Контроль выполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

1. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны:
а) проводить проверку на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
б) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), при наличии копии документа о согласовании проведения проверки;
в) соблюдать сроки проведения проверки;
г) осуществлять запись о проведенной проверке в книге жалоб и предложений юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. Какие нормативно-правовые акты устанавливают порядок и организацию проведения мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований?
а) Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
б) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
в) Постановление Правительства России от 30 июня 2004 года № 323 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

3. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
а) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
б) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
в) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
г) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
д) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

4. Плановые проверки проводятся не чаще:
а) чем 1 раз в три года;
б) чем 1 раз в месяц;
в) чем 1 раз в пять лет.

5. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается:
а) Положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
б) Приказом Росздравнадзора.

6. Обязанности руководителя, или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя при проведении проверки:
а) предоставление должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
б) обеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения;
в) обеспечение проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов транспортом;
г) обеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов к используемому юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем оборудованию;

7. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем:
а) в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
б) в течение 24 часов до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

8. Дайте определение понятию «Лицензия»:
а) специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом;
б) разрешение на торговлю, выданное специальным отделом районной управы;
в) разрешение Префекта округа, выданное на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале деятельности.

9. В какой срок необходимо уведомить лицензиата о проведении внепланового контрольного мероприятия по истечении срока исполнения лицензиатом выданного предписания об устранении выявленного нарушения?
а) не менее чем за 2 суток;
б) не менее чем за 24 часа;
в) не менее чем за 3 суток.

10. Перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность утвержден:
а) федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
б) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
в) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

§ 5.1. Понятие лицензионного контроля и нормативно-правовое закрепление порядка осуществления лицензионного контроля

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности .

Лицензионный контроль проводится в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании» (ст. 33.1);

Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 000;

Федеральным законом от 01.01.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 01.01.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 01.01.2001 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

§ 5.2. Порядок проведения лицензионного контроля

В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год .

Контроль возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее - лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "Об образовании".

Документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных соискателями лицензии, лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности соискателей лицензии и лицензиатов.

В ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.

К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.

К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения организации, в отношении которой проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.

Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.

41. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:

а) посещать организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации , при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов ;

в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);

г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта объектов, документации, литературы, иных ресурсов и средств;

е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

§ 5.3. Итоги проведения лицензионного контроля

Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ , образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.

Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.

В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.

В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

По решению руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и органы государственной власти Российской Федерации.

Контрольные вопросы к разделу 5

1 Дайте определение лицензионного контроля?

2. Какими правами обладают лица, уполномоченные на проведение проверки по лицензионному контролю?

3. Истечение какого периода времени является основанием длят включения учреждения в план проведения плановых проверок?

3. Какими документами оформляются итоги проведения проверки по лицензионному контролю?

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года .

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС , договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года . Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании , исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ . В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

От 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных и настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть установлено, что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Плановые проверки лицензиатов проводятся:

1) не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии;

3) в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода;

4) в соответствии с периодичностью , установленной Правительством Российской Федерации для плановых проверок лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 15

15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) - это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование - это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.

Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль. Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта.

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление. Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит:

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено.