В какой момент возникает дееспособность юридического лица. Дееспособность и правоспособность юридического лица возникает в какой момент

Будучи полноценным участником гражданского взаимодействия, организация всегда наделяется дееспособностью и правоспособностью. Тем не менее данные качества имеют существенные отличия от подобных характеристик, которые в полной мере признаются законом за физическими лицами. С какого момента возникает правоспособность юридического лица, и какие же особенности влечет за собой соответствующий процесс?

Понятие дееспособности организации

Гражданское право РФ определяет дееспособность организации как ее способность быть наделенной правами гражданского характера и исполнять соответствующие обязанности (в том числе и ответственность) посредством конкретных действий.

Государственный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что юридическое лицо наделяется гражданскими правами и обязанностями через конкретные органы, осуществляющие свой вид деятельности, руководствуясь законодательством и учредительной документацией. Порядок избрания данных органов определяется также законодательным образом или же посредством учредительных документов.

Следует отметить, что организация может быть наделена правами и обязанностями и через участников, которые непременно действуют добросовестно и грамотно. Дееспособность (правоспособность) юридического лица возникает с момента его регистрации. Данный фактор является важнейшей отличительной чертой организаций от физических лиц (касательно рассматриваемого аспекта).

Понятие правоспособности организации

Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону.

Необходимо отметить, что юридического лица возникает с момента его формирования или же после приобретения специального документа (лицензии). Другими словами, сразу же после регистрации организация наделяется абсолютной правоспособностью. В случае если по каким-то причинам организация исключается из единого реестра государства или же период действия лицензии истекает, это говорит о прекращении правоспособности данной организации.

Необходимо отметить, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает также с момента регистрации в государственных органах. Она наделена двойственным характером. Таким образом, она бывает общей (другое название - универсальной) или же специальной (ограниченной). Эти понятия подробно рассматриваются далее.

Возникновение дееспособности и правоспособности организации

Дееспособность, так же как и правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе или же после регистрации устава. По сути, это и служит основной их отличительной чертой от правоспособности и дееспособности физического лица.

Важно отметить, что в литературе зачастую используется понятие «право-дееспособность» организации. Несложно догадаться, что появилось оно именно по причине одновременного возникновения каждого из элементов данной совокупности. Это положение в полной мере подтверждается пунктом 3 статьи 49 и пунктом 2 Государственного Кодекса.

Как известно, дееспособность в отношении физических лиц возникает строго в соответствии с достижением конкретного возраста, нередко она зависит и от состояния здоровья гражданина. А вот для юридических лиц различие представленных категорий, как правило, абсолютно не имеет значения.

Разновидности правоспособности юридических лиц

Как выяснилось в предыдущих главах, правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе (или же после регистрации устава). Важным аспектом данного вопроса является наличие определенной классификации, которая подразумевает выделение общей и ограниченной правоспособности. Первую зачастую называют универсальной. Она дает юридическим лицам полезную возможность, заключающуюся в осуществлении абсолютно всех видов деятельности, не запрещенных законодательными актами. Необходимо отметить, что в данном случае в учредительных документах той или иной организации не должно содержаться исчерпывающего списка разновидностей деятельности, которые она вправе реализовывать. Другими словами, ЮЛ может осуществлять абсолютно любую деятельность, не запрещенную законодательными актами.

Специальная правоспособность организации

Ограниченная (специальная) правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации, но таковой наделены лишь те организации, для которых данная правоспособность установлена посредством законодательных актов или же учредительной документации. Основным отличием этого вида правоспособности является возможность осуществления юридическим лицом лишь строго определенной деятельности. Важными факторами здесь являются общественное разделение труда и цели, которые вышестоящие органы предписывают конкретному юридическому лицу.

Система управления хозяйственной деятельностью и принцип правоспособности

Общая или специальная правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации и строго зависит от системы управления хозяйственными процессами. Принцип специального определяет, как правило, централизованную систему управления хозяйственной деятельностью.

Важно отметить, что при рыночном типе экономики, присущем немалому количеству стран мира, мощная регламентация правоспособности организации как исключительно специальной никаким образом не соответствует требованиям инновационного механизма хозяйствования. Именно по этой причине юридическое лицо может продвигать любой вид деятельности, который не входит в противоречие с его уставными задачами (целями). Кроме того, он не должен быть запрещен законом, что само собой разумеется.

Исключения

Существуют и конкретные виды деятельности (их перечень устанавливается законодательным образом), которыми могут заниматься ЮЛ при условии наличия у них специального разрешения, именуемого лицензией. Соответственно, можно сделать вывод о том, что правоспособность организации в любом случае наделена целевым характером, а предусмотренные в его уставе цели деятельности, как правило, бывают самыми разнообразными. К примеру, рядом с исключительно производственными могут стоять внешнеторговые или же научно-исследовательские цели деятельности.

Столь широкие возможности предоставляются товариществам и обществам хозяйственного типа, кооперативам, а также иным организациям, наделенным коммерческими характеристиками. Кроме того, собственник имущественных прав или же уполномоченное им лицо может разрешить осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности собственному учреждению, имеющему характеристики некоммерческого.

Иной аспект вопроса говорит о том, что непосредственно законодательные акты существенно ограничивают возможности ряда организаций в плане хозяйствования. Примером этому может служить предпринимательская деятельность определенных общественных объединений (политических партий).

Лицензирование деятельности организаций

Как отмечалось выше, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его регистрации или же после получения определенного разрешающего документа, именуемого лицензией. Он может быть представлен в соответствующий орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Данный вид документации говорит о том, что то или иное юридическое лицо полностью соответствует лицензионным требованиям для определенного характера деятельности, которые были установлены законодательным образом. Среди таких требований важнейшими являются следующие:

Органы и представители юридического лица

Как выяснилось выше, правоспособность юридического лица возникает в момент его формирования, которое приурочено к регистрации посредством государственных органов (пункт 3 статьи 49 и пункт 2 статьи 51 ГК). Но для полноценного участия в гражданском обороте любая организация должна быть наделена не только право-, но и дееспособностью. Таким образом, собственными действиями она вправе получать, формировать, осуществлять и, конечно же, исполнять необходимые права и обязанности.

Именно поэтому целесообразным будет введение такого термина, как орган юридического лица (отдельное лицо - орган единоличного характера, или же группа лиц - орган коллегиального характера), который представляет интересы той или иной организации по поводу отношений с иными субъектами, вовлеченными в хозяйственный процесс и имеющими определенные права. Важно отметить, что данный орган не обладает специальными полномочиями, то есть процесс происходит без доверенности.

По мнению многих исследователей, гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно. Авторы считают, что они появляются в момент официальной регистрации компании. Рассмотрим далее особенности дееспособности и правоспособности юридического лица.

Мировая практика

В цивилистике имеет место несколько теоретических подходов к рассматриваемому вопросу. К примеру, в Германии правоспособность и дееспособность юридических лиц во времени не совпадают. Первая возникает в момент предварительной регистрации компании. О дееспособности юридического лица в Германии говорят тогда, когда предприятие прошло официальную процедуру постановки на учет. Аналогичная ситуация складывается в Финляндии.

Ключевые элементы

Правоспособность и дееспособность юридических и физических лиц обладают рядом отличительных признаков. Они регламентированы законодательством. Дееспособность, в частности, включает в себя три главных элемента:

  1. Сделкоспособность. Она представляет собой возможность получать права и создавать обязанности посредством собственных действий.
  2. Деликтоспособность - способность отвечать за совершенные нарушения.
  3. Умение реализовывать собственные возможности и выполнять обязательства.

Правоспособность представляет собой способность гражданина являться обладателем прав.

Общая характеристика

Правоспособность и дееспособность граждан и их гражданские права находятся под защитой Конституции и ФЗ. Закон предусматривает определенные требования, при исполнении которых люди могут реализовывать свои возможности. Так, например, дееспособность физлиц наступает в момент совершеннолетия по общему правилу. Более раннее ее возникновение может быть обусловлено вступлением в брак до 18-ти лет. Правоспособность и дееспособность физических лиц может быть ограничена. И в том, и в другом случае это осуществляется по решению суда, а также в соответствии с положениями законодательства. Основания, по которым может ограничиваться правоспособность и дееспособность физических лиц, различны.

В первом случае это допускается, например, при совершении человеком преступления. В таких ситуациях он может лишиться свободы на конкретный срок, вплоть до пожизненного. Человек может быть признан ограниченно либо полностью недееспособным. По общему правилу, установлены возрастные пределы, достигнув которых человек приобретает большие возможности. Например, малолетние до 14-ти лет не могут совершать самостоятельно сделки. С 18-ти лет человек не только может заключать договора, но и несет полную ответственность за последствия их подписания. Правоспособность появляется с рождения. Человек наделяется определенными юридическими возможностями. Конституция гарантирует защиту свобод и прав граждан. По общему правилу, люди могут иметь собственность, наследовать ее, осуществлять предпринимательскую деятельность, учиться, работать. Дети имеют право на семью, воспитание, содержание и пр. Ограничение этих возможностей не допускается, кроме случаев, установленных в законе. Гражданская правоспособность и дееспособность людей, таким образом, возникает в разное время.

Организации: общие признаки

Отличительными чертами являются:

1. Ограниченные функции.

2. Госрегистрацию.

3. Правосубъектность юридических лиц. Понятие включает в себя наличие определенных полномочий, обязанностей и возможностей по их реализации.

4. Учредительные документы.

5. Внутреннюю структуру.

6. Бухгалтерскую документацию.

7. Органы управление.

8. Обособленное имущество.

9. Фирменное наименование.

Кроме этого, внутри организации осуществляется контроль над деятельностью. Компания также подчиняется надзорным органам.

Правосубъектность юридических лиц ("Государство и право")

Теоретические подходы к рассмотрению этого определения основываются на законодательстве. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают в одно время. В отечественном законодательстве установлено правило, состоящее в том, что осуществление коммерческой деятельности без проведения процедуры официальной регистрации не допускается. Правоспособность и дееспособность юридического лица - разные элементы, однако они имеют тесную взаимосвязь. Не зарегистрировавшись, организация в действительности не существует. Она не может приобретать какие-либо возможности и нести обязанности. В этой связи все сделки, заключенные без регистрации, считаются недействительными и не влекут соответствующих последствий.

Ограничения

Правоспособность и дееспособность юридического лица, по мнению ряда авторов, ограниченными быть не могут. Тем не менее законодательство устанавливает ряд исключений. Так, например, управляющие органы компании-должника обязаны получить письменное согласие от временного управляющего на совершение некоторых сделок на этапе наблюдения. К ним, в частности, относят:


Унитарные предприятия

Правоспособность и дееспособность юридического лица этой категории также имеют свои ограничения. Так, закон предписывает предприятиям иметь обособленное имущество. Унитарные предприятия не могут быть собственниками. Они владеют имуществом на праве хозяйственного ведения. В отличие от большинства других организаций, унитарные предприятия не могут совершать с материальными ценностями никаких сделок без согласия на них собственника. Заключенные договора с нарушением этого правила считаются ничтожными.

Казенные предприятия

Правоспособность и дееспособность юридического лица этого типа также ограничены. Такие предприятия не могут иметь имущество в собственности. Они владеют им на праве оперативного управления. Это, в свою очередь, отражается на объеме их возможностей. В частности, отчуждение имущества допускается только после получения на это согласия Правительства либо уполномоченной исполнительной структуры. Одобрение на совершение сделки предприятие может также получить у регионального госоргана. Что касается муниципальных организаций, то для совершения ими сделок необходимо согласие территориальных структур. Ограничения для заключения тех или иных договоров, максимальный объем или виды сделок могут предусматриваться уставом предприятия. Дееспособность организации в этом случае выражается в самостоятельной реализации продукции/услуги, произведенной ею. Возможность распоряжаться имуществом предприятие получает только согласно предмету и цели деятельности, в рамках, предусмотренных уставом.

Ликвидация предприятия

Законодательство содержит ряд положений, регламентирующих прекращение дееспособности юрлица. При этом порядок признания отличается от правил, установленных для людей. Прекращение дееспособности означает ликвидацию, банкротство компании. Вместе с этим сохраняются некоторые его возможности. В частности, речь идет о гражданских обязанностях и правах. Тем не менее реализовывать их организация не может. Так, предприятие может продолжать иметь в собственности имущество, но закон налагает определенные ограничения и не позволяет распоряжаться им. Прекращение правоспособности и дееспособности совпадает с моментом внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Возможности и обязанности

Организации, действующие на территории России, обладают широким спектром прав. Вместе с ними возникают и обязанности предприятий. В рамках правоспособности юрлицо может совершать сделки, осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Оно может самостоятельно либо с другими организациями формировать объединение. Юрлица могут становиться преемниками, но они не могут завещать имущество.

Наименование

Юрлицо вправе взять себе фирменное название. К наименованию законодательство предъявляет ряд требований. В частности, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму компании. Наименование некоммерческого, унитарного предприятия отражает характер деятельности. Фирменное название считается объектом особого права и подлежит регистрации.

Другие возможности

Юрлицо может обладать правом на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности. Организация может пользоваться средствами индивидуализации продукции либо услуг. К этим категориям, в числе прочего, относят право на название места производства, на знак обслуживания и пр. Возможности организации связаны с нематериальными ценностями. К ним относят права:

  • На защиту деловой репутации.

Юрлицо может обладать и прочими субъективными правами, если они не запрещаются законодательством. Так, компании обладают возможностью обеспечивать свою информационную защиту, ограничивать или запрещать доступ к сведениям, которые составляют коммерческую тайну.

Обособленное имущество

Организация вправе владеть материальными ценностями. Наличие обособленного имущества выступает в качестве существенного признака предприятия. Организация является субъектом финансовых, налоговых и прочих отношений. Большинство действующих предприятий выступают в качестве собственников. Они могут самостоятельно распоряжаться имуществом в порядке, установленном законодательством. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения. Для них существуют особые предписания.

  • 11. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.
  • 12. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.
  • 13. Понятие и признаки юридического лица.
  • Основные теории сущности юридического лица.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  • 16. Порядок и способы создания юридических лиц.
  • 17. Реорганизация юридических лиц.
  • 18. Прекращение деятельности юридического лица при его ликвидации.
  • Понятие банкротства и юридические последствия, связанные с признанием лица банкротом.
  • 19. Виды юридических лиц и их классификация.
  • 20. Некоммерческие организации как юридические лица.
  • 20.1. Потребительский кооператив.
  • 20.2. Некоммерческое товарищество.
  • 20.3. Некоммерческое партнёрство.
  • 20.4. Объединение юридических лиц.
  • 20.5. Объединение работодателей.
  • 20.6. Товарная биржа.
  • 20.7. Общественные объединения.
  • 20.8. Фонд.
  • 20.9. Автономная некоммерческая организация.
  • 21. Акционерное общество как участник гражданских правоотношений.
  • 22. Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью как участники гражданских правоотношений.
  • 23. Гражданско-правовое положение полного товарищества.
  • 24. Товарищество на вере.
  • 25. Производственные кооперативы.
  • 26. Унитарные государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.
  • 27. Учреждение.
  • 28. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
  • 29. Понятие и классификация объектов гражданских правоотношений.
  • 30. Классификация вещей как объектов гражданского права.
  • 31. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Виды ценных бумаг.
  • 32. Юридические факты в гражданском праве.
  • 33. Понятие и виды сделок.
  • 34. Условия действительности сделок и последствия их несоблюдения.
  • 35. Форма сделок. Юридические последствия совершения сделки с нарушением формы.
  • 36. Виды недействительных сделок. Правовые последствия недействительности сделок.
  • 38. Понятие и виды пределов осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
  • 39. Понятие и содержание субъективного права на защиту. Способы защиты гражданских прав.
  • Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от характера его нарушения.
  • 40. Понятие и виды представительства по гражданскому праву.
  • Глава 10 гк рф.
  • 41. Доверенность.
  • 42. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Порядок исчисления сроков.
  • Глава 11 гк рф.
  • 43. Понятие и виды сроков исковой давности. Последствия их истечения.
  • Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  • 44. Нематериальные блага.
  • Личные неимущественные права.
  • I. Профессор Егоров: 3 группы лнп:
  • 45. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
  • 46. Компенсация морального вреда.
  • 47. Вещные права, их виды и особенности.
  • 48. Понятие и содержание права собственности.
  • Глава 13 гк рф.
  • 48.1. Виды права собственности.
  • 49. Приобретение права собственности.
  • 49.1. Прекращение права собственности.
  • 49.2. Понятие и формы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 49.3. Право собственности и другие вещные права на земельные участки.
  • 50. Право публичной собственности.
  • 51. Право общей долевой собственности.
  • 52. Право общей совместной собственности граждан.
  • 53. Ограниченные вещные права.
  • 54. Вещно-правовые способы защиты права собственности.
  • 55. Понятие обязательственного права.
  • 56. Виды обязательств.
  • 56.1. Обязательства с множественностью лиц.
  • 56.2. Регрессные обязательства.
  • 57. Понятие, основные принципы и способы исполнения обязательств.
  • 58. Способы обеспечения исполнения обязательств.
  • 59. Неустойка, удержание, поручительство, задаток.
  • 1. Неустойка.
  • 2. Договорная.
  • 60. Удержание.
  • 61. Поручительство.
  • 62. Банковская гарантия.
  • 63. Залог.
  • 65. Обращение взыскания и реализация заложенного имущества.
  • 66. Понятие ответственности в гражданском праве.
  • Размер гражданско-правовой ответственности.
  • Основания и условия ответственности по гражданскому праву.
  • 67. Виды гражданско-правовой ответственности.
  • 68. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Случаи ответственности независимо от вины.
  • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. Случай и непреодолимая сила.
  • 69. Понятие гражданско-правового договора и его роль в условиях рыночной экономики.
  • 70. Виды договоров.
  • 71. Содержание гражданско-правового договора.
  • 72. Заключение договора.
  • 74. Изменение и расторжение договора.
  • 75. Прекращение обязательств.
  • 77. Движимое и недвижимое имущество как объект гражданского права, его правовой режим.
  • 78. Перемена лиц в обязательстве.
  • 79. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности:

      Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права любые гражданские права или обязанности для осуществления любых видов деятельности. Универсальной правоспособностью на сегодняшний день обладают хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

      Специальная (целевая) правоспособность. Допускает возможность обладания ЮЛ только теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах. Некоммерческие организации обладают именно целевой правоспособностью; среди коммерческих – унитарные предприятия.

    Правоспособность и дееспособность ЮЛ возникают одновременно, поэтому ГК РФ использует только первую категорию. ЮЛ приобретает права и несёт обязанности через свои органы, которые действуют в соответствии с законом, иными правовыми актам и учредительными документами.

    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получения лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом и иными НПА.

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено ЮЛ в суде.

    Правоспособность ЮЛ прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра ЮЛ.

    16. Порядок и способы создания юридических лиц.

    Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

    В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) – в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган – при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

    Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

    1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

    2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

    Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

    Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган. Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

      подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

      решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

      выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

      документ об уплате государственной пошлины.

    На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

    После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

    Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ.

    1. Необходимо установление принципа достоверности данных реестра (имеется в виду всесторонняя проверка данных при государственной регистрации) и необходимо­сти проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и ак­циями.

    2. В ГК требуется установить принцип публичной достовер­ности реестра , в соответствии с которым любое добросовестное лицо, пола­гавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных рее­стра фактическим обстоятельствам.

    3. Принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц может считаться реализованным только при своевременной ак­туализации юридическими лицами указанных данных . Из этого следует возложение на ЮЛ обязанности по возмещению убытков, понесенных контрагентами, полагавшимися на данные Реестра.

    4. Следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов , а также вносимых в них изменений.

    5. Необходимо установление должной системы информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы.

    6. Целесообразно закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.

    Ст. 51 ГК + ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и ИП» Требование обязательной государственной регистрации юр.лиц.

    В качестве учредителей юр.лица м. выступать их первоначальные участники (в хоз.обществах, товариществах, кооперативах и т.д.) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган, а также иныелица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учреждения, фонды).

    Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юр.лиц:

    Нормативно-явочный – составляются учредительные документы, предъявляются в регистрирующий орган, который обязан зарегистрировать создаваемую организацию.

    Разрешительный – необходимость получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юр.лица (коммерческие банки, монополии).

    Уведомительный.

    Распорядительный – по распоряжению гос.органа (гос.корпорации).

    Юр.лицо считается созданным с момента гос.регистрации (п.2ст.51). Коммерческие - в налоговыми органами, а некоммерческие – в органах юстиции. С этой же даты возникает и правоспособность юр.лица – способность заниматься определенными видами деятельности.

    У юр.лица 2 вида правоспособности:

    общая (универсальная) ограниченная (специальная)

    любые виды деят-ти, за только те виды деят-ти, кот.

    искл. запрещен. законом. в уставе.

    У коммерч., кроме ГУП, Неком.+ГУП, МУП.

    Дееспособность юр.лица – способность своими действиями осуществлять свои права и нести обязанности.

    Реализующий орган

    коллегиальный единоличный

    совет директ. Директор

    Правоспособность и дееспособность возникает одновременно в момент гос.регистрации.

    Государственная регистрация - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

    За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    Для регистрации необходимы следующие документы:

    заявление учредителей;

    решение о создании юр.лица;

    учредительные документы:

    Учредительный договор

    Положение об организации определенного типа.

    4) документ об уплате гос.пошлины.

    Правоспособность юридических лиц.

    Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у неё гражданской правоспособности, то есть способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

    К важнейшим имущественным правам юридических лиц относится право собственности, а также имущественные права и обязанности, возникающие из многочисленных гражданско-правовых договоров. Среди неимущественных прав следует назвать право на своё фирменное название, товарный знак.

    Правоспособность юридического лица возникает в момент создания, то есть с даты государственной регистрации, и прекращается в момент ликвидации, то есть с даты исключения из единого государственного реестра.

    Необходимо отметить три следующих особенности правоспособности юридических лиц в отличие от физических лиц:

    • 1. Для юридических лиц главным является правоспособность, в то время как для физического лица - дееспособность, которая наступает с определённого возраста.
    • 2. Правоспособность и дееспособность юридического лица приобретает одновременно, то есть с момента его государственной регистрации.
    • 3. Различают два вида правоспособности у юридических лиц: общую, то есть оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом; специальную, то есть прямо предусмотренную учредительными документами (п.1 ст.49 ГК).

    Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

    Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

    До принятия гражданского кодекса в 1995 году в законодательстве была закреплена только лишь специальная правоспособность, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений и предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на неё только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, закреплённым в её уставе. Сделки же совершённые юридическими лицами в противоречии с такими целями, считались недействительными.

    Новый ГК наделил коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (банки, страховые организации и др.), общей правоспособностью.

    Анализ ст.49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остаётся специальная правоспособность. Универсальная (общая) же правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

    Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправдано, но и необходимо.

    Объём правоспособности юридического лица определяется не только её общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Соответственно, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в неё срок, а прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом. Сделки, совершённые юридическим лицом до государственной регистрации или получения лицензии либо после ликвидации юридического лица или истечения срока действия лицензии, могут быть признаны недействительными (ст.173 ГК).

    Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельн6ости.

    Дееспособность юридических лиц.

    Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

    Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретённых прав и выполнению обязанностей.

    Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст.53 ГК именно через свои органы юридического лица приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

    Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.д.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причём они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

    Ст.174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленными учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

    Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

    Осуществление приобретённых органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключённых договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несёт ответственность (ст.402 ГК).

    Орган юридического лица -- лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

    Органы управления

    • - Общее собрание
    • - рабочие органы: Счётная комиссия
    • - Совет директоров
    • - рабочие органы: Комитеты совета директоров (напр., комитет по аудиту)
    • - Коллегиальный исполнительный орган
    • - Единоличный исполнительный орган
    • - рабочие органы: Консультативный совет и др.

    Органы контроля

    Задача

    Мебельные предприятия города решили в целях координации их предпринимательской деятельности создать союз мебельных предприятий. В учредительном договоре союза предусматривалось, что входящие в объединения предприятия теряют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица, которым выступает союз в целом.

    Соответствует ли данное условие законодательству?

    Исходя из условия задачи и на основании статьи 121. (Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)) пункта 3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Данное условие договора не соответствует законодательству.

    Статья посвящена исследованию процессуальной дееспособности и правоспособности. Рассмотрена их роль для юридических и физических лиц. Показан порядок признания гражданина недееспособным. Приведены выдержки из основных законодательных документов.

    Дееспособность физического лица

    Правоспособность и дееспособность физических лиц в гражданском праве определены как некие способности, возникающие не одновременно. Этим понятиям посвящены соответственно статьи 17 и 21 (подраздел 2, глава 3) Гражданский кодекс РФ.

    Процесс о признании правоспособности гражданина начинается с момента его рождения и продолжается до смерти. Дееспособным физическое лицо может быть признано с наступлением совершеннолетия или со вступлением в брак (для несовершеннолетних). Данные дефиниции неразрывно связаны с понятиями «субъекта гражданского процессуального права» и «участника гражданского судопроизводства». Помните, что в случае признания даже иностранного гражданина недееспособным, правоспособным он остается.

    Дееспособность юридического лица

    Признание организации дееспособной совпадает с возникновением ее правоспособности (подраздел 2, ст. 49 и 51 ГК). Юридическое лицо может быть ограничено в порядке, предусмотренном законом РФ. При этом предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке. Дееспособность организации прекращается с момента размещения в реестре юридических лиц информации, свидетельствующей о прекращении деятельности.

    Процедура установления недееспособности

    Гражданина можно признать недееспособным исключительно в судебном порядке. Ограничению дееспособности и признанию недееспособным физического лица посвящена глава 31 Гражданского процессуального кодекса (ст. 281-286). Следует помнить, что недееспособность может быть таких видов:

    • полной, при которой физическое лицо не контролирует свои поступки вследствие психического расстройства;
    • возрастной, связанной с невозможностью контролировать свои действия в преклонном возрасте;
    • частичной, когда человек физически способен совершать осознанные действия, но отказывается их делать (волевой аспект выполнения обязанностей).

    Справка о недееспособности может быть выдана после независимой медицинской экспертизы. При этом необходимо наличие подтверждений медицинских и юридических критериев. Направление на нее может быть принудительным, если установлены факты уклонения гражданина (ст. 283 ГПК).

    Госпошлина на признание недееспособности

    За иск об объявлении гражданина недееспособным необходимо уплатить госпошлину. Ее размер регулируется ст. 333.19 НК РФ. В пункте 8, касающегося дел особого производства, указана сумма 300 рублей. Следует понимать, что уплата государственной пошлины не гарантирует признание физического лица недееспособным. ГПК подразумевает презумпцию дееспособности пока не вынесено соответствующее судебное решение.

    Недееспособность в связи с психическим заболеванием

    Для признания гражданина недееспособным по причине психической болезни нужно подать судебное заявление. Право на его подачу одновременно имеют:

    • близкие родственники;
    • медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь;
    • опекунские учреждения и органы попечительства.

    К заявлению необходимо приложить подтверждающие наличие психического расстройства справки. Если человек не проходил медицинское обследование у психиатра, рекомендуем позаботиться об этом. Рассматривают заявления районные суды по месту прописки или местонахождения гражданина. Дело рассматривается в суде с участием заявителя, гражданина, прокурора, опекунской/попечительской организации. Если доказана опасность для участников, заседание может быть проведено в учреждении социального обслуживания.

    Признание недееспособности пожилого человека

    Советуем вам знать, как оформить недееспособность пожилого человека. Ведь известны случаи потери такими гражданами имущества и денежных средств вследствие мошеннических действий сторонних людей. Также как и в случае с недееспособностью в связи с психическим заболеванием родственникам или уполномоченным организация необходимо обратиться в суд для утверждения опекунства или попечительства (ограниченная дееспособность). Список необходимых в суд документов приведен ниже.

    Документы — образец заявления о признании недееспособности человека

    Для признания в судебном порядке лица недееспособным заявителю необходимо предоставить:

    • заявление;
    • удостоверяющие личность документы (о штрафе при утере паспорта читайте ) ;
    • медицинские подтверждения наличия психических расстройств;
    • другие справки, подтверждающие невозможности гражданина самостоятельно себя обслуживать и принимать решения;
    • квитанцию об уплате госпошлины.

    Форму заявления и образец его заполнения можете найти В случае выздоровления человека, признанного недееспособным, после прохождения реабилитационного лечения, можно обратиться суд для восстановления его как дееспособного.