III. Требования к зданию и основным помещениям. Организация бизнеса в подвальном помещении Одно помещение для обучения детей и взрослых

Регистрационный N 33660

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (приложение).

2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27 (зарегистрированы в Минюсте России 27.05.2003, регистрационный номер 4594).

А. Попова

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -организации дополнительного образования).

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организациях дополнительного образования, направленные на сохранение и укрепление их здоровья.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.5. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора 1 .

1.7. Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.8. Работники организации дополнительного образования должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке 2 .

Работники организации дополнительного образования проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.

Работники организации дополнительного образования должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок 3 .

1.9. Каждый работник организации дополнительного образования должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

II. Требования к размещению организации дополнительного образования и ее территории

2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации дополнительного образования, должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

2.2. Через территорию организации дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.3. Территорию организации дополнительного образования рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений.

Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях деревья высаживаются не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

2.4. На территории оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации дополнительного образования контейнерных площадках жилой застройки.

2.5. Территория организации дополнительного образования должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности на территории во время пребывания детей должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.

2.6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых зданий организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

2.7. При устройстве на территории организации дополнительного образования открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и в другие спортивные игры) предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления их дождевыми водами.

2.8. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

III. Требования к зданию организации дополнительного образования

3.1. Вновь строящиеся объекты организаций дополнительного образования рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания организаций дополнительного образования могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций дополнительного образования во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа.

Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

3.2 Входы в здания организации дополнительного образования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами.

3.3. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды.

3.4. Набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

Рекомендуемые состав и площади помещений, в которых организуются занятия различной направленности (технической, художественной, естественно-научной, физкультурно-спортивной), реализующие дополнительные общеобразовательные программы, принимаются в соответствии с Приложением N 1 (таблицы 1, 2 и 3).

Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0 м 2 на одного учащегося.

3.5. Помещения в здании организации дополнительного образования для занятий рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

Мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

Гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

Химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания.

При наличии медицинского кабинета он размещается на первом этаже здания.

3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.7. При проектировании зданий организаций дополнительного образования высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена. Воздухообмен в основных помещениях организаций дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

3.8. Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.

3.9. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек. Каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования при спортивных и хореографических залах оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая кабина на 10 человек.

3.10. На каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Для персонала выделяется отдельный туалет.

В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом.

Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

В ранее построенных зданиях предусматривается отдельное место (или помещение) для хранения уборочного инвентаря, которое оборудуется шкафом.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов).

4.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

4.3. При отсутствии в здании организации дополнительного образования горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.

4.4. Помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественно-научной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам.

V. Требования к естественному и искусственному освещению

5.1. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

5.2. В помещениях организации дополнительного образования обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.3. Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается левосторонней, в слесарных мастерских - правосторонней.

5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта рекомендуются светлые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый. В помещениях для занятий живописью рекомендуется применять отделочные материалы и краски светло-серого или светло-голубого цвета.

5.6. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла, дерева - 300- 500 лк;

В швейных мастерских - 400 - 600 лк;

В изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

В концертных залах - не менее 300 лк;

В помещении для музыкальных занятий - не менее 300 лк;

В спортивных залах (на полу) - не менее 200 лк;

В рекреациях - не менее 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

5.7. Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

5.8. В помещениях для технического творчества при выполнении напряженной зрительной работы рекомендуется применять комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.9. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VI. Требования к отоплению, вентиляции и воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений организаций дополнительного образования.

6.2. В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:

В учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественно-научной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20-22 С;

В вестибюле, гардеробе - 18-22 С;

В помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17-20 С;

В медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22 С;

В душевых - 24 - 26 С.

Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.

6.3. В помещениях организации дополнительного образования относительная влажность должна составлять 40- 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

6.4. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

6.5. Воздухообмен в основных помещениях организации дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

6.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола.

6.8. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания, с учетом поступления воздуха через верхнюю часть окна.

VII. Требования к помещениям для занятий различной направленности и их оборудованию

7.1. Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

7.2. При мастерских масляной живописи, прикладного искусства и композиции рекомендуется оборудование кладовой.

При мастерских скульптуры и керамики выделяются изолированные помещения для обжига, оборудованные местной механической вытяжной вентиляцией, и кладовые для хранения глины и гипса.

7.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом выполняются шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей.

7.4. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

7.5. Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

Для размещения станочного оборудования (токарного, фрезерного, сверлильного) в технических лабораториях предусматривается не менее 4 м 2 на каждую единицу оборудования.

7.6. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, а также столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, дополнительно к общей системе вентиляции обеспечивается местной системой вытяжной вентиляции. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.

7.7. Токарные станки устанавливаются параллельно окнам или под углом 20-30 , фрезерные - параллельно окнам.

7.8. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

7.9. Состав помещений для спортивных занятий определяется направленностью дополнительной общеобразовательной программы по видам спорта.

Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной при спортивном зале.

7.10. Используемые спортивные маты, ковер, дадянги и другие инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции.

7.11. Средства, используемые для припудривания рук, хранятся в ящиках с плотно закрывающимися крышками.

7.12. Условия для занятий в бассейне обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

VIII. Требования к организации образовательного процесса

8.1. Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

8.2. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.

8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

8.4. В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений.

8.6. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю.

Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.

8.7. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.8. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.

8.9. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

8.10. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

IX. Требования к организации питания и питьевому режиму

9.1. При организации питания детей в организации дополнительного образования руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

9.2. В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

X. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

10.1. Территория организации дополнительного образования должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно. Твердые бытовые отходы и другой мусор убираются в мусоросборники. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.

Не допускается сжигание мусора на территории организации дополнительного образования и в непосредственной близости от нее.

10.2. Все помещения по окончанию занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств. При наличии двух смен влажная уборка всех помещений проводится и между сменами.

Спортивный инвентарь и кожаные маты ежедневно протираются влажной ветошью. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса.

Матерчатые чехлы спортивных матов подвергаются стирке не реже одного раза в неделю и по мере их загрязнения.

10.3. В местах общего пользования (вестибюле, рекреации, гардеробных, душевых) влажная уборка проводится после каждой смены учебных занятий с использованием моющих средств, в санитарных узлах и душевых - с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Чистка светильников общего освещения проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год; своевременно осуществляется замена неисправных источников света.

Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Во время генеральных уборок в спортивных залах ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса.

10.4. Для уборки помещений используются разрешенные к применению для общественных помещений дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя в местах недоступных для детей.

Допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в промаркированных емкостях.

10.5. Уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ, и хранится в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) маркируется красным цветом, используется строго по назначению и хранится отдельно от другого уборочного инвентаря. Использованные квачи и уборочный инвентарь обезвреживаются дезинфицирующими средствами, в соответствии с инструкцией по их применению.

10.6. При эксплуатации бассейна в организациях дополнительного образования должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.

10.7. Не допускается проведение ремонтных работ в присутствии детей.

10.8. В помещениях организации дополнительного образования не должно быть насекомых и грызунов. При обнаружении насекомых и грызунов в течение суток организуются и проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.

XI. Требования к соблюдению санитарных правил

11.1. Руководитель организации дополнительного образования является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

Наличие в организации дополнительного образования настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников организации дополнительного образования;

Выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации дополнительного образования;

Необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие медицинских книжек на каждого работника организации дополнительного образования и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, профессиональной гигиенической подготовки;

Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 13, ст. 1484).

2 Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными Приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970).

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный N 32115).

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения .

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника - вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас - это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.

К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.

Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):

  • Роспотребнадзор.
  • Государственный пожарный надзор.

Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.

Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:

  1. Прежде всего - это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 - регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников.
  2. Приказ №402 в редакции от 02.06.16 , который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам).
  3. ЗоЗПП N 2300-1 и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя.
  4. ФЗ РФ 123 в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.

Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.

Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.

Требования СЭС

Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13 , подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.

Требования к помещению

Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.

Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:

  • На одного малыша до 3 лет 2,5 м 2 площади по СанПину;
  • деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м 2 площади.

Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.

Для своего центра вы можете купить/арендовать:

  • отдельное здание;
  • квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
  • помещение на 1-2 этаже ТРЦ.

В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5). Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.

Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.

Требования к отделке

По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.

Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона "одевать" помещения с юга.

Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.

Требования к оборудованию и содержанию помещения

Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.

Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:

  • безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
  • сертифицированным;
  • изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.

Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.

Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.

Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.

Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.

Требования к освещению

Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.

Требования к вентиляции и отоплению

Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).

Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25 о С. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18 о С. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24 о С.

Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4 о С.

Воздух в "детском" помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.

Требования к сотрудникам

Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.

Требования Госпожнадзора

Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03 . Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.

Регламентирующие акты

  • СП 54.13330.2011 (актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) - описывает правила размещения помещений для семейно детского сада.
  • Требования к системе ПБ

    Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:

    • документарно-формительские;
    • технические элементы.

    К документарно-оформительским можно отнести:

    1. Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
    2. Договора на установку и обслуживание АПС.
    3. Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
    4. Приказы и инструкции по ПБ.
    5. Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.

    К техническим элементам относят собственно:

    • пожарную сигнализацию;
    • средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)

    Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.

    Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.

Перед людьми, планирующими заняться бизнесом, встает проблема выбора помещения. Ведь сложно иногда подобрать подходящее место, свое дело требует взвешенного подхода ко всем деталям его организации, а рабочее пространство — главная составляющая успеха. Нередко в распоряжении начищающего предпринимателя уже есть помещение. Оно определяет направление и стратегию развития бизнеса. Вид собственности может напрямую влиять на характер деятельности.

Владельцы частных домов имеют в распоряжении подвал или погреб. Нежилые площади в многоэтажных строениях тоже приобретают или берут в аренду и по более низкой цене, чем полноценный офис или склад. Поэтому вопрос, что можно открыть в подвальном помещении, остается важным для десятков людей, ведущих бизнес.

Что необходимо для создания успешного домашнего бизнеса

Род деятельности имеет решающее значение для выбора помещения и для его оснащения. Если планируется открыть мини-производство в подвале частного дома, то предприниматель сэкономит на аренде.

Однако потребуется создать необходимые условия для реализации идеи: закупить и установить технику, оборудовать рабочие места и зоны. Кроме того, различные виды хозяйственной деятельности требуют специальных разрешений. Помещение должно соответствовать установленным законом нормам, которые предъявляются к товарам и предоставлению услуг. Иногда привести в рабочее состояние подвал не представляется возможным. В этом случае лучше потратить средства на поиск подходящего офиса.

Особенности бизнеса в частном доме

Для больших городов, где дефицит площади влияет на ее стоимость, аренда помещения в подвале многоквартирного дома является выходом из ситуации. Владельцам приусадебных участков гораздо проще воплотить идеи, позволяющие получить доход с меньшими затратами.

В собственном доме подвальное помещение легче приспособить под нужды бизнеса. В этом случае работают с качественным материалом для строительства погребов, можно использовать полезную площадь по собственному усмотрению.

Однако ведение бизнеса в подвале частного дома имеет особенности:

  1. Помещение должно хорошо вентилироваться. Установку дополнительного оборудования следует включить в бизнес-план.
  2. Нельзя хранить и производить взрывоопасные вещества в зонах, прилегающих к жилым комнатам.
  3. Производство, налаженное в подвале, не должно превышать нормы уровня шума и мешать остальным людям, находящимся в доме.
  4. Следует позаботиться о дополнительном энергоснабжении подвала. При этом рекомендуется осторожно эксплуатировать сеть — чрезмерные нагрузки приводят к поломке системы электроснабжения дома.
  5. Начиная бизнес в подвале частного дома, нужно предотвратить вредные выбросы в атмосферу, заражение грунтовых вод опасными веществами и засорение прилегающего к недвижимости участка отходами.

Учет требований к выбору помещения для ведения предпринимательской деятельности влечет за собой дополнительные затраты. Но они компенсируются преимуществами развития бизнеса в подвале частного дома. Главные плюсы заключаются в экономии денежных средств на аренде производственных площадей, а также в возможности постоянного контроля всех этапов работ.


Важные юридические моменты

Любая хозяйственно-экономическая деятельность должна быть зарегистрирована соответствующим образом. Прежде чем открывать бизнес, гражданин должен оформить разрешение на развитие своей идеи и согласовать все нюансы работы с городскими службами.

Сначала нужно получить статус предпринимателя. Если планируется открыть частное предприятие или оказывать услуги в различных областях, достаточно зарегистрировать ИП. Процедура оформления проста и не занимает большого количества времени. Чаще она не доставляет проблем предпринимателю.

Некоторые виды деятельности требуют создания юридического лица, например, общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Нужно учитывать, что использовать подвальное помещение для пищевого производства или кафе можно только после получения соответствующего разрешения от санитарной службы. Бизнесмен должен иметь сертификаты, подтверждающие качество продукции и сырья, из которого готовятся блюда для заведения общепита. Если планируется продавать алкогольные напитки, требуется лицензия.

Кроме того, организация работы любого предприятия, в том числе и в подвале, предусматривает соблюдение правил пожарной безопасности и разрешения со стороны надзорного органа.

Какие идеи бизнеса подходят для частного дома

Идеи для бизнеса в подале бывают различными. Проще всего оказывать услуги населению. Часто в подобных помещениях находятся парикмахерские или маникюрные кабинеты. Возможно создание в подвале жилого дома массажного салона, бильярдного клуба либо студии для любителей йоги или фитнеса.

Для представителей малого и среднего бизнеса эта площадь может стать подходящим помещением для пищевого производства. Специализации бывают в данном случае разными:

  • кондитерские изделия и сладости;
  • мясные и рыбные полуфабрикаты;
  • производство сыра, творога, масла, сметаны, йогурта;
  • консервация фруктов и овощей;
  • приготовление пиццы, суши и роллов;
  • создание художественных композиций из фруктов или конфет.

Если речь идет о частном доме, то масштабы бизнеса чаще бывают небольшими. Причина заключается в том, что площадь помещения маленькая, поэтому одновременно можно производить только мелкие партии собственного продукта.

Популярные бизнес-идеи для подвального помещения

Самый простой и доступный способ использования подвала — оборудовать в нем офисное помещение. Это требует немного усилий и минимального количества затрат. Владельцу понадобится сделать косметический ремонт и купить мебель и оргтехнику. Деятельность фирмы, занимающей подвальное помещение, может быть различной: от предоставления туристических услуг до кабинета нотариуса или юриста.

Часто в подобных зонах жилых домов работают салоны красоты. Парикмахерская в подвале всегда пользуется спросом из-за выгодного расположения в непосредственной близости от потенциальных клиентов. По той же причине помещение используют для создания небольшого тренажерного зала, игровой и спортивной комнаты для детей.

Если речь идет о подвале, расположенном в спальном районе города, то его можно использовать для открытия торговой точки. Магазины товаров для творчества или одежды second-hand всегда пользуются высоким спросом у жильцов многоквартирных домов.

Немного финансовых вложений потребует создание пункта приема макулатуры или стеклянной тары для переработки. Популярностью пользуются услуги мастера по ремонту телефонов, планшетов и другой компьютерной техники. Часто в подвале открывается ателье или обувная мастерская.

Арендаторы и владельцы данных помещений чаще всего сами выступают одновременно в роли собственника бизнеса и главной рабочей силы. В подвале устраивают мебельную мастерскую или переоборудуют его под гараж, где делают тюнинг автомобилей. Последний вариант требует больше усилий, ведь для работы мастеру понадобится специальное дорогостоящее оборудование. Кроме того, необходимо, чтобы площадь подвала соответствовала бизнес-идее.

Это касается и развития других направлений работы, таких как создание мастерской по изготовлению окон и дверей. Кроме соответствующего технического оснащения помещения необходимо позаботиться и о дополнительной звукоизоляции, чтобы не нарушать нормы, установленные законом.

Если размер помещения позволяет, то в подвале можно открыть тематическое кафе. Существует много бизнес-идей, опирающихся на создание подобных заведений в необычных местах. Если решить проблему освещения, то подвал хорошо подходит для фотостудии. Для этого требуется провести косметический ремонт и установить декорации. Помещение приносит двойной доход, если фотограф не только работает в нем самостоятельно, но и сдает в аренду коллегам. Спрос на подобные услуги постоянно растет.

Если человек увлекается или профессионально занимается фотографией, то даже в подвальном помещении его предприятие будет пользоваться спросом и иметь успех.

Перед началом деятельности следует составить бизнес-план, изучить все нюансы направления и получить разрешение на работу. Даже небольшой магазин типа «Все для электрики» требует разработки стратегии, в которой будут учтены особенности помещения в реализации идеи предпринимательской деятельности.


Оригинальные варианты использования подвала

Чаще всего владельцы частных домов используют подвалы для развития бизнеса, связанного с аграрным сектором. Популярным направлением в течение нескольких десятилетий остается такой вид деятельности, как выращивание шампиньонов. Грибная ферма требует незначительных затрат на оборудование помещения, но при этом быстро окупается и приносит стабильный доход.

Люди, отличающиеся талантами в области прикладных народных ремесел, используют подвалы необычным способом. В таких помещениях можно не только создавать необычные предметы искусства, но и организовать обучение всех желающих. Клуб «Ремесленная мастерская» может проводить мастер-классы резьбы по дереву, созданию глиняных скульптур, гончарному искусству или росписи посуды в традиционных народных техниках.

Бизнес-направления, которые помогают людям экономить, восстанавливая и приводя в порядок старые вещи, например, мастерская по реставрации мебели или пункт приема химчистки ковров и других напольных покрытий, нередко используют подвалы. Место подходит для реализации десятков подобных идей. Это может быть реставрация и чистка подушек, ремонт и аренда свадебных, вечерних платьев и карнавальных костюмов, ювелирная мастерская, пункт заточки и проката коньков и другого спортивного инвентаря, продажа хозяйственных товаров.

Подвал можно использовать для изготовления натуральной косметики. Мыловарня — тоже интересное бизнес-направление, пользующееся спросом. Эти 2 вида деятельности могут дополнять друг друга. Более сложными для реализации в подвале являются такие варианты бизнеса, как пивоварня или тайм-кофейня. Они требуют больших финансовых затрат на ремонт, оформление помещения, закупку и установку техники. Подвал нужно будет привести в соответствие с санитарными нормами, обеспечить пожарную безопасность посетителей и рабочего персонала.

Это касается и развития таких бизнес-направлений, как уютный кинотеатр или квест-клуб. Последний вариант предусматривает, что площадь помещения должна соответствовать характеру деятельности. Чаще всего подобные площадки расположены в зданиях бывших заводов или фабрик. Подвал жилого дома для этих целей не подходит.

Важно! Развивая бизнес по проведению квестов, предприниматель должен уделить большое внимание созданию безопасного пространства, ведь иногда данный вид развлечений угрожает здоровью и даже жизни участников необычных соревнований.

Если речь идет о подвале заброшенного предприятия, риск возрастает.

Некоторые творческие люди используют нежилые помещения в многоквартирных и частных домах для реализации своих замыслов. Художественная мастерская, вокальная или танцевальная студия, кружок робототехники — бизнес-идей может быть большое количество. Однако для их реализации стоит учесть особенности выбранного помещения и еще на подготовительном этапе рассчитать затраты на его переоборудование для ведения предпринимательской деятельности.


Подвал как служебное техническое помещение

Подвал является техническим служебным помещением. Поэтому желательно использовать его по назначению. В бизнесе подобные помещения пользуются популярностью как места для хранения товара, оборудования и расходных материалов.

Если речь идет о магазине, то сложно представить его работу без склада. Подвал выполняет эту функцию для небольших торговых точек. В спортивных клубах здесь хранится инвентарь. В фотолабораториях и образовательных центрах в подвалах складывают расходные материалы, необходимые для ведения данных направлений бизнеса.


Заключение

Существует большое количество вариантов для развития предпринимательской деятельности в подвальном помещении. У каждого из них есть особенности. Для воплощения бизнес-идеи в жизнь нужно знать требования, которые предъявляются к ее реализации.

Если планируется использовать для работы подвал, потребуется привести его в соответствие с правилами и нормами, установленными государством для осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

Мини-производство лучше запускать в нежилых помещениях частных домов. Оказание услуг выгодно в подвалах многоэтажных зданий в спальных или деловых районах города.

В каждом случае к оборудованию и ремонту рабочего пространства предъявляются особые требования. Соблюдение правил, принятых для безопасного и эффективного ведения бизнеса, поможет получать стабильный доход от предпринимательской деятельности, даже если она осуществляется в подвале.

Строительные материалы

Пётр Кравец

Время на чтение: 4 минуты

А А

При строительстве жилого многоэтажного дома цокольные уровни возводят так, чтобы их можно было обустроить под размещение коммуникаций для обеспечения нормальной жизнедеятельности собственников квартир.

Но вполне возможно и использование подвальных помещений в многоквартирном доме под нужды жителей или сдачу в аренду под организацию различных филиалов компаний и ведения бизнеса.

Аренда на долгий срок такого помещения обойдется предпринимателям гораздо дешевле, чем офис или квартира для этих же целей. Содержать предприятие в подвальном помещении однозначно выгодно при соблюдении правильного оформления используемых территорий.

Особенности использования подвалов жилых домов

Существуют как юридические аспекты вопроса, так и технические:

  • Аренда подвала без согласия жильцов невозможна. Даже если это муниципальная структура или кооперативное строение, необходимо заручиться поддержкой большинства жителей;
  • Есть ряд ограничений на виды осуществляемой деятельности, в частности, запрещается размещать производство, где есть токсичные отходы, или же шумное увеселительное заведение, громкая музыка которого в сочетании с отдыхающими там людьми будут вызывать постоянные нарекания жильцов и регулярные жалобы и конфликты;
  • Перед организацией в цоколе каких-либо фирм необходимо рассчитать все затраты на ремонт и улучшение технических помещений, учесть все риски. Как правило, подвалы находятся в довольно запущенном состоянии, а помещение, пригодное для использования, должно соответствовать всем правилам и нормам нахождения там сотрудников и посетителей.

Виды разрешенной деятельности в подвалах многоквартирных домов

В случае обустройства подвала жилого частного дома проблем с законодательством не возникает – как правило, предприниматель является или сам собственником, или договаривается с жильцом. Но организовать в техническом помещении цоколя предприятие с инжернерной точки зрения — весьма затратное занятие.

При ведении малого и среднего бизнеса наиболее интересны площади от 30 до 250 квадратных метров. В них возможно открыть мастерскую, магазин или офис компании.

Требования к магазинным площадям ограничивает их до 400 квадратных метров. Салон красоты может занимать максимум 300 кв.м. Такие размеры цоколей найти в городе невозможно, потому занимают гораздо меньшие пространства.

Традиционно открывают бизнес, обслуживающий жильцов дома и его окрестностей:

  • Продуктовые магазины, промышленные товары, аптечные сети, канцелярия и одежные магазины, точки с товаром специализированным;
  • Мастерские по ремонту обуви, швейные ателье;
  • Ремонтные мастерские оргтехники, компьютеров, телефонов и мелкой техники для дома;
  • Точка приема заказов на производство той или иной продукции, при этом само изготовление предусмотрено на другом краю города или за его границами;
  • Фотостудии, фотоателье, печать и проявка пленок, продажа расходников и запчастей для фототехники;
  • Художественные салоны и небольшие выставки, мастерские по реставрационным услугам;
  • Туристические агентства и бюро путешествий;
  • Пункты, где принимают вторичное сырье для переработки;
  • Тренажерные залы, фитнесс клубы, которые могут расположиться на 100 квадратных метрах и не требуют дорогой отделки;
  • Салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны, косметологи и массажисты, солярии;
  • Клуб для игр – бильярд, нарды, настольный теннис;
  • Небольшие закусочные, кафе, бары.

Все виды деятельности, которые разрешены, должны производиться с учетом дополнительных ограничений:

  • Поскольку подвал находится внутри дома и жильцы находятся в непосредственной близости, необходимо следить за уровнем шума, чтобы не мешать полноценному отдыху людей в положенное время;
  • Необходимо оборудовать хорошую систему вентиляции, чтобы запахи и прочие явления из подвала не разносились по всему дому;
  • Максимальная вместимость одновременного пребывания людей не должна превышать 50 человек;
  • Запрещено превышать санитарные нормы по шуму и звукам;
  • Требуется неукоснительно соблюдать время работы заведения не ранее 8 часов утра и не позднее 23 часов вечера.

Запрещенные виды деятельности

Некоторые виды деятельности запрещены в подвалах жилых домов:

  • Недопустимо открытие ночного клуба и подобного ему заведения, поскольку музыка и шумы помешают жильцам;
  • Нельзя обустраивать производство, которое сопровождается шумом оборудования и выделением запахов;
  • Из-за этих же нарушений нельзя открыть и химчистку или стирку белья;
  • Не позволяется обустройства бассейна, сауны или парной, а также медицинского учреждения;
  • Запрещены бюро ритуальных услуг и всех видов работ, связанных с ними;
  • Не допускается размещение оптового или мелкооптового склада.

Кроме санитарных норм и правил пожаробезопасности есть и другие правила, защищающие права собственников квартир, проживающих в этом доме:

  • Запрещено использовать помещения общего пользования – лифты, коридоры, лестницы, лифт и пр.;
  • Магазины или офисы должны иметь отдельно оборудованный вход;
  • Все коммуникации подвала и оборудование для нормальной жизнедеятельности квартир должны быть всегда в свободном доступе.

Любое помещение в подвале, которое не используется жильцами, можно перевести в нежилой фонд и начинать там обустройство требуемого бизнеса, заручившись поддержкой муниципалитета и собственников квартир.

Оформление права собственности на подвальное помещение

Подвалы или цоколи многоквартирных домов не могут перейти в собственность предпринимателю пожизненно. Это право принадлежит исключительно собственникам жилых помещений, к которым прилегает техническое помещение.

Для того, чтобы начать использование подвала в разных целях, необходимо заключить договор аренды с муниципалитетом и получить разрешение большей части жильцов дома, которые имеют в равных долях права на владение этим подвалом.

В случае, когда дом принадлежит кооперативу, процесс оформления аренды начинается со сбора подписей. Часть жильцов, которая возражает, может высказаться против открытия в подвальном помещении той или иной организации. Арендатор должен убедить их в отсутствии возможного дискомфорта и постараться найти компромисс, возможно, поучаствовав в обустройстве прилегающей территории.

Всегда можно разбить цветочные клумбы, высадить зеленые насаждения, сделать дорожки, отремонтировать асфальт и стену возле входа в цоколь. Для кооператива такое участие выгодно тем, что арендатор будет наравне со всеми участвовать во внесении коммунальных платежей.

Необходимые документы

Для начала оформления аренды в муниципалитете нужно подать соответствующе заявление, в котором указывается цель и срок предполагаемой аренды.

  • Оформляют итоги проверки санэпидемстанции, пожарных и коммунальщиков, которые должны признать помещение пригодным с учетом выбранного вида деятельности. Пока не получено такое разрешение, цоколь может быть только техническим уровнем с хозяйственными видами работ;
  • Подписывается договор с административным органом, в котором указывают сумму, срок аренды и цель использования;
  • Если нет особых указаний, то право собственности регулируется Гражданским Кодексом;
  • Если домом владеет кооператив, то оформление происходит через ЖЭК;
  • Проводится общее собрание жильцов, на котором большинством голосов должны утвердить возможность аренды и использования подвала в указанных целях;
  • В бухгалтерии коммунальной организации заключается договор, по которому предприниматель обязуется из части выручки платить по счетам за электроэнергию, воду, газ, а также участвовать в благоустройстве дома и прилегающих территорий. В случае, если подвал ранее не использовался для ведения бизнеса, все расходы на его реконструкцию несет арендатор.

Предприниматель должен получить соответствующие лицензии на осуществляемую деятельность. Также придется получить справку из бюро технической инвентаризации, которая разрешает переоборудование помещения и данные по геодезической оценке прилегающей территории. Существует масса проектных контор, которые занимаются сбором и подготовкой необходимой документации для экономии времени и средств арендатора на подготовительном этапе.

Ремонт и обустройства подвала в многоквартирном доме

Как правило, многие подвалы не соответствуют нормам санитарно-гигиенической безопасности. Это помещение отличается холодным воздухом и сыростью, постоянно подтапливаются грунтовыми водами, за счет чего имеют довольно ветхие перекрытия и поверхности.

После того, как проводится межа полученного помещения, арендатор начинает основательную реконструкцию и ремонт по согласованному проекту.

  1. Самой первой делается гидроизоляция помешения. Из-за избытка влаги появляется грибок и плесневые поражения поверхностей, что сопровождается неприятным запахом. Человеку нельзя находиться в таком помещении длительное время. Металлические элементы интерьера, детали отделки, оборудование могут выйти из строя из-за коррозийных явлений. Особенно следует защитить электропроводку от замыкания;
  2. Все подземные помещения недостаточно освещены, даже в случае высокого цоколя и наличия оконных проемов. Необходимо дополнительное освещение, лучше энергосберегающими лампами, поскольку расход на подсветку подвала и так будет достаточно большим;
  3. Ещё одним обязательным требованием является правильная система вентиляции. Влажность подземного воздуха особенно ощущается при площади более 50 квадратных метров и недостаточных вентиляционных продухах. Из-за этого на стенах и других поверхностях оседает конденсат;
  4. Если планируется обустройство общественного питания с кухней, вытяжка просто необходима, чтобы запахи и возможный дым от приготавливаемой пищи не проникали в квартиры жильцов и лестничную площадку;
  5. Звукоизоляция подвала необходима в большинстве случаев, поскольку даже негромкая музыка и небольшое количество людей – это уже достаточный уровень шумовой нагрузки на жильцов дома. Этот вид работ проводится ДО отделки и ремонта цоколя.

За счет приемлемой цены аренды предприниматель может компенсировать траты на ремонт и отделку подвала. Но в любом случае, необходима оценка специалистов во избежание скрытых дефектов и проблем.