Какую роль имеет право в жизни человека. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность права

1.1 Признаки права, отрасли права

1.2 Принципы права

2.Право и общество

2.1 Функции права в обществе

2.2 Ценность права в обществе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, этническими, сословными и прочими отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без стабилизации и упорядочения хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Феноменом, регулирующим, организовывающим и упорядочивающим общественные отношения, является право.

Право, возникнув в силу объективных причин, активно взаимодействует с обществом. Несомненно, ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит обществу, которое не только детерминирует содержание права, но и влияет на его развитие. Право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на общество. Раскрытие вопросов соотношения общества и права требует учесть самостоятельность каждого из них. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

В силу того, что в условиях государственно-организованного общества основным социальным регулятором общественных отношений является право, необходимость изучения роли права в жизни общества может являться средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей интересов граждан и общества в целом.

1 . СУЩНОСТЬ ПРАВА

1 .1 ПРИЗНАКИ ПРАВА . О ТРАСЛИ ПРАВА

Понятие "право" является многозначным. Во-первых, данным понятием обозначается государственный институт охраны высших ценностей общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В специальном юридическом смысле принято разграничивать объективное и субъективное право.

Объективное право можно определить как исторически сложившуюся систему общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, находящихся под его защитой правил поведения, которые регулируют общественные отношения с учетом экономических, политических и духовных устоев. Объективность права следует понимать в аспекте его независимости от воли и сознания людей.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту (человеку или организации) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права, когда определенные лица вступают в правовые отношения и наделяются по отношению друг к другу взаимными юридическими правами и обязанностями.

Право характеризуется рядом признаков, которые позволяют отграничить его от неправовых социальных норм. К данным признакам относятся: нормативность, общеобязательность, волевая природа права, взаимосвязь права с государством, формальная определенность, системный характер, социальная природа права .

Нормативность - есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей.

Общеобязательность для всех членов общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства.

Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством.

Взаимосвязь права с государством - государство участвует и в правообразовании, и в охране права.

Формальная определенность - юридические нормы обязательно выражаются в письменной форме; четко фиксируют права и обязанности участников правоотношений, исключают их различные трактования.

Системный характер - право представляет собой определенную целостность, единую логически обоснованную систему юридических норм.

Социальная природа права - право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы индивида.

Система права (внутренняя структура права) выражает единство и взаимосвязь юридических норм и одновременно их разделение на самостоятельные части. Система права показывает, из каких элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурным элементом системы права являются отрасли, институты и нормы.

Норма права образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы - институты и отрасли права.

Отрасли права подразделяются на правовые институты. Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм .

Государственное (конституционное) право - это ведущая отрасль права. Она объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. Государственно-правовые нормы закрепляют, прежде всего основные принципы, определяющие устройство государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности. В качестве метода регулирования используется главным образом учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием.

Административное право охватывает совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, обеспечивает юридическое оформление таких управленческих отношений. Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления и т.п. Основным методом правового регулирования является метод власти и подчинения.

Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной деятельностью государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установления и взимания налогов с населения, предприятий и организаций и др.

Гражданское право является наиболее обширной отраслью российского права, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, в том числе и интеллектуальной, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданским законодательством защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Метод регулирования представлен методом автономии, юридического равенства сторон.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека. Нормами данной отрасли устанавливаются порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, дисциплина и охрана труда и др.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения. Семейно-правовые нормы предусматривают порядок и условия заключения брака, его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении.

Среди отраслей процессуального права следует выделить:

уголовно-процессуальное право, объединяющее совокупность правовых норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел, а также

гражданско-процессуальное право, регулирующее порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное. В современных условиях в связи с формированием гражданского общества и рыночной экономики развитию частного права придается важное значение.

Основной смысл разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частное право предполагает децентрализацию юридического регулирования. Здесь все отношения строятся на основе равенства и свобод участников правовых отношений. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых регулируют сферу частных дел и интересов личности. Это, к примеру, гражданское, семейное, трудовое право. Публичное право включает отрасли, регламентирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Его нормы связаны с общими интересами всех членов общества. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права.

1 .2 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

Право строится и функционирует на основе определённых принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Именно поэтому при решении конкретных юридических вопросов необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - они составляют саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества .

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов права относятся:

1. Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможность пользоваться различными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.

2. Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д.

3. Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4. Принцип гуманизма. Гуманизм правовых управлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела конкретным и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства никто не должен подвергаться пыткам, жестокому и унижающему его достоинство наказанию.

5. Принцип равноправия и единства юридических прав и обязанностей, принцип законности, принцип ответственности за вину.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми.

Межотраслевые правовые принципы - это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые правовые принципы, характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

2 . ПРАВО И ОБЩЕСТВО

2 .1 ФУНКЦИИ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ

Предмет общей теории права характеризуется широтой, многогранностью. В него включается правовая действительность в целом и собственно право и правовое регулирование - весь комплекс многообразных правовых явлений, входящих в правовую надстройку, в механизм правового регулирования. Активная роль права выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации общественных отношений.

Функции права можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых широтой угла зрения, в частности в зависимости от того, освещаются ли они в рамках всей государственно-правововой части .

Социально-политические функции - направления правового воздействия, выражающие социально политическое созерцание права. Право в данной плоскости рассматривается широко - в единстве с государством.

Специально-юридические функции - направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредствующих отношений и проявляются в специально- юридическом его созерцании.

Регулятивная функция - направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений. Не случайно поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные явления (отношения), на поведение людей. Функции права могут рассматриваться в различных плоскостях. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности.

С одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти различают законодательную, исполнительную, и судебную функции права.

Функции права могут подразделяется на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции.

Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Также право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.

В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).

Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения.

Охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам совершившим правонарушения .

Средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития .

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Выделяются следующие виды социальных норм:

Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и т.д.

Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

2 . 2 ЦЕННОСТЬ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ

Ценность права - это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью.

Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно-организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного строя.

Оно выступает мощным средством государственного управления.

Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и пр. Значимость права для утверждения справедливости очевидна. Это дает основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно необходимо уточнить, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности.

В современных условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Несомненно, что в современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, достижение в нем демократического мира, согласия, общественно спокойствия люди все чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.

правовой уголовный процессуальный общественный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящее в настоящее время снижение авторитета и доверия к органам власти и законам со стороны граждан является следствием того, что в настоящее время большинство граждан ориентируются на свои частные интересы, а правовые механизмы, регулирующие процессы конкуренции частных интересов, еще недостаточно развиты. Многие исследователи констатируют, что усиление атомизации общества, в том числе и под видом беспредельной стихии рыночных отношений, способствует возрастанию роли индивидуалистических ценностей в сознании и поведении людей.

На сегодняшний момент государство оказалось не готово к регулированию поведения граждан, к их попыткам сместить акценты при использовании государственных рычагов воздействия.

Сложившаяся ситуация, характеризующаяся изменением природы государства, привела к трансформации правового поля и порождению противоречий между новыми законами, регулирующими рыночные взаимоотношения, и старыми, служащими инструментом манипуляции в руках бюрократии, а также, к возникновению групп и слоев, занимающих специфическое положение по отношению к государству.

Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что успешное развитие общества и государства зависит от полноты реализации прав и свобод каждого из его граждан. Именно поэтому на сегодняшний день уважение к праву вылилось уже в значимую научную проблему в контексте решения задач, стоящих перед гражданским обществом и правовым государством. Убежденность индивида в справедливости права предопределяет коренным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры общества.

СПИСОК ИЗСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

3. Баскин Ю. Очерки философии права: Учеб. пособие. Сыктывкар, 1996.

4. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

5. Неновски Н.А. Право и ценности. М., 1987.

6. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, 1994.

7. Речицкий В.В. Свобода и государство. Харьков, 1998.

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. И. Марченко.

9. 2-е изд. М., 1996.

10. Теория государства и права: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994.

12. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учеб. пособие. М., 1997.

13. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и значение международно-правовых актов как источников уголовно-процессуального права. Понятие правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства. Реализация норм международно-правовых актов в уголовно-процессуальном законодательстве России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Понятие источников гражданско-процессуального права. Роль судебной практики в системе источников гражданско-процессуального права. Конституция как источник гражданско-процессуального права. Действие источников во времени, пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    Сущность гражданского процесса. Понятие и значение принципов гражданско-процессуального права. Основные понятия аксиом в праве. Система аксиом гражданско-процессуального права. Сходства и различия аксиом и принципов гражданско-процессуального права.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2011

    Виды источников гражданского процессуального права. Прецедент, акты высших судов, правовой обычай, принципы права, правовая доктрина – источники гражданского процессуального права. Гражданско-процессуальные нормы во времени, пространстве и кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2010

    Характеристика основных источников права: правовых обычаев, договоров, прецедентов, доктрин и нормативно-правовых актов. Функции и особенности уголовно-процессуального законодательства. Нормы Конституции РФ как основополагающее начало уголовного процесса.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Сущность, значение и признаки права, его принципы, функции и критерии классификации. Естественные права и юридические нормы. Внутренний смысл и социальная ценность права как регулятора общественных отношений и механизма реализации идей справедливости.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Место Конституции РФ в системе источников уголовно-процессуального права. Изменения, касающиеся процессуального статуса прокурора, следователя. Особенности использования и применения норм международного права субъектами уголовно-процессуальных отношений.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Понятие и признаки норм права, их разделение на отрасли. Основные проблемы, возникающие в процессе применения норм материального и процессуального права. Правовые позиции Конституционного суда при применении норм материального и процессуального права.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Понятие отрасли права как наиболее крупного подразделения системы права, регулирующего определенный род (сферу) общественных отношений. Основные отрасли в системе российского права. Основные функции, методы и принципы гражданско-правового регулирования.

    доклад , добавлен 11.05.2014

    Источники уголовно-процессуального права и место Конституции РФ в их системе. Российское уголовно-процессуальное законодательство. Нормативно-правовые акты по вопросам уголовного процесса. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

Уральская Государственная Юридическая Академия

РЕГИОНАЛЬНО-ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭКСТЕРНАТА

Контрольная работа

По дисциплине: «Философия права»

Тема: «Роль права в жизни общества»№23

Выполнила студентка

Группа 4 СО

Арент Е.В.

______________________

Правом называют совокупность законов и способов их применения. Законом (юридическим) в широком смысле можно считать все установленные государством общеобязательные правила. А в узком смысле - какой-то принятый государством нормативный акт, то есть официальный письменный документ, издаваемый государством, который и устанавливает конкретную норму права. Право делится на отрасли права, а те в свою очередь - на нормы права. В до письменные времена законы заменялись обычаями и традициями. Были знатоки, которые помнили эти обычаи и как бы выносили решение или подсказывали его суду в спорных и особых случаях. Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности и пр. всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов.(Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. На Руси первый письменный судеб-
ник "Русская правда" появился в XI веке.
Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: "Государство - это я", феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон нужен прежде
всего слабому против сильного, мирному против вооружённого, желающим зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий.
Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Закон вводит жизнь в управляемое русло.
Очень важным было то, что теперь государство стало защищать собственников от притеснений, а то и прямого грабежа. Когда коммерсанты и предприниматели смогли действовать более открыто и смело, развитие производства пошло гораздо быстрее. В XIX веке возникли первые государства, которые можно было назвать правовыми. И этот процесс продолжается. Основные признаки правового государства:

Правовому государству присущи следующие признаки:

1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение

общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,

справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все

взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет

специфические правовые признаки.

1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть

отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,

невыполнение обязанностей.

2) Поскольку говориться, что правовое государство и гражданин -

равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой

нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,

адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей

государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один

человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте,

верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой

системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно- правового контроля, политического плюрализма и др.

С точки зрения Гоббса право и закон различаются как право и обязанность, в том смысле, что право есть свобода, которую дает нам закон, сам же закон эту свободу может и ограничить. Вообще в трудах многих философов право непосредственно связано со свободой и призвано к ее закреплению и обеспечения механизма ее реализации.
По Гегелю право есть идея свободы. Свое воплощение право находит в позитивном праве, то есть в законе. А то, что закон, не всегда соответствует духу права, то это всего лишь исключение из правила.
Логичной мне представляется трактовка происхождения права, исходящая из того, что право и закон это регуляторы призванные закрепить имущественное расслоение. Законы были вызваны к жизни именно сложившимся неравенством людей. Эту точку зрения поддерживали Руссо, Маркс. В их понимании закон же нужен был, чтобы придать этому неравенству видимую справедливость. Неравенство, которое незначительно в естественном состоянии, усиливается и растет в зависимости от развития способностей и успехов человеческого ума, пока не становится, прочным и правомерным благодаря возникновению собственности и законов. Из этого следует, что нравственное неравенство, узаконенное одним только позитивным правом, противно праву естественному, поскольку оно не совпадает с неравенством физическим и только непропорционально усиливает это неравенство.
Одной из функций закона Гоббс видел установление справедливости, ибо справедливость это качество людей живущих в обществе и их отношения нуждаются в регулировании, дабы устранить всеобщую войну, а потому "где нет закона там нет и справедливости". При этом закон, изданный сувереном всегда справедлив по своей природе, но тогда, когда есть расхождение между его буквой и духом, нужно руководствоваться естественными принципами справедливости, ибо из них и должен исходить закон. Заметим, что в настоящее время восполнение таких пробелов предлагается устранять с помощью аналогии закона или аналогии права, а не исходя из принципа справедливости.
В 18 веке английский юрист Блэкстоун дал следующее определение закона: "Закон есть норма гражданского поведения, предписанная верховной властью в государстве, указывающая на то, что верно и справедливо, и запрещающая то, что неверно и несправедливо". Эта формулировка не раз подвергалась критике, поскольку она ставит право в положение определяющее содержание справедливости, что вряд ли является верным по существу, хотя и часто встречающимся в жизни.
В русской философии роль права была противоречивой. Так Л. Н. Толстой определял его как "правом в действительности называется для людей, имеющих власть, разрешение, даваемое ими самим себе, заставлять людей, над которыми они имеют власть, делать то, что им - властвующим, выгодно, для подвластных же правом называется разрешение делать все то, что им не запрещено". Вообще его отношение к праву было крайне негативным, как одной из форм насилия над человеком устанавливаемой властью одних людей над другими в своих интересах для оправдания их насилия. Право рассматривалось им как сплошной обман, а говорить о его воспитательном значении все равно, что говорить о воспитании рабов для рабовладельца. Право изначально несправедливо ввиду того, что закрепляет неравенство. Так, отнявший немного - будет наказан, а присвоивший чужой труд в тысячи раз больший, делает это по закону, да еще и будет судить первого по созданному им праву.
В. Соловьев в свою очередь определял право как "принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла". Изначально, право рассматривалось как в значительной степени совпадающим с естественным нравственным законом, но с течением времени, усложняющимся за счет норм, не совпадающих с нравственным законом.
В русской философии, особенно среди славянофилов, право занимало по отношению к морали подчиненную роль и должно было всецело ей регулироваться. А у народников эта идея выразилась в устроении права по модели уравнительной социальной справедливости.
Сегодня еще далека от завершения борьба школы позитивного права со школой естественного права, выражающаяся в определении понятия права. Определение понятия права, можно дать или как систему действующих правовых норм, т.е. в него не попадает правосознание и правовые идеи, или право можно рассматривать как часть общественного сознания. Неясным остается вопрос, является ли опора на государственную власть и принуждение основополагающим признаком права? От ответа на этот вопрос зависит понимание того, а является ли естественное право правом вообще, как и право кочевников не имеющих государственности или церковное право. С этой позиции естественное право будет являться не правом, а только набором этических норм.
Таким образом, с течением времени понятие закона значительно изменилось от справедливости данной богом или природой, до несправедливого ограничителя естественной свободы. При этом если в теории изначально господствовали взгляды естественников, то в дальнейшем возобладали воззрения позитивистов. Сегодня в европейском праве отчетливо наметилась тенденция укрепления позиций естественного права в связи с пристальным вниманием к правам человека. Правда, происхождение естественных прав и их состав вообще не анализируется, а их наличие пропагандируется как аксиома не нуждающаяся в доказывании. Более того, современные законы о противодействии экстремизму, обрекли попытки такого анализа на уголовное преследование за попытки обосновать неравенство людей.
Думается, что естественное право, которое является кумиром запада, все же можно признать за право в том смысле, что оно уже реально является частью позитивного права, где и закреплены идеи нравственности и справедливости. Если раньше естественное право было таковым только в мыслях философов, то сегодня все его принципы нашли закрепление в конкретных правовых нормах. Но если предположить, что правовые нормы, декларирующие права человека будут упразднены, то естественным образом и естественное право станет только философской моделью права.
Тенденция к подробной регламентации человеческого поведения и регулированию всех общественных отношений статьями писаных законов присуща полицейскому государству.
Если поставить перед собой задачу достижения справедливости вообще и в юридическом пространстве, в частности, то придется решить вопрос, какими средствами этого можно добиться и является ли право панацеей от всех бед.
Исходя из определения права, можно прийти к выводу о том, что у права всегда признавались две основных функции: регулятивная и охранительная. И именно для выполнения этих функций существуют законы. Совершенно очевидно, что современное общество не может обойтись без этих функций права. Отпадение любой из них ведет к хаосу. Однако, вряд ли право можно считать единственным инструментом осуществляющим подобные функции. Регулятивную функцию, берут на себя многие другие общественные институты, такие как мораль и нравственность, религия, обычаи. А система мусульманского права фактически инкорпорировала эти регуляторы в себя, даже не подвергая их изменению. Такая правовая система является весьма устойчивой, поскольку она базируется на глубинно осознаваемой народом ценности этих правил и недопустимости их нарушения не только с точки зрения права, но одновременно и религии, нравственности и т.д.).
Правовая система, чтобы отвечать требованию справедливости, должна предусматривать наделение людей равными правами, установление равных обязанностей, и равной ответственности при одинаковом уровне поведения. Право в действительности закрепляет как равенство, так и неравенство людей, которое существует объективно. При этом компенсаторная функция права развита достаточно слабо и часто проявляется в виде требования всеобщей уравнительности. Так как значительная часть общественных отношений регулируется правом, то правомерен вывод, что в юридическом пространстве, как и в реальной жизни, абсолютной справедливости нет.
Тем не менее, среди позитивистов распространено мнение, что основная форма справедливости это именно законная справедливость. Законная справедливость это исключительная сфера государства, но она имеет силу везде, где нужно охранять общее благо. Поскольку справедливое законодательство базируется на морали и учитывает культурные традиции народа, то оно и воспринимается народом как нечто в отношении чего существует не только законная обязанность его защищать, но и моральный долг. Такая точка зрения вполне допустима как модель. Но право не всегда опирается на мораль. Помимо законной справедливости, допустимо ее существование и в сферах не урегулированных правом или урегулированных изначально несправедливо.
Но нельзя противопоставлять право, мораль, нравственность, религию, возлагая на первую только регулятивно-охранительную функцию, а соблюдение справедливости оставить за иными регуляторами. Это спорно потому, что мораль и религия сами выходят далеко за рамки справедливости и при формировании критериев поведения руководствуются не только пониманием справедливости, но и совершенно иными критериями.
Нельзя отрицать того, что с усложнением общественных отношений уже не получается их регулировать только естественными природными законами и моральными предписаниями. Необходимость позитивного права все более возрастает.
Это привело к тому, что право, изначально состоявшее из небольшого количества правовых норм, разрослось до сотен тысяч правовых норм в каждой стране, стало делиться на отрасли каждая со своим предметом и методом регулирования. Сегодня ситуация такова, что право призванное дать человеку ориентир правильного поведения и способы защиты своих прав, перестало быть правом для человека, а стало быть правом для касты избранных. Если при зарождении права каждый человек, даже неграмотный и забитый, ясно представлял себе как он должен действовать чтобы защитить свои права, то на сегодня человек с высшим образованием не способен своими действиями самостоятельно реализовать свои права. Для того чтобы это сделать, он вынужден обратиться к людям, профессия которых, знать и толковать право. Современный человек не способен сам ни заключить сделку, ни отстоять свои права в суде. В последнем случае он неизбежно допустит множество процессуальных ошибок, не позволяющих ему получить справедливый результат. Напрашивается вывод, что только закрепления в праве справедливых норм не вполне достаточно, а необходимо создать справедливый механизм их реализации и защиты. Это и привело к тому, что произошло разделение права на права материальное и право процессуальное.
Процессуальное право и было призвано обеспечить реализацию права путем возможности его судебной защиты. Именно в нем и должна была состоять так называемая процедурная справедливость, т.е. устройство самих правил выработки решений таким образом, чтобы обеспечить справедливый результат.
Создание справедливой процедуры абсолютно необходимо для достижения справедливого результата, а критерий оценки справедливой процедуры это справедливость возможных результатов. Нужно отметить, что вполне возможно достичь справедливого результата интуитивно, не руководствуясь правом, но в этом случае справедливость результата не гарантирована и зависит исключительно от субъективных факторов. Идеальная процедурная справедливость призвана устранить такой субъективизм и стремиться к тому, чтобы независимо от воли приминителей права и того, как сложатся дела, применяя эту процедуру, человек всегда получал справедливый результат. Однако, современное процессуальное право в большей степени настроено на то, чтобы этот результат был, прежде всего, законным, а его справедливость уже предполагается изначально. Хотя эти понятия не являются совпадающими. Понятие справедливости подменено формальной справедливостью, т.е. соответствию полученного результата правовым предписаниям.
Наиболее абстрактным правовым примером процедурной справедливости является Конституция. Конкретным органом, где происходит реальное правоприменение является суд. Даже идеальная законодательная деятельность подлинно народной власти не может умалить значения суда для осуществления господства права в государстве. В современном государстве суд, прежде всего, хранитель действующего права. Но, применяя право, он становится и созидателем нового права (особенно в англосаксонской правовой системе). В последние десятилетия юристы обратили внимание на то, что эта роль суда сохранилась за ним, несмотря на существующую систему законодательства, дающую перевес писаному праву. Этот взгляд на суд начинает проникать и в новейшие законы и предписывает, чтобы в тех случаях, когда правовая норма отсутствует, судья решал дело на основании правила, которое он установил бы, "если бы был законодателем".
Право имеет дуалистическую сущность, в которой заведомо существует антагонизм, с одной стороны право закрепляет и охраняет свободу, а с другой стороны для этой же цели ее и ограничивает. По Канту право есть "Ограничение моей свободы или произвола таким образом, чтобы он мог существовать согласно всеобщему закону совместно с произволом каждого другого человека". Милль считал, что по принципу не причинения вреда использовать закон нужно только для предотвращения вреда гражданам, а потому и сфера законодательного регулирования должна быть существенна сужена.
Несмотря на все противоречия, сегодня нельзя отказаться от права, поскольку именно оно является легальным и полноценным регулятором, обеспечиваемым силой государства. Издание справедливых законов и обеспечение их исполнения одна из важнейших задач государства. Но, практически невозможно издать абсолютно справедливый закон, который удовлетворил бы всех людей. Поэтому, задачу минимум нужно свести к тому, чтобы законы не только не являлись явно несправедливыми, но и напротив, их принятие устраняло бы максимальное число несправедливостей. И для такой оценки закона могли бы пригодиться два различных философско-правовых подхода. С одной стороны утилитаристский подход, когда проводится оценка: будет преобладать в результате принятия закона благо или страдания. А с другой стороны, по мнению Ролза, законы должны оцениваться с точки зрения стороннего наблюдателя, что исключило бы влияние на них отдельных групп людей и приблизило бы их к идеальной модели закона такого вида.
Таким образом, в ближайшее время позитивное право будет оставаться основным регулятором в юридическом пространстве, именно потому, что даже при наличии явных элементов несправедливости, его наличие устраняет еще большую несправедливость. Она неизбежно проявилась бы, если лишить человека ясных критериев поведения и заставить его руководствоваться только его субъективным пониманием справедливости.

В настоящее время многие черты российского гражданского общества

находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется

нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс

формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от

разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей:

1) поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина;

2) зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом;

3) обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Список используемой литературы

1. Нерсесянц В.С. Филисофия права: Учебник для вузов. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.: Норма, 2006.- 848с.

Право , этика и др. Обращение к... др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях...

  • Роль информации в жизни общества

    Реферат >> Информатика

    Уинстоном Черчилем) Роль информации в жизни общества Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. С давних... – информационного общества . Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как...

  • Роль религии в жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    Относительно, бесспорно, очень хорошего правила рассматривать все с позиций науки и... как «Роль Православия в жизни общества» , то следует оговориться о том, что жизнь общества очень... ценностями. И все же, как правило , русские деятели культуры стремились в...

  • Роль культуры в жизни общества

    Реферат >> Культура и искусство

    Города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура. Материальная и духовная... своих институтов» (П.Сорокин). Какую роль играет культура в жизни общества ? Какого человека, на ваш...

  • Урок 12. Роль права в жизни человека, общества и государства.

    Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что в правовом государстве право превыше власти. Праву подчиняются все; государство, должностное лицо, личность.

    Тип урока: Изучение нового материала

    Оборудование: учебник, иллюстрации, таблица

    Ход урока

      Оргмомент

    Объявление темы урока.

      Актуализация урока.

    На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

      Изучение нового материала.

    Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе социальных норм. Однако основным регулятором общественных отношений является право, поскольку именно оно выполняет наиболее важную роль в организации общественной жизни и регулировании поведения людей. В современном обществознании термин «право» понимается в нескольких значениях.

    В объективном смысле право – это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.

    В субъективном смысле право – это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
    В общем под
    правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

    Признаки права:

    1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.

    2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).

    3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
    4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право – это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

    В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).

    Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
    Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.


    Функции права подразделяются на две группы:

      общесоциальные;

      специальные (юридические).


    Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:

    1. воспитательная – социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
    2. социального контроля – право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
    3. ценностно-ориентировочная – все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;

    4. культурно-историческая – в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.


    Специальные (юридические) функции права:

    1. регулятивная – право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;

    2. охранительная – право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
    3. также можно выделить политическую функцию – право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.

    Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

    Право, как и государство, – это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи.

    Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

    1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
    2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;

    3. Не только право нуждается в государстве, но и государство – в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

      Закрепление изученного материала.

    Составьте таблицу «Право и мораль – сходства и различия».

      Домашнее задание.

    § 8, вопросы и задания

    Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

    До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

    Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

    Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

    Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

    Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

    Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

    Роль права в жизни общества

    Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

    Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

    Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

    Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

    Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

    Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

    Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

    Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

    Теории происхождения государств

    Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

    Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

    Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

    Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

    Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

    Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.