Главный принцип государственного санитарно эпидемиологического надзора. Санитарное законодательство и действующие нормативные документы

  • Тема 6. Основные достижения медико-биологических и клинических наук в новейшее время
  • Тема 7. Развитие гигиены и санитарно-эпидемиологического дела в россии в новейшее время
  • Раздел 2. Медицинская статистика
  • Тема 1. Статистическая совокупность. Этапы статистического исследования
  • Тема 2 относительные величины. Графический анализ. Динамические ряды
  • Тема 3 средние величины, оценка разнообразия признака в вариационном ряду
  • Тема 2. Медицинская демография
  • Тема 3 заболеваемость населения
  • Тема 4 организация массовой пропаганды медицинских знаний
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилактической помощи населению
  • Тема 1. Организация амбулаторно-поликлинической помощи
  • Тема 2. Организация медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
  • Тема 3. Охрана материнства и детства
  • Тема 4. Организация медицинской помощи рабочим промышленных предприятий
  • Раздел 2. Медицинская статистика.......................……...60
  • Раздел 3. Здоровье и методы его изучения................105
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилак-
  • Раздел 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпи-
  • Раздел 6. Управление, экономика, меди-
  • Раздел 1. Общие теоретические аспекты.
  • Раздел 2. Медицинская статистика.......................…….248
  • Раздел 3. Здоровье и методы его изучения................252
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилак-
  • Раздел 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпи-
  • Раздел 6. Управление, экономика, меди-
  • 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47
  • Раздел № 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпидемиологического надзора

    Тема №1.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

    ДОПОЛНИТЬ

    1. На административной территории госсанэпиднадзор возглавляет главный ____________ санитарный врач территории.

    2. Структура центра госсанэпиднадзора в районе включает два основных отдела: санитарно-гигиенический и ____________________

    3. Конечными целями деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы являются охрана _________________ населения и профилактика ____________ человека

    4. В краях, областях, городах и районах функционируют____________________ госсанэпиднадзора

    5. Систему госсанэпиднадзора возглавляет орган, который называется _______________ _________________________

    6. Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” введен в действие в ________ году

    7. Санитарно-эпидемиологический надзор бывает государственным и ________________

    8. Центры госсанэпиднадзора подразделяются на типы и ____________________

    9. Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” состоит из разделов и ______________________________

    10. Первый санитарный врач в России:

    1. А.П.Доброславин

    2. И.И.Моллесон

    3. Ф.Ф.Эрисман

    4. П.И.Куркин

    5. Е.А.Осипов

    11. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора:

    1. государственный характер

    2. научно-плановая основа

    3. единство текущего и предупредительного надзора

    4. единство санитарного и противоэпидемического мероприятия

    5. организация пропаганды гигиенических знаний и привлечение общественности для обеспечения санэпидблагополучия

    12. Важнейшая организационная предпосылка для обеспечения совместной работы медицинских учреждений и центров госсанэпиднадзора

    1. общие цели и задачи

    2. законодательные акты

    3. административная структура учреждений здравоохранения

    4. государственный характер проводимых оздоровительных мероприятий

    5. директивные указания вышестоящих органов

    13. Ведущее направление противоэпидемической деятельности в центрах госсанэпиднадзора

    1. оценка уровня инфекционной заболеваемости в динамике

    2. анализ эпидемиологической ситуации в районе

    3. контроль за выполнением плана профилактических прививок

    4. своевременность и качество эпидобследований в очагах

    14. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает государственный учет

    1. инфекционных заболеваний

    2. инфекционных и профессиональных заболеваний

    3. инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний

    4. инфекционных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения

    15. Назовите наиболее важную задачу госсанэпиднадзора

    1. наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания

    2. осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил

    3. разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санэпидблагополучие населения

    4. применение мер пресечения санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших

    16. Год создания государственной санитарной организации в России:

    17. Организационную деятельность центра госсанэпиднадзора в наибольшей мере характеризует:

    1. контроль за выполнением действующего санитарного законодательства

    2. планирование и координация санитарных и противоэпидемических мероприятий на административной территории

    3. изучение санитарно-эпидемиологического состояния населения территории

    4. научно-исследовательская работа по определению приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий

    5. ведение учета и отчетности

    18. Что является определяющим в характеристике состояния здоровья населения:

    1. условия труда

    2. условия быта (состояние жилища, характер питания, условия отдыха и т.д.)

    3. состояние окружающей (природной) среды

    4. уровень медико-санитарного обеспечения населения

    5. образ жизни

    19. Ведущая форма участия общественности в деятельности госсанэпидслужбы:

    1. санитарно-эпидемиологический Совет

    2. постоянные комиссии по здравоохранению

    3. общественные санитарные инспектора

    4. профсоюзные комитеты предприятий

    20. Показатели наиболее полно характеризующие состояние здоровья населения района:

    1. демографические (рождаемость, смертность, младенческая смертность и др.)

    2. показатели физического развития, инвалидность

    3. заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности и др.)

    4. результаты профилактических осмотров

    21. Вид госсанэпиднадзора, который является высшей формой профилактики:

    1. предупредительный санитарный надзор

    2. текущий санитарный надзор

    3. эпидемиологическое обследование

    4. разработка оздоровительных мероприятий на основе изучения заболеваемости

    5. комплексное планирование и координация деятельности медицинских учреждений района

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

    /слева в прямоугольниках обозначить цифрой логический порядок или последовательность указанных элементов/

    25. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это...

    Опасное и вредное влияние факторов Среды

    Имеются благоприятные условия

    Организм человека

    Cреда обитания людей

    Такое состояние общественного здоровья

    При котором отсутствует

    Для его жизнедеятельности

    26. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба - это:

    Органы и учреждения

    Охрана здоровья населения

    Единая система

    Действующие в целях

    Профилактика заболеваний человека

    27. Схема санитарной организации России в 90-е годы 19 века:

    Губернское санитарное бюро

    Участковые санитарные советы /попечительства/

    Уездный санитарный совет

    Губернский съезд врачей

    Санитарные врачи

    Губернский санитарный совет

    28. Главная цель государственной санитарно-эпидемиологической службы - это....

    Опасное и вредное влияние

    Предупреждение

    Факторы среды обитания

    Выявление и ликвидация

    Здоровье человека

    29. Разделы Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”:

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие и основы его обеспечения

    Международные договоры

    Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

    Права и обязанности граждан,предприятий и организаций

    Государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор

    Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия

    30. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - это...

    Органы и санитарно-профилактические учреждения

    Деятельность

    Предупреждение, обнаружение и пресечение

    Направленная

    Профилактика заболеваний людей

    Нарушения санитарного законодательства

    Тема №2.

    МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

    ДОПОЛНИТЬ:

    1. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими возраста _______ лет

    2. Единственным документом для фиксации факта санитарного правонарушения служит ___________________

    3. Максимальный размер штрафа за санитарное правонарушение составляет для работающих граждан сумму ______________ дохода

    4. Максимальный размер штрафа за совершение санитарного правонарушения составляет для должностных лиц сумму ___________ дохода

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

    5. Виды ответственности за совершение санитарного правонарушения:

    1. дисциплинарная

    2. административная

    3. гражданско-правовая (экономическая)

    4. уголовная

    5. все перечисленные выше

    6. Срок давности для привлечения лица к административной ответственности за совершение одномоментного санитарного правонарушения:

    3. 2 месяца

    4. 3 месяца

    5. не установлен

    7. Срок давности для привлечения лица к административной ответственности при обнаружении длящегося санитарного правонарушения:

    3. 2 месяца

    4. 3 месяца

    5. не установлен

    8. Правом составления протокола о санитарном правонарушении наделены в центрах гассанэпиднадзора:

    1. главные государственные санитарные врачи и их заместители

    2. заведующие отделами (отделениями)

    3. санитарные врачи

    5. помощники санитарного врача

    9. Правом рассмотрения дела о санитарном правонарушении обладает:

    2. заведующий отделом (отделением) центра госсанэпиднадзора

    3. врач-эпидемиолог

    4. помощник санитарного врача

    5. все перечисленные выше лица

    10. В рассмотрении дела о санитарном правонарушении может участвовать:

    1. потерпевший

    2. переводчик

    3. свидетель

    4. адвокат

    5. лицо, привлекаемое к ответственности

    6. все перечисленные выше лица

    11. Наложение штрафа относится к мерам:

    1. распоряжения, без элементов принуждения

    2. двухстороннего соглашения

    3. административного взыскания

    4. дисциплинарной ответственности

    12. Лицо, привлекаемое к административной ответственности за санитарное правонарушение, вправе:

    1. знакомиться с материалами дела

    2. представлять доказательства

    3. пользоваться юридической помощью адвоката

    4. обжаловать постановления по делу

    5. реализовать все перечисленное выше

    13. Участие адвоката при рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1. обязательно

    2. не обязательно

    14. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное без предварительного составления протокола о санитарном правонарушении, является юридически:

    1. действительным

    2. не действительным

    15. Участие эксперта при рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1. обязательно

    2. не обязательно

    16. При определении конкретного размера штрафа за санитарное правонарушение необходимо учитывать материальное положение правонарушителя:

    17. Правом вынесения постановления по делу о санитарном правонарушении обладают:

    1. главные государственные санитарные врачи территорий

    2. заведующие отделами (отделениями) центров госсанэпиднадзора

    3. врачи-эпидемиологи

    4. все перечисленные выше лица

    18. Срок добровольной уплаты гражданином штрафа после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    19. Подача должностным лицом жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение:

    20. Срок добровольной уплаты штрафа юридическим лицом после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    21. Срок добровольной уплаты штрафа должностным лицом после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    22. Предельный срок для предъявления постановления о наложении штрафа к исполнению:

    3. 3 месяца

    4. 6 месяцев

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:

    23. Виды административных взысканий, применяемые к должностному лицу за совершение санитарного правонарушения:

    1. составление протокола о санитарном нарушении

    2. прекращение эксплуатации объекта

    3. наложение штрафа

    4. заявление о возбуждении уголовного дела

    5. предупреждение

    24. К числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность гражданина, относятся:

    1. совершение правонарушения группой лиц

    2. чистосердечное раскаяние виновного

    3. предотвращение вредных последствий правонарушения

    4. совершение правонарушения в состоянии опьянения

    5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия

    25. По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено постановление:

    1. о наложении административного взыскания

    2. о неполном служебном соответствии

    3. об истечении срока давности

    4. о прекращении дела производством

    26. Постановление о наложении штрафа на должностное лицо может быть обжаловано:

    1. вышестоящему главному государственному санитарному врачу

    2. в районный (городской) суд

    3. в арбитражный суд

    27. Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо может быть обжаловано:

    1. в вышестоящий орган госсанэпиднадзора

    2. в арбитражный суд

    3. в районный суд по месту регистрации

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

    Тема №3.

    ПЛАНИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ДОПОЛНИТЬ

      Наиболее эффективный метод составления годового плана работы центра госсанэпиднадзора: ____________ - ______________.

      Виды комплексирования мероприятий: внутриучрежденческое, внутриотраслевое и _________________

      Планы подразделяются по продолжительности планируемого периода на перспективные и ____________

      Индивидуальным плановым документом служит план-__________ работы на месяц

      Одним из принципов планирования является сочетание территориальных и ______________________ планов

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

      Годовой план работы центра госсанэпиднадзора относится к перспективным плановым документам:

    7. Комплексный план оздоровительных мероприятий окончательно утверждается:

    1. главным государственным санитарным врачом территории

    2. главой местной администрации

    3. главным врачом территории

    4. всеми перечисленными выше лицами

    8. Целевая комплексная программа охраны здоровья населения административной территории предусматривает:

    1. целевую ориентацию

    2. комплексность планирования и управления

      гибкость организационных структур и механизмов реализа-

      контроль и оценку хода реализации программы с целью

    проведения необходимой коррекции

      все перечисленное выше

    9. План-задание для объекта госсанэпиднадзора содержит:

      все предложения актов санитарного обследования объекта

      предложения по проведению мероприятий, требующих больших затрат

      пакет предложений по повышению качества гигиенического образования

      Принципы планирования:

    1. научная обоснованность плановых документов

      обязательность выполнения для всех исполнителей

      согласованность перспективных и текущих планов

      все перечисленное выше

      План-задание должен быть предъявлен руководителю объекта надзора:

    1. не позднее августа текущего года

      не позднее февраля следующего года

      Целевая комплексная программа охраны здоровья населения административной территории утверждается на период:

      Основой для планирования санитарно-эпидемиологической деятельности являются:

    1. показатели состояния здоровья населения

      планы и прогнозы социально-экономического развития административной территории

      анализ и оценка предыдущей деятельности центра госсанэпиднадзора

      показатели, характеризующие санитарное состояние окружающей среды

      все перечисленные выше компоненты

      Месячный план-график работы специалиста центра госсанэпиднадзора относится к текущим плановым документам:

      Наиболее рациональный метод планирования работы по гигиеническому воспитанию и образованию граждан:

    1. функционально-отраслевой

      проблемно-тематический

      программно-целевой

      Условия, обеспечивающие эффективное планирование:

    1. четкое определение целей, ожидаемых результатов, задач, направлений деятельности на планируемый период

      реальность планируемых документов

      конкретность плановых документов

      определение источников финансирования, сроков исполнения, ответственных лиц

      все перечисленное выше

      Наиболее эффективный метод составления годового плана работы центра госсанэпиднадзора:

    1. функционально-отраслевой

      проблемно-тематический

      программно-целевой

      Основополагающую роль при формировании целей плана играет:

    1. наличие необходимых ресурсов и возможностей их получения

      заинтересованность населения административной территории

      одобрение со стороны местных органов законодательной и исполнительной власти

      Проведение контроля в процессе реализации планового документа:

    не допустимо

      Виды планов, используемые специалистами центра госсанэпиднадзора:

    1. план-задание

    2. годовой план работы учреждения

      комплексный план оздоровительных мероприятий

      план-график работы на месяц

      квартальный план

      все перечисленные выше

      Принципы планирования:

    1. сочетание территориальных и отраслевых планов

      учет особенностей социально-экономического развития административной территории

      гибкость планирования

      все перечисленное выше

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    22. Виды комплексирования мероприятий

    Исполнители

      внутриучрежденческое

      внутриотраслевое

      межотраслевое

    Одной цифре соответствует только одна буква

    А. лечебно-профилактические и санитарно профилактические учреждения

    Б. подразделения центра госсанэпиднадзора

    В. учреждения госсанэпидслужбы, образования, культуры

      Виды планирования

    1. перспективное

    одной цифре соответствует только одна буква

    Плановые документы

    А. месячный план-график работы

    Б. квартальный план

    В. годовой план

    Г. целевая комплексная программа охраны здоровья населения

    Д. федеральная программа развития госсанэпидслужбы России

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

      Основные этапы системного подхода к планированию:

    [ 1 ] - перспективное планирование

    [ 2 ] - анализ и оценка исходных материалов

    [ 3 ] - прогнозирование

    [ 4 ] - текущее планирование

      Структура годового плана работы центра госсанэпиднадзора по основным разделам:

    [ 1 ] - развитие материально-технической базы

    [ 2 ] - противоэпидемическая деятельность

    [ 3 ] - гигиеническое воспитание и образование

    [ 4 ] - государственный санитарный надзор

    [ 5 ] - основные цели, задачи, ожидаемые результаты

    Организационные мероприятия и работа с кадрами

    Тема №4.

    ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИД СЛУЖБЫ

    ДОПОЛНИТЬ:

    1. Распорядителями внебюджетных средств являются ___________ учреждений госсанэпидслужбы

    2. Порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждениями госсанэпидслужбы ____________________________

    3. К бюджетным средствам относятся ассигнования, выделяемые учреждениям госсанэпидслужбы из _____________________ бюджета

    4. Подготовка заключений по проектам технической документации на новую продукцию выполняется центрами госсанэпиднадзора на ________________основе

    5. Финансовый план учреждения называется __________________ доходов и расходов

    6. Расходы учреждения на планируемый период представлены в смете по ______________

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:

    7. К платным работам и услугам, выполненным учреждениями госсанэпидслужбы относятся:

    1. консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    2. дезинсекционные и дератизационные работы

    3. выдача заключений при лицензировании отдельных видов деятельности

    4. информационные услуги хозяйствующим объектам

    5. все перечисленное выше

    8. Применение договорных цен, не подтвержденных расчетами по калькуляционным статьям расходов, при проведении платных медицинских работ и услуг:

    1. разрешено

    2. допустимо в отдельных случаях

    9. Выдача заключений по проектной документации,разработанной с отступлениями от требований санитарных норм, относится к платным медицинским работам:

    10. Назовите первоочередное направление в использовании дополнительных финансовых средств:

    1. укрепление информационной базы ЦГСЭН, в т.ч. приобретение вычислительной техники

    2. расширение штатной структуры оперативных подразделений центра

    3. увеличение объема научно-практической работы

    4. развитие материально-технической базы лабораторных подразделений и оптимизация их кадрово-штатного состава

    11. Платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательно, включаются в себестоимость платных работ и услуг:

    12. К внебюджетным средствам учреждений госсанэпидслужбы относятся:

    1. средства, получаемые за выполнение платных работ и услуг

    2. часть сумм штрафов за санитарные правонарушения

    3. часть средств из фонда социального страхования, направляемых на обеспечение контроля за условиями труда

    4. средства, выделяемые органами исполнительной власти для реализации местных программ охраны здоровья населения

    5. все перечисленное выше

    13. Централизованное утверждение единых цен на платные медицинские работы всех учреждений госсанэпидслужбы региона:

    1. допустимо

    2. не допустимо

    14. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют:

    1. себестоимость платной услуги

    2. плановую прибыль

    3. заработную плату персонала, занятого в выполнении услуги

    4. полную стоимость платной услуги

    15. Средства фондов медицинского страхования, направляемые на финансирование деятельности госсанэпидслужбы, являются:

    1. бюджетными

    2. внебюджетными

    16. Совершенствование внебюджетной деятельности центра госсанэпиднадзора предусматривает:

    1. расширение гласности при распределении прибыли

    2. введение оплаты маркетинговой деятельности сотрудников

    3. утверждение налоговых льгот

    4. создание возможности выполнения платных работ всеми сотрудниками учреждения

    5. все перечисленное выше

    17. Правом создания районного внебюджетного фонда обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обладает:

    1. главный государственный санитарный врач территории

    2. местная администрация

    3. санитарно-эпидемиологический совет

    4. все перечисленное выше

    18. Определение стоимости платных медицинских работ и услуг производится на основе расчета:

    1. нормативных финансовых затрат

    2. фактических расходов учреждения

    19. Часть средств, получаемых за выполнение платных медицинских работ предназначена для социальной защиты работников учреждений госсанэпидслужбы:

    2. в исключительных случаях

    20. Полная стоимость платной услуги включает:

    1. заработную плату и накладные расходы

    2. материальные затраты и амортизационные отчисления

    3. себестоимость и плановую прибыль

    4. основную и дополнительную заработную плату

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

    21. К внебюджетным источникам финансирования ЦГСЭН относятся средства, получаемые:

    1. за выполнение платных работ по договорам с хозяйствующими субъектами

    2. из экологических фондов

    3. на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий по установленному нормативу

    4. в результате экономии фонда заработной платы

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

    Тема №5.

    АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ”

    ДОПОЛНИТЬ

    1. Информационной основой статистического анализа деятельности центров госсанэпиднадзора является форма №_________________

    2. Отчетные материалы центров госсанэпиднгадзора представлены формами федерального государственного и ____________________ статистического наблюдения

    3. В противоэпидемическом отделении центра госсанэпиднадзора наиболее рациональным принципом разделения труда является ________________________________________

    4. Оценка работы предусматривает измерение количества, качества и _______________ труда

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

    5. Оценка качества работы врача наиболее объективна при использовании:

    1. перечня показателей деятельности

    2. данных о результатах аттестации

    3. стандартов качества и экспертных методов

    4. учетно-отчетной документации

    6. Субъективным критерием оценки врачебного труда служит:

    1. удовлетворенность партнеров по деловому общению работой специалиста

    2. степень соответствия труда стандартизованным технологиям деятельности

    3. заключение по результатам групповой экспертизы

    4. все перечисленное выше

    7. Характер изменений в санитарном состоянии объекта надзора всегда свидетельствует о соответствующем качестве работы врача-гигиениста:

    8. Показатели оперативной активности специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. средняя кратность обследований объектов

    2. полнота охвата объектов, подлежащих надзору

    3. удельный вес очагов, обследованных своевременно

    4. все перечисленное выше

    9. Оценка качества работы врача предусматривает изучение:

    1. качества условий труда

    2. качества процесса деятельности

    3. качества результатов работы

    4. всех перечисленных выше параметров

    10. Расширение организационной и штатной структуры центров госсанэпиднадзора:

    1. безусловно необходимо

    2. необходимо при ухудшении показателей здоровья населения

    4. приемлемо лишь в крупных городах с районным делением

    5. не должно происходить, так как препятствует качественному и эффективному проведению госсанэпиднадзора

    11. Создание межрайонных лабораторных подразделений:

    2. желательно, но следует учитывать особенности состояния здоровья населения и необходимый объем исследований

    3. может быть рациональным для специализированных видов исследований, необходимы предварительный анализ и комплексная оценка местных условий

    12. Наиболее эффективный принцип разделения труда в отделении коммунальной гигиены центра госсанэпиднадзора:

    1. участково-территориальный

    2. отраслевой

    3. смешанный

    13. Важнейший метод работы специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. совместное планирование санитарных обследований объектов специалистами оперативных и лабораторных подразделений центра

    2. ведение дневников учета отдельных элементов работы

    3. анализ и оценка полученных материалов с использованием статистических методов

    14. Факторы, влияющие на качество работы специалиста центра госсанэпиднадзора:

    1. уровень квалификации аппарата управления

    2. финансовой и материально-техническое обеспечение деятельности

    3. характер комплексирования и разделения труда

    4. мотивация на достижение успеха

    5. все перечисленное выше

    15. Показатели состояния здоровья населения в большей мере отражают:

    1. качество труда врача-гигиениста

    2. эффективность всей системы охраны здоровья населения

    3. объем и качество работы лечебно-профилактических учреждений

    4. эффективность противоэпидемической деятельности

    16. Требования, предъявляемые к показателям, используемым для оценки работы врача:

    1. высокая информативность

    2. полнота отражения основных аспектов деятельности

    3. сравнимость и сопоставимость

    4. простота вычисления

    5. все перечисленное выше

    ОБВЕСТИ КРУЖКАМИ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

    17. Показатели, характеризующие качество гигиенической деятельности

    1. удельный вес объектов, принятых в эксплуатацию с нарушением санитарных норм

    2. полнота охвата объектов, подлежащих надзору

    3. удельный вес дел, переданных в следственные органы, по которым приняты решения о привлечении к ответственности

    4. процент укомплектованности штатных должностей

    18. К формам федерального государственного статистического наблюдения относятся:

    1. форма №5:Отчет о профилактических прививках” (полугодовая, годовая)

    2. форма №6 “Отчет о контингентах детей и подростков, привитых против инфекционных заболеваний” (годовая)

    3. форма №18 “Сведения о санитарном состоянии района, города, автономного образования, области, края, республики (годовая)

    4. форма №23-санэпид.-ОАСУ-вспышка “Донесение о вспышках кишечных заболеваний” (годовая)

    19, Показатели качества деятельности врача-эпидемиолога

    1. удельный вес очагов с повторными случаями инфекционных заболеваний

    2. средняя кратность обследований объектов

    3. сроки локализации вспышек инфекционных заболеваний

    4. удельный вес комплексно обследованных объектов

    20. Формами ведомственного статистического наблюдения являются:

    1. форма №1-96-санэпид. “Сведения о санитарно-эпидемио-логическом нормировании” (годовая)

    3. форма №3-96-санэпид. “Сведения о научной работе и внедрении научных исследований в практику и науку” (годовая)

    4. форма №17:Отчет о медицинских кадрах” (годовая)

    21. Федеральное государственное статистическое наблюдение по форме №18 представлено таблицами:

    1. укомплектованность штатных должностей

    2. причины невыполнения запланированных мероприятий

    3. хозяйственно-питьевое водоснабжение

    4. предупредительный санитарный надзор

    5. меры административного принуждения

    22. Показатели качества работы специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. частота применения штрафных санкций

    2. удельный вес обработанных очагов с неудовлетворительными результатами бактериологического контроля

    3. удельный вес взысканных штрафов

    4. средняя кратность обследований по группам объектов

    23. Формами федерального государственного статистического наблюдения являются:

    1. форма №2-96-санэпид. “Сведения о разработке и реализации программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения” (годовая)

    2. форма №3 “Отчет о заболеваниях гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями” (месячная)

    3. форма №5 “Отчет о профилактических прививках” (полугодовая, годовая)

    4. форма №8-94-санэпид. “Отчет о санитарном состоянии оздоровительных учреждений и работе центров госсанэпиднадзора” (годовая)

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (ст.42 Конституции РФ).

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

    · Профилактики заболеваний

    · Разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ в данной области

    · Выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарных правил

    · Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования

    · Государственного санитарно-эпидемиологического надзора

    · Сертификации продукции и лицензирования видов деятельности

    · Проведения социально-гигиенического мониторинга и др.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

    Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ является:

    1. Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ,

    2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания,

    3. гигиеническое воспитание и обучение граждан.

    Социально-гигиенический мониторинг государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор –осуществляется (Положение "Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ" Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569 во изменение ст.46 ФЗ от 30.03.1999 г.):

    1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),

    2. территориальными органами, создаваемыми в субъектах РФ,

    3. в муниципальных образованиях, на транспорте,

    4. ведомственными учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля в Вооруженных Силах РФ, МВД, ФСБ, Федеративной службе по контролю за оборотом наркотиков, Федеральном медико-биологическом агенстве и др.

    Все выше перечисленные учреждения, а также Федеральные государственные научно-исследовательские учреждения и Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) « Центры гигиены и эпидемиологии» , осуществляющие свою деятельность в целях обепечения госсанэпиднадзора в РФ – это единая Федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющая государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН) в Российской Федерации.



    Возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главный государственный санитарный врач РФ , координирует деятельность всех учреждений и санэпидслужбы независимо от ведомственной принадлежности (Онищенко Г.Г.). Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ.

    (Территориальное Управление Роспотребнадзора по Тюменской области - Шарухо Г.В., главные государственные врачи по городам, районам и на транспорте. Руководитель ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» -Устюжанин Ю.В., дезинфекционные станции - Андрейченко Л.Н., и другие организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти).

    Должностные лица обладают полномочиями, установленными ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 50, 51, 52 и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиолгическому благополучию населения.

    Организация службы Роспотребнадзора представлена тремя уровнями:

    Уровень субъектов федерации (2): в республиках, краях, областях и т.д.

    Местный уровень работы (1): города, районы и др.

    Структура ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ зависит от его уровня и содержит основные структурные подразделения:

    1. Управление

    2. Организационно – методический отдел

    3. Отдел санитарного надзора с разделением функций по направлениям:

    а)отделение коммунальной гигиены,

    б)отделение гигиены труда,

    в)отделение гигиены питания,

    г)отделение гигиены детей и подростков,

    д) подразделения по предупредительному санитарному надзору (отделения по санитарному надзору за планировкой и застройкой населенных мест)

    4. Эпидемиологический отдел:

    а)противоэпидемическое отделение, в т.ч. по особо опасным инфек-циям

    в) отделение учета и регистрации инфекционных больных

    5. Информационно-аналитический отдел

    6. Отдел гигиенического воспитания и образования населения

    7. Санитарно-гигиеническая лаборатория (с отделами физико-химических исследований, труда, питания, почвы и атмосферы)

    В связи с изменением функций госсанэпидслужбы и приданием ей обязанностей торговой инспекции, общества защиты прав потребителей широкое распространение получили подразделения по правовому обеспечению взаимоотношений населения и учреждений Роспотребнадзора в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

    Многопрофильные санитарно-гигиенические учреждения оснащаются современными техническими средствами контроля за средой обитания, передвижения (подвижные лаборатории, автотранспорт), видеотерминалами и т.д., что сопровождается расширением инженерно-технических контрольных и ремонтных служб.

    Изменение порядка финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического профиля за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств граждан и юридических лиц и других источников потребовало организацию подразделений коммерческой деятельности: Дезинфекционный отдел (хозрасчетное отделение профилактической дезинфекции, дезинсекции и деротизации)

    1. Государственный характер системы санитарных и противоэпидемических мероприятий.

    2. Научно-плановая основа проводимых мероприятий.

    3. Единство санитарных и противоэпидемических мероприятий.

    4. Единство предупредительного и текущего санитарного надзора.

    5. Единство мероприятий в городе и сельской местности.).

    6. Участие всех медицинских учреждений и организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

    7. Участие населения в массовых санитарно-эпидемиологических мероприятиях (целесообразно и обосновано в различных аварийных ситуациях, возникновении массовых инфекционных заболеваний - выявление заболевших, оказание доврачебной помощи при большом числе пострадавших, проведение работы по санитарному просвещению во избежание паники среди населения), гигиеническое обучение населения.

    Основные нормативные документы:

    1. Конституция РФ

    2. Федеральный Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г.

    3. "Санитарные правила и нормы"

    4. "Строительные нормы и правила", обязательные для исполнения всеми службами, независимо от форм собственности

    5. Методические указания, приказы вышестоящих организаций, в т. ч. Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    Профилактика остается комплексом государственных народно-хозяйственных мероприятий (экономических, строительных, планировочных, инженерно-технических, медицинских и др.)

    Проводимые мероприятия имеют научную основу. Особое внимание уделяется деятельности по нормированию факторов среды обитания, что является основой работы отраслевых научно-исследовательских институтов, территориальных учреждений Роспотребнадзора, Центров гигиены и эпидемиологии.

    Существует тесная связь санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий. Невозможно только медицинскими мероприятиями (иммунизация, витаминизация и др.) снизить заболеваемость кишечными инфекциями, сыпным тифом, туберкулезом и др., имеющими социальные причины возникновения (водоснабжение, санитарная очистка населенных мест, банно-прачечное обеспечение, организация питания, проживания, природоохранных мероприятий и т.д.).

    Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

    Курсовая работа по административному праву

    Санитарно- эпидемиологический надзор

    Москва 2001

    Введение

    Каждое общество стремится защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого рода опасности.
    Опасности, которая в наше время приобретает все больший размах.Она может принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как, например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего.
    Таким образом, неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним.
    Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.
    Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
    Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор.
    Данная разновидность административного надзора
    Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта
    1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
    Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
    Федерации. Положением о Государственном комитете санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другими правовыми актами. В соответствии со статьей 46 Федерального закона в Российской
    Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской
    Федерации). В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в стране; органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водном транспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службы действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской
    Федерации.
    Главный государственный санитарный врач Российской Федерации является первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации, а само министерство выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в России.

    Виды санитарно-эпидемиологического надзора.
    Государственный надзор.

    Санитарно-эпидемиологический надзор может быть государственным и ведомственным.
    Государственный надзор как основной осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
    Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
    Он определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

    Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
    Федерации в порядке, установленном её законодательством.

    В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.
    А также подразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.

    Как же осуществляется руководство всей этой сложной системой предприятий, учреждений и организаций?
    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных округах и областях, на водном и воздушном транспорте. Ну и, естественно, ему подчиняются непосредственно подведомственные учреждения и предприятия, например, по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
    Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам.
    Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    Высшая руководящая должность этой службы – председатель
    Госкомсанэпиднадзора России, далее руководство учреждениями и предприятиями, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, распределяются следующим образом: - главный государственный санитарный врач России, главные врачи центров санитарно-эпидемиологического надзора, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
    Федерации, городам и районам.
    Главный государственный санитарный врач или его заместитель не реже одного раза в квартал при анализе деятельности организаций должен осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия.
    Если при рассмотрении дела о санитарном правонарушении выясняется, что оно повлекло массовое заболевание или отравление людей либо смерть хотя бы одного человека, то соответствующие материалы должны быть переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Порядок оформления и направления таких материалов в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

    Эти функции закреплены в Положении об этой службе, которое отражает все вопросы ее компетенции.
    В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.

    Служба разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды.
    Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами и могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
    Например, Министерство Здравоохранения Российской Федерации издает приказ от 20 июля 1998 г. N 217, «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором «в целях повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения, приведения системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, гармонизации указанной процедуры с международными требованиями, руководствуясь Законом
    Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года N 1034-1 ,
    Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции
    Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
    Федерации "О защите прав потребителей", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 9 января 1996 года N 2-ФЗ"), а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской
    Федерации" от 3 июня 1997 года N 659 выносит ряд постановлений, а также определяет положение, в котором устанавливает общие требования к порядку проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая оценка продукции и товаров, а также производств - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно - эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр. В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека.

    По результатам гигиенической оценки выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.

    Продукция и товары допускаются к производству, применению и реализации после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения установленного образца. Организация лабораторных, инструментальных исследований продукции и товаров по гигиенически значимым показателям, а также проведение гигиенической оценки осуществляются в соответствии с заключаемыми договорами. Работы по гигиенической оценке, выдаче заключений, гигиенической оценке производства, внесению их в Реестр осуществляются на основе заключаемого между заявителем и центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением договора.
    Работа по гигиенической оценке производств проводится органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с договором с организацией, ставящей на производство данный вид продукции.
    При проведении гигиенической оценки продукции, товаров, производств к ним предъявляются требования, установленные действующим законодательством.
    Решение о безопасности продукции, товара, вида продукции при гигиенической оценке производства принимается на основании экспертизы представленных документов и результатов испытаний. В случае полного соответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением готовится заключение установленного образца. Заключение подписывают главный государственный санитарный врач Российской Федерации или его заместители, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
    Федерации, городам, регионам на транспорте или их заместители.
    В случае несоответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением принимается решение об отказе в выдаче заключения, о чем заявителю направляется письменное обоснование принятого решения. В случае несогласия заявителя с принятым решением об отказе в выдаче заключения он может обратиться с апелляцией в апелляционный Совет при Департаменте государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.
    На продукцию, прошедшую процедуру гигиенической оценки, по желанию производителя (продавца, поставщика) может быть нанесен знак, подтверждающий, что данная продукция прошла гигиеническую оценку.
    Копии гигиенических заключений, выданные Департаментом государственного санитарно - эпидемиологического надзора
    Министерства здравоохранения Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, а также центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в регионах на транспорте,
    Федеральным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения
    Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора федерального управления медико- биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, имеют установленные степени защиты.

    Следующая основная функция государственной санитарно-эпидемиологической службы состоит в контроле и надзоре за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Контроль и надзор тесно взаимосвязаны, но различны по результатам принимаемых после них решений.
    При контроле заключением является дача согласия на то или иное решение вопроса, а надзор выявляет нарушения, которые приводят к применению мер административного принуждения.. Тем не менее в нормативных актах и практическом их осуществлении они органично взаимосвязаны.
    Например, главный государственный санитарный врач, рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью рынков города, выносит постановление «Об усилении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на рынках города»,в котором отмечает, что нарушаются требования санитарных правил: санитарно- техническое состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются условия хранения и реализации продукции, юридические лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (- санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.
    Компании, управляющие рынками, администрации рынков не осуществляют должных мер по обеспечению соответствующих санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий на рынках, в том числе по обеспечению условий труда продавцов.
    В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта
    1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
    Федеральным законом от 2 января 2000г. №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2000г.
    №292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", постановлением
    Правительства Москвы от 15 февраля 2000г. № 118 " О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил", постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации", постановляет ввести ряд запретительных и обязательных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в частности организовывать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами соблюдать специализацию торговых мест, иметь согласованную с центром
    Госсанэпиднадзора схему этих мест соблюдать наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств, обеспечить бесперебойное функционирование систем горячего и холодного водоснабжения и канализации, систем освещения, отопления и вентиляции, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры, реализовывать товары с сертификатом соответствия и отметкой о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, обеспечивать проведение на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил, определив ответственное должностное лицо и обеспечив его обучение и аттестацию на право осуществлять этот контроль, проводить санитарные дни по графику и т.д.
    Далее указывает, что невыполнение мероприятий данного постановления является условием, создающим угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний
    (отравлений) и служит основанием для приостановления деятельности рынка администрацией рынка самостоятельно или по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
    Таким образом проводится проверка выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации предприятий,учреждений,организаций,зданий,помещений,сооружений,оборудования и транспортных средств.
    Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
    1.полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы(пробы) материалов, веществ,изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
    2.полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.
    3.полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Они могут быть различными. Это и приостановление либо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Также это могут быть решения по применению административного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; решения об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
    4.полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства и налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья
    51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).
    5.полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.

    Согласно постановлению № 11 от 5 апреля 2000 года Председателя
    Правительства Российской Федерации В.В.Путина «О введении форменной одежды для должностных лиц, органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерства здравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.

    Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор

    есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам.

    Его цели и задачи – обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны
    Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации,
    Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.
    Действовавший ранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного, при этом органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора не входили в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный вид санитарно- эпидемиологического надзора, а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах
    Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, а также порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    Инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54
    Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается, что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.
    Статья 55 того же Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения, наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
    Дела вправе рассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта (МПС России), обороны(Минобороны России), внутренних дел(МВД России), безопасности(ФСБ России), пограничной службы(ФПС России), налоговой полиции(ФСНП России),и их заместители в соответствии со статьей 51 Федерального закона « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

    Заключение

    Таким образом, контроль и надзор за благополучием населения имеет место быть. Но все мы видим, каково состояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно. Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней. В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее, во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвами очередной эпидемии. Очень многие неудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всего несовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранного строительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именно здесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваются социальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иными нормативными документами. Да, и понятное дело - на каждую конкретную проблему отдельного закона не создашь.
    Тем более не может существовать унифицированных методов и подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими, присущими только им особенностями.
    Например, как обеспечить экологическую и гигиеническую безопасность и соблюдение достаточно жестких федеральных нормативов на сброс сточных вод в водоемы, когда уже существующие фоновые концентрации находятся либо на уровне ПДК, либо превосходят нормативы?
    Так по существующему законодательству в ряде районов Санкт-Петербурга из-за значительного фонового загрязнения атмосферного воздуха следует запретить жилищное строительство. Однако российское законодательство все же предполагает возможность разработки системы так называемого регионального нормирования. Согласно Законам "Об охране окружающей среды в РФ" (1991) и
    "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской
    Федерации" (1999) руководители территориальных органов Министерства экологии и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора вправе утверждать региональные нормативы качества факторов среды обитания человека либо правила обеспечения экологической и гигиенической безопасности. Кроме того, в соответствии с Законом "О самоуправлении субъектов Федерации" администрациям этих субъектов дано право создавать и использовать региональные законы и другие нормативные акты. Следует отметить, что обязательным условием регионального нормирования является отсутствие противоречий между документами, принятыми в регионах, и федеральным законодательством. В этих условиях создаются предпосылки для решения многих экологических проблем путем регионального нормирования и законодательства.
    Практика последних трех лет показала положительный опыт в этом направлении.
    Например, разработаны и эффективно действует целый ряд нормативных документов в нашем регионе: таких как "Правила охраны почв в Санкт-
    Петербурге", "Правила сбора, транспортировки и утилизации осадков коммунальных очистительных сооружений канализации", "Правила производства, испытаний и реализации бытовых устройств водопроводной воды" и другие. В настоящее время в стадии разработки находится региональные законы Санкт-
    Петербурга, касающиеся экологии. К недостаткам существующей системы следует отнести полное отсутствие координации городских и федеральных органов в области регионального нормирования. По идее вначале следовало бы определить систему регионального нормирования в целом, а затем, сообразуясь с приоритетными задачами, заполнять ее конкретными правовыми актами.

    Культурный уровень нашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему должным образом поддерживать цивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д. Не зря у нас с иронией рассказывают, что немцы улицы с мылом моют.., вот поэтому и ездят на хороших машинах, и уровень жизни у них соответствующий. А у нас выбросить мусор из окна машины, поезда или просто дома ничего не стоит.
    Так что законодательство в этом направлении следует разрабатывать, ужесточать и может быть, что-то изменится в головах.
    . Сегодня на разных уровнях ведется разработка множества компьютерных программ, не совместимых между собой, решающих одни и те же отдельные узкие задачи. Каждый сам по себе пытается провести анализ влияния того или иного фактора на популяцию. Действие физических и химических факторов на ряд патологий оцениваются без учета биологической природы заболевания, без использования методов и методологии эпидемиологии. Нет структурного подразделения, координирующего проведение компьютерных разработок с учетом знаний всех специалистов. Это ведет к несогласованности действий лечебной службы, санитарно-гигиенического и эпидемиологической направлений.
    Создающиеся на отдельных территориях раковые регистры не использует отечественный опыт по регистрации инфекционных больных. В работе онкологических учреждений отсутствует профилактическая направленность.
    Многое онкологи не имеют представления о имеющихся сегодня средствах и способах профилактики онкологических заболеваний. Ими не проводится пропаганда иммунизации против гепатита В, не пропагандируется здоровый образ жизни, информация о вреде курения. Недостаточно используется накопленный опыт развитых стран в пропаганде здорового образа жизни, в формировании общественного мнения здорового образа жизни. Не достаточно активно в этом плане работают и Центры Государственного санитарно- эпидемиологического надзора. В Российской Федерации как на национальном, так и на региональных уровнях до сих пор не запрещена реклама сигарет, не запрещено курение в общественных местах, медицинских учреждениях.
    Информация о курении не включена в анкеты при приеме на работу.
    Руководители здравоохранения, врачи на собственном примере не убеждают население отказаться от курения. Контроль за снижением влияния данного фактора не проводится. Травматизм, анализ причин и профилактика еще не стали разделом деятельности ЦГСЭН. Не анализируется влияние социальных и психических факторов на формирование отдельных видов патологии. Таким образом необходимо:

    Создать аналитическую структурную единицу в рамках центров

    Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, позволившую всесторонне оценить влияние отдельных факторов на формирование патологии на популяционном уровне

    Упорядочить потоки информации. Для анализа неинфекционной патологии необходимо использовать методы и методологию эпидемиологии, представляющую собой цельную науку и использующую законы диалектики и формальной логики.

    Для оценки состояния здоровья населения разработать и использовать количественные критерии оценки здоровья и процент влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

    Создать медицинскую корпоративную компьютерную сеть, которая позволит оценить степень влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

    Практическое использование мирового опыта в пропаганде и формировании здорового образа жизни.

    1.Введение
    2.Виды надзора.

    Государственный надзор
    3.Содержание и управление.
    4.Основные функции надзора.

    Полномочия должностных лиц.
    5.Ведомственный надзор.
    6.Заключение.
    7.Список использованной литературы.

    Список использованной литературы.

    А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов

    «Административное право Российской Федерации» учебник для вузов 1996 г.
    Москва «Зерцало» «Теис».
    Официальный сервер Министерства здравоохранения Российской Федерации.
    «О перспективах использования эпидемиологии для комплексной оценки здоровья населения» статья Е.С.Шелковой, Свердловский областной Центр санитарно-эпидемиологического надзора.2001 г.

    А) - Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС РФ)

    Б) - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ)

    В) - Управление Федеральной Службы Исполнения Наказаний России


    2. Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации является:

    А)– осуществление комплекса социальных, экономических, медицинских и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека и его будущих поколений
    Б) – обеспечение благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье
    В)– осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм
    Г) – профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ. Осуществление гигиенического воспитания и образования населения.
    Д)– все, вышеперечисленное в п.п. А, Б, В, Г

    3.За совершение санитарных правонарушений должностные лица и граждане Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности:

    А)- дисциплинарной и уголовной
    Б)– административной и уголовной
    В)– дисциплинарной и административной
    Г) – дисциплинарной, административной и уголовной
    Д) – дисциплинарной и уголовной

    4. В процессе своей профессиональной деятельности санитарному врачу-гигиенисту и эпидемиологу приходится иметь дело с нормами и гигиеническими нормативами. Назовите, какие из нижеприведенных данных относится к нормам?

    А) – ПДК вредных химических веществ
    Б)– средняя длительность одного случая инфекционных заболеваний
    В)– уровень профессиональной заболеваемости
    Г)– коэффициент ослабления гамма-излучения

    5. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
    А)– государственный характер
    Б) – научно-плановая основа
    В)– использование научных исследований и прогнозирования
    Г)– единство санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий
    Д)– единство санитарно-гигиенических мероприятий

    6. Правовыми основами деятельности госсанэпидслужбы являются:
    А) – Конституция Российской Федерации
    Б)– Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
    В) – Гражданский кодекс РФ
    Г)– Приказы Минздрава России
    Д)– все вышеперечисленное

    7. К основным составляющим здорового образа жизни относятся:
    А)- Режим труда и отдыха, организация сна, режим питания
    Б) - Занятия спортом, культура сексуального поведения

    В) – Профилактика вредных привычек

    Г)- Все вышеперечисленное

    В России сложилась действенная и эффективная система государственного регулирования и контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая базируется на комплексном подходе продуктов, оценке и регламентации качества продуктов питания на всех этапах её производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации. Эта система включает Органы государственного надзора и контроля:

    1. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

    2. Органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

    3. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные органы.

    4. Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации и её территориальные органы.

    5. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Российской Федерации и её территориальные органы.

    Цель данного государственного надзора и контроля – предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением некачественной, опасной продукции.

    Органы государственного надзора и контроля в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами: «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами (ГОСТ, ОСТ), санитарными, строительными и межотраслевыми нормами и правилами (СП, СНиП, СН, СанПиН) и др.

    Государственный надзор и контроль включает в себя:

    1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе:

    Выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее именуются – нормативные документы) при разработке новой продукции, подготовке её к производству, изготовлению, хранению, транспортировке и реализации, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;

    Выполнением правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг в сфере общественного питания;

    Соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка провидения подтверждения соответствия продукции и услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, требованиям нормативных документов;

    Выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

    2. Установление причин и условий возникновения болезней людей и животных.

    3. Пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применение мер административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения.

    4.Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля при выполнении своих служебных обязанностей имеют права и несут ответственность в соответствии с законодательством российской Федерации.

    5. Государственный надзор и контроль осуществляются посредством проведения:

    А) проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по изготовлению и обороту пищевой продукции, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, включающих в себя при необходимости:

    Обследование территорий, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств;

    Рассмотрение документов, необходимых для оценки качества и безопасности продукции, условий её изготовления и оборота;

    Проведение исследований (испытаний) продукции;

    Проведение экспертизы продукции (санитарно-эпидемиологической, токсикологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проектов нормативных и технических документов, по которым предполагается осуществлять изготовление новой продукции;

    Б) расследования и пересечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

    В) анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику.

    6. Проверки и расследования осуществляются должностными лицам и специалистами органов государственного надзора и контроля по вопросам, относящим к их компетенции, в соответствии с методическими инструктивными документами, утверждёнными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля.

    7. Плановые проверки проводятся, как правило, по комплексу вопросов обеспечения качества и безопасности продукции. При необходимости для проведения таких проверок образуются комиссии в состав которых включаются представители заинтересованных органов государственного надзора и контроля.

    8. Внеплановые проверки проводятся при получении органами государственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции, связанных в её употреблением (использованием), случаях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

    9. Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля могут посещать с целью территории и помещений только во время исполнения ими служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений.

    10. Результаты проверок и расследований оформляются документами (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручаются гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и руководителям проверяемых организаций.

    11. В случае выявления нарушений в области обеспечения качества и безопасности продукции должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции применяют меры административного пресечения и воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    12. Отбор образцов продукции и иных материалов, необходимых для оценки качества, безопасности, условий изготовления и оборота, проведение исследований (испытаний) и оформление их результатов осуществляются в соответствии с нормативными документами, устанавливающими требования к отбору, методам и методикам исследований (испытаний) продукции и оценки полученных результатов.

    13. Проведение исследований (испытаний) продукции и иных материалов осуществляется в лабораториях (испытательных центрах) органов государственного надзора и контроля, а при необходимости в других лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в установленном порядке.

    14. Результаты проведённых исследований (испытаний) продукции своевременно доводят до сведения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

    15. Действия должностных лиц и специалистов органов государственного надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Контрольные вопросы

    1. Какие органы государственного надзора и контроля включает система регулирования качества и безопасности пищевых продуктов Российской Федерации? Каковы их цели?

    2. Какими федеральными законами руководствуются в своей работе органы государственного надзора и контроля?

    3. Перечислите основные функции государственного надзора за качеством и безопасностью пищевого сырья и пищевых продуктов в нашей стране.

    Тестовые вопросы

    1. Целью государственного надзора и контроля качества и безопасности пищевых продуктов является предотвращение отравлений на предприятиях общественного питания (Да/Нет)?

    2. Внеплановые проверки предприятий питания проводятся при расследовании пищевых отравлений (Да/Нет)?

    3. Обследование предприятий питания представителями ЦГСЭН заканчивается актом, который заверяется подписями членов комиссии (Да/Нет)?

    4. Исследование продукции осуществляется в лабораториях Органов государственного надзора и контроля (Да/Нет)?

    5. Все допускающие санитарного обследование предприятия питания, может быть затребована органами прокуратуры и суда (Да/Нет)?