Университетский курс. Конституционное право. Университетский курс Раздел iv. национальная экономика и публичные финансы

Конституция Молдавии (Конституция Республики Молдова , Constituţia Republicii Moldova ) — , определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята .

Конституция Молдавской АССР (1925)

Проект Конституции Молдавской АССР был разработан Кодификационным отделом Наркомюста УССР и 8 декабря 1924 года представлен на рассмотрение Комиссии ответственных работников при этом отделе. В феврале 1925 года Наркомат юстиции УССР представил проект Конституции Молдавской АССР в Совет Народных Комиссаров УССР, который одобрил его и направил для обсуждения в Молдавию.

23 апреля 1925 года, спустя пять месяцев с момента образования Молдавской АССР, Первый Молдавский съезд Советов единогласно принял первую Конституцию — Основной Закон Молдавской АССР. Конституция законодательно оформила молдавскую советскую национальную государственность.

Конституция Молдавской АССР (1938)

Конституция была принята 6 января 1938 года VII Чрезвычайным съездом Верховного Совета . Она была основана на принципах и положениях . Толчком к созданию Конституции послужили достижения молдавского народа в экономике и культуре. Все эти успехи нашли своё законодательное отражение в данном документе .

Конституция 1938 года состояла из 11 глав и 114 статей. Первая глава была посвящена общественному устройству молдавской автономии, а вторая её внутреннему устройству. В третьей главе Конституции речь шла о высших органах власти, в четвёртой — о республиканских органах управления; в пятой — об ; в шестой — о бюджете МАССР; в седьмой — о деятельности судебных органов и прокуратуры. Восьмой главой предусматривались основные права и обязанности граждан. Девятая глава регулировала нормы, касающиеся . Десятой главой устанавливались ( , ) Молдавской АССР. Заключительная глава предусматривала порядок изменения Конституции .

Конституция Молдавской ССР (1941)

В ноябре 1940 года Верховный Совет в связи с образованием на своей внеочередной сессии создал Конституционную комиссию для разработки проекта Конституции (Основного Закона) Молдавской ССР и назначил выборы в Верховный Совет новообразованной союзной республики . Конституция (Основной Закон) Молдавской ССР была принята Верховным Советом Молдавской ССР 10 февраля 1941 года . Она была основана на принципах и положениях и построена в полном соответствии с ней . Конституцию 1941 года сменила новая Конституция (Основной Закон) Молдавской ССР, принятая в 1978 году.

Конституция включала в себя политические, экономические и исторические особенности развившейся и оформившейся молдавской советской государственности. Данные особенности, не только отражали факт более позднего вхождения Бессарабии в состав социалистического государства, но и определили некоторое отличие политической и экономической основы Молдавской ССР от соответствующих институтов тех союзных республик, которые построили социализм уже к 1936 году .

Конституцию 1941 года сменила новая конституция 1978 года.

Конституция Молдавской ССР (1978)

15 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховный Совет Молдавской ССР единодушно принял новую конституцию, чтобы заменить ею конституцию 1941 года и поправки к ней. Она была подготовлена в рамках приведения конституций союзных республик в соответствие с новой .

Эта конституция стала второй в истории Молдавской ССР .

23 мая 1991 года Верховный Совет республики переименовал ССР Молдова (Молдавскую ССР) в Республику Молдова , что тоже не согласовывалось с союзной конституцией вплоть до .

27 августа 1991 года Верховный Совет Молдавии принял Декларацию о независимости. В связи с этим было прекращено действие статей 28, 29, 30, 57, 60, 61, 68, 72, части второй статьи 74, статьи 75, пунктов 22.1, 28 и 29 части третьей статьи 97, пункта 6 статьи 105, части первой статьи 127, статей 145 и 148 Конституции Республики Молдова (Молдавской ССР) , которые содержали упоминания об СССР.

27 августа 1994 года конституция бывшей Молдавской ССР от 15 апреля 1978, включая все её последующие пересмотры и поправки, была аннулирована полностью. В ту же самую дату вступила в силу новая Конституция Молдовы.

Конституция Республики Молдова 1994 года

3 сентября 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР принял Закон об учреждении поста президента Молдавии и внесении изменений и дополнений в конституцию. В республике объявлялась президентская форма правления. была принята новая конституция Молдавии. Было заявлено, что она направлена на построение социально-ориентированного рыночного государства. Конституция провозглашала концепцию разделения властей, отсутствие обязательной государственной идеологии, социальные гарантии и демократические свободы.

Государство в первой статье характеризуется как «суверенное и независимое, единое и неделимое», а также как «демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Форма государственного правления — республика.

Статья 6 закрепляет принцип разделения властей — «законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции». Критиками [ ] отмечалось, что разделение компетенции между ветвями власти были недостаточно отработаны, что создало условия для конфликтов между ними.

В статье 12 утверждена государственная символика: , и . Статья 14 объявляет столицей город .

Соотношение норм Конституции с нормами Декларации о независимости

Государственным языком объявлялся, согласно Конституции Республики Молдовы, « , функционирующий на основе латинской графики». Однако принял 5 декабря 2013 разъяснение о правильном трактовании текста Конституции Республики Молдовы:

Конституционный суд Молдавии постановил, что государственным языком в стране является , как записано в , а не молдавский, указанный в конституции республики.

Декларация связана с конституцией, но, в случае разногласий приоритет отдается тексту декларации, заявил председатель суда , отметив, что вынесенное решение окончательно и обжалованию не подлежит .

Но, согласно статьи 7, Конституции Республики Молдова:

Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Что фактически признает нелегитимным решение конституционного суда и оставляет возможность для проведения столь важного изменение только посредством референдума.

Раздел II Конституции Республики Молдовы

Раздел II молдавской конституции посвящён основным правам, свободам и обязанностям.

Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный — высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых — 4 года.

Глава V посвящена президенту. является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Избирается народом путём прямого тайного голосования. Срок полномочий Президента — 4 года.

Согласно гл. VI, «осуществляет общее руководство публичным управлением». Оно состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов, определённых органическим законом. Кандидатуру премьер-министра Президент выдвигает «после консультаций с парламентским большинством» и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство.

(justice.md)

  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — : Elan Poligraf, 2002. — С. 341—342. — 360 с. — .
  • Конституция Молдавии
    Принятие 29 июля 1994 года
    Вступление в силу 27 августа 1994 года
    Первая публикация в Monitorul Oficial , № 1, 12 августа 1994 года
    Действующая редакция 29 марта 2016 года

    Конституция Молдавской АССР (1925)

    Проект Конституции Молдавской АССР был разработан Кодификационным отделом Наркомюста УССР и 8 декабря 1924 года представлен на рассмотрение Комиссии ответственных работников при этом отделе. В феврале 1925 года Наркомат юстиции УССР представил проект Конституции Молдавской АССР в Совет Народных Комиссаров УССР, который одобрил его и направил для обсуждения в Молдавию.

    23 апреля 1925 года, спустя пять месяцев с момента образования Молдавской АССР, Первый Молдавский съезд Советов единогласно принял первую Конституцию - Основной Закон Молдавской АССР. Конституция законодательно оформила молдавскую советскую национальную государственность.

    Конституция Молдавской АССР (1938)

    Конституция была принята 6 января 1938 года VII Чрезвычайным съездом Верховного Совета Молдавской АССР . Она была основана на принципах и положениях Конституции СССР 1936 года . Толчком к созданию Конституции послужили достижения молдавского народа в экономике и культуре. Все эти успехи нашли своё законодательное отражение в данном документе .

    Конституция 1938 года состояла из 11 глав и 114 статей. Первая глава была посвящена общественному устройству молдавской автономии, а вторая её внутреннему устройству. В третьей главе Конституции речь шла о высших органах власти, в четвёртой - о республиканских органах управления; в пятой - об органах местного самоуправления ; в шестой - о бюджете МАССР; в седьмой - о деятельности судебных органов и прокуратуры. Восьмой главой предусматривались основные права и обязанности граждан. Девятая глава регулировала нормы, касающиеся избирательной системы . Десятой главой устанавливались государственные символы (герб , флаг) Молдавской АССР. Заключительная глава предусматривала порядок изменения Конституции .

    Конституция Молдавской ССР (1941)

    В ноябре 1940 года Верховный Совет Молдавской Автономной ССР в связи с образованием Молдавской ССР на своей внеочередной сессии создал Конституционную комиссию для разработки проекта Конституции (Основного Закона) Молдавской ССР и назначил выборы в Верховный Совет новообразованной союзной республики . Конституция (Основной Закон) Молдавской ССР была принята Верховным Советом Молдавской ССР 10 февраля 1941 года . Она была основана на принципах и положениях Конституции (Основного Закона) Союза ССР 1936 года и построена в полном соответствии с ней . Конституцию 1941 года сменила новая Конституция (Основной Закон) Молдавской ССР, принятая в 1978 году.

    Конституция включала в себя политические, экономические и исторические особенности развившейся и оформившейся молдавской советской государственности. Данные особенности, не только отражали факт более позднего вхождения Бессарабии в состав социалистического государства, но и определили некоторое отличие политической и экономической основы Молдавской ССР от соответствующих институтов тех союзных республик, которые построили социализм уже к 1936 году .

    Конституцию 1941 года сменила новая конституция 1978 года.

    Конституция Молдавской ССР (1978)

    15 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховный Совет Молдавской ССР единодушно принял новую конституцию, чтобы заменить ею конституцию 1941 года и поправки к ней. Она была подготовлена в рамках приведения конституций союзных республик в соответствие с новой конституции Советского Союза 1977 года .

    Эта конституция стала второй в истории Молдавской ССР .

    23 мая 1991 года Верховный Совет республики переименовал ССР Молдова (Молдавскую ССР) в Республику Молдова , что тоже не согласовывалось с союзной конституцией вплоть до распада СССР в декабре того же года .

    27 августа 1991 года Верховный Совет Молдавии принял Декларацию о независимости. В связи с этим было прекращено действие статей 28, 29, 30, 57, 60, 61, 68, 72, части второй статьи 74, статьи 75, пунктов 22.1, 28 и 29 части третьей статьи 97, пункта 6 статьи 105, части первой статьи 127, статей 145 и 148 Конституции Республики Молдова (Молдавской ССР) , которые содержали упоминания об СССР.

    27 августа 1994 года конституция бывшей Молдавской ССР от 15 апреля 1978, включая все её последующие пересмотры и поправки, была аннулирована полностью. В ту же самую дату вступила в силу новая Конституция Молдовы.

    Конституция Республики Молдова 1994 года

    3 сентября 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР принял Закон об учреждении поста президента Молдавии и внесении изменений и дополнений в конституцию. В республике объявлялась президентская форма правления. 29 июля 1994 года была принята новая конституция Молдавии. Было заявлено, что она направлена на построение социально-ориентированного рыночного государства. Конституция провозглашала концепцию разделения властей, отсутствие обязательной государственной идеологии, социальные гарантии и демократические свободы.

    Государство в первой статье характеризуется как «суверенное и независимое, единое и неделимое», а также как «демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Форма государственного правления - республика.

    Статья 6 закрепляет принцип разделения властей - «законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции». Критиками [кто? ] отмечалось, что разделение компетенции между ветвями власти были недостаточно отработаны, что создало условия для конфликтов между ними.

    В статье 12 утверждена государственная символика: флаг , герб и Гимн Молдавии . Статья 14 объявляет столицей город Кишинёв .

    Соотношение норм Конституции с нормами Декларации о независимости

    Государственным языком объявлялся, согласно Конституции Республики Молдовы, «молдавский язык , функционирующий на основе латинской графики». Однако Конституционный суд Республики Молдовы принял 5 декабря 2013 разъяснение о правильном трактовании текста Конституции Республики Молдовы:

    Конституционный суд Молдавии постановил, что государственным языком в стране является румынский язык , как записано в декларации о независимости , а не молдавский, указанный в конституции республики.

    Декларация связана с конституцией, но, в случае разногласий приоритет отдается тексту декларации, заявил председатель суда Александр Тэнасе , отметив, что вынесенное решение окончательно и обжалованию не подлежит .

    Но, согласно статьи 7, Конституции Республики Молдова:

    Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.

    Что фактически признает нелегитимным решение конституционного суда и оставляет возможность для проведения столь важного изменение только посредством референдума.

    Начиная с 2012 года правящие в Молдавии Партии Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) безуспешно пытались изменить текст конституции, требуя заменить термин « Раздел II Конституции Республики Молдовы

    Раздел II молдавской конституции посвящён основным правам, свободам и обязанностям.

    Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный парламент - высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых - 4 года.

    Глава V посвящена президенту. Президент Молдавии является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Избирается народом путём прямого тайного голосования. Срок полномочий Президента - 4 года.

    Согласно гл. VI, Правительство Республики Молдова «осуществляет общее руководство публичным управлением». Оно состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов, определённых органическим законом. Кандидатуру премьер-министра Президент выдвигает «после консультаций с парламентским большинством» и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство.

    Судебную систему составляют Высшая судебная палата, Апелляционная палата и суды. На местах действует система местных выборных органов, основывающихся на принципах местной автономии.

    Была принята новая конституция Молдавии. Было заявлено, что она направлена на построение социально-ориентированного рыночного государства. Конституция провозглашала концепцию разделения властей, отсутствие обязательной государственной идеологии, социальные гарантии и демократические свободы.

    Государство в первой статье характеризуется как «суверенное и независимое, единое и неделимое», а также как «демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Форма государственного правления - республика.

    Статья 6 закрепляет принцип разделения властей - «законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции». Критиками [кто? ] отмечалось, что разделение компетенции между ветвями власти были недостаточно отработаны, что создало условия для конфликтов между ними.

    В статье 12 утверждена государственная символика: флаг , герб и Гимн Молдавии . Статья 14 объявляет столицей город Кишинёв .

    Соотношение норм Конституции с нормами Декларации о независимости

    Государственным языком объявлялся, согласно Конституции Республики Молдовы, «молдавский язык , функционирующий на основе латинской графики». Однако Конституционный суд Республики Молдовы принял 5 декабря разъяснение о правильном трактовании текста Конституции Республики Молдовы:

    Конституционный суд Молдавии постановил, что государственным языком в стране является румынский язык , как записано в декларации о независимости, а не молдавский, указанный в конституции республики.

    Декларация связана с конституцией, но, в случае разногласий приоритет отдается тексту декларации, заявил председатель суда Александр Тэнасе , отметив, что вынесенное решение окончательно и обжалованию не подлежит

    Но, согласно статьи 7, Конституции Республики Молдова:
    Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.
    Что фактически признает нелегитимным решение конституционного суда и оставляет возможность для проведения столь важного изменение только посредством референдума.

    Начиная с 2012 года правящие в Молдавии Партии Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) безуспешно пытались изменить текст конституции, требуя заменить термин «молдавский язык , функционирующий на основе латинской графики» на «румынский язык », но не могли собрать каждый раз конституционное большинство в Парламенте Республики Молдовы . Однако через решение Конституционного суда Молдавии правящим партиям удалось превратить Конституцию в документ меньшей юридической силы, чем декларация о независимости Республики Молдова.

    Раздел II Конституции Республики Молдовы

    Раздел II молдавской конституции посвящён основным правам, свободам и обязанностям.

    Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный парламент - высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых - 4 года.

    Глава V посвящена президенту. Президент Молдавии является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Избирается Парламентом путём тайного голосования. Срок полномочий Президента - 4 года.

    • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. - С. 341-342. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4 .

    Напишите отзыв о статье "Конституция Молдавии"

    Отрывок, характеризующий Конституция Молдавии

    – Улюлю!… – не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины в поперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя чернопегая, широкозадая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе… вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать, как она это всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги.
    – Улюлюлюлю! – кричал Николай.
    Красный Любим выскочил из за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи (ляжки задних ног), но в ту ж секунду испуганно перескочил на другую сторону. Волк присел, щелкнул зубами и опять поднялся и поскакал вперед, провожаемый на аршин расстояния всеми собаками, не приближавшимися к нему.
    – Уйдет! Нет, это невозможно! – думал Николай, продолжая кричать охрипнувшим голосом.
    – Карай! Улюлю!… – кричал он, отыскивая глазами старого кобеля, единственную свою надежду. Карай из всех своих старых сил, вытянувшись сколько мог, глядя на волка, тяжело скакал в сторону от зверя, наперерез ему. Но по быстроте скока волка и медленности скока собаки было видно, что расчет Карая был ошибочен. Николай уже не далеко впереди себя видел тот лес, до которого добежав, волк уйдет наверное. Впереди показались собаки и охотник, скакавший почти на встречу. Еще была надежда. Незнакомый Николаю, муругий молодой, длинный кобель чужой своры стремительно подлетел спереди к волку и почти опрокинул его. Волк быстро, как нельзя было ожидать от него, приподнялся и бросился к муругому кобелю, щелкнул зубами – и окровавленный, с распоротым боком кобель, пронзительно завизжав, ткнулся головой в землю.
    – Караюшка! Отец!.. – плакал Николай…
    Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног и наддал скоку. Но тут – Николай видел только, что что то сделалось с Караем – он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.
    Та минута, когда Николай увидал в водомоине копошащихся с волком собак, из под которых виднелась седая шерсть волка, его вытянувшаяся задняя нога, и с прижатыми ушами испуганная и задыхающаяся голова (Карай держал его за горло), минута, когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни. Он взялся уже за луку седла, чтобы слезть и колоть волка, как вдруг из этой массы собак высунулась вверх голова зверя, потом передние ноги стали на край водомоины. Волк ляскнул зубами (Карай уже не держал его за горло), выпрыгнул задними ногами из водомоины и, поджав хвост, опять отделившись от собак, двинулся вперед. Карай с ощетинившейся шерстью, вероятно ушибленный или раненый, с трудом вылезал из водомоины.
    – Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
    Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
    Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
    Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
    Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
    С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
    – О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
    – Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
    Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
    – Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

    Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
    Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.

    Constituţia Republicii Moldova ) - основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята парламентом 29 июля года.

    Раздел II молдавской конституции посвящён основным правам, свободам и обязанностям.

    Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный парламент - высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых - 4 года.

    Глава V посвящена президенту. Президент Молдавии является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Избирается Парламентом путём тайного голосования. Срок полномочий Президента - 4 года.

    Согласно гл. VI, Правительство Республики Молдова «осуществляет общее руководство публичным управлением». Оно состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов, определённых органическим законом. Кандидатуру премьер-министра Президент выдвигает «после консультаций с парламентским большинством» и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство.

    • Конституционное право как учебная дисциплина
      • Понятие конституционного права как учебной дисциплины
      • Функции конституционного права как учебной дисциплины
      • Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами
    • Конституционное право в системе национальных отраслей права
      • Понятие конституционного права
      • Конституционно-правовые отношения
      • Субъекты конституционно-правовых отношений
      • Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права
      • Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций
      • Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей
      • Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
      • Конституционно-правовые нормы
      • Источники конституционного права
      • Методы конституционно-правового регулирования
      • Система конституционного права как национальной отрасли права
      • Конституционно-правовое принуждение
    • Современная наука конституционного права
      • Понятие науки конституционного права
      • Юридический позитивизм в науке конституционного права
      • Нормативистская теория права Г. Кельзена и ее методологическое значение для науки конституционного права
      • Социологическое направление в науке конституционного права
      • Политическое направление в науке конституционного права
      • Психологическое направление в науке конституционного права
      • Марксистское направление в науке конституционного права
      • Интегративная юриспруденция и наука конституционного права
      • Теологические направления в науке конституционного права
    • Конституции современных государств
      • Понятие и классификация конституций
      • Юридические свойства конституций современных государств
      • Объекты конституционного регулирования
      • Конституционное развитие Российской Федерации
      • Конституция Российской Федерации 1993 г.
      • Действие Конституции и проблемы реализации конституционных норм
      • Конституционный контроль и надзор
    • Конституционные основы формы государства
      • Понятие формы государства
      • Способы конституционного определения формы государства
      • Конституционное регулирование формы правления современных государств
      • Нетипичные формы государственного правления
      • Россия как президентско-парламентская республика
      • Институт пожизненного президентства как совокупность квалифицирующих признаков формы государственного правления
      • Политико-территориальная организация государства
      • Конституционные основы регионалистского государства
      • Конституционно-правовые основы политического режима
    • Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина
      • Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)
      • Конституционно-правовой статус человека
      • Особенности конституционно-правового статуса личности
      • Конституционно-правовой статус гражданина
      • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Гарантии конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
    • Гражданство
      • Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
      • Способы приобретения гражданства
      • Выход из гражданства, смена гражданства
      • Двойное гражданство и лица без гражданства
    • Суверенитет в конституционном праве
      • Суверенитет как государственно-правовая категория: становление и развитие
      • Государственный суверенитет
      • Народный суверенитет
      • Механизм реализации народного суверенитета
      • Национальный суверенитет
    • Конституционно-правовые основы гражданского общества
      • Понятие и сущность гражданского общества
      • Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества
      • Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
      • Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений
      • Конституционно-правовое регулирование политических отношений
      • Проблемы формирования гражданского общества в России
    • Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
      • Конституционно-правовой статус политических партий
      • Правовое положение общественных объединений
      • Конституционно-правовое положение религиозных объединений
      • Конституционно-правовой статус средств массовой информации
    • Конституционные формы народовластия
      • Понятие и сущность конституционных основ народовластия
      • Непосредственная демократия в современном государстве
      • Представительная демократия: юридическая природа и формы
    • Конституционные основы государственной власти
      • Понятие и сущность государства как конституционного института
      • Принцип разделения властей в современном государстве
      • Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти
    • Избирательное право и избирательные системы современного государства
      • Понятие и принципы избирательного права
      • Организация и порядок проведения выборов
      • Избирательные системы
      • Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
    • Конституционно-правовой статус главы государства
      • Место и роль главы государства в системе разделения властей
      • Полномочия главы государства
      • Политическая и правовая ответственность главы государства
    • Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти
      • Понятие и структура парламентов
      • Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов
      • Полномочия парламента
      • Законодательный процесс и иные парламентские процедуры
      • Правовой статус члена парламента
    • Конституционно-правовой статус правительства
      • Место правительства в системе органов государственной власти
      • Порядок формирования и структура правительства
      • Компетенция правительства и его функции
      • Конституционно-правовая ответственность правительства
    • Конституционные основы судебной власти
      • Судебная система в современном государстве
      • Функции судебной власти
      • Конституционное правосудие
    • Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти
      • Понятие и сущность прокурорско-надзорной власти
    • Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации
      • Статус субъектов федерации
      • Органы государственной власти субъектов федерации
    • Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления
      • Понятие местного управления и самоуправления
      • Модели местного управления и самоуправления
      • Система и компетенция органов местного управления и самоуправления
      • Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами государственной власти
    • Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской Империи, Советского Союза
      • Основы конституционного права Польши
      • Основы конституционного права Финляндии
      • Основы конституционного права Украины
      • Основы конституционного права Белоруссии
      • Основы конституционного права государств Закавказья
      • Основы конституционного права Казахстана
      • Основы конституционного права государств Средней Азии
      • Основы конституционного права Молдовы
      • Основы конституционного права государств Балтии

    Основы конституционного права Молдовы

    Конституция Республики Молдова определяет ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Действующая Конституция была принята парламентом 29 июля 1994 года.

    Конституция провозглашает концепцию разделения властей, отсутствие обязательной государственной идеологии, социальные гарантии и демократические свободы. Государственным языком объявлен молдавский, «функционирующий на основе латинской графики».

    Государство в первой статье характеризуется как «суверенное и независимое, единое и неделимое», а также как «демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Форма государственного правления - республика.

    Статья 6 Конституции закрепляет принцип разделения властей - «законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции». Статья 14 объявляет столицей город Кишинев. Раздел II молдавской конституции посвящен основным правам, свободам и обязанностям.

    Примечательно, что в Конституции закреплен принцип нейтралитета Молдовы - заключающийся в запрете размещения иностранных войск на территории государства и декларируемом постоянном нейтралитете в международных конфликтах.

    Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный парламент - высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых - 4 года.

    Глава V посвящена президенту. Президент Молдавии является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Президент избирается Парламентом путем тайного голосования. Срок полномочий Президента - 4 года.

    Согласно гл. VI, Правительство Республики Молдова «осуществляет общее руководство публичным управлением». Оно состоит из премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров и других членов, определенных органическим законом. Кандидатуру премьер-министра Президент выдвигает «после консультаций с парламентским большинством» и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство.

    Судебную систему составляют Высшая судебная палата, Апелляционная палата и суды. На местах действует система местных выборных органов, основывающихся на принципах местной автономии.

    Территориальное устройство Молдавии связано с проблемой непризнанного государства - Приднестровской Молдавской Республики.

    27 августа 1991 года парламент Молдавской ССР принял закон № 691 «О декларации о независимости», который объявлял не имеющим юридической силы закон 2 августа 1940 года «Об образовании союзной Молдавской ССР», в соответствии с которым Молдавская Автономная ССР стала частью Молдавской ССР. Соответственно, своим решением депутаты Молдавии отменили документ, регламентирующий нахождение Приднестровья в составе Молдавии. Указанный закон действует в Молдавии по настоящее время. Сторонники независимости Приднестровья ссылаются на указанный закон как на юридическую предпосылку суверенитета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Иностранные государства не признают независимость Приднестровья, полагая, что Молдавия стала субъектом международного права именно в контексте распада СССР, считая ее государством-продолжателем Молдавской ССР.

    Согласно административно-территориальному делению Молдавии часть территории, контролируемой Приднестровской Молдавской Республикой, входит в состав Молдавии как автономное территориальное образование, другая часть входит в состав Молдавии как муниципальное образование Бендеры. Часть территории Приднестровской Молдавской Республики контролируется Молдавией и, согласно административно-территориальному делению Молдавии, расположена на территории административных районов Молдавии.

    В составе Молдовы имеется автономное территориально образование Гагаузия, являющееся формой национально-территориальной политической автономии народности гагаузов. Помимо Конституции Молдовы, статус данной автономии регулируется Законом об особом правовом статусе Гагаузии и Уложением Гагаузии, принятым парламентом данной автономии. Высшее должностное лицо автономного образования - Глава Гагаузии. Он избирается сроком на 4 года и является членом Правительства Республики Молдова. Высший представительный орган - Народное Собрание Гагаузии, состоящее из 35 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Высший орган исполнительной власти - Исполнительный комитет Гагаузии. Самостоятельной судебной системы в Гагаузии нет.