Правила регистрации граждан по месту их проживания. Где оформлять прописку. Какие органы осуществляют регистрационный учет по месту жительства в России. I. Общие положения

Тим Анастасия пишет 06.03.2012 г.:
Неразбериха в оплате ТБО.
Здравствуйте. Я хоть и из Подмосковья, но однажды Ваш ресурс мне очень здорово помог в работе с УК.
И я решила прибегнуть к помощи еще раз.
Суть: Я собственник квартиры с конца 2009 года. По текущий период в квитанциях наравне со строчкой "техническое обслуживание" была строка "ТБО". При чем расценки по ТБО изменялись 2 раза в год. С 2012 года, как я уже ранее написала, строка такая из квитанций исчезла. Я решила разобраться почему. Нашла Постановление главы своего города о тарифах, начиная аж с 2009 года, где черным по белому сказано, что в «Оплата за содержание и ремонт жилья» включает в себя:
- плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за вывоз твердых бытовых отходов, включающую в себя плату за вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных.
НО, беру договор с УК, там, в приложении №3 - вывоз ТБО как отдельный вид услуги, без ссылки на местное Постановление главы города.
Вопрос: Как в данном случае рассматривать услугу ТБО собственнику? Нет ли в договоре с УК противоречий городскому постановлению?
Спасибо. Заранее благодарю.

Отвечаю:
Здравствуйте.
В соответствии с :

На этом основании плата за вывоз ТБО включается в плату за содержание и ремонт жилья и начисляется исходя из площади помещения (с кв.м.).

Вот что ещё скажу:
1. Постановление главы города о тарифах не распространяется автоматически на собственников жилья при управлении домом УК. Оно распространяется только на ограниченный круг лиц, указанный в постановлении, в основном на нанимателей муниципального жилья. Собственники жилья устанавливают тариф на содержание и ремонт жилья сами, на общем собрании.
2. Хотя плата за вывоз ТБО должна включаться в плату за содержание и ремонт жилья, по распространённой практике в счетах квитанциях она может указываться отдельной строкой. Это не является нарушением.

Кстати, согласно утверждённым в сентябре 2011 г. Минрегионом РФ рекомендациям по заполнению новой примерной формы платежного документа (ещё не вступили в силу, и в настоящее время действующих рекомендаций нет), «в графе... должны перечисляться виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения».

Поэтому наличие отдельной строчки в квитанции «вывоз ТБО» - это нормально. Главное, чтобы общий размер тарифа за содержание и ремонт жилья соответствовал величине, утверждённой собственниками.

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.