Садиков о н гражданское право российской федерации. Гражданское право. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ


УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер , относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества ;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики , изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений , значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека , с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности , создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства , но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

Становление и развитие методики обучения обществознанию как науки тесно связано с развитием школьной предметной системы. В основе школьной предметной системы лежит принцип выделения отдельных областей научного знания или способов деятельности, в освоении которых было заинтересовано общество на данном этапе исторического развития. Знания, лежащие в основе учебных предметов, постоянно пополнялись и специализировались. Например, еще в XVIII в. история рассматривалась как жанр литературы, процесс становления ее как науки не был завершен. Поэтому нередко один учитель осуществлял преподавание целого ряда предметов и гуманитарного, и естественнонаучного циклов. Уровень научных знаний позволял учителю ориентироваться в содержании нескольких предметов. Но в XIX в. преподавать с одинаковым успехом математику и историю стало уже невозможным. Для успешного преподавания нужна была специальная подготовка, например, в области истории возрос объем фактических сведений, усложнились трактовки.

Стала более заметной специфика преподавания различных предметов. Она и привела к появлению первых методических рекомендаций по преподаванию предмета. Первоначально эти рекомендации вырастали из обобщения опыта отдельных учителей. Затем этот опыт уже стал изучаться специально. По мере распространения всеобщего образования профессия учителя-предметника постепенно становилась массовой. Для такого учителя важны были уже не отдельные методические рекомендации, а систематизированные, научно обоснованные подходы к обучению предмету, которые позволяли бы эффективно осуществлять его преподавание. Во второй половине XX в. методика предметного обучения приобретает статус особой отрасли научного педагогического знания.

Этот же путь прошла и методика преподавания обществознания (об этом в главе 1). От преподавания отдельных предметов обществоведческого цикла и создания учебных пособий перешли к обобщению опыта преподавания обществоведения и попытке выработать методические рекомендации для массового использования (20-е гг. XX в.), и, далее, к научному исследованию процесса обучения обществоведению и научно обоснованным методическим рекомендациям (с 60-80 гг. XX в. до сегодняшнего дня).

Мы попытались проследить, почему и когда возникла методика преподавания обществознания. Теперь обратимся к тому, чем она является по существу, а для этого определим ее место в системе современного научного знания.

Из сказанного понятно, что методика, прежде всего, занимается процессом обучения какому-либо предмету (в нашем случае обществознанию). Следовательно, она относится к разряду педагогических наук. Внутри педагогической науки существует такая особая область педагогического знания, как дидактика, которая специально изучает проблемы обучения. Но дидактика изучает процесс обучения в целом, на обобщенном, теоретическом уровне. Специфику обучения конкретному предмету отражает именно методика. Поэтому ее иногда называют «частной дидактикой» (рис. В.1.)

Рис. В.1. Место методики обучения в системе педагогических паук

Как области педагогического знания дидактика и методика обучения тесно взаимодействуют. Без опоры на дидактические принципы и теории невозможно правильно выстроить учебный процесс. На уровне методики происходит конкретизация, исходя из специфики предмета, общих дидактических положений. Например, общие функции и принципы учебника как основного средства обучения получают свою конкретизацию при создании учебников по обществознанию. В то же время методика весьма важна для построения дидактических теорий. Накопленные в методике результаты изучения и совершенствования образовательного процесса могут служить для обогащения и развития дидактики (рис. В.2)


Рис. В.2. Взаимосвязь дидактики и методики обучения и отраслей педагогического знания

Таким образом, методика обучения обществознанию представляет собой педагогическую науку, исследующую процесс обучения обществознанию в целях разработки научнообоснованного методического сопровождения этого процесса, выявления и познания его наиболее устойчивых связей и закономерностей, повышения эффективности предметного преподавания.

Попробуем разобраться в этом определении. Итак, методика, прежде всего, направлена на изучение конкретного педагогического процесса - процесса обучения обществознанию. Для этого у нее есть определенный набор научных методов, с помощью которых можно составить представление о содержании, ходе, результатах процесса обучения. На основе достоверных знаний о процессе обучения методика стремится разработать такое методическое сопровождение, которое позволит достичь целей образования наиболее эффективным путем. При этом могут быть установлены определенные устойчивые связи и отношения между фактами, явлениями, что в определенной степени, позволяет говорить о наличии объективных закономерностей в процессе обучения.

Например, современные стандарты ставят задачу овладения школьником предметными умениями. Различными методами (например, используя анализ ученических работ) мы устанавливаем, что у учащихся данного класса необходимые умения не сформированы или сформированы недостаточно. Следующий шаг заключается в установлении причин этого явления (для установления причин могут использоваться ответы учеников, анкетирование учителей и другие методы). Предположим, что одной из причин оказывается недостаточная направленность методического аппарата учебников на формирование умений учащихся. Снова следует проводить анализ, уже современных учебников, на предмет того, какие задания имеются в учебниках, на что они направлены. Выясняется, что заданий на развитие умений мало, не все умения затронуты, постановка вопросов носит ситуативный характер. Решением проблемы могла бы стать разработка такого методического аппарата учебника, в котором формирование умений осуществлялось бы на системной основе. Естественно, что новый вариант методического аппарата нужно апробировать в практике преподавания, а полученные результаты должны быть подвергнуты корректировке. Мы решили таким путем методическую проблему, но при этом вышли на важную связь систематичности воздействия на ученика и результатов обучения: чем более систематично организован процесс формирования предметных умений, тем выше результаты обучения. Это уже подступы к той устойчивой связи педагогических явлений, о которых мы говорили выше и которые входят в структуру методической теории.

Как правило, сам учитель не проводит методических исследований. Он пользуется уже готовыми разработками. Но, во-первых, никто не препятствует ему в проведении подобных исследований. Они делают, с нашей точки зрения, профессию еще более увлекательной. А во-вторых, даже создавая свою или используя «чужую» методическую разработку, желательно иметь в виду, насколько она обоснована, на что опирается и какие принципы в нее заложены.

Какие проблемы изучает методика обучения обществознанию? Традиционно считается, что методика отвечает на три «классических вопроса» - «чему учить», «как учить» и «на основе чего учить».

Первый вопрос связан с проблемами учебного содержания. Критерии отбора учебного содержания, его структура, методологические основы конструирования содержания обществоведческого образования, психология восприятия и усвоения школьниками социальной информации - вот только некоторые проблемы, связанные с учебным содержанием по обще- ствознанию. Многие вопросы, связанные с учебным содержанием обще- ствознания, сложны и нуждаются в научном изучении. Например, вопросы следующего содержания. Возможен ли единый методологический подход к конструированию содержания курсов обществознания? Если такой подход возможен, то необходимо прояснить, в чем он заключается, и как может быть использован. В каком виде должен быть представлен такой компонент учебного содержания, как социальный опыт, чтобы он был осознан учеником? Какие учебные методологические знания необходимы ученику для освоения знаний и умений? Какова психология восприятия школьниками разных возрастов социальной информации? Таков далеко не полный перечень актуальных вопросов содержания обществоведческого образования.

Другой важный вопрос - как учить? - напрямую связан с методами, приемами и формами обучения обществознанию. И здесь есть свой круг актуальных проблем. Например, неопределенность в том, какие методы и приемы обучения наиболее адекватны требованиям современных подходов к обучению - развивающему, системно-деятельностному и компе- тентностному; как наиболее эффективным образом применять предметные технологии в процессе обучения; каковы требования к современному уроку обществознания, какова на нем роль учителя и ученика; как следует организовать урок таким образом, чтобы ученик осваивал содержание в постоянной деятельности. Современная школа невозможна без регулярной диагностики образовательных результатов. Поэтому неизбежно возникают вопросы о том, как использовать и конструировать диагностические материалы и как на их основе осуществлять коррекцию образовательных результатов. Сегодня эти вопросы приобрели особую значимость и акту- альноть в методике обучения обществознанию.

Наверное, один из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения состоит в подборе обучающих средств. Неоднократно обсуждались и продолжают обсуждаться школьные учебники, в том числе и по обществознанию. Содержание школьного учебника - это действительно то, что волнует всех: и государство, и педагогов, и журналистов, и родителей, и самих учеников. Но еще более важно методическое построение учебника. Облегчает ли он работу учителя и ученика по освоению курса? Достаточно ли учебник загрузить в ученический планшет, чтобы его использование стало эффективным? Современный школьник учится в контексте электронной образовательной среды. Как использовать и выбирать различные продукты этой среды, ориентироваться в интернет-ресурсах - эти и другие вопросы применения современных средств обучения очень значимы.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего круга проблем, которыми занимается методика обучения обществознанию. Мы живем в глобальном мире и поэтому должны внимательно следить за опытом обучения дисциплинам обществоведческого цикла, существующим в других странах. Это целое направление возможных методических исследований.

Современная система образования включает разнообразные виды образовательных учреждений. Обучение обществознанию в различных видах учебных заведений имеет свою специфику. Как увлечь обществознанием математиков, спортсменов или художников? Чем отличается профильное обучение обществознанию от базового обучения, количеством часов и объемом учебного содержания или способами познания предмета? Овладение умениями проектировочной деятельности - важная составляющая компетентности современного педагога.

В решении своих многообразных задач методика обучения обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания. Это педагогика, психология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию предстает как интегративная область научного знания, которая использует и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях достижения образовательных результатов в области обществознания.

Для решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные документы обществоведческого образования - Федеральные государственные образовательные стандарты, фундаментальное ядро содержания образования, учебные программы, учебные планы и образовательные программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в ходе анализа различных средств обучения - учебников, УМК, рабочих тетрадей, образовательных ресурсов, сборников задач, сборников диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают методические рекомендации по реализации курсов обществознания. Эти методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например, поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической печати. Периодическая печать представляет собой важный источник получения методической информации. Для учителей издается специальный журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Все более широкое распространение получают электронные журналы, сайты преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы. Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах монографий и диссертаций.

Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теоретического исследования (табл. В.1).

Одно из отличий эмпирических методов познания от теоретических состоит в том, что они изучают реальность па разных уровнях. На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются факты или явления. На теоретическом уровне происходит постижение смысла, сущности отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание и использование исследовательских методов многократно описывались в учебной литературе. Мы обратим внимание на роль эксперимента в методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении за процессом обучения со стороны или изучении различных видов документации. Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому эксперименту. Принято выделять такие виды эксперимента как констатирующий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимента выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего эксперимента предлагаются возможные методические решения существующих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверяется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации по преобразованию массовой практики обучения предмета.

Таблица В. 1

Научные методы исследования в методике обучения обществознанию

Нам осталось затронуть вопрос о месте методики обучения общество- знанию в системе подготовки учителя. Оно отражено на схеме (рис. В.З).


Рис В.З.

Как видно из схемы, методика обучения обществознанию занимает центральное место в системе подготовки учителя обществознания. Данная дисциплина в комплексе затрагивает основные вопросы методики обучения обществознанию. Но они могут рассматриваться и более подробно. Например, особое внимание уделяется содержанию курсов обществознания в школе, использованию в школе современных педагогических технологий. Отдельные содержательные модули в рамках курса обществознания имеют свою специфику в преподавании. Поэтому появляются такие разделы методики обучения обществознанию, которые раскрывают особенности обучения экономике, праву, социологии и т.д. Важную роль играют дисциплины, раскрывающие актуальные проблемы современного обществознания, например, вопросы диагностики результатов обучения, средств обучения, педагогических рисков.

Освоение методического знания возможно только при постоянном про- рабатывании его составляющих в ходе практических занятий и самостоятельной работы. Ведь, пожалуй, в методике как нигде актуально положение «практика - критерий истины».

Литература

Борытько Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытько - М., 2008.

Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. Агаханов. - М., 2005.

Краевский В. В. Дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «МаГУ»

Кафедра истории Древнего мира и средних веков

CОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_____________________ ____________________

Программа дисциплины


    1. Цель курса:
Подготовка студентов по курсу « Методика преподавания истории и обществознания в школе» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности - «Социально-экономическое образование» (юриспруденция).

1.2. Задачи курса:


  • на основе рассмотрения конкретных теоретических и методических проблем уяснить предмет изучения курса методики, то есть понять закономерности процесса обучения истории и обществознания;

  • познакомить студентов с важнейшими проблемами в области методики преподавания истории и обществознания в школе;

  • содействовать формированию представлений студента о методах, организованных формах, средствах обучения истории и обществознания в школе.

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью комплекса предметов в подготовке специалистов с высшим образованием в программе подготовки студентов исторического факультета по специальности – «Социально-экономическое образование» (юриспруденция). Дисциплина «Методика преподавания истории и обществознания в школе» изучается на 3 курсе (5 семестр).


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться представления и система знаний: о предмете, целях и задачах преподавания обществознания в системе школьного образования, месте и роли истории и обществознания и в системе школьного образования; об истории и тенденциях развития обществознания и истории как школьной учебной дисциплины; о содержании программ, специфике форм, средств и методов обучения истории и обществознанию; о требованиях к освоению дисциплины учащимися на разных уровнях концентра.

Студент должен получить умения и навыки: отбирать, систематизировать и моделировать учебный материал к уроку; разрабатывать цели урока, темы курса; планировать совместную деятельность на уроке, прогнозировать и контролировать результаты обучения; разрабатывать вариативные инновационные методики освоения материала. Кроме того, студент должен научиться приемам работы с методической литературой, самостоятельного изучения, лекционной подачи материала по курсу истории и обществознанию.


  1. Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет.

  2. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

  3. Стандарты исторического и обществоведческого образования;

  4. Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции;

  5. Содержание курса «Обществознание»;

  6. Содержание курса «История»;

  7. Методы и методические приемы обучения истории и обществознания;

  8. Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе;

  9. Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся;

  10. Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания;

  11. Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения;

  12. Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»;

  13. Урок истории: планирование, его подготовка и проведение.

  14. Уроки обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение;

  15. Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания;

2.2. Темы и содержание занятий
Тема 1.

Теория и методика обучения истории и обществознанию: ее задачи и предмет.

Цель, задачи и предмет дисциплины «методика преподавания обществознания в школе» ; исторические этапы становления обществознания», особенности периодизации. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования в Российской Федерации. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Система современного обществоведческого образования, тенденции её развития.


Тема 2.

Возникновение и развитие

методики обучения истории как науки в России.
Факторы, определяющие становление методики как науки. Зарождение методики обучения истории в России. Возникновение методической системы обучения истории.

Борьба декабристов и революционных демократов против реакционной политики самодержавия в области исторического образования.

Деятельность М.Н. Покровского, М.Н. Коваленского, М.А. Рожкова по внедрению прогрессивных методов обучения истории. Структура школьного исторического образования России конца XIX – начала ХХ вв. Поиски путей развивающего обучения истории. А.Ф. Гартвиг, Н.П. Покотило, Н.Г. Тарасов.

Состояние методики преподавания истории в конце XIX – начале ХХ вв. Значение дореволюционной методики обучения истории. Основные этапы становления и совершенствования школьного исторического образования и методики обучения истории в СССР. Современная система исторического образования в средней общеобразовательной и профессиональной школе.

Место истории в учебном плане одиннадцатилетней школы. Связь курса истории с другими учебными предметами. Новые концепции исторического образования. Современные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. Цели преподавания истории в школе. Принципы построения исторического образования в средней школе. Гуманизация и гуманитаризация образования, формирование исторического сознания. Роль исторических знаний в формировании научного мировоззрения учащихся. Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической и методической литературе. Психологические особенности усвоения школьниками исторических явлений. Их классификация. Основные методические условия, приемы и средства формирования понятий. Выявление существенных признаков понятий. Развитие и обогащение понятий в процессе обучения. Выработка учащихся умений оперировать понятиями. Объективные исторические связи и закономерности общественного развития. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Методические условия для усвоения учащимися закономерностей исторического развития с учетом возраста учащихся. Повышение теоретического уровня обучения в старших классах.
Тема 3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования.
Понятие и структура образовательного стандарта по истории и обществознанию. Обязательный минимум как компонент стандарта; способы и формы проверки требований стандарта к знаниям и умениям учащихся; анализ государственного стандарта исторического и обществоведческого образования и действующих программ по курсу «История» и «Человек и общество»; анализ учебной и методической литературы по дисциплине «История» и «Обществознание».
Тема 4.

Дисциплины «история» и «обществознание» в школе: задачи и функции.

Закон РФ «Об образовании»; задачи и функции курсов «История» и «Обществознание» в системе среднего общего образования учащихся, в процессе социализации и культурной идентификации личности; структура и содержание дисциплин История» и «Обществознание»; интегративный характер содержания курса «Обществознания» и междисциплинарный понятийный аппарат как специфика основания курса; потенциал междисциплинарных связей.


Тема 5.

Содержание курса «Обществознание».

Место обществоведения в гуманитарном компоненте школьного образования; особенности нового содержания знаний об обществе; содержание знаний о человеке и путях его развития и совершенствования; содержание знаний об экономической жизни общества; содержание знаний социальной структуре и социальных отношениях в обществе; содержание знаний о политической жизни, государстве и праве; содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества.


Тема 6.

Содержание курса «История».

Структура и функции исторических знаний. Их роль в реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся. Цели школьного обучения истории. Содержание целей обучения истории, их составные части. Виды исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Виды исторических представлений и их роль в процессе формирования о методике создания исторических представлений. Пути создания представлений о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве. Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала. Диалектическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Формирование исторических понятий как составная часть формирования научного мировоззрения и развития мышления учащихся в процессе обучения истории.


Тема 7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания.
Понятие о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание учителя и познавательная деятельность учащихся. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Познавательная, воспитывающая и развивающая роль методов и приемов в учебном процессе по истории. Взаимосвязь средств обучения и методических приемов деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Роль устного слова в обучении истории .

Приемы изложения учебного материала: рассказ, сжатое сообщение, конспектирование, образное, сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, характеристика, объяснение, рассуждение, их взаимное сочетание.

Школьная лекция. Роль изложения учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Требования к устному изложению: доступность, научность, адекватность содержания исторического материала образовательным, воспитательным задачам урока. Учет возрастной психологии восприятия учебного материала учащимися. Использование учителем различных источников знаний при изложении материала. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения. Воспроизведение и творческо-поисковый характер познавательной деятельности. Виды творческо-поисковых заданий. Проблемное обучение на уроках истории. Роль беседы в обучении истории. Виды беседы, требования к ней. Обучение учащихся умению пользоваться приемами устного изложения в соответствии с особенностями изучаемого исторического материала.

Тема 8.


Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе.

Педагогические закономерности процесса освоения курсов «История» и «Обществознание»; развитие российской молодежи в условиях становления гражданского общества; социально – педагогический портрет современного старшеклассника; проблема самоопределения человека в информационном обществе; психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте; самореализация, самоактуализация, потребность в межличностном общении, самоутверждение и профессиональная ориентация как психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения курсам «История» и «Обществознание».


Тема 9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.

Проблема усвоения и понимания абстрактно – логических понятий курсов «История» и «Обществознания»; Дидактические принципы работы с понятиями и их реализация в курсах «История» и «Обществознание»; методы и приемы работы с понятиями и педагогические условия повышения эффективности работы с понятиями в обучении.


Тема 10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания.

Виды исторических документов. Особенности их изучения в различных по возрасту учащихся классах. Приемы изучения исторических документов: использование исторических документов в изложении учителя, комментированное чтение документов, анализ исторических документов учащимися, решение проблемно-познавательных задач на основе анализа документов. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся в процессе изучения документов. Знакомство старшеклассников с элементами научного исторического исследования. Обучение учащихся основным видам записей при изучении первоисточников. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе; деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсе «История» и «Обществознание».

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения.
Роль учебника как источника знаний по истории иобществознанию. Структурные компоненты содержания учебного материала. Многовариантность учебников и учебных пособий по истории и обществознанию. Соотношение слова учителя и содержания учебника. Приемы работы с текстом учебника с учетом задач урока и возраста учащихся. Формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника.

Обучение учащихся умению пользоваться справочным материалом учебников, научных книг, работать со словарями, энциклопедиями, библиографическими источниками. Роль художественной литературы в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач в обучении истории. Отбор произведений художественной литературы на уроках истории в средних и старших классах. Методика работы с художественной литературой. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач.


Тема 12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание».
Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках истории обществознания. Организация познавательной деятельности учащихся, работа с документами в процессе обществоведческого образования. Понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе, деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсах «История» и «Обществознание».
Тема 13.

Урок истории: его подготовка и проведение.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Требования, предъявляемые к современному уроку истории. Образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков по теме, разделу курса. Методические варианты уроков истории. Факторы, обуславливающие целесообразность выбора того или иного методического варианта урока. Подготовка учителя к уроку. Авторские программы. Тематическое планирование. Рабочий план урока, его основные компоненты. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов.

Особенности уроков в младших классах. Лекции, семинарские и практические занятия, собеседования, дискуссии в старших классах. Игровые формы уроков. Учебные экскурсии, конференции, консультации, зачеты – специфические формы учебно-воспитательного процесса. Прогнозирование результатов изучения учебного материала. Критерии оценки урока. Факультативные курсы. Выбор темы. Разработка содержания курса. Методические варианты факультативных занятий. Виды самостоятельной работы и поисковая деятельность школьников. Поведение учителя на уроке. Хронометраж урока. Учебные ситуации. Мотивация на уроках истории. Пути и средства развития мотивации в зависимости от возраста учащихся.
Тема 14.

Уроки обществознания: его подготовка и проведение.
Урок и его разновидности (типологии уроков по обществознанию): урок изучения (обсуждения) нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок; урок применения знаний и умений (урок - практикум).

Формы уроков в обществоведческом курсе. Лекции. Семинары. Лабораторные занятия. Практические занятия. Итоговые собеседования (уроки с элементами дискуссии или беседы). Ученическая конференция. Уроки-диспуты (обсуждение актуальной проблемы социального характера). Игровые формы занятий по обществознанию (урок – игра и урок с элементами сюжетно-ролевой (деловой) игры. Занятие с использованием технологии проективной деятельности учащихся. Классный час в форме беседы или диспута. Анализ урока в обществоведческом курсе. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».


Тема 15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания.

Цели и задачи систематической проверки и оценки знаний и умений учащихся. Проверка усвоения учащимися основных фактов, понятий и закономерностей исторического процесса. Углубление, систематизация и обобщение исторических знаний, развитие познавательных умений в ходе опроса. Система повторения в обучении истории как важное условие обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся. Приемы текущей проверки и оценки знаний и умений в младших и старших классах. Задачи, система и методические условия эффективности проверки результатов обучения истории. Организация, приемы проверки и оценка результатов изучения истории. Зачеты и экзамены. Зачет как форма тематического учета знаний в IХ-ХI классах. Подготовка учащихся и проведение зачета. Методические варианты зачета. Экзамен и его варианты. Подготовка к экзамену: итоговое повторение и консультации. Методика проведения экзамена. Приемы развития активной самостоятельной деятельности и различных приемов самоконтроля в процессе подготовки и проведения зачетов и экзаменов. Домашнее задание по истории. Руководство домашней работой учащихся. Единство урочной работы и домашних заданий. Виды заданий: общие, групповые, индивидуальные. Методика рекомендаций к выполнению домашних заданий, обучение самостоятельной работе с литературой. Творческие домашние задания.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание».

Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе. Система заданий для самостоятельной работы. Методические приемы использования заданий для самостоятельной работы в процессе обучения истории и обществознанию. Способы организации активной самостоятельной деятельности учащихся в процессе урока по истории и обществознанию.


2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:


  1. Становление и развитие методики обучения истории и обществознания в России.

  2. Цели, задачи и значение изучения истории в школе.

  3. Государственный стандарт исторического образования, его назначение.

  4. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения.

  5. Принципы формирования исторического содержания.

  6. Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации.

  7. Школьный урок: типы и формы.

  8. Диагностика результатов обучения. Качество подготовки учащихся.

  9. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников.

  10. Специфика самостоятельной работы ее влияние на формирование и развитие умений учащихся.

  11. Требование к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления.

  12. Кабинет истории в школе. Характеристика учебного оборудования кабинета истории. Организация учебного процесса в условиях кабинета.

  13. Внеклассная работа по истории. Значение внеклассной работы для воспитания и развития ученика. Краеведческая работа в школе и ее роль в привитии интереса ученика к родному крою.

  14. Учитель истории и обществознания. Должностные обязанности учителя.

  15. Система современного обществоведческого образования в образовательном учреждении.

  16. Современный государственный образовательный стандарт по обществознанию.

  17. Структура обществоведческой дисциплины.

  18. Роль обществознания в социально-гуманитарном компоненте школьного образования.

  19. Особенности нового содержания знаний об обществе, о человеке, об экономической жизни общества, о социальной структуре и социальных отношениях, о политической жизни, государстве и праве, о духовно-нравственной жизни общества и личности.

  20. Педагогические закономерности процесса освоения курса «Обществознание».

  21. Проблемы российской молодежи в условиях становления гражданского общества и проблема самоопределения человека в информационном обществе.

  22. Психолого-педагогические подходы к обществоведческому и историческому образованию (личностно-ориентированный, системно - деятельностный, проблемно-рефлексивный и др. подходы к образованию).

  23. Проблемное изложение, восприятие и усвоение обществоведческих понятий в разных возрастных группах учащихся.

  24. Умения и навыки, развиваемые на уроках обществознания в процессе организации познавательной деятельности учащихся.

  25. Особенности документов, используемых в историко-обществоведческом курсе.

  26. Совместная деятельность педагога и ученика в процессе работы с документами на конкретном занятии.

  27. Традиционные и инновационные для педагогической науки формы самостоятельной работы и заданий для учащихся в учебном процессе.

  28. Задания для самостоятельной работы учеников и методические приемы их использования на уроках истории и обществознания.

  29. Традиционные и инновационные типы и формы уроков в учебно-воспитательном процессе.

  30. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию и основные средства, используемые на уроках учителем обществознания.

  31. Анализ урока учителя обществознания.

  32. Подготовка учителя к преподаванию новой темы и проведению отдельного урока по дисциплине "Обществознание" как повседневная творческая деятельность учителя.

  33. Проектирование уроков истории и обществознания (урок изучения нового материала или урок-лекция; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок и др.).

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках истории.

  2. Использование на уроках истории: исторических источников, документов.

  3. Роль и значение использования художественной литературы на уроках истории.

  4. Формирование исторических понятий на уроках истории.

  5. Использование на уроках истории опорных конспектов, схем.

  6. Содержание школьного исторического образования как основа развития личности.

  7. Воспитание гражданственности на уроках истории.

  8. Региональный компонент школьного исторического образования как основа формирования патриотизма.

  9. Внеклассные формы работы по истории.

  10. Пропедевтический курс истории: цели, задачи, особенности.

  11. Личностно-ориентированной обучение на уроках истории.

  12. Проблемное обучение на уроках истории.

  13. Самостоятельная деятельность учеников при изучении курса истории.

  14. Работа с источниками в курсе истории.

  15. Изучение понятий в курсе истории.

  16. Наглядность на уроках истории.

  17. Проблема критериев оценивания знаний и умений на уроках истории.

  18. Цензура и школа в России в первой четверти XIX века.

  19. Интегративные и модульные курсы обществознания.

  20. Обществоведческая подготовка в профильных классах.

  21. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания (экономика, право, политология, культурология и другие сферы жизнедеятельности общества в стандартах по обществознанию).

  22. Содержание обществоведческого образования в современной школе.

  23. Философия (культура, право, политика, экономика, религия и др.) в системе обществоведческого знания.

  24. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.

  25. Гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания».

  26. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».

  27. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.

  28. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.

  29. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.

  30. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».

  31. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  32. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  33. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».

  34. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.

  35. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.

  36. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т.д.).

  37. Ролевые и деловые игры в обществоведческой подготовке личности.

  38. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.

2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Содержание, цель, структура школьного исторического образования.

  2. Формирование умений и навыков в процессе обучения истории в школе.

  3. Значение исторических документов в процессе об истории. Методические проблемы работы с историческими источниками и документами.

  4. Роль учебника как источника знаний по истории. Структурные компоненты содержания исторического материала в учебнике.

  5. Методика работы с авторским текстом учебника. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

  6. Роль устного слова в обучении истории. Приемы изложения учебного материала.

  7. Основные требования к современному уроку истории. Составление рабочего плана урока.

  8. Значение первичного закрепления на уроке истории. Организация и приемы первичного закрепления.

  9. Организация, приемы проверки и оценка результатов обучения истории.

  10. Наглядность на уроках истории. Учебная картина на уроках истории.

  11. Формирование способов деятельности по усвоению хронологических знаний учащихся.

  12. Картографические наглядные пособия. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт.

  13. Типы и формы уроков истории.

  14. Учебные занятия в старших классах: семинарские, лабораторные занятия школьные лекции.

  15. Подготовка учителя к уроку истории. Составление тематического планирования, конспекта и плана урока.

  16. Виды домашнего задания по истории. Руководство домашней работой учащихся.

  17. Особенности пропедевтического курса истории в начальной школе.

  18. Раскрытие закономерностей на уроках истории.

  19. Опорные конспекты. Разработка опорных сигналов-символов

  20. и проведение уроков по ним.

  21. Формирование интеллектуальных умений: формирование умений оценивать исторические факты и исторических деятелей.

  22. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках (урок - ролевая игра, интегрированные уроки и т. д.).

  23. Основные этапы развития школьного обществоведческого образования.

  24. Цели обществоведческого образования в современной школе.

  25. Место курса обществознания в системе школьного образования.

  26. Анализ государственного образовательного стандарта основного общего и основного общего (полного) образования по дисциплине «Обществознание».

  27. Специфика содержания знаний «о человеке и путях развития и совершенствования его личности» в курсе обществознания.

  28. Знания об экономической жизни общества и их роль для реализации целей обществоведческой подготовки.

  29. Содержание знаний о социальной структуре и социальных отношениях в обществе в рамках изучения дисциплины «Обществознание».

  30. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве в курсе обществознания.

  31. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества в курсе обществознания.

  32. Основные критерии, принципы и подходы к отбору содержания уроков обществознания в основной школе.

  33. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание».

  34. Учет уровней познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса обществознания.

  35. Формирование базовых понятий курса («общество», «цивилизация», «культура»).

  36. Классификация понятий и дидактические принципы работы с ними в курсе «Обществоведение» (на примере любой темы курса).

  37. Методические приемы и средства формирования понятий, идей, теорий (на примере любого урока).

  38. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов при изучении уроков, методические пути их реализации в процессе изучения курса обществознания.

  39. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка достижения целей курса. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания.

  40. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.

  41. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.

  42. Приемы работы с текстами учебных пособий.

  43. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.

  44. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

  45. Урок обществознания, его типы и формы.

  46. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении курса обществознания в основной школе.

  47. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».

  48. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).

  49. Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по курсу.

  50. Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по курсу «Обществознание».

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


Наименование разделов и курсов тем


Всего часов


Аудиторные занятия (час)


Самост.


работа

В том числе

Лекции

Семинары


1.

Введение.

Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет



6

2

-

4

2.

Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

4

-

-

4

3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования

6

-

-

6

4.

Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции

4

-

-

4

5.

Содержание курса «Обществознание»

8

2

-

6

6.

Содержание курса «История»

8

2

-

6

7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания

6

-

2

4

8.

Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе

4

-

-

4

9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся

6

-

-

6

10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания

6

-

2

4

11.

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения

4

-

-

4

12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

13.

Урок истории: планирование, его подготовка и проведение

10

2

2

6

14.

Урок обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение

10

2

2

6

15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания

6

-

-

6

16.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

ИТОГО:


96

10

8

78

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет - 5 семестр.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)
Основная


  1. Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания обществознания в школе: учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

  2. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» -М.: «Просвещение», 2007. - 245 с.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское слово, 1997. - 224 с.

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. – М.: «Просвещение», 2005. - 324 с.

  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . – М.: «Владос», 1999. – 456 с.

  6. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова Ю.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1986. - 272 с.

  7. Кревер С.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М.: «Просвещение», 1995. – 258 с.

  8. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. - Ч. 1. - М.: «Просвещение», 1998. – 564 с.

  9. Назарова, О.Ю. Теория и методика преподавания обществознания: Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / О. Ю. Назарова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 136 с.

  10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. - В 2 ч. – М., 2002. – 421 с.

  11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: «Владос», 2005. – 268 с.
Дополнительная

  1. Актуальные проблемы новейшей истории. Под общ. Ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: «Просвещение», 1991. – 380 с.

  2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. - Челябинск, 1994. - 567 с.

  3. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П. А. Баранов. - СПб., 2000. – 460 с.

  4. Бахмутова, Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание: в 3-х ч. / Л. С. Бахмутова. - М., 2004. – 348 с.

  5. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. - М. : ВЛАДОС, 2003. – 210 с.

  6. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М., М., 2001. – 150 с.

  7. Боголюбов, Л. Н. Тесты и задания по обществознанию: 8-й кл. основной школы / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 102 с.

  8. Внеклассная работа по истории. Под ред. С.С. Коваленко - М., 1982. – 120 с.

  9. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории. - М.: «Просвещение», 1990. – 256 с.

  10. Годер Г.И. Раздаточный иллюстрированный материал по истории Древнего мира. – М.: «Просвещение», 1997. – 187 с.

  11. Гора П.В. Методические приемы и средства начального обучения истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1991. – 286 с.

  12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: «Просвещение», 1998. – 320 с.

  13. Гречко И.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. – 235 с.

  14. Грицевский И. М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории: из опыта работы: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1987. – 287 с.

  15. Гроссман. Методика применения технических средств обучения. - М.: «Просвещение», 1988. – 250 с.

  16. Драхлер, А. Б. Обществознание. Граждановедение / А. Б. Драхлер. - М., 2001. – 105 с.

  17. Захарова, Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Е. Н. Захарова. - М., 1999. – 80 с.

  18. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: «Просвещение», 1969. – 197 с.

  19. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М, 1997. – 223 с.

  20. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1988. – 278 с.

  21. Донской Г.М. Целый мир уложить на странице. - М., 1992. – 192 с.

  22. Дрига И.И., Рон Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. - М.: «Просвещение», 1985. – 152 с.

  23. Журнал «Обществознание в школе», 2003-2009 гг.

  24. Журнал «Преподавание истории в школе», 2003-2009 гг.

  25. Журнал «Социально-политический журнал», 2003-2009 гг.

  26. Заводье А. С. Учебное кино на уроках истории в V - VIII классах. - М.: МГИУУ, 1995.

  27. Кларин, М.В. Инновационные технологии в обучении. / М. В. Кларин. - М., 1999. – 239 с.

  28. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002.- 325 с.

  29. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. - М., 1995. – 157 с.

  30. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - М., 1993.- 50 с.

  31. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроке истории в 7-10 классах. 1997. – 78 с.

  32. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982. – 402 с.

  33. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М, 1982. – 172 с.

  34. Методические пособия по всем курсам истории. - М.: «Просвещение», 1999-2009.

  35. Овенщук А.В. Типы, структура и методика урока в школе. - М., 1996. – 219 с.

  36. Певцова, Е.А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 125 с.

  37. Полторок Д.И., Аппорович Н.И., Думин С. В. Методика преподавания средств обучения в преподавании истории. - М.: «Просвещение», 1997. – 326 с.

  38. Пресман Л.П. Методика применения технически средств обучения. –М.: «Просвещение», 1988. - 321 с.

  39. Певцова, Е. А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 132 с.

  40. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание. - М. : ВЛАДОС, 2003. Преподавание обществознания в школе. 2005-2010.

  41. Приложение к Учительской газете «Граждановедение». 2005-2019.

  42. Приложение к газете «1 сентября» - «Граждановедение». 2005-2010 гг.

  43. Приложение к газете «1 сентября» - «История». 2005-2010 гг.

  44. Приложение к газете «1 сентября» - «Обществознание». 2005-2010 гг.

  45. Требования к знаниям и умениям школьников. Под ред. А.А. Кузнецова - М., 1997.

  46. Школьные учебники истории для 3-11 кл. М.: «Просвещение», 2009-2010 гг.

VI. Отметка о рассмотрении
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 10 октября 2012 г.

Вместе с тем, в научной сфере существуют споры о том, является ли самозащита формой или способом защиты гражданских прав. Проблематичным также остается вопрос разграничения самозащиты и самоуправства.

Разграничение самозащиты и самоуправства проводится в зависимости от соблюдения или несоблюдения названных выше условий правомерности самозащиты. Самозащита, пределы которой превышены, представляет собой самоуправство; также самоуправными являются действия кредитора, который в порядке самозащиты избирает способ защиты права, который может быть применен только судом (например, взыскание неустойки). В этих случаях необходимо сделать вывод о том, что такое превышение или избрание ненадлежащего способа защиты представляют из себя характеристику факультативного признака объективной стороны – обстановки, характеризующей, в том числе, и нарушение виновным установленного федеральным законом (статьями 12 и 14 ГК РФ) порядка реализации своего права.

Как для самоуправства, так и для самозащиты характерно наличие нарушенного восстанавливаемого права, однако, если путем самозащиты можно восстанавливать только действительное право, то применительно к самоуправству законодатель не исключает возможности восстановления таким образом и предполагаемого права, то есть права, в наличии которого виновный добросовестно заблуждался. Помимо этого, полагаем, что по смыслу статей 12 и 14 ГК РФ в порядке самозащиты может защищаться только право, которое принадлежит самому защищающемуся, самоуправство же возможно и в случаях самовольного восстановления прав третьих лиц.

Другой вопрос моей контрольной работы был посвящен теме «представительство как институт гражданского права и представительство как подразделение юридического лица».

В современных гражданских правоотношениях представительство занимает если не основную, то одну из ведущих позиций, является полноценным и серьезным институтом.

Цель представительства - совершение представителем юридических действий, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности у представляемого. Среди данных действий наибольшее значение имеют двусторонние и односторонние сделки. Немаловажную роль играют и иные юридические действия.

Данный институт широко применяется в гражданском обороте. С его помощью граждане и юридические лица через представителя могут осуществлять свои имущественные и некоторые неимущественные права. Не допускается совершение через представителя таких действий, которые по своему характеру могут совершаться только лично и действия, не имеющие непосредственно юридического значения.

Институт представительства наиболее полно урегулирован в нашем законодательстве, и оно имеет важное значение в жизни общества. Изменения, произошедшие в последние годы в общественной и хозяйственное жизни страны, существенно расширили сферу применения представительства.

Список используемой литературы.

1. Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права, № 6, 2003

2. Витман Е.В. Разграничение самоуправства и самозащиты права. // Юридические науки. 2006. № 2.

3. Гражданский кодекс РФ

4. Гражданское право: Учебник. Часть 1 /Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: Проспект, 2008.

5. Гражданское право. Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное / Отв. ред. Е.А. Суханов – Том I. – М.: БЕК, 2003. С. 412.

6. 2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА- М, 2003. С. 47.

7. Садиков О.Н. Гражданское право. Учебник. Том 2. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. В 4 томах. Том 1. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2009. 816с.

9. http://www.garant.ru

10. http://www.consultant.ru

Задача 1.

Земляникин приобрел в банке сертификат на предъявителя, но потерял его. При обращении в банк он узнал, что данный сертификат уже погашен неизвестным лицом. Кравцов потребовал выплатить ему всю сумму по сертификату, полагая, что без его доверенности банк не вправе был оплачивать предъявленный сертификат.

Кто прав в данном споре?

Согласно ст. 143 ГК РФ сертификат на предъявителя является ценной бумагой. Ценные бумаги на предъявителя - вид ценных бумаг, характеризующийся тем, что они легитимируют своих держателей путем простого предъявления. Любое лицо, предъявившее ценную бумагу на предъявителя, может потребовать от должника соответствующего исполнения.

Сертификаты на предъявителя передаются путем простого вручения, деньги по ним может получить любой человек, предъявивший его в Сбербанке. Таким образом, банк должен отказать в выплате денежных средств Земляникину. Однако, Земляникину ничто не препятствует обратиться в суд с заявлением о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним в порядке гл. 34 ГПК РФ. Согласно ст. 294 ГПК РФ лицо, утратившее ценную бумагу на предъявителя или ордерную ценную бумагу, в случаях, указанных в федеральном законе, может просить суд о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним. Права по утраченному документу могут быть восстановлены и при утрате документом признаков платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам. Заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним подается в суд по месту нахождения лица, выдавшего документ, по которому должно быть произведено исполнение.

Задача 2.

Загудалова, приводя в порядок комнату в мансарде своей заболевшей тети, взяла давно лежавший на полке отрез ткани, т.к. полагала, что он никому не нужен, и сшила себе пальто. Тетя, увидев знакомую ткань, потребовала отдать понравившееся ей пальто, считая себя хозяйкой ткани, а, следовательно, и изделия из нее. Загудалова отказалась отдать пальто, в крайнем случае, она была согласна получить за него деньги, учитывая свои затраты (время, силы, стоимость ниток и т.п.).

Кому должна принадлежать вновь созданная вещь и почему?

Согласно ГК РФ материалы, из которых создается вещь, должны принадлежать ее изготовителю; в противном случае будут применяться правила ст. 220 ГК о переработке.

На основании статьи 220 п.3 ГК РФ - собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

В данной ситуации гражданка Загудалова должна отдать сшитое ею пальто своей тете.

1Гражданское право. Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное / Отв. ред. Е.А. Суханов – Том I. – М.: БЕК, 2003. С. 412.

2Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Изд. 2-е, испр. и доп. /Отв. ред. О.Н. Садиков. –М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА- М, 2003. С. 47.