Коммерческий и социальный найм жилого помещения отличия. Договор коммерческого найма жилого помещения. При неисполнении обязанностей подрядчик вправе

Критерии Демократическая политическая система Авторитарная политическая система Тоталитарная политическая система
1. Место и роль государства Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. Роль государства заключается в защите прав и свобод человека. Также стоит отметить, что строго ограничены законом Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Государство обладает практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество. Происходит полное огосударствление не только политической сферы, но и социальных и экономических отношений и др.
2. Политический режим Демократический Авторитарный Тоталитарный
3. Принцип разделения властей Различные ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером
4. Законодательство Развитая система демократических законов. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.
5. Политические партии Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство».
6. Права и свободы Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере (все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью). Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство
7. Значение выборов Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти. Отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. Используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией.
8. Уровень политической культуры Высокая степень развития политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

II. Контрольные вопросы

1. Политическая власть является определяющим элементом политической системы, и выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе.

2) Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями.

3) Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности.

4) Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач.

5) Функция политической социализации - это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания.

6) Охранительная функция - защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

2. В политологической литературе отражены различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

Авторы типологии Критерий типологизации Выделяемые типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно-экономической формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная
Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, индустриальная тоталитарного типа
В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан По месту и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая.

3. Причины стабильности или нестабильности политической системы:

1) Стабильность обеспечивается, благодаря согласованности, последовательности, поэтапности изменений, реалистической политической программой, способная соединять цели со средствами; что требует высокого уровня институционализации политического общества. Также не стоит забывать про экономическую стабильность, рост благосостояния, эффективность управления.

2) Политическая нестабильность возникает в следствии: неудачной внешнеэкономической политики государства (разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта); несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27

Государь должен быть государем, а подданный подданным.
Отец должен быть отцом, а сын - сыном.

Конфуций
(из книги "Размышления и слова")

Понятие и структура политической системы общества

Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Статья 13 Конституции Российской Федерации установила "политическое многообразие" и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта, в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство, в силу объективных причин (переходный период), не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.

В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 140. Их формирование осуществлялось на фоне отсутствия разработанного "партийного" законодательства - на базе гражданского законодательства , определяющего порядок создания обычного юридического лица . По оценкам специалистов, в середине 70-х годов XX столетия в более чем 100 государствах - членах ООН действовало свыше 500 политических партий.

Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы , а также объединения по отдельным сферам жизни общества - культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами.

Существуют также многочисленные объединения "по интересам", например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.

По данным министерства юстиции, в Российской Федерации в 2004 г. действовало около 150 тыс. общественных объединений.

Государство - основное звено политической системы общества

Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США , Швеция.

В Конституции США, например, записано: "Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия , охраны внутреннего спокойствия, ... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.

Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями. "Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть , принадлежащая определенному господствующему слою, классу" - отмечает М.Н. Марченко.

Примерно этой же позиции придерживается и В.В. Путин. Он отметил, "что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения".

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.

Согласно Конституции СССР 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд . По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности . В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности .

Сравнивая масштабы огосударствления в разных странах, можно отметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53% валового национального продукта, в национальном доходе Франции - около 48%, в Германии - 47%. Масштабы огосударствления в США и Японии несколько меньше. Тем не менее государственная собственность в этих странах играет значительную роль в качестве материальной базы.

Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд , милиция, прокуратура , вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации. В каких объемах (в минутах) информируются российские телезрители о деятельности государственных структур и общественных объединений (проправительственных и оппозиционных политических партий), можно узнать из следующей таблицы. Мониторинг был проведен Центром экстремальной журналистики и Союзом журналистов Российской Федерации в конце апреля 2006 г.

Персонаж "Первый канал" "Россия" НТВ ТВЦ Ren-TV
Президент 35,15 19,04 24,9 30,88 10,49
Администрация президента 1,27 1,76 0,89 1,13 0,35
Правительство 48,03 52,77 51,35 41,76 38,44
ФСБ 0,89 0,56 0,66 0,95 0,45
"Единая Россия" 7,1 14,2 10,82 16,48 15,85
ЛДПР 0,45 0,51 1,3 0,55 3,22
КПРФ 0,3 3,68 1,77 2,28 1,74
"Родина" 3,29 2,17 4,64 0,77 5,99
Российская партия жизни 1,34 4,27 1,56 1,48 -
СПС 0,12 - - - 3,56
"Яблоко" - - - - 0,57
СДПР - - - 0,8 0,58
Республиканская партия - - - - 4,1
Народная партия - - - - 2,03
Независимые депутаты - - - - 2,55
Другие 1,94 0,4 0,71 1,76 8,63

Государство и политические партии

В то же время мировое сообщество выступает единым фронтом за прекращение деятельности экстремистски настроенных политических партий и общественных движений. Не всегда такие усилия приносят положительные результаты. Например, в результате выборов в парламент Палестины (январь 2006 г.) безоговорочную победу одержали представители движения ХАМАС. Это обстоятельство поставило как мировое сообщество, так и отдельные государства перед сложной дилеммой признания этой победы и дальнейшего сотрудничества с Палестиной, или игнорирование результатов прошедших выборов. Ряд стран (Израиль, США) сразу отказались сотрудничать с этим движением. Другие (ООН , Россия, Франция) предпринимают усилия по налаживанию переговорного процесса.

Истории известно много примеров, когда, придя к власти, радикально настроенные политические партии и общественные движения кардинально меняли свои взгляды и убеждения. Одно дело объявлять приоритеты в период предвыборных кампаний, когда отсутствует ответственность за положение дел в государстве. Совсем другой становится ситуация, когда возникает необходимость формирования правительства , которое обязано решать реальные проблемы людей, оказавших ему доверие на выборах. Выбор палестинцев заключается не в желании без конца находиться в состоянии необъявленной войны , а в стремлении большинства из них к миру и нормальной жизни.

С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. Минюстом Российской Федерации было зарегистрировано 141 общероссийское общественное объединение. Двадцать восемь из них участвовали в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России 1999 г. Пятипроцентный барьер преодолели шесть: КПРФ, "Единство", СПС, "Отечество - Вся Россия", ЛДПР, "Яблоко". С 2005 г. для признания политической партии парламентской необходимо, чтобы за нее проголосовало уже 7% избирателей.

С принятием Федерального закона "О политических партиях" (2001 г.), определившего более строгие требования к процессу их создания, количество политических партий сократилось. В избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России в декабре 2003 г. приняло участие 24 политических партий и общественных объединений. На этот раз парламентскими стали четыре из них: "Единая Россия" (около 38%), КПРФ, ЛДПР, "Родина".

В состоявшихся в марте 2006 г. выборах в Кнессет Израиля приняло участие 32 политические партии и общественных блока. В проходивших в эти же сроки выборах в Верховную Раду Украины приняло участие 25 политических партий и общественных блоков. Установленный законом проходной балл (3%) для признания партии парламентской смогли преодолеть только пятеро.

По состоянию на сентябрь 2005 г. 14 политических партий, набравших в декабре 2003 г. на выборах в Государственную Думу России менее 2%, остаются должниками за пользование бесплатным эфиром и газетными площадями в государственных СМИ 440,52 млн. руб. В этот список входили следующие партии.

Политическая партия Задолженность по итогам выборов, млн. руб. Остаток долга на 28 сентября 2005 г., млн. руб.
Народная партия 66,07 66,03
"Единение" 64,57 64,54
"Русь" 57,07 57,07
Конституционно-демократическая партия 50,99 50,99
Народно-республиканская партия 50,12 50,12
"Развитие предпринимательства" 49,98 49,98
Партия возрождения России 31,95 31,95
Демократическая партия 21,91 21,90
Республиканская партия 20,54 20,54
Российская партия мира 20,54 20,54
Российская партия жизни 31,95 2,65
Партия мира и единства 2 2
Экологическая партия "Зеленые" 1,05 1,05

Партийная система в Российской Федерации по-прежнему пока еще далека от идеальной. В 2004 г. было зарегистрировано 44 политические партии (по состоянию на 1 августа 2004 г.), имеющие право принимать участие в выборах. По состоянию на 12 июля 2005 г. этот список включал в себя уже только 39 политических партий, а в сентябре 2005 г. - 37.

Законодательство Российской Федерации предъявляет к политическим партиям следующие финансовые требования. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О политических партиях" запрещены пожертвования политическим партиям от:

Кроме того, сумма пожертвований, полученных партией от одного юридического лица в течение одного года, не должна превышать 100 тыс. МРОТ (10 млн. руб.), от одного физического лица - 10 тыс. МРОТ (1 млн. руб.). Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных партией и ее отделениями, не должна превышать 10 млн. МРОТ (1 млрд. руб.), а сумма ежегодных пожертвований региональному отделению - 200 тыс. МРОТ (20 млн. руб.). О том, какие фактические доходы и расходы (в рублях) у крупнейших политических партий Российской Федерации (по состоянию на февраль 2006 г.), свидетельствует таблица.

Название политической партии Всего поступивших средств В том числе пожертвования Всего израсходованных средств Расходы на содержание руководящих органов Расходы на проведение референдумов и выборов
Аграрная партия 1634052,16 1333000 1780398,70 400929,71 нет данных
"Единая Россия" 268535384 264823117 265852370 5564654 14625300
КПРФ 4037924 2400966 3934115 1439818 100000
ЛДПР 24694664 24590000 29493448 181510 13928278
Народная партия 2988200 2985000 2996051 2735041 нет данных
"Родина" 31060000 31060000 29446648 13876706 нет данных
Российская партия жизни 15094085 92400 30349522 16552730 100000
2212741 2146178 5100422 546293 1750000
СПС 9805000 4405000 4908109 2012795 нет данных
"Яблоко" 12361870 12361870 10201868 773535 3977898

Государство в соответствии с требованием Федерального закона "О политических партиях" берет на себя обязательство по финансированию деятельности политических партий, набравших на последних выборах в Государственную Думу Российской Федерации (2003 год) три и более процентов голосов или проведших в парламент по одномандатным округам не менее 12 депутатов.

До 2006 г. общая сумма государственной поддержки политических партий определялась исходя из 50 копеек за каждый полученный голос. С 2006 г. цена возросла в 10 раз и каждый партийный голос стал оплачиваться государством уже по 5 руб. Согласно установившейся практике, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет расчет с политическими партиями на текущий год в период с конца марта по начало апреля. Из приведенной ниже таблицы видно, каков объем финансирования со стороны государства следующих 12 политических партий.

Процесс финансирования парламентских и оппозиционных партий со стороны зарубежных государств осуществляется более активно, чем в России. Это делается на основе детально разработанной правовой основы. Такая политика государства рассматривается одним из основных факторов создания реальной гарантии независимости в деятельности как парламентских, так и оппозиционных политических партий. В 2005 г. политические партии получили от российского государства 27 миллионов рублей. Это составило только 1,6% всех их доходов. Только 4,6% получаемых средств поступает в качестве пожертвований от граждан.

Основными гарантами финансового благополучия партий остаются юридические лица. 30% своих доходов партии тратят на содержание центральных органов и 70% поступают в региональные структуры. Более конкретно доходы и расходы крупнейших политических партий России в 2005 г. можно узнать из следующей таблицы.

Партия Остаток на начало года Поступление денежных средств Расходы на уставную деятельность Остаток на конец года
"Единая Россия" 350075351 1007064385 989484476 393288751
Российская партия жизни 12129053 137703435 144554652 12274165
"Родина" 8029457 130942073 121737600 18993278
ЛДПР 1485798 93234720 93735708 934810
КПРФ 15971184 61713622 59219097 19754589
"Яблоко" 21424844 35147553 29334646 26602697
СПС 9431655 45044523 38155787 15129554
Российская партия пенсионеров 1172667 34615740 34452176 339271
Аграрная партия 2296455 25230776 25378304 2070927
Народная партия 9544143 18766897 18576105 7580872

В Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 138 оргкомитетов (2005 г.) по созданию политических партий в соответствии с новым "партийным" законодательством. Действующий Закон предусматривает два способа формирования партий: через учредительные съезды и через преобразование в партию общественных объединений. Второй способ, по мнению специалистов, не всегда носит объективный, а чаще конъюнктурный характер и поэтому его следует запретить. В то же время процесс партийной реорганизации путем объединения нескольких партий через проведение учредительных съездов должен носить законодательно легализованный характер.

В Российской Федерации свою реальную жизнеспособность в различной степени пока смогли доказать только 15 - 20 политических партий. Остальные не имеют устойчивой социальной базы, являются немногочисленными и активизируют (как правило, неудачно) свою практическую деятельность только в периоды проведения выборных кампаний.

Постепенно "партийное" законодательство Российской Федерации становится все более системным, основывающимся на предшествующем собственном и зарубежном опыте партийного строительства, а также особенностях ментальности многонационального населения.

После изменений, внесенных в Федеральный закон "О политических партиях" Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ, ужесточились требования по их созданию. Теперь в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии (ранее - 10 тыс.). При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации должны иметься их региональные отделения численностью не менее пятисот членов (ранее - 100 членов партии). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии (ранее такого требования не было). Действующим в Российской Федерации политическим партиям предписано до 1 января 2006 г. привести свою численность в соответствие с новыми требованиями Федерального закона "О политических партиях". В противном случае они обязаны до 1 января 2007 г. "преобразоваться в общественное объединение иной организационной правовой формы в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться". Если этого не будет сделано, то их ликвидация осуществится в соответствии с законодательством Российской Федерации в принудительном порядке.

15 декабря 2004 г. Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел обращения представителей трех политических партий: "Российская Христианско-Демократическая партия", "Православная партия России" и "Русский Общенациональный Союз". Основанием для обращения стал отказ Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать их. Причиной отказа было использование в названиях слов "православный", "русский" и "христианство". Конституционный Суд согласился с такой позицией Министерства юстиции.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении мотивировал решение по отказу заявителям тем, что "принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества". Поэтому создание политических партий по религиозному или национальному признаку может открыть путь к фундаментализму и клерикализации партий. Создание в многоконфессиональной стране политических партий, представляющих отдельные виды религий или национальности могут привести не только к непредсказуемым, но и к катастрофическим последствиям для общества и государства в целом.

В то же время в рамках Европейского союза создана "Русская партия Европейского союза". Такие партии созданы в странах Прибалтики. Заметную роль в политической жизни Германии играет партийная коалиция ХДС - ХСС. В этих государствах понятие "христианский" выходит далеко за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

Пока такое невозможно в условиях современной России, где понятия "христианский", "мусульманский", "русский", "татарский" и другие в общественном сознании ассоциируются не с общей системой ценностей российского народа в целом, а с конкретными конфессиями и отдельными нациями. Принимая в большей степени политическое (и это не в первый раз), нежели правовое решение, Конституционный Суд Российской Федерации, по мнению его председателя В. Зорькина, исходил из того, что Россия пока "не приучена к толерантности".

Государство и религиозные организации

История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр). Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.

Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества , в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. По мнению специалистов, людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений - является не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития.

Среди десяти самых популярных в мире праздников, отмечающихся на государственном уровне, большинство в той или иной степени связаны с христианской или мусульманской религией. Из светских праздников в этот список попали только Новый год и 1 Мая. Это наглядно свидетельствует о роли религии в современном обществе (см. таблицу).

Место в рейтинге Название праздника Число стран и территорий , в которых праздник отмечается на государственном уровне Число празднующих, млрд. чел.
1 Новый год (31 декабря - 1 января) 200 6,00
2 Рождество Христово 168 1,50
3 1 Мая (День весны, День труда) 139 4,02
4 Пасха 128 1,08
5 Ид аль-Фитр (праздник разговения, Ураза-байрам, конец Рамадана) 63 1,96
6 Ид аль-адха (праздник жертвоприношения, Курбан-байрам) 58 1,33
7 Успение Богородицы 46 0,35
8 День всех святых 45 0,44
9 День рождения пророка Мухаммеда (Мавлид) 41 0,35
10 Вознесение Богородицы 37 0,25

К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти . Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст. 14 Конституции "Российская Федерация - светское государство" и "религиозные объединения отделены от государства".

Религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации).

В мире насчитывается более 26 тыс. православных храмов, а в России (по состоянию на 2004 г.) было зарегистрировано более 20 тыс. религиозных организаций. По состоянию на февраль 2006 г. в России профессиональное религиозное образование можно было получить в 162 религиозных учебных заведениях, зарегистрированных в Министерстве юстиции России. Среди них 75 исламских, 49 православных, 4 католических, 2 буддийских, 2 иудаистских и других учебных заведений. Процесс обучения в них не контролируется государством. Поэтому дипломы, получаемые выпускниками религиозных учебных заведений, не признаются государством, а значит, они недействительны для работы в нерелигиозных структурах.

Хотя государство, будучи светским, отделено от церкви, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.

Поэтому различные религиозные конфессии и, в частности, церковь, в последние годы неоднократно вынуждены были разъяснять свою позицию о недопустимости поддержки религией конкретной политической партии. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на Земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отношение к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: "Я могу сказать, что испытываю почти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?"

В построении государственно-религиозных отношений всегда доминируют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отношений, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одной из важнейших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений.

В современных условиях история опять возвращает религию в центр общественной жизни. Государство должно уметь вести диалог с религиозными организациями, в том числе и межконфессиональный. Прежде всего это необходимо для создания соответствующего политического порядка, способного консолидировать гражданское общество на основе изначальных и не подлежащих коррозии духовных ценностей, выработанных человечеством.

Проблема толерантности весьма характерна и для многоконфессиональной России, на территории которой проживает 176 национальностей. Например, в Татарстане, где проживает более 110 национальностей на протяжении длительного времени, можно убедиться, что разговоры о столкновении цивилизаций, изначальной несовместимости ислама и христианства в большей степени носит конъюнктурный характер. В августе 2005 г. Казань отметила свое тысячелетие.

Расположенный на пересечении торговых и культурных путей Востока и Запада, мусульманского и христианского миров, город стал центром двух культур, гармонично развивающихся в условиях межнационального мира и спокойствия. В столице Татарстана действуют 153 религиозные организации, в том числе 48 православных и 68 мусульманских. Функционируют 23 православных храма и 33 мечети, а также религиозные учреждения других конфессий. Успешно работают теологические учебные заведения.

Отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в этом субъекте Российской Федерации на современном этапе следует отметить постепенное правовое, общественно-политическое, а также организационное формирование модели характера взаимоотношений между государством и религиозными структурами.

Проводимые социологические опросы свидетельствуют о следующем. Россия становится одной из самых религиозных стран в мире. В Европе она уступает только Польше. В 1989 г. в России 53% населения назвали себя неверующими, 20% - православными верующими, 9% - верующими других исповеданий, а 18% затруднились с ответом. В 2002 г. подобный опрос показал, что 31% населения считают себя неверующими, а 65% - верующими (из них: православных - 57,6%, верующих других исповеданий - 7,4%), затруднились с ответом - 3,9%. Проводимые в декабре 2003 г. опросы показали, что уже 73% опрошенных россиян считают себя верующими.

По опросам, проведенным в 2005 г. список самых религиозных стран в Европе (без учета бывших советских республик) выглядел следующим образом.

В то же время достоверность этих опросов требует более детальной проработки. Например, выделения пяти факторов для определения степени религиозности (воцерковленности): периодичность посещения храмов, чтение религиозных книг, причащение, совершение религиозных обрядов, соблюдение постов.

Предпринимаются постоянные попытки, направленные на то, чтобы религия и наука нашли общий язык. Например, лауреат Нобелевской премии (1964 г.) выдающийся физик Чарлз Таунс в марте 2005 г. опубликовал программную статью "Сближение науки и религии". Ученый попробовал "реабилитировать" христианство в глазах научного сообщества. В статье утверждается, что противоречия между двумя мировоззрениями поверхностны, а Библия вовсе не нуждается в буквальном понимании.

Представляется симптоматичным факт согласия Иоанна Павла II со ставшими знаменитыми словами Галилея: "Богословие должно отвечать на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса". Подобное признание было сделано по результатам более чем 10-летней работы специальной комиссии, рассматривавшей по заданию Папы дело Галилея.

О роли и значении религии в современных условиях убедительно свидетельствует следующая таблица.

В ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют отдельные законы , а чаще всего это отражается в статьях (например, в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за святотатство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с целью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе.

Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные недостатки. Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий. В Англии действующий более 300 лет закон о святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 г. и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен понести каждый, кто публично позволит себе усомниться в устоявшихся догматах христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих "Бога, святых или Евангелие в непристойном свете".

Во Франции закон, регулирующий отношения государства с религией был принят также достаточно давно - в 1905 г. Однако специального закона о богохульстве, понятие которого весьма расплывчато, там нет.

В царской России православие являлось официальной государственной религией. Нередко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не разделявших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви. Наиболее известным случаем является действующее до сих пор определение Святейшего Синода в феврале 1901 г. об отлучении от церкви знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До сих пор на его могиле запрещено ставить крест.

Следует отметить, что среди известных людей в России также были атеисты (Тургенев И., Горький А.М., Чехов А.П.), не скрывающие своего скептически отрицательного отношения к религии. Однако они не высказывались публично в резкой форме так, как это делал Л.Н. Толстой против догматического учения Церкви.

В современной России действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

  • нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям ... (ст. 136 УК РФ "Нарушение равноправия граждан");
  • создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний... (ст. 239 УК РФ "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан");
  • действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации... (ст. 282 УК РФ "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды");
  • действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей , насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы... (ст. 357 УК РФ "Геноцид".).

Говоря о роли православия в современных светских государствах патриарх Московский и всея Руси Алексий II со ссылкой на Основы социальной концепции Русской православной церкви отметил: "...нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Светскость государства предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государствами в самых разных областях общественной жизни".

Территориях с учетом исторических и местных традиций" (ст. 131 Конституции).

Реально государство пока еще недостаточно активно оказывает финансовую помощь органам местного самоуправления. Например, в Москве из городского бюджета муниципальным образованиям (управам) в 2003 г. выделялось из расчета на одного жителя в год по 20 руб., а в 2006 г. - по 26 руб.

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут поразному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа Он получил распространение еще в Древнем мире.

Однако собственно политические партии появляются в процессе становлении парламентаризма (XVIII-XIX вв.).

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы связанная идеологической общностью и борющаяся за политичес­кую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на поли­тическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоре­чиями между классами и социальными слоями, борьбой за преиму­щества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крес­тьянских объединений и других общественных организаций), кото­рые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентиру­ются прежде всего на защиту социально-экономических и иных ин­тересов их членов, главным призванием политических партий явля­ется нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выра­зителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и ор­ганизационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использо­вать государственную власть для реализации своих основных инте­ресов.

Функции политических партий:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизация и интеграция определенной части людей;

3) борьба за политическую власть и за ее использование, опреде­ление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меня­ющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

4) подготовка и проведение избирательных кампаний по форми­рованию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятель­ностью;

5) разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственно­го аппарата и различных общественных организаций, формирова­ние правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1)по социальной направленности своей программы и деятель­ности политические партии подразделяютсяна социал-демократи­ческие, либерально-демократические, коммунистические, классо­вые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, госу­дарственно-патриотические и т.п.;

2) по идейным основаниям их деятельности - на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), праг­матические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения своей программы - на революцион­ные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общест­венной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий - на консервативно-ре­акционные, умеренные, радикально-экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике - на правящие и оппози­ционные (последние в свою очередь могут разделяться на легаль­ные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре - на левые, центристские и правые.

Еще по теме 5. Государство и политические партии:

  1. итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (наименование политической партии/ регионального отделения политической партии, наименование субъекта Российской Федерации)
  2. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина

В большинстве современных стран есть политические партии. Но означает ли это, что они могут заменить собой государство?

Что такое государство?

Государство - это система управления обществом и экономикой, независимая от внешней политической воли, то есть суверенная, и функционирующая в рамках определенной территории на основе специализированных институтов - правовых, социальных, экономических.

Государство может быть представлено в разных формах. Самыми устоявшимися принято считать монархическую и республиканскую. Первая государственная форма предполагает неограниченную, единоличную власть правителя страны. В республиках непосредственное участие в политике принимает население - осуществляя необходимые политические решения самостоятельно или же доверяя их выработку своим представителям, избираемым на различных выборах.

В каждом государстве существует большое количество групп и социальных классов, которые бы приветствовали наличие во власти людей, способных отстаивать их позиции. В республиканской форме правления, а также в конституционных монархиях таковыми бывают как отдельные личности, так и специализированные общественные организации - партии. Избиратель может выбирать тех и других, но наибольший объем полномочий и возможностей влиять на политические решения, как правило, имеют как раз таки партии. С чем это связано - изучим далее.

Что такое политическая партия?

Итак, политическая партия - это организация, призванная выражать интересы определенной группы людей или социального класса на уровне государственной власти. Чаще всего - в парламенте. В российской модели государственного устройства партии представляют интересы граждан в нижней палате законодательной ветви власти - в Госдуме. В США, к примеру, народ принимает участие в формировании обеих палат национального парламента. В Германии высший законодательный орган - однопалатный. Но во всех этих государствах избиратели, изучая кандидатов, ориентируются, как правило, на их партийную принадлежность.

Прежде всего, с тем, что от одной партии во власть избирается, как правило, несколько человек - в соответствии с избирательными списками. На практике это иногда несколько сотен кандидатов. Теоретически они способны занять преобладающее количество мест в парламенте, в результате чего та социальная группа, которая их поддерживает, получает абсолютное преимущество в представительстве своих интересов во власти. Но если даже кандидатам удается занять хотя бы часть депутатских мест - они вполне могут оказывать реальное влияние на принятие ключевых решений по управлению страной. В свою очередь, «политический вес» беспартийных кандидатов будет в большинстве случаев меньшим, так как каждый из них способен занимать только одно парламентское место.

Во многих странах партийная принадлежность человека, стремящегося во власть, - один из ключевых критериев его успеха на выборах. Выше мы отметили, что избиратели в Германии и США практически всегда обращают на нее внимание. В США весьма невелики шансы стать президентом у гражданина, который не принадлежит к республиканской или демократической партии. В СССР человек, претендующий на сколько-нибудь значимую должность в системе власти, должен был вступить в КПСС.

Таким образом, значение партий в государственном управлении может быть исключительно высоким. Поэтому в сознании многих граждан они невольно отождествляются с сущностью государства. Но насколько это правомерно?

Сравнение

Действительно, в тех политических системах, где партийная принадлежность - главный фактор продвижения человека во власть, роль соответствующих общественных организаций можно назвать определяющей с точки зрения выстраивания системы государственного управления. Но даже там партия - это всего лишь отдельно взятый политический институт. Он существует наряду с большим количеством других демократических механизмов - таких как референдум, мажоритарное представительство (тот самый механизм, посредством которого во власть избираются беспартийные кандидаты).

В традиционных монархических системах партии в принципе могут быть не учреждены как политический институт. Таким образом, нельзя говорить о том, что их наличие в структуре власти - обязательное условие функционирования государства. Партии - относительно новое явление, если рассуждать об истории государственного строительства в развитых странах. По крайней мере если упоминать об их современной функции - представительстве интересов отдельных групп граждан в парламенте.

Политическая партия может существовать и вне контекста государственной власти. То есть являясь номинальным политическим игроком, который ведет главным образом общественную деятельность. Партия вне государственной власти - это та, что не избирается народом в парламент в силу непопулярности, либо та, что не соответствует требованиям для участия в выборах, которые определены законом. Например, в силу недостаточной численности, слабого представительства в регионах либо по причине нарушений в процедуре регистрации кандидатов по спискам на выборах.

Таким образом, главное отличие государства от партий в том, что оно является совокупностью нескольких политических институтов, в то время как партия - это только один из них (посредством которого осуществляется представительство отдельных социальных групп во власти). В современных странах роль партий исключительно высока. Но в отдельные исторические периоды они могли быть в принципе не предусмотрены системой государственного управления.

Определив, в чем разница между государством и партиями, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

Государство Политические партии
Что общего между ними?
Во многих современных государствах партия - ключевой политический институт, принадлежность к ней - главный фактор успеха на выборах
В чем разница между ними?
Является совокупностью нескольких политических институтов Является отдельно взятым политическим институтом
Может быть представлено разными формами правления (монархиями, республиками) и быть эффективным Способны выполнять практически значимую функцию только в республиках, а также в конституционных монархиях
Даже республика может существовать без партий при формировании органов власти по мажоритарному принципу либо при прямом участии народа в государственном управлении посредством референдума Есть партии, которые на практике не играют никакой роли в государственной системе, так как не избираются гражданами в силу непопулярности либо не соответствуют требованиям для регистрации на выборах
В современных республиках сформировано тремя ветвями власти - законодательной, представительной и судебной, формирующими единую систему государственного управления Чаще всего роль партии наиболее заметна только на уровне законодательной власти, ограничена - в контексте работы представительных структур, практически не прослеживается - в судебной ветви власти

Фото: Адвокат Олег Сухов, ведущий юрист Первого столичного юридического центра

О том, что такое договор коммерческого найма и в чем его отличие от договора социального найма, рассказывает адвокат Олег Сухов.

В 2006 году в жилищной практике города Москвы между очередниками и переселенцами и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы стала бурно развиваться практика предоставления квартир по договорам коммерческого найма. На тот момент мало кто имел представление о нормативных актах, которые бы четко и понятно устанавливали порядок регулирования отношений коммерческого найма. Лица, получавшие на данных основаниях квартиры, руководствовались больше информацией, предоставляемой неграмотными и корыстными инспекторами жилищных отделов. Впоследствии выяснилось, что получаемая информация не соответствует действительности, и многие наниматели квартир на коммерческой основе пришли к выводу, что их обманули.

По договору коммерческого найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне - нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование для проживания в нем.

В Москве, к примеру, установлено, что при невозможности улучшения жилищных условий гражданина путем предоставления жилой площади по договору социального найма он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем получения жилья по договору коммерческого найма. Ранее граждане, которым были предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имели право на выкуп занимаемого ими жилого помещения, как было установлено ст. 14 Закона г. Москвы от 15 января 2003 г. № 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы": "Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством".

В настоящий момент указанный Закон № 22 утратил юридическую силу, вместо него был принят новый Закон г. Москвы № 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения", который не предусматривает права на выкуп помещений, заключенных по договорам коммерческого найма. Не предусматривает такого права и новый Жилищный кодекс РФ (далее ЖК РФ). Однако стоит сказать о том, что введение нового законодательства в данной части не должно быть основанием для ухудшения прав нанимателей коммерческих квартир, лишающим их права на выкуп занимаемых помещений. Об этом говорит п. 3 ст. 6 ЖК РФ: "В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие". При этом стоит отметить, что пока нет судебной практики по аналогичным спорам.

Если рассматривать преимущества и недостатки договора коммерческого найма, то стоит отметить, что коммерческий наем жилых помещений отличается от социального найма целым рядом моментов.

Основные отличия договора коммерческого найма от договора социального найма

* Для заключения договора коммерческого найма нанимателю не требуется прохождения таких стадий, необходимых для заключения договора социального найма, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, прохождение очереди на получение жилого помещения, получение ордера на вселение в жилое помещение и т. д.

* Коммерческое жилье не подлежит приватизации.

* Вселение близких родственников по договору социального найма возможно без согласия наймодателя, по договору коммерческого найма нельзя вселить в квартиру даже близких родственников.

* По договору социального найма жилье подлежит предоставлению без установления срока его действия и по установленной норме; по коммерческому найму - на срок, не превышающий 5 лет, и законодатель не ограничивает размер предоставляемого жилья. Отличия одного договора от другого прослеживаются также в некоторых иных вопросах; в частности, правом на обмен, замену жилого помещения обладает лишь наниматель по договору социального найма.

* Коммерческий наем - всегда возмездный договор, в то время как по социальному найму жилые помещения для малоимущих предоставляются бесплатно.

* В связи с неисполнением обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателем жилья по договору социального найма Жилищным кодексом РФ предусматривается выселение виновных лиц с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для выселения в общежитие.

* Расторжение договора коммерческого найма влечет выселение (на основании решения суда) нанимателя и граждан, проживающих в жилом помещении к моменту расторжения договора, при этом Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ) не устанавливает последствий выселения (без предоставления или с предоставлением другого жилого помещения).

Что общего между договором коммерческого и социального найма

* Права и обязанности нанимателей жилых помещений по этим договорам в значительной степени совпадают. Так, нанимателем по договору может быть только гражданин. Жилые помещения, предоставляемые по этим договорам, должны использоваться исключительно по назначению, то есть для проживания.

* При вселении несовершеннолетних детей согласия наймодателя не требуется ни по основаниям договора коммерческого найма, ни по основаниям договора социального найма.

* Совпадают положения ГК РФ и ЖК РФ и в следующем: объектом (предметом) жилищного найма должно быть изолированное, пригодное для проживания помещение (жилое помещение), договоры заключаются в письменной форме, договоры содержат положения в отношении прав и обязанностей сторон.

* Переход права собственности на жилой фонд социального и коммерческого назначения не лишает нанимателей права использовать данный фонд при новом собственнике. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.

Адвокат Олег Сухов, ведущий юрист "Первого столичного юридического центра"