Права человека в контексте глобализации е. а. спрыгин. Влияние процессов глобализации на развитие прав человека

Глобализация, в том числе и правовая, — особая проблема. Современная напряженность государственно-правовой жизни во многом обусловлена глобализацией. Она является объективным явлением. В процессе глобализации большую роль играют ее субъекты, главными из которых являются государства. Именно государства определяют масштабы глобализационных процессов и направление их развития (усиление или торможение) .

Влияние глобализации на право и права человека, в том числе и в России, весьма заметно. Современные всеобъемлющие интеграционные процессы вызвали к жизни широкое распространение рассуждений о правовой глобализации как о явлении, определяющем сегодняшний облик правовой карты мира. Правовая глобализация — это создание некой новой системы права и прав человека, включающей разные составляющие, имеющие как позитивное, так и негативное содержание. Глобализация разрушает систему прав человека, которая сложилась на этапе интернационализации, но из-за двойных стандартов западных государств не создает другой совершенной правовой системы, превращая пока несовершенное право в политическую демагогию и воинствующий произвол.

Поэтому нельзя допустить, чтобы пауза между разрушением существующей системы прав человека и созданием новой, глобализирующейся, была длительной. Правовая глобализация ассоциируется с процессом постепенного формирования единого общемирового правового поля. При этом к числу проявлений данного процесса относят приобретение международным правом значения общемировой универсальной системы правовых норм, оказывающей все большее влияние на национальное, внутригосударственное право, а также универсализацию нормативно-правовых стандартов, нивелирование национальных особенностей законодательства и права в целом5 . Более того, некоторые западные идеологи утверждают, что альтернативы для участия государств в процессе глобализации нет, если только они не хотят лишить свой народ выгод, связанных с техническим прогрессом и международным обменом.

Однако в условиях глобализации говорить о тенденции к созданию единого общемирового правового пространства не вполне обоснованно. Международное право само по себе никогда не сможет стать всеобщим, единым для всех субъектов права экстерриториальным регулятором, непосредственно создающим права и обязанности не только для государств, но и для иных лиц. Для того чтобы действовать внутри государства, оно должно быть поддержано и обеспечено теми же средствами и инструментами, которыми поддерживается и обеспечивается действие национального права.

Глобализация ведет к формированию не единого мирового гражданского общества (во всяком случае не какого-то однородного образования), а более сложного и многосоставного комплекса согласованных или согласуемых правовых систем, точнее национальных и цивилизационных стандартов права и прав человека. Такое согласование и, как следствие, интеграция возможны лишь благодаря сотрудничеству и объединению наций-государств как носителей суверенной монополии на легитимное принуждающее насилие. Именно таким образом и до той степени, в какой сотрудничество суверенных государств реально, происходит интеграция структур коллективного контролирования и использования принуждающего насилия. Эти структуры являются не столько централизованными, сколько сетевыми, они формируются прежде всего на основе согласованных и взаимно принятых процедур, таких как международное право, Совет Безопасности ООН, Интерпол и др.

Отрицательными тенденциями глобализации, по мнению российских ученых, необходимо признать следующие: сохраняется опасность политизации вопросов прав человека при их обсуждении на межгосударственном уровне; несовершенство и рост механизмов и процедур защиты прав усугубляются их хаотичностью, дублированием, огромными финансовыми расходами, неэффективностью; отсутствуют критерии рассмотрения индивидуальных случаев нарушения прав человека, когда заинтересованное государство возражает против этого; отсутствуют критерии, позволяющие определить, происходят ли в государстве грубые и массовые нарушения прав; отсутствие механизма реагирования на неотложные случаи нарушения прав; рассмотрение проблем прав человека без учета социально-политической и экономической ситуации в том или ином государстве; недостаточное информирование широких слоев населения и должностных лиц государств о результатах обсуждения данных вопросов; поток жалоб в международные органы, который не позволяет своевременно и квалифицированно на них реагировать. Идеологическая основа глобализации — глобализм, проводником которого в первую очередь являются США.

Доминирующей идеологией эпохи глобализма в сфере прав человека, его основной ценностью становятся индивидуализм, максимизация свободы индивида. В рамках этой идеологии активно формулируются личностные (соматические) права человека, в число которых включают права на смерть (эвтаназию), изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов и тканей, употребление наркотиков или психотропных веществ, суррогатное материнство, искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование, однополые браки. Выделение соматических прав в качестве самостоятельного класса основывается на искаженной уверенности отдельных групп населения и даже государств в праве человека самостоятельно распоряжаться своим телом.

По мнению представителей Русской православной церкви, это означает, что многие провозглашаемые сегодня права человека направлены на их превращение в «свободу от греха» . Провозглашение некоторыми философами, юристами, политиками и даже законодателями вышеназванных возможностей человека в качестве прав призывает людей, по мнению В. Д. Зорькина, к абсолютной распущенности, которую когда-то восхвалял маркиз де Сад перед французским Национальным конвентом. Конвент поместил этого горе-оратора в сумасшедший дом. Однако новоявленные де Сады не только не признаются сумасшедшими, но и превозносятся. Такая глобализация прав человека! В этих условиях от правовой системы Российской Федерации требуется адекватное реагирование на ее вызовы.

Политический обозреватель РИА Новости, Юрий Филиппов.

Как влияют процессы глобализации на мировое положение дел в области прав человека? Данная тема многогранна и включает в себя не только политические и юридические, но и множество экономических, экологических, культурных, социальных и других аспектов. Одно только их перечисление и краткая характеристика потребовали бы солидной брошюры. Тем не менее, существуют путеводные маяки, по которым можно ориентироваться и в этой теме.

Например, в ежегодном докладе «Фридом Хауз» (Freedom House), опубликованном в декабре 2005 года, утверждается, что 46 процентов мирового населения (а это три миллиарда человек!) сейчас живет в так называемых «свободных» странах, то есть в условиях «открытой политической конкуренции, уважения к гражданским правам, значительной степени развития гражданского общества и независимых СМИ». Три десятилетия назад, в 1973 году, когда мир был поделен на сферы влияния и о глобализации мечтали лишь самые смелые западные интеллектуалы, в условиях подобной свободы, по данным той же «Фридом Хауз», жило только 35 процентов человечества, то есть, менее его третьей части - то, что было принято называть «золотым миллиардом». Иными словами, с тех пор как глобализация властно заявила о своих правах, в мире существенно увеличилась доля демократизированных обществ. Следовательно, связь между глобализацией и правами человека существует и эта связь в основном позитивна.

Интересны и другие изменения: доля населения стран, охарактеризованных «Фридом Хауз», как «несвободные», сократилась с 47 до 36 процентов, а доля демократических правительств в мире достигла 64 процентов. Это значит, что почти две трети правительств государств - членов ООН являются сегодня демократическими согласно весьма строгим критериям международной неправительственной организации. Это поистине всеобщий мировой рекорд, причем есть основания предполагать, что в ближайшие годы он будет побит.

Взаимодействие процессов, связанных с глобализацией (в том числе и с глобальным распространением и упрочением прав человека), с одной стороны, и государственных суверенитетов, с другой, часто рассматривается как одно из системных противоречий современного мира. Действительно, многие суверенные государства долгое время ставили во главу угла свою абсолютную самостоятельность и независимость, а потому объявляли соблюдение прав человека на собственной территории своим внутренним делом. В значительной степени во многих регионах такая ситуация сохраняется до сих пор. В последние годы европейские и мировые СМИ широко освещали коллизии, разыгрывавшиеся на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, когда, например, речь шла о положении с правами человека в Чечне, где Россия проводила контртеррористическую операцию. Гораздо меньше мировой общественности известно о дискриминационном отношении к русскому языку на Украине, где русскоязычные составляют до половины населения, или о притеснениях русских в странах Балтии, где самое крупное национальное меньшинство, насчитывающее десятки тысяч человек, имеет статус «неграждан».

Впрочем, вступление государств Балтии в Европейский Союз, попытки их интеграции в единое европейское правовое и культурное пространство позволяют надеяться, что положение с правами человека в этих странах будет меняться к лучшему.

Известно, что глобализация в современном мире идет рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т.п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и, шире - на огромных просторах до Урала и Большого Кавказского хребта, и даже перешагивающие через них, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.

Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт, общая добрая воля, продуманные и достаточно эффективные национальные и международные институты (на первое место здесь, пожалуй, надо поставить именно Совет Европы), позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.

Разумеется, такое положение существовало в Европе не всегда. Только в прошлом столетии она прошла через две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, с огромным напряжением сил уничтожила фашизм, который уже начал превращать ее территорию в арену своих человеконенавистнических планов, увидела дряхление и падение тоталитарных режимов. Самым существенным образом положение с мониторингом прав человека в Европе изменилось во второй половине 90-х годов прошлого века, когда Совет Европы был расширен за счет новых восточных членов. В 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была дополнена Протоколом № 11, что позволило реформировать Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ была распространена на все государства - члены Совета Европы. Таким образом, права человека в европейских странах были не просто продекларированы, но и получили наднациональную судебную защиту. Каждый европеец получил возможность добиваться реализации своих прав в рамках международной юридической процедуры. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех государств - членов Совета Европы и выступают одним из источников их внутригосударственного права.

Впереди - большая работа по приведению национальных законодательств в соответствие с нормами и практикой международного права, которые вырабатываются в том числе и ЕСПЧ. Этот курс будет, безусловно, продолжен и под начавшимся председательством России в Комитете министров Совета Европы.

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного анализа темы прежде всего будет рассмотрено содержание понятия «глобальные проблемы». По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием «глобальные». Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы «глобальной» состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Обратимся к одному из наиболее распространенных определений глобальных проблем. (БЭС, М., 1998): «Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания необходимости международного сотрудничества» (стр.286).

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на наш взгляд, является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Вторая группа - из отношений «человек- природа», и третья - «человек - общество». В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей.

Одной из основных является проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Опасность «глобализма» не только в том, что он нарушает права народов на самостоятельное развитие. Тем самым ограничиваются и ресурсы поливариантного развития человечества, необходимые как гарантия корректности хода и перспектив его развития в возможных кризисных ситуациях.» В этом смысле возникает, может быть, самый главный конфликт глобальных процессов. С одной стороны, основным предметом воздействия, основным средством производства становится интеллект человека, а значит его личность, самобытность, творческий потенциал, которые должны стремится к развитию полной реализации. А с другой - всемирная унификация, стремящаяся усреднить все и вся.

Высказывается также суждение, что концентрация сил выживания и развертывания их действий будет идти наряду с разрешением социально-экономических, нравственно-этических конфликтов и противоречий, которые должны постепенно решаться на гуманистической основе. Это суждение ближе к реальностям общественного развития, его объективным законам. Важно отметить, что само понятие «выживание» применительно к человеческому обществу не сводится только к сохранению оптимальных физических и естественно-природных условий существования людей. И в этом смысле масштаб измерений выживания предполагает: продолжение общественного прогресса, дальнейшее развитие цивилизации; достойное существование всех стран и народов; гарантию естественного права на жизнь и развитие каждого индивида; приоритет естественного и природного начала над научно-техническим компонентом. Основным из перечисленных направлений развития является обеспечение социального прогресса человечества. Таким образом, следует вывод, что для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические.

Международный аспект декларирует известные принципы международного права в сфере межгосударственных отношений, а именно:

· борьба за мир;

· предупреждение новой мировой войны и региональным конфликтам;

· решение любых разногласий мирными политическими средствами;

· развитие всеобщего сотрудничества, широкой кооперации между странами и народами в разнообразных сферах экономики, науки и техники;

· предоставление финансовой и другой помощи развивающимся странам соответственно к международным документам и программам;

· любое содействие миротворческой и природоохранной деятельности ООН со стороны государств-членов.

Нормы, регулирующие права человека в мирное время, имеют ряд характерных черт, которые отличают их от законов и обычаев войны. К ним можно отнести следующие:

Сравнительно недавнее формирование и закрепление в международном праве;

Создание конвенционных контрольных органов;

Учреждение механизма контроля над всеми государствами - членами ООН, а не только теми, которые ратифицировали те или иные договоры.

Эти и другие различия, по мнению многих ученых, свидетельствуют, что в настоящее время существуют две отрасли права: международное гуманитарное право и международное право прав человека.

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во всех трех указанных ранее группах международных документов. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны специально запрещают следующие действия в отношении лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями" (ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.).

Пакт о гражданских и политических правах подтвердил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Пакта "во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется", государства "могут принимать меры в отступление от своих обязательств... только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения...". Государство, использующее это "право отступления", должно немедленно информировать другие государства - участники Пакта через Генерального секретаря ООН о "положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению" (п. 3 ст. 4).

"Право отступления" не применяется согласно п. 2 ст. 4 Пакта к следующим фундаментальным правам и свободам:

К праву на жизнь (ст. 6);

К запрещению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7);

К запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. п. 1 и 2 ст. 8);

К запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11);

К запрещению отмены принципа, что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 15);

К праву каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18).

Гуманитарное право является частью системы норм, касающихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Названные органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Таким образом, права человека в качестве отрасли современного права представляют собой совокупность принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации, как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение этих прав. Данное определение, впервые сформулированное автором настоящей статьи еще в 1976 г., разделяется и другими юристами-международниками.

Эта отрасль занимает особое место среди других отраслей международного права, определяемое спецификой объекта и характерными чертами метода правового регулирования, тесной связью с внутригосударственным правом, значением в системе современных международных отношений и многими другими особенностями. Характерная черта рассматриваемой отрасли права - создание и функционирование международного механизма, осуществляющего контроль за претворением в жизнь обязательств, взятых государствами по международным соглашениям.

Наличие системы договоров в сфере прав человека и оформление этой отрасли права не означают завершения процесса ее развития. Названная отрасль права обогащается все большим числом различных международно-правовых актов. Ее развитие будет и дальше идти главным образом по пути заключения многосторонних международных договоренностей и усиления контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Приняв 16 декабря 2005 г. "Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права", Генеральная Ассамблея ООН фактически признала интеграцию этих двух отраслей права (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/60/47 от 16 декабря 2005 г.). В данной Резолюции практически не проводится каких-либо существенных различий между правами человека и международным гуманитарным правом, а также принципами, касающимися права на правовую защиту и возмещение ущерба в зависимости от нарушений тех или иных соглашений в рассматриваемой области.

Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека в своих резолюциях и решениях неоднократно высказывались о необходимости соблюдения в период вооруженных конфликтов как прав человека, так и гуманитарного права. Тем самым они подтверждали факт, что оба правовых режима могут применяться в одной и той же ситуации. Международный Суд ООН в своем консультативном заключении относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории заявил, что "защита, обеспечиваемая конвенциями о правах человека, не прекращается во время вооруженного конфликта. Что же касается взаимосвязи между международным гуманитарным правом и стандартами в области прав человека, то существуют три возможные ситуации: одни права могут быть исключительно вопросами международного гуманитарного права; другие могут быть исключительно вопросами стандартов в области прав человека; третьи могут быть вопросами, охватываемыми обеими этими отраслями права Суд должен принять во внимание обе эти отрасли международного права, а именно стандарты в области прав человека и - как lex specialis - международное гуманитарное право" . В контексте данного заключения Суда можно сделать вывод, что международное право прав человека применяется во всех ситуациях, а МГП выступает как lex specialis. Такой вывод подтверждается деятельностью ряда договорных конвенционных органов. В 2001 году Комитет ООН по правам человека принял замечание общего порядка N 29 (2001) относительно отступления от обязательств в связи с чрезвычайным положением. В этих замечаниях Комитет четко указал, что Пакт применяется и в ситуациях, когда происходят международные и внутренние вооруженные конфликты, а Комитет по правам человека может рассматривать любые сведения о нарушениях прав человека в пределах своей юрисдикции даже в условиях вооруженных конфликтов.

Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия ООН по правам человека неоднократно подтверждали правомерность применения МППЧ в условиях вооруженных конфликтов. Такую же позицию занимает и Европейский суд по правам человека, а также и Межамериканский суд по правам человека. Однако это положение разделяется не всеми государствами. Так, США не раз заявляли, что различные органы ООН не имеют право применять МППЧ в тех случаях, когда те или иные вопросы регулируются международным гуманитарным правом. Совершенно очевидно, что такая позиция имеет целью сузить применение правовых норм в условиях вооруженных конфликтов и тем самым оправдать нарушение ряда фундаментальных прав и свобод.

Любая классификация достаточно условна. Задача состоит в том, чтобы поделить рассматриваемый массив объектов и сгруппировать их по однородным признакам, по одному основанию. Мы рассмотрим более детально классификацию прав человека по двум основаниям: в контексте их содержания и времени возникновения. Другие варианты классификации приведены в схеме.

В современном мире все более заметно развивается процесс универсализации, интеграции, глобализации. Этот, ставший в последнее время популярным термин, обозначает широкую совокупность общественных процессов, развивающихся в сторону взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сообщества, результатом чего становится целостность бытия человечества, или бытия, человечества как целого.

Сторонники глобализации ценят ее за возможность установления и утверждения общечеловеческих ценностей, а их противники отвергают ее, видя в ней экспансию западных ценностей, нового империализма и неоколониализма.

Стремление к объединению человечества объясняется, скорее всего, тем, что логической вершиной самосознания, саморазвития общества является его объединение в единое со-общество. В этом свете со-трудничество народов, стран, людей на всем протяжении истории демонстрировало более положительные результаты, чем распри, раздоры, войны, автаркия и закрытость. Поэтому наиболее мудрые и прогрессивные люди всегда ценили единение народов и осуждали враждебность людей друг к другу.

Идея единой Европы совсем не нынешняя затея, как многие полагают. Она родилась много веков назад...

В поэтической форме идеи интеграции гуманист выражал, как время, когда все народы распри позабыв, в единую семью сольются. Но массовому сознанию намного труднее воспринять передовую идею, которая зачастую страшит и тревожит своей новизной, непривычностью. Лучше всего это состояние демонстрируют противники глобализации экономики, выступающие наиболее активно в дни встреч руководителей государств и забрасывающие их яйцами и разными овощами.

В их лозунгах и критике, безусловно, есть здравый смысл. Как всякое общественное явление глобализация экономики релевантна и имеет свои негативные стороны. Но опять же, как и всякое общественное явление, глобализацию следует рассматривать всесторонне, с точки зрения основной тенденции, и тогда можно будет убедиться, что эффективность соединения усилий различных факторов в достижении целей, всегда превосходит эффективность деятельности отдельных субъектов. При этом приходится мириться с некоторыми отрицательными последствиями интеграции ради множества положительных выгод!

Объективная необходимость глобализации еще ярче выглядит на проблеме экологической безопасности. Захороненные в мировом океане химические отравляющие вещества или ядерные отходы угрожают всему человечеству, всему живому на земле.

Другая сторона характеристики глобализации заключается в том, что эти проблемы могут решаться только сообща. Никакое отдельно взятое государство не обязано это делать менее других. Но самое главное, никакое отдельное государство не способно решать такие задачи самостоятельно из-за их сложности и дороговизны. Таким образом, глобальные задачи человечество способно решать только совместными усилиями.

Зачатки глобализации мы можем видеть в создании Европейского Союза (ЕС), НАТО, Совета Европы и множестве других объединительных тенденциях, направленных на выполнение общих задач некоего сообщества народов и государств.

Междисциплинарным явлением, которое в последнее время затрагивает всех и каждого, отражается во всех общественных процессах, сближает или разъединяет политические идеологии и становится лакмусовой бумажкой режима правления, а управляться может только с участием мирового сообщества, являются права человека и гражданские свободы.

Важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы.

А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан, власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти -народ, получается отчужденным от управления государством, и им управляют недемократичным способом. Значит, в этой стране надо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, а народ не способен сделать это из-за узурпации власти. Получается замкнутый круг.

Если бы мировое сообщество согласилось, что это внутреннее дело данного государства, то этот народ страдал бы от нарушения своих прав бесконечно долго. Прогрессивные и демократические силы не могут не видеть, что где-то попираются права человека и гражданские свободы, и потому выступают в защиту прав человека, где бы они ни нарушались.

Или возьмем проблему беженцев, которая может сложиться как из-за техногенных катастроф, погодных условий, но чаще всего наблюдается в результате гражданских войн, национальной распри, геноцида и политических преследований. Никто не станет бежать от хорошего. Бегут, увы, от неблагого, ненадлежащего управления. Но спастись эти несчастные люди могут лишь в соседних государствах. Как должно себя вести руководство государства, границы которого осаждают беженцы? Я не рассматриваю вариантов с закрытием границ или насильственного выдворения беженцев как негуманные или неприемлемые. С принятием беженцев количество проблем у этого государства возрастает неимоверно. Людей надо разместить и дать крышу над головой, надо одеть, накормить, обеспечить медицинским обслуживанием. Надо обеспечивать правовой порядок, ибо с беженцами прибывают не только законопослушные граждане, но и скрывающиеся преступники. И все это становится тяжким бременем даже для благополучных государств. Но таких как раз почему-то всегда меньше. Таким образом, беженцы превращаются в острейшую политическую, социальную, экономическую, правовую, культурную, медицинскую проблему. И разрешить ее принявшему государству в одиночку становится неразрешимой проблемой. Очевидно, поиск политического решения проблем беженцев возможен лишь с участием мирового сообщества, оказание гуманитарной помощи, содействие и сотрудничество в их судьбе наглядно показывает глобализацию прав беженцев. Право на убежище также, может быть обеспечено только совместными усилиями.

Содействие мирового сообщества может остановить геноцид, пытки и истязания, преследования инакомыслящих и любые иные формы нарушения прав человека и гражданских свобод. И это безусловное благо для граждан неправового, закрытого, авторитарного государства, перед которым должен отступать принцип невмешательства.

Об этом интуитивно догадывался еще в XVIII веке великий Вольтер, первый правозащитник земли, рассылавший сотни писем, воззваний, протестов в защиту справедливости, гуманизма и свободы. Он писал королям, царям, императорам, и эти вельможи отступали перед доводами благоразумия и человеколюбия.

В пользу глобализации прав человека можно привести факты массового голода и детской смертности, распространения СПИД-инфекции и других заразных заболеваний, экологических катастроф и множество других, когда беду можно отвести только с участием мирового сообщества и других государств. И здесь глобализация выступает величайшим благом. Конечно, фарисействуя и лицемеря, можно выступать против использования наднациональных усилий и использовать принцип невмешательства во внутренние дела. И таким образом оставлять страждущих один на один со своими бедами. Но такие рассуждения пора прятать в сундуки с прочим хламом отживших времен.

Из сказанного вытекает еще одна сущностная сторона прав человека - ее международно-правовой характер!

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966году;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году.

Конвенция о статусе беженцев (1951 год);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год).

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948-1954 года);

Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965-1969 года);

Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах

ребенка (1989 г.);

Этими нормативно-правовыми актами установлены общие минимальные стандарты соблюдения и защиты прав человека независимо от страны проживания, цвета кожи, вероисповедания, пола и прочих личных качеств.

Наряду с международным законодательством и международным механизмом по защите прав человека народы и правительства континентов стали создавать свои нормы и органы. Были приняты: Межамериканская Конвенция о правах человека (1969г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Исламская Декларация прав человека (1990 г.), Арабская хартия прав человека (1994 г.), создан Европейский Союз и принята Европейская Хартия прав и свобод человека (2000 г.).1 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая еще в 1950 году, была разработана и принята государствами-членами Совета Европы, которые с самого начала его создания объединились для «утверждения и дальнейшей реализации прав человека, уважения основных свобод и верховенства права».

Обратите внимание: 50 лет тому назад, начало холодной войны между социалистическим лагерем, отстаивающим мифические общественные интересы государства и будущего коммунизма, и Европа, которая стремится к единению под знаком верховенства права, защиты прав человека и гражданских свобод. Бессмысленное идеологическое противостояние советского блока всей Европе, идеологическая упертость, поиск несуществующих врагов и главное, постоянное создание себе противников, даже из бывших сторонников, все возрастающее раздражение по поводу критического отношения стран, от которых мы отгородились железным занавесом, было порождено не враждебностью Европы, как рисовалось, а амбициями, нетерпимостью, враждебностью ко всему новому коммунистической идеологии. Эти гуманные и созидательные принципы позволили государствам Европы все больше и больше сближаться, помогать друг другу, развиваться экономически и достичь благополучия. Их политические и правовые системы интегрировались, люди и страны Европы сблизились настолько, что легко понимают друг друга и действуют во благо своих народов.

В развитие Всеобщей Декларации, Европейская Конвенция о правах человека по лучшим мировым стандартам закрепила важнейшие права человека: право каждого человека на жизнь охраняется законом; никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию; каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины его ареста; каждое арестованное лицо незамедлительно доставляется к судье; каждый имеет право требовать справедливого суда; каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом и принципом презумпции невиновности.

Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни; неприкосновенность жилища и тайны корреспонденции, на свободу мысли, совести, религии. Каждый может свободно получать и распространять информацию, выражать свое мнение; мирно собираться на митинги и демонстрации, вступать в политические партии и общественные объединения; мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в браки.

Каждая страна, вступающая в Совет Европы, должна соответствовать этим стандартам. Вступая в Совет Европы, Россия взяла на себя целый ряд обязательств, среди которых наиболее актуальными остаются вопросы отмены смертной казни, введения альтернативной гражданской службы, реформы пенитенциарной системы. Существует много нарушений в вопросах свободы передвижения и выбора места жительства, в обеспечении права на полную и объективную информацию, в свободе мысли и убеждений и праве их высказывать и отстаивать. Необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, федеральным законодательством, с международными и европейскими стандартами законодательные акты многих субъектов Российской Федерации. О глобализации прав человека свидетельствует весьма прогрессивное закрепление в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью национальной правовой системы. И само существование наднационального права, рецепция или имплементация общеевропейских нормативно-правовых актов и включение международного механизма в национальную правовую систему защиты прав человека и гражданских свобод наглядно демонстрирует глобализацию.

Кстати, создание ООН, Совета Европы, Европейского Суда, Европейского Союза, иных международных органов и их деятельность по защите прав человека, как приоритетная цель создания международных организаций и механизмов, говорит о защите общемировых ценностей, какими стали права человека.

В настоящее время Генеральный Секретарь ООН является депозитарием около 520 международных договоров. Многие из них оказывают глубокое воздействие на жизнь и деятельность людей в таких вопросах, как права человека, беженцы и лица без гражданства, международное уголовное правосудие, разоружение и окружающая среда. Специалисты ООН оказывают помощь правительствам в разработке внутригосударственных законов и осуществлении программ совершенствования правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, социальной сферы и иммиграционных служб.

Будучи глобальным центром решения всех важнейших проблем человечества, ООН определяет и «всеобщие права» для всех народов. Исторический опыт показывает, что одно, даже самое развитое национальное, законодательство не может сравниться по своей полноте и качеству с правотворческим массивом, созданным международными организациями. Качественное значение и социальную ценность придает этому законодательству то, что впервые и во всех нормативно-правовых актах международного характера закрепляется универсальное право, не зависящее ни от места рождения или проживания человека, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. Международно-правовые нормы стали столь универсальными, а международный механизм защиты прав человека настолько мощным и гибким, что любой человек планеты может воспринимать их как национальное достояние и воспользоваться для защиты своих прав и свобод.

Противники глобализации, в результате которой привносятся якобы чуждые ценности, обычно опасаются потери самобытности, национальной идентичности, традиции и обычаев своего народа и сомневаются, не служат ли они прикрытием экспансионистских устремлений вражеских сил. Хотя вокруг этих вопросов сейчас ведется множество дискуссий, на наш взгляд, следует склониться к отрицательному ответу на эти сомнения, мало подтверждаемые практикой.

Да, в понимании прав человека существует национально-культурная специфика. Да, не все народы так воспевают личные права и гражданские свободы, как европейцы. Впрочем, и не все европейцы едины в понимании социальной ценности прав человека. Но ведь и нет почти ни одного понятия или ценности, которые бы воспринимались одинаково всем человеческим сообществом. Как бы ни понимались разными народами права человека, не может быть сомнения в социальной ценности общепризнанных прав и свобод. Право на жизнь, на семейное благополучие, на жилище, на благоприятную среду, на достойный уровень, да какое бы право или гражданскую свободу мы не называли, не удается найти примера, чтобы для каких-то народов они не представляли социальную ценность. Отдельные исключения или иные оценочные явления, могущие быть в столь важном контексте, серьезного внимания не заслуживают. Приведем самый, пожалуй, характерный случай на эту тему.

В 1989 году на острове Крит прошло международное совещание руководителей неправительственных правозащитных организаций (НПО). Диалог возник и по поводу различного понимания прав человека, проистекающего из различия западной и восточной ментальности. Говорилось, что приверженцы западного либерализма больше ценят права отдельной личности, что на Востоке не столь значимо из-за слабости гражданского общества и преобладания общинного интереса. Все это правильно и не может не влиять на политическую активность граждан, развитие гражданского общества, состояние с соблюдением прав человека, на механизм защиты гражданских свобод, на деятельность НПО и прочее.

В обоснование существующих различий в подходе к правам человека был приведен такой пример. В Индии существует традиция, называемая «сати», то есть сожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. Было высказано суждение, что, исходя из особенностей общинного мировоззрения, «решение таких проблем» должно быть найдено внутри соответствующей общины, а не навязаны сверху государством. «Уважение» таких традиций, якобы, важнее «общечеловеческих» или «общепринятых» ценностей, которые абсолютно чужды для индусов.1

На основе признания культурного релятивизма многие задаются теперь вопросом, а не пострадает ли национальная идентичность от принятия таких универсальных ценностей, как права человека и гражданские свободы. Но разве могут существовать обычаи, традиции, которые бы противоречили социальной ценности прав человека и его свобод? Можно представить, что существует. Но тогда логично задаться вопросом, зачем нужно сохранять такие традиции и обычаи? Ведь в истории каждого народа были традиции и обычаи, превратившиеся в архаичные, противоречащие развивающейся культуре, модернизирующемуся менталитету и, в конце концов, забытые. Поэтому, едва ли разумно превращать культурные традиции в фетиш и искусственно противопоставлять их таким безусловным ценностям как права человека и гражданские свободы, толерантность и ненасилие, гуманизм и демократия.

Цитируется по: Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 9. 1997. С. 58.

Вследствие глобализации практически все страны оказались вовлеченными в международные политические процессы, в мировые финансовые, технологические и информационные потоки. Наблюдается необычно интенсивный рост деловой активности, глобальное проявление личностных и групповых контактов, что находит выражение в глобальных объемах правовой активности и правоотношений.

Эти проявления глобализации указывают на необходимость поиска адекватных механизмов опосредования правовых контактов глобального уровня. Глобализация указывает на необходимость расширения проникающих возможностей (регулятивного потенциала) права в сферы, ранее не доступные для него. Это касается, прежде всего, транснациональных связей и контактов. Увеличение зон действия права, расширение пределов правового пространства объективно предопределены фактором глобализации. В своё время А.С. Пиголкин утверждал, что роль права в условиях глобализации существенно возрастает. Это, по мнению автора, закономерность глобального миропорядка. Ученым подчеркивалось, что будущее за всемерным развитием новых форм права: это законы – программы, акты – доктрины, рекомендации, прогнозы, различные законы, модельные законы. Отмечается тенденция к признанию повсеместно судебной практики в качестве источника права.

Основные направления воздействия глобализации на право являются следующие.

Глобализация и интернационализация права. Глобализация предполагает увеличение «прозрачности» границ между различными национальными экономическими и политическими системами, что, в свою очередь, связано с необходимостью выработки более или менее общих норм поведения политических, экономических субъектов, использования общих «правил игры» на мировом рынке. Вследствие этого национальные правовые системы интернализируются, происходит их сближение, унификация ряда отраслей и институтов права и законодательства. В целом интернационализация права происходит путем рецепции и правовой аккультурации, сближения (конвергенции) правовых систем, путем унификации и стандартизации права. В условиях глобализации получает новое осмысление правовая аккультурация (передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому). Современное правовое развитие во всемирном масштабе характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы на другие, менее развитые.

Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение; правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в планетарном масштабе. Усиливается взаимосвязь, взаимовлияние правовых систем различных государств.

Влияние проявляется в нескольких направлениях: рецепция идей, понятий, юридических конструкций, институтов и др. Это, прежде всего, прямое и непосредственное заимствование нормативного материала: одна правовая система инкорпорирует в свой состав нормативные комплексы другой (отрасль права, законодательства, крупный законодательный акт, институт права). С этим направлением связано восприятие идей, принципов правового регулирования, а нередко форм (источников) права, формы законодательного акта, юридических конструкций.

Особой формой восприятия является заимствование юридической терминологии, правил и приемов законодательной техники, толкования, использования специфических для правовой системы той или иной страны технологий законодательной деятельности, законодательных процедур и т.п

Происходит взаимное влияние друг на друга различных типов правовых систем, что наиболее отчетливо проявляется в сближении континентальной системы права и системы общего права. Наблюдаются две взаимообусловливающие друг друга тенденции: интервенция закона и законодательной культуры в сферу общего права, с одной стороны, и возрастание роли судебной деятельности и прецедентной практики в системе континентального права, – с другой. А.Х. Саидов замечает, что современные сравнительно – правовые исследования подтверждают, что ни одна правовая система не может претендовать на универсальность. Наиболее распространенные правовые семьи (англо – саксонская и романо – германская) не являются всеобщими. Основная цель юридической глобалистики – формирование нового глобального юридического консенсуса. Чрезвычайно важно признавать сегодня исключительное равноправие различных правовых систем.

Интернационализация национального права переплетается с интернационализацией международного права, проявляющейся в признании его частью внутреннего права страны. Национальные правовые системы активно воспринимают принципы и нормы международного права.

А.С. Пиголкин полагал, что постепенно уходит в прошлое четкое разделение международного и внутригосударственного права. На этой основе формируется понятие «мировое право». Ученый считал, что человечество стоит на пороге создания новой модели права – мировой глобальной системы, включающей: 1) международное право, причем объем его регулирования значительно расширяется за счет новых сфер: это и финансовые вопросы в мире, и проблемы экологии и рационального использования природных богатств, и обеспечение и защита, в т. ч. судебная, прав и свобод личности, и борьба против международного терроризма и организованной преступности; 2) национальные системы права, в которых экономические и социально – гуманитарные компоненты неуклонно возрастают; 3) совершенно новые, постепенно нарождающиеся нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения, не связанные напрямую с государственными границами международных, межрегиональных экономических анклавов, многих хозяйственных субъектов (корпораций, объединений, трансграничных финансовых, банковских и иных подразделений).

В.М Шумилов убежден в том, что в ходе глобализации идёт постепенное формирование «глобального» права. Причем этот процесс происходит и по горизонтали, и по вертикали. Горизонтальное взаимодействие правовых систем современных государств выражается в том, что все основные правовые семьи сближаются по некоторым своим параметрам. Вертикальное взаимодействие в правовой надстройке выражается во взаимном влиянии внутреннего права государств и международного права. Автором отмечается, что в формирующейся глобальной правовой системе появляются ещё два важных компонента – транснациональное право и наднациональное право.

Общий смысл концепции транснационального права состоит в том, что участники международных отношений, главным образом, многонациональные предприятия, транснациональные банки, сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права. Примером может служить унифицированные правила, разработанные Международной торговой палатой.

Явление наднациональности возникает в тех случаях, когда государства должны подчиняться нормам, созданным или вступившим в силу без их согласия. Так, многие международные организации на основании уставной правосубъектности наделяются правом обязывать своими конкретными действиями и решениями государства – члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае.

Все большее число международных норм инкорпорируется внутренним правом и там обретает свое полное значение.

Ю. А. Тихомиров замечает, что, с одной стороны, национальные предметы правового регулирования трансформируются в международном праве в виде принципов, нормативных понятий и стандартов и возвращаются в сферы внутреннего права в иной юридической оболочке. Автор утверждает, что традиционно международные явления зачастую порождают национально – правовую регуляцию в сфере безопасности и конфликтов, миграции, прав человека, демократических институтов. С другой стороны, происходит увеличение числа объектов совместного правового регулирования, когда требуется тонко и умело сочетать принципы и нормы, вводить новые юридические режимы в обеих правовых система.

Глобализация оказывает активное влияние на все стороны (части) правовой системы фактически любой страны, на её статические и динамические элементы. Наиболее наглядно это проявляется при анализе нормативной базы РФ, в которой, под влиянием глобализационных процессов сформировались целые отрасли и институты права и законодательства, такие, как космическое, атомное, информационное и экологическое законодательство, уголовно-правовые институты борьбы с хакерством, торговлей людьми, незаконной миграцией и др.

Процессы правовой аккультурации, принявшие глобальный характер, взаимовлияние правовых систем неизбежно ведут к сближению последних, к определенной их унификации. Так, на основе европейских стандартов в области прав человека унифицируется гуманитарное национальное право. Вступление страны в международные организации, к примеру, в такие, как МОТ и ВТО, обязывает страну-члена таких международных организаций имплементировать конвенциальные нормы в собственное законодательство, подчинить правовой режим регулирования труда и внешнеэкономической торговли правилам принятым уставами вышеозначенных организаций.

А.С. Пиголкин, говоря об унификации права отдельных государств, писал, что: 1) этому способствует значительное увеличение числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства; 2)степень такой унификации бывает несовпадающей для различных отраслей и институтов права.

Глобализация – «это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптации культурных стереотипов», и в этом смысле она является существенным фактором стандартизации правовой жизни. Углубляющее взаимодействие международного и внутреннего права связано с интернационализацией внутреннего права, одним из путей осуществления которого является приведение в соответствие его норм с так называемыми международно-правовыми стандартами. Стандартизация права – юридическое отражение стандартизации всей общественной жизни, что является одной из самых ярких черт современной цивилизации. Правовая стандартизация проявляется в установлении в рамках международных организаций, а также в государственном масштабе (в федерации) единых минимальных норм и требований к правовому регулированию тех или иных общественныхотношений.

Глобализация и права человека. Стандартизация все более проникает в сферу прав человека. Государства – члены сообщества ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права. Приобретают интерес наднациональные механизмы защиты прав человека. Как отмечается в литературе, в современном мире права человека будут все больше подвергаться международно-правовому регулированию, что предопределено интернационализацией всей общественной жизни, необходимостью решения глобальных проблем, имеющих общечеловеческое значение. Это положительная сторона.

Негативная сторона состоит в том, что защита прав человека в условиях глобализации приобретает особую остроту, что, прежде всего, характерно для сферы частной жизни. Глобализация сопровождается накоплением информации о гражданах, их поведением, созданием электронных баз данных о телеметрических параметрах каждого человека, о структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д. В этой связи действие ряда основных прав и свобод будет испытывать серьезные затруднения.

Возникновение новых глобальных общностей права. С явлением глобализации связано возникновение наднациональных нормативных правовых массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территориального суверенитета государства. Примером этого является возникновение глобального торгового и договорного права. Возникновение глобальных общностей права наблюдается в сфере защиты и охраны окружающей среды. К новым правовым общностям следует отнести гуманитарное право, которое давно уже стало наднациональным. Пожалуй, наиболее колоритным проявлением глобализации является возникновение информационного права. Правовой общностью экстерриториального действия является региональное право, в частности, право Европейского Союза (европейское право – нормативно-юридический комплекс, которому одновременно присущи как черты наднационального, так и внутригосударственного права).

Глобализация и эволюция правовых систем. Глобализация и универсализация культуры самым непосредственным образом влияет на некогда замкнутые правовые семьи: происходит стирание грани между различными типами правовых систем, основывающихся на общности типов культур и цивилизаций. Происходит то, что можно назвать стандартизацией или мутацией правовых систем и правового образа народов, населяющих разные страны и континенты. Это в особенности заметно на уровне европейского континента. Расширение числа государств Европейского Союза и Совета Европы унифицирует правовое развитие стран, входящих в эти сообщества.

Принципиальные изменения коснулись и некогда наиболее замкнутой правовой семьи – мусульманской. Под влиянием правовых систем различных стран мусульманская правовая семья эволюционирует. Это связано прежде всего с её вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих континентальной или англо-саксонской правовым семьям. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы (гражданский и гражданско-процессуальный), совершенствуется деятельность судов (происходит ограничение им упразднение деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата). Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман.

Глобализация и правовое мироощущение. Правовая жизнь современного человека всё более выходит за пределы национальных правовых и государственных систем, приобретая глобальное измерение. Под влиянием глобализации происходит разрушение сформировавшихся типов правосознания; отрицание самодостаточности национальных правовых систем ощущается всё очевиднее. Ослабление государственной власти и действия права снижают как у отдельного человека, так и социальной общности чувствительность к национальным государственно-правовым институтам. В правовой психике людей поселяется напряженность, как реакция на угрозы, которые, по их мнению, нельзя устранить. В то же время, под влиянием негативных процессов глобализации (силовых акций властей, попирающих права отдельных людей и целых народов, пагубного влияния транснациональных предприятий и пр.) наблюдается консолидация правовых чувств и настроений народов самых разных стран и континентов, правовая и политическая активность людей даже противоположных убеждений, вероисповеданий все чаще и сильнее заявляет о себе как важнейший институт формирующегося транснационального (глобального, всемирного) гражданского общества.

Глобализация и правовая наука. Изменение парадигм юридического мышления, отказ от изолюционизма, синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов – характерная черта современной отечественной правовой мысли. Нормативно-партийный подход к юридическим изысканиям, монизм юридической методологии остались в прошлом.

Глобализация и правонарушаемость. Транснациональная преступность как следствие глобализации. Глобализация вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы; порождая люмпенизацию и маргинализацию, создавая значительные массы мелких правонарушений; обогащает арсенал способов и средств совершения преступлений; затрудняет поиск и обнаружение преступников, детерминирует организованные формы преступности. Глобализация самым непосредственным образом связана с транснациональной преступностью, способствует её активизации. Верно замечено, что в эпоху индустриализации (XIХ в.) право выступало инструментом защиты людей от производственного травматизма, в постиндустриальную (XXв.) – от разрушающего воздействия химических и ядерных технологий, то в XXI в. право призвано осуществлять гуманитарную миссию планетарного масштаба, связанную с правовой (цивилизованной) защитой человечества от преступных посягательств на экономическую и деловую организацию всемирного рынка, законное обращение капталов и другие угрозы.

Глобализация и создание транснационального правопорядка. Реально утверждающий на планете порядок всё отчетливее проявляет себя как порядок экономический. Мировая революция нашего века, если она возможна, как раз и может быть представлена глобальной экономикой, которая становится повсеместно правящей системой. Она рассматривается не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом (как политика и даже идеология наступающей эпохи). Очевидно, что правовой порядок не только определенных стран, но и целых регионов будет формироваться и находится под воздействием этого глобального фактора.