Капремонт многоквартирных домов в удмуртии. Капитальный ремонт и те, кто на нем зарабатывают

28 марта пресс-служба судейского сообщества Удмуртии сообщила о том, что 24 марта заместитель директора «Фонда капительного ремонта Удмуртии» Алексей Горбунов взят под арест до 22 мая 2018 года в связи с обвинением в присвоении или растрате чужого имущества в особо крупном размере. По информации пресс-секретаря Первомайского районного суда Ижевска Ольги Порцевой, Горбунов обвиняется в присвоении 13 млн рублей, за что ему грозит до 10 лет лишения свободы. В то же время государственный контрольный комитет республики уже обращал внимание на многочисленные нарушения фонда.

И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ

Алексей Горбунов возглавляет «Фонд капительного ремонта» с приставкой «и.о.» с 2016 года. Он занял кресло бывшего руководителя организации Андрея Смирнова , который покинул его из-за своей депутатской деятельности. Все это время министерство ЖКХ , энергетики и госрегулирования тарифов региона обращалось в республиканское правительство, чтобы то инициировало конкурсную процедуру назначения нового директора фонда капремонта. Однако, по словам теперь уже бывшего министра ведомства Ивана Маринина , тогдашний премьер-министр Виктор Савельев эти просьбы игнорировал.

В августе 2017 года теперь уже Государственный контрольный комитет призвал власти обратить внимание на эту проблему, поскольку выявил нарушение трудового законодательства.

– Обязанности директора в течение длительного времени исполняются лицом, назначенным на должность приказом своего предшественника. Учредителем конкурс на замещение вакантной должности не инициируется, – сообщила аудитор Марина Олюнина .

Спустя два месяца – 3 ноября 2017 года – был объявлен открытый конкурс по отбору кандидата на должность директора фонда капитального ремонта. Как сообщил 27 марта председатель правительства Удмуртии Ярослава Семенова , до сих пор ведется работа по избранию нового руководства фонда. По предварительным данным, новый директор определится в конце апреля.

ВЕЗДЕ СВОИ

Также в прошлом году в рамках отчета о проверке деятельности фонда в период с 2015 по 2017 год, контрольный комитет объявил о целом ряде найденных нарушений: несоблюдение порядка проведения капремонта многоквартирных домов, неэффективное расходование бюджетных средств, нарушение сроков проведения работ, проведение капремонта в аварийном здании.

Еще одно замечание аудиторов касалось того, что в одном из органов управления фондом нет представителей министерства ЖКХ или правительства. Поэтому 27 сентября 2018 года на сессии Госсовета Удмуртии депутат регионального парламента Фарит Губаев дополнительно вошел в состав попечительского совета фонда.

80% ДОМОВ С НАРУШЕНИЯМИ

Дополнительные итоги по результатам аудиторских проверок фонда капремонта руководитель государственного контрольного комитета Удмуртии Борис Сарнаев зачитал на сессии Госсовета Удмуртии 27 марта 2018 года. Так, в ходе проверки капитально отремонтированных домов нарушения были найдены в 80% случаев. Большая часть из них касается ненадлежащего исполнения фондом капремонта функции технического заказчика, некачественная подготовка технической документации, что привело к срывам сроков по проведению работ, неполному выполнению необходимого объема работ, непосредственно влияющих на безопасность объектов.

– Я думаю, уважаемые депутаты, вы сами дадите оценку, насколько эффективно тратятся средства жителей Удмуртии и средства республиканского бюджета, – обратился Сарнаев к Госсовету республики.

Отметим, что 22 января 2017 года УФАС России по Удмуртии возбудило шесть дел в отношении «Фонда капитального ремонта Удмуртии» из-за нарушения конкурсных процедур. Так, в ходе проверки был установлен ряд конкурсов, проведенных в октябре-ноябре 2016 года, в которых фонд капремонта заключал контракты с подрядчиками, предоставившими обеспечение исполнения контракта в недостаточном объеме.

Здесь же нельзя не вспомнить еще одну историю, связную с фондом, которая произошла в ноябре 2016 года. Тогда жителей 41 дома, находящихся в управлении «Городской УК», насильно обязали делать взносы за капремонт не на свой спецсчет, а в Фонд капремонта («общий котел»). Спустя полгода решением суда жители вернулись в их управляющую компанию, признав перевод незаконным, однако на некоторых из них до сих пор висят долги за те 8 месяцев, в течение которых они платили взносы за капремонт в «общий котел».

СПРАВКА «КП»

Горбунов Алексей Леонидович, родился в Ижевске в 1977 году.

В 2000 году закончил инженерно-строительный факультет ИжГТУ им М.Т. Калашникова

С 2016 года исполняющий обязанности директора некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике».

Следите за новостями Ижевска в

Алексей Горбунов, являвшийся заместителем директора фонда капитального ремонта Удмуртии, обвиняется в растрате чужого имущества на сумму более 13 млн руб. Первомайский районный суд Ижевска арестовал его на два месяца. Пока следственные органы не сообщают суть обвинений, однако известно, что фонд регулярно подвергался критике надзорных и контролирующих органов.


Первомайский районный суд Ижевска арестовал на два месяца заместителя директора НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртии» Алексей Горбунова. Его обвиняют в присвоении или растрате чужого имущества в особо крупном размере, по ч.4 ст. 160 УК РФ. Об этом стало известно 28 марта из сообщения объединенной пресс-службы судейского сообщества республики.

По сведениям "Ъ-Удмуртия", расследование уголовного дела занимается УФСБ. В республиканских управлениях СК и ФСБ отказались комментировать суть обвинений. «Поводом для обращения в суд послужило возбуждение уголовного дела и предъявление мужчине обвинения в совершении тяжкого преступления коррупционной направленности на общую сумму 13 млн руб. (ч. 4 ст. 160 УК РФ по факту растраты, то есть хищения имущества Фонда, совершенной в особо крупном размере), за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет»,- сообщила пресс-секретарь Первомайского районного суда Ольга Порцева.

Фонд капитального ремонта был создан в 2014 году распоряжением правительства Удмуртии. Организацию наделили полномочиями регионального оператора. Фонд собирал средства собственников помещений домов и находил подрядчиков через конкурсные процедуры. Изначально директором был назначен депутат госсовета Удмуртии Андрей Смирнов. В 2017 году федеральный закон запретил возглавлять фонды депутатам и чиновников, поэтому господин Смирнов стал замдиректора. Фактическое исполнение обязанностей руководителя было возложено на другого зама Алексея Горбунова. Господин Смирнов отказался прокомментировать «Ъ-Удмуртия» суть обвинений.

Фонд капитального ремонта регулярно подвергался критике контролирующих органов. 30 августа 2017 года государственный контрольный комитет Удмуртии указал министерству энергетики и ЖКХ Удмуртии на необходимость большего участия в управлении фондов. Тогда проведенный впервые аудит показал ряд системных нарушений законодательства: неполноту нормативно-правового регулирования, ненадлежащую организацию и контроль взаимодействия между участниками региональной программы, несоблюдение порядка проведения капитального ремонта многоквартирных домов, неэффективное расходование бюджетных средств. Аудиторы сделали акцент на отсутствии мониторинга технического состояния многоквартирных домов, проведение капитального ремонта признанного аварийным и подлежащего сносу здания в Ижевске, пересмотр штатного расписания фонда капремонта восемь раз за два года, аренду помещения для работы фонда у коммерческой организации при свободных площадях на республиканском балансе, нарушение сроков капремонта, отсутствие в большой части случаев проектной документации ремонта домов. Проверяющие заявили также о раздутом штате фонда, который за два года увеличился с восьми до 55 человек.

В конце 2017 года УФАС провело внеплановую проверку фонда, итоги которой стали известны в январе 2018 года. По информации управления, фонд в октябре-ноябре 2016 года заключил контракты с подрядчиками, которые не предоставили достаточное обеспечение исполнения контрактов. По версии УФАС, фонд заключал с подрядчиками два разных договора подряда с разными суммами и разными объемами работ. По итогам проверки УФАС возбудило шесть дел о защите конкуренции. Фонд, комментируя действия УФАС, заявил, что не получал уведомлений или актов о возбуждении дел. «В конце декабря 2017 года УФАС организовал проверку фонда, по итогам которой в резолютивной части акта указано, что признаков нарушения специалистами фонда закона «О защите конкуренции» не установлено. Важно отметить, что на сегодня выбор подрядной организации, осуществляющей капитальный ремонт в доме, проходит на независимой государственной площадке в электронном виде. И фонд не может влиять на этот выбор»,- говорилось в сообщении фонда.

О работе фонда 27 марта высказался в своем отчетном докладе на сессии госсовета Удмуртии председатель ГКК Борис Сарнаев. По его словам, в 2015 году из числа проверенных домов были выявлены нарушения в 60%. В 2016-2017 годах нарушения были уже в более 80% домов. Господин Сарнаев заявил о системных нарушениях при расходовании средств, выделенных на капительный ремонт. Фонд нарушал порядок и организацию проведения капитального ремонта, некачественно готовил техническую документацию, что привело к срывам сроков подрядчиками исполнения договоров и неполному выполнению работ.

Премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов, комментируя доклад Бориса Сарнаева, заявил, что имя нового директора фонда станет известно через полтора месяца.

Евгений Зайнуллин

НУО «Фонд капитального ремонта» был основан в 2014 году решением правительства Удмуртской Республики на основании решений параграфа 7 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 178 Жилищного кодекса России. Фонд организует капитальный ремонт многоквартирных домов, для чего аккумулирует миллионы рублей, которые взимают с собственников жилья.

В мае – июне 2017 года, когда прошло уже три года с начала работы фонда, эту некоммерческую организацию решили проверить контрольные органы. А поскольку учредителем фонда является правительство Удмуртии, то проверкой занялся республиканский Государственный контрольный комитет (далее - ГКК УР), образованный Государственным Советом Удмуртской Республики. ГКК УР – это аналог Счетной палаты России, которая занимается контролем расходования бюджетных средств государственными организациями.

ПРОВЕРКА

По результатам проверки НУО «Фонда капитального ремонта Удмуртской Республики» сотрудники ГКК УР составили акт на 31 странице, куда внесли довольно много замечаний. Руководитель проверки Дмитрий Глебов рассказал корреспонденту информагентства «Сусанин» о тех из них, которые показались ему и его коллегам наиболее подозрительными. Стоит отметить, что после составления акта Фонд капитального ремонта и ГКК УР согласовали план исправления нарушений.

Так, в акте говорится, что на ремонт арендуемых фондом помещений было перерасходовано 355,2 тыс. рублей. Но на момент проверки оплата за ремонт была произведена ещё не в полном объёме, задолженность была снижена на сумму перерасхода, и эти деньги удалось сохранить в бюджете.

Высший коллегиальный орган фонда (ВКО, как теперь называется правление) оказался полностью зависим от руководства фонда. ВКО формировали в основном из сотрудников фонда – а это четыре из шести голосов. Впрочем, по словам Глебова, министерство ЖКХ, энергетики и государственного регулирования тарифов Удмуртии все же не упустило контроль над организацией: «Министерство является ГРБС по отношению к Фонду. То есть главным распорядителем бюджетных средств, который непосредственно распределяет деньги на финансирование самого фонда. Говорить, что отсутствует контроль в отношении фонда со стороны министерства ЖКХ, тоже не совсем правильно. У них были совещания, и они согласовывают смету расходов», - рассказал аудитор.

На момент проверки весной 2017 года не был назначен конкурс на назначение директора фонда. Интересно, что должность руководителя больше года исполняет Алексей Горбунов, заместитель бывшего директора Андрея Смирнова, назначенный приказом Смирнова по решению ВКО на эту должность. Конкурс не инициировался учредителями (Правительство УР, Минэнерго и ЖКХ УР). В плане устранения замечаний указано, что конкурс на замещение должен быть назначен до 31 декабря 2017 года, что и было сделано. 3 ноября 2017 года председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов подписал распоряжение о проведении открытого конкурса на замещение должности директора «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах республики». Конкурсная комиссия, которая проведет квалификационный экзамен кандидатов в форме компьютерного тестирования, будет создана министерством энергетики, ЖКХ и госрегулирования.

Первый заместитель директора фонда капитального ремонта Андрей Смирнов рассказал о предстоящем конкурсе: «По моим скромным подсчетам дат, он произойдет в мае. Это процедура, которую нужно пройти. В начале объявление конкурса, сбор документов, подача кандидатурами документов. Следующий этап – сдача экзамена, очень массированного огромного экзамена… Там будет трудовое право, бухгалтерское право, уголовное право, Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс… 50 вопросов, 30 минут, нужно на 45 ответить».

В ответ на запрос информагентства «Сусанин» министерство ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики подтвердило, что проблемы комплектования ВКО и назначения нового директора фонда уже решаются: «В настоящее время новый состав ВКО находится в стадии согласования. Конкурс на замещение должности директора инициируется Председателем конкурсной комиссии. В настоящее время конкурс объявлен решением правительства Удмуртской Республики».

Вызвала вопросы специалистов ГКК УР и структура фонда: 25 из 55 сотрудников назначены на разнообразные руководящие должности. У некоторых из них нет в подчинении специалистов. Такую структуру в фонде аргументируют отсутствием согласования на прием новых сотрудников и тем, что нормативов структуры не существует. Первый заместитель директора фонда Андрей Смирнов в разговоре с нашим корреспондентом об этой проблеме рассказал следующее: «Фонды капитального ремонта на территориях всех регионов Российской Федерации образованы вновь. Как такого шаблона – его нет. По поручению председателя правительства Удмуртской Республики мы провели расчет, предоставили этот расчет в Минтруда Удмуртской Республики. Минтруда его нам не опроверг. В нем говорится, что фонду необходимо 99 человек. Но мы не пошли по этому пути, пути раздувания штата. Мы пошли по пути оптимального, достаточного, но необходимого штатного расписания. Пока на сегодняшний день мы вышли на численность 55». В ГКК УР, в свою очередь, подтвердили, что утвержденных Минстроем России нормативов штатов для региональных фондов капремонта просто не существуют – они разрабатываются только сейчас.

Госжилинспекция Удмуртской Республики внесла в акт проверки несколько пунктов, касающихся претензий к работе фонда с объектами капитального ремонта. Об этом рассказал главный жилищный инспектор Удмуртской Республики Марат Исмагилов. «У нас к Фонду капремонта в ходе проведенных проверок в предыдущие годы, периоды, было много вопросов, то что они, как правило, нарушали процедуру в части работы с собственниками. Когда необходимо было собственникам на общем собрании сделать предложение о необходимости выполнения работ с указанием объемов и цены этих работ», - сообщил Исмагилов.

Так, фонд в начальный период своей деятельности не обеспечил выполнение функции технического контроля. Выявлены случаи, когда не проводилось техническое обследование многоквартирных домов. При недостатке средств на капремонт не инициировались переговоры с владельцами жилья о дополнительном финансировании или о привлечении заемных средств. В итоге в ряде случаев некачественная подготовка техдокументации привела к нарушению сроков исполнения договоров, к их продлению, к неполному выполнению всего необходимого объема работ. В результате этих действий некоторые инженерные конструкции в ряде «отремонтированных» домов в нормативное состояние приведены не были. А значит, и цели региональной программы капитального ремонта – создание безопасных и благоприятных условий проживания – по ряду объектов не достигнуты.

В министерстве ЖКХ фактически высказываются в поддержку усиления контроля общественности и государственных органов, таких как Госжилинспекция, в деле исправления нарушений, которые могут быть совершены при проведении капитального ремонта: «В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.182) региональный оператор аккумулирует взносы собственников и затем на данные средства организует проведение капитального ремонта. При этом региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений. Соответственно, в случае выявления нарушений собственники вправе вести претензионную работу или поручить ее проведение иному лицу, например, управляющей организации».

Более того, от Госжилинспекции в МВД по Удмуртской Республике в 2017 году поступило 2 заявления в отношении НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». В полиции подтвердили, что по одному из них принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, по другому в настоящее время ведется проверка.

Руководитель Госжилинспекции Удмуртии Марат Исмагилов в разговоре с корреспондентом «Сусанина» рассказал о случаях, когда акты выполненных работ подписывались без участия представителей муниципальных образований и сотрудников инспекции. Правда, он уточнил, что с начала 2017 года таких нарушений практически не было и процедура сдачи домов в последнее время соблюдается сотрудниками фонда достаточно строго.

Вместе с тем начальник отдела контроля расходов в национальной экономике ГКК УР Дмитрий Глебов отметил, что признаков преступлений при проведении проверки весной и летом 2017 года, обнаружено не было: «Какие-то нарушения бухучета – на данный момент исправляются. Какие-то нормативные документы, в том числе Минстроем России – они разрабатываются. Это позволит в дальнейшем непосредственно скорректировать деятельность этого фонда. Каких-то серьезных, грубых нарушений в ходе проверки мы не установили», - сообщил он.

Более того, по словам проверяющих, за исключением редких случаев, особенно касающихся начального периода деятельности фонда, региональный оператор достаточно рачительно относится к средствам владельцев жилья, собранным на капитальный ремонт. Так, по словам аудитора, не обнаружено финансовых злоупотреблений, касающихся основного направления деятельности Фонда капитального ремонта Удмуртии: «По данным официального заключения на ценообразование, по тем объектам, которые мы выбираем случайным порядком, сами понимаете, превышение сметной стоимости или увеличение расценок не установлено», - сказал Дмитрий Глебов.

НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Поскольку Государственный контрольный комитет республики продолжает пристально следить за деятельностью фонда вплоть до выполнения плана мероприятий по устранению нарушений, то все его 12 пунктов остаются в центре внимания контрольного органа. В ноябре 2017 года возникли сомнения в исполнении третьего пункта - аренды фондом помещений у коммерческих структур. Планом было предложено найти замену офисам среди недвижимости, которая принадлежит республике, к 1 декабря 2020 года.

Дмитрий Глебов рассказал следующее: «Они обращались в Минимущество… были предложены определенные площади, которые не были ими восприняты в части того, чтобы их занять. Соответственно, дальше действия их были направлены на то, чтобы обеспечить выполнение своих функций. Да, мы установили такой факт, что они занимают площади коммерческих организаций. Дальше все зависит от учредителя, который непосредственно занимается деятельностью фонда».

ГКК УР запросил дополнительную информацию, касающуюся нерационального использования средств, которые бюджет выделяет в виде субсидий непосредственно на саму деятельность организации. И обнаружил интересный факт. Так, фонд располагается в трех офисах по адресам Орджоникидзе, 57 (284 кв.м) и 59 (265,9 и 165 кв.м). Договоры аренды этих помещений заключены в 2015-2016 годы сроком на 7 лет.

Сотрудники ГКК УР обнаружили, что Фонд капитального ремонта в 2017 году арендует помещения по цене 1030 рублей за квадратный метр. При том, что цены на аренду в Ижевске, согласно проведенному специалистами ведомства анализу стоимости аренды офисных помещений, колеблются в интервале от 350 до 700 рублей за квадратный метр.

Заинтересовавшись столь высокой ценой, аудиторы выяснили, что на кадастровый учет помещение по адресу Орджоникидзе, 57 поставлено 29.12.2015 – за 2 месяца до передачи их фонду. А право собственности на этот офис было оформлено 27.01.2016 года, то есть за 1 месяц до передачи их в аренду регоператору. При этом в Ижевске десятки помещений стоят пустующими по многу месяцев.

Узнав, что кто-то так удачно сдал свежекупленный офис без ремонта за деньги бюджета, ГКК УР заинтересовался собственником. Оказалось, что этим офисом владеет ООО «Деталь», учредителем которого является Андрей Леонидович Смирнов, который в период заключения договоров аренды офисов официально работал директором Фонда капремонта Удмуртии. В ООО «Деталь» Смирнову принадлежит 100% доля. Светлана Михайловна Смирнова, согласно выписке из ЕГРЮЛ с сайта налоговой инспекции, в ООО «Деталь» является директором.

Кроме того, в этих офисах на момент сдачи в аренду была лишь черновая отделка, но за деньги бюджета в помещениях ООО «Деталь» сделали ремонт стоимостью 4,2 миллиона рублей.

Помещения по адресу Орджоникидзе, 57 сданы фонду неким ООО ТД «Байкал», которое предоставляет помещения в субаренду, ссылаясь на некий договор безвозмездного пользования, который, видимо, заключен с владельцем офиса.

Всего же, по мнению специалистов ГКК УР, в результате действий Андрея Смирнова неэффективно израсходованы как минимум 7 миллионов рублей.

ГКК УР не удалось выяснить, есть ли связь между Андреем Смирновым и ООО ТД «Байкал», которому принадлежат остальные помещения, занимаемые фондом. Но это и не входит в полномочия комитета. Поэтому контрольный орган Удмуртии уже направил эти материалы в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртии, а руководитель комитета Борис Сарнаев доложил об обнаруженной информации руководству республики.

Информационное агентство «Сусанин» будет внимательно следить за этим расследованием.

Наша справка: НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики».

Сейчас в фонде работают 55 человек. Всего в зоне ответственности фонда в Удмуртии находятся 7 385 многоквартирных жилых домов, из которых 362 дома, как обозначено на сайте регионального оператора, находятся «на карте капремонта», то есть должны быть отремонтированы в 2017 году. Всего в 2017 году Фонд должен выполнить капитальный ремонт в 382 домах на сумму 595,1 млн. рублей.

В Удмуртии доля выполнения краткосрочного плана капитального ремонта составляет более 90%. Работы по плану 2017 года законтрактованы на 99%.

Фонд постоянно борется за повышение собираемости взносов на капитальный ремонт. На сегодня она составляет порядка 95,5%, в итоге «общий котел» пополнился примерно на 80 млн рублей с середины 2015 по ноябрь 2017, что позволило в этом году увеличить список ремонтируемых домов.

Собираемость по муниципальным помещениям в Удмуртии, в 30 районах региона, составляет 76%, где из начисленных 62,5 млн рублей, оплачено – 47,6 млн рублей.

На май 2017 года в фонд поступило порядка 1 млрд 24 млн рублей из отчислений граждан. Еще свыше 3 млрд рублей были аккумулированы на спецсчетах тех многоквартирных домов, владельцы жилья в которых решили самостоятельно распоряжаться сборами на капремонт.

Согласно постановлению правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 г. № 186 (в редакции постановления правительства УР от 12.09.2016 г. № 388) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома в Удмуртской республике» перечень услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя следующие виды работ:

- обследование строительных и инженерных конструкций многоквартирного дома.

- изготовление и экспертиза проектной документации на работы указанные в пунктах 1-7, в целях проведения капитального ремонта общего имущества конкретного многоквартирного дома (в случае, если подготовка проектной документации и проведение ее экспертизы необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

- ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения;

- ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения;

- ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения;

- ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения;

- ремонт внутридомовых инженерной системы водоотведения;

- ремонт крыши;

- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

- ремонт фасада (цоколь);

- ремонт фундамента (отмостка);

- ремонт систем и средств противопожарной защиты.