Социальная безопасность. Большая энциклопедия нефти и газа

Безопасность общества.

Под безопасностью понимается отсутствие опасности (или защита от нее).
Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне.
В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.
Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей.
Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. Всеобщая безопасность вплоть до настоящего времени еще в значительной мере основывается на принципах «сдерживания путем устрашения» противостояния ядерных держав. Подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в ядерной войне.
Террористическая атака на США 11 Сентября 2001 года повлекла за собой изменение в представлениях об обеспечении национальной безопасности. Многолетние усилия в строительстве общей системы безопасности подверглись сомнению. Государства впервые столкнулись с угрозой «из ниоткуда» со стороны «никого». Благоприятные условия для развития опасностей, что создала информационная эпоха и сопутствующая ей глобализация, привела к укрупнению бывших ранее локальными вызовов. Незащищённость государств против вызовов терроризма выявила и другие многочисленные изъяны и слабости не только международной системы, но и современного государства. Рост теневых рынков и свободное передвижение товаров, финансов и людей стали наносить всё больший урон не только мировой системе, но и национальным государствам. Реакция экономически отсталых стран на преимущества, приносимые демократией и рыночными отношениями, выразилась в религиозном экстремизме и стремлением обрести оружия массового поражения. Появление высоких технологий обусловили появление новых видов преступлений, а неоднозначное восприятие угроз исходящих от них препятствуют выработке адекватных мер по их предупреждению. Наряду с этим, возникшие после развала советской системы этнические конфликты и неподконтрольные антидемократические режимы угрожают концепции всеобщей безопасности, а также бросают вызов ценностям демократии. Резкий рост численности населения и связанные с этим проблемы, такие как, миграция, эпидемии, мировой рост уровня бедности, ложатся весьма ощутимым бременем на развитые страны, что тормозит развитие человечества и создаёт дополнительный угрозы безопасности. Чрезмерная свобода распространения информации содействуют дестабилизации региональных и общественных связей, что приводит к внутреннему общественному конфликту и дестабилизации государства. Всё возрастающий уровень добровольного вовлечения молодого населения к употреблению наркотических средств и занятию проституцией, а также скрытая пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации угрожает генофонду человечества и отдельной нации. Загрязнение окружающей среды отходами техногенного происхождения такие, как радиация и химические выбросы, а также негативное воздействие на природу и планету в целом, создаёт опасность не только мутации человеческого вида, но и глобальной катастрофы, которая может уничтожить всё человечество. Проблема нехватки ресурсов, сырья и продовольствия рисует крайне мрачную перспективу для человечества. Каждая из угроз
* Одним из определений термина безопасность личности может быть - состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это состояние защищённости необходимо определять набором внешних и внутренних факторов. В соответствии с логикой данной работы целесообразно будет рассматривать следующую классификацию факторов влияющих на состояние безопасности личности:

Внутренние факторы:

1. внутренние факторы психического состояния

2. наследственные, генетические особенности

Внешние факторы:

1. факторы межличностного общения

2. факторы взаимодействия с обществом

3. факторы взаимодействия с государством

4. факторы окружающей природы

5. фактор влияния общего, глобального состояния человечества

Любая политика как внешняя, так и внутренняя должна строиться на основе национальных интересов. Важной задачей поддержания стабильности международной системы является не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов. Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономические, политические, культурные, военные и другие. Баланс интересов основывается на балансе сил. Это положение отметил ещё Моргентау. Он сформулировал понятие «национальную мощь» и определил её структуру следующим образом:
- Географическое положение страны.
- Природные ресурсы.
- Промышленный потенциал.
- Военная подготовленность (уровень военной техники,
военного руководства, количества и качествовооружённых
сил).
- Численность населения.
- Национальный характер (отношение к воине).
- Национальная мораль (отношение к национальной политике).
- Качество дипломатии.

Безопасность общества и личности

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.


Под безопасностью общества следует понимать способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности


Объектом безопасности общества является общественная жизнь страны. Субъектами - органы власти, а также общественные организации (институты, фонды, центры и т.д.).


Критерием обеспеченности безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов.


Безопасности общества могут угрожать следующие опасности: пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; поддержка властью только приспособленческих общественных сил, подавление, унижение, уничтожение оппозиции, политика дробления общества на мелкие части; запрещения и ограничения собраний, шествий, митингов, демонстраций; гонения на демократические и народные партии, организации, СМИ, противоречия между интересами (потребностями) социальных групп, стремление одних осуществить свои интересы за счёт других, подчинить себе другие группы, получить преимущества и привилегии.


Общество - совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений. Человек, как известно, находится на высшей ступени развития живых организмов на Земле и является субъектом общественно-исторической деятельности. Таким образом, понятие «безопасность общества» оказывается тесно связанным с другим термином - «безопасность личности (человека)».


В определении В.И. Ярочкина (2000) безопасность личности - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Т.е. оно совпадает с определением понятия «здоровье».


Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов, связанных с самим человеком, относятся наследственность и образ жизни человека.


Внешние факторы являются средовыми. Это воздействия естественной (природной) среды, антропогенной (созданной человеком) среды, техносферы, производственной деятельности, а также факторы социального характера.


Объектом обеспечения безопасности личности является человек, а субъекты многочисленны: государство, его институты, организации, чиновники; общество, социальные группы, производственные и территориальные корпорации; семья и другие личности. Следует помнить, что и сам человек является субъектом обеспечения своей безопасности.


Критериями обеспечения безопасности личности на государственном уровне является высокая продолжительность жизни граждан, низкий уровень социальной напряженности в обществе. Если же говорить о показателях безопасности конкретного человека, то в качестве таковых можно назвать отсутствие хронических соматических и психических заболеваний, а также субъективную удовлетворенность человека своим уровнем жизни, работой, обстановкой в семье и обществе.


Перечень угроз безопасности человека (личности) включает:

  1. лишение жизни, здоровья, дееспособности;
  2. насильственное разрушение сложившегося и навязывание чуждого мировоззрения;
  3. манипулирование сознанием и поведением;
  4. нравственное развращение и физическое растление;
  5. ограничение или лишение международно признанных прав и свобод;
  6. насильственное подчинение преступным группировкам,
  7. использование человека как средства обогащения другого;
  8. формирование покорности любым порядкам;
  9. опасности, свойственные другим направлениям безопасности (политические, экономические, экологические и др.);
  10. отсутствие государственного и международного контроля за разработкой и использованием энергоинформационного оружия и психотропных средств;
  11. отсутствие законодательства по защите от несанкционированного энергоинформационного воздействия на мозг человека.

Анализ перечисленных угроз показывает, что на безопасность личности оказывает влияние не только возможность причинения физического вреда организму человека, но и широкий спектр различных воздействий именно на его личность.


В этой связи выделяют несколько типов угроз Энергоинформационные опасности - это воздействия на мозг человека какими-либо физическими полями, методами или средствами, например, электромагнитными, магнитными или акустическими. Психологические факторы связаны с применением различных методов воздействия на сознание и подсознание (нейролингвистическое программирование, гипноз, зомбирование). Информационно-психологические угрозы основаны на использовании определенной информации, ее структурирования, средств и способов ее подачи для обеспечения некритического восприятия в качестве регулятора поведения.


Психотропные средства - это фармакологические препараты, наркотические вещества, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни бодрствования, активности или пассивности, характеристики психического здоровья. К числу опасностей психотронного типа относятся технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и вызывающие сбои в психической деятельности человека.


Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация - нужно жертвовать либо безопасностью общества, либо жизнью (здоровьем) человека. Т.е. в ряде случаев необходимость обеспечения общества и государства становится угрозой безопасности конкретных людей.


Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и - немаловажно - их потомкам.


В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения понятиям «опасность» и «угроза». В чем разница между ними?
2. Приведите классификацию видов ущерба, охарактеризуйте каждый из них.

Cтраница 1


Защита общества, граждан и окружающей природы от опасной продукции является одной из важнейших задач государства. Именно для решения этой задачи устанавливаются требования к безопасности продукции и услуг и вводятся регулирующие меры на пути движения товара от изготовителя к потребителю.  

Государство есть система защиты общества от насилия, и поэтому государство терпится людьми. Другое дело, что властью в государстве можно злоупотреблять во вред обществу.  

В системе разделения труда страхование выполняет функцию защиты общества от стихийных бедствий.  

Более того, православного мировоззрения, к сожалению, будет совершенно недостаточно для защиты общества и веры от постоянных и агрессивных внешних угроз.  

Своевременная подготовка претензий и исков в суды общей юрисдикции и арбитражный суд в интересах защиты Общества.  

Теория регулирования в интересах общества (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления естественными монополиями своей властью.  

ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления властью, какой обладают естественные монополии.  

Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений.  

В целом ограничения на свободу печати в целях борьбы с возможными злоупотреблениями идут во французском законодательстве по трем основным направлениям: защита частных лиц от клеветы, диффамации и оскорблений: защита общества от распротранения непристойностей (хотя в последующие годы в этой области допущена значительная либерализация, в частности, разрешена исключительно для взрослых-порнография в виде печатных изданий), защита государства от распространения публикаций и устных заявлений, способных поставить под угрозу внутренний порядок и внешнеполитические интересы страны.  

Настоящий Регламент разработан в целях систематизации основ нормативного регулирования процессов управления, определения ответственных подразделений за оперативное управление личным, имущественным и другими видами страхования в ООО Баштрансгаз, поддержания деловых отношений со страховыми компаниями; оказания помощи работникам, членам их семей, неработающим пенсионерам в поддержании здоровья, материального положения; защиты Общества от последствий чрезвычайных ситуаций.  

Поскольку существует насилие, существует и необходимость защиты от него. Для защиты общества от всех видов насилия создается система защиты, которую мы называем государством.  

У нас в Америке существуют Акт о ценных бумагах 1933 года, Акт о биржах 1934 года, соответствующие подзаконные инструкции КЦББ и сама Комиссия по ценным бумагам и биржам. Эти законы и инструкции предназначены для защиты общества от введения людей в заблуждение, махинаций и прочей незаконной практики при покупке и продаже ценных бумаг. В соответствии с ними, определенные инвестиции могут быть доступны только для аккредитованных и искушенных инвесторов и должны быть максимально прозрачны. КЦББ была создана, чтобы стоять на страже этих законов.  

Когда в каком-либо обществе возникает озабоченность по поводу последствий, если таковые предвидятся, воздействия опасных и потенциально токсичных веществ, в оценке таких опасностей для здоровья человека эпидемиология занимает центральное место. Научный метод, привносимый эпидемиологией в изучение экологических факторов заболеваемости, может быть основным для защиты слаборазвитых обществ, как от опасных факторов, существующих в окружающей среде, так и от разрушения самой окружающей среды. Оценка риска, проведенная до транспортировки отходов, скорее всего, попадает в сферу легальной торговли. Оценка риска после транспортировки отходов проводится уже только для того, чтобы определить, оправданы или нет любые тревоги по поводу вреда для здоровья людей, связанных с данной поставкой, которая, если бы эти опасения оправдались, становилась бы нелегальной.  

Специфические особенности присущи банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской декларации прав человека в частности закрепила, что для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает... Ростовщичество (получение ссудного процента риба) в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и дружбы с врагами бога. II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцентной основе.  

Для профилактики преступлений должна существовать угроза перерегистрации или лишения прав деятельности. Приостановка, аннулирование прав деятельности и даже гражданская и уголовная ответственность за нарушение должны стать частью целой системы защиты общества. Человеческая натура такова, что на нее следует оказывать постоянное давление. Таким образом, для усиления существующего этического кодекса контролирующим механизмом должны служить дисциплинарные меры.  

Введение

Характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.

Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве. Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно.

Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие; оптоэлектроники - лазерное оружие; химии - отравляющие газы; биологии - биологическое оружие и т.д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

Поэтому сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Цель работы: изучение направлений информационной безопасности личности, общества, государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества.

Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Социальная информатика: конспект лекций / Сост. Н.М. Воронина. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 51.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информационная безопасность определяется - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

При этом информационная безопасность - это: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 160 с.

Состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для общества и государства в целом.

Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Таким образом, объектами информационной безопасности являются: Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - С. 51.

Личность (ее права и свободы);

Общество (его материальные и духовные ценности);

Государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность - базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане. Поэтому информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства - это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности, связанные с использованием современных технологий.

Одной из важнейших была и остается проблема социальной безопасности. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений. В современной России информационная безопасность определяется наличием негативных процессов в обществе. С одной стороны, это сложные, противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, что снижает устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т.д.

Таким образом, информационные технологии - огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это - страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, особая роль которой объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества и государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты, основные направления которой рассмотрим в следующей главе.

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества.

На протяжении всего существования человечества безопасность всегда выступала как необходимое условие нормального функционирования и поступательного развития отдельных социальных групп, государств и мирового сообщества в целом. Безопасность как состояние защищенности присуще человеческому обществу. Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Общественная безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку первая является лишь составной частью второй.

Рис. 1.

В Законе РФ "О безопасности" подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Совет безопасности - это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе "О безопасности" сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

  • - Определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз.
  • - Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства.
  • - Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране.
  • - Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.

Законом "О безопасности" установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне. В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда. Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем.

В юридической науке до сих пор ведутся дискуссии относительно понимания общественной безопасности, поскольку с одной стороны она является частью родового объекта преступления, а с другой стороны - видовым объектом преступлений предусмотренных главой 9 УК РФ. Отсюда и возникло понимание общественной безопасности, как в широком, так и в узком смысле.

Как видовой объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья неопределенного круга граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, пожарной и радиационной безопасности, нормальной деятельности государственных и общественных институтов (общественного порядка).

В широком смысле общественная безопасность включает в себя: безопасность общества в целом, в узком смысле; здоровье населения; общественную нравственность; экологическую безопасность; безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др. По особенностям объективной стороны преступления против общественной безопасности совершаются путем как действия (большинство преступлений), так и бездействия. Путем бездействия могут совершаться преступления, для которых характерно нарушение каких-либо правил - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. По моменту окончания преступления (способу законодательного описания) выделяются усеченные составы: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), пиратство, вымогательство общеопасных предметов; формальные: захват заложника, заведомо ложное сообщение о терроризме, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки и другие составы.

Таблица 1. Число лиц, признанных потерпевшими от преступных посягательств в РФ, 2000-2011 годы, тысяч человек

Число лиц, потерпевших от преступных посягательств

В результате преступлений погибло

В результате преступлений получили тяжкий вред здоровью

несовершеннолетние

несовершеннолетние

несовершеннолетние

Социально-культурная сфера составляет ядро всей общественной жизни. Она включает области воспроизводства как человека, так и социальных общностей: семьи, трудовых коллективов и других социальных групп. В рамках социально-культурной сферы удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, то есть создаются условия для производства и воспроизводства родовой жизни. В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий. В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек. Разработанная программа "Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг." ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Схема системы стандартов безопасности труда представлено на рис.2.

Стандарты подсистемы 12.1 регламентируют допустимые пределы нормируемых параметров, требования к методам их измерения и безопасной работы с ними.

Стандарты подсистемы 12.2 устанавливают требования безопасности как к конструкции, оборудованию в целом, так и к его отдельным частям и регламентируют методы контроля.

Стандарты подсистемы 12.3 определяют требования к режимам работы, к размещению элементов технологических процессов, к рабочим местам и режимам труда и к методам контроля безопасности труда.

Стандарты подсистемы 12.4 устанавливают конструктивные, эксплуатационные, гигиенические средства защиты и методы контроля эффективности защитных средств.

Стандарты подсистемы 12.5 устанавливают требования к зданиям и сооружениям. безопасность общество личность национальная

Рис. 2.

Одним из показателей безопасности в экологической сфере являются выбросы загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников загрязнения. Следует отметить, что уменьшение выбросов загрязняющих веществ происходило за счет спада объема производства промышленной продукции. Вместе с этим наблюдалось неуклонное снижение объемов улавливания загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников. Таким образом, поскольку снижение выбросов загрязняющих веществ произошло не за счет оснащения предприятий современными очистными сооружениями, а улавливание их сократилось, то можно ожидать, что по мере роста производства экологическая опасность будет возрастать. Важным показателем социальной безопасности является уровень экологического сознания населения.


Рис. 3.

Преступление против основ общественной безопасности террористической направленности:

Терроризм - одно из самых опасных и негативных явлений современного общества. В науке до сих пор не выработано окончательного и признаваемого всеми определения понятия терроризма, несмотря на то, что общее количество определений терроризма предлагавшихся в юридической, социологической, политологической и иной научной литературе перевалило за несколько сотен. Все имеющиеся на сегодняшний день определения понятия терроризма имеют те или иные недостатки, поскольку полностью раскрыть социальную сущность терроризма достаточно непросто.

Представить это можно следующим образом. Террористическая деятельность это деятельность, включающая в себя:

  • а) организацию, планирование, подготовку, финансирование, и реализацию террористического акта;
  • б) подстрекательство к террористическому акту;
  • в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  • г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма . Основными признаками заведомо ложного сообщения об акте терроризма, являются: Сообщение должно содержать сведения о тех взрывах, поджогах или иных действиях, которые могут иметь место в будущем; сообщаемые сведения должны быть ложными; лицо, сообщающее сведения заранее, то есть до самого акта сообщения знает о том, что они не соответствуют действительности; сообщение должно включать в себя только конкретные сведения: о месте совершения теракта.

Захват заложника . Состав преступления-многообъектный. Его основным непосредственным объектом является общественная безопасность. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступает свобода человека.

Массовые беспорядки . В юридической литературе массовые беспорядки определяются как согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающих установленный порядок поведения на определенной территории.

Поджог. Это действия, приведшие к воспламенению или пожарам зданий или иных сооружений, автомашин, иных средств транспорта.

Погром . Погромами следует признавать действия, приводящие к разрушению или повреждению служебных и жилых помещений, транспортных средств, средств коммуникаций их разорение или разграбление.

Применение оружия. Понятием применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств охватывается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения имущества, угроза использования этих предметов.

Хулиганство. Объективная сторона хулиганства характеризуется двумя признаками: грубым нарушением общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу.

Вандализм. Основным непосредственным объектом вандализма является общественный порядок. Дополнительным объектом выступает общественная нравственность и отношения собственности.

Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Выводы

Активная роль общественной безопасности находит свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления.

Список литературы