Денежный вексель. Что такое вексель: виды, применение, плюсы и минусы. История возникновения векселя, его разновидности, учет и расчеты векселями, индоссамент и акцепт векселя

раздел второй. теория управления социальными системами

THEORY OF GOVERNANCE

научно-техническая политика в россии, ее возможности и проблемы

и.п. воробьева

Национальный исследовательский Томский политехнический университет [email protected]

Рассмотрены перспективы, возможности и проблемы государственной научно-технической политики, выявлены направления ее совершенствования на современном этапе, исходя из опыта инновационного развития за рубежом.

Ключевые слова: научно-технический потенциал, государственная научно-техническая политика, механизм регулирования инновационного процесса, финансирование науки.

Каждое государство заинтересовано в ускоренном развитии научного потенциала, повышении доли инновационного продукта в ВВП. Поэтому активная научно-техническая политика правительства характерна для многих стран. Научно-техническая политика государства - совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений по развитию научно-технического потенциала, эффективному его использованию в интересах социально-экономического развития общества. Научнотехническая политика является долгосрочной, так как создание научнотехнического потенциала требует времени и ресурсов. Во-вторых, это политика стимулирующая, так как направлена на увеличение потенциальных возможностей страны, ускорение научного развития и внедрение достижений НТП в производство. В-третьих, органы власти заинтересованы в том, чтобы страна максимально эффективно использовала научные достижения. Для этого объекты интеллектуальной собственности

должны быть защищены государством. То есть научно-техническая политика имеет протекционистскую направленность.

Целями научно-технической политики относительно научнотехнического потенциала являются, прежде всего, его увеличение, соблюдение пропорций между разновидностями и частями. Например, необходимо наличие знаний, умений, технологий в «запасе», для будущего применения. Научно-технический потенциал не только используется, но и одновременно происходит процесс его создания (обучение будущих инженеров и ученых, накопление новых знаний, разработка новых технологий, освоение производства новой продукции).

Сложность управления научно-техническим развитием проявляется в том, что объекты этой политики весьма разнообразны, разнородны по организации, формам собственности, структуре, функциям. На макроуровне это такие сферы деятельности, как наука, наукоемкое производство, образование. На микроуровне это организации, связанные с указанными видами деятельности: вузы, исследовательские учреждения, инновационный бизнес, потребители наукоемкой продукции. Наконец, объектом государственной научно-технической политики является научно-технический потенциал региона.

Важнейшим направлением научно-технической политики относительно указанных объектов является прогнозирование научной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития. Необходимо также оценить состояние науки и потребностей производства в стране с целью выявления возможных направлений научного развития. Правительство определяет приоритетные направления, выступает в качестве заказчика, оплачивает научные исследования. Среди перспективных направлений в России названы: безопасность и противодействие терроризму; наносистемы; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика .

Для научного развития государством предоставляются соответствующие ресурсы (информационные, исследовательские, производственные). Государство выступает также заказчиком в системе образования, оплачивает подготовку кадров нужных профессий. То есть важнейшим инструментом научно-технической политики выступает бюджетное финансирование науки и образования. В 2011 г. на развитие науки израсходовано 314 млрд руб., 2,87 % Федерального бюджета РФ .

Во многих странах привлекаются бюджетные ресурсы для развития науки по следующим причинам:

1. Наука не вписывается в рыночные отношения. Научные разработки бывают востребованы на рынке инноваций лишь на последнем, заключительном, этапе. Но финансовые средства, причем немалые, требуются на этапах исследования, разработок. Финансирует эти этапы, как правило, государство.

2. Непредсказуемость результата научного исследования. Предприниматели обычно финансируют научные разработки, если сроки научных изысканий небольшие, а результат однозначно положительный. Однако одна из особенностей науки - непредсказуемость сроков и результатов. Отрицательный результат продвигает науку вперед так же, как и положительный. Для бизнеса же нет смысла расходовать деньги на результат, не имеющий практического применения.

3. Необходимость прогнозов научного развития. Ввиду долгосроч-ности исследований необходимы научные прогнозы, которые покажут перспективные научные направления. Такие прогнозы могут быть разработаны только под непосредственным руководством органов власти, так как информационные, финансовые ресурсы для этих целей имеются у государства.

4. Необходимость опережения соперников. Для того чтобы воспользоваться научными результатами, следует опередить исследователей из других стран. Такое под силу органам власти, которые аккумулируют ресурсы, объединяют научные силы, предоставляют оборудование и материалы для исследований. Это особенно актуально для разработок в военной науке, исследовании космоса, медицине. В Советском Союзе был пример ускорения исследований для производства атомного оружия, хотя первыми применили атомную бомбу США. Примеры Японии, Кореи, Китая показывают, что для инновационного прорыва необходима продуманная научно-техническая стратегия государства. Рассмотрим состояние развития науки в России по сравнению с другими странами.

1. В большинстве стран с высоким техническим уровнем затраты на исследования превышают 2-3 процента ВВП (табл. 1). В России доля расходов на науку в ВВП сопоставима с такими странами, как Испания. Италия. В абсолютном выражении наша страна тратит на научные исследования в 5 раз меньше, чем в Японии, в 6 раз меньше, чем в Китае, в 13 раз меньше, чем в США.

2. Во многих странах наука активно развивается за счет вузовского сектора (Швейцария, Великобритания, Бельгия, Франция, Швеция). В нашей стране велика доля исследователей, работающих в государственных НИИ. Доля исследователей из предпринимательского сектора обычно высока в странах, имеющих успехи в практическом применении научных знаний (Япония, Корея, Китай) (табл. 2).

3. В России традиционно высока доля государственного финансирования расходов на научные исследования. Бюджетное финансирование науки превышает расходы предпринимателей в 3 раза (табл. 3). В то же время бремя расходов на науку во многих странах берут на себя предприниматели, заинтересованные в получении прикладных научных результатов и использовании их для получения прибыли. Доля предпринимательских расходов превышает расходы государства в США в 2 раза, в Японии - в 4,4 раза, в Республике Корея - в 2,67 раза.

Таблица 1

Затраты на исследования и разработки, млн долл. сША

Страна 2005 2008 2009 2010 2009, в % к ввП 2010, в % к ввП

Россия 18115,0 30060,9 33575,3 32793,1 1,25 1,16

Австрия 6802,5 8854,1 8839,3 9254,2 2,72 2,76

Германия 64298,8 81970,7 83297,2 86299,4 2,82 2,82

дания 4418,9 6235,8 6478,6 6816,0 3,06 3,06

Испания 13330,8 20414,9 20546,6 20386,1 1,39 1,39

Италия 17999,0 24075,9 24534,5 24269,2 1,26 1,26

Франция 39235,7 46547,8 49143,5 49990,8 2,26 2,25

Китай 71054,9 120806,6 154147,4 178980,7 1,70 1,77

Республика Корея 30618,3 43906,4 47168,5 53184,9 3,56 3,74

япония 128694,6 148719,2 137314,2 140832,8 3,36 3,26

США 325936,0 403668,0 401576,0 2,90

Таблица 2

Численность исследователей по секторам науки в 2010 г.,

% к итогу

Страна Государственный сектор Предпринимательский сектор Сектор высшего образования

Россия 32,8 47,8 19,1

Бельгия 7,9 46,1 45,2

Германия 15,8 56,8 27,4

Соединенное Королевство Великобритания) 3,5 34,2 60,6

Франция 12,3 57,0 29,3

Швейцария 1,9 41,1 57,0

Швеция 3,8 61,7 34,4

Китай 19,1 61,1 19,8

Республика Корея 7,5 76,5 14,9

япония 4,9 74,8 19,1

4. Как правило, предпринимательские источники финансирования науки связаны с теми секторами, где высока вероятность получения практического результата для бизнеса в короткие сроки. Поэтому страны с высокой долей финансирования за счет бизнеса имеют достаточно хорошие результаты по научным результатам в виде патентов на изобретение (табл. 4). Несмотря на значительный рост патентов в России, наблюдается отставание от ведущих по научно-техническому уровню государств - Японии, США, Кореи.

Таблица 3

Источники финансирования затрат на исследования и разработки

в 2010 г., % к итогу

Страна 2000 г. 2010 г.

Россия 17592 29999

Австрия 1217 1130

Германия 14707 13678

Нидерланды 2820 1947

Соединенное Королевство (Великобритания) 8253 5594

Франция 11274 9899

Израиль 2033 3724

Индия 1263 6168

Китай 13058 135110

Республика Корея 34956 68843

Япония 125880 222693

Канада 12125 19120

США 157496 219614

5. Тенденции научного развития, финансирования науки и ее результатов оказывают влияние на деятельность тех предприятий, которые являются потребителями инновационного продукта. Статистика показывает, что доля таких предприятий в промышленном производстве России незначительна (табл. 5). В 2010 г. их было не более 9,3 %, в 2011 г. - 10,2 % (в Томской области - 15,7 %, в Кемеровской области - 6,4 %, в Новосибирской области - 8,2 %) . Кроме того, эти предприятия не стремятся заниматься собственными исследованиями либо заказывать их сторонним организациям. Доля этих расходов - 20,6 %, в то время как в Германии - 64,5 %, во Франции - 79,6 %. Российские фирмы предпочитают покупать уже готовое оборудование, отработанную технологию. Понятно, что подобный инновационный путь развития не позволяет повысить конкурентоспособность промышленного производства России в достаточной степени, так как продаваемые технологии не являются достаточно новыми.

Итак, подведем итоги. Сравнительный анализ статистических данных по России и иным странам в области научно-технического прогресса позволяет выявить следующие проблемы:

Низкая доля расходов на науку в ВВП России;

Недостаточная активность вузовской науки;

Преобладающая доля расходов на науку со стороны государства при низкой активности бизнеса по финансированию научных исследований;

Таблица 5

структура затрат на инновации по организациям промышленности,

Страна Исследования и разработки, выполненные собственными силами Исследования и разработки, выполненные сторонними организациями Приобретение машин, оборудования, программных средств X .0 т 0 х ш 5 1 ё н £ и X и а. П Прочие затраты на технологические инновации Доля организаций, осуществляющих инновации

Россия 14,2 6,4 55,7 1,3 22,4 9,3

Австрия 62,9 11,3 24,1 1,7 - 86, 4

Бельгия 48,5 21,2 29,3 1,0 - 48,1

Германия 52,7 11,8 32,9 2,6 - 84,9

Италия 42,5 10,6 43,2 3,7 - 42,2

Люксембург 75,2 2,8 20,5 1,4 - 61,4

Нидерланды 55,1 19,2 24,7 1,0 - 52

Финляндия 66,8 13,0 18,8 1,4 - 66,7

Франция 65,4 14,2 16,3 4,1 - 40,7

Инновационное сопротивление предприятий, не желающих осуществлять модернизацию производства;

Недостаточная активность производителей в области научных исследований для собственных нужд; использование чужих, отработанных технологий и оборудования, что не позволяет существенно повышать конкурентоспособность предприятия.

Ускоренное развитие науки, на наш взгляд, предполагает принятие ряда срочных мер.

1. Следует предусмотреть стимулы для тех предприятий, которые могут финансировать науку для получения практических результатов и применения их в производстве. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» предложены меры государственной поддержки инновационного развития . Главным образом эти меры направлены на поддержку научных учреждений (гранты, кредиты, субсидии, взносы в уставный капитал и пр.), но не заказчиков.

2. Необходимы поддержка государством и стимулирование развития венчурного капитала. В России крайне медленно распространяются зарекомендовавшие себя способы финансирования инноваций при помощи венчурного капитала. В России наиболее популярным у венчурных инвесторов является сектор информационно-компьютерных технологий (в 2010 г. общий объем зафиксированных сделок составил около 1063,5 млн долл., или примерно 42 % от общего объема венчурных инвестиций). Около трети венчурных инвестиций направлены в сферу финансовых услуг (842,27 млн долл.) . В иных инновационных направлениях венчурный бизнес практически не представлен.

3. В мире положительные результаты в научно-техническом развитии достигаются зачастую за счет свободных экономических зон (США, Китай, Южная Корея). На наш взгляд, статус российских особых экономических зон технико-внедренческого типа (например, ОЭЗ ТВТ «Томск») не позволяет в полной мере активизировать научно-техническое развитие страны. Резиденты этих зон не имеют право заниматься внедрением и производством инновационной продукции. Законченные научные разработки подлежат продаже покупателю, которого чаще всего находят за границей. В то же время во многих странах подобные инновационные центры являются научно-производственными. Например, в Китае создаются зоны новой и высокой технологии («Пекинская экспериментальная»), зоны экономического и технического развития («Ма-вей»). Главная цель таких зон - внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, ускорение прикладных исследований.

4. Следует особо обратить внимание на материальную базу науки. В настоящее время научные результаты получаются главным образом экс-

периментальным путем. Без аппаратуры, установок, мощной вычислительной техники и пр. невозможны значимые результаты как в фундаментальной, так и в прикладной науке. Для этого следует шире применять не только бюджетное финансирование, но и арендные отношения, банковское кредитование, лизинг.

Итак, следует применять новые методы воздействия и поддержки научной сферы, что позволит осуществить ускоренное инновационное развитие в России.

литература

1. Российский статистический ежегодник. - 2012: стат. сб. / Росстат. -М., 2012. - 786 с.

2. Регионы России. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

3. Россия и страны мира. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 380 с.

4. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7.07.2011 г. № 899. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=87163.

5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон, принятый 23.08.1996 г. (№ 127-ФЗ). - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138644.

7. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России в 2010 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/rvca_ yearbook_ 2011_russian_pe_and_vc_market_review_2010_rus.pdf


цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного
  • 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, И
    сущность каждой из них более подробно. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
  • 7.3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ
    сущности единой государственной научно-технической политики, хотя все признают ее значимость и необходимость. Так, например, в словаре по научно-техническому прогрессу дается следующее определение сущности единой научно-технической политики: единая научно- техническая политика - система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в народном
  • 7.4. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ
    сущность отдельных показателей. Давно известно, что наиболее выгодно производить наукоемкую продукцию. Это связано с тем, что цены на мировом рынке на наукоемкую продукцию достаточно высокие и имеют тенденцию к росту. Таким образом, у производителей этой продукции имеется больше возможностей для получения прибыли и сверхприбыли. К наукоемкой относится такая продукция, в которой воплощены
  • 8.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
    сущность таких основных понятий, как техническое регулирование, технический регламент, стандарт. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе
  • 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике. Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны. Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и
  • 9.4. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
    сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало ин-вестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутству-ет и в большинстве
  • 16.4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    сущность изначение ценовой политики предприятия? Каковы основные виды ценовых стратегий предприятия? Какова структура цены предприятия, промышленности, розничной цены? Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек? В чем отличие свободных и договорно-контрактных цен? Каков порядок включения транспортных расходов в цену продукции? Что понимается подэластичным и неэластичным спросом?
  • СОДЕРЖАНИЕ
    сущность и особенности.41 ГЛАВА 4. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 57 4.1. Сущность и значение централизации 57 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии 62 Экономические аспекты концентрации производства 64 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь 67 Концентрация и диверсификация производства 78
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    сущность и содержание, вкладываемые в понятие лпредпринимательство, менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между
  • ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и гос. науч.-тех. политике»

    Государственная научно-техническая политика - составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

    Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

    Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

    Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития

    производительных сил государства; гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе

    приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научнотехнических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и

    техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через

    систему экономических и иных льгот; развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством

    создания системы государственных научных центров и других структур; развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

    Приоритетные направления и перечень критических технологий должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями, определенными в прогнозах и программах социально- экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

    Приоритетные направления развития науки, технологий и техники

    в Российской Федерации (утв. Президентом 21.05.2006)

    1. Безопасность и противодействие терроризму

    2. Живые системы

    3. Индустрия наносистем и материалов

    4. Информационно-телекоммуникационные системы

    5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника

    6. Рациональное природопользование

    7. Транспортные, авиационные и космические системы

    8. Энергетика и энергосбережение

    Критические технологии – 34 КТ

    Государственная инновационная политика - неотъемлемая часть социальноэкономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение России к экономике знаний.

    Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

    Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.

    В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:

    1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

    2. Создание эффективной национальной инновационной системы.

    3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.

    4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

    Нац. доклад – с. 60 – 62 (цели инновационной политики, норм.-прав. база)

    Национальная инновационная система - совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

    Нац. доклад – с. 29 – 30 (компоненты НИС)

    Инвестиционная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.

    В течение последних 7-8 лет государственно-частное партнерство (ГЧП) становится одним из наиболее активно практикуемых инструментов государственной научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации. Необходимость развития ГЧП в инновационной сфере прямо или косвенно подчеркивается во многих стратегических и концептуальных документах, определяющих основные направления государственной политики, в том числе в таких, как:

    Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (2002),

    Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы до 2010 года (2005),

    Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (2006).

    Развитие механизмов ГЧП в России во многом опирается на оправдавшие себя практики зарубежных стран. В частности, в области разработки механизмов стимулирования венчурных инвестиций использовался опыт США и Израиля, в области развития технико-внедренческих особых экономических зон – опыт Индии по развитию сектора информационных технологий. Инновационная сфера, наряду с развитием инфраструктуры, на федеральном уровне была объявлена одной из приоритетных сфер сотрудничества государства и бизнеса в России.

    Ниже рассмотрены основные институты, реализующие принцип ГЧП в инновационной сфере, созданные в России к настоящему времени.

    Российский банк развития (ОАО) учрежден в 1999 году. С 2004 года Банк реализует Программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим приоритетным направлениям:

    Проекты, осуществляемые в сфере науки, инноваций и высоких технологий;

    Проекты, направленные на реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, демографии;

    Проекты, способствующие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

    Проекты, осуществляемые в регионах, испытывающих дефицит финансовых ресурсов;

    Проекты, направленные на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий на внешних рынках.

    Инвестиционный фонд Российской Федерации создан в 2006 году с целью оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы. Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

    Софинансирование инвестиционного проекта;

    Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

    Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства России.

    Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (ОАО) создан в 2006 году с целью инвестирования в имущество организаций сектора ИКТ и участия в финансировании проектов в области ИКТ.

    Российская венчурная компания (ОАО) создана летом 2006 года решением Правительства России. Российская венчурная компания – государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Она должна служить источником доступного финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития, инвестировать свои средства в инновационный сектор через систему частных венчурных фондов, предоставляя каждому из них 49% от их инвестиционных ресурсов. Остальной капитал инновационной компании 51%, должен быть сформирован частными инвесторами.

    Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» реализуется с 2006 года (см. также п. 9.2.5.). Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006 – 2010 годов. Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики. В реализации программы участвуют 7 регионов России, выбранных в результате конкурса. В 2007 году расходы федерального бюджета на создание и развитие технопарков составили в 1945,5 млн. рублей.

    Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются перспективным механизмом ГЧП и стимулирования инвестиций. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога. В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов – промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие. Именно технико-внедренческие ОЭЗ должны стать одним из важных инструментов инновационного развития, предусматривающего ГЧП в инновационной сфере. В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск. В 2007 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ – инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные сети, и транспортных коммуникаций. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе.

    Отдельно необходимо отметить такую форму ГЧП, как Важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты). ВИП-проект представляет собой крупный инновационный проект, имеющий государственное значение (комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий), и направленный на решение первоочередных задач в области безопасности, экономического развития (экономики в целом или ее крупных секторов), социального развития. Первые ВИП-проекты начали реализовываться в 2003 году. С тех пор многие аспекты их разработки и реализации, включая механизмы взаимодействия государства, науки и бизнеса, были усовершенствованы. В настоящее время разработка и реализация ВИП проектов осуществляется в рамках двух федеральных целевых программ – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007 – 2012 годы» (курируется Министерством образования и науки) и «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы (курируется Министерством промышленности и торговли). Основные особенности ВИПпроектов в контексте реализации принципа государственно-частного партнерства заключаются в следующем:

    Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые определяются государством и бизнесом совместно;

    В рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от создания перспективного инновационного продукта (новой или усовершенствованной высокотехнологичной продукции) до его освоения в промышленном производстве и вывода на рынок;

    Общая стоимость проекта составляет 1 – 2 млрд. руб., при этом вклад государства должен составлять не более 40% стоимости проекта, а вклад бизнеса соответственно – не менее 60% стоимости проекта. Продолжительность реализации проекта – не более 4 лет.

    Работа по развитию механизмов государственно-частного партнерства в научнотехнической и инновационной сфере продолжается. Министерство образования и науки играет ключевую роль в этом процессе.

    Технопарк - специальная организация, в которой объединены научноисследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

    Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    Благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и усилиям правительства в настоящее время Россия обладает значительными ресурсами для решения задачи модернизации. Причем речь идет как о ресурсах государства, прежде всего о федеральном бюджете, так и о ресурсах частного сектора экономики. Таким образом, проблема острого дефицита ресурсов сменилась сегодня проблемой наиболее эффективного использования накопленных ресурсов для решения первоочередных задач страны и, прежде всего, модернизации ее экономики. Решение задачи модернизации экономики требует активной государственной научно-технической и промышленной политики и, говоря более широко, активного государственного регулирования экономических процессов.

    В современной практике развитых стран государственное регулирование уже не отождествляется с государственным сектором в его российском понимании, с казенными и унитарными предприятиями. В современных развитых странах принято говорить об общественном секторе, включающем в себя сферы и отрасли экономики, имеющие общенациональное значение и способствующие достижению общенациональных стратегических приоритетов, независимо от формы собственности предприятий, действующих в указанных отраслях - частной, государственной, смешанной.

    Развитие общественного сектора, как правило, требует колоссальных, долгосрочных капиталовложений и связано с высокими рисками, зачастую неприемлемыми для частного капитала, что диктует необходимость повышенного внимания государства.

    В большинстве развитых стран в состав общественного сектора включают отрасли социальной сферы, оборонный и научно-технический комплексы (включая фундаментальную науку и высокие технологии военного и двойного назначения), аграрный комплекс в части обеспечения продовольствием, топливно-энергетический комплекс, инфраструктурные отрасли.

    В высоких технологиях ведущую роль играют информационные технологии. Прогресс в этой области создает такие продукты, которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по любому вопросу. Современный человек должен уметь ориентироваться в поступающей информации и выделять наиболее важную из всего потока информации для поддержания своей профессиональной конкурентоспособности.

    Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами.

    В настоящее время предпринимаются попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась.

    1. Сущность, основные цели, принципы и задачи государстве н ной научно-технической политики

    Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. государственный научный технический политика

    Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

    Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

    Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

    Научно-техническая продукция - научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

    Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

    Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

    Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

    Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

    Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

    Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

    Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

    Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

    Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

    Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

    Развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

    Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

    Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

    2. Механизмы реализации научно-технической политики

    В настоящее время экономическая политика многих стран определяет инновационную деятельность как основное условие социально-экономического развития. Современные концепции экономического развития ставят своей основной целью удовлетворение потребностей человека, в первую очередь - повышение уровня качества жизни, что достигается посредством решения следующих задач:

    1) создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства и услуг.

    2) увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения,

    3) повышение образовательного уровня населения,

    4) решения экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

    Современная государственная инновационная политика привносит в научно-техническую сферу, в научно-технический прогресс интенсивные факторы развития, которые призваны повысить эффективность использования как уже имеющегося научно-технического потенциала, так и тех ресурсов, которые направляются на его расширение (что, с точки зрения экономики научно-технического прогресса, эквивалентно прямому наращиванию указанных потенциала и ресурсов). Формирование и реализация инновационной политики осуществляется, как правило, и под влиянием трех взаимодействующих функциональных сфер деятельности:

    1) регулирование социально-экономического развития органами государственной власти,

    2) функционирование научного сообщества на основе различных управленческих и общественных структур,

    3) экономическая деятельность фирм, реализующих достижения научно-технического прогресса и применяющих их на практике.

    В различных странах государственная научно-техническая и инновационная политика заметно отличаются как по своему содержанию, гак и по выполняемым функциям. Это обусловлено различиями в уровне развития отдельных стран, масштабах и специализации научно-технической деятельности, структуре приоритетов социально-экономической политики, историческими особенностями развития, соотношением действующих политических сил и др. Вместе с тем было бы ошибкой переоценивать эти различия, поскольку в большинстве стран проявляются общие тенденции развития, вследствие чего их политика во многих своих основных чертах инвариантна относительно существующих национальных различий.

    Инновационная политика разрабатывается и реализуется в контексте обшей социально-экономической политики страны, т.е. нацелена на решение конкретных социально-экономических проблем, направлена на социально-экономический прогресс общества. При этом важно отметить, что само по себе развитие науки не является самостоятельной целью на макросоциальном уровне системы целей общества, а общественное предназначение научно-технической сферы заключается в решении общественно значимых социальных, экономических, военных и иных проблем на основе получения и применения научных знаний.

    В этом смысле инновационная политика не только определяет желательные для общества направления развития научно-технической сферы, но и порождает ограничения этого развития, что вызывает необходимость осуществления надведомственного социального контроля за формированием и реализацией системы внутренних, частных целей. По этой же причине определение доли выделяемых научно-технической сфере всегда ограниченных ресурсов общества является задачей не научно-технической политики, а общей социально-экономической политики страны, т.е. политики более высокого иерархического ранга.

    Само же формирование эффективной инновационной политики предполагает согласование трех ее важнейших аспектов:

    Цели (отражают ценности и приоритеты развития общества),

    Ресурсы (включая источники, объемы, способы мобилизации, способы организации)

    Способы реализации конкретных мероприятий (определяются уровнем и специфическими особенностями политического, социального и экономического устройства страны).

    Качество формирования инновационной политики во многом записи! от четкости и правильности (в стратегическом и тактическом планах) формулирования целей и задач, формирования механизмов и условий выработки конкретных целей для научно-технической сферы. Решение проблемы целеполагания должно приводить к формированию системы частных инструментальных и количественных показателей, достижение которых должно обеспечиваться в процессе реализации государственной научно-технической политики.

    Успех же в достижении целей определяется обоснованностью выбора конкретного содержания государственной инновационной политики с точки зрения истинных целей социально-экономического развития страны, соответствия этим целям выделенных ресурсов, а также имеющимися возможностями регулирования деятельности ИР-сферы и эффективностью использования этих возможностей.

    Целесообразно отметить еще три общих методологических подхода в государственной инновационной политике разных стран, а именно:

    Ее формирование всегда базируется на итеративных процедурах, ввиду сложности самого объекта управления;

    Долгосрочный характер, так как создание научно-технического потенциала и практическая реализация новых знаний требуют значительных временных интервалов;

    Дифференциация применительно к различным этапам решения научно-технических задач.

    Любая инновационная политика включает в себя следующие основные укрупненные направления:

    Создание институциональной основы инновационной деятельности;

    Создание системной управляющей основы инновационной деятельности:

    Разработку механизмов ресурсного обеспечения инновационного процесса включая кадровое обеспечение, прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности - правовыми методами, методами налоговой, амортизационной, таможенной и т.д. политики;

    Развитие инновационной инфраструктуры.

    Реализуя эти основные укрупненные направления своей инновационной политики, государство по отношению к сфере исследований и разработок выступает в качестве:

    Законодателя, устанавливающего правовые основы и приоритетные направления функционирования;

    Системы институтов, формирующих экономическую заинтересованность в результатах инновационного процесса;

    Одного из основных источников финансирования научно-технических исследований и разработок, а также образования;

    Потребителя определенной части новой наукоемкой продукции (военной и гражданской);

    Субъекта инновационной деятельности (государственный сектор научно-технического комплекса);

    Координатора мероприятий по развитию научно-техническою потенциала, организации взаимодействия различных секторов сферы исследований и разработок, стимулирования прямыми и косвенными методами создания и использования научно-технических достижений в промышленности и непроизводственной сфере, активизации инновационной деятельности;

    Политической силы, в значительной мере определяющей отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечивающей поддержку обществом научно-технической сферы.

    В странах ЕС поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность, осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами. Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны.

    Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том. что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами.

    Одним из наиболее используемых механизмов реализации инновационной политики в странах ЕС является реализация целевых программ. Вследствие высокой адекватности программно-целевого (не ведомственного) подхода самой сути путей решения проблем социально-экономического развития общества, программы стали конкретным воплощением национальных приоритетов в сфере инновационной деятельности, обеспечивающих продвижение вперед на ключевых направлениях развития. Концентрируя финансовые, трудовые и производственные ресурсы на решающих участках, снижая дублирование, уменьшая риск не достижения результата, усиливая в конечном счете плановость и целенаправленность научно-технического прогресса, программы являются эффективным средством интенсификации научно-технической деятельности и поддержания темпов развития общества.

    Базовые принципы программно-целевого финансирования НИОКР формулируются следующим образом:

    Финансовая поддержка оказывается однократно;

    Результаты должны иметь открытый характер.

    Инновационные научно-технические программы отличаются от государственной поддержки отдельных направлений науки и техники конкретностью своего содержания, сроками выполнения и объемами привлекаемых ресурсов. Общей целью таких программ является обеспечение ориентации научно-технической сферы на нужды конечных потребителей, с тем, чтобы в научно-технической деятельности с самого начала учитывалась перспектива использования этим конечным потребителем создаваемых в рамках программы научно-технических достижений. В этом смысле программы являются механизмом, обеспечивающим не только создание, но и продвижение научно-технологических достижений в промышленность и стимулирование их освоения. Так, например, во Франции программы утверждаются специальными законами, устанавливающими, в частности, и меры по стимулированию использования результатов программ.

    Несмотря на различие экономических и политических условий разных стран во всех из них инновационные программы имеют определенный состав общих признаков:

    Программы выступают самостоятельным объектом государственного управления, а отведенные на программу средства выделяются отдельной строкой в государственном бюджете;

    Программы обладают определенной организационной целостностью и собственными структурами управления;

    Цели научно-технических программ отчетливо увязываются с целями промышленной политики;

    Государство стремится мобилизовать для участия в программах все сектора научно-технической сферы и промышленности.

    По характеру целей инновационные программы можно разделить на два типа.

    Первый тип - это программы, ориентированные на создание конкретного вида сложной наукоемкой продукции или целой группы взаимосвязанных видов продукции, гак называемые продукционные программы. Данные программы обладают вполне определенной спецификой - почти всегда государство выступает здесь в качестве инициатора, полностью финансирует работы (как правило - весьма дорогостоящие) и является основным потребителем конечного результата. Соответственно, такие программы и организуются в тех областях, за состояние которых государство несет основную ответственность (оборона, космос, частично - энергетика, здравоохранение и т.п.);

    Второй тип представляют программы, имеющие целью создание новых технологий, так называемые технологические программы. При этом предполагается, что разрабатываемые технологии должны обеспечить технический прогресс и конкурентоспособность какой-либо отрасли промышленности (группы взаимосвязанных отраслей), а также удовлетворить конкретные технические потребности больших групп предприятий. Подобные программы реализуются в первую очередь в новейших высокотехнологичных отраслях промышленности (электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, биотехнология, материалы с новыми свойствами и т.д.). В силу ключевого значения указанных отраслей для промышленности и экономики в целом, программы, способствующие повышению уровня используемых в этих отраслях технологий, являются как бы первичными. За ними следует шлейф вторичных программ, направленных на перестройку традиционных отраслей (металлургии, машиностроения, химии, сельского хозяйства и др.) путем освоения созданных новейших технологий.

    Данный тип программ обычно финансируется как из средств государственного бюджета, так и промышленными предприятиями-участниками программы. Соотношение же между этими источниками средств зависит от содержания программы и от сложившихся п стране общих пропорций в финансировании научно-технической деятельности.

    Целесообразно отметить некоторую условность деления инновационных программ на продукционные и технологические. Дело в том, что принципиально новое изделие далеко не всегда можно изготовить известными методами, и, наоборот, новые методы производства открывают возможность создания принципиально новых изделий. Поэтому продукционные программы зачастую содержат весомую технологическую составляющую, а в ходе выполнения технологических программ часто появляются новые виды продукции.

    Бывает, что комплексные по своему содержанию программы в ходе своей реализации делятся, формируются самостоятельные их направления или даже новые программы, исходно не предполагавшиеся и не планировавшиеся.

    Важным обстоятельством, связанным с инновационными программами является то, что они не всегда приводят к немедленному прямому коммерческому успеху, однако их технические результаты обеспечивают значительное продвижение в развитии соответствующей области. Крупномасштабные инновационные программы оказывают широкое воздействие на экономику страны по различным направлениям. В первую очередь - это воздействие на структурные «.лит и. на факторы экономического роста, на темпы научно-технического прогресса, на социально-экономические условия.

    Имеются существенные различия в формах организации осуществления инновационных программ, которые обусловлены их масштабом и направленностью, степенью вовлеченности в реализацию программ государственного и негосударственного секторов научно-технической сферы, характером экономических и административно-правовых связей и др.

    Различные используемые организационные стратегии отражают особенности отдельных программ в определенных условиях и в конкретный период.

    Имеющийся опыт свидетельствует, что успешная реализация инновационных программ требует создания специальных механизмов управления взаимодействием большого количества организаций-исполнителей, для которых участие в программе является путем достижения своих собственных целей. Зачастую в таких механизмах управления используются нетрадиционные организационные связи, и экономические рычаги. При этом организация управления программой не рассматривается как заданная раз и навсегда. Наоборот, она должна быть достаточно гибкой, способной отражать динамику как развития самой программы, так и изменения внешних по отношению к программе условий. Обшей тенденцией, связанной с организацией инновационных программ, является их эволюционирование в трех основных направлениях.

    Во-первых, происходит рост количества программ и распространение их на все более широкий спектр отраслей промышленности и непроизводственной сферы.

    Во-вторых, уже не только продукционные, но и технологические программы все чаше охватывают практически все стадии цикла технических нововведений, от фундаментальных исследований до опытных образцов изделий и их производственного освоения.

    В-третьих, растет удельный вес программ, при осуществлении которых активно и последовательно используются методы и механизмы научно-промышленного сотрудничества.

    3. Порядок формирования государственной научно-технической политики

    Согласно федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» государственная научно-техническая политика формируется в следующем порядке:

    Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

    Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.

    Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.

    Государственная научно-техническая политика субъектов Российской Федерации формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Государственная научно-техническая политика на региональном уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов регионов.

    Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную. социальную и иную поддержку их научным коллективам.

    Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научно-технической программе. осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе. функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке.

    В России в системе управления наукой существуют два консультативных органа - Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию и Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике.

    Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, технологий и образования, обеспечения его взаимодействия с научными организациями и образовательными учреждениями, деятелями науки и образования, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной научно-технической инновационной политики, государственной политики в области образования.

    Комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти в целях выработки и реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.

    4. Основные направления региональной научно-технической п о литики в современных условиях

    Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных - говорится в Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

    Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

    Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

    Наноиндустрия и перспективные материалы;

    Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

    Технологии живых систем;

    Информационно-телекоммуникационные системы;

    Экология и рациональное природопользование;

    Безопасность и противодействие терроризму.

    В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

    Первый блок - генерация знаний

    В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

    Второй блок - разработка технологий

    Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

    Третий блок программы - коммерциализация технологий

    В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

    Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

    РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.

    Государственная поддержка региональной научно-технической политики должна осуществляться в следующих формах:

    Оказание финансовой поддержки;

    Предоставление различного вида льгот и преференций;

    Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;

    Предоставление в соответствии с региональным законодательством о долговых обязательствах гарантий субъекта Федерации под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов);

    Стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности;

    Содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

    Финансовое обеспечение региональной научно-технической политики основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ). За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные, научно-технические, инновационные программы, проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджета субъекта. Подводя итог, можно констатировать, что без региональной научно-технической политики субъектов Российской Федерации научно-техническая политика России будет ущербной и не принесет ожидаемого эффекта.

    Заключение

    Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и опираться на имеющийся научно-технический потенциал. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационной базе науки и т.п.

    Подводя итоги, можно коротко сформулировать основные задачи по повышению эффективности научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий:

    Снизить избыточный объем и неоправданную сложность систем управления научными организациями;

    Повысить эффективность использования государственного имущества для исполнения уставных функций в сфере науки;

    Оптимизировать многообразие используемых организационно-правовых форм;

    Повысить уровень интеграции науки и высшего профессионального образования;

    Усилить мотивацию научно-образовательных комплексов на повышение эффективности бюджетных затрат;

    Расширить процессы создания центров коллективного пользования и обеспечить доступ к научной инфраструктуре всех организаций, занятых исследованиями и разработками, независимо от формы собственности;

    Список использованной литературы

    1. Капран, Николай Петрович. О договорном оформлении информационного взаимодействия участников управления жизненным циклом изделия / Н. П. Капран // Биржа интеллектуальной собственности. - 2015.

    2. Карпушин, Евгений Сергеевич. Структура успешного инновационного менеджмента / Е. С. Карпушин, К. В. Леонова // Биржа интеллектуальной собственности. - 2015.

    3. Сафонова, Ирина Викторовна. Инвестиционная собственность в системе инновационной экономики: проблемы учетно-аналитического обеспечения / И. В. Сафонова // Биржа интеллектуальной собственности. - 2015

    4. Руденков, Владимир Михайлович. Спин-офф организации в университетской среде / В. Руденков, М. Белицкий, А. Огинская // Наука и инновации. - 2016.

    5. Рутко, Диана Федоровна. Зарубежный опыт развития инновационных кластеров / Д. Рутко // Наука и инновации. - 2016.

    6. Усанов, Сергей Александрович. Поиск полюсов развития: 2016

    7. Доценко, Владимир Викторович. Генеральный директор АО "НПФ "Микран" Владимир Доценко: "Инновации - наш путь к техуспеху" : [интервью] // Инновации. - 2015.

    8. Емельянов, Юрий Станиславович. О развитии партнерских взаимоотношений государства, науки, образования и бизнеса / Ю. Емельянов // Проблемы теории и практики управления. - 2016.

    9. Зобкова, Зинаида Семеновна. Инновации в технологиях творога и йогурта / З. С. Зобкова, Д. В. Харитонов // Молочная промышленность. - 2015.

    10. Иванус, Александр Иванович. О превентивном режиме готовности в управлении инновационной экономикой в условиях неопределенности / А. Иванус // Проблемы теории и практики управления. - 2016.

    11. Инновационное предприятие АО "Катод" // Инновации. - 2015.

    12. Инновационное развитие и экономический рост / Б. А. Ахмадеев [и др.] // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2016.

    13. Морозов, Дмитрий Валентинович. Инновации. - 2015. (Инновационная Россия. Проблемы и опыт).

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Описание сущности и целей научно-технической политики. Анализ законодательства как основы научно-технической политики России. Обозначение алгоритма разработки государственной политики в данной сфере; изучение мероприятий, направленных на ее реализацию.

      реферат , добавлен 12.11.2014

      Изучение принципов государственной научно-технической и инновационной политики - составной части социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности. Продвижение России к экономике знаний.

      шпаргалка , добавлен 11.11.2010

      Раскрытие сущности, определение основных целей и изучение задач государственной научно-технической политики. Анализ структуры научно-технической политики и федеральной контрактной системы. Определение порядка реализации государственных научных программ.

      курсовая работа , добавлен 16.01.2014

      Субъекты и объекты научно-технической деятельности. Законодательное регулирование науки и научно-технической политики в Российской Федерации. Система высшего и послевузовского профессионального образования. Уровень развития нанотехнологий в России.

      реферат , добавлен 18.02.2013

      Основные принципы эффективной региональной политики. Внутренняя политика регионов. Основные задачи региональной научно-технической политики. Направленность национальной политики в России. География сотрудничества Республики Татарстан, внешняя торговля.

      контрольная работа , добавлен 18.12.2011

      Анализ нормативно-правового, научно-методического и информационного обеспечения государственной кадровой политики. Рассмотрение организационно-экономического механизма формирования персонала. Изучение ситемы управления подготовкой руководящих кадров.

      реферат , добавлен 24.04.2015

      Основные понятия, проблемы и направления государственной региональной политики Российской Федерации, приоритеты и принципы, на которых она основывается. Особенности региональной политики Новосибирской области, дальнейшие перспективы ее развития.

      курсовая работа , добавлен 07.09.2010

      Нормативно-правовая и научно-методическая база государственной кадровой политики Беларуси. Организационно-экономический механизм формирования персонала. Информационное обеспечение стратегии работы с кадрами. Управление подготовкой руководящих работников.

      реферат , добавлен 12.02.2011

      Методологические основы государственной кадровой политики: цели и задачи; субъекты и объекты; подходы, принципы и функции; способы исследования. Сущность и механизмы реализации политической стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне.

      курсовая работа , добавлен 12.02.2011

      Основные этапы, аспекты и направления государственной региональной политики в Российской Федерации. Социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения.

    Вопросы по теме:

    Сущность и цели государственной научно-технической политики.

    Инструменты реализации научно-технической политики.

    Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс.

    Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.

    Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно- техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

    Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

    Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

    Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

    Отдельные проявления государственного регулирования научно- технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В со-временных условиях, когда углубляется международное разделение труда, про-исходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.

    В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

    Государственная научно-техническая политика может выступать как:

    активная, умеренная или пассивная;

    сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

    протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

    с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование ино-странных идей и технологий;

    высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

    с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

    Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

    В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе "Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах", принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.

    С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно- исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.

    Научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.

    В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.

    Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно- институциональных мер.

    Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.

    Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49 % от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).

    В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена "скидка" на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.

    Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.

    Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.

    Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (тех-нополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые яв-ляются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.

    Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.

    В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.

    В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.

    В федеральном бюджете США по статье "образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги" 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.

    В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышлен- но развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа "кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции".

    Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.