Памятка как выжить при транспортной катастрофе. Катастрофы и аварии на ЖД и в метро: как выжить. Сколько стоит написать твою работу

В статье представлены основные подходы к оценке финансового состояния предприятия с использованием индикаторов оценки ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия. Произведен расчет экономической рентабельности по Дюпону, что послужило основой для определения фактического и прогнозного эффекта финансового левериджа. Особое внимание уделено моделированию роста ликвидности предприятия.

В современных условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, представляющая собой реакцию на текущие проблемы организации. В данной связи оценка существующего финансового состояния и своевременное реагирование на внешние условия возможны лишь при совершенствовании инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью.

В текущем и перспективном временном периоде совокупность внутренних, устойчивых признаков характеризуется содержательной сложностью и противоречивостью, что определяет необходимость использования различных методов оценки и дальнейшую выработку механизма управления финансовым состоянием предприятия.

В основе методов оценки и механизма управления финансовым состоянием предприятия лежит финансовый анализ, методика проведения которого состоит из трех больших взаимосвязанных блоков:

    · оценки возможных перспектив развития организации.

Среди основных подходов управления финансовым состоянием важнейшим является подход, основанный на временной продолжительности. Особенность данной классификации - выявление текущей и перспективной оценки финансового состояния.

К текущей оценке относится существующее финансовое равновесие, когда состояние финансов не создает помех для функционирования предприятия. Это возможно при непременном соблюдении следующих основных условий:

    необходимый уровень эффективности выполняется, если организация, используя предоставленный капитал, покрывает издержки, связанные с его получением;

    выполняется условие ликвидности. Иначе говоря, организация (предприятие) постоянно должна быть в состоянии платежеспособности;

    финансовое состояние организации оценивается как устойчивое.

Одновременное выполнение этих условий вызывает значительные затруднения, поскольку, к примеру, задачи достижения требуемой рентабельности и ликвидности являются, несомненно, противоречивыми. Возможный вариант совместимости различных целей при моделировании финансового развития проведем на примере ООО «Ирена».

Холдинговая компания «ООО “Ирена”» образована в 2005 г. Основные задачи - содействие по оформлению грузов и других складов в целом ряде регионов, проводимых на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. В компании имеется отдел транспорта и логистики, что позволяет предоставлять услуги по доставке, размещению и консолидации грузов на европейских складах.

Одним из важнейших составных этапов анализа финансового состояния является оценка финансовой устойчивости организации. При проведении анализа финансовой устойчивости мы выбрали целью оценку способности ООО «Ирена» погашать свои обязательства и сохранять права владения в долгосрочной перспективе.

При изучении структуры запасов основное внимание уделили изучению тенденций изменения таких элементов, как сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные. Наличие в балансе статьи «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты» свидетельствует о негативных моментах работы организации.

Для расчета итоговых значений, характеризующих финансовую устойчивость, проведем оценку исходных данных, оказавших значительное влияние на итоговые показатели (табл. 1). По данным проведенной группировки можно наблюдать, что в компании суммы, определяющие величину функционирующего капитала (КФ) и общей величины основных источников формирования запасов и затрат (ВИ), совпадают. В то же время общая величина запасов и затрат сократилась на 323 тыс. руб. в абсолютном исчислении.

Таблица 1. Группировка статей бухгалтерской отчетности по признаку

финансовой устойчивости ООО «Ирена» за 2007–2009 гг. на начало периода

Показатель

Способ расчета, стр.

Сумма, тыс. руб.

Отклонения, тыс. руб.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Общая величина запасов и затрат (ЗЗ)

Функционирующий капитал (КФ)

490 + 590 – 190

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ)

490 + 590 + 610 – 190

Для более детального анализа финансовой устойчивости рассчитаем коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость (табл. 2).

Таблица 2. Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Ирена»

Показатель

Способ расчета, стр.

Годы

Оптимальное значение

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Коэффициент капитализации (U1)

(590 + 690) / (490 – 475 – 465 – 244)

< 1,5

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U2)

((490 – 475 – 465 – 244) – 190) / 290

> 0,6–0,8

Коэффициент финансовой независимости (U3)

(490 – 475 – 465 – 244) / 300

> 0,4

Коэффициент финансирования (U4)

(490 – 465 – 475 – 244) / (590 + 690)

Коэффициент финансовой устойчивости (U5)

(490 – 465 – 475 – 244 + 590) / 300

> 0,7

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами (U6)

((490 – 465 – 475 – 244) – 190) / 210

> 0,6

Индекс постоянного актива

190 / (490 – 475 – 465 – 244)

Коэффициент капитализации (U1) свидетельствует о высокой зависимости организации от внешнего капитала. Отклонение от нормативного значения по годам варьируется, но превышает оптимальное нормативное значение. Так, в 2009 г. минимальное значение за весь исследуемый период составило 2,88, что на 1,3 выше нормы (см. табл. 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Ирена» на 1 рубль собственных средств, вложенных в активы, привлекло 2 руб. 88 коп. Благоприятным является снижение показателя в динамике, поскольку чем меньше значение данного коэффициента, тем меньше организация зависит от привлеченного капитала.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U2) показывает, что 25 % оборотных активов финансируется за счет собственных источников. Степень обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Ирена» ниже нормы в 2009 г. на 0,35 пункта. Следует отметить, что минимальное значение для данного коэффициента должно быть больше либо равно 0,1. В исследуемом периоде наблюдается превышение данного значения в 2007 г. на 0,14 пункта, в 2008 г. - на 0,18 пункта. Благоприятной тенденцией является рост показателей в динамике, поскольку высокое значение показателя позволяет сделать вывод о том, что организация не зависит от заемных источников финансирования при формировании своих оборотных средств.

Коэффициент финансовой независимости (U3) также ниже нормы. Однако рост этого показателя является положительной тенденцией и говорит о том, что с позиции долгосрочной перспективы организация все меньше будет зависеть от внешних источников финансирования.

Коэффициент финансирования (U4) свидетельствует о том, что удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования в 2009 г. составил 35 %. Достаточно низкое значение характеризует политику предприятия как высокозависимую от внешних источников.

Коэффициент финансовой устойчивости (U5) по годам не превышает нормативное значение. Данная тенденция является достаточно неблагоприятной, поскольку это важнейший коэффициент, и он показывает, что в 2009 г. только 26 % активов баланса сформировано за счет устойчивых источников. Значение коэффициента не совпадает со значением коэффициента финансовой независимости, что позволяет сделать вывод о том, что ООО «Ирена» не пользуется долгосрочными кредитами и займами.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами (U6) показывает, что в 2009 г. полностью запасы и затраты формируется за счет собственных средств. Этот показатель свидетельствует о незначительном удельном весе запасов в структуре активов.

Индекс постоянного актива по годам снижается, и в 2009 г. по сравнению с 2007 г. сокращение составило 9 пунктов. Данный коэффициент показывает, что доля иммобилизованных (омертвленных) средств в собственных источниках сокращается.

Анализируя деловую активность предприятия (табл. 3), следует отметить, что все показатели в динамике демонстрируют благоприятную тенденцию роста.

Таблица 3. Показатели деловой активности (оборачиваемости) ООО «Ирена»

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Оборачиваемость постоянных активов

Оборачиваемость оборотных (текущих) активов

Оборачиваемость всех активов

В тесной взаимозависимости с понятием «деловая активность» находится экономическое содержание анализа ликвидности и платежеспособности и рентабельности предприятия.

Для детального анализа платежеспособности предприятия проанализируем в динамике абсолютные и относительные структурные сдвиги оборотных активов предприятия.

Как уже было отмечено выше, анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с источниками формирования активов по пассиву, которые группируются по степени срочности погашения.

С помощью анализа ликвидности баланса проведем оценку изменений финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности.

Относительные показатели ликвидности сравним в динамике за 2007–2009 гг. Анализ ликвидности баланса проводится по данным табл. 4. Баланс организации ООО «Ирена» не является абсолютно ликвидным (табл. 4–6).

Таблица 4. Анализ ликвидности баланса ООО «Ирена» на конец года за 2007–2009 гг.

Актив

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Пассив

2007 г.

2008 г.

2009 г.



Наиболее

ликвидные активы (А1)

Наиболее срочные обязательства (П1)


реализуемые активы (А2)

Краткосрочные

пассивы (П2)


Медленно

реализуемые активы (А3)

Долгосрочные

пассивы (П3)


реализуемые активы (А4)

Постоянные пассивы (П4)



Первое условие (А1 больше или равно П1) за исследуемый период выполняется по причине отсутствия в организации наиболее срочных обязательств. Второе (А2 больше или равно П2) не выполняется по причине отсутствия на предприятии быстро реализуемых активов (А2).

Третье условие ликвидности баланса (А3 больше или равно П3) в динамике выполняется по причине отсутствия долгосрочных обязательств.

Четвертое условие (А4 меньше или равно П4), характеризующее минимальную финансовую устойчивость, не выполняется за весь период исследования.

Для определения существующего положения и перспективных тенденций ликвидности баланса рассчитаем сумму излишка и недостатка для каждой из анализируемых групп (табл. 5).

Таблица 5. Платежный излишек (+) или недостаток (–)

баланса ликвидности ООО «Ирена» на конец года за 2007–2009 гг.

Методика расчета

Сумма платежного излишка (+) или недостатка (–)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сопоставление результата ликвидности по первым двум группам характеризует текущую ликвидность. За период платежный излишек по первой группе снизился, что существенно снижает ликвидность баланса в случае возникновения краткосрочных обязательств (табл. 5).

По второй группе в динамике платежный недостаток снизился на 12 230 тыс. руб., что, безусловно, при общей негативной картине является положительной тенденцией.

Перспективная ликвидность характеризуется платежным излишком или недостатком по третьей группе. За исследуемый период на ООО «Ирена» платежный излишек по третьей группе возрос на 724 тыс. руб.

Поскольку, как уже было отмечено выше, ликвидность баланса и ликвидность предприятия понятия существенно различающиеся, необходимо провести анализ ликвидности предприятия при помощи коэффициентного метода (табл. 6).

Как видно из данных табл. 6, в ООО «Ирена» значения коэффициентов текущей и быстрой ликвидности значительно ниже рекомендуемых, а коэффициент абсолютной ликвидности на конец исследуемого периода сократился на 0,04 пункта. Снижение показателей в динамике можно оценить отрицательно.

Сигнальным показателем финансового состояния организации выступает коэффициент маневренности собственного капитала (СК).

Таблица 6. Коэффициенты ликвидности

и платежеспособности ООО «Ирена» за 2007–2009 гг.

Он показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности. Уменьшение показателя в динамике - положительный факт. Увеличение денежных средств является положительным моментом. Наличие и увеличение краткосрочных финансовых вложений также следует оценить положительно, так как структура оборотных активов становится более ликвидной.

Оценка рентабельности, в свою очередь, показывает высокий уровень убыточности в 2007 г. и рост рентабельности в динамике за 2008–2009 гг. (табл. 7).

Коэффициент рентабельности (убыточности) активов в 2007 г. отражает величину убытка в размере 37,7 руб., приходящуюся на каждый рубль активов организации. В динамике наблюдается положительная тенденция. Так, в 2009 г. предприятие получило 2 руб. 13 коп. прибыли на рубль активов.

Коэффициент рентабельности собственного капитала в 2009 г. показывает, что предприятие получило 8 руб. 29 коп. прибыли на каждый рубль собственного капитала организации.

Таблица 7. Коэффициенты рентабельности (убыточности) ООО «Ирена»

В 2007 г. предприятие получило убыток, равный 312 руб. 72 коп. на 1 рубль собственного капитала.

Также наблюдается положительная динамика и по коэффициенту рентабельности продаж, который в 2009 г. равен 5,28 %. Для сравнения: коэффициент в 2007 г. отрицательный и показывает величину убытка в размере 26 руб. 84 коп., приходящуюся на каждый рубль продаж.

Произведенный анализ показал наличие существенных вопросов, актуальных для предприятия на текущий момент, имеющих отражение в операционной и финансовой деятельности. Для решения существующих проблем целесообразно произвести совершенствование финансового механизма.

Проведенный анализ финансового состояния обнаружил существующие тенденции в механизме управления финансовой устойчивостью. Негативным моментом является низкая финансовая устойчивость предприятия и несовершенство финансового механизма ее управления.

Последствия финансовой неустойчивости для ООО «Ирена» в будущем могут быть весьма существенны. Реальной становится ситуация, в которой предприятие будет зависимым от кредиторов, ему грозит потеря самостоятельности.

Причины существующей ситуации следующие:

1) стабильно низкие объемы получаемой прибыли;

2) проблемы менеджмента, связанные с нерациональным управлением финансовым механизмом на предприятии.

В данной связи целесообразно акцентировать внимание на различных аспектах финансовой и операционной деятельности ООО «Ирена».

Целесообразность привлечения заемных средств при формировании финансовой стратегии является неоднозначным вопросом. В этом случае мы предлагаем предприятию следующие варианты прогноза.

Рассмотрим эффект повышения финансовой устойчивости за счет использования эффекта финансового левериджа, который показывает, на сколько процентов изменится рентабельность собственного капитала за счет использования заемных средств. Этот показатель определяет границу экономической целесообразности привлечения заемных средств.

В свою очередь, рентабельность активов рассчитаем с использованием формулы Дюпона.

Преобразуем формулу экономической рентабельности (ЭР), умножив ее на Оборот / Оборот 1 = 1. От такой операции величина рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

где EBIT - операционная прибыль – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов;

Оборот - суммовое выражение выручки от реализации и внереализационных расходов, тыс. руб.;

КМ - коэффициент маржи;

КТ - коэффициент трансформации.

В нашем случае экономическая рентабельность составляет 1,9 % (ЭР = 442 / (25 585 + 20 369) / 2 × 76 596 / 76 596 = 442 / 76 596 × 100 × 76 596 / 22 977,5).

Коэффициент маржи, равный 0,57 %, показывает, что каждые 100 руб. оборота дают 0,57 % результата.

Коэффициент трансформации показывает, что каждый рубль актива трансформируется в 3 руб. 30 коп.

Таким образом, фактическая рентабельность находится на очень низком уровне, что даже без предварительных расчетов свидетельствует о нецелесообразности привлечения заемных средств.

Проверим свою гипотезу расчетом финансового рычага (левериджа).

Налоговый корректор, равный 0,8 (НК находим, подставив в первую часть формулы ЭФР (1 – 0,2), показывает, что эффект финансового рычага в нашем случае несущественно зависит от уровня налогообложения прибыли.

Кроме того, выделение трех составляющих эффекта финансового рычага позволяет целенаправленно управлять им в процессе финансовой деятельности организации.

Коэффициент финансового рычага (ЗК / СК) усиливает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала.

ЭФР = (1 – 0,2) × (1,9 % – 0 %) × 0 / 5196 = 0.

Проведенный расчет показал отсутствие эффекта финансового рычага, поскольку отсутствует использование платного кредита. Значение показателя, равное 0, свидетельствует о том, что любое увеличение коэффициента финансового рычага будет вызывать нулевой прирост рентабельности собственного капитала.

Средняя ставка процентов за кредит составляет 15 % годовых. В данном случае предприятию для положительного эффекта финансового рычага необходимо увеличить рентабельность активов до 16 %, то есть в 16 раз. Тогда уровень прибыли, получаемый от использования активов (экономическая рентабельность), будет больше, чем расходы по привлечению и обслуживанию заемных средств.

Таким образом, предприятию для повышения своей платежеспособности и роста чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, целесообразно уделить особое внимание росту рентабельности от операционной деятельности.

Управление ликвидностью (liquidity) предприятия и прибыльностью (profitability) является важнейшим аспектом финансового стратегического развития исследуемого предприятия. В данной связи наибольшее значение приобретают механизм управления операционной деятельностью и моделирование ликвидности ООО «Ирена». Спрогнозируем изменения выручки, используя метод экстраполяционного сглаживания (табл. 8).

Графическое представление прогнозного значения представлено на рисунке.

Таблица 8. Прогноз изменения выручки методом экстраполяционного сглаживания

Годы

Выручка, тыс. руб.

Прогноз (оптимистический вариант)

Прогноз выручки методом наименьших квадратов (линейного экстраполяционного сглаживания)

Уравнение тренда, построенное при помощи метода наименьших квадратов, имеет следующий вид:

y = 4585x + 66 239.

Расчетное уравнение свидетельствует о положительном росте выручки при заданных условиях. Прогноз выручки был сделан с целью выявления перспектив развития предприятия при благоприятных тенденциях.

Применительно к совершенствованию механизма управления финансами, а также для исправления сложившейся ситуации и достижения прогнозных значений руководству предприятия следует принять меры по наращиванию собственного капитала, что возможно за счет моделирования ликвидности. Основу модели составляет предположение о том, что основным элементом собственного капитала является рост прибыли, так как прибыль создает базу для самофинансирования и будет являться источником погашения обязательств предприятия перед банком и другими кредиторами, что позволит уменьшить краткосрочные обязательства и увеличить ликвидность.

Для достижения этой цели следует уже в 2010 г. повысить оборачиваемость активов предприятия, для чего увеличивать объем продаж и предоставлять скидки за быструю оплату. Расчет размера скидки представлен в табл. 9.

Таблица 9. Моделирование размера скидки за быструю оплату товаров ООО «Ирена»

Показатель

Скидка за предоплату, %

Без скидки, отсрочка 10 дней

Инфляция (4 % в месяц)

Коэффициент падения покупательской способности денег

1 / 1,026 = 0,975

Потери от инфляции с каждой 1 тыс. руб. реализации

1000 – 975 = 25

Потери от предоставления скидки с каждой 1 тыс. руб.

1000 × 0,1 = 100

1000 × 0,05 = 50

1000 × 0,02 = 20

Доход от альтернативных вложений - 2 % в месяц

900 × 0,02 × 0,975 = 17,55

950 × 0,02 × 0,975 = 17,55

980 × 0,02 × 0,975 = 17,55

Оплата банковского кредита - 18 % годовых (тыс. руб.)

1000 × 0,18 / 12 = 15

100 – 17,55 = 82,45

50 – 18,525 = 31,475

20 – 19,11 = 0,89

Предложенный вариант совершенствования финансового механизма является необходимым условием не только для анализируемого предприятия, но и для предприятия любой организационно-правовой формы, так как представляет собой центральную часть хозяйственного механизма, что объясняется ведущей ролью финансов в сфере материального производства.

Для вычисления данного коэффициента, вам нужно к собственному капиталу прибавить долгосрочные обязательства и разделить на валюту расчета баланса.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает:

Какая доля предприятия финансируется устойчивыми источниками. Другими словами размер доли источников финансирования, которые могут быть использованы в долгосрочной перспективе.

Коэффициент финансовой устойчивости норматив: нормальным принято значение в 0.8-0.9.

Если показатель ниже 0.8(нижней границы нормального значения) :

О большой доли внешних (заемных) источников финансирования

Если показатель выше 0.9(верхней границы нормального значения) :

Компания финансово устойчива с данного фронта

У компании есть возможности расплачиваться по счетам в долгосрочной перспективе


Коэффициент финансовой устойчивости формула пример:

Предположим вы владелец сети закусочных, ваш собственный капитал равен 40 млн рублей, а долгосрочные обязательства 30 млн рублей, валюта баланса 85 млн рублей. (40+30)/85=0,875 Что как раз в пределах допустимых пределов. Такую компанию можно считать финансово устойчивой. Данная компания вполне способна расплачиваться по своим долгосрочным счетам.

А вот у ваших конкурентов цифры немного отличаются: собственный капитал равен 35 млн рублей, а долгосрочные обязательства 29 млн рублей,

валюта баланса 90 млн рублей. (35+29)/90=0,71 показатель за нижним порогам нормального значения 0,8 это говорит о довольно слабой, если не сказать плачевной ситуации с финансовой устойчивостью у данной компании, вероятность возникновения дефолта в этом случае возрастает многократно.

Допустим на рынке, есть еще одна конкурирующая сеть закусочных. Так же представим, что она имеет следующие показатели: 37 млн рублей, долгосрочных обязательств 31 млн рублей, валюта баланса 70 млн рублей. (37+31)/70=1. У данной компании дела обстоят лучше всех рассмотренных. Она обладает лучше финансовой устойчивостью, и может чувствовать себя на упрощенном в примере рынке быстрого питания состоящего из трех рассмотренных нами компаний.

Но формула финансовой устойчивости не единственная используемая при расчете финансовой устойчивости компании. Для того что бы совершить полноценный анализ финансовой устойчивости вам необходимо произвести расчет таких параметров как:

Как повысить финансовую устойчивость организации

Финансовая устойчивость является основным показателем стабильности и платежеспособности организации, которая заключается в возможности эффективно распоряжаться имеющимися денежными ресурсами. Каждая организация имеет финансовые ограничения и поэтому задача руководства – создать правильный баланс доходной и расходной части. Финансовая устойчивость, как раз, и направлена на то, чтобы эти ограничения не выходили за допустимые пределы, но в тоже время всегда существовал денежный резерв.

Повысить финансовую устойчивость организации не так уж и просто, но вполне реально. Если следовать определенным шагам и грамотно планировать бюджет, можно достаточно быстро увидеть положительную тенденцию.

Контроль дебиторской задолженности

Очень важно правильно управлять не только кредиторской, но и дебиторской задолженностью организации. Нельзя допускать ситуации неоплаты или несвоевременной оплаты проданных товаров или услуг, иначе это может привести к понижению платежеспособности организации.

В целях повышения финансовой устойчивости:

Направляйте силы на увеличение количества покупателей, чтобы снизить возможные риски от недобросовестных участников оборота.

Проводите и анализируйте соотношение между кредиторской и дебиторской задолженностью.

Осуществляйте контроль над платежеспособностью ваших покупателей.

Оборачиваемость дебиторской задолженности можно увеличить, если стимулировать своевременные выплаты со стороны покупателей. К примеру, установите определенные льготы или скидки для тех участников, которые погашают долги раньше положенного срока. Также можно предлагать дебиторам коммерческие кредиты на выгодных условиях или применять вексельную систему расчетов.

Увеличение собственного капитала

Немаловажным шагом, способным повысить финансовую устойчивость организации является увеличение объема собственного капитала и создание денежного резерва. Этого можно добиться с помощью выпуска ценных бумаг или реинвестирования поступающей прибыли. Если финансовое состояние не устойчиво, то обязательно следует сократить объем инвестируемых средств, так как они представляют собой долгосрочное вложение и в первое время не приносят чистую прибыль.

Если говорить о привлечении заемных средств, то эта мера не всегда оказывает положительное влияние на повышение финансовой стабильности, поэтому перед тем как прибегать к ней, необходимо здраво оценить структуру пассивов организации. В случае если большая доля пассивов приходится на привлеченные со стороны средства, то прибегать к займу не стоит, иначе можно только ухудшить ситуацию.

Резерв по сомнительным долгам

Около 75 % всех аварий на автотранспорте происх.из-за нарушения водителями ПДД. Наиб.опас.видами нарушений остаются превышение скорости, игнорир-ие дорож.знаков, выезд на полосу встреч.движения и упр-е авто в нетрезвом сост-и. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (или скользкие), неисправность машин (тормоза, рулевое управление, колеса и шины). Ос-ть автомоб.аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных потерь крови.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:

1. по возможности сесть на заднее сидение;

2. по возможности сесть на середину заднего сидения;

3. на переднем сиденье обязательно пристегнуть ремень безопасности;

4. не отвлекать водителя во время движения;

5. во время движения постоянно следить за дорож.обстановкой, чтобы кат-фа не оказалась для вас внезапной;

6. если вы сели в автомобиль в головном уборе, то не снимайте его, а натяните потуже, это может уменьшить при катастрофе травму головы;

7. нельзя садиться боком по напр-нию движения так как при резком торможении можете получить травму;

8. детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;

9. не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов, опрокидывание транспортных средств, наезды на препятствия.

1. уклоняясь от лобового столкновения с другим автомобилем, не подставьте свой бок другому автомобилю;

2. постарайтесь не столкнуться с другим автомобилем в том месте, где у него бензобак (это может вызвать взрыв и (или) пожар);

3. если столкновение с препятствием неизбежно, постарайтесь врезаться правым или левым краем капота (это уменьшит силу удара, хотя автомобиль может развернуться и даже опрокинуться);

4. во время столкновения с препятствием должны быть напряжены все мышцы;

сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, даже дерево лучше идущего на вас авто;

5. если перед вами есть альтернатива столкнуться с неподвижным препятствием или врезаться в хвост тормозящего перед вами автомобиля, чаще безопаснее столкнуться с автомобилем;

6. при неизбежном лобовом столкновении руками упереться в руль, левой ногой – в кожух левого колеса, правой – в педаль тормоза;



7. если вы после остановки способны оказать помощь другим пассажирам, то приступайте немедленно;

8. если машина загорелась, то надо быстрее извлечь раненого и оттащить от машины на безопас.расстояние.

При неизбежности удара защитите голову. Если авто идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

1. во время ДТП все мышцы должны быть напряжены и не должны расслабляться до полной остановки;

2. при лобовом столкн-и: если сидите сзади, упритесь руками и ногами в перед.сиденье, прижмите голову к рукам; если сидите спереди, упритесь в перед.щиток, но не в стекло; не хватайтесь руками за ручку двери, она может быть сорвана;

3. вариант: если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол;

4. если автомобиль вот-вот опрокинется, прижмитесь к сиденью и держитесь за него руками;

5. если с вами сидит ребенок и если удар с др.авто или предметом неизбежен, то закрыть голову руками и завалиться на бок, ребенка прижать и накрыть собой;

6. помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное – беречь голову от травм;

7. не пытайтесь покинуть машину во время движ-я навстречу препятствию (шансов выжить в авто в 10 раз >);

8. если авто упал с моста в воду, ждите, пока салон заполнится водой, вдохните остатки воздуха и выбирайтесь вплавь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте авто и в каком полож-и Вы находитесь, не горит ли авто и не подтекает ли бензин (ос-но при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон авто через окна, открыв или разбив тяж.подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше, возможен взрыв.

Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами.

Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом. Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет. А вот дает несколько другие результаты.

В мире существует несколько методик подсчета смертности в разных видах транспорта. Наиболее точная и распространенная — соотношение погибших на отрезок пройденного пути. Отправной точкой принято считать 100 млн миль (160 млн километров).

Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.

Специально для вас: самолет – самый безопасный вид транспорта , статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов.

Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты.

Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться.

Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Железнодорожный транспорт

По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км. Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как , где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

Автомобильный транспорт

На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.

Аварийные посадки: видео, показывающее, что даже из самых сложных ситуаций есть выход.

Железнодорожная катастрофа

Меры предосторожности:

Лучше всего располагаться в вагонах электричек и поездов, которые находятся в середине состава, так как они меньше всего страдают во время аварии; самые безопасные полки – нижние, расположенные по ходу движения состава;

Громоздкие и тяжелые вещи нужно ставить вниз, так как при сильном толчке они могут упасть с верхних полок и нанести травму;

Нельзя загромождать на ночь двери в купе, так как в темноте будет трудно выбраться наружу;

Перед сном необходимо запомнить, где лежит одежда, документы и деньги; предметы первой необходимости и ценности лучше класть под подушку;

На ночь лучше убрать со столика еду, бутылки и т. п., чтобы при столкновении не пораниться;

На боковых полках плацкартных вагонов спать лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить травмы шеи в момент столкновения или экстренного торможения.

В случае железнодорожной катастрофы нужно постараться ухватиться руками за неподвижные детали вагона, сгруппироваться и прикрыть голову руками.

При переворачивании вагона, крепко держась руками за свою полку, нужно упереться с силой ногами в верхнюю полку, стену и т. п. и закрыть глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. После того как вагон обретет устойчивость, следует осмотреться и наметить пути выхода. Если нет опасности пожара, не нужно торопиться выбираться, правильнее будет оказать первую помощь пострадавшим, успокоить детей, не допустить паники. Выходить из вагона нужно по одному, помогая женщинам, детям и старикам.

Если вагон опрокинут или поврежден, выбираться придется через окна, открыв фрамуги или выбив стекла. В последнем случае необходимо очистить рамы от осколков. При обрыве проводов контактной сети следует отойти от вагонов на 30–50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение. После эвакуации в безопасное место нужно сразу сообщить о происшествии диспетчеру аварийно-спасательной службы.

Самым опасным является падение вагона в реку. В этом случае нужно помнить, что у большинства вагонов окна 3-го и 6-го купе являются аварийными выходами. Если вагон наполняется водой, не нужно пытаться выбраться сразу – ее напор будет очень силен, сопротивление стихии приведет к напрасной трате сил. Лучше потратить эти 10–20 секунд на поиски документов и ценных вещей. Начинать выбираться лучше всего тогда, когда давление воды снаружи и внутри начнет выравниваться. Обычно это происходит после того, как вагон примерно на? заполнится водой. В месте, уже покрытом водой, любым металлическим предметом нужно разбить окно. Далее нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, набрать полные легкие воздуха и интенсивным толчком выбросить тело наружу; активно работая руками и ногами, поднимайтесь на поверхность воды.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Из книги Испанский язык в картинках. 500 самых употребительных слов на каждый день автора

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

Из книги автора

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ УЛИЦА Эта улица проходит от Озерковского проспекта до Большой Десятинной улицы в Выборгском и Приморском районах. Ее название возникло в 1880-е годы по Финляндской железнодорожной линии, по обе стороны которой проходит улица.Первоначально она была

Из книги автора

Из книги автора

Железнодорожная катастрофа Меры предосторожности:? лучше всего располагаться в вагонах электричек и поездов, которые находятся в середине состава, так как они меньше всего страдают во время аварии; самые безопасные полки – нижние, расположенные по ходу движения