректнее использовать термин "компетенция" - совокупность предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это то, где мы можем действовать, полномочия - что мы делаем. Этот термин корректнее в юридическом плане, потому что суверенитет связан с сакрализацией власти - как отцовской, божественной и т. д." (Владимир Жбанков "Суверенитет - это ключ к диктатуре").

Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

Для чего нужно государство?

Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

Представим небольшую деревню, где живут несколько сотен человек, занимающихся натуральным хозяйством (то есть каждая семья сама выращивает себе пропитание). Все люди в деревне знакомы друг с другом. Жизнь здесь проста и предсказуема и регулируется небольшим числом правил - достаточно и десяти заповедей. Здесь нет денег и сделок, работодателей и работников, покупателей и продавцов. Если кто-то ведёт себя плохо (например, крадёт чужую вещь или бьёт кого-то), тогда соседи могут просто собраться и наказать его. Если на деревню нападают враги, все жители берутся за оружие и защищают себя. Люди сами управляют всей своей жизнью и могут никому не передавать власть над собой.

После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

Анархисты и марксисты рисуют идеалистическую картину будущего, в котором государство исчезнет, а люди будут добровольно трудиться и хорошо относиться друг к другу. Боюсь, такое вряд ли возможно. Точнее, возможно только в двух случаях: либо мы деградируем до жизни в описанных выше сельскохозяйственных общинах, либо люди изменятся настолько, что каждый станет думать об общем благе больше, чем о своём собственном. "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно", - говорил Джеймс Мэдисон, один из авторов американской Конституции и четвёртый президент США. Может, когда-нибудь это действительно произойдёт, но сегодня, пока люди не ангелы, государство нам всё-таки нужно.

У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их "функциями государства ".

Функции государства делят на внутренние и внешние . Внутренние функции - это то, что государство делает в пределах своих границ, внешние - это то, как государство взаимодействует с другими государствами.

Главные внутренние функции - экономическая, политическая, правовая и социальная.

Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

Экономическая функция государства заключается в том, что его представители стимулируют развитие экономики в оптимальном режиме. Главный способ - Центральный банк печатает в нужном количестве деньги, необходимые людям для обмена одних товаров на другие. Кроме того, чиновники управляют государственными предприятиями или выдают льготные кредиты малому бизнесу, запрещают или разрешают ввоз и вывоз товаров или устанавливают на них таможенные пошлины, увеличивают налоги на одни сферы экономики и уменьшают на другие. В идеале всё это способствует тому, что люди будут производить больше товаров и услуг, активнее обмениваться ими друг с другом или продавать за границу. Благодаря этому будет расти благосостояние и уровень жизни. Если бы государство не выполняло экономическую функцию, людям было бы сложно обменивать одни товары на другие и производить новые товары. Из-за этого постепенно начал бы падать уровень производства, а вслед за ним и уровень жизни.

Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют "социальным государством".

А к внешним относятся следующие функции государства. Первое - это взаимовыгодное сотрудничество с другими странами . В частности, Россия заключает договоры с другими странами по самым разным вопросам и состоит в различных международных организациях. Второе - участие в решении глобальных проблем (нераспространение ядерного оружия, экологический кризис и др.). Третье - обеспечение национальной безопасности . Это охрана госграниц, поддержание армии в боеспособном состоянии и отражение атак других государств. Четвёртое - защита граждан, находящихся за пределами государства . Если с российским гражданином произошла беда за рубежом, он может обратиться в российское консульство, где ему должны оказать помощь. Например, если кто-то из вас потеряет загранпаспорт в чужой стране, в российском консульстве вам должны бесплатно выдать "свидетельство на въезд (возвращение) в РФ" - документ, с которым вы сможете выехать из зарубежной страны и вернуться на родину.

Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной .

Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Т.е. государство принимает те или иные нормы права: кто и сколько налогов должен платить, кого и как наказывать за какие правонарушения, каким образом проводить выборы и референдумы. А организационная форма - это непосредственное управление обществом. Например, когда госслужащие указывают, кто что должен делать в конкретной ситуации, или сами что-то делают: задерживают правонарушителя, взимают штраф, арестовывают имущество.

Разделение властей

Один из важнейших принципов развитого государства - разделение властей. С этим принципом тесно связаны формы правления в разных государствах, о которых я расскажу в следующей заметке. Поэтому лучше сразу разобраться в данной теме.

Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

Позже этот принцип как-то позабыли. В Средние Века повсюду у власти встали императоры, короли и цари - те самые суверены с абсолютной властью, о которых я рассказывал. Они сами принимали законы и назначали всех чиновников и судей. При этом они могли отменить любой закон или судебное решение, и снять с должности любого человека - то есть сохраняли за собой всю полноту власти.

В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

Казалось бы, зачем нужен принцип разделения властей в условиях народовластия? Может быть, достаточно того, что лидер страны не получает власть по наследству, а избирается народом? Например, люди избирают президента - так пусть он и решает, какие законы принимать, как управлять страной и как разрешать правовые споры. А если людям не понравится, то они через определённое время изберут другого президента. Многие, кстати, именно так и воспринимают власть президента - мол, у страны есть руководитель, зачем ещё какая-то Государственная Дума или Конституционный суд.

Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

Во-вторых, отсутствие разделения властей не даёт эффективно принимать решения. Например, чиновники могут попросить президента, чтобы тот приказал судьям не обижать их. После этого большинство споров между гражданами и чиновниками будут решаться в пользу чиновников. То же самое могут попросить следователи и полицейские - и тогда судьи начнут выносить обвинительные приговоры в 99% случаев. А если чиновники ещё и могут влиять на законодательство, то они попросят принять наиболее удобные для них законы - те, которые дают им больше власти и меньше ответственности.

Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. "Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" ("О духе законов" Ш. Монтескьё).

Принцип разделение властей означает, что в стране не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части. Несколько сотен депутатов образуют парламент - это орган законодательной власти. Он занимается тем, что принимает законы - главные правила, по которым живёт общество. Если страна крупная, там обычно несколько десятков тысяч судей, которые образуют судебную власть. Они решают, какой закон и как необходимо применить при наличии правового конфликта. Наконец, несколько сотен тысяч государственных служащих (министры, чиновники, полицейские) образуют исполнительную власть, которая непосредственно управляет обществом на основе законов.

Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

Исполнительная власть устроена иначе. Все её представители образуют иерархическую систему, во главе которой стоит президент или премьер-министр - и от желания этого человека зависит, как именно будет действовать вся вертикаль. У представителей исполнительной власти есть оружие, техника, жёсткая дисциплина и система подчинения нижестоящих вышестоящим, поэтому она наиболее опасна для демократии. Соответственно, в большинстве государств исполнительная власть сама никого не контролирует, а находится в подчинённом положении.

Принцип разделения властей иногда называют системой "сдержек и противовесов". В идеале эта система выглядит следующим образом. Чиновников (исполнительную власть) контролируют депутаты парламента (законодательная власть) - тем, что принимают законы, в рамках которых чиновники действуют. Одновременно чиновников контролируют судьи (судебная власть). Судьи разбирают споры между чиновниками и гражданами и следят, чтобы чиновники не нарушали закон. Кроме того, депутаты парламента контролируют судей - ведь парламент принимает также законы, на основании которых судьи выносят решение. А судьи, в свою очередь, контролируют депутатов парламента: в частности, один из судебных органов - Конституционный суд - решает, не нарушена ли конституция при принятии того или иного закона.

Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому все должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

Описанная выше система - это разделение властей "по горизонтали". Существует ещё разделение властей "по вертикали". Считается, что в унитарных государствах власть разделена между двумя уровнями: общегосударственным и местным, а в федеративных - между тремя (общегосударственным, региональным и местным). Каждый уровень власти также имеет свои полномочия и предметы ведения. Но подробнее об этом расскажу позже.

Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. В России он провозглашён в ст. 10 Конституции РФ. Однако режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть глава государства - президент, который не относится ни к одной из перечисленных ветвей власти, но имеет при этом чрезвычайно много полномочий. Он предлагает кандидатуры судей высших судов и назначает всех остальных судей. Президент определяет, кто будет в правительстве, и может в любой момент отправить его в отставку. Наконец, глава государства может распустить Госдуму, если депутаты недовольны работой правительства или не хотят назначать председателя правительства, предложенного президентом. При этом, чтобы отрешить от должности самого президента, нужно одновременное согласие Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного суда и Верховного суда.

В этой ситуации принцип разделения властей не работает, потому что президент становится субъектом власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных. Как результат - неэффективная работа государства, принятие плохих законов и вынесение несправедливых судебных решений, о многих из которых я уже рассказывал. Рано или поздно такую конструкцию нужно будет менять.

Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно". Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: "А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством".

Резюме

Государство - организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права. Более научное определение: государство - это организация, обладающая следующими признаками: руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним; специальный аппарат управления и принуждения; территория; население; суверенитет; общеобязательный характер актов государства; монополия на легитимное насилие; наличие государственной казны и налогов.

Суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти. С идеей суверенитета есть ряд проблем, многие юристы предлагают отказаться от этого понятия, поскольку оно приводит к чрезмерной сакрализации государства и стимулирует в госслужащих безответственность.

Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их "функциями государства". Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

Все свои функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной. Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Организационная форма - это непосредственное управление обществом.

Идея разделения властей состоит в том, что в государстве не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Разные ветви власти в той или иной форме контролируют друг друга. Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. Однако в России режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть президент - субъект власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - "

Государство — это я?

Государство — это я («L’etat с’est moi»). Крайняя степень произвола правителей и начальников. Выражение приписывается фрацузскому королю Людовику XIV (1638 — 1715). Его он, якобы, произнес в 1655 году на зеседании Парламента. На этом настаивал исслледователь Dulaure в своей книге «Гражданская история Парижа» («Histoire civile, physigue et morale de Paris», 1853, р. 387). Однако в 1901 году историк Роже Александр опубликовал протокол того заседания, и в нём ничего подобного не оказалось. В мае 1851 года уже английский журнал на французском языке «Revue Britannique» приписал эту фразу английской королеве Елизавете (1558-1603).

«Государство — это я» Людовика XIV

«Король — солнце» руководил Францией с 1661 и до самой смерти. В бытность его правления Франция достигла пика своего могущества. Стала великой державой. Порядки при дворе Людовика копирывались другими европейскими монархами, мода в Европе распространялась из Парижа. Франция лидировала в развитии наук и искусств. Современниками Людовика были такие выдающиеся деятели культуры как Гассенди, Бейль, Декарт, Корнель, Расин, Буало, Мольер, Лафонтен, Ардуэн-Монсар, Лебрен, Жирардон, Леклерк, Риго, перро. При Людовике возникли академия наук, академия в музыке, академия архитектуры, были построены или улучшены Версаль, дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, колоннада Лувра, ворота Сен-Дени. Людовику служили замечательные администраторы Кольбер, Вобан, Лавуа. При нем Франция обогатилась новыми территориями в 50000 кв. км. Однако 30 лет бесконечных войн: с Нидерландами, За Испанское наследство, Аугсбургской лиги, внутренние конфликты с гугенотами — вконец разорили крестьян, вызвали огромную волну эмиграции протестантов, так что в день похорон Людовика, когда траурный кортеж с гробом направлялся из Версала в Сен-Дени к месту последнего успокоения французских королей, вдоль дороги бурно разлилась река народных гуляний.

«Государство — это я» королевы Елизаветы I

Елизавета I тоже могла произнести: «Государство — это я»

Елизавета правила Англией с 1558 года. Время её владычества называют «золотым веком» Англии. Проводя мудрую, взвешенную. острожную внешнюю и внутреннюю политику Елизавета превратила раздираемую религиозными противоречиями Англию во владычицу морей, мощное государство, с которым приходилось считаться великим в то время державам Испании, Голландии, Франции. Именно деятельность Елизаветы позволила Англии стать впоследствии мастерской мира и великой колониальной империей, потеснив разгромом Великой армады на это посту Испанию. Так же как и при Людовике во Франции, елизаветинская Англия была славна своими деятелями культуры с мировыми именами Спенсером, Марло, Шекспиром, Бэконом, Кемденом, Гукером, администраторами У. Сесилом; Р. Дадли, Т. Перри, У. Релли, флотоводцами Ф. Дрейком, У. и. Дж. Хокинсами.

«Государство — это я», мы, все

- Жители селения Губден Республики Дагестан вынуждены были самостоятельно организовать пожарную часть - пожарные из соседнего райцентра приезжали слишком долго.
- Самостоятельно поменять опоры линий электропередач решили пенсионеры поселка Воля Воронежской области. Многометровые столбы накренились так сильно, что грозились рухнуть на дома. Жители сами собрали деньги на установку новых опор
- Жители дома по улице Никитина в Красноярске сами всю зиму боролись с сосульками. Для этого оцепили двор, развесили по двору объявления «Осторожно, сосульки» и несколько раз в неделю расчищали крышу.
- Жители деревни Еркино Архангельской области на свои деньги построили водонапорную башню, детскую площадку, дом престарелых, отремонтировали два дома для ветеранов войны и местный медпункт.
- Житель поселка Спасск Кемеровской области Сергей Меркульев построил деревянный автомобильный мост через реку Кабырзинка. Цена вопроса - 50 тысяч рублей. Областная администрация хотя и не компенсировала затраты, но отметила Меркульева областной наградой.

Много написано на тему взаимоотношений государства и бизнеса, государства и человека. Много критики, как конструктивной, так и не очень. Попробуем не спеша во всем разобраться.

Итак, что такое государство? Государство – это мы с вами. Это одновременно и каждый из нас в отдельности, и все мы вместе. Человечество достигло сегодняшних высот благодаря тому, что научилось объединяться – в общины, народы, государства.

Что получается, когда кто-то говорит, что государство ему мешает, ограничивает, ставит палки в колеса? Получается, что он сам себе мешает, сам себя ограничивает. Ненавидеть свое государство – то же самое, что ненавидеть себя. Выставлять себя напоказ в роли жертвы государства («душат налогами, прессуют силовики») – типичный симптом комплекса неполноценности. Опытный психоаналитик расскажет вам, что комплекс неполноценности это своеобразная цепочка типа «я - семья - окружение - город - страна ». Ощущение неполноценности своей страны плавно сползает на личную неполноценность, заставляет человека постоянно всем что-то доказывать, делает его несчастным и агрессивным, отделяет от общества и тащит в состояние одиночества. Неприятно, но это правда. Причем такие симптомы встречаются как у наемных работников, так и у предпринимателей.

Как выйти из этого неприятного состояния? Что делать бизнесу, чтобы не только выживать, но и развиваться? Прежде всего, нужно осознать свою роль, свое место в обществе (государстве). Да, бизнес (капитал и талант предпринимателя) – это важный драйвер для развития экономики, но не единственный. Не менее важны и природные ресурсы, и окружающая среда, и население (это ваши сотрудники и потребители продукции). У каждой из перечисленных сторон есть свои интересы, свои возможности и ограничения. Очень часто интересы разных сторон противоречат друг другу, при попытке ущемить чьи-либо интересы возникает ответная реакция. Все взаимосвязано: если бизнес «кошмарят, душат, прессуют», значит где-то были ущемлены интересы общества (государства).

Выход прост: чтобы расти и развиваться, нужно найти взаимовыгодный компромисс между интересами бизнеса, общества и окружающей среды. Именно в этом заключается философия современного цивилизованного бизнеса. Налоговая и пенсионная система, санитарные и экологические нормы и стандарты – это как раз примеры подобных компромиссов. Кто придумал эти правила? Государство (общество), то есть мы сами, в наших собственных интересах. Может ли бизнес обойти эти правила и сказать: «Не хочу никого кормить, буду уходить от налогов, интересы общества (государства) мне безразличны»? Попробуйте… Только как вы объясните обществу, почему оно должно кормить вас, потребляя вашу продукцию или услуги?

Мораль сей басни такова:

  1. Чем больше людей осознает, что « государство – это я », тем лучше.
  2. Секрет успеха для бизнеса – находить компромисс между своими интересами и интересами общества и окружающей среды.
  3. Стратегия на максимизацию прибыли вызывает противодействие из-за ущемления интересов других сторон.

И самое главное: « Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал ».

Выражение "государство это я" было заимствовано из французского языка "L’etat с’est moi" и выражает крайнюю степень произвола начальников всех мастей и правителей. Данное словосочетание впервые произнёс Людовик 14 (1635-1715) имевший честь быть французским королём.
По легенде, эти слова он сказал во время выступления в Парламенте в 1655 году. Об этом в том числе говорит исследователь и историк Dulaure в своём труде "Histoire civile, physigue et morale de Paris" ("Гражданская история физического и морального Парижа") который увидел свет в 1853 году.
Впрочем другой скрупулёзный историк по имени Роже Александр, разбиравший старинные бумаги, издал полный протокол того самого заседания в 1901 году, на котором выступал сам король. Однако подобного выражения в нём не оказалось.

Что интересно, гораздо раньше в мае 1851 года английский журнал "Revue Britannique" ("Британский журнал "), который печатался на французском языке приписал данный фразеологизм Елизавете (1533-1603) английской королеве.

Людовик 14 (1635-1715) - "Государство - это я"

Людовик 14 де Бурбон, которому при рождении было дано имя "Богоданный", также известен под прозвищем "король-солнце". Стал королём Франции и Нарвы с 14 мая 1643 года. Его царствование оказалось самым длительным в истории европейских монархов. Он правил Францией 72 года. Во время его правления Франция стала по истине самым мощным государством того времени, достигла пика своего могущества. Многие правила при его дворе были скопированы другими венценосными особами, в те времена именно Париж диктовал моду. И не только в одежде, французы были лидерами в развитии всевозможных искусств и наук. Людовик 14 имел честь жить в одно время с такими выдающимися деятелями, как: Перро, Леклерк, Лебрен, Лафонтен, Буало, Корнель, Бейль, Риго, Жирардон, Ардуэн-Монсар, Мольер, Расин, Декарт, Гассенди. Людовик 14 содействовал строительству академии архитектуры, академии музыки, академии наук. В его время был значительно усовершенствован Версальский дворец, ворота Сен-Дени, Дом Инвалидов, Большой Трианон, колоннада Лувра.

У Людовика 14 работали отличные менеджеры Лавуа, Вобан, Кольбер. При этом правителе к Франции добавился большой кусок территории, размером примерно в 50 тысяч квадратных километров. Впрочем, бесконечные войны на протяжении последних тридцати лет легли непомерной тяжестью на плечи бесправных крестьян, и послужили толчком к эмиграции большинства протестантов. Поэтому, когда Людовика 14 везли в гробу из Версаля в Сен-Дени, где хоронили всех французских монархов, вдоль всего тракта народ устроил настоящие праздничные гулянья.

Елизавета 1 (1533-1603) - "Государство - это я"

Это выражение приписывают также и английской королеве. Она стала управлять Англией и Ирландией с 17 ноября 1558 года. Её называли королева-дева и королева Бесс. Она являлась младшей дочерью английского короля Генриха 8 и была последней из династической линии Тюдоров. Время её царствования принято называть "золотым веком " Английской империи. Она была очень мудрой женщиной, старалась проводить осторожную внутреннюю и внешнюю политику. Елизавета 1 приложила много усилий к распространению искусств в массы.
Во время её владычества Англия превратилась в морскую сверхдержаву, чему способствовало её островное происхождение. С ней пришлось считаться таким мощным морским странам, как Франция, Голландия и Испания. Именно задел Елизаветы 1 послужил впоследствии толчком к становлению Англии, как колониальной державы и мастерской для всего цивилизованного мира. Она спонсировала морских разбойников, которые грабили испанские торговые суда. При её содействии была уничтожена Великая испанская армада. Точно также, как и французский Людовик 14, Елизавета 1 много средств и сил тратила на развитие науки и искусства. Именно в её время получили известность такие деятели культуры, как: Гукер, Бэкон, Марло, Кемден, Шекспир, Спенсер; талантливые менеджеры: У. Релли, Р. Дадли, Т. Перри, У. Сесил; мореплаватели: У. и Дж. Хокинс и Френсис Дрейк.

"Государство - это мы"

"Проживающий в кемеровской области в посёлке Спасск Сергей Меркульев за свои средства воздвиг автомобильный мост через небольшую речку Кабырзинка. Строительство обошлось ему в 50 тысяч, поскольку мост выстроен из дерева. Хотя областная администрация не спешит компенсировать ему расходы, она отметила его наградой"

"Проживающий в Архангельской области в деревне Еркино местный житель за свой счёт отремонтировал медпункт, два дома для престарелых и ветеранов, детскую игровую площадку и водонапорную башню"

"Проживающие в городе Красноярске местные граждане по улице Никитина всю долгую зиму боролись с сосульками. Сделали ограждение в опасных местах, и по всему двору повесили объявления "Опасно сосульки" и каждую неделю сбивали с крыши сосульки"

"Пенсионеры проживающие в Воронежской области посёлке Воля решили своими силами заменить опоры линий электропередач. Поскольку их не ремонтировали уже много десятилетий, они наклонились и угрожали упасть на дома сельчан. Чтобы не допустить такой беды, люди собрали нужную сумму"

"Проживающие в Дагестане местные граждане из села Губден были вынуждены сами создать пожарную часть, поскольку ближайшие пожарные базируются в соседнем райцентре"

а) Демосфен

б) Цицерон

в) Геродот

г) Сократ

д) Пифагор

22.Наиболее существенная кодификация римского права:

а) институции Гая

б) институции Ульпиана

в) свод Юстиниана

г) «Прохирон»

д) «Эклога»

23. В каком государстве появились самые древние Законы?:

а)законы Птахотепа

б) законы Шульги

в) законы Ману

г) законы - Хаммурапи

д) законы Шан Яна

24. Представители политико-правовой мысли Шумера и Вавилона:

а) Хаммурапи

б) Геродот

в) Сократ

г) Пифагор

25. Кому принадлежат слова: « Если знать не соблюдает этикет, ритуалы, традиции…то народом ей будет трудно управлять»:

а) Ирнерию

б) Конфуцию

в) Аристотелю

г) Цицерону

д) Модестину

26. Закон, который имеет моральный смысл: он раскрывает характер перерождений, каждое из которых представляет собой как бы расплату за предыдущую жизнь... Более низкое перерождение является наказанием за предыдущее зло - это:

а) санксара

в) нирвана

г) дхарма

27. Этот государственный деятель Древнего Рима утверждал, что «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса... ни сама Вселенная существовать не могут»?

а) Сократ

б) Платон

в) Ликург

г) Аристотель

д) Цицерон

28. Кому принадлежит высказывание: «Политика – это знание и умение (искусство) управлять людьми»?:

а) Платону

б) Ликург

в) Аристотель

г) Цицерон

д) Сократ

29. Концепция «Исправления Имен» была выдвинута:

а) Конфуцием

б) Ликургом

в) Аристотелем

г) Цицероном

д) Сократом

30. Кто выдвинул концепцию круговорота (цикла) смены форм государства?:

а) Платон

б) Аристотель

в) Полибий

г) Цицерон

д) Сократ

Занятие 2

Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.Можно ли утверждать, что идеальная аристократия Платона - это государство тотального подчинения личности государству, где личность еще не претендует на самоценность и полную автономию в поступках? Или утопия греческого мыслителя просто закрепляет привилегию личной свободы за высшими слоями общества? Аргументируйте свой ответ, обратив особое внимание на то, как вы интерпретируете понятие «свобода личности».

2.Анализируя проблему справедливости, Аристотель различает уравнивающую и распределяющую справедливость. Является ли распределяющая справедливость неотъемлемой чертой цивилизованного общества? Как распределяющая справедливость связана с системой культурных ценностей общества?

3.По мнению Аристотеля, земельная собственность должна давать преимущества в политической жизни. Является ли эта идея простой защитой интересов земельной аристократии или за ней стоят более глубокие интересы культурного плана? Аргументируйте свой ответ.



4.Сравните подходы Платона и Полибия к процессу деградации политических форм. Что объединяет и что отличает эти подходы? При подготовке ответа особое внимание обратите на характер оценочных критериев, используемых этими мыслителями.

5.В чем состоит юридическая доктрина смешанного государственного устройства? Как, судя по данным Полибия и Цицерона, она находила свое воплощение в Римской республике II века до н. э.?

6.Цицерон считал, что право и справедливость не зависят от мнения и усмотрения людей. Проанализируйте его взгляды на справедливость и право. Используя результаты Вашего анализа, дайте ответ на следующие вопросы:

а) возможно, ли избежать влияния господствующих в обществе мнений и предрассудков при определении справедливости, если она понимается как постигаемый разумом порядок?

в) что, помимо разума может стать основой понимания справедливости?

Укажите правильные ответы:

1. Закон есть выражение согласованной, «взаимной справедливости», сумма индивидуальных добродетелей, утверждали:

а) софисты

б) римские юристы

в) представители средневековой схоластики

г) представители средневековой патристики

2. Концепция «идеального государства» принадлежит:

а) Платону

б) Горгию

в) Протагору

г) Периклу

3. Платон считал, что идеальное государство как правление лучших - это:

а) олигархия

б) охлократия

в) демократия

г) аристократия

4. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства соединяете себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании

б) олигархии и демократии

в) демократии и тирании

г) демократии и аристократии

5. Право Аристотель называл:

а) демократическим правом

б) политическим правом



в) аристократическим правом

г) олигархическим правом

6. Государство (respublica) как дело, достояние народа (res populi) определял:

а) Тит Лукреиий Кар

б) Аристотель

в) Ульпиаи

г) Цицерон

7. Все право на публичное и частное впервые предлагал разделить:

а) Цицерон

в) Модестин

г) Ульпиан

8. Какие Законы были созданы раньше других (отметьте их хронологическую последовательность):

а) Законы Ману

б) Законы 12 таблиц

в) Законы Драконта

г) Законы Хамураппи

д) Законы Солона

е) Законы Клисфена

9.Кто из государственных деятелей Древней Греции проводил в жизнь нравственные нормы, социальное равенство:

а) Клисфен

в) Драконт

д) Ликург

10.Кто ввел термин «РЕСПУБЛИКА»:

а) Платон

б) Аристотель

в) Макиавелли

г) Цицерон

д) Монтескье

11. Кому принадлежит следующее изречение: «Нет города, где не обособились бы два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, а народ не желает находиться в подчинении и угнетении»:

а) Макиавелли

б) Аристотель

в) Ульпиаи

г) Цицерон

д) Модестин

12.Кому принадлежит высказывание: «Я вижу близкую гибель того государства где ЗАКОН не имеет силы и находится под чьей-либо властью»:

а) Горгию

б) Протагору

в) Периклу

г) Платону

д) Макиавелли

13.Кто утверждал, что «единство государства подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством»:

а) Ирнерий

б) Горгий

в) Аристотель

г) Перикл