Что относится к источникам регионального хозяйственного права. Хозяйственное право и его источники. Правовое регулирование экономических отношений

Под источниками права понимают формы закрепления и изложения правовых норм. Источниками хозяйственного права являются законодательные акты, международные договоры и иные источники, в которых содержатся нормы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности.

К основным источникам хозяйственного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Ряд статей Конституции России закрепляет общие принципы и гарантии при осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, в ст.8 Конституции устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституционная норма, изложенная в ст.34, гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Конституция содержит и другие нормы, так или иначе относящиеся к предпринимательской деятельности, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.

2. Международные договоры Российской Федерации. Международные договоры России с зарубежными странами является важным источником хозяйственного права, поскольку согласно ст.15 Конституции России международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью российской правовой системы, а правила международного договора имеют приоритет перед нормами национального законодательства. К важным международным договорам в сфере предпринимательских отношений с участием России можно отнести Международную конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена,1980), Конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974), Конвенцию о международном финансовом лизинге (Оттава,1988), Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958), Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже (1961) и другие. Имеется также огромное число соглашений России с различными государствами по вопросам экономического и торгового сотрудничества.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). ГК РФ на сегодня является основным кодифицированным актом, регулирующим предпринимательские отношения. Хотя формально ГК РФ регулирует весь комплекс имущественных и личных неимущественных отношений с участием любых субъектов гражданских правоотношений, он в полной мере применим и в отношении предпринимателей. ГК РФ изобилует статьями, специально посвященными регулированию предпринимательской деятельности. Так, ст.401 ГК устанавливает для предпринимателей повышенную ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, ст. 315 содержит для предпринимателей презумпцию недопустимости досрочного исполнения обязательства, а ст.428 вносит запрет на удовлетворение требования предпринимателя об изменении или расторжении договора присоединения, если он знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор. При этом нормы ГК, посвященные регулированию предпринимательских отношений, имеют приоритет перед остальными нормами кодекса поскольку носят специальный характер.



4. Федеральные законы и законы субъектов федерации. Федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно разделить на две группы. Первую группу образуют федеральные законы, принятые в соответствии с ГК, которые вместе с самим ГК составляют гражданское законодательство России. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и поэтому субъекты федерации не могут издавать нормативные правовые акты в этой сфере. К такого рода федеральным законам можно отнести законы «О государственной регистрации юридических лиц» (2001) «Об акционерных обществах» (1995), «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998), «О несостоятельности (банкротстве)» (2002), «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2002) и многие другие. Вторую группу федеральных законов образуют федеральные законы, не предусмотренные ГК РФ, но относящиеся к какой-либо сфере предпринимательских отношений или регулирующие положение отдельных хозяйствующих субъектов. К ним можно отнести законы «О банках и банковской деятельности»(1996), «О рынке ценных бумаг» (1996), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991), «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции 1997), «О лизинге» (1999) и другие.

Субъекты федерации в пределах своей компетенции издают законы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта. Так, наряду с федеральным законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» органы законодательной власти г. Москвы приняли закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории г. Москвы», который на территории данного субъекта действует параллельно с федеральным законом. При определении легитимности закона, изданного органом законодательной власти субъекта федерации, необходимо исходить из положений ст.71,72,73 Конституции России, разделяющих компетенцию Российской Федерации и субъектов федерации в регулировании различных аспектов предпринимательских отношений.

5. Указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России выполняют функцию преодоления пробелов в законодательстве, когда по тем или иным причинам отсутствует соответствующий закон, упорядочивающий осуществление предпринимательской деятельности. Так, ввиду отсутствия в течение длительного времени предусмотренного ГК федерального закона о регистрации юридических лиц, действовал Указ Президента «Об упорядочивании регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (1994). В некоторых случаях Указы Президента издаются в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, или при необходимости внести коррективы в порядок правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Однако при всех обстоятельствах Указы Президента являются подзаконными актами и должны соответствовать действующим законам.

6. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства России издаются в целях исполнения и конкретизации положений законов. Многие законы специально предусматривают возможность регулирования их отдельных положений актами Правительства. Так, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001) предусматривает, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

7. Акты министерств и иных органов исполнительной власти. Министерства и иные органы исполнительной власти (их структура определяется Указом Президента России) вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые и иные акты. Эти акты, издающиеся, как правило, в форме приказов, правил, порядков, указаний, инструкций, рекомендаций, разъяснений и даже телеграмм, позволяют осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности и обеспечивать оперативное управление экономикой.

Помимо актов федеральных органов исполнительной власти предпринимательские отношения могут регулироваться актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта федерации. Так, Постановлением Правительства г. Москвы от 22.01.2002 г. №68-ПП утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящего в собственности г. Москвы.

8. Локальные нормативные акты. Этот тип источников предпринимательского права регулирует внутрифирменные отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе функционирования отдельного юридического лица и управления им. К локальным нормативным актам можно отнести Уставы хозяйственных обществ, Положения о филиалах и представительствах организации, о генеральном директоре, о правлении, Правила банковского обслуживания, Правила биржевой торговли, Положение об общем собрании акционеров. Локальные нормативные акты, содержащие нормы предпринимательского права, действуют только в пределах данной организации и принимаются в порядке, установленном законом или учредительными документами юридического лица.

9. Обычаи делового оборота. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права является новеллой российского законодательства. Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения независимо от того зафиксировано оно в каком-либо документе. Особенностями обычаев делового оборота как источников предпринимательского права является отсутствие необходимости письменной фиксации норм права в специальном нормативном акте. В месте с тем нормы права, закрепленные в правовом обычае подлежат применению также, как и писанные нормы, но только в случае когда последние отсутствуют. Иными словами правовой обычай выполняет свою регулятивную роль только в том случае, когда отсутствует нормативный акт, регулирующий данные отношения. Поскольку рыночная экономика в России ещё только начала развиваться на сегодняшний момент трудно назвать прочно сложившиеся обычаи в практике предпринимательской деятельности. Однако во многих странах правовые обычаи в сфере предпринимательства и коммерции применяются наравне с писанными актами. Одним из типичных примеров правовых обычаев в области международной купли-продажи товаров является Incoterms (последняя редакция производилась в 2000 году), толкование торговых терминов, осуществляемое Международной торговой палатой для унификации торговой практики различных государств.

Огромное значения для упорядочивания правоотношений в области предпринимательства имеют разъяснения высших судебных органов Российской Федерации по применению тех или иных законодательных актов на основе сформированной судебной практики. Хотя формально постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информационные письма этих высших судебных органов не содержат норм права в силу особенностей континентальной правовой системы, к которой относится Россия, не придающей судебному прецеденту нормативный статус, они включают важнейший материал по единообразному толкованию тех или иных положений законодательных актов. Материалы судебно-арбитражной практики позволяют выделить основные тенденции и подходы в правоприменительной деятельности судебных органов.

На формирование правоприменительной практики в сфере предпринимательских отношений значительное воздействие оказывают так же судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, который выступает прежде всего как орган конституционного контроля, обеспечивающий соблюдение конституционных норм и принципов в деятельности законодательных органов государства и в судебной практике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят:

1. профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

2. отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;

3. хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

4. хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;

5. государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Российской федерации.

Главным источником является Конституция Российской Федерации.

Тема исследования - "Источники хозяйственного права".

Источники хозяйственного права

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью.

Хозяйственное право -- отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею.

Термин "Хозяйственное право" более всего характерен для времен СССР, в настоящий момент данная отрасль правового регулирования называется Предпринимательское право.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Фондовое право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг (фондовом рынке).

Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности управленческих органов (правительств, кабинетов министров) министерств, государственных комитетов и ведомств, органов местного самоуправления.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях, организациях и иных юридических лицах.

Таможенное право - комплексная отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

Земельное право - отрасль права, задачей которого является регулирование земельных отношений в целях рационального и эффективного использования и охраны земель, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей.

Экологическое право - система норм, направленная на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

Правовая система - органически целое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:

1. отрасли права;

2. институты права;

3. нормы права.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.

Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании;

2. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов;

3. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма;

4. Принцип законности.

Под источником права в общем значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы. Для каждой отрасли права важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулирование.

Для хозяйственного права эта задача тем более важна, поскольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне какой-либо системы. Установление круга источников хозяйственного права осложнено и научными представлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. К ним можно отнести следующие группы:

Акты федеральных органов государственной власти;

Акты государственных органов субъектов РФ;

Акта органов местного самоуправления;

Международные акты.

Нужно отметить, что наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат и обычаи делового оборота, которые применяются в случае пробела в законодательстве, но не вопреки нему. Понятие обычаев делового оборота дается в ст. 5 ГК РФ:

Это сложившееся и широко применяемое, в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Под источниками права понимается воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

1. Конституция Российской Федерации - главный источник всей системы права;

3. Федеральные законы Российской Федерации;

4. Указы Президента Российской Федерации;

5. Российской Федерации;

6. Постановления Правительства Российской Федерации;

7. Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

8. Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

9. Акты региональных органов власти и управления;

10. Акты местных органов власти и управления, имеющих хозяйственно-правовое содержание.

И так, главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы статьи 8 и 9, определяющие равенство форм собственности.

Необходимо также обратить внимание на статью 34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы статьи 35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также статьи 57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8).

Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.).

В статье 2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения.

В соответствии со статьей 90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права.

Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

хозяйственное право

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.

В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.

Источниками хозяйственного права является воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются: Конституция РФ- главный источник всей системы права, Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом РФ и т.д.

Список использованной литературы

1. Белов В.Н. Я - индивидуальный предприниматель. - М.: Финансы и статистика, 2000. -397 с.

2. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. пособие. - М.: Нолидж, Брандес, 2008. - 44 с.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право.М., 2004. - 54 с.

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М., 2008. - 98 с.

5. Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004. - 326 с.

6. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - Москва: Русская деловая литература, 2000. - 169 с.

7. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 223 с

8. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие, субъекты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 570 с.

9. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005. - 120 с.

10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Юрист, 1999. - 324 с.

11. Хозяйственное право: Курс лекций / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. - М.: Издательство "ПРИОР", 2010. - 225 с.

12. Хозяйственное право: Учебник для вузов. Т.2 / Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. - М.: БЕК, 2004. - 168 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и источники хозяйственного права. Главным источником права является Конституция РФ. Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Предмет, понятие и методы хозяйственного права, его источники и принципы. Субъекты хозяйственных правоотношений. Характеристика способов обеспечения выполнения обязательств. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации.

    курс лекций , добавлен 25.03.2014

    Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права Республики Беларусь. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности. Нормы уголовного законодательства РБ. Законы Республики Беларусь. Международный и нормативный договора.

    дипломная работа , добавлен 03.04.2009

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы.

  • 1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.
  • 2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе: нормы нрава, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.
  • 3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.
  • 4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.
  • 5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.
  • 6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования , применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый, метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном – в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения , предписания и запрета .

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:

  • большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
  • самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
  • рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
  • организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
  • возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

  • 1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия.
  • 2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы.
  • 3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления (рис. 1.12).

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер (рис. 1.13). С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений (связь 1–2). При этом может потребоваться коррек-

Рис. 1.12.

Рис. 1.13.

тировка реальных хозяйственных отношений (связь 2–1). Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления (связь 2–3) и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории. Один из таких методов был показан ранее (см. рис. 1.2). Формирование пары [хозяйственные правоотношения, управляющие воздействия] дополняет этот метод (рис. 1.13). Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений (связь 3–2). При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует в первую очередь оценить возможное влияние правовой нормы на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно недопустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленной нормы. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения (связь 5-2), или установить новые хозяйственные отношения, возможно, с иными субъектами хозяйствования (связь 5–1).

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • Конституция РФ – главный источник всей системы права;
  • кодексы Российской Федерации;
  • федеральные законы – основной вид источника;
  • указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
  • технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг;
  • акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России и др.);
  • акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости : правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, федеральные законы и указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Хозяйственное право и его источники

1. Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Под источником хозяйственного права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются: Конституция РФ, кодексы РФ (гражданский, уголовный, торговый, земельный и др.), федеральные законы, Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты региональных и местных органов власти и управления.

2. Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.

2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и т.д.) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

3. Юриди́ческое лицо́ - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

4. Полное товарищество - вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность.

5. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.

6. Акционерное общество АО - одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу

7, Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, поэтому оно и называется "с ограниченной ответственностью".

8. ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительскими документами размеров; участники такого общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительскими документами общества.

9. Обязательственное право - это совокупность правовых норм и институ­тов, регулирующих гражданские (в том числе хозяйственные) правоот­ношения, возникающие из договоренности сторон, принимающих на себя определенные обязательства и приобретающих в связи с этим оп­ределенные права.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от опре­деленного действия, а кредитор имеет право требовать от должника ис­полнения его обязанности.

10. Формы собственности - в РФ - признанные и гарантированные Конституцией равноправные формы собственности:

Государственная собственность;

Муниципальная собственность;

Частная собственность;

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

3. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Защита права собственности

Гражданско-правовая защита права собственности и других вещных прав– это совокупность предусмотренных гражданским законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей.

Средства защиты:

· 1) Вещно–правовые – направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права, не связаны с какими либо конкретными обязательствами и имеют целью либо восстановить владение, пользование и распоряжение собственника принадлежащей ему вещью, либо устранить препятствия или сомнения в осуществлении этих правомочий.

· 2) Обязательственно–правовые – направлены непосредственно не на защиту права собственности, а на защиту имущественных интересов участника договорного или внедоговорного обязательства. Этим способом в основном защищают имущественные интересы собственника в широком смысле слова.

· 3) Средства, вытекающие из различных институтов гражданского права. (например, правила о признание сделки не действительной).

· 4) Средства, направленные на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе. (например, гарантии государства в случае обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юр.лиц (национализация), возмещается стоимость имущества и другие убытки в связи с изъятием).

Виндикационный иск – внедоговорное требование не владеющего собственника к незаконно владеющему не собственнику имущества о возврате последнего в натуре. Не законное владение – это владение не имеющее надлежащего правового основания. Условием удовлетворения данного иска является наличие имущества у ответчика в натуре, в противном случае предъявляется иск о возмещение убытка. Срок исковой давности по иску 3 года.

Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Предмет иска – только индивидуально–определенное имущество. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в установленных законом случаях (имущество утеряно собственником, похищено у того или другого, выбыло из их владения иным путем помимо их воли). Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Деньги, а так же ценные бумаги. на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

При истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе так же потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которое это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

17. Обязательное право

Обязательство – это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать вещь, выполнить работу) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Понятие обязательства употребляется в различных смысловых значениях. Обязательством называют определенное гражданское правоотношение, либо отдельную обязанность в этом правоотношении, либо документ, устанавливающий эту обязанность. В данном случае речь идет об обязательстве как разновидности гражданского правоотношения.

Основаниями возникновения обязательств служат определенные юридические факты. К ним относятся сделки, административные акты, причинение вреда другому лицу, иные действия граждан и организаций.

Субъектами обязательства являются определенные лица - должник и кредитор. Должник - это лицо, на котором лежит обязанность совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Кредитор - это лицо, которое вправе требовать от должника совершения или несовершения каких-либо действий.

Объектом обязательства всегда будут правомерные действия.

Обязательство обладает рядом характерных признаков:

Обязательство - это относительное правоотношение, поскольку стороны точно определены. Конкретному управомоченному лицу (лицам) всегда противостоит конкретное обязанное лицо (лица), относительно этих субъектов и возникает правоотношение.

В отличие от вещного права (права собственности), где право по владению, пользованию и распоряжению вещью осуществляется самим собственником, в обязательстве кредитор может реализовать свое право лишь посредством действия должника.

Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается мерами государственного принуждения, содержащимися в санкциях. К отрицательным гражданско-правовым мерам воздействия на нарушителя относят взыскание убытков, неустойки, пени, штрафа.

Для обязательств характерна исковая форма защиты нарушенных прав. В процессе рассмотрения иска реализуются установленные законом или договором санкции. Исковую защиту признают формой приведения санкций в действие.

Отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением обязательства, его содержанием, обеспечением исполнения, ответственностью за нарушение обязанностей, регулируются совокупностью норм, составляющих обязательственное право.

Обязательственное право регулирует отношения с участием граждан при продаже им товаров, предоставлении в пользование жилья, оказании различного рода услуг и т. д.

Особую часть обязательственного права составляют нормы, направленные на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями, на возврат неосновательно сбереженного либо приобретенного имущества за счет другого лица.

Таким образом, обязательственное право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, возникающие в процессе передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг, причинения вреда и неосновательного приобретения имущества, путем установления правовой связи между конкретными субъектами.

Все обязательственное право состоит из двух основных частей - общей и особенной. Общая часть содержит нормы, регулирующие порядок возникновения и прекращения, обеспечения и исполнения обязательств, ответственность за нарушение обязанностей. Правила этих норм применяются обычно ко всем видам обязательств.

В особенную часть включены нормы, регулирующие отдельные виды обязательств: куплю-продажу, поставку, обязательства из причинения вреда и др.

18. Догово́р (множественное число - догово́ры) - «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Условия договора

Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. По своему юридическому значению все условия делятся на существенные, обычные и случайные.
Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия.
Существенные условия
(п. 1 ст. 432 ГК):

  • предмет договора (например условие о предмете в договоре купли-продажи);
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (например условие о цене в договоре купли-продажи недвижимости; договор страхования невозможен без определения страхового случая);
  • условия, которые необходимо согласовать по требованию одной из сторон.

Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Они предусмотрены в соответствующих нормативных актах и вступают в действие в момент заключения договора. Предполагается, что если стороны заключили договор, то тем самым они согласились и с теми условиями, которые содержатся в законодательстве об этом договоре. Например при заключении договора аренды автоматически вступает в действие условие, предусмотренное ст. 211 ГК, в соответствии с которым риск случайной гибели имущества несет его собственник. Если стороны не желают заключать договор на обычных условиях, они могут включить в содержание договора пункты, отменяющие или изменяющие обычные условия, если последние определены диспозитивной нормой.
Случайными
называются такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются по усмотрению сторон (так, применительно к последнему примеру стороны могут договориться, что риск случайной гибели имущества будет нести арендатор, а не арендодатель).
Содержание договора может определяться типовыми договорами . Типовые договоры утверждаются в порядке, предусмотренном законом, компетентными государственными органами. Так, в п. 4 ст. 426 говорится о праве Правительства РФ издавать законы, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Правительство РФ может делегировать это свое право министерствам, ведомствам или поручать им разработку таких договоров. Типовые договоры носят обязательный характер для участников. В связи с этим условия конкретных договоров, заключенных на основании типовых, не должны противоречить последним.
Содержание договора может определяться и примерным договором . В отличие от типового, он не является обязательным для сторон, а носит рекомендательный характер.
Использование примерных договоров тоже предусмотрено ГК (ст. 427).

Заключение договоров

Момент заключения договора

1. Для консенсуальных договоров соглашение считается состоявшимся в тот момент, когда оферент получил согласие акцептанта. При этом необходимо иметь в виду следующее:

o когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока (ст. 440 ГК);

o когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК);

o если оферта сделана устно без указания срока акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о ее акцепте (ст. 441 ГК).

2. Реальные договоры считаются заключенными с момента передачи соответствующего имущества (т. е. с момента вручения его приобретателю, сдачи перевозчику для отправки последнему, сдачи в организацию связи для пересылки покупателю).

3. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (ст. 433 ГК).

Место заключения договора

1. Местом заключения договора является то место, которое указано в самом договоре.

2. Если в договоре не указано место его заключения, то он признается заключенным по месту жительства гражданина или в месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст. 444 ГК).

Заключение договора в обязательном порядке

Указанный порядок применяется в тех случаях, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон в силу закона.

Заключение договора на торгах.

Создание юридического лица

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

  1. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
  2. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в СССР, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
  3. Используемый в настоящее время в Российской Федерации нормативно-явочный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен законом.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке исключения из общего порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить разрешение от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Например, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц - будущих клиентов банка.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация проводится органами Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Перечень документов, необходимых для предоставления, четко определен в законе. Там же указано, в каких случаях необходимо нотариальное удостоверение предоставляемых документов.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Именно с этого момента юридическое лицо становится правоспособным, то есть может самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Банкротство

Несостоятельность (банкротство) (ст.65) наступает в случае невозможности (неспособности) ЮЛ полного удовлетворения всех денежных требований своих кредиторов. В этой ситуации закон предполагает равномерное и справедливое распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, кот. как бы конкурируют между собой в рамках предусмотренных законом определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом (конкурсным производством). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современном правопорядке правила о Н (Б) применяются как к ЮЛ, так и к ФЛ. Из числа ЮЛ банкротами могут быть объявлены коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа НО – потребительские кооперативы и фонды, т.к. по закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам кот. учредители несут субсидиарную ответственность. Объявление банкротом, а также последующая ликвидация ЮЛ, могут быть принудительными (по решению суда) и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с кредиторами). Основной особенностью такой ликвидации является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

В ходе разбирательства дела о Н (Б) арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (при наличии оснований для восстановления ее платежеспособности). На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов, по долгам возникшим до начала этого управления. Внешнее управление осуществляется внешним управляющим назначаемым судом, который приобретает права руководителя организации должника и самостоятельно распоряжается его имуществом. Его деятельность строится на основе плана, утвержденного собранием кредиторов на срок не более года. План предусматривает различные мероприятия по восстановлению платежеспособности организации. В случае недостижения этой цели суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится период наблюдения, для осуществления которого судом назначается временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а все имущ-ные требования должны предъявляться в конкурсном порядке. Цель этих мер – сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения кредиторов. В госреестр ЮЛ вносится соответствующая запись. Временный управляющий проводит АФСП и устанавливает размер требований кредиторов.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение деятельности ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех обязательств должника и прекращается начисление пени (неустоек). Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований кредиторами и их исполнение осуществляется только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет). Все полномочия переходят к конкурсному управляющему, который имеет право требовать: признания недействительными совершенных должником сделок; расторжения заключенных договоров; предъявлять иски об истребовании имущества должника; принимать меры по его поиску, выявлении и возврату. Затем он проводит инвентаризацию и оценку имущества и определяет конкурсную массу. Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов на открытых торгах. Из вырученных средств производятся расчеты с кредиторами по очередности (ст.64). Вне очереди оплачиваются судебные расходы и вознаграждение управляющего, а также требования возникшие в период процедуры банкротства. Действия управляющего контролируются судом и кредиторами. По завершению расчетов управляющий представляет суду отчет с приложением реестра кредиторов и ных документов. Суд выносит решение о завершении производства, которое является основанием о внесении в госреестр записи о ликвидации ЮЛ. Н (Б) отдельных ЮЛ имеет свои особенности (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, банки, страховые компании и т.д.

Привилегированные акции

Могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные дивиденды (часто - фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении). Как правило, в России существуют значительные ограничения на участие в управлении компаниями, что вызвано тем, что массовая приватизация предприятий согласно 2 и 3 типу предусматривала передачу Привилегированных акций трудовому коллективу, при этом лишая его права голоса на собраниях акционеров.

Дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться как из прибыли, так и из других источников - в соответствии с уставом общества. В настоящее время (2007) по российскому законодательству, если по привилегированным акциям не выплачены дивиденды, то такие акции предоставляют акционерам право голоса на общем собрании акционеров (за исключением кумулятивных привилегированных акций).

Обыкновенные акции

Дают право на участие в управлении обществом (1 акция соответствует одному голосу на собрании акционеров, за исключением проведения кумулятивного голосования) и участвуют в распределении прибыли акционерного общества. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль общества. Размер дивидендов определяется советом директоров предприятия и рекомендуется общему собранию акционеров, которое может только уменьшить размер дивидендов относительно рекомендованного советом директоров.

35. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций; передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

Договор купли-продажи

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор возмездный, взаимный, двухсторонний, консенсуальный (считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашен по всем существенным условиям. Возможно заключение и реального договора купли-продажи, при котором исполнение договора производится в момент его заключения, например при покупке товара в розничной торговой сети).

Виды договоров:

· 1) розничная купля-продажа;

· 2) поставка товаров;

· 3) поставка товаров для государственных нужд;

· 4) контрактация;

· 5) энергоснабжение;

· 6) продажа недвижимости;

· 7) продажа предприятия.

Элементы договора:

· 1) Предмет: вещь (индивидуально определенная или родовая), в т.ч. деньги (валюта, рубли коллекционные), ценные бумаги.

· 2) Стороны: могут выступать все субъекты ГП, обладающие необходимой правоспособностью и дееспособностью. Продавец должен быть собственником продаваемой вещи или управомоченным лицом.

· 4) Форма договора – по правилам о формах сделки.

Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором по взаимной договоренности (зафиксированное число месяца и года, период времени, в течение которого товар должен быть передан продавцом покупателю и т.д)

Обязанности продавца:

· - по передаче товара покупателю, предусмотренного договором и в оговоренный срок (если отсутствует, то в разумный срок),

· - одновременно передать принадлежности и документы (техпаспорт, инструкция по эксплуатации и др.),

· - в установленном количестве,

· - свободный от любых прав третьих лиц,

· - ассортименте, количестве,

· - соответствующего качества, в надлежащей упаковке, таре.

Обязанность передать товар считается исполненной в момент:

· - вручения товара покупателю или указанному им лицу, если в договоре предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

· - предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

Обязанности покупателя - принять товар и уплатить за него определенную цену (если нет оснований требовать замены товара или отказа от товара).

Могут предусматриваться и дополнительные обязанности, связанные с информацией, относящейся к положению сторон, предмету, способам исполнения и обеспечения исполнения договора, страхованию, хранению предмета договора.

При неисполнении и ненадлежащем исполнении договора у сторон возникают обязанности по возмещению причиненных убытков и уплате санкций.

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Исковая давность

В соответствии со ст.195 ГК, исковой давностью признается срок для защиты права (охраняемого законом интереса) по иску лица, право которого нарушено.

Исковая давность придает устойчивость гражданскому обороту, позволяет его участникам планомерно и эффективно осуществлять свою деятельность, способствует всестороннему и объективному разрешению гражданско-правовых споров.

Общий срок исковой давности установлен ст.196 ГК и составляет три года.

Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или удлиненные. Например, в соответствии с п.1 ст.725 ГК, по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда устанавливается сокращенный срок исковой давности, составляющий один год.

В соответствии со ст.198 ГК, сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон, таким образом нормы ГЗ носят императивный характер.

В соответствии с п.2 ст.199 ГК, исковая давность применяется судом только по заявлению ответчика в споре, сделанному до вынесения судебного решения.

На ряд требований исковая давность не распространяется, что обусловлено необходимостью усиленной гражданско-правовой защиты некот. благ, неисчерпывающий перечень таких требований (без исковой давности) приведен в ст.208 ГК. В частности, исковая давность не распространяется на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов. Кроме того, исковая давность не применяется в случае оспаривания правомерности издания правового акта.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся:

широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

хозяйственное право кредитный регистрация

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.