Права человека гарантированные конституцией рф. Права и свободы, гарантированные конституцией российской федерации. Какая ст. Конституции гарантирует право на отдых ночью

Возможно многие из читателей удивятся, что у них вообще есть права, которые гарантированы им Конституцией РФ. Дабы не теоретизировать долго на тему реальности этих прав, перейдем к практически важным вещам. На сайте секвойя .рф мы будем последовательно стараться донести до человека и гражданина что он на самом деле не так мало и может, как ему это упорно вдалбливают многие. Помните, что глупые и трусливые люди легко управляемые. Образованные и сильные, как правило, бывают рассудительны и не принимают скоропалительных решений, а также не поддакивают всем и вся. Знание свои прав, которые закреплены в Конституции РФ помогут вам в диалогах со всеми звонящими , пишущими и разговаривающими с вами коллекторами или работниками банка. Статья 2 Конституции РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ваши права это самое главное, что есть в государстве под названием Россия. Кому-то это покажется смешным, но не стоит забывать, что ваши права сами собой не будут защищаться и исполняться. Большинство законов России не совсем глупые, а Конституция РФ скажем "по секрету", вообще основана на зарубежной правовой базе (несколько Международных Актах), где указаны многие права человека. Самое интересное, что все законодательные, подзаконные акты, инструкции и т.п. должны соответствовать Конституции РФ . Подтверждается этот посыл пунктом 1 статьи 15 "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации." Вышеприведенная информация создает некую базу для вас, которая являет собой замкнутый, но очень надежный круг. Немаловажно является статья Конституции под номером 46 часть 1 Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Если вы нарушили чье-то право, то ему прямая дорога в СУД, чтобы вы ответили за нарушение его права! Если ваше право пытаются нарушить, побудить вас к выполнению какого-либо действия, которое вы не хотите совершать, то нарушается ваше право или свобода. Значит вы можете (НЕ ОБЯЗАНЫ, но можете) защищать свое право в суде. Если вы считаете, что нарушается право, вы наверняка хотите правосудия, а не левосудия, так вот по статье 118 часть 1 Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Вот такая простая схема. Ваше право - высшая ценность государства! ПРАВОсудие решает вопросы по ПРАВАМ! Если нарушено право - то последняя инстанция это СУД. Могут быть досудебные схемы, но они не отменяют вышестоящую и ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ функцию суда, который ставит на этом точку. Причем вы можете не проходить досудебные процедуры, если не хотите. Если вы совершили неправомерный проступок (преступление), то преступником (осужденным) вас может признать только суд. Если вы заемщик, который просрочил что-то там, то должником вас может признать только СУД! В Конституции России, особенно в первой и второй Главах, которые настоятельно советуем перечитывать почаще, есть масса статей, могущие помочь вам при общении с коллекторами или работниками банков. Впрочем, . Среди таких естественных прав как право на жизнь, здоровье, труд, жилье и прочие социальные гарантии, важно запомнить . Именно она позволяет вам никому ничего не отвечать и ничего не объяснять. Не хотите сообщать о себе никакую информацию - не говорите. Посчитали, что то что вы сообщите может быть использовано хоть как-то против вас - ничего не говорите, даже свое ФИО. Не нравится кому-то что-то - вперед в суд! В самом же суде на вопрос: . Когда речь идет об уголовнонаказуемых деяниях вы имеете право ничего никому не сообщать, ни следователю, ни судье, если сами так решите. А теперь сравните полномочия следователя или суда (судьи) и коллекторского агентства , банка. Думаю сомнения и вопросы пропадут сами собой, хотя ничего не изменилось по сути, за маленьким исключением - теперь вы знаете, что у вас есть это право и его не так трудно применить. Оно всегда с вами и вам ничего не нужно, чтобы в какой-то момент его использовать. Тема прав даже в самой Конституции РФ весьма огромна. Отличительная особенность Конституции, ее удобство для человека и гражданина в том, что помимо ее непосредственного действия и верховенства над всеми законами, вам не нужно углубляться в дебри законодательства, если, к примеру, вы не знаете этих законов и статей, или у вас нет времени и или образования (хотя образование в наши дни становится весьма аморфным и не содержательным) . Даже если вы неправильно трактуете статью Конституции - признать что вы не правы может только суд. В следующей статье поговорим о Праве и Законе. Вы думайте это простая демагогия? Возможно и так.

Конституция РФ о безопасности

Глава 1

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Глава 2

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Глава 3

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;


м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона», по существу, означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45- 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод - обязанность государства

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре-гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ.

Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли ли-цо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот во-прос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в от-ношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

Россия подписала Протокол № 14 к Конвенции, который вводит механизм отсеивания заведомо неприемлемых жалоб и дополнительное основание для признания жалобы, не подлежащей рассмотрению, - отсутствие значительного ущерба для заявителя; решение о рассмотрении должен принимать один судья, а не три; полномочия судьи продлеваются с шести до девяти лет. Однако на заседании Государственная Дума отказалась ратифицировать Протокол № 14.

Указом Президента РФ учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде (назначается Президентом РФ).

Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством. Возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мо-рального вреда, причиненного человеку.

Конституционный Суд РФ в определении по жалобе Т. Аликиной, которая была необоснованно арестована по подозрению и спустя три дня освобождена «за отсутствием состава преступления», указал: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры».

Порядок исполнения судебных актов по искам к казне на возмещение вреда установлен постановлением Правительства РФ. Предусмотрено, что исполнение судебного акта осуществляется Министерством финансов РФ в двухмесячный срок.

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она уста-навливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания. В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, о чем говорилось в гл. 1 настоящего раздела. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осущест-вляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Возраст

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам. Конвенцией ООН о правах ребенка и Европейской конвенцией об осуществлении прав детей, подписанной Россией, закреплены определенные права лиц несовершеннолетнего возраста: в частности, в процессе судопроизводства, затрагивающего их интересы, право на получение необходимой информации, выражать свое мнение, быть информированным о возможных последствиях любого решения.

Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолетних. Например, в гражданском праве за детьми закреплены права собственности, наследования и др., а также частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве признается право на труд с 16 лет (для учащихся - с 14 лет). Однако в полном объеме граждане наделяются правами и свободами только с 18 лет (полная дееспособность), и никто не вправе ограничивать их действия по причине молодости. С этого возраста граждане осуществляют свои права и обязанности самостоятельно, а, следовательно, несут полную ответственность за все свои поступки и действия.

Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принци­пы образования представительных органов власти, избиратель­ную систему, основные права и обязанности граждан. Конститу­ция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защи­та прав и свобод человека и гражданина - обязанности государ­ства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязан­ности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.

Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)

1. В Российской федерации признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор­мам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра­зования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государствен­ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот­ветствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» (принят в 1994 г.).

Данный Федеральный закон определяет общие для Российс­кой Федерации организационно-правовые нормы в области за­щиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

В законе закреплена правовая основа обеспечения безопас­ности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

В законе определены основные элементы системы безопасно­сти, основные функции системы безопасности, разграничение пол­номочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасно­сти РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы,

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (при­нят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и соци­альные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Опреде­лен порядок установления отношений в области пожарной без­опасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, органи­зациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также меж­ду общественными объединениями, должностными лицами и граж­данами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в до­школьных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полно­мочия органов государственной власти субъектов РФ, организа­ций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФв области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом определены права и обязанности гражданРФ в об­ласти обороны (ст. 9):

«Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принима­ют участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объ­единения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставля­ют в военное время для нужд обороны по требованию федераль­ных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расхо­дов в порядке, установленном Правительством РФ».

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан Российской Феде­рации в области гражданской обороны (ст. 10):

«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обуче­ние способам защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной вла­сти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».

Вопросы изадания

1. Подготовьте сообщение по теме «Конституция РФ -основной закон государства».

2. Как закон РФ «О безопасности» определяет право- вые основы обеспечения безопасности личности, об­щества и государства.

3. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера»? 4. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?

Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране созда­валась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Со­гласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противо­воздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупрежде­ние населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; под­готовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средства­ми местных органов власти и объектов народного хозяйства.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО (в городских районах - участковые команды, на предприятиях-объектовые команды, при до­моуправлениях - группы самозащиты).

Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100- 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей - при домоуправлениях.

В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений:

медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения;

обслуживания убежищ.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - в общественных оборонных организациях.

Перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб

МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие - ядер­ное, появились новые средства доставки ядерного оружия - ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероп­риятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО).

Гражданская оборона стала составной частью системы общегосу­дарственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и во­енное время в целях защиты населения и народного хозяйства страныот оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения против­ника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств - США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

В нашей стране защиту населения от оружия массового пораже­ния планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой раз­личных защитных сооружений; созданием запасов средств индивиду­альной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обуче­нием способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападе­ния противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились ме­роприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в воен­ное время: защита производственных фондов; создание запасов мате-

риально-технических средств; подготовка автономных источников элек­троэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Общее руко­водство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное - начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра оборо­ны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководите­лей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депу­татов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.

Таким образом, с момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных обо­ронных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защи­ты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществ­лять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максималь­ное ослабление вооруженного воздействия противника по экономичес­ким объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны опре­деляются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безо­пасности и сохранения обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стра­тегическими и социально-экономическими условиями.

На современном этапе непосредственная угроза прямой аг­рессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться.

Принятие в последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.

Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточ­ному обычному оружию и оружию, созданному на новых физичес­ких принципах.

В последние годы значительную угрозу для России начинают приобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней.

В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает ос­таваться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призван­ной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспече­нии обороноспособности и жизнедеятельности государства. Граж­данская оборона преследует самую гуманитарную цель - оказа­ние всесторонней помощи гражданскому населению в ходе во­енных действий.

Гражданская оборона организуется по территориально-произ­водственному принципу на всей территории страны. Это означа­ет, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуще­ствляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие произ­водственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осу­ществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Меро­приятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможно­сти возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.

Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момен­та объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны уча­ствуют в защите населения и территорий при чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера (вклейка, фото 3).

План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации: руководит обучением способам защиты от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной влас­ти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.

Вопросы и задания

1. Подготовьте сообщение по теме «Условия и история создания гражданской обороны».

2. Назовите основные принципы организации граждан­ской обороны и ее предназначение.

3. Перечислите задачи гражданской обороны.

4. Как осуществляется управление гражданской обо­роной?

Права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации

(ст. ст.:

Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других лиц Права и свободы должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления

Личные права и свободы

Право на жизнь: одно из основных прав человека, защищаемое международным право м и конституциями большинства демократических стран, в т. ч. РФ. Содержание этого права состоит прежде всего в том, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Кроме того, данному праву корреспондирует обязанность государства всемерно охранять человеческую жизнь от любых противоправных посягательств и иных угроз, обеспечивать правовые, социальные, экономические, экологические и иные условия для нормальной, полноценной и достойной человека жизни.

Право на неприкосновенность жилища: право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 01.01.01 г. "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст. 2) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т. п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну: означает охрану законом личной и семейной тайны. Новейшие конституции в качестве гарантии Н. ч. ж. устанавливают запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Иногда устанавливается дополнительная гарантия в виде права лица знакомиться с зарегистрированными сведениями о нем, пользоваться ими, исправлять их в случае неточности. Одной из конституционных гарантий Н. ч. ж. является также тайна переписки и других сообщения, составляющая отдельное конституционное право.

Право на определение национальной принадлежности: разновидность основных личных прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность каждого человека самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (принадлежность к определенной этнической группе) исключительно на основании самоидентификации, т. е. собственного усмотрения. В отличие от существовавшего ранее порядка, когда национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверении личности (за исключением случаев, когда родители принадлежали к различным национальностям), по Конституции каждый человек имеет право (но не обязанность) свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом гарантией свободного определения национальности служит положение Конституции РФ (ч. 1. ст. 26), согласно которому "никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

Право на пользование родным языком: гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п. р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 01.01.01 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

Право на свободу и личную неприкосновенность: одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека. Институт Л. н. предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии Л. н. заключаются, как правило, в том, что: а) состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; б) задержание может быть обжаловано в суд, и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; в) арест должен производиться лишь на основе судебного решения или с санкции прокурора; г) лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением определенных процессуальных гарантий. Право на Л. н. гарантируется ст. 22 Конституции РФ. Согласно ч. 2 этой статьи арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений: гарантированное Конституцией право каждого человека, юридическое содержание которого заключено в том, что никто не может без соглашения гражданина знакомиться с его перепиской, почтово-телеграфной корреспонденцией, прослушивать и фиксировать его телефонные и иные переговоры, а равно разглашать содержание указанных документов и сообщений. Запрещается перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений. Федеральное законодательство допускает два случая ограничения этого права: 1) если необходимо проведение по уголовному делу такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; 2) если в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой полномочными органами, требуются контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Свобода передвижения, выбора места жительства: конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Свобода совести и вероисповедания : одно из основных личных прав человека, означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. С. м. и с. значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т. к., во-первых, включает свободу придерживаться в т. ч. и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. С. м. и с. является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Общественно-политические права и свободы

Право на индивидуальные и коллективные обращения: одно из конституционных политических прав граждан, представляет собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Ряд конституций (напр., Венгрии) признает П. п. не только за гражданами, но и за любым человеком. В ряде стран (напр., в Испании) конституции устанавливают, что некоторые категории граждан (как правило, военные, служащие органов безопасности и охраны порядка) могут использовать П. п. только в индивидуальном порядке. Конституция РФ , не употребляя самого термина "петиция", закрепляет за гражданами право направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления .

Право на информацию: гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право не является абсолютным и подлежит ограничению. В частности, такие ограничения касаются информации (сведений), составляющей государственную тайну. Перечень такого рода сведений закрепляется Законом РФ от 01.01.01 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп.) и является закрытым. Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти требования Закона распространяются на все без исключения государственные структуры. При этом Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений П. на и., исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако П. на и. согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) может быть ограничено исключительно федеральным законом.

Право на объединение: одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т. п.); известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения П. на о. в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями. Обычно П. на о. предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. П. на о. не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. В РФ П. на о. гарантируется в ст. 30 Конституции РФ.

Право на судебную защиту: гарантированная законом возможность для каждого человека обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Объектом обжалования могут выступать нормативно-правовые акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. п.), а также правоприменительные акты, решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Процедуры и порядок судебного обжалования таких актов определены Законом РФ от 01.01.01 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.).

Право участвовать в управлении делами государства: ряде конституций (напр., Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающего, как правило, право избирать и избираться в органы гос. власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к гос. службе и право на участие в отправлении правосудия. В РФ закреплено в ст. 32 Конституции РФ.

Реабилитация лиц, подвергшихся политическим репрессиям: В уголовном процессе РФ термин "Р." означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 ст. 5 УПК РФ). Согласно ст. 133 УПК РФ право на Р. включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Свобода манифестаций: В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Понятие "Ш." по своему значению близко к понятию "демонстрация". С точки зрения действующего законодательства под Ш. понимается движение по проезжей части улиц и площадей с плакатами и без них. Если при этом используются призывы через звукоусилители, то такие публичные действия признаются демонстрацией

- свобода слова : гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Социально-экономические права и свободы

Право на благоприятную окружающую среду: одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. П. на б. о. с. корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 П. на б. о. с., подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право на жилище: одно из конституционных социальных прав, предусматривающее гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получить жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное П. на ж. включает в себя: а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем; б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда; в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища; гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья; д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 01.01.01 г. "Об основах федеральной жилищной политики", а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

Право на защиту материнства, семьи и детства: система государственных и общественных профилактических и лечебных мероприятий, обеспечивающих антенатальную охрану плода, профилактику заболеваний ребёнка, его всестороннее физическое и умственное развитие, предупреждение и лечение заболеваний у женщин, укрепление их здоровья.

Право на образование: конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10-11 классов) и начального профессионального образования . Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования - индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 01.01.01 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 01.01.01 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Право на отдых: ежегодное время отдыха, гарантированное Конституцией, в течение которого за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Наряду с О. для отдыха законодательство предусматривает О. по временной нетрудоспособности , отпуск по беременности и родам, а также учебные О. рабочим и служащим, обучающимся без отрыва от производства.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Право на предпринимательство и иную экономическую деятельность: право граждан и их объединений заниматься самостоятельной деятельностью с целью получения прибыли. Свобода предпринимательства относится к числу социально-экономических прав и является по существу одной из форм другого, более широкого социально-экономического права - свободы труда. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. текстуально не упоминает свободы предпринимательства текстуально не упоминает, но, говоря о праве на труд, различает (статья 6) труд, который человек свободно выбирает (сюда входит и предпринимательство), и труд, на который он свободно соглашается (то есть наемный труд).

Право на социальное обеспечение и социальную защиту: разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (федеральные законы от 01.01.01 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 01.01.01 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); во-вторых, социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); б) по безработице ; в) пособия семьям, имеющим детей (размер таких пособий составляет: на детей в возрасте до 6 лет - 70%, на детей от 6 до 16 лет - 60% минимальной заработной платы). разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (федеральные законы от 01.01.01 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 01.01.01 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); во-вторых, социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер таких пособий составляет: на детей в возрасте до 6 лет - 70%, на детей от 6 до 16 лет - 60% минимальной заработной платы).