Эксплуатационный срок службы. Понятие и особенности гарантийного срока на товар: на что может рассчитывать потребитель, согласно законодательным нормам в РФ? Чем отличается срок годности, гарантийный срок и срок службы

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ), как и многие виды промышленных экспертиз, имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», экспертизе промбезопасности подлежат :

  • Проектная документация на консервацию, ликвидацию ОПО.
  • Проектная документация на техническое перевооружение ОПО.
  • Технические устройства, применяемые на ОПО.
  • Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Декларация промышленной безопасности.
  • Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.

Зачем и кому нужно проведение ЭПБ

Экспертиза промбезопасности проводится в отношении предприятий, которые имеют в своем составе опасные производственные объекты любого класса опасности. Например, нужно проводить ЭПБ кранов, которые отслужили нормативный срок безопасной эксплуатации, сосудов под давлением, технологического оборудования, которое применяется на ОПО.

Нужно проводить ЭПБ здания котельной, если в нем произошла авария (или закончился нормативный срок его безопасной эксплуатации). Аналогичных примеров можно привести множество. Информацию об объектах ЭПБ смотрите в первой части статьи (ст. 13 ФЗ № 116).

Проведение экспертизы промышленной безопасности - обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.).

Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО , а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как проводится экспертиза промбезопасности

ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:

1. Подготовка к проведению ЭПБ - на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)

2. Собственно проведение ЭПБ - эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах , зданий и сооружений.

3. Оформление заключения ЭПБ - на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.

ФЗ от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями).

Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 №682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (с изменениями).

Приказ РТН от 15.11.2012 №658 «Об утверждении Административного регламента РТН по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

Приказ РТН от 29.11.2005 №893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений», РД 03-14-2005.

Постановление Госгортехнадзора России от 06.11.1998 №64 «Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», РД 03-246-98 (с изменениями).

Приказ РТН от 01.08.2012 №436 «О Временном порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности».

12.2 Основные определения

Экспертиза промышленной безопасности - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям ПБ, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы - проектная документация, ТУ, здания и сооружения на ОПО, декларации ПБ, обоснование безопасности ОПО и иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

Система экспертизы промышленной безопасности - совокупность участников экспертизы ПБ, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

12.3 Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

Документация на консервацию, ликвидацию ОПО;

Документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации;

ТУ, применяемые на ОПО, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

Декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО);

    обоснование безопасности ОПО, изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.

12.4 Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию ОПО или эксплуатирующей его.

В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность РТН или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации ОПО.

В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

О необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

О недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения.

В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

Заключение экспертизы утверждается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации и передается заказчику.

Заказчик передает заключение экспертизы в Центральный аппарат или территориальные управления РТН для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

Прием, регистрация, рассмотрение и утверждение заключений экспертизы проводится, как правило, органами РТН.

Ведение реестра заключений экспертизы ПБ осуществляется ФОИВ в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п.1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности» .

Осуществление любых работ, связанных с оценкой безопасности на промышленных предприятиях, имеет свой определенный порядок и свою последовательность действий. Так проведение экспертизы можно разделить на несколько условных этапов.

1. Переговоры . В начале заказчик и представители экспертной организации решают вопросы касательно проведения всего предстоящего процесса. Организация объясняет заказчику все нюансы проверки, заказчик получает информацию о том, какие именно документы он должен предоставить. В ходе первоначального этапа составляется четкий календарный план, оговариваются сроки проведения экспертизы. .

2. Подготовка базы документов . Заказчик должен в полном объеме предоставить всю нужную информацию, всю техническую документацию, без которой невозможно проведение работ. При этом:

  • Указывается какие объекты подлежат экспертизе и дается вся необходимая информация о них;
  • Для проведения экспертизы организация должна получить определенный набор документов (в каждом конкретном случае пакет документов может меняться в зависимости от того объекта, что подлежит экспертизе). Это может быть проектная, конструкторская документация, разного рода инструкции, техрегламенты и пр.;
  • Если у заказчика имеются акты испытаний, какие-либо сертификаты, расчеты – они также могут быть необходимы;
  • Могут предоставляться образцы оборудования при имеющейся на то необходимости.

Пример проведения экспертизы промышленной безопасности ГК "СЕРКОНС"

Сколько времени это займет?

Этот вопрос всегда задает заказчик. Ответить на него можно только изучив тот объем работ, которые потребуется произвести. Иными словами, время, которое необходимо будет затратить на экспертизу промышленной безопасности, всегда определяется степенью сложности заказа. Но в любом случае проведение всех необходимых действий не занимает более трех месяцев. Отсчет начинается с того дня, как заказчик предоставит весь комплект документов для начала осуществления работ. Пока экспертная организация не получит полный набор документов до того момента работы по проведению ЭПБ производиться не будут.

3. Проведение ЭПБ (экспертизы промышленной безопасности) : на данном этапе назначаются эксперты (один или несколько), которые будут проводить проверку. Анализу подлежит вся информация, которая ранее была предоставлена заказчиком. Насколько все документы, измерения, расчеты и пр. соответствует всем прописанным в законах стандартам.

Чтобы проверить все необходимые параметры и удостовериться в соответствии всех данных условиям промышленной безопасности, эксперты могут проводить необходимые на то испытания, измерения и т.п. согласно разработанной программе проведения ЭПБ.

Для осуществления экспертизы промышленной безопасности на место проверки могут быть направлены специалисты, создана комиссия, в которую входят сотрудники организации, имеющие нужную квалификацию. Они лично присутствуют на объекте:

После того, как все важные нюансы учтены и проверены, их обобщают, с заказчиком оговаривают оставшиеся моменты, требуемые для полного завершения экспертизы промышленной безопасности.

4. Выдача самого документа – заключения экспертизы . Является основным этапом всего мероприятия. Для начала комиссия и эксперты, проводящие экспертизу, обобщив все полученные данные, составляют проект заключения. Именно на этот документ опирается организация чтобы выдать основное заключение (положительное или отрицательное). Заказчик получает означенный проект, знакомится с ним, в ответ может направить свои замечания. На это дается 14 дней (с момента получения заказчиком проекта заключения).

Если после экспертизы составлено положительное заключение и не было выявлено никаких нарушений, то в этом случае в документе перечисляются те объекты, на которые действует данное заключение. Также в составленном документе могут присутствовать дополнительные условия для эксплуатации определенного оборудования.

В случае, если после проведения ЭПБ выявлены нарушения и экспертами составлено заключение о несоответствии объекта существующим требованиям, тогда заказчик получает документы, в которых указываются все недочеты и нарушения. Их надо устранить. Положительное заключение выдается только после исправления неполадок, нарушений, после чего проводится повторная экспертиза.

На документе (заключении экспертизы), который выдается заказчику после проведения экспертизы промышленной безопасности, ставится подпись руководителя организации, проводившей проверку, должна также быть в наличии печать организации. Заключение прошивается, число страниц в нем указывается. В таком виде документ передается заказчику.

5. Сведения о ЭПБ должны быть внесены в реестр Ростехнадзора (РТН) . Подать заявление в органы РТН для их внесения в реестр обязан сам заказчик после того как получит заключение. Заявление подается по адресному принципу (в территориальное управление Ростехнадзора). В территориальном органе заявление регистрируют после чего сведения в течение пяти рабочих дней должны быть внесены в реестр. Заключению присваивается особое обозначение, которое ставится на главном (титульном) листе и состоит из нескольких, точнее, четырех, групп символов. Каждая группа имеет свое значение:

  • В первую очередь ставится цифровой код того территориального органа, в котором проходит внесение заключения в реестр;
  • Вторая группа знаков – сам объект экспертизы;
  • Третья – номер, который присвоен заключению (порядковый номер);
  • Последние цифры – год занесения в реестр.

Что указывается на бланке в заключении

  1. Наименование заключения экспертизы;
  2. Сведения об основании проведения экспертизы, данные о той организации, которая проводила все действия, об экспертах и их правомочности проведения таких мероприятий;
  3. Перечисление тех объектов, на которых была проведена экспертиза и на которые распространяется действие полученного заключения;
  4. Сведения о заказчике;
  5. Указывается цель экспертизы;
  6. Прописываются данные о тех документах, которые были предоставлены для рассмотрения заказчиком;
  7. Описание объекта, где проводилась экспертиза;
  8. Результат экспертизы;
  9. Выводы, сделанные комиссией, а также рекомендации заказчику;
  10. К основному бланку могут быть добавлены приложения, где будет указан перечень всей использованной документации, а также актов испытаний.

Возможные результаты

После того, как экспертная комиссия проводит свою работу, специалисты составляют отчет, в котором отражаются все произведенные действия, исследования и их результаты. Составляется проект, который служит основой для главного заключения. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Если на объекте соблюдены все стандарты и нормы, то выдается положительное заключение. Оно охватывает не какую-то часть объекта, его цех, зону, а относится ко всему объекту в целом.

Отрицательное заключение служит для заказчика сигналом того, что надо устранять выявленные в ходе экспертизы недоработки. После их ликвидации следует проводить повторную проверку. Организация-исполнитель может давать рекомендации заказчику относительно тех мероприятий, которые следует провести для исправления ситуации и получения, в дальнейшем, положительного заключения.

Ответственность организаций по проведению экспертизы

За выдачу ложных заключений предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае выявления подобных нарушений такие документы исключаются из реестра.

Заведомо ложным считается то заключение ЭПБ, которое:

  • Было подготовлено безосновательно, т.е. без реального проведения необходимых мероприятий по изучению документов, проведения испытаний и т.д.;
  • Заключение, данные которого не отражают реальных фактов о состоянии тех устройств, которые подвергались экспертизе и не сходятся по содержанию с материалами, что были предоставлены экспертам.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта разработаны нормативные рамки, определенные стандарты, нарушение которых может иметь серьезные последствия. Определение, насколько объект соответствует всем требованиям безопасности – это и есть цель проведения ЭПБ.

Чтобы получить реальную оценку состояния безопасности на предприятии, следует обращаться для проведения экспертизы исключительно в те организации, которые уже имеют опыт и зарекомендовали себя на рынке оказания подобных услуг. Только работая с профессионалами можно быть уверенным в проведении объективной процедуры и реальной оценке промышленной безопасности.

Нормативная база 2016-2018 года

В связи со вступлением в силу центральным управлением Федерального ведомства были даны разъяснения, касающиеся регистрации экспертных заключений с уточненными аргументами для отказа их внесения в официальный реестр.

Согласно изменениям с 2016 года, отказ во внесении сведений об эпб в реестр предусматривается в случае их проведения экспертом, не прошедшим аттестацию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 № 509. С момента вступления в действие данных изменений регистрация заключений, проведенных специалистами, не аттестованными по новым правилам, строго запрещается.


Правила проведения экспертизы промышленной безопасности


I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 8, ст. 657);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3775);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 136-рп «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 3).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные Правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.

II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Экспертиза промышленной безопасности (далее экспертиза) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857).

Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.

III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции Координирующего органа выполняет Научно-технический центр по безопасности в промышленности (НТЦ «Промышленная безопасность»), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (Распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 136-рп).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

Положение о Наблюдательном совете;

Положение о Консультативном совете;

Положение об отраслевых комиссиях;

Требования к Координирующему органу.

IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

предварительный этап;

заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

процесс экспертизы;

выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

определяются договаривающиеся стороны;

определяются объекты экспертизы;

приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

назначение экспертов;

проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

данные о заказчике и объекте экспертизы;

проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать семи дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

вводная часть;

непосредственно экспертиза на месте;

заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

обсудить и определить объем работ;

определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

разъяснить значение заключительной части;

утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

компетентности сотрудников и руководителей;

пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

наличия надежных систем маркировки и идентификации;

наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнения;

соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее, чем через две недели после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта, или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в пп. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

наименование заключения экспертизы;

вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

данные о заказчике;

цель экспертизы;

сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

результаты проведенной экспертизы;

заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

подготовку учетных материалов к изданию;

информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

нормативных технических документов Системы экспертизы;

экспертных организаций;

экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.


Приложение 1


Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2

Организация:

Эксперт (ведущий):


Согласованные мероприятия для процесса экспертизы


Заказчик

Индекс, город

Дата экспертизы

Мероприятие

Согласованный срок

Подтверждение выполнения 1


1 Делается экспертом.


Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.

__________________________

(место, дата)

Эксперт (ведущий)________ Заказчик_________