Статья 2 семейного кодекса российской федерации

1. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

2. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 настоящего Кодекса, в том порядке, в каком они производились;

2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

4) другие существенные для данного дела обстоятельства.

6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Новая редакция Ст. 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание . При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Комментарий к Статье 28.1 КоАП РФ

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Комментируемая статья раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

Если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

Достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Частью 4 комментируемой статьи определены действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

Составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП;

Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

Оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется;

Составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (с 1 января 2008 г.);

Вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 (с 1 июля 2008 г.).

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 статьи, связаны с нововведениями, установленными п. 2 и 3 ч. 1 статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

Другой комментарий к Ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности).

2. Назначение данной стадии обусловлено общими задачами производства по делам об административных правонарушениях. На этой стадии создаются предпосылки для своевременного, всестороннего, полного, объективного, выяснения обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством по делам об административных правонарушениях.

3. Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. На данном этапе разрешается целый ряд вопросов: является ли сообщение об административном правонарушении поводом к возбуждению дела; содержатся ли в источнике информации сведения о событии административного правонарушения, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; уточняется, по какой статье квалифицируется данное административное правонарушение, возникает ли необходимость административного расследования, подлежат ли материалы дела передаче по подведомственности или подсудности, и др.

4. Комментируемая статья впервые устанавливает процессуальные основания возбуждения дела об административном правонарушении. Их следует отличать от материального основания. Если материальным основанием является наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения, то в качестве процессуальных оснований выступают поводы возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Как вытекает из смысла данной статьи, под поводами следует понимать все источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении обязывающую их принять решение приступить к производству по делу об административном правонарушении.

К таким источникам относятся: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений. К ним относятся: дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением законодательства об охране труда (ч.2 ст.5.27), фиктивным и преднамеренным банкротством (ст.14.12), неправомерными действиями при банкротстве (ст.14.13), ненадлежащим управлением юридическим лицом (ст.14.21), совершением сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22), осуществлением дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст.14.23). Поводами к возбуждению перечисленных дел являются поводы, указанные в п.1 и 2 ст.28.1, сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

6. В комментируемой статье указаны наиболее характерные источники получения информации об административном правонарушении. При этом особое значение отводится информации, полученной при непосредственном обнаружении уполномоченными на то должностными лицами. Непосредственное обнаружение факта нарушения является информацией, полученной по существу из первых рук. Как правило, ее получение связано с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, по результатам которой уполномоченными должностными лицами составляется акт, протокол, рапорт, отчет, что позволяет получить более объективную и обоснованную информацию, исключающую фактические неточности. Примером могут служить камеральные и выездные налоговые проверки, по результатам которых составляется акт налоговой проверки, где отражаются все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным правонарушениям, в том числе сведения о непредставленных в налоговый орган декларациях, правильность и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете, источники производственных затрат и т.д.

7. Обращения, заявления граждан являются весьма распространенным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Заявления граждан могут быть как письменными, так и устными. Не являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении анонимные письма и заявления. Вместе с тем информация, содержащаяся в таком заявлении, может быть проверена. При выявлении административного правонарушения поводом к возбуждению дела в таком случае будет не заявление, а непосредственное обнаружение противоправного деяния должностным лицом. Сообщения, заметки, статьи могут стать поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, если они опубликованы в средствах массовой информации, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Сообщения коммерческих и некоммерческих организаций должны быть оформлены выпиской из протокола общего собрания в соответствии с уставом.

8. По общему правилу, предусмотренному данной статьей, все материалы, сообщения и заявления, полученные из различных источников, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы. Прямое указание в законе случаев, когда должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3), исключает возможность возбуждения дела об административном правонарушении не уполномоченным на то лицом.

9. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий: 1) если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей; 2) достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

10. В момент возбуждения дела об административном правонарушении не обязательно иметь исчерпывающие сведения о признаках административного правонарушения. Однако особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить административное правонарушение от преступления, гражданско-правовых деликтов и дисциплинарных правонарушений. Решающее значение при этом имеет степень общественной опасности нарушений, которая выражается в наличии либо отсутствии тяжких последствий, размере реально причиненного ущерба, способе и месте совершения. Как правило, критерии разграничения административного правонарушения и уголовного преступления указаны в законодательстве. Например, умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя (преднамеренное банкротство) в соответствии со ст.14.12, признается административным правонарушением, а совершение тех же действий, но с причинением крупного ущерба либо иных тяжких последствий является преступлением (ст.196 УК).

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеют значение при установлении степени общественной опасности объект, последствия административного правонарушения, способ его совершения.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, нельзя не учитывать, что по ряду составов субъектом административного правонарушения выступает юридическое лицо.

Таким образом, квалификация административного правонарушения является одним из существенных вопросов при возбуждении дела об административном правонарушении.

11. Необходимым элементом возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки административного правонарушения. Правильное определение круга обстоятельств, подлежащих установлению в стадии возбуждения дела об административном правонарушении, и пределов их исследования имеет значение для законного и обоснованного решения по делу. Как сужение границ исследования в стадии возбуждения дела и административного расследования, так и его чрезмерное расширение может привести к вынесению необоснованного решения.

12. Совокупность фактических данных, свидетельствующих о признаках административного правонарушения, позволяет судить о достаточности оснований к возбуждению дела об административном правонарушении.

В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всех первичных материалов.

Для того чтобы признать имеющиеся данные достаточными, может потребоваться административное расследование. Оно дает возможность получить дополнительные сведения и материалы, требующиеся для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

13. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера административного правонарушения и условий его совершения. Так, дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.2); 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (см. комментарий к ст.28.5); 4) оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется (см. комментарий) к ч.1 ст.28.6.

14. Перечисленные условия, с которыми связано возбуждение производства по делу об административном правонарушении, находят закрепление в таком систематизированном виде впервые (хотя ранее и были знакомы КоАП РФ РСФСР и другим законам, предусматривающим административную ответственность, например, ТК РФ, НК РФ и не вызывают определенных трудностей в их применении). Однако принципиально новое положение, согласно которому дело считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, может быть использовано в значении данной статьи с большой долей условности: правовая природа мер обеспечения производства заключается в том, что они создают условия для своевременного и правильного рассмотрения дела. Одной из целей, например, административного задержания является составление протокола об административном правонарушении, если невозможно его составление на месте совершения (в соответствии со ст.28.5 он должен составляться немедленно). Поэтому в протоколе об административном правонарушении и будет фиксироваться причина административного задержания. При этом может быть составлен и отдельно протокол об административном задержании. Аналогичная ситуация складывается в случае, когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначается административное расследование.

  • Глава 28 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Вверх

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к Ст. 2 СК РФ

В комментируемой статье определяется предмет правового регулирования семейного законодательства. Его образует система семейных отношений. Понятно, что характеристика такого рода социальных связей вряд ли возможна без определения ключевого понятия — что есть семья. Около 100 лет назад В.И. Синайский указывал: «К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определенности и ясности» . С тех пор в этом вопросе мало что изменилось. По-прежнему нет официального определения семьи (да и нужно ли оно?). В различных отраслях законодательства (гражданском, жилищном, трудовом и т.д.) в понятие «семья» вкладывается разное содержание. Как и прежде, продолжаются споры в юридической науке.

———————————

Синайский В.И. Указ. соч. С. 483.

Обзор мнений см.: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 2 — 6.

Как представляется, с точки зрения юридической понятие «семья» не имеет и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Иное дело — определение круга членов семьи. Закон, отталкиваясь от обыденного понимания семьи, преследуя определенные цели, указывает, кого следует относить к числу членов семьи. При этом нельзя отрицать наличия изрядной доли субъективизма. Так, в силу ч. 2 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. к членам семьи нанимателя относились супруг нанимателя, их дети и родители (при условии совместного проживания с нанимателем). Некоторые иные категории граждан могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство. В ныне действующем (с 1 марта 2005 г.) Жилищном кодексе Российской Федерации (далее — ЖК РФ, ЖК) очерчен более узкий круг граждан, считающихся членами семьи нанимателя. В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители этого нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Конечно, при разработке закона нет и не может быть ничем не ограниченного произвола (потому и сказано, что закон отталкивается от обыденного понимания семьи). Но меняется наше представление о семье, меняется и закон. При этом имеет место усмотрение законодателя.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих. В комментируемой статье к членам семьи отнесены: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Одновременно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регулирует также отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

———————————

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 406.

Понятие семьи осознается, скорее, инстинктивно. Закон, с одной стороны, отражает это понятие, а с другой — регулирует отдельные участки социальных связей, примыкающих к собственно семейным отношениям, а иногда в реальной жизни являющихся ими. Будучи урегулированными нормами семейного права, все эти социальные связи условно именуются семейными отношениями.

Семья есть явление социальное. Она «представляет собой сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей. Далеко не во всех своих элементах они приемлют правовое регулирование» . Поэтому, думается, следует признать, что закон, не давая определения семьи, не стремясь урегулировать «все и вся», касающееся семьи, определяет права и обязанности членов семьи (и некоторых иных лиц). На большее право не способно.

———————————

Если верить Г.Ф. Шершеневичу, семья — «основная ячейка государственного организма» (см.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407). По Г.В. Плеханову, семья представляет собой естественную ячейку общества (см.: Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 146).

Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 5 (автор главы — В.Ф. Яковлев).

Очень важно отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, возникают на основе брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание.

Семейное законодательство регулирует имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи и — в предусмотренных законом случаях — между иными лицами.

Наиболее важные положения о регулировании имущественных отношений (в том числе входящих в предмет семейного права) сосредоточены в ГК РФ. Они получили развитие в СК РФ (см., в частности, ст. ст. 33 — 44 СК и соответствующий комментарий).

Среди неимущественных отношений, входящих в предмет семейного законодательства, следует выделить отношения организационные (см., например, ст. 122 СК) и личные неимущественные (см., например, ст. ст. 31, 32, 58 СК и др.).

Отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются физические лица. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, «адресованных» иным лицам (например, органам опеки и попечительства). Семейные отношения являются длящимися, носят личный характер.

Официальный текст :

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные не имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий юриста :

Круг отношений, регулируемых семейным законодательством, по своей сути есть предмет регулирования семейных отношений. Причем таких, которые подвластны закону, в частности Семейному Кодексу. Отличительной чертой предмета семейно-правового регулирования является принадлежность к семье. Однако Семейный Кодекс не раскрывает ее признаков. Несомненно одно: семья - это прежде всего коллектив, участники которого связаны разнообразными узами как нравственного, так и материального порядка.

Но для семейного права важно понимание семьи как такого коллектива, чьи члены связаны правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. Эти права и обязанности могут быть личными и имущественными. К первым относятся права и обязанности, адресованные прежде всего родителям как воспитателям. В их перечень входят и различные требования к претендентам на роль усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя. Особенности личных прав, предусмотренных семейным законодательством, заключаются в том, что:

Эти права непосредственно связаны с личностью их обладателя. Поэтому, например, не допускается заочная регистрация брака;

От них нельзя отказаться. Утрата таких личных прав (и обязанностей) может быть лишь результатом, в частности лишения родительских прав, усыновления ребенка;

Они не имеют материального эквивалента, т.е. не подлежат денежной оценке.

При распоряжении личными правами преобладает принцип диспозитивности. Поэтому Семейный Кодекс предоставляет довольно широкий выбор способов их реализации, включая различного рода соглашения. Например, по вопросу о том, с кем из родителей после расторжения их брака будет находиться ребенок.

В количественном отношении в Семейном Кодексе преобладают права (и обязанности) имущественные, что объясняется ограниченными возможностями семейного законодательства, поскольку оно не везде и не всегда может регулировать личные отношения членов семьи.
Права же материального свойства отличают следующие признаки:

Реальная возможность отчуждения, так как их можно беспрепятственно передать другому лицу;

Как правило, они имеют денежную оценку.

Семейный Кодекс имеет в своем резерве множество способов регулирования имущественных отношений, например, супругов; детально регламентирует права и обязанности, связанные с выполнением алиментных обязательств. Расширение принципа диспозитивности распространяется и на реализацию имущественных прав (и обязанностей). Допустимо, в частности, заключение брачного договора, соглашения об уплате алиментов. Таким образом, преобладание в Семейном Кодексе прав (обязанностей) имущественного характера предопределяется не более как их способностью подчиняться закону.

Еще один немаловажный признак семьи - совместное проживание ее членов. Желание жить вместе, одним домом объясняет стремление образовать семью путем, например, заключения брака. Отсутствие такого желания обычно говорит о фиктивности заключенного брака. Проживая вместе, супруги приобретают совместное имущество, воспитывают своих детей, выполняют зафиксированные в Семейном Кодексе родительские обязанности. Любой ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями. Лишение родительских прав, прекращающее правовую связь родителя и ребенка, порождает необходимость их раздельного проживания.

Словом, совместное проживание является непременным признаком семьи. Исключение составляют случаи, когда члены семьи почему-либо (по характеру работы, из-за пребывания в длительной командировке и тому подобных обстоятельств) постоянно не общаются. Однако следует иметь в виду, что речь идет не просто о лицах, проживающих одним домом, а лишь о тех, кто связан правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. В их числе права и обязанности как личного, так и имущественного характера. Это общее правило, имеющее исключения. Так, алиментные обязательства могут возникать и между теми, кто вместе не проживает (дедушка, бабушка и их внуки, совершеннолетние и несовершеннолетние братья, сестры и др.).

Но связывающие их при определенных условиях алиментные обязательства непременно должны быть предусмотрены семейным законодательством. Прекращение совместного проживания, допустим, супругов, - чаще всего явный симптом разрушения семьи. Таким образом, семья с точки зрения семейного права есть общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. Статья 2 Семейного Кодекса дает их перечень: супруги, родители, дети, в том числе усыновители и усыновленные, другие родственники и иные лица, которых семейное законодательство по тем или иным причинам причисляет к членам семьи.

Следовательно, фактические супруги, а также гомосексуалы, лесбиянки не образуют семьи в семейно-правовом смысле, ибо правовая связь между ними отсутствует. То же самое можно сказать о семейном коллективе, состоящем, например, из тети и племянницы, первую нельзя считать фактическим воспитателем; бабушки и несовершеннолетних внуков, когда их не связывают алиментные обязательства. Семейный Кодекс не ограничивается перечнем членов семьи. Поскольку она представляет собою общность, состоящую из двух и более человек, между ними естественно складываются определенные отношения. Одни из них находятся во власти нравственных начал, другие регулируются с помощью правовых норм.

Сюда входят отношения, связанные:

С условиями и порядком вступления в брак, прекращением брака и признанием его недействительным;

Регулированием личных не имущественных отношений между членами семьи, разумеется тех, которые можно подчинить закону;

Регулированием имущественных отношений, за исключением тех, которые входят в сферу регулирования гражданского законодательства;

Определением формы и порядка устройства в семью детей, лишившихся родительского попечения.

Данный перечень относится к числу исчерпывающих, поэтому дополнять, расширять его нельзя. Если, допустим, в семье возникают проблемы наследования, их разрешают с помощью Гражданского, а не Семейного кодекса. Сложнее обстоит дело, когда суду, например, приходится применять меры защиты интересов несовершеннолетних детей, которые прямо не вписываются в предмет семейно-правового регулирования. В таких случаях на практике все-таки руководствуются статьей 2 Семейного Кодекса, что объясняет высказанные в юридической литературе предложения о некотором расширении круга отношений, регулируемых семейным законодательством.

Семейные правоотношения возникают на основе юридических фактов, точнее фактов, имеющих юридическое значение. К ним относятся предусмотренные в законе обстоятельства, которые служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие производно от каких-либо обстоятельств и может быть кратковременным (например, рождение ребенка) или длящимся (беременность, нуждаемость и т.п.). Действие как вид юридических фактов может порождать определенные правовые последствия, предусмотренные семейным законодательством. В их числе, в частности, совместное заявление об установлении отцовства, подача заявления о взыскании алиментов, установлении опеки (попечительства).

Основанием возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений может быть не один юридический факт, а их совокупность. Так, основанием возникновения родительских прав и обязанностей будут: во-первых, происхождение ребенка; во-вторых, его удостоверение в установленном законом порядке. Каждый из названных фактов сам по себе правового значения не имеет - необходима их совокупность. Особое место среди юридических фактов, порождающих семейные правоотношения, занимает так называемое супружество и родство. Если супруги, т.е. лица, состоящие в браке, оформленном в установленном законом порядке, кровными узами не связаны, то иначе обстоит дело с родственниками. Они происходят один от другого или имеют общего предка (мать - сын, дед - внук и т.д.).

Родство может быть прямым и боковым, нисходящим и восходящим, полнородным и не полнородным. Родство различают также по степени своей близости (близкие и дальние родственники). Для правового регулирования семейных отношений, как правило, имеет значение близкая степень родства. От родства отличают свойство, которое является побочным следствием брака. Семейным правом отношения свойства как таковые не регулируются. Таким образом, пространство, на которое распространяется действие семейного законодательства можно считать замкнутым. Но в его рамках находятся понятия, представления, которые обеспечивают четкость регулирования семейных правоотношений.

СТ 2 СК РФ

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к Ст. 2 Семейного кодекса РФ

1. Предмет семейного права определяет круг общественных отношений, которые регулируются нормами семейного законодательства. В упрощенном виде предмет - то, что регулируется данной отраслью.

Предмет семейно-правового регулирования - это особая область общественных отношений, складывающихся на основе брака, родства, усыновления, а также в результате возникновения предусмотренных семейным законодательством социальных связей, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан, лишенных в силу жизненных обстоятельств семейной поддержки (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья).

Семейные отношения - особые общественные связи, которые существенно отличаются от иных личных неимущественных и имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Семейные отношения образуют особый самостоятельный предмет правового регулирования.

О.А.Красавчиков

2. Регулируемые семейным правом отношения (предмет) традиционно подразделяются:

а) на личные неимущественные отношения (отношения по поводу заключения и расторжения брака, выбора фамилии, воспитания детей и др.);

б) имущественные отношения (отношения между супругами по поводу общего и раздельного имущества, алиментные обязательства и др.).

Семейно-правовое регулирование личных неимущественных отношений ограничивается установлением условий и порядка юридического оформления данных отношений и определением самых общих социально значимых характеристик должного поведения участников данных отношений. Семейное законодательство РФ максимально освобождает граждан от какого-либо вмешательства в глубоко личные, интимные стороны брачно-семейных отношений.

3. Все отношения (и личные, и имущественные), составляющие предмет семейного права, называют отношениями семейными, отношениями в семье. Понятие "семья" является базисным в семейном праве, часто встречается в СК РФ, используется и в других отраслях российского законодательства. Однако определение данного понятия законодательно не закреплено.

В теории семейного права наиболее признанным является определение: семья - это круг лиц, объединенных взаимными личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства и принятия детей на воспитание в предусмотренных законом формах (опека, попечительство, усыновление, приемная семья и т.д.). Иные определения семьи в той или иной степени оперируют одними понятиями.

"Общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством".

А.М.Нечаева

"Определенная совокупность (общность, группа) людей, по общему правилу родственников, основанная на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующая естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода".

П.И.Седугин

4. В Российской Федерации семья не является субъектом семейного права. Субъектами семейного права являются только члены семьи. В семейном праве РФ к членам семьи относятся только граждане, прямо перечисленные в Семейном кодексе, - супруги, родители, дети, родные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки, приемные родители, фактические воспитатели и фактические воспитанники.

Судебная практика.

В соответствии с нормами семейного и жилищного законодательства братья могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Согласно права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Установлено, что П. - родные братья, проживают совместно и ведут общее хозяйство, и в силу этого признаются членами семьи (Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 1998 г.).

5. За пределами семейного права законодатель определяет семью иначе и причисляет к членам семьи и субъектов на иных основаниях, нежели это определено в Семейном кодексе.

Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации": "Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство".

ЖК РФ к членам семьи могут быть отнесены граждане, вселенные нанимателем или собственником жилья в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство (это могут быть, например, бывший супруг или дальние родственники).

Рассматриваемое понятие семьи - это как раз тот случай, когда законодатель, отказываясь от определения этого понятия, проявляет известную дальновидность и взвешенность. Поскольку суть этого многогранного и глубокого по сути неправового явления только обеднеет даже от законодательного определения.

Судебная практика.

Выявление в процессе абстрактного толкования нормативного содержания понятия "семья", наполняемого, в зависимости от целей правового регулирования, различным юридическим содержанием, потребовало бы согласования федеральных законов в части, содержащей разные основания для установления круга лиц, составляющих семью. Что, поскольку это требует создания новой нормы, является исключительной компетенцией законодателя (Определение КС РФ от 05.07.2001 N 135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия "семья", содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации").

6. Семейные отношения, урегулированные семейным законодательством в соответствии с современной отечественной теорией права, являются семейными правоотношениями. В литературе выделяются следующие основные признаки семейных правоотношений:

а) субъектами выступают только граждане;

б) по общему правилу носят длящийся характер;

в) являются лично-доверительными.

7. Не может не обратить внимание значительное число процессуальных правил, предусмотренных Семейным кодексом. Судопроизводство не входит в предмет семейного регулирования. Присутствие же в Кодексе процедурных норм опять-таки связано с семьей и семейными отношениями - предметом семейного права. Специфика семейных отношений требует специальных правил разрешения семейных споров. Гражданское процессуальное законодательство, преимущественно настроенное на рассмотрение имущественных и административных споров, по сути, дополняется специальными процедурами, размещенными в материально-правовом Семейном кодексе.

Семейное право, как известно, относится к числу материальных. Соответственно Семейный кодекс Российской Федерации... считается преимущественно материально-правовым нормативным актом. Однако традиционно в Семейный кодекс включены и разнообразные процессуальные правила разбирательства семейных дел, причем по сравнению с прежним семейным законодательством их объем увеличился.

Процессуальные нормы в Семейном кодексе, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.

Н.М.Кострова

8. Семейное право, как и любая иная отрасль, определяется таковой не только предметом, но и методом семейно-правового регулирования. Метод семейного права - совокупность юридических способов и средств регулирования семейных отношений, другими словами - как регулируются отношения брака и семьи.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный.

В.Ф.Яковлев

Информация.

По переписи 2013 г. все население России - 143,3 млн. человек, в том числе: мужчины (16 - 59 лет) - 44,8 млн.; женщины (16 - 54 года) - 44,1 млн. Состоят в браке 67,9 млн. человек, из них: мужчины - 33,9 млн., женщины - 34 млн. Из населения в возрасте 16 лет и более никогда не состояли в браке: мужчины - 13,6 млн.; женщины - 11,3 млн.