Информационное право бачило. Основные научные труды И. Л. Бачило

Учебник подготовлен в Институте государства и права Российской Академии наук в соответствии с программой учебного курса и стандартами высшего юридического образования ведущими специалистами в области информационного права в России. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов. Рекомендуется также для подготовки специалистов с высшим образованием по техническим и экономическим специальностям со специализацией в информационной сфере.

Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.

Нет ли в этом утверждении некоего преувеличения, порождаемого нередко модными, но преходящими или малореальными идеями и концепциями? Отнюдь нет. Высокие технологии в сфере информатизации действительно превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Можно спорить о правомерности применения термина "информационная революция", кочующего по нашим и зарубежным изданиям. В самом деле, о каких только революциях, социальных, технотронных, ядерных, генетических, биологических, химических и т. д. не говорили в последние десятилетия, порождая тем самым инфляцию исходного понятия. Но то, что новые информационные технологии зримо и весомо способствуют революционным преобразованиям в жизни человека и всего общества, вряд ли возможно отрицать или даже недооценивать.

Содержание
Глава 1. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права

1.1. Информация и материя 22
1.2. Информация и человек 34
1.3. Информация и общество. Информационное общество 50
1.4. Информация и государство. Единое информационное пространство 64
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 82
Глава 2. Предмет и методы информационного права
2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права 84
2.2. Предмет информационного права 91
2.3. Методы информационного права 98
2.4. Понятие и система информационного права 103
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 108
Глава 3. Источники права и система информационного законодательства
3.1. Источники информационного права 109
3.2. История развития российского законодательства в информационной сфере 114
3.3. Структура законодательства в информационной сфере и его место в системе российского законодательства 120
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 131
Глава 4. Информационная сфера как объект права
4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития 133
4.2. Информация как объект права 139
4.3. Информационные системы как объект права 153
4.4. Информационные технологии как объект права 173
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 179
Глава 5. Информационные ресурсы
5.1. Понятие информационных ресурсов 181
5.2. Правовой режим информационных ресурсов 184
5.3. Правовое регулирование отношений по поводу отдельных видов информационных ресурсов 190
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 198
Глава 6. Субъекты права в информационной сфере
6.1. Субъекты отношений в информационной сфере 199
6.2. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере 202
6.3. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере 207
6.4. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере 216
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 218
Глава 7. Право на информацию
7.1. Основные информационные права и свободы, основания их ограничения 219
7.2. Законодательное регулирование права на информацию 229
7.3. Право на доступ к информации 240
7.4. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права 250
7.5. Защита права на доступ к информации 255
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 257
Глава 8. Неприкосновенность частной жизни
8.1. Понятие и структура права на неприкосновенность частной жизни 259
8.2. Правовая охрана и защита права на неприкосновенность частной жизни 264
8.3. Персональные данные как особый институт охраны права на неприкосновенность частной жизни 282
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 287
Глава 9. Право массовой информации как институт информационного права
9.1. Организация и деятельность средств массовой информации как предмет правового регулирования 289
9.2. Возникновение и развитие права массовой информации в России 293
9.3. Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность 306
9.4. СМИ как объект права и юридическая фикция 313
9.5. Субъекты права массовой информации 320
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 328
Глава 10. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
10.1. Особенности правоотношений в сфере массовой информации 329
10.2. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации 345
10.3. Ответственность СМИ и защита прав массовой информации 359
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 380
Глава 11. Институты собственности и интеллектуальной собственности в информационном праве
11.1. Информация, информационные ресурсы как объект института собственности и исключительных прав 381
11.2. Проблемы применения институтов интеллектуальной собственности в информационном праве 395
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 406
Глава 12. Правовые основы информационной безопасности
12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности 408
12.2. Основы теории интересов. Национальные интересы России в информационной сфере 421
12.3. Основы теории угроз. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках 438
12.4. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения национальной безопасности 458
12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России 472
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 480
Глава 13. Защита информации с ограниченным доступом и прав на нее
13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом 483
13.2. Государственная тайна 489
13.3. Коммерческая тайна 503
13.4. Банковская тайна 522
13.5. Профессиональная тайна 535
13.6. Служебная тайна 549
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 565
Глава 14. Защита человека, общества и государства от воздействия "вредной" информации
14.1. Понятие и структура вредной информации 567
14.2. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации 585
14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации 627
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 636
Глава 15. Защита информационных систем и прав на них
15.1. Основные угрозы информационным системам и правам на них 638
15.2. Охрана прав на информационные системы 651
15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет 661
15.4 Правовая защита информационных систем и прав на них 674
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 683
Глава 16. Государственная политика и государственное управление в информационной сфере
16.1. Государственная политика в информационной сфере 685
16.2. Государственное управление в информационной сфере 701
16.3. Подготовка кадров в информационной сфере 760
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 768
Приложение 769
Сведения об авторах 779

> Бачило Иллария Лаврентьевна

Родилась в Ленинграде, юридическое образование получила в Минском юридическом институте. Кандидатскую диссертацию по теории государства и права защитила в 1955 г., в 1981 г. стала доктором юридических наук по специальности административное право. Ряд лет посвятила редакционной работе в издательстве социально-экономической литературы в качестве ученого секретаря журнала "История СССР".

С 1968 г. работает в Институте государства и права РАН. В настоящее время возглавляет сектор "Информационное право". За время работы в Институте ею создано научное направление исследования и правового регулирования функций органов исполнительной власти; изданы монографии "Функции органов управления", "Организация советского государственного управления", под ее руководством подготовлен и издан ряд коллективных монографий, в том числе "Ответственность в управлении". Ею разработана теория и методика классификации функций органов государственного управления, суть которой предвосхищает решение задачи по созданию модульного принципа организации информации, предусмотренного ФЦП "Электронная Россия".

Является одним из руководителей проведения ежегодных Лазаревских чтений. Под ее руководством в 1998 г. издана коллективная монография "Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития", она является одним из ответственных редакторов Словаря административного права. С 1975 г. Бачило И.Л. руководит направлением исследований, связанных с развитием АСУ и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", монография "Организация систем управления" с участием специалистов Восточной Европы. По проблемам информации и информатизации ею опубликовано несколько десятков статей. Наиболее глубоко разработаны темы правового режима информационных ресурсов, применения институтов собственности и исключительных прав в сфере информационной деятельности; подход к классификации информационного законодательства и гармонизации законодательства в условиях информатизации в целом; разработана концепция закона права на информацию, опубликованная в материалах международного "круглого стола", проведенного Государственной Думой, и авторский проект ФЗ "Право на информацию", одобренный экспертной группой Комиссии по законодательству ЕС, и опубликованный в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Минобразования и МИФИ) в 1997 г. Участие в законопроектной работе увенчано научным руководством рабочей группой по подготовке проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят в 1995 г.

Руководство проектом, осуществляемым при поддержке гранта РФФИ, "Человек в информационном обществе. Правовые проблемы" позволило коллективу ее сектора подготовить три специальных выпуска журнала "Проблемы информатизации", посвященные правовым вопросам информационного общества, включая правовые аспекты регулирования отношений в Интернет и отношений, связанных с созданием и использованием информационных технологий в экономике России. Бачило И.Л. опубликован ряд исследований по вопросам динамики государственных и правовых институтов в условиях информатизации. Она активно сотрудничает с журналом "Информационное общество", с другими периодическими изданиями по проблемам информации, информационной безопасности, Бачило И.Л. - член ряда экспертных и научных советов. Ею подготовлено немало кандидатов юридических наук.

21 декабря ушла из жизни Иллария Лаврентьевна Бачило (1926-2017) – крупнейший российский ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. В 2016 г. И.Л. Бачило стала лауреатом премии «Юрист года» за вклад в развитие науки.

В некрологе на сайте Института государства и права РАН говорится:

«И.Л. Бачило с 1968 года работала в Институте государства и права АН СССР, прошла путь от научного сотрудника, старшего научного сотрудника, руководителя научной группы по правовым проблемам АСУ до заведующей сектором информационного права, который был ей создан в 1999 году. Она являлась основоположником отрасли информационного права. Многогранная научная деятельность Илларии Лаврентьевны широко известна как в России, так и за ее пределами.

Первоклассный Ученый. Талантливый Учитель. Интеллигент высшей пробы. Разносторонность и широта научных интересов Илларии Лаврентьевны, ее участие в законотворческой работе и научная активность всегда восхищали и являлись примером для коллег и учеников. Ее перу принадлежит более ста научных работ самой разнообразной тематики».

Ассоциация юристов России отмечает: «Для юристов, правоведов и всего юридического сообщества страны Иллария Лаврентьевна была непререкаемым авторитетом, высококвалифицированным специалистом, учителем, наставником и настоящим другом. Ее самоотверженный труд, научная, преподавательская и общественная деятельность принесли ей уважение и восхищение всех, кто ее окружал».

Коллеги по ВШЭ остро переживают утрату:

«Сегодня мы многочисленные ученики и коллеги Илларии Лаврентьевны Бачило враз осиротели: её больше нет среди нас.

Блистательный, Божью милостью Учёный-правовед, основоположник российского информационного права как науки и, что не менее важно, как отрасли права и законодательства!

…Нас всегда поражала в ней очень светлое, в чем-то праздничное умение переносить любые житейские и служебные ситуации без особого напряга и нервозности, без той самой угрюмой серьезности, которой так страдают многие «сильные менеджеры» от науки. Она всегда умела находить и вносить в конфликтные ситуации нужную щепотку столь необходимого всем юмора. Мы постоянно ощущали в общении с ней какую-то удивительную душевную близость, даже родственность. Совместная научная работа с ней неизменно превращалась для нас в истинное, человеческое наслаждение!

В наши дни трудно найти такого щедрого открытого окружающим людям человека, каким она всегда была для нас, способного вобрать в себя твои проблемы и неудачи и всегда дать отнюдь не общий, а достаточно конкретный и полезный совет по их разрешению. Причём совет этот неизменно сопрягался её чарующей, лучезарной, неповторимой улыбкой...».

Иллария Лаврентьевна была большим другом и единомышленником Фонда исторической перспективы, в сетевом издании Центра исследований и аналитики ФИП «Перспективы» публиковались ее глубокие яркие статьи: «Дееспособность государства и проблемы управления» ; «Читая Генри Киссинджера: информационное общество и Интернет как фактор формирования мирового порядка» ; «Наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России».

Совсем недавно, в год 100-летия российской революции, вышла книга Фонда «Российская государственность в горниле истории. Истоки, смуты, возрождение», в которую вошла статья И.Л. Бачило «О векторах развития современной российской государственности».

Президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Центра исследований и аналитики ФИП, главный редактор экспертного портала «Перспективы» и электронного журнала «Перспективы» Е.А. Нарочницкая, все сотрудники ФИП выражают глубокие соболезнования родным и близким Илларии Лаврентьевны. Память о замечательном ученом, светлом человеке навсегда сохранится в наших сердцах.

Доктор юридических наук

(ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН)

Действительно включить дисциплину "информационное право" в систему правовых дисциплин очень сложно и надо согласиться с тем, что здесь обязательно нужно учитывать дифференциацию на научную дисциплину, законодательство и отрасль права.

Безусловно, однозначным подходом эти вопросы не решить. Дело заключается в том, что уже на первом этапе при обосновании научной дисциплины мы встретили сопротивление. Номенклатура научных специальностей касается, прежде всего, формирования научных дисциплин и их легитимности в общей системе образования и развития правовой системы.

Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и предложения о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. Предмет здесь достаточно ясно обозначен, но с методом дело обстоит сложнее. Известно, что не каждая отрасль имеет самостоятельный метод. Нужно рассматривать традиционные отрасли классического характера: административное, уголовное, гражданское право, имеющие свой оригинальный метод, и отрасли, которые формируются на этой базе и используют методы классический отраслей или их совокупность.

Когда мы обосновываем возможность включения информационного права в систему отраслей права, то должны реально представлять, что по методам - это комплексная отрасль. Кстати, этому есть аналоги (например, экологическое право). Мы не можем сказать, что оно имеет свои собственные методы. Здесь используются методы многих отраслей права: гражданского, административного, уголовного, конституционного. Таким образом, в процессе обоснования отрасли второго уровня надо иметь в виду комплексность методов в такой отрасли. Однако, на сегодняшний день мы исчерпали все возможности включить информационное право в систему специальности 12.00.00.

Сейчас структура юридических наук, которая сложилась на основе приказа Миннауки РФ от 21 января 2000г., включает следующие дисциплины: теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право, муниципальное право; гражданское право, предпринимательское, семейное, международное частное право; трудовое право, право социального обеспечения; природоресурсное право - аграрное, экологическое; уголовное право и криминология, уголовное и исполнительское право, уголовный процесс, криминалистика и судебные экспертизы, оперативно-розыскная деятельность (заметим, что это тоже не отрасль); международное право и европейское право (и европейское право тоже не отрасль в том понимании, в котором мы его хотели бы видеть); судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (и эти дисциплины не являются отраслью; это сферы правовой деятельности). И, наконец, то, что было под рубрикой 12.00.02 – административное право, теперь имеет номер 12.00.14.

Однако, из этой специальности сейчас изъято государственное управление. Сегодня во всем перечне правовых отраслей и дисциплин нет слов «государственное управление» и это, очевидно, отражает идеологическую установку на вытеснение государства из общественных механизмов организации. На мой взгляд, это очень плохо. Это влияет на ослабление связи права со всеми процессами в области государственного управления и социальной деятельности. Этот факт снижает возможность включить информационное право в специальность 12.00.14. Последняя рубрика в структуре правовых дисциплин охватывает гражданский процесс, арбитражный процесс. Кроме того, дисциплина 05.13.00 содержит следующую строчку - 05.13.19 (она и раньше была) под названием «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Но это одно из направлений информационного права. Но и оно вынесено за скобки правовых дисциплин.

Итак, попытка включиться в эту систему пока не увенчалось успехом. Институт государства и права предлагал другой выход: назвать эту дисциплину "правовые основы информатизации", но и этот вариант отвергнут.

Получается, что юридическая специальность рассыпана по целому ряду технических направлений. Может ли в совокупности это покрыть все проблемы развития информационного права? Нет, ни в коем случае. И это, безусловно, наносит вред. Думаю, что мы не должны ослаблять своих усилий, по крайней мере, в теоретической работе, по доказыванию того, что эта комплексная отрасль, имеет свой конкретный, очень четко выраженный предмет правовых отношений.

Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Но это, может быть, произойдет не так скоро. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия.

Учебный курс "Информационное право" каждый из нас видит по-своему. Идет здоровая конкуренция, поиск истины и т.д. И любой вариант может быть одобрен.

Дискуссионным является вопрос о средствах массовой информации. Хочу присоединиться к тому, что было сказано. Здесь не надо информационным правом поглощать все, что относится к средствам массовой информации. То, что регулируется законом о СМИ, это совершенно другая сфера отношений. Информационного права касаются только предметы информационного характера, которые включаются в систему информационных ресурсов и находятся в системе СМИ, в том числе и в системе Интернет. Это специальный вопрос, к которому стоит вернуться.

Родилась в Ленинграде, юридическое образование получила в Минском юридическом институте. Кандидатскую диссертацию по теории государства и права защитила в 1955 г., в 1981 г. стала доктором юридических наук по специальности административное право. Ряд лет посвятила редакционной работе в издательстве социально-экономической литературы в качестве ученого секретаря журнала "История СССР".

С 1968 г. работает в Институте государства и права РАН. В настоящее время возглавляет сектор "Информационное право". За время работы в Институте ею создано научное направление исследования и правового регулирования функций органов исполнительной власти; изданы монографии "Функции органов управления", "Организация советского государственного управления", под ее руководством подготовлен и издан ряд коллективных монографий, в том числе "Ответственность в управлении". Ею разработана теория и методика классификации функций органов государственного управления, суть которой предвосхищает решение задачи по созданию модульного принципа организации информации, предусмотренного ФЦП "Электронная Россия".

Является одним из руководителей проведения ежегодных Лазаревских чтений. Под ее руководством в 1998 г. издана коллективная монография "Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития", она является одним из ответственных редакторов Словаря административного права. С 1975 г. Бачило И.Л. руководит направлением исследований, связанных с развитием АСУ и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", монография "Организация систем управления" с участием специалистов Восточной Европы. По проблемам информации и информатизации ею опубликовано несколько десятков статей. Наиболее глубоко разработаны темы правового режима информационных ресурсов, применения институтов собственности и исключительных прав в сфере информационной деятельности; подход к классификации информационного законодательства и гармонизации законодательства в условиях информатизации в целом; разработана концепция закона права на информацию, опубликованная в материалах международного "круглого стола", проведенного Государственной Думой, и авторский проект ФЗ "Право на информацию", одобренный экспертной группой Комиссии по законодательству ЕС, и опубликованный в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Минобразования и МИФИ) в 1997 г. Участие в законопроектной работе увенчано научным руководством рабочей группой по подготовке проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят в 1995 г.

Руководство проектом, осуществляемым при поддержке гранта РФФИ, "Человек в информационном обществе. Правовые проблемы" позволило коллективу ее сектора подготовить три специальных выпуска журнала "Проблемы информатизации", посвященные правовым вопросам информационного общества, включая правовые аспекты регулирования отношений в Интернет и отношений, связанных с созданием и использованием информационных технологий в экономике России. Бачило И.Л. опубликован ряд исследований по вопросам динамики государственных и правовых институтов в условиях информатизации. Она активно сотрудничает с журналом "Информационное общество", с другими периодическими изданиями по проблемам информации, информационной безопасности, Бачило И.Л. - член ряда экспертных и научных советов. Ею подготовлено немало кандидатов юридических наук.