Функ ции го су дар ства. Государство. Понятие и функции государства. Классификация функций государства

Спасибо, что читаете и делитесь с другими

При большом числе испытаний $n$ и малой вероятности $р$ формулой Бернулли пользоваться неудобно, например, $0.97^{999}$ вычислить трудно.

В этом случае для вычисления вероятности того, что в $n$ испытаниях ($n$ – велико) событие произойдет $k$ раз, используют формулу Пуассона :

$$ P_n(k)=\frac{\lambda^k}{k!}\cdot e^{-\lambda}, \qquad \lambda=n \cdot p. $$

Здесь $\lambda=n \cdot p$ обозначает среднее число появлений события в $n$ испытаниях.

Эта формула дает удовлетворительное приближение для $p \le 0,1$ и $np \le 10$. При больших $np$ рекомендуется применять формулы Лапласа (Муавра-Лапласа). Cобытия, для которых применима формула Пуассона, называют редкими , так как вероятность их осуществления очень мала (обычно порядка 0,001-0,0001).

На сайте есть бесплатный онлайн-калькулятор для формулы Пуассона

Примеры решений

Пример. Устройство состоит из 1000 элементов, работающих независимо один от другого. Вероятность отказа любого элемента в течении времени Т равна 0,002. Найти вероятность того, что за время Т откажут ровно три элемента.

Решение. По условию дано: .

Искомая вероятность

Пример. Завод отправил на базу 500 изделий. Вероятность повреждения изделия в пути 0,004. Найти вероятность того, что в пути повреждено меньше трех изделий.

Решение. По условию дано: .

По теореме сложения вероятностей

Пример. Магазин получил 1000 бутылок минеральной воды. Вероятность того, что при перевозке бутылка окажется разбитой, равна 0,003. Найти вероятность того, что магазин получит более двух разбитых бутылок.

Решение. По условию дано: .

Получаем:

Подробную статью о формуле с примерами, онлайн калькулятор и расчетный файл к видеоролику вы найдете тут.

Если вероятность появления события в отдельном испытании достаточно близка к нулю , то даже при больших значениях количества испытаний вероятность, вычисляемая по локальной теореме Лапласа, оказывается недостаточно точной. В таких случаях используют формулу, выведенную Пуассоном.

ТЕОРЕМА ПУАССОНА

Если вероятность наступления события в каждом испытании постоянна, но достаточно мала, число независимых испытаний достаточно велико, при этом сочетания меньше десяти то вероятность того, что в количестве испытаниях событие наступит ровно раз примерно равна

Для формулы Пуассона используют таблицы табулирования функции .

——————————-

Рассмотрим примеры типичных для студентов задач.

Пример 1. Автобиография писателя издается тиражом в 1000 экземпляров. Для каждой книги вероятность быть неправильно сброшюрованной равна 0,002. Найти вероятность того, что тираж содержать ровно 7 бракованных книг.

Решение. Проверим выполнение условия теоремы Пуассона. Для входных значений

что условия выполняются.
По табличным значениям функции Пуассона находим вероятность

Применения к этому событию локальную теорему Лапласа получим

Точное значение вероятности определяем по формуле Бернулли

Из анализа трех методов следует, что формула Пуассона дает более точнее приближения, чем формула Лапласа. Именно поэтому ее рекомендуют применять для отыскания вероятности в такого сорта задачах.

——————————-

Пример 2. Вероятность изготовления нестандартной детали равна 0,004. Найти вероятность того, что среди 1000 деталей окажется 5 нестандартных.

Формула Пуассона

Имеем даные , которые удовлетворяют требования теоремы Пуассона По таблице функции Пуассона при получим:

Найдем вероятность того же события по локальной теореме Лапласа.

Рассмотрим уравнение

Где функция определена на .

Это уравнение определяет распространение бегущей волны в n-мерной однородной среде со скоростью a в моменты времени t > 0 .

Для того, чтобы решение было однозначным, необходимо определить начальные условия. Начальные условия определяют состояние пространства (или, говорят, «начальное возмущение») в момент времени t = 0 :

Тогда обобщённая формула Кирхгофа даёт решение этой задачи.

Сам Кирхгоф рассматривал только трёхмерный случай.

Идея получения решения

Простой вывод решения основной задачи использует преобразование Фурье. Обобщенная формула Кирхгофа имеет следующий вид:

.

В случае, если в волновом уравнении имеется правая часть f , в правой части формулы появится слагаемое:

Физические следствия

Передний и задний волновые фронты от локализованного в пространстве возмущения действуют на наблюдателя в течение ограниченного отрезка времени

Пусть в начальный момент времени t = 0 на некотором компакте M есть локальное возмущение ( и/или ). Если мы находимся в некоторой точке , то, как видно из формулы (область интегрирования), возмущение мы почувствуем через время .

Вне отрезка времени , где , функция u (x 0 , t ) равна нулю.

Таким образом, начальное возмущение, локализованное в пространстве, вызывает в каждой точке пространства действие, локализованное во времени, то есть возмущение распространяется в виде волны, имеющей передний и задний фронты, что выражает принцип Гюйгенса). На плоскости же этот принцип нарушается. Обоснованием этого является тот факт, что носитель возмущения, компактный в , уже не будет компактным в , а будет образовывать бесконечный цилиндр, и, следовательно, возмущение будет неограниченно во времени (у цилиндрических волн отсутствует задний фронт).

Формула Пуассона -Парсеваля

Решение уравнения колебаний мембраны

(функция f (x ,t )

с начальными условиями

задаётся формулой:

tex" alt=" +\frac{\partial}{\partial t}\frac{1}{2\pi a}\iint\limits_{r.

Формула Д"Аламбера

Решение одномерного волнового уравнения

(функция f (x ,t ) соответствует вынуждающей внешней силе)

с начальными условиями

имеет вид

В область II приходят характеристики только из одного семейства

При пользовании формулой Д"Аламбера следует учесть, что иногда решение может не быть единственным во всей рассматриваемой области . Решение волнового уравнения представляется в виде суммы двух функций: u (x ,t ) = f (x + a t ) + g (x a t ) , то есть оно определяется двумя семействами характеристик: . Пример, показанный на рисунке справа, иллюстрирует волновое уравнение для полубесконечной струны, и начальные условия в нём заданы только на зеленой линии x ≥0. Видно, что в область I приходят как ξ-характеристики, так и η-характеристики, в то время как в области II есть только ξ-характеристики. То есть, в области II формула Д"Аламбера не работает.

Применение формул

В общем виде формула Кирхгофа довольно громоздка, а потому решение задач математической физики с её помощью обычно является затруднительным. Однако, можно воспользоваться линейностью волнового уравнения с начальными условиями и искать решение в виде суммы трех функций: u (x ,t ) = A (x ,t ) + B (x ,t ) + C (x ,t ) , которые удовлетворяют следующим условиям:

Сама по себе такая операция не упрощает пользование формулой Кирхгофа, но для некоторых задач оказывается возможным подбор решения, либо сведение многомерной задачи к одномерной путем замены переменных. Например, пусть . Тогда, сделав замену ξ = x + 3y − 2z , уравнение для задачи "С" примет вид:

Таким образом, пришли к одномерному уравнению, а, значит, можно воспользоваться формулой Д"Аламбера:

В силу четности начального условия, решение сохранит свой вид во всей области t > 0 .

Литература

Михайлов В.П., Михайлова Т.В., Шабунин М.И. Сборник типовых задач по курсу Уравнения математической физики. - М.: МФТИ, 2007. - ISBN 5-7417-0206-6

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Формула Пуассона" в других словарях:

    Формула Кирхгофа аналитическое выражение для решения гиперболического уравнения в частных производных (т. н. «волнового уравнения») во всём трёхмерном пространстве. Методом спуска (то есть уменьшением размерности) из него можно… … Википедия

    Формула Кирхгофа аналитическое выражение для решения гиперболического уравнения в частных производных (т. н. «волнового уравнения») во всём пространстве. Методом спуска (то есть уменьшением размерности) из него можно получить решения двумерного… … Википедия

    Формула, представляющая единств. классич. решение и(х, t) Koши задачи для волнового ур ния в трёхмерном пространстве времени, (где с скорость распространения сигнала) в случае, если начальные данные f(x), p(х) соответственно трижды и дважды… … Физическая энциклопедия

    Формула для вычисления суммы ряда вида Если Фурье преобразование (несколько иначе, чем обычно, нормированное) функции F (x), то (m и n целые). Это и есть П. ф. с.; она может быть… … Большая советская энциклопедия

    Формула П. ф. с. имеет место, если, напр., функция g(x).абсолютно интегрируема на интервале, имеет ограниченное изменение и П. ф. с. записывается также в виде где аи b любые два положительных числа, удовлетворяющие условию аb=2p, а c(u).есть… … Математическая энциклопедия

    1) То же, что Пуассона интеграл.2) Формула, дающая интегральное представление решения задачи Коши для волнового уравнения в пространстве: и имеющая вид (1) где среднее значение функции j на сфере Sat в пространстве (х, у, z) радиуса at с… … Математическая энциклопедия

    Бесконечно делимое распределение в теории вероятностей это распределение случайной величины такой, что она может быть представлена в виде произвольного количества независимых, одинаково распределённых слагаемых. Содержание 1 Определение 2… … Википедия

Во многих задачах практики приходится иметь дело со случайными величинами, распределенными по своеобразному закону, который называется законом Пуассона.

Рассмотрим прерывную случайную величину , которая может принимать только целые, неотрицательные значения:

причем последовательность этих значений теоретически не ограничена.

Говорят, что случайная величина распределена по закону Пуассона, если вероятность того, что она примет определенное значение , выражается формулой

где а – некоторая положительная величина, называемая параметром закона Пуассона.

Ряд распределения случайной величины , распределенной по закону Пуассона, имеет вид:

Убедимся, прежде всего, что последовательность вероятностей, задаваемая формулой (5.9.1), может представлять собой ряд распределения, т.е. что сумма всех вероятностей равна единице. Имеем:

.

На рис. 5.9.1 показаны многоугольники распределения случайной величины , распределенной по закону Пуассона, соответствующие различным значениям параметра . В таблице 8 приложения приведены значения для различных .

Определим основные характеристики – математическое ожидание и дисперсию – случайной величины , распределенной по закону Пуассона. По определению математического ожидания

.

Первый член суммы (соответствующий ) равен нулю, следовательно, суммирование можно начать с :

Обозначим ; тогда

. (5.9.2)

Таким образом, параметр представляет собой не что иное, как математическое ожидание случайной величины .

Для определения дисперсии найдем сначала второй начальный момент величины :

По ранее доказанному

кроме того,

Таким образом, дисперсия случайной величины, распределенной по закону Пуассона, равна её математическому ожиданию .

Это свойство распределения Пуассона часто применяется на практике для решения вопроса, правдоподобна ли гипотеза о том, что случайная величина распределена по закону Пуассона. Для этого определяют из опыта статистические характеристики – математическое ожидание и дисперсию – случайной величины. Если их значения близки, то это может служить доводом в пользу гипотезы о пуассоновском распределении; резкое различие этих характеристик, напротив, свидетельствует против гипотезы.

Определим для случайной величины , распределенной по закону Пуассона, вероятность того, что она примет значение не меньше заданного . Обозначим эту вероятность :

Очевидно, вероятность может быть вычислена как сумма

Однако значительно проще определить её из вероятности противоположного события:

(5.9.4)

В частности, вероятность того, что величина примет положительное значение, выражается формулой

(5.9.5)

Мы уже упоминали о том, что многие задачи практики приводят к распределению Пуассона. Рассмотрим одну из типичных задач такого рода.

Пусть на оси абсцисс Ох случайным образом распределяются точки (рис. 5.9.2). Допустим, что случайное распределение точек удовлетворяет следующим условиям:

1. Вероятность попадания того или иного числа точек на отрезок зависит только от длины этого отрезка, но не зависит от его положения на оси абсцисс. Иными словами, точки распределяются на оси абсцисс с одинаковой средней плотностью. Обозначим эту плотность (т.е. математическое ожидание числа точек, приходящихся на единицу длины) через .

2. Точки распределяются на оси абсцисс независимо друг от друга, т.е. вероятность попадания того или другого числа точек на заданный отрезок не зависит от того, сколько их попало на любой другой отрезок, не перекрывающийся с ним.

3. Вероятность попадания на малый участок двух или более точек пренебрежимо мала по сравнению с вероятностью попадания одной точки (это условие означает практическую невозможность совпадения двух или более точек).

Выделим на оси абсцисс определенный отрезок длины и рассмотрим дискретную случайную величину – число точек, попадающих на этот отрезок. Возможные значения величины будут

Так как точки попадают на отрезок независимо друг от друга, то теоретически не исключено, что их там окажется сколь угодно много, т.е. ряд (5.9.6) продолжается неограниченно.

Докажем, что случайная величина имеет закон распределения Пуассона. Для этого вычислим вероятность того, что на отрезок попадет ровно точек.

Сначала решим более простую задачу. Рассмотрим на оси Ох малый участок и вычислим вероятность того, что на этот участок попадет хотя бы одна точка. Будем рассуждать следующим образом. Математическое ожидание числа точек, попадающих на этот участок, очевидно, равно (т.к. на единицу длины попадает в среднем точек). Согласно условию 3 для малого отрезка можно пренебречь возможностью попадания на него двух или больше точек. Поэтому математическое ожидание числа точек, попадающих на участок , будет приближенно равно вероятности попадания на него одной точки (или, что в наших условиях равнозначно, хотя бы одной).

Таким образом, с точностью до бесконечно малых высшего порядка, при можно считать вероятность того, что на участок попадет одна (хотя бы одна) точка, равной , а вероятность того, что не попадет ни одной, равной .

Воспользуемся этим для вычисления вероятности попадания на отрезок ровно точек. Разделим отрезок на равных частей длиной . Условимся называть элементарный отрезок «пустым», если в него не попало ни одной точки, и «занятым», если в него попала хотя бы одна. Согласно вышедоказанному вероятность того, что отрезок окажется «занятым», приближенно равна ; вероятность того, что он окажется «пустым», равна . Так как, согласно условию 2, попадания точек в неперекрывающиеся отрезки независимы, то наши n отрезков можно рассмотреть как независимых «опытов», в каждом из которых отрезок может быть «занят» с вероятностью . Найдем вероятность того, что среди отрезков будет ровно «занятых». По теореме о повторении опытов эта вероятность равна

или, обозначая ,

(5.9.7)

При достаточно большом эта вероятность приближенно равна вероятности попадания на отрезок ровно точек, так как попадание двух или больше точек на отрезок имеет пренебрежимо малую вероятность. Для того чтобы найти точное значение , нужно в выражении (5.9.7) перейти к пределу при :

(5.9.8)

Преобразуем выражение, стоящее под знаком предела:

(5.9.9)

Первая дробь и знаменатель последней дроби в выражении (5.9.9) при , очевидно, стремятся к единице. Выражение от не зависит. Числитель последней дроби можно преобразовать так:

(5.9.10)

При и выражение (5.9.10) стремится к . Таким образом, доказано, что вероятность попадания ровно точек в отрезок выражается формулой

где , т.е. величина Х распределена по закону Пуассона с параметром .

Отметим, что величина по смыслу представляет собой среднее число точек, приходящееся на отрезок .

Величина (вероятность того, что величина Х примет положительное значение) в данном случае выражает вероятность того, что на отрезок попадет хотя бы одна точка:

Таким образом, мы убедились, что распределение Пуассона возникает там, где какие-то точки (или другие элементы) занимают случайное положение независимо друг от друга, и подсчитывается количество этих точек, попавших в какую-то область. В нашем случае такой «областью» был отрезок на оси абсцисс. Однако наш вывод легко распространить и на случай распределения точек на плоскости (случайное плоское поле точек) и в пространстве (случайное пространственное поле точек). Нетрудно доказать, что если соблюдены условия:

1) точки распределены в поле статистически равномерно со средней плотностью ;

2) точки попадают в неперекрывающиеся области независимым образом;

3) точки появляются поодиночке, а не парами, тройками и т.д., то число точек , попадающих в любую область (плоскую или пространственную), распределяются по закону Пуассона:

где – среднее число точек, попадающих в область .

Для плоского случая

где – площадь области ; для пространственного

где - объем области .

Заметим, что для пуассоновского распределения числа точек, попадающих в отрезок или область, условие постоянной плотности () несущественно. Если выполнены два других условия, то закон Пуассона все равно имеет место, только параметр а в нем приобретает другое выражение: он получается не простым умножение плотности на длину, площадь или объем области, а интегрированием переменной плотности по отрезку, площади или объему. (Подробнее об этом см. n° 19.4)

Наличие случайных точек, разбросанных на линии, на плоскости или объеме – неединственное условие, при котором возникает распределение Пуассона. Можно, например, доказать, что закон Пуассона является предельным для биномиального распределения:

, (5.9.12)

если одновременно устремлять число опытов к бесконечности, а вероятность – к нулю, причем их произведение сохраняет постоянное значение:

Действительно, это предельное свойство биномиального распределения можно записать в виде:

. (5.9.14)

Но из условия (5.9.13) следует, что

Подставляя (5.9.15) в (5.9.14), получим равенство

, (5.9.16)

которое только что было доказано нами по другому поводу.

Это предельное свойство биномиального закона часто находит применение на практике. Допустим, что производится большое количество независимых опытов , в каждом из которых событие имеет очень малую вероятность . Тогда для вычисления вероятности того, что событие появится ровно раз, можно воспользоваться приближенной формулой:

, (5.9.17)

где - параметр того закона Пуассона, которым приближенно заменяется биномиальное распределение.

От этого свойства закона Пуассона – выражать биномиальное распределение при большом числе опытов и малой вероятности события – происходит его название, часто применяемое в учебниках статистики: закон редких явлений.

Рассмотрим несколько примеров, связанных с пуассоновским распределением, из различных областей практики.

Пример 1. На автоматическую телефонную станцию поступают вызовы со средней плотностью вызовов в час. Считая, что число вызовов на любом участке времени распределено по закону Пуассона, найти вероятность того, что за две минуты на станцию поступит ровно три вызова.

Решение. Среднее число вызовов за две минуты равно:

Кв.м. Для поражения цели достаточно попадания в нее хотя бы одного осколка. Найти вероятность поражения цели при данном положении точки разрыва.

Решение. . По формуле (5.9.4) находим вероятность попадания хотя бы одного осколка:

(Для вычисления значения показательной функции пользуемся таблицей 2 приложения).

Пример 7. Средняя плотность болезнетворных микробов в одном кубическом метре воздуха равна 100. Берется на пробу 2 куб. дм воздуха. Найти вероятность того, что в нем будет обнаружен хотя бы один микроб.

Решение. Принимая гипотезу о пуассоновском распределении числа микробов в объеме, находим:

Пример 8. По некоторой цели производится 50 независимых выстрелов. Вероятность попадания в цель при одном выстреле равна 0,04. Пользуясь предельным свойством биномиального распределения (формула (5.9.17)), найти приближенно вероятность того, что в цель попадет: ни одного снаряда, один снаряд, два снаряда.

Решение. Имеем . По таблице 8 приложения находим вероятности.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначения государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

государство функция механизм аппарат

  • 1. Политическая функция . Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
  • 2. Экономическая функция . Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

  • 3. Социальная функция . Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. -- это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.
  • 4. Правоохранительная функция . Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства -- борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция . В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

  • 1. Функция обороны . Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.
  • 2. Дипломатическая функция . Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения -- это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
  • 3. Внешнеполитическая функция . Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -- постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
  • 4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права.
  • 5. Внешнеэкономическая функция . Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
  • 6. Правоохранительная функция . Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров (как, например, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово). Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол) и т. п.
  • 7. Социальная функция . Она выкристаллизовывается все более ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.
  • 8. Экологическая функция . Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.
  • 9. Информационная функция . Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире. В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
  • 10. Культурное сотрудничество . Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
  • 11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности . Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи -- средства ее достижения, то функции -- это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения; экономических возможностей общества; нравственного и культурного уровня общества; профессионализма государственных служащих и структур и др. В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других -- в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова).

Механизм государства -- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки механизма государства :

  • 1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
  • 2) сложная структура;
  • 3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
  • 4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

  • · нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
  • · непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
  • · полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
  • · самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

  • · разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
  • · принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
  • · гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
  • · законность - строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
  • · профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
  • · гуманизм - принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
  • · национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
  • · федерализм - принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

  • 1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.

  • 2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
  • 3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.
  • 4. Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.
  • 5. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «...существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов.

Государственный орган - это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.

Таким образом, государственный орган:

  • 1. представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
  • 2. наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
  • 3. образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию.

Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах.

  • - Первой формой является издание нормативно-правовых актов.
  • - Вторая форма - это принятие актов применения права.
  • - Третья форма - представляет собой организационную деятельность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

  • 1) по срокам полномочий все государственные органы делятся на временные и постоянные . Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917-1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;
  • 2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие и местные . В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации является правительство Москвы; примером местного органа власти - мэр Владивостока;
  • 3) по характеру осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные государственные органы. К первым относится Верховный суд Российской Федерации, ко вторым - Генеральный прокурор РФ;
  • 4) по порядку формирования государственные органы бывают первичными , т. е. избираемыми непосредственно населением, и производными , которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская дума, производных - Федеральная служба безопасности РФ;
  • 5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;
  • 6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Функции государства.

Если сущность и форма государства являются статической (стабильной, постоянной ) составляющей, то функции государства являются динамической составляющей и показывает, как реализуется в действии сущность государства и насколько продекларированные принципы государственной политики находят свое отражение в реальной действительности. Поэтому анализ функций может корректировать представление о сущности государства. В историческом аспекте можно наблюдать изменение содержания функций, в связи с изменением типов, целей и задач государств. Вместе с тем, наименее подвержены изменению общесоциальные функции , обеспечивающие восприятие этносом государства как социальной ценности, необходимой для его выживания и развития.

Иерархия функций может меняться в зависимости от конкретной исторической ситуации, так в состоянии войны приоритетной становится оборонительная функция. Безусловное влияние на содержание функций оказывает политический режим: определяет превалирование общесоциальных функций или функций, обеспечивающих интересы узких элитарных групп. Таким образом, в самых общих чертах, функции государства - это основные направления его деятельности.

Функциям государства свойственно несколько общих признаков:

1. Всегда имеют социальное содержание, отражают сущность государства, его социальное назначение;

2. Носят комплексный характер, включают все аспекты деятельности в определенной сфере (экономической, социальной, культурной или политической ), в связи с чем, не следует смешивать или отождествлять функции и деятельность государства, либо функции государства и государственных органов;

3. Направленны на решение наиболее значимых социальных задач, обусловленных определенным этапом развития государства;

4. Представляют собой административную (управленческую ) категорию, реализующуюся в определенных правовых формах.

Таким образом, функции государства, это соответствующее историческому периоду основные направления деятельности государства, отражающие его сущность.

Классификация функций государства.

Критерии классификации могут быть различны. Функции жизненно необходимые для существования общества и государства следует отнести к основным . Соответственно, функции, не относящиеся к приоритетным направлениям деятельности на данном этапе - неосновные . Соотношение основных и неосновных функций, как было указано выше, может меняться.

В зависимости от времени осуществления, функции делятся на постоянные и временные . По своей сути все функции постоянные, но в некоторые периоды (военный конфликт, чрезвычайное положение, катастрофа и др. ) может возникать необходимость прибегнуть к временным функциям для решения определенных задач.


Возможно так же говорить о централизации и децентрализации функций государства. Централизация функций - не только признак тоталитарного государства, но и подчас вынужденная мера, связанная с решением глобальной проблемы, требующей мобилизации всех ресурсов государства. Вместе с тем, положительный эффект от централизации может быть сопряжён с негативным моментом - ущемлением интересов регионов государства или полноценной реализацией других функций. Создание тонкого механизма, учитывающего преимущества центробежных и центростремительных тенденций в распределении функций, - задача современного правового государства.

По направлению деятельности функции подразделяются на внутренние (предполагает государственное управление, направленное на решения задач внутри страны ) и внешних (предполагает деятельность государства, как суверенного субъекта в международных отношениях ) функции.

По сфере деятельности к внутренним функциям государства относятся:

1. Политическая . Государство, как центральный элемент политической системы, не только управляет и формирует её, но и уравновешивает различные социальные интересы. Управляя политической сферой, государство стремится и к самосохранению, обеспечивает внутренний суверенитет путем укрепления механизма государственной власти, а также создает нормативную и организационную основу для наиболее эффективной и качественной деятельности государственных органов. Вместе с тем, государство обеспечивает контрразведывательную деятельность и безопасность внутри страны для недопущения социального конфликта или гражданской войны и поддержание стабильности.

2. Правоохранительная . Создание системы правоохранительных органов и ее модернизации в соответствии с задачами по формированию правового сознания личности, обеспечению реализации прав человека и охраны правового порядка в обществе. В правоохранительную функцию государства входит не только решение текущих задач, но также и профилактика правонарушений с целью их предупреждения и пресечения. Формирование нормативной, организационной, финансовой и технической основы для осуществления правосудия, отвечающего действующим принципам судопроизводства государства.

3. Экономическая . Прежде всего, предполагает определение общего направления экономической политики государства в соответствии с определенным уровнем экономики государства: от полного контроля в условиях командно-административного хозяйствования и до прогнозирования с целью определения наиболее оптимального развития страны в условиях рыночной экономики и дальнейшего планирования государственных мероприятий по поддержке наиболее перспективных отраслей национальной экономики. Кроме того, государство напрямую управляет стратегически важными отраслями и предприятиями (разработка нефтяных месторождений, предприятия военно-промышленного комплекса и др. ), а также осуществляет финансовый контроль в целях экономической стабильности и безопасности страны. Грамотная налоговая политика может оптимизировать экономическое и научно-техническое развитие государства. Решение этих задач требует создания государственного аппарата, способного осуществлять высокоэффективную экономическую политику.

4. Социально-культурная . Реализация социальной функции государства становится возможной при его обеспечении средствами населения, призванных обеспечить достойные условия жизни для всех слоев общества, пенсионное обеспечение, поддержку семьи, материнства и детства, создания социальных, рекреационных и образовательных инфраструктур, а также условий для свободного творческого развития в целях модернизации и создания культурной среды общества. Поскольку государственный бюджет, как источник социального обеспечения, формируется, по большей части за счёт средств населения, взимаемых посредством налогов и иных обязательных платежей, государство тем самым обязывает себя использовать средства налогоплательщиков наиболее оптимальным способом.

И, если до момента появления в XX веке понятия « социальная политика » , государства считали возможным использовать привлечённые от населения средства по своему усмотрению, то социальные стандарты современных государств, претендующих называться демократическими, правовыми и социальными, предполагают не только наиболее целесообразное инвестирование этих средств, но и наличие механизма контроля за обоснованностью и эффективностью их использования с возможностью привлечения к мерам политической ответственности (вотум недоверия правительству ).

Жизнеспособность государства в немалой степени зависит от интеллектуально-нравственного потенциала его населения, поэтому немаловажным направлением деятельности государства всегда считалась поддержка национальной культуры, науки и формирование духовно-нравственной среды, способной воспитать граждан в духе патриотизма и сохранения культурно-нравственных ценностей. Немало важной составляющей в государственной политики является формирование государственной идеологии. При этом не обязательно идеология должна быть единой и не позволяющей разночтений, как в тоталитарном государстве. Стабильное управление и поддержка власти населением возможны и при существовании множества идеологий (идеологический плюрализм ), но при определении государством идеологических приоритетов, как система ценностей приемлемых для населения, не ущемляя тем самым интересов его малой части.

5. Экологическая . Непременным условием выживания и дальнейшего существования человечества являются защита и поддержание окружающей среды. Необходимость сохранения баланса естественной среды предопределило включение экологической функции в число основных внутренних и внешних функций государства. Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны. Эффективность механизма защиты окружающей среды определяется не только наличием природоохранного законодательства, но и механизмом его реализации, реальной ответственностью и экологическим воспитанием населения.

По сфере деятельности к внешним функциям государства относятся:

1. Внешнеполитическая функция призвана решить несколько основных задач. Прежде всего, политическое, межгосударственное сотрудничество направлено на поддержание мирного сосуществования государств и предотвращение глобальных конфликтов. Немаловажную роль в этом процессе играют международные организации универсального (Организация Объединённых Наций ) и регионального (НАТО ) характера. ООН способствует не только поддержанию мирового правопорядка, но и сотрудничеству государств во всех сферах. Создание региональной организации направлено на поддержание мира в регионе, формирование и защиту системы приоритетов государств, входящих в это объединение.

Ряд организаций призваны координировать сотрудничество в определённой области (в социальнойсфере - Международная организация труда, в сфере использования воздушного пространства - Международная организация гражданской авиации и др. ). Многие из международных организаций, изначально преследующие цель объединить усилия в определённой области, в частности ЕС (Европейский Союз создавался как организация в сфере экономического сотрудничества ), на текущий момент дают повод дискутировать о правом статусе этого образования. Расширение круга ведения позволяет сторонникам концепции интеграционных образований относить ЕС к квазигосударственным образованиям. Однако, наличие интеграционных процессов не тождественно образованию государства.

Еще одна немаловажная задача внешнеполитической деятельности - укрепление своего статуса на международной арене и недопущение поглощения государственного суверенитета. Решение этих задач реализуется посредством дипломатии, как официальной деятельности представителей государств. Переговоры, дипломатическая переписка и деятельность постоянных представительств государств, в том числе при международных организациях, позволяют создать благоприятные условия для сотрудничества. Обязательства, которые добровольно принимают на себя государства, находят свое отражение в международных договорах. Внешнеполитической деятельности любого государства сопутствует стремление пресечь воздействие враждебной ему идеологии других государств, создание определённого образа своего государства, позиционирование своих ценностей, т.е. экспортирование своей идеологии с целью наиболее эффективной международно-правовой защиты своих интересов.

2. Оборонно-военная . Государство нуждается в укреплении и отстаивании своих территориальных позиций и в связи с этим создает военно-оборонительный комплекс для противодействия вооруженному вторжению или угрозы агрессии других государств. Нередко государства консолидируются в военно-политической сфере для достижения общих военных целей, как правило, мира на определенной территории. Решение этих задач предполагает создание военно-оборонительных структур на своей территории и военных баз на территории иностранных государств, проведение разведывательных мероприятий и развитие военно-промышленного комплекса. Современный уровень межгосударственных отношений отдаёт предпочтение сотрудничеству с целью обеспечению международной безопасности и комплексу мер, направленных на ограничение вооружений государств и военных блоков.

3. Внешнеэкономическая . Развитие торговли и производства неизбежно приводит к интеграции государств в мировую экономическую систему. Соглашения о статусе иностранных купцов известны ещё Древнему миру (исополитии - соглашения между древнегреческими полисами наделяли граждан договаривающихся сторон правом заключать сделки в соответствии с местными обычаями ). Современный уровень кооперации производства, создание единого экономического пространства, способствующей взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, требуют не только выработки целесообразной внешней экономической политики государства, но и унификации норм в области инвестирования, товарообмена, валютных, финансовых, концессиональных и иных отношений экономического характера.

Начало унификационным процессам было положено в римском «праве народов » («jus gentium »), которое можно рассматривать как попытку создания единообразной системы регулирования частноправовых отношений граждан Рима и жителей провинций, а так же иностранных граждан. Современный уровень унификационных процессов, вызванный, прежде всего, тенденциями экономического характера, реализуется посредством трех форм: заключение международного договора, который напрямую обязывает участников, либо подготовки модельного или типового закона, который предлагается как основа внутригосударственного закона для государств его создающих, либо совместное создание норм, подлежащих вживлению в национальное право, в объеме, который государства, участвующие в их разработке, сочтут возможным.

Значительный вклад в урегулирование внешнеэкономических отношений государств вносит Всемирная торговая организация (ВТО ), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ ), действующая с целью унификации права международной торговли, особое место в этой системе занимает Международный институт унификации частного права (УНИДРУА ), разрабатывающий проекты международных конвенций в вопросах торгово-экономического сотрудничества, Международный валютный фонд (МВФ ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР ), Банк международных расчётов (БМР ) и др.

4. Социально-культурная как одна из внешних функций государства предполагает, в первую очередь, участие в международных организациях социально-культурной направленности. Усилия государств по защите трудовых прав человека, созданию наиболее приемлемого режима занятости собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, по сотрудничеству в вопросах социального обеспечения координируются в рамках созданной в 1919 году Международной организации труда (МОТ ). Под эгидой МОТ принято около 200 конвенций, а так же рекомендации. Межгосударственное сотрудничество по вопросам здравоохранения координирует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Социально-культурная функция государства предполагает так же сотрудничество как в рамках международного гуманитарного права, защищающего права жертв вооружённых конфликтов, так и добровольную медицинскую, продовольственную и иную помощь населению других государств, пострадавшему от стихийных бедствий и иных гуманитарных катастроф. Формирование внешней политики государства в области образования в современном мире не может протекать без учёта конвенций, подписанных под эгидой Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ), основная цель которой сделать образование доступным для всех.

Унификация норм в сфере образования преследует, в конечном счёте, цель устранить для своих граждан препятствия, связанные с разницей уровня образования, воспитания и культуры общества в целом. Сохранение национальных достижений, обмен опытом, совместные разработки в образовательной, научной и культурной сфере позволяют государствам, участвующим в этих процессах, достигать новых высот, как в науке, так и практике во всех сферах деятельности.

5. Экологическая . Проблема эффективного и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности носит глобальный характер, так как только межгосударственное сотрудничество позволит найти способ ее решения и обеспечить поддержание экологического баланса, необходимого для выживания всего человечества. Такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ - занимающаяся проблемой загрязнения атмосферы ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ - занимающаяся вопросами по безопасности окружающей среды при эксплуатации источников атомной энергии ) и Международная морская организация (ИМО - занимающаяся охраной морской среды ) и другие наряду со своей специальной деятельностью координируют усилия государств по охране окружающей среды.

Рекомендации по вопросам охраны окружающей среды на базе собственных исследований призван давать Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС ) при ООН. В 1972 году был создан специальный механизм сотрудничества государств в сфере экологической безопасности - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ), в Совет управляющих которого входят представители 58 стран.

От видов функций следует отличать формы их реализации, т.е. средства и методы осуществления основных направлений деятельности государства. В таком качестве можно рассматривать три вида деятельности: правоустанавливающую (деятельность по созданию правовых норм ), правореализующую (обеспечение эффективного и качественного применения права, механизма реализации прав и исполнения обязанностей, соблюдения запретов ) и правозащитную (деятельность по охране установленного правопорядка и защите прав и свобод ). Названные формы принято объединять понятием - правовые. К правовым формам также относятся - договорная , в тех сферах, где в основе отношений лежит диспозитивный принцип (экономика, социальная сфера, юридические услуги и др. ). К неправовым формам относят - фактическую деятельность государства по реализации его функций (организационная, финансово-распределительная, техническая и др. ).

Формы реализации функций осуществляются с помощью приемов и способов, таких как убеждение, принуждение, которые следует рассматривать как методы реализации функций .