Источники права в семейных отношениях. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права

Семейные отношения относятся к тем сферам общественной жизни, которые очень трудно урегулировать законодательно. Но обойтись без этого нельзя, ведь семья, как известно - ячейка общества, она является основой государства. Какие же законодательные акты в России содержат нормы семейного права?

Наиболее важный законодательный акт, на котором базируются все остальные источники семейного права - это Основной Закон - Конституция России. Уже в статье 7 Основного Закона говорится о государственной поддержке семьи. Статья 19 гарантирует равные права и свободы для мужчин и женщин, для всех людей, независимо от пола, национальности, вероисповедания, должности, положения в обществе.

В статье 23 говорится о неприкосновенности частной жизни, вводится такое понятие, как личная и семейная тайна. Статья 38 непосредственно касается семейных отношений: в ней провозглашается, что государство защищает семью, материнство и детство, а родителям вменяется в обязанность забота о своих детях и воспитание их. Также в этой статье устанавливается, что совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, потерявших трудоспособность.

Говорит о семейных отношениях и статья 72, в частности, ее первый пункт. Здесь провозглашается, что РФ и ее субъекты совместно регулируют вопросы семейного законодательства. Это означает, что и автономные республики, и округа, и области, и Москва, и Санкт-Петербург имеют право на принятие законов в области семейного права, а также издавать законы, регулирующие вопросы, о которых в Семейном кодексе не говорится. При этом нормы, изложенные в этих законах, не должны расходиться с Семейным кодексом. Необходимость разрешить иметь свои источники семейного права была вызвана тем, что в различных регионах страны существуют свои местные особенности, которые необходимо учитывать.

Говоря о законодательных актах, которые содержат нормы в отрасли семейного права, нельзя не сказать и о которые тоже входят в правовую систему России. К ним относят Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую российский парламент ратифицировал 4 августа 1994 г., а также Конвенцию ООН о правах ребенка, о присоединении к которой Россия заявила в 1990 г. Также в эту группу входят такие источники семейного права, как двусторонние соглашения по семейным вопросам, заключенные Россией с различными государствами.

Основной законодательный акт в отрасли семейного права в РФ - В нем изложены основные положения, дано определение этой отрасли, разработаны вопросы, касающиеся защиты прав членов семьи. Также кодекс регулирует вопросы брака: его заключение и прекращение, устанавливает, какими правами и обязанностями обладают супруги и т.п. И, конечно, в нем подробно говорится о том, какие права и обязанности имеют родители и дети. Отдельный раздел посвящен регулированию семейных отношений, в которых участвуют иностранцы или лица, не имеющие гражданства.

Таковы основные законодательные акты, регулирующие семейное право. Источники норм этой отрасли, как уже говорилось выше, принимаются и субъектами РФ. Им разрешается законодательно регулировать такие вопросы:

  • устанавливать условия, при которых в брак можно вступать до 16 лет;
  • определять, могут ли супруги выбирать при заключении брака;
  • о присвоении ребенку фамилии и отчества;
  • регулировать вопросы, которые могут решать органы местного самоуправления в такой области, как опека и попечительство над сиротами;
  • устанавливать размеры оплаты труда и льгот для приемных родителей.

Таким образом, источники семейного права РФ - это обширный перечень документов. К их числу относят не только законы, но и подзаконные акты. Вопросы этой отрасли права могут регулироваться президентом, правительством и другими федеральными и региональными органами, принадлежащими к исполнительной Таков краткий обзор вопроса о том, какие источники семейного права регулируют отношения в этой отрасли в России.

Конституция РФ. В соответствии со ст. 72 п. «к» Конституции Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В числе источников семейного права, прежде всего, следует назвать Конституцию РФ, в которой закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства; равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Семейный кодекс РФ - основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действие с 1 марта 1996 г. (в настоящее время действует с изменениями и дополнениями ФЗ от 15.11.1997 г. № 140-ФЗ, ФЗ от 27.06.98 г. № 94-ФЗ, ФЗ от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ). Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР утратил юридическую силу.

Нормы Семейного кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после 1 марта 1996 г. Есть некоторые исключения из этого правила, предусмотренные ст. 169 Семейного кодекса. Согласно п. 3 ст. 169 положения ст. 25 Семейного кодекса о моменте прекращения брака со дня вступления решения суда в законную силу применяются при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Федеральные законы. Семейное законодательство согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса состоит также из принимаемых в соответствии с Семейным кодексом других федеральных законов. Например, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подзаконные акты. Следующими в иерархии нормативных актов идут Указы Президента (Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.) . Указы Президента не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации также являются источниками семейного права и имеют важное значение в регулировании отдельных вопросов семейных правоотношений. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Например, согласно ст. 82 Семейного кодекса постановлением Правительства от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей; на основании абзаца 6 п.1 ст. 127 Семейного кодекса. Постановлением Правительства от 1 мая 1996 г. № 542 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.



Акты федеральных органов исполнительной власти не перечислены в ст. 3 Семейного кодекса как источники семейного права, хотя в некоторых случаях могут регулировать семейные отношения. Как правило, они носят комплексный характер и регулируют не только отношения, связанные с семьей, но и налоговые, административные и другие. Например, Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 января 1999 г. N ВНК-6-18/61 «Об удержании алиментов с лиц рядового и начальствующего состава МВД РФ», Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 7 апреля 1997 г. N 06-25-05-97 «O разъяснении обращений по вопросу удержания алиментов с денежной компенсации, выдаваемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка» и др.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно правового регулирования, в двух случаях:

1) когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет);

2) когда вопрос, непосредственно Семейным кодексом не урегулирован.

В разных субъектах Российской Федерации могут быть разные подходы к решению вопросов, отнесенных к их ведению. Например, в Московской области разрешено вступать в брак с 14 лет с согласия родителей и при наличии одного из следующих особых обстоятельств: рождение ребенка, беременность или угроза жизни. В Москве разрешено вступать в брак лишь с 16 лет. Поэтому на практике могут быть такие споры.

Действие актов субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную территорию. Согласно абзацу 3 п.2 ст. 3 Семейного кодекса нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т.к. противоречит федеральному законодательству.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение в сфере семейного права как акты официального толкования законодательства, но не как источники семейного права. Судебная практика, в том числе постановления Пленумов судов и обзоры судебных решений не являются источниками права в Российской Федерации. В качестве наиболее важных постановлений Пленума Верховного суда РФ в сфере семейного права следует выделить: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» .

Соотношение гражданского и семейного права. В настоящее время Семейный кодекс предусматривает возможность субсидиарного применения к семейным правоотношениям норм гражданского законодательства. Это возможно при наличии двух условий (ст. 4 Семейного кодекса):

1) отношения не урегулированы семейным законодательством;

2) применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных правоотношений. Например, гражданско-правовые нормы о презумпции возмездности договоров и о взыскании убытков не применимы к семейным отношениям в силу специфики последних.

Кроме того, гражданское законодательство применяется в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством, например, п. 2 ст. 9 Семейного кодекса (при определении начала течения, приостановлении, перерыве, восстановлении сроков исковой давности); п. 2 ст. 33 Семейного кодекса (права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства) и в других случаях.

Действие семейного законодательства во времени. Семейный кодекс прямо не регламентирует вопросы о действии нормативных актов во времени в отличие от Гражданского кодекса РФ, в котором ст. 4 ограничивает обратную силу актов гражданского законодательства. Нормы гражданского законодательства можно применять, как было отмечено выше, субсидиарно, к семейным правоотношениям. Итак, по общему правилу, акты семейного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. На практике это правило может применяться в следующих ситуациях.

Из общего правила о прямой силе нормативных актов, регулирующих семейные отношения, могут быть исключения. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (обратная сила), только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Например, согласно п. 6 ст. 169 Семейного кодекса положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные статьями 34-37 настоящего Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 года. Так, например, супруги могут в брачном договоре определить правовой режим имущества, нажитого до вступления в силу Семейного Кодекса и Первой части Гражданского кодекса РФ, в которой впервые была предусмотрена возможность изменения правового режима имущества, нажитого супругами в браке. Нормы об обратной силе могут быть предусмотрены лишь в законе, а не в других нормативных актах.

Как правило, порядок действия нормативных актов и особенно кодифицированных актов, предусматриваются в самих нормативных актах. Так, ст. 169 Семейного кодекса подробно регламентировала особенности его действия во времени. Согласно п. 1 ст. 169 нормы настоящего Кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. По семейным отношениям, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Так, например, супруги приобрели квартиру в период брака до вступления в силу Семейного кодекса. Покупателем в договоре купли-продажи был супруг. Для того, чтобы продать квартиру после 1 марта 1996 года супругу необходимо получить письменное нотариально удостоверенное согласие супруги. Без такого согласия впоследствии сделка может быть признана недействительной согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса.

Принцип аналогии в семейном праве. Согласно ст. 5 Семейного кодекса особенностью принципа аналогии в семейном праве является то, что при его реализации могут применяться не только нормы (при аналогии закона) и принципы (при аналогии права) семейного права, но и нормы и принципы гражданского права. Кроме того, в рамках аналогии права правоотношения должны регулироваться на основе принципов гуманности, разумности и справедливости.

Так, принцип аналогии закона может быть применен в следующей ситуации. В Семейном кодексе предусматриваются права и обязанности родителей и детей. В то же время Семейный кодекс упоминает и о других членах семьи. Это дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники (ст. 55, 93, 94, 95 Семейного кодекса), отчим и мачеха (ст. 97 Семейного кодекса), фактический воспитатель (ст. 96 Семейного кодекса). Однако права и обязанности этих лиц по отношению к детям (братьям и сестрам, внукам, пасынкам и падчерицам, фактическим воспитанникам) не определены с достаточной полнотой. За ребенком закреплено право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса), а также право на получение в судебном порядке (при определенных условиях) алиментов от трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, от бабушки и дедушки (ст. 93, 94 Семейного кодекса). Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи, фактические воспитатели, отчим и мачеха вправе требовать соответственно от трудоспособных совершеннолетних воспитанников предоставления содержания в судебном порядке. При этом оговаривается, что суд вправе освободить фактических воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет либо содержали и воспитывали их ненадлежащим образом (ст.96 Семейного кодекса). Аналогичное правило предусмотрено и в отношении отчима и мачехи (ст.97 Семейного кодекса). Вопросы воспитания и содержания вышеуказанных лиц могут быть урегулированы по аналогии закона с помощью норм, регулирующих выполнения основных родительских обязанностей - по воспитанию и содержанию детей.

Международные договоры как источники семейного права. Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации и конкретизирован в других нормативных актах, в том числе в ст. 6 Семейного кодекса. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

1) Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая гласит:

- «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (п. 3 ст. 16 Декларации);

- «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (п. 2 ст. 25 Декларации);

2) Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года. Пункт 1 статьи 23 Пакта дублирует положение Всеобщей декларации прав человека о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства;

3) Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.

Государства - участники данной Конвенции, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, согласились с нижеследующим:

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (п. 2 ст. 3 Конвенции);

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (п. 1 ст. 27 Конвенции);

Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п. 3 ст. 27 Конвенции);

4) Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства (пересмотренной в 1952 году), принятой 28 июня 1952 года в Женеве на 35-й сессии Генеральной конференции МОТ и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 6 июля 1956 года;

5) других международных документов.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены Российской Федерацией (СССР) с Болгарией (1975 год), Венгрией (1958 год), Вьетнамом (1981 год), Грузией (1992 год), Египтом (2002 год), Польшей (1980 год), Монголией (1988 г.), Кореей (1957 год), Кубой (1984 год), Кыргызстаном (1994 год), Латвией (1993 год), Литвой (1992 год), Молдовой (1993 год), Румынией (1958 год), Чехословакией (1982 год), Эстонией (1993 год), Финляндией (1978 год), Югославией (1962 год).

Так, например, согласно ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам условия заключения брака гражданами Российской Федерации и Республики Молдова определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой оно является. Кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака.

Обычаи в семейном праве. Семейный кодекс не предусматривает такого источника правового регулирования как обычаи . Однако обычаи и традиции иногда имеют также важное правовое значение. Например, согласно п. 2 ст. 58 Семейного кодекса присвоение отчества ребенку осуществляет по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Особенности процедуры регистрации брака, кроме законодательных требований к порядку его регистрации, определяются обычаями и традициями народов России.

Во многих странах обычай играет важную роль в регулировании семейных отношений. Например, мусульманское семейное право строится в основном на обычаях (адат), которые включены в основные источники мусульманского права – коран и сунну. Обычное право характерно для таких стран, как Египет, Тунис, Афганистан, Пакистан, Иордания и др. Обычай полигамного брака распространен в западно-африканских странах. «Обычай говорит о том, что семья должна быть большая и поэтому, в связи с ограниченной способностью женщины в рождении детей, а также меньшим по сравнению с мужчиной периодом половой активности, мужчинам приходится жениться несколько раз. В 1993 году одним из корреспондентов было взято интервью у кенийца, который будучи в 72-летнем возрасте, женился в 149-й раз. Имел он более двухсот детей, семисот внуков и восьмидесяти правнуков. Восемьдесят пять жен к тому моменту оставили его, двадцать четыре умерли, а остальные поныне жили с ним» .

Нормы семейного права , регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права , и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм , обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность.

Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких, как СК. Она выражена также в науке семейного права и в учебной дисциплине "семейное право".

Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; ; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства , а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

  • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
  • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
  • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
  • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
  • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства .

Источники семейного права

Источники семейного права. В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты , которые в совокупности образуют семейное законодательство.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий Семейный кодекс - четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений включает в себя 170 статей и состоит из 8 разделов (Общие положения; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности супругов; Права и обязанности родителей и детей; Алиментные обязательства членов семьи; Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; Заключительные положения).

Разработка и принятие Семейного кодекса - важное звено в системе мероприятий по коренной реформе семейного законодательства. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации была разработана учеными-юристами отдела гражданского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Многие ее положения нашли отражение в Семейном кодексе Российской Федерации. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, международно-правовыми актами. В нормах Семейного кодекса закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. В Кодексе учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств , а также предложения , высказанные в процессе подготовки Кодекса учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

Структура Семейного кодекса претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы Кодекса выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (раздел II), права и обязанности супругов (раздел III), права и обязанности родителей и детей (раздел IV), алиментные обязательства членов семьи (раздел V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (раздел VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел "Акты гражданского состояния" в Семейном кодексе РФ отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права . Изменения Семейного кодекса включают в себя новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье. Вместе с тем следует отметить, что в Семейном кодексе РФ сохранены те положения ранее действовавшего семейного законодательства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168-169 СК. В соответствии с п. 1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений. Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы Кодекса должны применяться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений (например: ст. 125 СК - о судебном порядке усыновления детей; ст. 25 СК - об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу и др.) Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК). А ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34-37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК следует, что установленное п. 1 ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака органом загса в книге регистрации актов гражданского состояния (такое положение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

В соответствии с п. 2 ст. 169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят и вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть с 27 сентября 1996 г. С этой даты в РФ применяется судебный порядок установления усыновления детей, регулируемый гл. 29 1 ГПК. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей. Однако и при усыновлении детей в административном порядке (то есть по постановлению главы районной, городской или районной в городе администрации, а при усыновлении иностранными гражданами детей-граждан РФ по постановлению органа исполнительной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124-144) об основаниях и условиях усыновления и ст. 165 СК (об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства).

Кодексом (п. 6 ст. 169 СК) предусмотрено, что положения о совместной собственности супругов и о собственности каждого из супругов, установленные ст. 34-37 СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) и до введения Кодекса в действие (до 1 марта 1996 г.), то есть, имеют обратную силу. Таким образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам Семейного кодекса.

Нормы Семейного кодекса, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установленные гл. 8 и 16 СК условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40-44 и 99-105 СК) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., то есть после введения СК в действие. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. По этой причине в Кодексе (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. в действие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК.

В Семейном кодексе не только установлен срок введения его в действие, но и решен вопрос о применении других актов семейного законодательства, ранее применявшихся на территории РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 168 СК со дня введения Кодекса в действие, то есть с 1 марта 1996 г., признан утратившим силу КоБС РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV КоБС ("Акты гражданского состояния" - ст. 148-159). Данный раздел КоБС действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", так как для реализации прав и обязанностей членов семьи существенное значение имеет именно государственная регистрация актов гражданского состояния (включая рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени), которая производится органами загса путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Поскольку Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" вступил в силу с 20 ноября 1997 г., то есть с момента его официального опубликования, КоБС 1969 г. окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого момента, то есть с 20 ноября 1997 г.

В п. 3 ст. 168 СК приведен перечень ранее применявшихся на территории РФ в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" законодательных актов Союза ССР, которые признаны утратившими силу на территории РФ со дня введения в действие Кодекса, то есть с 1 марта 1996 г. К ним относятся: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. "Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей".

Кроме того, отдельным Федеральным законом от 14 августа 1996 г. № 113-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей" и постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-I "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств", как не соответствующие требованиям СК о порядке удержания алиментов на несовершеннолетних детей и о порядке усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами.

В последующем еще одним Федеральным законом от 18 октября 1997 г. № 132-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу различные законодательные акты РСФСР и РФ, вносившие различные изменения и дополнения в КоБС: Указы Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г., от 25 апреля 1984 г., от 19 ноября 1986 г., от 24 февраля 1987 г., а также Федеральные законы от 22 ноября 1994 г. № 73-ФЗ и от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ. Принятие данного закона непосредственно связано с первоначальной редакционной недоработкой п. 2 ст. 168 СК, не предусматривавшего признание утратившими силу изменений и дополнений, внесенных в КоБС в период с 1984 г. по 1995 г.

В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ). Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией.

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства. Нередко функции органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. "и" ст. 15 Устава - Основного закона города Москвы от 28 июня 1995 г. установлено, что непосредственно в ведении города Москвы находятся городские вопросы образования, воспитания, защиты семьи, охраны материнства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот, подростков и молодежи, а также контроль за работой комиссий по делам несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюдением прав детей района возложены на префектов административных округов. В свою очередь, глава Управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию работы с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой комиссий по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков".

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ, это возможно согласно п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

В соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода , из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей , - впредь до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным банком о детях, оставшихся без попечения родителей; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155). С учетом определенных Кодексом вопросов, отнесенных к ведению Правительства РФ, в 1996 г. по большинству из них были приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" к компетенции Правительства РФ дополнительно отнесено определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 126 1); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные правовые акты (постановления или распоряжения) могут приниматься Правительством РФ в соответствии с федеральными законами. Так, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей " (с последующими изменениями и дополнениями). В нем конкретизируются основания, условия и порядок предоставления государством материальной помощи гражданам, имеющим детей.

В соответствии с указами Президента РФ нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются в основном по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера. В частности, во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе до 2000 г.

Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в юридической литературе высказывается мнение о необходимости существенного ограничения возможности их применения либо о их переутверждении на уровне правительственных постановлений. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В этой связи представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противоречить требованиям Кодекса.

При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и федеральных законов.

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса и до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК. Таким образом, применение непосредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР; Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского состояния. Или, например, после принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа", применявшееся в РФ как до введения в действие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151-155 СК.

Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поручение, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР"; постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР"; п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств".

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" и от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ . Это касается, в частности, постановления Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. № 9 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 18 июня 1987 г. № 6 и от 30 ноября 1990 г. № 14. Однако при обращении к данному постановлению необходимо учитывать, что разъяснения, содержащиеся в нем, могут применяться только в той части, в которой они не противоречат положениям Семейного кодекса.

С такой же оговоркой возможно применение разъяснений, содержащихся в неотмененных пунктах постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. № 3 "О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 27 сентября 1977 г. № 4 и от 24 сентября 1991 г. № 4, в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 9, от 4 июля 1997 г. № 9 и от 28 мая 1998 г. № 10).

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Конституция РФ . В соответствии со ст. 72 п. «к» Конституции Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ - основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Другие федеральные законы , принимаемые в соответствии с СК РФ. Например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подзаконные акты:

Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам (например, Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.);

Постановления Правительства Российской Федерации.Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно правового регулирования, в двух случаях:

1) когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет). Соответственно, в разных субъектах Российской Федерации могут быть разные подходы к решению этих вопросов.

2) когда вопрос, непосредственно Семейным кодексом не урегулирован.

Разумеется, действие актов субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную территорию.

Согласно ст. 3 Семейного кодекса нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т.к. противоречит федеральному законодательству.

Международные договоры . Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, конкретизирован и в ст. 6 Семейного кодекса. Примерами наиболее важных многосторонних международных договоров в сфере семейного права, в которых участвует Российская Федерация, являются Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., Минская конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г. и др..

11.3. Брак в семейном праве

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак

Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо для заключения брака (ст. 12 СК РФ). Заключение брака не должно производиться, если имеют место обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, предусмотренные ст. 14 СК РФ.

д ля заключения брака необходимо :

1.Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак . Эта формулировка исключает однополые браки. Воля лиц, вступающих в брак, должна быть выражена лично, свободно, без какого-либо принуждения (угроз, насилия как физического, так и психического не только со стороны лиц, вступающих в брак, но и со стороны других лиц). В уголовном законодательстве прямо предусмотрена ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак.

2.Брачный возраст . общий брачный возраст на территории Российской Федерации – 18 лет, в определенных случаях он может быть снижен до 16 лет. Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где принят закон, устанавливающий для этого условия и порядок (в настоящее время такие законы приняты в 22 субъектах).

Верхний предел брачного возраста в Российской Федерации не установлен. Большая разница в возрасте также не является препятствием для вступления в брак.

3.Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом зарегистрированном браке . Это условие соответствует принципу моногамного брака и является императивным.

4.Не допускается брак между близкими родственниками . К ним относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушка, бабушка и внуки; а также полнородные и неполнородные братья и сестры. При этом родство может быть и внебрачным. Это объясняется недопустимостью кровосмешения, гораздо более высоким количеством пороков развития у потомства из таких браков. Не является препятствием к заключению брака двоюродное (двоюродные братья и сестры) и более дальнее родство, а также отношения свойства (не запрещены браки между сводными братьями и сестрами).

5.Запрещены браки между усыновителями и усыновленными , что обосновано уже не медицинскими, а этическими соображениями, поскольку правоотношения между этими лицами юридически приравнены к отношениям между родителями детьми.

6.Не разрешается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства . Это обусловлено как медицинскими соображениями, так и невозможностью недееспособного лица дать осознанное согласие на вступление в брак, что ведет к несоблюдению принципа добровольности брачного союза. Данное положение не касается лиц, ограниченных в гражданской дееспособности.

Регистрация брака в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, по общему правилу по истечении одного месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака. Этот срок при наличии уважительных причин может быть уменьшен или увеличен не более чем на месяц руководителем органа записи актов гражданского состояния по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.

Закон не называет исчерпывающего перечня таких причин: обычно к ним относятся беременность, рождение ребенка, фактическое создания семьи, длительная командировка, болезнь, призыв в армию и другие. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

Признание брака недействительным

Хотя брак не является сделкой, он может быть признан недействительным в судебном порядке (п.2 ст. 27 СК РФ). До тех пор, пока брак не признан недействительным судом, несмотря на наличие соответствующих оснований, брак считается действительным. Основаниями для признания брака недействительным являются:

1) отсутствие взаимного добровольного согласия на вступление в брак;

2) недостижение брачного возраста, если он не был снижен в установленном порядке,

3) близкое родство,

4) отношения усыновления,

5) недееспособность одного из супругов при вступлении в брак,

6) не расторгнутый предыдущий брак,

7) брак с лицом, скрывшим наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания,

8) фиктивный брак.

Фиктивным признается брак, заключенный без намерения создания семьи (п.1 ст. 27 СК РФ). Это намерение может отсутствовать либо у одного из супругов, либо у обоих. Как правило, такой брак имеет целью получение права на жилплощадь супруга, российского гражданства либо преследует другие, как правило, корыстные цели. Брак может быть признан недействительным только судом.

брак, признанный недействительным, влечет аннулирование прав и обязанностей супругов, возникших с момента регистрации брака (в отличие от развода, при котором права и обязанности аннулируются с момента расторжения брака); к имуществу, приобретенному в период брака, применяются положения об общей долевой, а не совместной собственности; брачный договор признается недействительным; утрачивается право на алименты супруга, имевшего право на их получение.

Прекращение брака происходит в случаях:

1. смерти супруга,

2. объявления в судебном порядке супруга умершим,

3. расторжения брака.

В первых двух случаях не требуется какого-либо специального оформления прекращения брака.

Расторжение брака происходит в судебном или административном порядке.

В административном порядке брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на расторжение брака, имущественный спор отсутствует.

Органы записи актов гражданского состояния не выясняют причин развода, их функции сводятся к регистрации расторжения брака. Основанием для расторжения брака является совместное заявление супругов; расторжение брака производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления. Этот срок не может быть изменен.

брак может быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния по заявлению только одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

Признан судом безвестно отсутствующим,

Признан судом недееспособным,

Осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Расторжение брака в суде . брак может быть расторгнут в суде, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака либо если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, например, отказывается подать заявление.

Возможность подачи искового заявления о расторжении брака ограничена для мужа в период беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Основанием для расторжения брака в суде является заявление одного из супругов. При взаимном согласии супругов на расторжение брака суд не выясняет причин развода, а ограничивается констатацией факта расторжения брака, а также принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей.

При отсутствии взаимного согласия суд должен установить, что сохранение семьи невозможно. Если суд не убежден в распаде семьи, то он может дать супругам время для примирения в пределах трех месяцев. Если же по истечении срока для примирения истец продолжает настаивать на разводе, суд обязан расторгнуть брак, независимо от того, убежден ли он в невозможности сохранения супругами семьи.

Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака

при отсутствии соглашения между супругами по этим вопросам либо если заключенное между ними соглашение нарушает интересы детей, суд обязан:

Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на детей;

По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

Правовые последствия расторжения брака

Расторжение брака влечет за собой прекращение личных и имущественных правоотношений супругов. Все, что приобретают супруги с момента вступления решения суда в законную силу, является их раздельной собственностью, в частности, для совершения сделок с недвижимым имуществом нотариально удостоверенного согласия другого супруга не требуется. При внесении записи в книгу актов гражданского состояния о расторжении брака супругу по его желанию может быть возвращена добрачная фамилия.