Практикум по уголовному процессу. Практикум по уголовному процессу (2088,00 руб.). Вопросы для подготовки к занятию

Приветствую, мои дорогие.

Начнем сегодня, пожалуй, с вопроса к вам. С чего можно начать развивать разговорную речь ребенка?

А ведь правда же! Ведь в начале своего пути словарный запас для свободного разговора вашего малыша находится на самом низком уровне - если не говорить, что его совсем нет. Да и «не свободно» поговорить тоже не всегда получается. Так какой же выход? А выход такой: диалоги для детей на английском.

Удивительно, но эта методика нашла отклик в сердцах как многих детишек, так и их родителей. Секрет здесь прост: вы можете читать или слушать простые диалоги - на первых порах я бы даже советовала мини-диалоги, - разбирать в них отдельные слова и фразы и рассказывать их. Читайте их с переводом, слушайте их в аудио и учитесь.

Сегодня я дам вам несколько различных вариантов, на различные темы и различной сложности.

Практика речи для дошкольного возраста отличается своей простотой и тематикой. Таким маленьким деткам проще всего запомнить то, что их окружает: цвета, животных, семью и т.д. Начнем, пожалуй, с диалогов «Приветствие» и «Знакомство». Например:

-Hi.(Hello/Good morning/Good afternoon/Good evening)
-Hi.
-What is your name?
-My name is Maria. And yours?
-My name is Diana.

-Привет . (Привет / Доброе утро / Добрый день / Добрый вечер )
-Здравствуй.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Мария. А тебя?
-Мое имя Диана.

Это самый простой вариант, с которого можно начать. Развить разговор дальше можно, например, вот таким образом:

-How old are you?
-I am five years old. And how old are you?
-I am six years old.

-Сколько тебе лет?
-Мне пять лет. А сколько тебе лет?
-Мне шесть лет.

-Do you speak English?
-Yes, I do. Do you speak English?
- Yes, I do.

-Ты говоришь по-английски?
-Да. А ты говоришь по-английски?
— Да.

А еще можно использовать такое дополнение:

-Where are you from?
-I am from Moscow. And you?
-I am from London.

-Откуда ты?
-Я Из Москвы. А ты?
-Я из Лондона.

Это то самое элементарное, что вы можете сделать со своим малышом уже сегодня.


А вот варианты, например, для 2 класса на тему семья:

-How many family members do you have?
-I have 4 family members. A mother, a father, me and my older sister. And you?
-I have a father, a mother. I do not have any sisters or brothers.
-This is my mother Tanya and this is my father Vadim. My sister is Olya. She goes to school already.
-My mother’s name is Alina, my father’s name is Nikita.

-Сколько вас в семье?
-Нас четверо . Мама , папа, я и моя старшая сестра . А сколько вас?
-У Меня есть мама , папа. Я не имею ни сестер, ни братьев .
-Это моя мама Таня а это мой папа Вадим . Моя сестра Оля . Она уже ходит в школу .
Имя моей мамы Алина , имя моего папы Никита .

Для учеников 3 класса можно соединить диалог и игру «I can see something blue… ». Например:

-I can see something red…
-It’s an apple. It’s a towel. It’s a shoe.
-I can see something green…
-It’s a flower. It’s a coat.
-I can see something yellow…
-It’s a ball.

-Я могу видеть что-то красное ...
-Это яблоко. Это полотенце . Это ботинок .
-Я могу видеть что-то зеленое ...
-Это цветок . Это пальто .
-Я могу видеть что-то желтое ...
-Это мяч .

Разговоры про животных помогут быстро выучить нужную лексику.

-Do you have a pet?
-Yes, I have a rat. His name is Bonny. Do you have a pet?
-I already have two dogs and a fish.
-What are their names?
-My dogs" names are Dilly and Tisha, and my fish is called Loopy.

-У тебя есть домашнее животное?
-У меня есть крыска . Его зовут Бонни . У тебя есть домашнее животное?
-У меня уже есть две собаки и рыбка .
-Как их зовут?
Имена моих собак Дилли и Тиша , а мою рыбку зовут Лупи .

Хороший вариант тематики - это хобби. Например:

-Do you like football?
-Yes, I do. My favorite football team is Barcelona. And you?
-I do not. I like basketball and tennis. What about reading?
-I like reading. I read several books per week. And do you like reading?
-I do not. I like watching films. My favorite films are “Harry Potter” and “Star Wars”.

-Тебе нравится футбол?
-Да. Мой любимая футбольная команда Барселона . А тебе?
-Мне нет. Я люблю баскетбол и теннис. Как насчет чтения ?
-Мне нравится читать. Я читаю несколько книг в неделю . А ты любишь читать?
-Я нет. Я люблю смотреть фильмы . Мои любимые фильмы « Гарри Поттер» и « Звездные войны».

В дополнение к предыдущему можно добавить следующее:

-How did you spend your summer?
-We went to the sea. The town was beautiful and the sea was very warm. And you?
-I was in the village with my grandparents. We played football with my brother and swam in the lake.

-Как ты провел лето?
-Мы ездили к морю . Город красивый , и море очень теплое . А ты?
-Я был в деревне с бабушкой и дедушкой . Мы играли в футбол с моим братом и плавали в озере .

Для учеников 5 класса, у которых уже есть хорошая лексическая база, можно соединить все эти диалоги, и один за одним раскрывать все эти темы: приветствуйте, знакомство, семья, животные, хобби и т.д.

Что я хочу сказать напоследок, мои дорогие, так это то, что с помощью таких мини-разговоров ваши малыши быстро могут выучить новые слова, а также избавиться от страха разговоров. Могу дать вам несколько советов:

  • не пытайтесь сразу охватить что-то большое и сложное - идите маленькими шагами к своей большой цели.
  • будьте уверены, что ваш ребенок знаком со всеми словами, когда вы что-то проговариваете. Выученные наизусть слова, смысл которых так и остается неизвестным, не принесут абсолютно никакой пользы .
  • комбинируйте использование такого метода с какой-нибудь игрой, чтобы малыш естественным образом запоминал лексику.

Всем-всем ребятам и их родителям рекомендую пройти вот такой курс от Lingualeo «Для самых маленьких » . Этот онлайн курс — в игровой и очень приятной форме — увлечет вашего ребенка и заставит его просить вас «А я хочу еще поиграть в английский» . Моей дочке он до сих пор нравится)), хотя мы его приобретали уже приличное время назад.

Вот и все, мои дорогие. Надеюсь, что эти материалы помогут вам в изучении языка. Более того, еще больше материалов вы можете получить, подписавшись на рассылку моего блога. Совершенствуйте свой английский с моей помощью каждый день.

Арутюнян Анна Аветиковна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – § 4 разд. III; разд. XII; § 1 разд. XIX; § 1 разд. XXVI (совместно с Н.В. Ильютченко).

Брусницын Леонид Владимирович , доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 7, 8 разд. IX; разд. XIII (совместно с Н.В. Ильютченко); задачи 3, 7 разд. XVI.

Васильев Олег Леонидович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1–8, 11–13 разд. VIII; задачи 1–6 разд. IX.

Ветрова Галина Николаевна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – § 1 разд. III; разд. XVIII; § 2 разд. XIX (совместно с С.В. Романовым).

Головко Леонид Витальевич , доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1, 2, 4–8 разд. IV; задачи 1–7 разд. VI; разд. XI; разд. XXV (совместно с М.А. Михеенковой).

Ивасенко Кристина Вадимовна , кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. ХХ, XXIII, XXIV.

Ильютченко Наталия Владимировна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. I; разд. XIII (совместно с Л.В. Брусницыным); разд. XXI; § 1 разд. XXVI (совместно с А.А. Арутюнян).

Куцова Элеонора Федоровна , доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ – разд. X (совместно с С.В. Романовым).

Михеенкова Мария Андреевна , кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. V (совместно с Л.Т. Ульяновой); задачи 8–10 разд. VI; разд. XXII; разд. XXV (совместно с Л.В. Головко).

Романов Станислав Владимирович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 4–6 § 2 разд. III; разд. Х (совместно с Э.Ф. Куцовой); разд. XV; задачи 1, 2, 4–6, 8–11 разд. XVI; разд. XVII; § 2 разд. XIX (совместно с Г.Н. Ветровой).

Ульянова Людмила Тимофеевна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный преподаватель МГУ – задачи 3, 9 разд. IV; разд. V (совместно с М.А. Михеенковой).

Чекулаев Дмитрий Петрович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. II; § 3 разд. III; задачи 1–4, 7–13 разд. VII; разд. XIV; § 2 разд. XXVI.

Ястребов Владислав Борисович , заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1–3 § 2 разд. III; задачи 5, 6 разд. VII; задачи 9, 10 разд. VIII.

Предисловие

Предыдущие издания данного практикума, подготовленного кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, были выпущены в 1990, 1995, 1998, 2004 и 2006 гг. Практикум успешно использовался и используется в учебном процессе не только в МГУ, но и в ряде других высших учебных заведений юридического профиля. Однако в последние годы при работе с ним стали возникать определенные трудности, связанные с тем, что даже издание 2006 г. заметно устарело как нормативно, так и морально. Во-первых, существенно изменилось уголовно-процессуальное законодательство, появились новые решения Конституционного Суда РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ в области уголовного судопроизводства и т.п. Во-вторых, изменилась и сама жизнь, которая также никогда не останавливается, а вместе с ней и различные проявления преступности, социальные и уголовно-процессуальные ситуации, язык уголовно-процессуальных документов и т.д. Все это вызвало необходимость в подготовке нового издания практикума, существенно отличающегося от предшествующих с учетом произошедших изменений.

В то же время важно было не впасть в другую крайность. Появление новых видов и форм преступности (скажем, экономической, в сфере информационных технологий и т.д.) или, допустим, возникшая потребность собирать доказательства в сети «Интернет» отнюдь не означают исчезновение традиционных насильственных и иных преступлений с применением не менее традиционных орудий и оставлением столь же традиционных материальных следов. Поэтому кафедра приняла решение готовить не новый практикум, а новое издание практикума, пусть и кардинально обновленное. Подобный подход позволил отобрать из предыдущих изданий наиболее интересные и не утратившие актуальность задачи, успешно апробированные в учебном процессе, в которые были, разумеется, внесены необходимые коррективы. Таких задач оказалось немало. К ним были добавлены совершенно новые задачи, составленные на основе новейшей следственной и судебной практики. В каких-то разделах новых задач больше, в каких-то – меньше, некоторые разделы обновлены полностью. Это зависит от соответствующей темы, состояния законодательства, влияния социально-экономических инноваций на практику применения того или иного уголовно-процессуального института и т.п.

Отчасти изменился и авторский коллектив практикума. Ушли из жизни профессор К.Ф. Гуценко (2013), доцент М.А. Ковалев (2008), доцент А.И. Трусов (2013). За истекшие с момента выхода последнего издания 10 лет в состав кафедры вошли новые преподаватели: профессора, доценты, ассистенты. В то же время считать их сегодня «новыми» можно лишь с точки зрения сопоставления авторских коллективов данного и предыдущего изданий практикума – они давно и успешно работают на кафедре, прекрасно знакомы с методикой проведения практических занятий (семинаров) по уголовному процессу на юридическом факультете МГУ.

Это дало возможность не только сохранить при всех содержательных изменениях преемственность авторского коллектива, но и оставить неизменным методический подход к составлению включенных в практикум задач. Как отмечено выше, материалом для них по-прежнему служит прежде всего следственная и судебная практика, т.е. реальные уголовные дела. Каждая задача представляет собой изложение конкретного казуса: жизненной ситуации, эпизода расследования или рассмотрения уголовного дела, проблемы, возникшей в связи с обжалованием решения, и т.п. При этом, как и в жизни, для описания казусов нет единого стандарта: они различаются между собой социальным и процессуальным контекстом, стилевыми особенностями, большей или меньшей степенью детализации и даже иногда манерой речи, что характерно как раз для реальных уголовных дел. Студент должен, проанализировав условие задачи, самостоятельно сформулировать юридически значимые вопросы, причем с учетом изучаемой темы учебного курса, в связи с чем никаких заранее составленных вопросов к задачам в практикуме нет. Далее следует определить среди приводимых в задаче фактических обстоятельств те, которые важны для решения поставленных вопросов; найти подлежащие применению правовые нормы , не забывая, разумеется, о правовых позициях Конституционного Суда РФ, постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также теоретических подходах, изложенных в «Курсе уголовного процесса» и других доктринальных источниках; применить соответствующие правовые нормы к фактическим обстоятельствам и, наконец, дать ответ на каждый возникший вопрос. Для правильного решения очень многих задач необходима также оценка доказательств.

Наряду с казусами, подлежащими разрешению, каждый раздел практикума содержит перечень вопросов, нуждающихся в обсуждении на семинарских занятиях по соответствующей теме. Данные вопросы студент должен иметь в виду при подготовке к семинарам. По усмотрению преподавателя многие задачи могут также использоваться для составления студентами письменных текстов уголовно-процессуальных решений (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о признании доказательств недопустимыми, об удовлетворении или отклонении ходатайств и др.).

Остается надеяться, что данное издание практикума будет в учебном процессе не менее полезным, чем предыдущие его издания, и поможет овладеть необходимыми знаниями по такой сложной дисциплине, как уголовное судопроизводство, уже новым поколениям студентов.

Л.В. Головко

Арутюнян Анна Аветиковна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – § 4 разд. III; разд. XII; § 1 разд. XIX; § 1 разд. XXVI (совместно с Н.В. Ильютченко).

Брусницын Леонид Владимирович , доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 7, 8 разд. IX; разд. XIII (совместно с Н.В. Ильютченко); задачи 3, 7 разд. XVI.

Васильев Олег Леонидович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1–8, 11–13 разд. VIII; задачи 1–6 разд. IX.

Ветрова Галина Николаевна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – § 1 разд. III; разд. XVIII; § 2 разд. XIX (совместно с С.В. Романовым).

Головко Леонид Витальевич , доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1, 2, 4–8 разд. IV; задачи 1–7 разд. VI; разд. XI; разд. XXV (совместно с М.А. Михеенковой).

Ивасенко Кристина Вадимовна , кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. ХХ, XXIII, XXIV.

Ильютченко Наталия Владимировна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. I; разд. XIII (совместно с Л.В. Брусницыным); разд. XXI; § 1 разд. XXVI (совместно с А.А. Арутюнян).

Куцова Элеонора Федоровна , доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ – разд. X (совместно с С.В. Романовым).

Михеенкова Мария Андреевна , кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. V (совместно с Л.Т. Ульяновой); задачи 8–10 разд. VI; разд. XXII; разд. XXV (совместно с Л.В. Головко).

Романов Станислав Владимирович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 4–6 § 2 разд. III; разд. Х (совместно с Э.Ф. Куцовой); разд. XV; задачи 1, 2, 4–6, 8–11 разд. XVI; разд. XVII; § 2 разд. XIX (совместно с Г.Н. Ветровой).

Ульянова Людмила Тимофеевна , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный преподаватель МГУ – задачи 3, 9 разд. IV; разд. V (совместно с М.А. Михеенковой).

Чекулаев Дмитрий Петрович , кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – разд. II; § 3 разд. III; задачи 1–4, 7–13 разд. VII; разд. XIV; § 2 разд. XXVI.

Ястребов Владислав Борисович , заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – задачи 1–3 § 2 разд. III; задачи 5, 6 разд. VII; задачи 9, 10 разд. VIII.

Предисловие

Предыдущие издания данного практикума, подготовленного кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, были выпущены в 1990, 1995, 1998, 2004 и 2006 гг. Практикум успешно использовался и используется в учебном процессе не только в МГУ, но и в ряде других высших учебных заведений юридического профиля. Однако в последние годы при работе с ним стали возникать определенные трудности, связанные с тем, что даже издание 2006 г. заметно устарело как нормативно, так и морально. Во-первых, существенно изменилось уголовно-процессуальное законодательство, появились новые решения Конституционного Суда РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ в области уголовного судопроизводства и т.п. Во-вторых, изменилась и сама жизнь, которая также никогда не останавливается, а вместе с ней и различные проявления преступности, социальные и уголовно-процессуальные ситуации, язык уголовно-процессуальных документов и т.д. Все это вызвало необходимость в подготовке нового издания практикума, существенно отличающегося от предшествующих с учетом произошедших изменений.

В то же время важно было не впасть в другую крайность. Появление новых видов и форм преступности (скажем, экономической, в сфере информационных технологий и т.д.) или, допустим, возникшая потребность собирать доказательства в сети «Интернет» отнюдь не означают исчезновение традиционных насильственных и иных преступлений с применением не менее традиционных орудий и оставлением столь же традиционных материальных следов. Поэтому кафедра приняла решение готовить не новый практикум, а новое издание практикума, пусть и кардинально обновленное. Подобный подход позволил отобрать из предыдущих изданий наиболее интересные и не утратившие актуальность задачи, успешно апробированные в учебном процессе, в которые были, разумеется, внесены необходимые коррективы. Таких задач оказалось немало. К ним были добавлены совершенно новые задачи, составленные на основе новейшей следственной и судебной практики. В каких-то разделах новых задач больше, в каких-то – меньше, некоторые разделы обновлены полностью. Это зависит от соответствующей темы, состояния законодательства, влияния социально-экономических инноваций на практику применения того или иного уголовно-процессуального института и т.п.

Отчасти изменился и авторский коллектив практикума. Ушли из жизни профессор К.Ф. Гуценко (2013), доцент М.А. Ковалев (2008), доцент А.И. Трусов (2013). За истекшие с момента выхода последнего издания 10 лет в состав кафедры вошли новые преподаватели: профессора, доценты, ассистенты. В то же время считать их сегодня «новыми» можно лишь с точки зрения сопоставления авторских коллективов данного и предыдущего изданий практикума – они давно и успешно работают на кафедре, прекрасно знакомы с методикой проведения практических занятий (семинаров) по уголовному процессу на юридическом факультете МГУ.

Это дало возможность не только сохранить при всех содержательных изменениях преемственность авторского коллектива, но и оставить неизменным методический подход к составлению включенных в практикум задач. Как отмечено выше, материалом для них по-прежнему служит прежде всего следственная и судебная практика, т.е. реальные уголовные дела. Каждая задача представляет собой изложение конкретного казуса: жизненной ситуации, эпизода расследования или рассмотрения уголовного дела, проблемы, возникшей в связи с обжалованием решения, и т.п. При этом, как и в жизни, для описания казусов нет единого стандарта: они различаются между собой социальным и процессуальным контекстом, стилевыми особенностями, большей или меньшей степенью детализации и даже иногда манерой речи, что характерно как раз для реальных уголовных дел. Студент должен, проанализировав условие задачи, самостоятельно сформулировать юридически значимые вопросы, причем с учетом изучаемой темы учебного курса, в связи с чем никаких заранее составленных вопросов к задачам в практикуме нет. Далее следует определить среди приводимых в задаче фактических обстоятельств те, которые важны для решения поставленных вопросов; найти подлежащие применению правовые нормы , не забывая, разумеется, о правовых позициях Конституционного Суда РФ, постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также теоретических подходах, изложенных в «Курсе уголовного процесса» и других доктринальных источниках; применить соответствующие правовые нормы к фактическим обстоятельствам и, наконец, дать ответ на каждый возникший вопрос. Для правильного решения очень многих задач необходима также оценка доказательств.

Текущая страница: 1 (всего у книги 30 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

Уголовный процесс. Практикум
Под редакцией А.С. Таран

Рецензенты:

Н.М. Кипнис, доц. кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, канд. юрид. наук, доц.,

С.А. Шейфер, почетный заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, проф.


Бедняков И.Л., канд. юрид. наук – 1.1, 1.2, 1.6, 1.13 (кроме аналитических вопросов), 4.1 (тема 6);

Дробинин Д.В., канд. юрид. наук, доцент – 1.11, 4.1 (тема И);

Жирова М.Ю., канд. юрид. наук – 1.16 (кроме задач 4–6), 4.1 (тема 16), 5.1;

Иванов В.В., канд. юрид. наук, доцент – 1.7,1.20,1.25 (задачи 4–6); 4.1 (темы 7, 20, 25);

Кувалдина Ю.В., канд. юрид. наук – 1.15,1.24 (аналитические вопросы), 3.2, 3.5, 3.7–3.9, 3.11, 3.13, 3.16, 3.17, 4.1 (темы 15, 24);

Кузовенекова ЮЛ., канд. юрид. наук – 1.3 (задачи 1-12); 3.14, 3.15;

Олиндер Н.В., канд. юрид. наук – 1.25 (темы для дебатов, задачи 1–3), 1.27, 3.18.4.1 (тема 27);

Петрова Н.Е., канд. юрид. наук – 1.4, 5.6 (с приложениями);

Развейкина Н.А., канд. юрид. наук – 1.8, 1.17 (кроме задач 1, 8-10), 3.4, 3.6, 3.10, 3.12,4.1 (темы 8, 17);

Савельев К.А., канд. юрид. наук, доцент – 1.10,1.18,1.19,1.21-1.23,1.26,1.28, 4.1 (темы 10, 18, 19, 21, 22, 23, 26, 28);

Тарасов А.А., д-р юрид. наук, профессор – глава 6 с приложениями (в соавторстве);

Таран А.С., канд. юрид. наук, доцент, ответственный редактор – введение, глава 1 (задания ко всем темам), 1.3 (задачи 13–16), 1.5, 1.9, 3.4, 4.1 (темы 1–3, 5, 9), 5.5 (с приложениями), глава 6 с приложениями (в соавторстве), список литературы;

Шестакова Л А., ассистент – 1.24 (задачи), глава 2;

Шуваткин А.В., канд. юрид. наук, доцент – 1.12, 4.1 (тема 12);

Юношев С.В., канд. юрид. наук, доцент – 1.13 (аналитические вопросы), 1.14, 1.16 (задачи 4–6), 1.17 (задачи 1, 8-10), 3.1, 4.1 (темы 4, 13, 14), 4.2, 5.2–5.4, глава 6 с приложениями (в соавторстве).

Введение


Говори – может, послушаю;
объясни – может, запомню;
вовлеки – сделаю!»

(Китайская пословица)


Уголовно-процессуальное право – одна из важнейших отраслей российского права. Учебный курс «Уголовный процесс РФ» представляет собой одну из профилирующих дисциплин по учебному плану юридических вузов по специальности «юриспруденция».

Его написание обусловлено тем, что изучение данного курса актуально не только с точки зрения теоретической, но и практической подготовки будущих следователей, прокуроров, судей, адвокатов и других представителей различных направлений профессиональной правоприменительной деятельности.

Величайшая цель образования – не столько знания, сколько действия.

Г. Спенсер

Студент должен не только знать положения закона, но и уметь их применять, разрешать сложные практические ситуации (казусы), обладать навыками составления процессуальных документов, производства отельных процессуальных действий и т. д.

Широко известна так называемая пирамида обучения, достаточно наглядно иллюстрирующая связь между применяемым педагогическим приемом и результатом обучения.



Очевидна эффективность интерактивных методик в обучении студентов, на применение которых направлен настоящий практикум. Они апробированы его авторами в ходе многолетнего опыта использования в педагогической практике.


Настоящий практикум состоит из трех разделов.

Раздел I «Рабочие материалы к практическим занятиям» включает в себя материалы для проведения занятий по 28 темам курса.

Рабочие материалы дают возможность преподавателю организовать работу студентов на практическом занятии, а также их самостоятельную работу по подготовке к нему и по последующему углублению соответствующих знаний и навыков.

Рабочие материалы делятся на две категории.

1. Задачи и учебные задания.

В начале каждой темы изложены компетенции, на приобретение которых направлен соответствующий раздел практикума.

В рабочие материалы входят:

– включают в себя вопросы на знание положений действующего законодательства, вводят студентов на уровень нормативного и понятийного знаний о предмете;

аналитические вопросы - вопросы, имеющие спорный, дискуссионный характер, требующие анализа, обобщения и т. д. Данные вопросы могут быть использованы как студентами для углубленной подготовки к семинарскому занятию, так и педагогом для проведения мозговых штурмов, организации работы в малых группах и пр.;

темы для дебатов - содержат тезисы для организации и проведения дискуссии в учебной группе в формате дебатов, для защиты или опровержения командами;

♦ задания – творческие задания по работе с полученной при изучении темы информацией – предполагают выполнение студентами следующих видов работ:

♦ составление таблиц;

♦ составление схем;

♦ составление классификаций;

♦ составление алгоритма проведения процессуальных действий и т. д.

2. Практические материалы содержат протоколы процессуальных действий, процессуальные решения, которые могут быть использованы в учебном процессе при изучении соответствующих тем. Все материалы взяты из реальных уголовных дел, адаптированы к учебному процессу, фамилии должностных лиц и фигурантов дел изменены.

Практические материалы сопровождаются соответствующими заданиями: найти допущенные процессуальные нарушения, принять и составить процессуальное решение и пр.


Раздел II «Материалы для промежуточного и итогового контроля знаний. Тематика отчетных работ» содержит инструментарий текущего и итогового контроля знаний студентов.

В него входят:

♦ тесты по темам практикума;

♦ тематика для рефератов и эссе;

♦ вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену.


Раздел III «Методические материалы для проведения семинарских занятий, организации и выполнения самостоятельной работы студентов» включает в себя теоретическую информацию и практические авторские наработки, которые позволят преподавателям использовать описываемую методику проведения занятия.

Среди педагогических приемов и методов, получивших освещение в данном разделе:

♦ презентация;

♦ синквейн;

♦ пакетограмма или метод Стока;

♦ организация и проведение эмпирического исследования;

♦ тестирование;

♦ дебаты.

Особо выделена деловая игра «Учебный уголовный процесс». Глава 6 практикума посвящена организации и проведению учебного уголовного процесса: дается информация о понятии, сущности данной деловой игры, раскрываются этапы ее проведения, представлены практические рекомендации как преподавателям, ее курирующим, так и студентам, принимающим в ней участие.

Впервые в СамГУ деловая игра «Учебный уголовный процесс» была организована в 1973 г. со студентами третьего курса первого набора. С тех пор она стала ежегодно проводиться кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Большая заслуга в поддержании этого начинания, в том, что данная деловая игра стола традицией и своего рода визитной карточкой кафедры, принадлежит почетному заведующему кафедрой, доктору юридических наук, профессору С.А. Шейферу.

Материал и задания практикума согласованы с позициями Конституционного Суда РФ, учитывают рекомендации Пленума Верховного

Суда РФ. В качестве приложения к практикуму включен перечень нормативных источников, список общих для всего курса учебников и учебных пособий, а также рекомендуемой литературы по отдельным темам.

Изучение курса «Уголовный процесс РФ» опирается на те общекультурные и профессиональные компетенции, которые ранее уже были выработаны у студентов при усвоении курсов «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Конституционное право РФ», «Теория государства и права», «История государства и права России», «Профессиональная этика».

Освоение уголовно-процессуального права РФ служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «Криминалистика», «Юридическая психология», «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», а также профильных дисциплин, включенных в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ООП.

Настоящий практикум может быть использован в дополнение и развитие учебника «Уголовно-процессуальное право РФ», подготовленного авторским коллективом кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета для студентов специальности «Юриспруденция» направления «Бакалавриат».


По результатам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право РФ» студент должен:


– основные положения действующего уголовно-процессуального права,

– источники уголовно-процессуального права, основные правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ,

– тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства,

– требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности и ее результатам,

– права и обязанности участников уголовного судопроизводства,

– особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел,

типичные ошибки практики расследования и рассмотрения уголовных дел;


– анализировать уголовно-процессуальные нормы, применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации,

– использовать знание закона для защиты прав и законных интересов граждан,

– аргументировать (устно и письменно) свою позицию по спорным вопросам теории и практики уголовного судопроизводства,

– обоснованно формулировать претензии к качеству нормативно-правовых актов.

– составлять процессуальные документы;


♦ владеть:

– представлением о теоретических и практических проблемах, касающихся нормативной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, перспективах развития российского законодательства об уголовном судопроизводстве,

– навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применимых к ней правовых норм,

– приемами ведения полемики (доказывания и опровержения),

– навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу,

– способностями оценки с точки зрения требований УПК РФ законности и обоснованности основных процессуальных решений, процессуальных действий (бездействия) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство.

Раздел I
Рабочие материалы к практическим занятиям

Глава 1
Задачи и учебные задания
1.1. Сущность и назначение уголовного процесса РФ

знать определения основных понятий уголовно-процессуального права, его назначения и социальные цели, связи и различия с другими видами судебного процесса, стадии процесса, выделять различные типы процесса, важнейшие черты российского и зарубежного уголовного судопроизводства, различать процессуальные функции;

уметь отграничивать различные виды процессуальной деятельности, связывать цели каждой стадии с назначением уголовного процесса, выделять цели, стоящие перед обвинением и защитой;

владеть навыками системного толкования уголовно-процессуального закона и применения его к целям и средствам их достижения на каждой стадии судопроизводства.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Назначение уголовного процесса.

2. Понятие уголовного процесса (уголовного судопроизводства) как метода осуществления правосудия по уголовным делам.

3. Особенности раннеобвинительного процесса.

4. Характеристика инквизиционного процесса.

5. Сущность состязательного типа судопроизводства.

6. Система уголовного процесса.

7. Понятие и характеристика стадий уголовного процесса.

8. Особенности континентальной формы уголовного процесса.

9. Специфика англосаксонского судопроизводства по уголовным делам.

Аналитические вопросы

1. Каковы отличия уголовного процесса от гражданского процесса?

2. В чем проявляется взаимосвязь уголовного процесса с уголовным правом?

3. К какому типу относится современный российский процесс, назовите его основные черты?

Темы для дебатов

1. Российский процесс – инквизиционный процесс.

2. Назначение уголовного процесса – быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных.

Задания

Задание 1. Составьте и заполните сравнительную таблицу типов уголовного процесса по предлагаемой форме



Задание 2. Заполните таблицу стадий уголовного процесса по предлагаемой форме.



Задание 3. Составьте и заполните сравнительную таблицу стадий уголовного процесса по предлагаемой форме.


Задачи

Задача 1. Сотрудниками полиции был задержан 14-летний Новоселов, который ночью проник в магазин и пытался похитить продукты питания. Установлено, что Новоселов сирота, определенного места жительства и источника дохода не имеет. Со слов несовершеннолетнего на кражу продуктов он решился в связи с отсутствием у него материальных средств на их приобретение.

Уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд. По результатам рассмотрения в отношении Новоселова вынесен обвинительный приговор.

Достигнута ли в рассмотренной ситуации цель уголовного процесса? Что следует понимать под целью уголовного процесса?


Задача 2. В ходе судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Гранаткина было установлено, что обыск в его квартире (по результатам которого у Гранаткина было изъято наркотическое средство героин массой 110 грамм) произведен с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства. Протокол обыска признан судом недопустимым доказательством, а в отношении Гранаткина вынесен оправдательный приговор.

Достигнуты ли в данном случае цели уголовного судопроизводства?


Задача 3. В отдел полиции поступило заявление от гр-на Рыбина о хищении у него мобильного телефона. Следователь Новиков возбудил по данному факту уголовное дело, произвел осмотр места происшествия, допросил в качестве потерпевшего Рыбина, а также направил в орган дознания поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших кражу, а также обнаружение похищенного имущества.

Других действий, направленных на установление личности преступника и местонахождения похищенного имущества, следователь не проводил. По истечении двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела следователь вынес постановление о приостановлении расследования по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого).


Задача 4. По факту разбоя в отношении Медведева было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был задержан Симонов, он был допрошен следователем в качестве подозреваемого. Впоследствии уголовное преследование в отношении него было прекращено в связи с непричастностью к совершению данного преступления. По окончании срока расследования производство по уголовному делу было приостановлено.

Укажите стадии уголовного процесса, через которые прошло уголовное дело. Дайте определение стадии уголовного процесса.


Задача 5. Хохлова, проживающая в кв. 1 д. 1 по ул. Мира неоднократно видела неизвестных ей граждан, по внешним признакам похожим на лиц, употребляющих наркотические средства, которые в разное время суток приходили к Гаврилову, проживающему в кв. 3 того же дома и ранее неоднократно судимому. Заподозрив, что в квартире Гаврилова эти лица употребляют наркотические средства, Хохлова сообщила об этом в отдел полиции оперативному уполномоченному Васильеву. Проверив негласным путем поступившую информацию и убедившись, что Гаврилов действительно организовал в свой квартире притон для употребления наркотических средств, сотрудник отдела полиции Васильев доложил об этом рапортом начальнику отдела Смирнову.

По указанию Смирнова дознаватель Шишкин по данному факту возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 232 УК РФ. С целью получения доказательств, указывающих на организацию Гавриловым притона для употребления наркотических средств, Шишкин допросил Хохлову, жильца кв. 2 Мухина, на основании судебного решения произвел обыск в квартире Гаврилова.

Укажите, какие из перечисленных отношений являются уголовно – процессуальными:

– между Хохловой и оперативным уполномоченным Васильевым ;

между оперативным уполномоченным Васильевым и начальником отдела полиции Смирновым ;

между начальником отдела полиции Смирновым и дознавателем Шишкиным ;

между дознавателем Шишкиным и гр-ном Мухиным ;

между дознавателем Шишкиным и судьей районного суда при получении разрешения на производство обыска.


Задача 6. Кетов обвинялся органами предварительного расследования в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель пришел к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают виновность Кетова в инкриминируемом деянии. В связи с этим прокурор отказался от обвинения Кетова. Однако судья не принял отказ прокурора, продолжил разбирательство уголовного дела и вынес в отношении подсудимого обвинительный приговор.

1.2. Понятие и источники уголовно-процессуального права

В результате освоения материала данной темы студент должен:

знать характерные особенности уголовно-процессуального права и иерархию его источников, понятие уголовно-процессуального закона, структуру и характеристику Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ для уголовно-процессуальной деятельности, способы правового воздействия в уголовном процессе, уголовно-процессуальные нормы и их структуру, особенности санкций в уголовно-процессуальной норме, механизм уголовно-процессуального регулирования, действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, сроки и порядок их исчисления, а также особенности уголовно-процессуальных правоотношений;

уметь отграничивать источники уголовно-процессуального права от иных нормативно-правовых актов, разрешать противоречия между различными источниками, различать структуру норм уголовного процесса, исчислять сроки в процессуальной деятельности;

владеть навыками системного толкования уголовно-процессуального закона и применения его к целям и средствам их достижения, определять границы применения уголовно-процессуального закона.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие уголовно-процессуального права.

2. Характеристика уголовно-процессуальных отношений.

3. Понятие и значение процессуальной формы.

4. Понятие и виды процессуальных гарантий.

5. Понятие и система международных принципов и норм международного права.

6. Понятие и значение уголовно-процессуального закона.

7. Значение Конституции РФ для уголовного судопроизводства.

8. Общая характеристика содержания и структуры уголовно-процессуального кодекса РФ.

9. Способы правового воздействия в сфере судопроизводства.

10. Особенности уголовно-процессуальной нормы и ее структуры.

11. Виды гипотез и диспозиций правовой нормы. Особенности санкций в уголовно-процессуальной норме.

12. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

Аналитические вопросы

1. Перечислите известные вам источники уголовно-процессуального права, обозначьте их иерархию в зависимости от юридической силы.

2. Определите значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ для уголовно-процессуальной деятельности.

Темы для дебатов

1. В Российской правовой системе нет места судебному прецеденту.

2. Конституционный Суд РФ не является правотворцем.

Задания

Задание 1. Изобразите схематично иерархию источников уголовно-процессуального права по их юридической силе.

Задание 2. Составьте классификацию источников уголовно-процессуального права по различным основаниям.

Задачи

Задача 1. В ходе расследования дела об организации преступного сообщества следователем был допрошен ряд свидетелей, показавших, что документы, имеющие значение для установления существенных обстоятельств уголовного дела, были переданы обвиняемым своему адвокату. Следователем было принято решение о производстве обыска в рабочем кабинете адвоката Сафронова, расположенном в офисном центре.

Ознакомившись с постановлением о производстве обыска, адвокат Сафронов заявил, что оно незаконно, так как разрешение на производство обыска в помещении, занимаемом адвокатом, должен давать федеральный судья. Адвокат Сафронов указал на Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 № 439-0, в соответствии с которым «положения статей 7, 29 и 182 УПК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, и в системном единстве с положениями и. 3 ст. 8 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” не предполагают возможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия об этом специального судебного решения».

Следователь возразил адвокату, указав, что согласно ч. 1 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ, который не содержит требования получения санкции суда на производство обыска в адвокатском офисе, соответственно содержание приведенного решения противоречит нормам УПК РФ.

Адвокат Сафронов обжаловал в суд решение следователя о производстве обыска в своем кабинете.

Примите решение по жалобе адвоката. Правомерны ли действия следователя? Объясните значение решений Конституционного Суда РФ в сфере уголовного судопроизводства.


Задача 2. Гражданин Головин подал в районный отдел внутренних дел заявление о краже имущества из принадлежащей ему квартиры. В тот же день следователем был произведен осмотр места происшествия, допрошены в качестве свидетелей соседи Головина, он признан потерпевшим.

В течение трех месяцев Головина в районный ОВД не вызывали, о ходе расследования ему не сообщали.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» говорится: «К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие».

Вправе ли Головин обратиться в суд с жалобой на бездействие сотрудников ОВД, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РФ?

Объясните значение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики в сфере уголовного судопроизводства.


Задача 3. Адвокат Михайлов, представляющий интересы обвиняемого Логинова, содержащегося под стражей, прибыл в следственный изолятор для встречи со своим подзащитным. На контрольно-пропускном пункте адвокат предъявил дежурному офицеру следственного изолятора удостоверение адвоката и ордер, подтверждающий его полномочия по оказанию юридической помощи Логинову

Дежурный офицер отказался пропустить адвоката Михайлова, предъявив ему приказ начальника следственного изолятора, в соответствии с которым допуск лиц на режимную территорию осуществляется только по предъявлению паспорта.

Михайлов сослался на соответствующие нормы УПК РФ, регламентирующие участие защитника в деле, права обвиняемого и т. д., однако ответственный дежурный по следственному изолятору заявил, что в своей работе он руководствуется не нормами УПК РФ, а правовыми актами своего ведомства.

Оцепите создавшуюся ситуацию. Являются ли нормы УПК РФ обязательными для сотрудников следственного изолятора? Являются ли приказы начальника следственного изолятора источниками уголовно – процессуального права?


Задача 4. При расследовании уголовного дела о разбое, совершенном организованной группой ранее судимых лиц, следователь получил от сотрудника оперативного подразделения сведения о месте нахождения тайника с оружием, добытые в ходе оперативно-розыскной деятельности путем использования специальных технических средств. Информация об организации оперативно-розыскных мероприятий, средствах, используемых при их проведении, составляет государственную тайну.

Возможно ли использование информации, полученной при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в уголовном процессе? Если да, то каким образом?


Задача 5. Пассажирский круизный лайнер «Великий Новгород» под флагом Российской Федерации совершал рейс по маршруту Сочи – Барселона – Сочи. Когда лайнер находился в порту г. Варна (Болгария), матрос Толкунов (гражданин РФ) в ходе конфликта с боцманом Чичкиным (гражданином Украины) нанес последнему в кают-компании лайнера ножевое ранение, от которого Чичкин скончался в госпитале г. Варна.

В соответствии с законодательством какого государства должно проводиться расследование данного преступления?


Задача 6. В процессе полета по маршруту Москва – Стокгольм на борту лайнера «Боинг-747» авиакомпании «РусАЛ» гражданин Швеции Хольмквист, будучи в состоянии алкогольного опьянения, затеял драку с гражданином РФ Смирновым, в результате которой причинил последнему вред здоровью средней тяжести.

Гражданин Хольмквист потребовал, чтобы расследование по данному факту проводилось полицией Швеции, так как он является гражданином данного государства и драка произошла при полете в воздушном пространстве Швеции.

Компетентные органы какого государства должны проводить расследование в данном случае? Обоснованы ли требования гражданина Швеции?


Задача 7. Сотрудниками полиции при проведении проверочной закупки в г. Москве вместе с гражданами РФ был задержан советник посла одного из африканских государств, у которого при себе были обнаружены два автоматических пистолета. При задержании им было оказано вооруженное сопротивление, в результате которого тяжело ранен один из сотрудников полиции. В тот же день по данному факту было возбуждено уголовное дело, советник посла задержан по подозрению в совершении преступления.


Задача 8. В отдел полиции поступило сообщение об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти – открытой черепно-мозговой травмой. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что погибший является гражданином Китайской Народной Республики (КНР) и находился на территории РФ нелегально. В тот же день был задержан знакомый погибшего, также являющийся гражданином КНР. Очевидцы пояснили, что между указанными лицами произошла ссора, в ходе которой погибшему и была нанесена травма.

Следователь отказался возбуждать уголовное дело, так как по его мнению, случившееся событие не причинило вреда интересам РФ или отдельным ее гражданам, должно быть квалифицировано по уголовному законодательству КНР и расследоваться компетентными органами этого государства.

Рецензенты:

  • Н.М. Кипнис, доц. кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, канд. юрид. наук, доц.,
  • С.А. Шейфер, почетный заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, проф.

ISBN 978-5-4365-0119-2
DOI 10.15216/978-5-4365-0119-2
УДК 343(075.8) ББК 67.410.2я73 У26

Практикум по курсу «Уголовный процесс» содержательно соответствует одноименному . Составлен по материалам уголовных дел, взятых из практической деятельности следователей, дознавателей (в том числе и следователей военных следственных органов), судебных органов (в том числе и в практической деятельности военных судебных органов), адвокатуры и т.д.

По каждой учебной теме курса представлен краткий план ее изучения для практических и семинарских занятий. Кроме того, по каждой теме имеются тестовые задания, которые желательно использовать при изучении тематики уголовно-процессуального права. В данном пособии отражены последние изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся вопросами уголовного судопроизводства.

Изд. № 7781. Подписано в печать 16.02.2015. Формат 60x90/16. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 19,66. Тираж 300 экз. Заказ №
ООО «Юстиция». 107076, г. Москва, переулок Колодезный, д. 14. Тел.: 8-495-741-46-28. E-mail: [email protected] http://www.iyst.ru
Отпечатано в филиале «Чеховский Печатный Двор» ОАО «Первая Образцовая типография». 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1.

РАЗДЕЛ I. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 13

Глава 1. задачи и учебные задания 14

1.1. Сущность и назначение уголовного процесса РФ 14
1.2. Понятие и источники уголовно-процессуального права 18
1.3. Принципы уголовно-процессуального права. 23
1.4. Субъекты (участники) уголовного процесса. 30
1.5. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. 35
1.6. Меры уголовно-процессуального принуждения. 48
1.7. Возмещение ущерба в уголовном судопроизводстве 55
1.8. Средства против незаконных действий и решений в уголовном процессе.. 60
1.9. Нравственные основы уголовного судопроизводства.. 64
1.10. Возбуждение уголовного дела 72
1.11. Предварительное расследование 77
1.12. Подсудность. 89
1.13. Подготовка к судебному заседанию 93
1.14. Судебное разбирательство 97
1.15. Особый порядок судебного разбирательства. 108
1.16. Особенности рассмотрения и разрешения уголовного дела мировым судьей. 119
1.17. Производство в суде с участием присяжных заседателей. 123
1.18. Общая характеристика пересмотра приговоров и иных решений суда.. 131
1.19. Производство в суде апелляционной инстанции 135
1.20. Исполнение приговора 139
1.21. Производство в суде кассационной инстанции.. 142
1.22. Производство в надзорной инстанции 146
1.23. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.. 149
1.24. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 153
1.25. Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера.. 161
1.26. Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 164
1.27. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. 168
1.28. Современный уголовный процесс зарубежных стран.. 171

Глава 2. Практические материалы.. 175

2.1. Субъекты (участники) уголовного процесса. 175
2.2. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. 177
2.3. Меры уголовно-процессуального принуждения. 179
2.4. Средства против незаконных действий и решений
в уголовном процессе.. 185
2.5. Возбуждение уголовного дела 189
2.6. Предварительное расследование 193

РАЗДЕЛ II. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ. ТЕМАТИКА ОТЧЕТНЫХ РАБОТ..203

Глава 3. тесты 204

3.1. Тест по Общей части курса «Уголовный процесс РФ» 204
3.2. Тест к теме «Возбуждение уголовного дела». 214
3.3. Тесты к теме «Предварительное расследование» 218
3.4. Тест к теме «Нравственные основы уголовного судопроизводства» 232
3.5. Тест к теме «Подсудность» 235
3.6. Тест к теме «Подготовка к судебному заседанию».. 240
3.7. Тест к теме «Судебное разбирательство» . 244
3.8. Тест к теме «Особый порядок судебного разбирательства».. 248
3.9. Тест к теме «Особенности рассмотрения и разрешения дела мировым судьей» 253
3.10. Тест к теме «Производство в суде присяжных». 257
3.11. Тест к теме «Производство в суде апелляционной инстанции» . 261
3.12. Тест к теме «Исполнение приговора».. 266
3.13. Тест к теме «Производство в суде кассационной инстанции» 269
3.14. Тест к теме «Производство в суде надзорной инстанции» 274
3.15. Тест к теме «Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств» . 278
3.16. Тест к теме «Производство по делам в отношении несовершеннолетних» . 282
3.17. Тест к темам «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Производство о применении принудительных мер медицинского характера» . 286
3.18. Тест к теме «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» 291

Глава 4. отчетные и итоговые формы контроля 295

4.1. Тематика для рефератов и эссе. 295
4.2. Вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену. 302

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 307

Глава 5. Отдельные образовательные технологии в преподавании курса.. 308

5.1. Использование мультимедийных презентаций при проведении практических занятий 308
5.2. Синквейн: постановка задания.. 313
5.3. Пакетограмма, или метод Стока. 316
5.4. Тестирование: правила организации и проведения (на примере теста по Общей части курса«Уголовный процесс РФ») 323
5.5. Организация и проведение эмпирического исследования 326
5.6. Дебаты: правила организации и проведения. 331

Глава 6. деловая игра «учебный уголовный процесс» 339

6.1. Общие положения.. 339
6.2. Подготовительный этап 344
6.3. Репетиционный этап 348
6.4. Демонстрационный этап. 359
6.5. Заключительный этап. 361
6.6. Особенности подготовки деловой игры, моделирующей производство в суде присяжных 364

Приложения

1. Приложения к пункту 5.5 «Организация и проведение эмпирического исследования».. 367
2. Приложения к пункту 5.6 «Дебаты: правила организации и проведения» 378
3. Приложения к главе «Учебный уголовный процесс».. 390

Основная: учебники и учебные пособия.. 410
Дополнительная. 411
Нормативная. 420
Подзаконные нормативно-правовые акты 422
Судебная практика. 424

Аавторский коллектив

Бедняков И.Л., канд. юрид. наук — 1.1, 1.2, 1.6, 1.13 (кроме аналитических вопросов), 4.1 (тема 6);
Дробинин Д.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.11, 4.1 (тема 11);
Жирова М.Ю., канд. юрид. наук — 1.16 (кроме задач 4—6), 4.1 (тема 16), 5.1;
Иванов В.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.7, 1.20, 1.25 (задачи 4—6); 4.1 (темы 7, 20, 25);
Кувалдина Ю.В., канд. юрид. наук — 1.15, 1.24 (аналитические вопросы), 3.2, 3.5, 3.7—3.9, 3.11, 3.13, 3.16, 3.17, 4.1 (темы 15, 24);
Кузовенекова Ю.А., канд. юрид. наук — 1.3 (задачи 1—12); 3.14, 3.15;
Олиндер Н.В., канд. юрид. наук — 1.25 (темы для дебатов, задачи 1—3), 1.27, 3.18, 4.1 (тема 27);
Петрова Н.Е., канд. юрид. наук — 1.4, 5.6 (с приложениями);
Развейкина Н.А., канд. юрид. наук — 1.8, 1.17 (кроме задач 1, 8—10), 3.4, 3.6, 3.10, 3.12, 4.1 (темы 8, 17);
Савельев К.А., канд. юрид. наук, доцент — 1.10, 1.18, 1.19, 1.21—1.23, 1.26, 1.28, 4.1 (темы 10, 18, 19, 21, 22, 23, 26, 28);
Тарасов А.А., д-р юрид. наук, профессор — глава 6 с приложениями (в соавторстве);
Таран А.С., канд. юрид. наук, доцент, ответственный редактор — введение, глава 1 (задания ко всем темам), 1.3 (задачи 13—16), 1.5, 1.9, 3.4, 4.1 (темы 1—3, 5, 9), 5.5 (с приложениями), глава 6 с приложениями (в соавторстве), список литературы;
Шестакова Л.А., ассистент — 1.24 (задачи), глава 2;
Шуваткин А.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.12, 4.1 (тема 12);
Юношев С.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.13 (аналитические вопросы), 1.14, 1.16 (задачи 4—6), 1.17 (задачи 1, 8—10), 3.1, 4.1 (темы 4, 13, 14), 4.2, 5.2—5.4, глава 6 с приложениями (в соавторстве).

Введение

«Говори — может, послушаю; объясни — может, запомню; вовлеки — сделаю!»
(Китайская пословица)

Уголовно-процессуальное право — одна из важнейших отраслей российского права. Учебный курс «Уголовный процесс РФ» представляет собой одну из профилирующих дисциплин по учебному плану юридических вузов по специальности «юриспруденция».

Его написание обусловлено тем, что изучение данного курса актуально не только с точки зрения теоретической, но и практической подготовки будущих следователей, прокуроров, судей, адвокатов и других представителей различных направлений профессиональной правоприменительной деятельности.

Величайшая цель образования — не столько знания, сколько действия.
Г. Спенсер

Студент должен не только знать положения закона, но и уметь их применять, разрешать сложные практические ситуации (казусы), обладать навыками составления процессуальных документов, производства отельных процессуальных действий и т.д.

Широко известна так называемая пирамида обучения, достаточно наглядно иллюстрирующая связь между применяемым педагогическим приемом и результатом обучения.

Очевидна эффективность интерактивных методик в обучении студентов, на применение которых направлен настоящий практикум. Они апробированы его авторами в ходе многолетнего опыта использования в педагогической практике.

Настоящий практикум состоит из трех разделов.

Раздел I «Рабочие материалы к практическим занятиям» включает в себя материалы для проведения занятий по 28 темам курса.

Рабочие материалы дают возможность преподавателю организовать работу студентов на практическом занятии, а также их самостоятельную работу по подготовке к нему и по последующему углублению соответствующих знаний и навыков.

Рабочие материалы делятся на две категории.

1. Задачи и учебные задания.

В начале каждой темы изложены компетенции, на приобретение которых направлен соответствующий раздел практикума. В рабочие материалы входят:

  • вопросы для подготовки к занятию — включают в себя вопросы на знание положений действующего законодательства, вводят студентов на уровень нормативного и понятийного знаний о предмете;
  • аналитические вопросы — вопросы, имеющие спорный, дискуссионный характер, требующие анализа, обобщения и т.д. Данные вопросы могут быть использованы как студентами для углубленной подготовки к семинарскому занятию, так и педагогом для проведения мозговых штурмов, организации работы в малых группах и пр.;
  • темы для дебатов — содержат тезисы для организации и проведения дискуссии в учебной группе в формате дебатов, для защиты или опровержения командами;
  • задания — творческие задания по работе с полученной при изучении темы информацией — предполагают выполнение студентами следующих видов работ: составление таблиц; составление схем; составление классификаций; составление алгоритма проведения процессуальных действий и т.д.

2. Практические материалы содержат протоколы процессуальных действий, процессуальные решения, которые могут быть использованы в учебном процессе при изучении соответствующих тем. Все материалы взяты из реальных уголовных дел, адаптированы к учебному процессу, фамилии должностных лиц и фигурантов дел изменены.

Практические материалы сопровождаются соответствующими заданиями: найти допущенные процессуальные нарушения, принять и составить процессуальное решение и пр.

Раздел II «Материалы для промежуточного и итогового контроля знаний. Тематика отчетных работ» содержит инструментарий текущего и итогового контроля знаний студентов.

В него входят:

  • тесты по темам практикума;
  • тематика для рефератов и эссе;
  • вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену.

Раздел III «Методические материалы для проведения семинарских занятий, организации и выполнения самостоятельной работы студентов» включает в себя теоретическую информацию и практические авторские наработки, которые позволят преподавателям использовать описываемую методику проведения занятия.

Среди педагогических приемов и методов, получивших освещение в данном разделе:

  • презентация;
  • синквейн;
  • пакетограмма или метод Стока;
  • организация и проведение эмпирического исследования;
  • тестирование; дебаты.

Особо выделена деловая игра «Учебный уголовный процесс». Глава 6 практикума посвящена организации и проведению учебного уголовного процесса: дается информация о понятии, сущности данной деловой игры, раскрываются этапы ее проведения, представлены практические рекомендации как преподавателям, ее курирующим, так и студентам, принимающим в ней участие.

Впервые в СамГУ деловая игра «Учебный уголовный процесс» была организована в 1973 г. со студентами третьего курса первого набора. С тех пор она стала ежегодно проводиться кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Большая заслуга в поддержании этого начинания, в том, что данная деловая игра стола традицией и своего рода визитной карточкой кафедры, принадлежит почетному заведующему кафедрой, доктору юридических наук, профессору С.А. Шейферу.

Материал и задания практикума согласованы с позициями Конституционного Суда РФ, учитывают рекомендации Пленума Верховного Суда РФ. В качестве приложения к практикуму включен перечень нормативных источников, список общих для всего курса учебников и учебных пособий, а также рекомендуемой литературы по отдельным темам.

Изучение курса «Уголовный процесс РФ» опирается на те общекультурные и профессиональные компетенции, которые ранее уже были выработаны у студентов при усвоении курсов «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Конституционное право РФ», «Теория государства и права», «История государства и права России», «Профессиональная этика».

Освоение уголовно-процессуального права РФ служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «Криминалистика», «Юридическая психология», «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», а также профильных дисциплин, включенных в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ООП.

Настоящий практикум может быть использован в дополнение и развитие .

По результатам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право РФ» студент должен: знать:

— основные положения действующего уголовно-процессуального права,
— источники уголовно-процессуального права, основные правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ,
— тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства,
— требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности и ее результатам,
— права и обязанности участников уголовного судопроизводства,
— особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел,
— типичные ошибки практики расследования и рассмотрения уголовных дел;

  • анализировать уголовно-процессуальные нормы, применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации,
  • использовать знание закона для защиты прав и законных интересов граждан,
  • аргументировать (устно и письменно) свою позицию по спорным вопросам теории и практики уголовного судопроизводства, обоснованно формулировать претензии к качеству нормативно-правовых актов.
  • составлять процессуальные документы;
  • представлением о теоретических и практических проблемах, касающихся нормативной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, перспективах развития российского законодательства об уголовном судопроизводстве,
  • навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применимых к ней правовых норм,
  • приемами ведения полемики (доказывания и опровержения),
  • навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу,
  • способностями оценки с точки зрения требований УПК РФ законности и обоснованности основных процессуальных решений, процессуальных действий (бездействия) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство.

Скачать или читать текст практикума в формате pdf можно по ссылке: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/praktikum_2016/Taran-Praktikum-sait-IUAJ.pdf

Благодарим редактора пособия, Антонину Сергеевну Таран и издательство за предоставленные для размещения на нашем сайте материалы.