Можно ли украинцу отслужить в российской армии. Военная служба в россии иностранных граждан

Далее проверяется, не совершал ли кандидат какие-либо преступления, проводится медкомиссия, а также проверяется уровень физподготовки, проводятся собеседования, и если всё в порядке, иностранному гражданину предлагается заключить контракт минимум на 5 лет.
Служить иностранец может только в определённых воинских частях.

Оценить свои знания и шансы для прохождения службы по контракту можно оценить, пройдя вот этот несложный тест . Тест действительно несложный, и если вы его не прошли, то служба в армии России явно не для вас.

В целом перечень действий для поступления на военную службу прост. Необходимо сделать всего десять шагов:

Первый : обратиться на пункт отбора на военную службу по контракту для получения консультации и сообщить сведения о себе, пожелания о должности, специальности, регионе прохождения службы (лично, по телефону, через Интернет, письмом по почте).

Второй : собрать документы для поступления на военную службу.

Третий: подать заявление о приеме на военную службу по контракту инструктору пункта отбора.

Четвертый: выполнить тесты для оценки профессиональной психологической пригодности к военной службе.

Пятый: пройти медицинское освидетельствование в военном комиссариате (место прохождения медицинского освидетельствования уточнить в пункте отбора).

Шестой: сдать нормативы по физической подготовке.

Седьмой: ознакомиться с заключением комиссии по отбору о соответствии требованиям для поступления на военную службу по контракту (место и время выдачи протокола уточнить в пункте отбора).

Восьмой: получить воинские перевозочные документы и предписание для следования в воинскую часть, убыть в воинскую часть (место и время получения уточнить в пункте отбора).

Девятый: прибыть в установленный срок в воинскую часть и заключить контракт о прохождении военной службы.

Десятый: пройти курс интенсивной общевойсковой подготовки.

Подробнее о прохождении воинской службы по контракты для иностранцев можно почитать на официальном сайте Минобороны РФ recrut.mil.ru .

Кстати! После поступления на военную службу по контракту, иностранец может получить разрешение на временное проживание (РВП). Подробнее о том, что такое РВП и как его получить, можно прочитать и вот . Через 3 года после получения РВП можно подавать документы для получения на гражданства РФ.

Иностранные граждане, добровольно завербовавшиеся в Российскую армию, получили дополнительный правовой статус. Теперь он прописан не только в законе, но и новой редакции Положения о порядке прохождения военной службы. Изменения в этом документе своим указом N 3 от 2 января 2015 года утвердил президент РФ Владимир Путин.

Сразу уточним: решение главы государства не следует рассматривать как своего рода отмашку для приема варягов в армейский строй. Реализация подобной практики должна идти строго по законам РФ. А они гласят, что, к примеру, призыв в армейский строй солдат-срочников распространяется только на российских граждан.

Что, впрочем, не закрывает иностранцам дорогу к профессиональной военной службе в России. Вербоваться в армейские контрактники им официально разрешили более 10 лет назад. Однако эту норму необходимо было "провести" еще и по целому ряду межведомственных актов, которые подписывают не министры-силовики, а президент страны. В том числе в Положении о порядке прохождения военной службы. Что и сделал глава государства.

Помимо формальной корректировки документ зафиксировал и некоторые юридические новации. В частности, по новым правилам иностранные граждане, зарегистрированные за пределами России и изъявившие желание профессионально служить в нашем армейском строю, должны подать соответствующее заявление в военный комиссариат или в воинскую часть по месту жительства.

Другое нововведение касается возможного участия иностранцев в боевых действиях. В Положении сказано, что такие служивые будут выполнять задачи в условиях военного положения и вооруженных конфликтов "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ".

А вот принципиальных изменений в "вербовочном" процессе иностранцев указ президента не содержит. Как и прежде, на профессиональную военную службу в Российской армии смогут устроиться граждане других стран в возрасте от 18 до 30 лет, владеющие русским языком и официально находящиеся на территории нашей страны. Первый контракт они подписывают на пять лет.

В отличие от наших призывников и солдат-профи, люди без паспорта РФ не принимают военную присягу. Вместо этого они подписывают обязательство добросовестно выполнять служебный долг.

В новой редакции Положения сказано, что гражданам других стран, находящимся под следствием, отбывающим наказание, имеющим неснятую или непогашенную судимость, однозначно закрыт путь в российские военные профи.

В документе появились и некоторые правовые новации, касающиеся контрактной службы россиян. Так, с военными, достигшими пенсионного возраста, но желающими остаться в армейском и флотском строю, может быть заключен контракт на продление службы на 12 месяцев, три года, пять, десять лет.

Правда, такая возможность ограничена не только целесообразностью дальнейшего пребывания человека в армии (ее определят командиры и начальники), но и воинским званием кандидата на продление. В самом привилегированном положении оказались маршалы РФ, генералы армии, адмиралы флота, генерал-полковники и адмиралы. Им служить разрешили максимум до 70 лет, другим профи - до 65.


Многих иностранных граждан интересует вопрос: Как иностранцу поступить на службу в армию Россию по контракту?

Иностранные граждане могут служить в армии РФ на основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кратко опишем правила поступления на военную службу в РФ по контракту для иностранных граждан:

  • Поступить можно только на на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. На офицерские и должности иностранцы претендовать не могут. Иностранные воинские звания в данном случае значение не имеют;
  • Иностранец должен находится в РФ на законном основании;
  • На момент заключения контракта ему должно исполниться минимум 18 лет и максимум 30;
  • У иностранца должно быть хотя бы основное общее образование (не менее 9 классов). На некоторые должности требуется среднее общее образование (11 классов) или среднее профессиональное образование (техникум или колледж). Основание: приказ министра обороны от 3 октября 2016 г. N 633.

Как и куда нужно обратиться иностранцу, чтобы служить в армии?

Для этого нужно отправить в пункт отбора на военную службу по контракту (перечень таких пунктов по регионам РФ можно посмотреть ) специальную анкету (скачать анкету можно ).

Далее проверяется, не совершал ли кандидат какие-либо преступления, проводится медкомиссия, а также проверяется уровень физподготовки, проводятся собеседования, и, если всё в порядке, иностранному гражданину предлагается заключить контракт минимум на 5 лет.

Служить иностранец может только в определённых воинских частях. Оценить свои знания и шансы для прохождения службы по контракту можно оценить, пройдя вот этот несложный тест . Тест действительно несложный, и если вы его не прошли, то служба в армии России явно не для вас.

Примечание Вестника: да этот тест жесть какой сложный! И в армию меня не возьмут:(


В целом перечень действий для поступления на военную службу прост. Необходимо сделать всего десять шагов:

Первый: обратиться на пункт отбора на военную службу по контракту для получения консультации и сообщить сведения о себе, пожелания о должности, специальности, регионе прохождения службы (лично, по телефону, через Интернет, письмом по почте).

Второй: собрать документы для поступления на военную службу.

Третий: подать заявление о приеме на военную службу по контракту инструктору пункта отбора.

Четвертый: выполнить тесты для оценки профессиональной психологической пригодности к военной службе.

Пятый: пройти медицинское освидетельствование в военном комиссариате (место прохождения медицинского освидетельствования уточнить в пункте отбора).

Шестой: сдать нормативы по физической подготовке.

Седьмой: ознакомиться с заключением комиссии по отбору о соответствии требованиям для поступления на военную службу по контракту (место и время выдачи протокола уточнить в пункте отбора).

Восьмой: получить воинские перевозочные документы и предписание для следования в воинскую часть, убыть в воинскую часть (место и время получения уточнить в пункте отбора).

Девятый: прибыть в установленный срок в воинскую часть и заключить контракт о прохождении военной службы.

Десятый: пройти курс интенсивной общевойсковой подготовки. Подробнее о прохождении воинской службы по контракты для иностранцев можно почитать на официальном сайте Минобороны РФ

Что представляет собой служба в армии по контракту? Это военная деятельность в вооруженных силах, осуществляемая на добровольной основе, когда гражданин, желающий проходить службу, подписывает контакт на определенный период. Служба по контракту имеет определенные условия для военнослужащих и предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, всевозможных льгот, денежных компенсаций, поощрений.

Мы подробно остановимся на важных деталях контрактной службы и расскажем вам в данной публикации о преимуществам службы по контракту в ВС РФ и требованиях, предъявляемых к контрактникам.

Требования и условия службы в армии по контракту

Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:

  1. Главой V Закона «О воинской обязанности» (ФЗ №53 от 28.03.1998 года).
  2. Специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Возраст гражданина . Если заключается первый контракт, то гражданин РФ должен быть не младше 18 лет и не старше 40 лет.
  2. Образование . Принимаются граждане, имеющие образование, начиная от среднего и выше.
  3. Категории лиц . К прохождению контрактной службы допускаются граждане, которые ранее уже проходили армейскую службу - контрактную или по призыву; граждане, находящиеся «в запасе»; женщины, и другие категории граждан (ознакомиться с полным списком лиц, которые могут быть допущены к прохождению службы по контракту в ВС РФ, можно в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» ст. 34).
  4. Состояние здоровья . К службе по контракту допускаются лица, прошедшие военно-врачебную комиссию и причисленные ей к одной из групп «А» (человек «годен» к военной службе) и групп «Б» (человек годен к военной службе с незначительными ограничениями).
  5. Уровень физической подготовки . Он должен соответствовать нормативам, прописанным в НФП-2009. Физическая подготовка контрактника оценивается по таким качествам, как быстрота, выносливость, сила. С целью оценки перечисленных параметров гражданин, поступающий на контрактную службу должен выполнить по одному упражнению по каждому из них для проверки.
  6. Ограничения по профессиональной пригодности . Во время отбора кандидатур на прохождение контрактной службы будут рассматриваться дела граждан, которые получили заключение о присвоении следующих категорий:
    - I. Данная категория присваивается гражданам, которые «рекомендуются в первую очередь»;
    - II. Эта категория означает, что граждане «рекомендуются»;
    - III. Означает, что гражданин «условно рекомендуется». При отсутствии первых двух категорий.

Как стать контрактником в Вооруженных Силах России?

Если вы приняли решение поступить на службу в армию по контракту , то первым делом требуется приехать в местный пункт отбора контрактников за подробной консультацией по вопросам относительно поступления на контрактную военную службу и условий ее прохождения. Для обратившегося гражданина будут представлены вакансии военных должностей, на которые он может претендовать, а также будет оформлена соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат.

После этого гражданин, претендующий на место контрактника, должен с паспортом обратиться в местный отдел военного комиссариата и подать там заявление, которое будет рассмотрено военным комиссаром. Далее будут назначены мероприятия, задача которых состоит в определении состояния здоровья претендента и уровня его физической подготовки. После того, как эти два этапа будут пройдены, принимается заключительное решение о том, возможно ли данного гражданина принять на военную службу по контракту.

Если все проверки и тесты пройдены гражданином успешно, то ему будет оформляется военный билет, после чего будет заключен контракт на военную службу в ВС РФ. Далее он направляется в военно-учебную часть, где он будет проходить в интенсивном режиме курс общевойсковой подготовки. В период обучения командный состав будет наблюдать за новоиспеченным контрактником, изучать его профессиональные, личные, физические качества. Также будет анализироваться его склонность к лидерству (необходима для сержантских должностей). После того, как учебный курс будет пройден, контрактник направляется на основное место, где будет проходить его служба в вооруженных силах.

Служба по контракту - зарплата контрактника в 2018 году

На текущий год есть два основных законодательных документа, которые устанавливают размер и виды денежного довольствия, причитающегося военнослужащим контрактной службы в ВС РФ:

  1. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Базовая зарплата военнослужащих по контракту, согласно упомянутым законам, складывается из двух частей:

  • Оклад по воинской должности;
  • Оклад по воинскому званию.

К основному денежному довольствию контрактника в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячно добавляются различные надбавки за:

  1. Квалификацию.
  2. Выслугу лет.
  3. Риск здоровью и жизни.
  4. Особые условия несения военной службы.
  5. Работу с секретной информацией, которая является государственной тайной.
  6. Высокий уровень физической подготовки (после сдачи нормативов).
  7. Значительные достижения в армейской службе.
  8. Знание иностранных языков.

Дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь (ЕДВ) и премии за то, что военнослужащий отлично справляется со своими служебными должностными обязанностями.

Размер денежного довольствия военнослужащих контрактников

Остановим свое внимание на конкретных цифрах и озвучим средний размер денежного довольствия военнослужащих контрактников в 2018 году составил:

  • 30 000 рублей - средняя зарплата рядового контрактника.
  • 40 000 рублей - средняя зарплата сержантов и старшин.
  • 55 000 рублей - средняя зарплата лейтенантов.

Данные цифры по размерам зарплат военнослужащих по контракту ещё в 2017 году были озвучены Татьяной Шевцовой, заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающей за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ. Кстати, Шевцова является единственной женщиной в России имеющей звание соответствующее генералу-армии - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

С 1 января 2018 года в 1,04 раза было повышено денежное довольствие военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 №1598 » О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти). Это повышение затронет и контрактников - размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Помимо денежного довольствия для контрактников установлены различного рода льготы и материальные компенсации. К ним относятся:

  • Компенсации за поднаем жилья (Постановление Правительства РФ от 18.09.2015 №989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909»). Данная выплата позволяет военному частично возместить затраты по аренде жилья, в случае если служебная квартира не была предоставлена. Денежная компенсация выплачивается согласно установленным нормативам для региона (например, для городов Москвы и Санкт-Петербурга - это 15000 рублей по состоянию на 2019 год);
  • «Подъемные» - денежное пособие военнослужащему при переезде к новому месту службы, подъемное пособие выплачивается не только на контрактника, но и на всех членов семьи;
  • Единовременное пособие при увольнении с военной службы - выплачивается при увольнении с общей выслугой 20 лет и более в размере 7 окладов денежного довольствия (при выслуге менее 20 лет контрактник при увольнении получает 2 оклада).

Социальный пакет для военнослужащих по контракту

Стоит отметить, что для военнослужащих контрактной службы государство предусмотрело широкий пакет социальных льгот:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание в военных лечебных учреждениях.
  2. На период службы военнослужащий обеспечивается служебным жильем. Также существуют программы военной ипотеки, и .
  3. Выход на пенсию в 45 лет (при выслуге 20 лет).
  4. Преимущества при поступлении в профессиональные училища и ВУЗы для контрактников.
  5. Обеспечение военной формой и продовольствием (либо постановка на котловое довольствие - бесплатное питание в армейской столовой).
  6. Страхование здоровья и жизни. Государством предусмотрены внушительные выплаты в случае признания военнослужащего негодным к службе вследствие травмы, полученной на службе (контрактник получит 2 млн. рублей). Существенные страховые выплаты семье в случае смерти (семья получит страховку в размере 3 млн. рублей).
  7. Бесплатный проезд*.

* Согласно ст. 20 «Проезд на транспорте. Почтовые отправления» Федерального закона №76-ФЗ от 27.05. 1998 «О статусе военнослужащих»:

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах

Контрактная армия в России – относительно новое явление, и прежде чем поступить на военную службу по контракту, следует знать какие плюсы и минусы вас ожидают.

Давайте заострим внимание на положительных моментах:

  1. Для многих граждан служба по контракту в армии является очень выгодным трудоустройством, особенно в отдаленных поселках и деревнях, где трудно найти работу.
  2. Военнослужащие контрактники имеют серьезный социальный пакет, включающий многочисленные льготы. Помимо статуса, служба в армии по контракту обеспечивает хорошую стабильную зарплату и возможность получить жилье.
  3. Современную службу по контракту в ВС РФ можно сравнить с обычной работой, в отличии от военнослужащих срочной службы имеющих ряд ограничений.

Говоря о плюсах службы по контракту нельзя не вспомнить и о минусах:

  1. Очевидный минус воинской службы по контракту - необходимость рисковать как своим здоровьем, так и жизнью.
  2. Ограничение личного пространства и свободы. Не каждый человек готов подчиняться приказам и безоговорочно выполнять требования командования, попросту говоря жизнь по уставу, это не санаторий.
  3. Не все выдерживают условий службы в армии, так например, статистика свидетельствует, что практически 20% тех, кто впервые подписал контракт, разрывают его, спустя несколько месяцев службы. У каждого на это есть свои собственные причины, однако, чаще всего это решение вызвано тем, что контрактник новобранец не справился с испытательным сроком. Иногда среди возможных причин разрыва контакта со стороны министерства обороны может быть злоупотребление алкоголем новоиспеченным военнослужащим, пьянству не место в армии!
  4. Не всем по душе вынужденные командировки, необходимость постоянного ношения формы, проживание в полевых условиях при необходимости.

Подводя итоги, можно отметить, что переход российской армии на службу по контракту - это новое перспективное решение, способное поднять престиж Вооруженных Сил, а также обеспечить выполнение стоящих перед армией задач, как в мирное время, так и в случае войны. Контрактная служба гарантирует стабильную достойную зарплату военнослужащим контрактникам, а также предлагает ряд преимуществ и привилегий.

Тем не менее, перед тем как принять окончательное решение, взвешенно обдумайте все плюсы и минусы службы в армии по контракту, вы должны понимать степень ответственности как за свою жизнь, за жизнь своих боевых товарищей, так и за жизнь тех, кого вы защищаете, служа в Российской Армии. Безусловно, служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации - это престижное и благородное дело.

Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2010 года явля­ется совершенствование системы подготовки мобилизационных ре­сурсов и комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов.

На протяжении веков в России система комплектования армии базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу - как свя­щенной обязанности перед Отечеством.

Однако за последнее десятилетие ряд факторов, в том числе по­литических, идеологических, демографических, экономических и со­циальных, оказал негативное воздействие на состояние системы ком­плектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности стра­ны.

Конституция РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности нарав­не с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным за­коном или международным договором.

Как следует из ФЗ «О системе государственной службы в Рос­сийской Федерации», в РФ в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

В ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержится положение о том, что прохождение военной службы осуществляется:

Гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по кон­тракту);

Иностранными гражданами - по контракту на воинских долж­ностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Таким образом, поскольку законодательство РФ указывает на то, что доступ к военной службе, которая является видом государст­венной службы, имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане, постольку гражданство РФ не является препятствием для занятия иностранными гражданами отдельных воинских должностей в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Гражданство как обязательное условие для прохождения воен­ной службы существовало не всегда и не во всех армиях. В Римском государстве в императорский период армия наряду с римскими граж­данами комплектовалась иностранцами. Во Франции в XI в. существо­вали наемные дружины, укомплектованные швейцарцами, шотланд­цами и лицами других национальностей. Наем иностранцев был раз­вит в средние века в Италии.

При Петре I и в более поздние времена в России широко при­менялась служба в армии иностранцев, но постепенно нужда в них отпала, и с 1890 года иностранцы перестали допускаться на военную службу. Окончательно военная служба была вменена в обязанность «каждого русского подданного» ст. 1 Устава о воинской повинности 1874 года, действовавшего вплоть до революции 1917 года. Профессор А.М. Добровольский указывал: «Совершенно иной характер отноше­ний к государству иностранцев: связь их с государством чисто факти­ческая и по общему правилу они никакими политическими правами, в том числе и правом на службу государственную, не пользуются. Ос­вобождение от воинской повинности людей, не связанных с государ­ством никакими кровными национальными узами, является не только понятным, но и разумно необходимым».

В то же время в отдельных случаях допускалось принятие на военную службу иностранцев. «В случае желания иностранцев посту­пить на военную службу нижними чинами, начальники дивизий и ли­ца равной власти, по получении прошений, не разрешая сами зачисле­ния на службу, обязаны входить с представлением в главный штаб, прилагая подлинные документы о происхождении и образовании про­сящихся на службу». Иностранным офицерам разрешалось поступать на военную службу по особому Высочайшему разрешению.

Таким образом, законодательство Российской Империи разре­шало иностранцам военную службу в виде исключения.

В период Гражданской войны 1918-1922 гг. на службу в Крас­ную Армию по желанию допускались иностранцы-трудящиеся. Пер­воначально это регулировалось приказами Реввоенсовета Республики, а впоследствии было закреплено в Законе об обязательной военной службе 1922 года, в котором отмечалось: «Добровольцами могут при­ниматься также и иностранные граждане, выразившие желание слу­жить в русских войсках и принимать участие в защите завоеваний русской революции». В соответствии с приказом Реввоенсовета Рес­публики 1922 года № 940 в качестве добровольцев на советскую воен­ную службу принимались в то время лишь солидарные с советской властью иностранцы-трудящиеся, представившие политические реко­мендации от партийных организаций или ответственных партийных работников. С переходом на мирное положение иностранцы фактиче­ски уже не принимались в Советскую Армию.

Указанные исторические этапы свидетельствуют, что в Россий­ской Империи и в Советском государстве на военной службе в добро­вольном порядке иностранные граждане использовались в периоды становления военной организации государства.

После распада СССР в переходный период государства - участ­ники Содружества Независимых Государств (СНГ) взяли на себя обя­зательство стремиться осуществлять согласованные мероприятия, на­правленные на обеспечение единообразного порядка призыва, ком­плектования и прохождения военной службы военнослужащими Объ­единенных Вооруженных Сил СНГ. Соглашение о принципах ком­плектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождения в них военной службы (Киев, 20 марта 1992 года) в ст. 3 предусматри­вало, что «.государства - участники Содружества не препятствуют гражданам проходить военную службу в Объединенных Вооруженных Силах Содружества и вооруженных силах государств - участников Содружества на добровольной основе или по контракту».

Соглашение о принципах комплектования Пограничных войск Содружества и прохождения в них военной службы (Ташкент, 15 мая 1992 года) также подчеркивало, что государства - участники Содру­жества не препятствуют гражданам проходить военную службу в По­граничных войсках Содружества и в собственных Пограничных вой­сках государств на добровольной основе или по контракту.

На основании указанной правовой базы были заключены:

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках РФ, нахо­дящихся на территории Республики Армения (Ереван, 15 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Таджикистан в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан (Душанбе, 30 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Кыргызской Республики в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Кыргызской Республики (Бишкек, 1 апреля 1994 года), которые предусматривали, что комплектование По­граничных войск РФ, находящихся на территории суверенных госу­дарств, производится в добровольном порядке - по контракту и по призыву, в том числе гражданами этих государств.

Цели участия граждан одного государства в комплектовании вооруженных сил и пограничных войск другого государства наглядно зафиксированы в межгосударственных соглашениях. Например, в Со­глашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск РФ, находящихся на террито­рии Республики Таджикистан (Москва, 25 мая 1993 года) отмечается, что Республика Таджикистан в интересах обеспечения собственной безопасности, безопасности РФ и коллективной безопасности госу­дарств - участников СНГ на переходный период, до завершения про­цесса формирования собственных пограничных войск, делегирует во­просы охраны государственной границы с Афганистаном и Китаем в пределах своей территории Пограничным войскам РФ.

Порядок прохождения военной службы гражданами Армении, Таджикистана, Кыргызской Республики, поступившими на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска РФ, нахо­дящиеся на территории этих государств, определялся законодательст­вом РФ, другими нормативными актами, регулирующими деятель­ность Пограничных войск РФ, при этом они имели равные с военно­служащими РФ права и обязанности.

Граждане указанных государств принимали присягу собствен­ному государству и обязательство перед РФ следующего содержания, например: «Я, гражданин Кыргызской Республики (фамилия, имя, отчество), добровольно поступая на военную службу в Пограничные войска Российской Федерации, охраняющие Государственную грани­цу Кыргызской Республики, обязуюсь в период прохождения военной службы соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, строго выполнять требования уставов, приказы командиров и началь­ников».

Таким образом, межгосударственные соглашения между рес­публиками, входившими в состав бывшего СССР, в переходный пери­од стали правовой основой для привлечения граждан одного государ­ства в войска другого государства в интересах коллективной и собст­венной безопасности этих государств.

Ценность государства заключается в его независимости, суве­ренитете, государственной и территориальной целостности, предот­вращении военной агрессии, обеспечении условий для мирного, демо­кратического развития. Поскольку государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, постольку к его со­хранению проявляется интерес со стороны граждан своего государст­ва. Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту задачу вы­полняют, в том числе, и Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы есть порождение того общества, которому они служат, отражая при этом его социальные, политические и техно­логические основы. Вооруженные Силы не зеркальное отражение на­ции, но их организация, предназначение, отношение и поведение обу­словливаются содержащим их государством.

Общие характеристики военной службы и военной профессии - военнослужащего определяются понятием «государство». К этим формообразующим факторам относятся роль и предназначение воен­ной профессии, природа государства и политической системы, кото­рым служит военная профессия, и отношение гражданского общества к военнослужащим. Каждый из этих компонентов оказывает воздейст­вие на природу военной профессии.

Во-первых, невзирая на различие взглядов на современную во­енную профессию, первичное предназначение военной профессии ос­тается тем же, что и на протяжении всей новейшей истории: обеспечи­вать военную безопасность государства, побеждать в войнах. В более научных терминах предназначение военной профессии - организован­ное применение военной силы в интересах своего государства.

Военная безопасность России неразрывно связана с обеспече­нием независимости, государственной и территориальной целостно­сти, суверенитета РФ, ее обеспечение является важнейшей задачей и функцией государства и его военной организации.

Насколько эти цен­ности могут быть обеспечены военнослужащими-иностранцами, на­сколько интересны эти ценности для них?

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, сущность кото­рых заключается в следующем:

а) целостность территории означает ее нераздельность, единст­во;

б) под неприкосновенностью территории понимается защита от посягательства со стороны другого государства или каких-либо поли­тических сил.

Российский юрист А. Эртель в конце XIX в. писал: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего историче­ского развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его».

Положение о целостности и неприкосновенности территории РФ вытекает из территориального верховенства РФ. Как отмечается в юридической литературе: «Вопреки распространенному мнению, нор­ма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей тер­ритории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударст­венному, но и внутриполитическому аспекту суверенитета РФ».

Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 году. Он справедливо подчеркивает, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств.

Как мы видим, основу понятий неприкосновенности, государ­ственной и территориальной целостности, суверенитета Российской Федерации составляет устойчивая правовая связь граждан со своим государством.

Вместе с тем, в ФЗ «О статусе военнослужащих» сформулиро­ваны общие обязанности военнослужащих, в том числе военно- служащих-иностранцев:

Защита государственного суверенитета и территориальной це­лостности РФ;

Обеспечение безопасности государства;

Отражение вооруженного нападения;

Выполнение задач в соответствии с международными обяза­тельствами РФ.

Все эти задачи составляют существо воинского долга, который иностранцы обязуются достойно исполнять.

С внесением изменений в законодательные акты, допускающих возможность принятия иностранцев на военную службу по контракту, теряется четкая правовая связь защиты гражданами РФ своего Отече­ства. Военнослужащие-иностранцы должны быть верными данному обязательству беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ. Таким образом, для военнослужащих-иностранцев го­сударственный суверенитет и территориальная целостность РФ, обес­печение безопасности РФ должны стать ценностями, которые они го­товы и способны защищать, в том числе с риском для жизни.

Во-вторых, военная профессия связана с политической систе­мой, в рамках которой она развилась и которой должна служить. Ха­рактер государства определяет характер военной профессии и военной системы в целом. Социалистическому государству соответствовали массовые Вооруженные Силы, комплектуемые на основе всеобщей воинской обязанности. Вооруженные силы развитых государств осно­ваны на других принципах, среди которых одним из главных выступа­ет принцип профессионализации военной службы.

В современном законодательстве отмечается, что необходи­мость профессионализации военной службы в РФ обусловлена тем, что в сложившихся политических, экономических и демографических условиях необходимо совершенствовать систему комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов путем первооче­редного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящи­ми военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в со­единениях и воинских частях постоянной готовности ВС РФ, воин­ских частях пограничных войск ФСБ и внутренних войск МВД РФ. Развитие средств, форм и способов вооруженной борьбы выдвигает новые требования к профессиональной подготовке военнослужащих. Внедрение передовых информационных технологий в основные зве­нья боевого управления, вооружение и военную технику, необходи­мость существенного увеличения боевого потенциала как воинских подразделений, так и каждого военнослужащего в условиях ресурсных ограничений неизбежно ставит вопрос о профессионализации военной службы.

Именно на воинских должностях, подлежащих замещению сол­датами, матросами, сержантами и старшинами, должны проходить военную службу по контракту иностранные граждане. При привлече­нии на военную службу по контракту иностранных граждан речь идет о профессионалах, которые должны владеть государственным языком РФ, а также соответствовать медицинским и профессионально­психологическим требованиям военной службы к конкретным военно­учетным специальностям.

Таким образом, речь идет о привлечении на военную службу по контракту военнослужащих-иностранцев, которые должны отвечать требованиям военных профессионалов.

В-третьих, заключение контракта о прохождении военной службы иностранными гражданами имеет свои особенности. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать иностранные граж­дане, законно находящиеся на территории РФ.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе за­ключать иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Срок первого контракта - пять лет.

По истечении срока первого контракта военнослужащие, яв­ляющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохожде­ния военной службы.

Иностранные граждане, как и граждане РФ, проходящие воен­ную службу, подлежат обязательной государственной дактило­скопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в РФ, вместо приведения к Военной присяге дает обязательство.

Поступая на военную службу по контракту, иностранный гражданин обязуется:

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы команди­ров;

Дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым това­риществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоян­ной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государст­венную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ.

При этом военнослужащие, являющиеся иностранными граж­данами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положе­ния, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством РФ.

Указанным обязанностям военнослужащих-иностранцев кор­респондируются их права, которые гарантирует РФ. Особенность реализации прав военнослужащих-иностранцев заключается в том, что:

Иностранные граждане, въехавшие в РФ и обратившиеся с за­явлением о приеме на военную службу по контракту, регистрируются в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом военнослу­жащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей. Учет иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ;

Военнослужащим - иностранным гражданам гарантируются: защита свободы, чести и достоинства; свобода совести и вероиспове­дания; право на труд; право на отдых; право на денежное и иные виды довольствия, денежные надбавки и компенсации; право на медицин­ское обеспечение; право на страховые гарантии; право на компенса­цию проезда на транспорте; право на пенсионное обеспечение;

Реализация жилищных прав военнослужащих - иностранных граждан также имеет особенности. Указанные военнослужащие раз­мещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках);

Военнослужащие - иностранные граждане не имеют права на обучение в военных образовательных учреждениях профессионально­го образования (в том числе на получение послевузовского образова­ния) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повы­шения профессиональной квалификации военнослужащих, а также в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или по состоянию здоровья не имеют права пройти профес­сиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия;

Военнослужащим - иностранным гражданам не гарантируется предоставление прав при увольнении с военной службы аналогичных правам военнослужащих - граждан РФ, предусмотренных ФЗ «О ста­тусе военнослужащих».

Наряду с наличием прав и исполнением обязанностей военно­служащие - иностранные граждане несут установленную законо­дательством юридическую ответственность. Ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в приме­нении к ним норм, прежде всего, уголовного законодательства РФ. Так, в силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - ино­странные граждане должны хранить государственную и военную тай­ну РФ. Вместе с тем за государственную измену их нельзя привлечь к уголовной ответственности, потому что в соответствии с Уголовным кодексом РФ государственная измена - это шпионаж, выдача госу­дарственной тайны либо иное оказание помощи иностранному госу­дарству, иностранной организации или их представителям в проведе­нии враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, со­вершенные гражданином РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в це­лях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной раз­ведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопас­ности РФ иностранный гражданин подлежит ответственности по ста­тье Уголовного кодекса РФ «Шпионаж».

Контрольные вопросы:

1. Доложите понятие военной службы.

2. Доложите, что такое военно-служебные отношения и каковы условия их возникновения?

3. Доложите основные функции (задачи) военной службы.

4. Доложите сущность основных отличительных принципов прохождения военной службы в РФ.

5. Доложите особенности заключения контракта на военную службу с иностранными гражданами.

6. Доложите, каковы особенности прохождения военной служ­бы иностранными гражданами в РФ?

7. Доложите отличия в реализации прав и свобод военнослужа­щих - иностранных граждан.

8. Доложите особенности привлечения военнослужащих - ино­странных граждан к уголовной ответственности за государственную измену РФ.