Особенности муниципально правовых норм. Муниципально-правовые нормы. Понятие и виды

Муниципально-правовые нормы. Понятие и виды

Первичным элементом системы муниципального права, как
и любой другой отрасли права, является правовая норма. Нормам муниципального права при всем их своеобразии как составной части российского права присущи черты, общие для всех правовых норм. В общей теории права под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное (общее) правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В качестве признаков правовых норм указываются также формальная определенность, обеспеченность мерами государственного принуждения.

Муниципально-правовая норма, как и любая другая норма права, является властным повелением. Она устанавливается или санкционируется властным органом, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. Муниципально-правовая норма является правилом поведения общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство,
а на тот или иной вид случаев или обстоятельств. Общий характер правовой нормы означает, что она осуществляется всякий раз, когда налицо предусмотренные ею обстоятельства, и что она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно, вплоть до отмены. Как и все другие правовые нормы, нормы муниципального права всегда существуют в определенном, формально закрепленном виде (в законах, иных нормативных актах и других официальных источниках права), поэтому такие нормы, являясь официальными, общеобязательными предписаниями государственной или муниципальной власти, представляют собой формально определенные правила.

К особенностям муниципально-правовых норм Е. М. Ковешников относит следующее. Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами
в результате их правотворческой деятельности на федеральном
и региональном уровне, а с другой - из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов,
в результате их нормотворческой деятельности на местном (внегосударственном) уровне. Во-вторых, их специфика заключается
в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, финансовому и иным отраслям права. Здесь следует заметить, что местный уровень не является «внегосударственным», на что ранее было указано. Территория, на которой осуществляется местное самоуправление, является территорией государства, государственное управление пронизывает всю территорию страны. Действительно, часть муниципально-правовых норм принимается органами местного самоуправления, формально не входящими в систему органов государственной власти. Это не значит, однако, что эти нормы не носят характера государственных.

Как отмечает С. С. Алексеев, «главная особенность юридической нормы - ее государственно-властный характер. Даже в случаях государственного санкционирования того или иного правила (а не только прямого правотворчества) это правило исходит от государства. Исходит в том смысле, что оно признано государством и, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь». В случае принятия муниципально-правовых норм органами местного самоуправления можно говорить об их санкционировании государством. Органы местного самоуправления не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, являющуюся важнейшей государственной функцией. Только государство или отдельные его органы могут санкционировать издание субъектами местного самоуправления правовых норм. Следует лишь различать муниципально-правовые нормы, являющиеся результатом предварительного санкционирования в силу
ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (таких норм большинство), и нормы уставов муниципальных образований (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») - итог последующего санкционирования, которое выражается в обязательной государственной регистрации уставов.

Нормы муниципального права могут содержаться не только
в нормативных актах, принятых органами местного самоуправления, но и иными субъектами муниципальной власти. Таковым может быть правовой акт, принятый населением непосредственно на местном референдуме или сходе граждан. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривалась возможность принятия устава муниципального образования двумя способами - населением непосредственно либо представительным органом местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по неизвестным причинам право принятия устава муниципального образования закрепляет исключительно за представительным органом (п. 1 ч. 10 ст. 35). Население непосредственно может принимать устав на сходе лишь в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (ч. 3 ст. 44). Понятно, что таких поселений немного в сравнении с общим количеством муниципальных образований
в России. Во всех остальных случаях население может лишь участвовать в обсуждении устава.

Таким образом, муниципально-правовым нормам присущи следующие особенности:

1. Нормы муниципального права отличаются по своему содержанию (регулируют особый комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу организации и функционирования институтов местного самоуправления).

2. Они могут устанавливаться, с одной стороны, органами государственной власти в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой - субъектами муниципальной власти (населением муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления). Несмотря на указанную специфику муниципально-правовых норм, в частности тех из них, которые содержатся в нормативных актах субъектов муниципальной власти, все они в той или иной мере обеспечиваются государственными средствами гарантирования. Речь идет прежде всего об исходящих от государства и обеспечиваемых возможностью применения силы государственного принуждения юридических гарантиях реализации муниципально-правовых норм, включая их судебную защиту, прокурорский надзор и т. д.
Как отмечает Н. С. Бондарь, «организационная обособленность муниципальной власти не отрицает ее государственно-властных начал, что, как следствие, присуще и муниципальному правотворчеству».



3. Особенность муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, гражданскому, финансовому, земельному, экологическому и др. Однако, как уже отмечалось, с развитием муниципального права его нормы становятся приоритетными по отношению к нормам, содержащимся в иных отраслях (естественно, касающихся вопросов местного самоуправления). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, самому этому закону применяются Конституция РФ и данный федеральный закон.

Таким образом, под нормой муниципального права понимаются устанавливаемые государством или субъектами местного самоуправления (санкционированные государством) обязательные правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности институтов местного самоуправления, т. е. составляющих предмет муниципального права.

Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

По объектам правового воздействия , т. е. особенностям общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, эти нормы группируются в различные институты, объединяющие однородные нормы внутри отрасли. Основные институты муниципального права были рассмотрены выше.

По субъектам , их принимающим (издающим), можно выделить нормы, принятые органами государственной власти (федеральными, субъектов Федерации), а также нормы, принятые субъектами муниципальной власти (населением непосредственно, различными органами и должностными лицами местного самоуправления).

По источнику , их содержащему, нормы муниципального права можно разделить на содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов Федерации, подзаконных нормативных актах, муниципальных правовых актах.

По территории действия муниципально-правовые нормы могут распространять свое действие на всю территорию РФ (содержащиеся в федеральном законодательстве), иметь юридическую силу только на территории соответствующего субъекта Федерации (принятые органами государственной власти конкретного субъекта РФ) либо исключительно на территории конкретного муниципального образования (принятые органами и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования).

По способу воздействия на поведение субъектов эти нормы можно разделить на управомочивающие (ст. 132 Конституции РФ определяет перечень некоторых вопросов местного значения, закрепляет возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет местную администрацию правами юридического лица), обязывающие (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ обязывает при изменении границ муниципального образования учитывать мнение населения соответствующих территорий) и запрещающие (ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» запрещает главе местной администрации заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности).

По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные нормы. Если материальная норма предусматривает содержание действия (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные
и иные органы местного самоуправления), т. е. отвечает на вопрос, что можно или нужно делать или не делать, определяет комплекс прав и обязанностей, то процессуальная норма определяет порядок, процедуру осуществления такого действия, процесс реализации этих прав и обязанностей, т. е. отвечает на вопрос, как можно действовать (ст. 22 указанного закона устанавливает порядок проведения местного референдума, ч. 12, 13 ст. 35 закрепляют процедуру принятия муниципального правового акта).

В систему муниципально-правового регулирования включены следующие элементы.

Во-первых, муниципально-правовые нормы как первичные элементы муниципального регулирующего воздействия на общественные отношения.

Во-вторых, применение норм муниципального права субъектами права. Так, в результате применения норм муниципального права и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (например, правоприменительные акты и т.д.).

В-третьих, муниципально-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм муниципального права. Муниципальные правоотношения содержат соответствующие права, обязанности и ответственность их участников.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами.

Особенности муниципально-правовых норм:

Во-первых, значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Федеральный закон №131 – ФЗ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Во-вторых, своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право – это комплексная отрасль.Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права.

По своей сути муниципально-правовая норма – это официально установленное уполномоченным на то субъектом муниципально-правовых отношений предписание, дозволение или запрет, которое рассчитано на многократное применение и обеспечено юридической санкцией.

Нормы муниципального права:

1) устанавливают правовое положение и компетенцию субъектов муниципально-правовых отношений;

2) определяют формы и методы взаимоотношений между собой субъектов муниципально-правовых отношений;

3) регламентируют формы и методы осуществления местного самоуправления.

Помимо специфических особенностей муниципально-правовым нормам также присущи признаки норм иных отраслей, например: общеобязательность; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами; формальная определенность; волевой характер и т.д.

В структурном отношении муниципально-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Так, гипотеза представляет собой условия действия муниципально-правовой нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения муниципальных правоотношений.

Диспозиция представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция представляет собой формулировку правила должного поведения. Данный элемент структуры муниципально-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция представляет собой меру ответственности, которая применяется в случае нарушения муниципально-правовых норм.

Нормы муниципального права распределяются на различные виды в зависимости от критерия (или основания) их классификации.

Рассмотрим наиболее распространенную в юридической литературе классификацию норм муниципального права.

    по объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие :

а) местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

б) основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, экономическая основы);

в) предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований);

г) гарантии местного самоуправления; д) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    по характеру предписаний нормы муниципального права делятся на:

а) управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать; например, нормы, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

б) обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать; например, нормы, устанавливающие обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам);

в) запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие чего делать нельзя; например, нормы, запрещающие ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами).

    по степени определенности (категоричности) предписаний (либо по методам правового регулирования) муниципально-правовые нормы делятся на:

а) императивные – содержащие властные предписания (например, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина), требующие их официального опубликования (обнародования);

б) диспозитивные – содержащие свободу усмотрения (например, согласно ст. 37 Федерального закона №131 – ФЗ «главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования»).

    Кроме этого, выделяют:

а) поощрительные нормы (стимулирующие социально полезное поведение);

    по территории действия нормы муниципального права могут быть:

а) федеральные (которые действуют на всей территории России);

б) нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации;

в) местные нормы (которые действуют в пределах отдельного муниципального образования).

    по источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, устанавливаемые:

а) на федеральном уровне;

б) на уровне субъектов Федерации;

в) на уровне муниципальных образований.

    по назначению муниципально-правовые нормы делятся на:

а) материальные (закрепляющие полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права);

б) процессуальные (данные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.).

    по действию во времени : срочные и бессрочные муниципально-правовые нормы.

    по кругу лиц:

а) нормы, действие которых распространяется на юридических лиц;

б) нормы, действие которых распространяется на граждан.

Классификация норм муниципального права может осуществляться и по иным основаниям и критериям.

Основные способы реализации норм муниципального права.

Реализация права представляет собой претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Объектом реализации права выступает система законодательства, т.е. система нормативных правовых актов. Совершение определенных действий, предусмотренных нормами права, представляет объективную сторону реализации права. Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, т.е. субъекты права. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий. Он может осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

В зависимости от характера правореализующих действий субъектов права выделяют четыре формы реализации права: 1) осуществление (использование); 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение.

Осуществление (использование) норм права – это такая форма реализации права, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. Например, осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) и т.д.

Исполнение права – форма реализации права, при которой лицо исполняет возложенные на него юридические обязанности, т.е. совершает активные действия. В этом случае реализуются обязывающие нормы права. Юридические обязанности могут содержаться в различных юридических документах: нормативных правовых актах, договорах, а также в правовых актах индивидуального характера (например, в судебных решениях).

Так, Конституция РФ закрепляет обязанности, без которых невозможно установление и поддержание в обществе правопорядка. В общем виде это формулируется в ст. 15, где указывается, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Соблюдение – это форма реализации права, при которой лицо соблюдает установленные правовые запреты, т.е. воздерживается от совершения действий, не дозволенных нормами права. Данная форма реализации права не предполагает каких-либо активных действий; напротив, требуется не совершать действий, запрещенных нормами права.

Рассмотренные три формы реализации права принято называть формами непосредственной реализации права, ибо в их ходе юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений.

Однако во многих случаях соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм, и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому существует еще одна форма реализации права – правоприменение.

Правоприменение (применение права) – это такая форма реализации права, при которой нормы права реализуются посредством активных действий соответствующих компетентных (государственных или муниципальных) органов и должностных лиц.

Применение права отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом следующих особенностей, признаков: 1) оно осуществляется только уполномоченными на то компетентными (государственными или муниципальными) органами и должностными лицами; 2) цель применения права – удовлетворение потребностей и интересов всего общества; 3) оно осуществляется всегда в рамках конкретных правоотношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений; 4) оно является сложной формой реализации, поскольку его осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием); 5) применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке; 6) оно сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта).

Под реализацией муниципально-правовых норм следует понимать процесс практического претворения в жизнь субъектами муниципального права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация муниципально-правовых норм – это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов муниципального права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами муниципального права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

Существует четыре способа реализации муниципально-правовых норм:

    Исполнение – точное следование участников (субъектов) муниципально-правовых отношений тем юридическим предписаниям, запретам и дозволениям, которые в них содержатся.

Исполнение – действие субъектов правоотношения по выполнению возложенных на них нормой обязанностей. Лицо, которому адресована данная норма, точно и в установленный срок должно выполнить предписанные должностные или гражданские обязанности, например, обязанности должностного лица местного самоуправления, органа местного самоуправления или решения местного референдума.

    Применение – выражается в издании полномочным органом или должностным лицом местного самоуправления правовых актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение представляет собой в основном деятельность органов местного самоуправления (или иных органов по их полномочию), которые издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым вопросы, которые не могут решать другие субъекты.

Применение муниципального права совершается с учетом совокупности правил и процедур, установленных процессуальными нормами.

    Соблюдение – реакция участников (субъектов) муниципально-правовых отношений на запреты, по существу является конкретным выражением исполнения.

Соблюдение – действие (бездействие) субъекта в соответствии с запретами, закрепленными в нормах муниципального права.

    Использование добровольное совершение участниками (субъектами) муниципально-правовых отношений действий, которые связаны с осуществлением их субъективных прав. Такая форма позволяет субъекту выбрать наиболее целесообразный, с его точки зрения, вариант поведения по реализации управомочивающих и рекомендательных норм права. Лицо, использующее право, оценивает все обстоятельства, принимает самостоятельное решение: направляет жалобу в орган местного самоуправления, участвует в местном референдуме или выборах и т.д.

Применение муниципально-правовых норм отличается от таких способов реализации как соблюдение, исполнение и использование.

Так, первое отличие выражается в том, что применение норм муниципального права выступает как организующая властная деятельность уполномоченных субъектов муниципального управления, которая направлена на упорядочение общественной жизни, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами муниципальных правоотношений.

Второе отличие, заключается в том, что правовое положение участников правоприменительных отношений различно, т.к. один из субъектов наделен властными полномочиями.

Наконец, третье отличие, как представляется, выражается в том, что применение права сопровождается изданием правового акта, исходящего от субъекта правоприменения.

Применение муниципально-правовых норм и их толкование составляют неразрывный процесс. Цель толкования правовых норм заключается в исследовании объективной воли законодателя. Правильное толкование муниципально-правовых норм позволяет глубже понять, во-первых, позицию законодателя; во-вторых, сущность самого нормативного правового акта, с тем, чтобы эффективно применить его на практике. Толкование норм муниципального права имеет особое значение, т.к. данные нормы регулируют общественные отношения в сфере осуществления местного самоуправления.

В теории государства и права под толкованием норм права понимается интеллектуально-волевая деятельность, направленная на определение точного смысла текста правовой нормы и состоящая из двух этапов: уяснения и затем, при необходимости, разъяснения правовой нормы.

Выделяют следующие способы толкования правовых норм: 1) филологический (грамматический); 2) логический; 3) систематический; 4) исторический; 5) телеологический (целевой); 6) специально-юридический.

Муниципально-правовые отношения можно определить как регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Отличительные черты муниципальных отношений.

Во-первых, их локально-территориальный характер. Это обусловлено тем, что данные отношения возникают в основном на местном (муниципальном) уровне в процессе осуществления самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Во-вторых, комплексный характер муниципальных отношений. Данное обстоятельство объясняется тем, что предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др. Однако все эти отношения объединяет то, что они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

Наконец, в-третьих, субъектами муниципально-правовых отношений выступает население муниципального образования, которое непосредственно (путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления) решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению данных вопросов.

Субъекты (участники) являются основным элементом муниципально-правовых отношений, наряду с такими элементами как: объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

А.Субъект муниципального права – обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него муниципальным правом. Субъекты муниципального права могут стать субъектами муниципально-правовых отношений, если имеют место: 1) муниципально-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта; 2) правоспособность и дееспособность субъекта; 3) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно подразделить на три вида.

К первому виду относится особый субъектмуниципальное образование, представляющее собой населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральный закон №131 – ФЗ устанавливает следующие виды муниципальных образований: городское или сельское поселение; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это, прежде всего, население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования.

Население избирает представительный орган местного самоуправления, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру органов местного самоуправления. С учетом мнения населения соответствующей территории решаются вопросы о преобразовании муниципального образования, установлении или изменении его территории. По инициативе населения проводятся публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования. В целях выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления могут проводиться опросы граждан на всей территории муниципального образования или на части его территории. В соответствии с законодательством и уставом муниципального образования население может выступать субъектом и иных муниципальных отношений.

Вопросы местного значения могут решаться сходом, собранием, конференцией граждан.

Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются также органы и должностные лица местного самоуправления. Согласно ст. 34 Федерального закона №131 – ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Федерального закона 2003 года граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане , постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Для осуществления своих прав граждане (как субъекты муниципально-правовых отношений) должны отвечать определенным требованиям, установленных законодательством. Речь идет о достижении определенного возраста, гражданстве и других качествах.

Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты , которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления(органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Под территориальным общественным самоуправлением , согласно ст. 27 Федерального закона №131 – ФЗ, понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления.

Субъектами, содействующими осуществлению местного самоуправления, являются также предприятия, учреждения и организации, которые находятся на территории муниципального образования. При этом данные предприятия, учреждения и организации могут находиться в муниципальной собственности, либо же взаимоотношения органов местного самоуправления с вышеперечисленными участниками муниципально-правовых отношений строятся на договорной основе.

Наконец, субъектами муниципально-правовых отношений могут выступать общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Правовой основой деятельности общественных объединений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82 – ФЗ «Об общественных объединениях».

Б). Объект муниципально-правового отношения (то, по поводу чего возникли отношения).

Общим объектом регулирования муниципально-правовых норм являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления, а непосредственным объектом – поведение конкретных субъектов.

Таким образом, в каждом конкретном муниципальном правоотношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В муниципально-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.

В). В теории государства и права под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Все юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако многие юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называют сделками. Таковы, например, гражданско-правовые договоры и др.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения, землетрясения и др.

Юридические факты в муниципальном праве представляют собой факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия субъектов местного самоуправления, а в некоторых случаях, события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта и подразделяются на: правомерные (соответствующие требованиям муниципально-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям муниципально-правовых норм, нарушающие их). В свою очередь события представляют собой явления, не зависящие от воли людей, например, смерть, утрата дееспособности, тяжелая болезнь и т.п.

Муниципально-правовые отношения можно подразделить на отношения:

а) связанные с организацией местного самоуправления;

б) характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

в) в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Так, в первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности.

Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.

Кроме этого, муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов на три группы. Речь идет об отношениях, в которых:

    одной из сторон выступает муниципальное образование;

    одним из субъектов выступает население муниципального образования;

    одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Своеобразие общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, по мнению ряда авторов (С.А. Авакьяна, В.Л. Лютцера, Н.Л. Пешина, В.А. Сивицкого, Н.С. Тимофеева) вызывает необходимость их классификации, которая может быть осуществлена:

1) по целевому назначению: отношения, связанные с конституированием местного самоуправления, т.е. возникающие в процессе выборов, определения организационных форм местного самоуправления, структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, принятия и изменения уставов муниципальных образований;

2) по природе: собственно муниципально-правовые отношения и государственно-правовые отношения, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) по сферам и отраслям местного хозяйства: отношения муниципальной собственности, муниципальные земельные отношения, финансовые отношения и т.д.;

4) по субъектам (сторонам), участвующим в муниципально-правовых отношениях, могут быть отношения с участием: населения муниципального образования; органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; членов выборных органов местного самоуправления; органов государственной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений, организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования; ассоциаций и союзов муниципальных образований;

5) по пространственным пределам можно выделить: внутримуниципальные отношения; межмуниципальные отношения; отношения с государственными органами на территории и за пределами муниципального образования.

Муниципальные нормы в широком смысле - все нормы права, так или иначе уча- ствующие в регулировании отношений местного самоуправления.

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы му- ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местно- го сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.1

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматри- ваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охрани- тельные.

Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са- моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо- средственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само- управления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы- принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об- разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници- пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле- ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно- го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130 - 133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле- ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про- тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само- управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от- ношению к законам страны.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници- пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре- пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби- рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со- вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави- ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само- управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз- держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли- вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об- разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспози- тивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно- волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра- зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера- ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко- торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально- го общественного самоуправления.

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле- ния относится к сфере совместного ведения что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу- дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе- дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро- вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

К полномочиям федеральных органов власти относятся:

Определение общих принципов организации местного самоуправления;

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в преде- лах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответ- ственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше- нию вопросов местного значения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены федеральными законами в порядке, установленном зако- ном.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относятся:

Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъ- ектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государст- венной власти субъектов федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ве- дения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены законами субъектов РФ.

Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного само- управления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.

Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление:

Их границ и состава территории;

Собственной компетенции;

Форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении во- просов местного значения;

Структуры и порядка формирования органов местного самоуправления;

Наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления;

Срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправле- ния, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

Видов, порядка принятия и вступления в силу муниципальных нормативных пра- вовых актов, статуса и социальных гарантий депутатов, членов других выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само- управления;

Оснований и порядка прекращения их полномочий;

Гарантий прав должностных лиц местного самоуправления;

Условий и порядка организации муниципальной службы;

Экономической и финансовой основы местного самоуправления;

Исторических, национальных и иных особенностей организации местного само- управления.

К числу правотворческих полномочий муниципальных образований относятся

Утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

Установление местных налогов и сборов;

Регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде- ний общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительст- ва подземных сооружений местного значения;

Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

Разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др.;

Муниципально-правовые нормы - правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

  • 1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
  • 2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Класссификация муниципально-правовых норм:

  • 1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений:
    • · нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
  • 2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
    • · управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
    • · обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
    • · запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
  • 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.
  • · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).
  • · Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  • 4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
    • · федеральными действуют на всей территории России);
    • · муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
    • · локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
  • 5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
    • · муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
    • · в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • · в постановлениях Конституционного Суда;
    • · в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
  • 6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.
  • · Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
  • · Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
  • 7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

местный самоуправление норма должностной

– это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления . В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права . Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ , федеральными законами.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина , требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований , что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.