Допустимо ли посредничество по усыновлению детей? Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

1. В соответствии с п. 1 настоящей статьи посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Таким образом, физические лица и организации, занимающиеся посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия п. 4 комментируемой статьи. Следовательно, на территории Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение. Запрещая посредническую деятельность при усыновлении, законодательство стремится исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей под видом усыновления.

2. Пунктом 2 комментируемой нормы установлен перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления; органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего усыновить ребенка. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ. В отношении кандидатов в усыновители и детей, подлежащих к усыновлению, ведется централизованный учет.

3. В силу того, что далеко не все граждане РФ (иностранцы, лица без гражданства) обладают необходимыми юридическими знаниями и навыками, в судебном процессе об установлении факта усыновления допускается участие представителя усыновителя как стороны процесса, что не противоречит общим принципам гражданского судопроизводства. Закон также разрешает прибегнуть к услугам переводчика (если усыновитель не владеет русским языком) во время судебного разбирательства.

4. Пункт 4 настоящей статьи устанавливает санкции за осуществление незаконной посреднической деятельностью по усыновлению детей. Уголовным кодексом РФ также предусматривается ответственность как за торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК), так и за незаконное усыновление, совершенное из корыстных побуждений (ст. 154 УК).

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. К такой деятельности относится, в частности, передача сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей, проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции органов опеки и попечительства, а при определенных обстоятельствах устройство в семью таких детей организует орган исполнительной власти субъекта РФ или федеральный орган исполнительной власти. Поэтому как противоправную следует расценивать деятельность других органов и учреждений, в том числе и тех, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и др.), общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Законом определено, деятельность каких лиц не может рассматриваться в качестве посреднической деятельности по усыновлению детей. Во-первых, это деятельность органов опеки и попечительства (т.е. органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством РФ, по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, это действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного представителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством. В-третьих, это деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории РФ только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение дохода.

Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, определяет, что разрешение на открытие представительства иностранной организации (аккредитация) может выдаваться некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации (требование о сроке деятельности не распространяется на государственные органы иностранных государств). Порядок аккредитации заключается в следующем. Иностранная организация, желающая открыть представительство на территории РФ, подает в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением следующих документов: а) копия учредительных документов, сведения о ее некоммерческом статусе, организационной структуре, персонале; б) копия лицензии (или другого документа), выданная компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; в) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению детей на территории РФ; г) перечень услуг, предоставляемых иностранной организацией кандидатам в усыновители; д) обязательство по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка по прибытии усыновителей в государство своего проживания; е) сведения о главе представительства иностранной организации и его персонале на территории РФ (паспортные данные, сведения об образовании и трудовой деятельности, адрес и телефон). Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, и их перевод должен быть заверен в установленном порядке.

Вопрос об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или продлении ее срока) рассматривается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления всех необходимых документов с правом запроса подлинных экземпляров учредительных документов иностранных организаций, информации иностранных организаций и компетентных органов государства о деятельности этих организаций, а также законодательных актов в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранных организаций.

Решение об аккредитации представительства иностранной организации сроком на один год (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) Министерство образования и науки РФ принимает по согласованию с МИДом России, МВД России, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, которые проводят проверку деятельности иностранных организаций в пределах своей компетенции и представляют в Министерство образования и науки РФ заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.

На основании решения об аккредитации представительству иностранной организации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ выдается соответствующее свидетельство. Основаниями для отказа в аккредитации представительства иностранной организации (продления ее срока или досрочного ее прекращения) являются следующие обстоятельства: а) несоответствие представленных документов установленным законодательством РФ требованиям; б) представление недостоверных сведений о своей деятельности; в) наличие негативной информации о деятельности иностранных организаций или их представительств, поступившей от компетентных органов иностранного государства, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов опеки и попечительства; г) отрицательные заключения вышеназванных федеральных органов исполнительной власти; д) отсутствие в законодательных актах государства местонахождения иностранной организации норм по признанию актов усыновления, произведенного в Российской Федерации, а также наличие иных норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории этого государства; е) неблагоприятная социально-экономическая, политическая, экологическая ситуации, осуществление военных действий в государстве местонахождения иностранной организации, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан РФ и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации; ж) нарушение персоналом представительства иностранных организаций законодательства РФ в области усыновления детей; з) нарушение иностранными организациями своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновленного ребенка; и) ликвидация иностранной организации.

Аккредитованные представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ наделены следующими полномочиями: а) представлять в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения иностранной организации, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления ребенка; б) получать направления для кандидатов в усыновители на подбор ребенка в установленном порядке; в) организовывать прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывать необходимую помощь в оформлении усыновления; г) осуществлять иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории РФ, разрешенную законодательством РФ.

Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ обязаны направлять в Министерство образования и науки РФ ежегодный отчет о своей деятельности.

Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ аккредитуются сроком на один год.

Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя (представитель - это лицо, юридическими действиями которого приобретаются, изменяются или прекращаются права и обязанности у представляемого). Права и обязанности представителя определяются гражданским и гражданским процессуальным законодательством. Таким образом, СК допускает совершение действий при усыновлении детей от имени и в интересах граждан РФ и иностранных граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, другими лицами - представителями, надлежащим образом уполномоченными (полномочия представителей на ведение дел в суде должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом, в частности, удостоверенной в нотариальном порядке), за исключением действий, которые кандидаты в усыновители обязаны совершать лично (подача заявления в суд об усыновлении ребенка, личное обязательное участие в судебном разбирательстве). Так, представители по делам об усыновлении ребенка вправе без личного участия доверителя (т.е. усыновителя, усыновителей) производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собрать и представить необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, поставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п..

Лица (лицо), желающие усыновить ребенка, имеют право в процессе усыновления в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика.

4. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, в частности посредническая деятельность, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Если же такие действия совершены неоднократно или из корыстных побуждений, то они наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Процесс усыновления в РФ строго регламентирован положениями Семейного кодекса. В статьях свода законов указано, кто именно может выступать претендентом на родительство, и как осуществляется процедура. Здесь же обозначено, что посредническая деятельность по усыновлению детей абсолютно исключена. Однако запрет не касается ряда организаций, чья работа напрямую связана с охраной интересов несовершеннолетних граждан.

Законодательная база

В юридическом смысле предполагает документально оформленную передачу и прием в семью ребенка на условиях его , обеспечения всех его нужд, потребностей и всестороннего развития. В этом случае новоиспеченные родители несут ответственность за чадо, защищают и представляют его интересы.

Процедура усыновления регламентирована Семейным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом РФ. Согласно статье 126.1 (параграф 19) СК РФ, посредническая работа сторонних лиц, направленная на выявление и передачу детей усыновителям, полностью исключается. При этом не имеет значения, что посредник выступает от лица потенциальных родителей. Подобные действия считаются незаконными с 1998 года.

Помимо непосредственного подбора в перечень неправомерных действий входят:

  • передача сведений о ребенке в виде фотографий, видеозаписей;
  • размещение данных о детях без родителей в сети интернет, СМИ и в других источниках информации;
  • проведение дополнительных обследований медицинского характера.

Любые действия и попытки по передаче указанных данных считаются нарушением положений закона и влекут за собой ответственность административного порядка в виде штрафа.

Все та же статья 126.1, положение 2, гласит, что деятельностью, направленной на помощь в устройстве детей в семью, могут заниматься лишь компетентные органы. В частности, таковым признается совет попечительства и опеки. Именно на плечи сотрудников госучреждения возлагается ответственность за выявление и дальнейшее устройство в семью детей, оставшихся без родителей. В отдельных случаях, решение о передаче ребенка на воспитание усыновителям принимает орган власти местного либо федерального значения.

На деле опека либо иные уполномоченные структуры все же исполняют некую посредническую роль. Однако в этот момент ответственными лицами не преследуются какие-либо коммерческие цели, в частности извлечение прибыли. К тому же весь процесс происходит под наблюдением прокуратуры и суда, поэтому такая деятельность считается законной.

Также совет попечительства не имеет возможности действовать от имени потенциальных родителей, работая по их поручению. Опека, в первую очередь, стоит на защите интересов ребенка.

Кроме того, посредниками не считаются организации по усыновлению, уполномоченные иностранными государствами на подобную деятельность и расположенные в пределах Российской Федерации. Основой здесь признается принцип взаимности либо международный договор с Россией. В этом случае контроль осуществляет Министерство иностранных дел и Министерство юстиции.

Еще один важный нюанс – возможность привлечь законного представителя со стороны усыновителей, должным образом оформившего возложенные на него полномочия. Если возникает необходимость, допускается использование услуг переводчика.

Однако потенциальные родители должны принимать личное участие во всех процедурах, включая сбор документов, медицинское обследование, осмотр жилья и прочие моменты.

Согласно статье 126.1 СК РФ посреднические действия в процедуре усыновления запрещены. Возможностью оказывать содействие в этом вопросе наделены лишь органы опеки , исполнительной власти, а также учреждения, уполномоченные иностранными государствами. Соцзащита, медицинские и воспитательные организации, благотворительные фонды заниматься подобной деятельностью не могут. Указанные структуры имеют право лишь сообщить о наличии детей, оставшихся без заботы родителей.

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства. Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

В каких ситуациях возможно использовать представителей усыновителей?

Существующим законодательством допускается возможность использования личного представителя в процессе по усыновлению (). При этом, данная правовая норма не освобождает усыновителя от обязанности присутствовать в судебном процессе лично.

Иностранные граждане также могут быть усыновителями. В данном случае усыновление осуществляется по законам государства, гражданином которого является усыновитель, но с соблюдением ряда норм российского законодательства (). Кроме того, разрешается пользоваться услугами переводчика, если владение языком не позволяет полностью понимать суть существующих нормативов и необходимо для облегчения общения с ребенком в процессе их знакомства. Права и обязанности представителя усыновителей четко прописаны в существующем гражданском процессуальном законодательстве.

Не все граждане имеют четкое представление о юридических тонкостях усыновления , а иностранные граждане могут вообще не знать законов РФ. Поэтому и предусматривается возможность обращаться за помощью к специалистам. Подобная практика позволяет ускорить процесс усыновления и избежать возможных юридических неточностей и ошибок в процессе оформления необходимых документов.

Как существующее законодательство борется с посреднической деятельностью при усыновлении?

При обнаружении получения коммерческой выгоды в процессе усыновления ответчик может привлекаться по статье, предусматривающей наказание за торговлю несовершеннолетними или за совершение незаконной сделки с целью получения выгоды.

Заключение

  1. Стремясь защитить интересы несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей, государство установило четкие правила, согласно которым опекун может передать свои права и обязанности усыновителю.
  2. Собираясь принять к себе в семью нового ребенка, необходимо понимать всю ответственность предстоящего шага.
  3. Не следует обращаться за помощью к посредникам, не имеющим для этого разрешений, установленных законодательством РФ.
  4. Все действия по усыновлению проводятся только государственными структурами под контролем исполнительной власти и попечительских организаций.
  5. Любой усыновитель имеет право воспользоваться помощью специального представителя и переводчика при необходимости.
  6. Помощь специалиста поможет избежать нарушений при оформлении необходимых документов.
  7. Органы опеки тщательно обязаны проверять сведения, подаваемые усыновителем для предотвращения торговли детьми.

Следует помнить, что незнание законов не освобождает от уголовной ответственности, поэтому перед тем, как заняться усыновлением, следует проконсультироваться у специалиста.

Сегодня существует множество семей, для которых возможность иметь собственных детей стала недостижимой мечтой. Стремясь помочь таким людям и детям, в силу различных причин лишившихся родителей, государство разработало и внедрило механизм усыновления. Однако стремление заработать на чужом горе толкает недобросовестных предпринимателей на нарушение закона. Следует помнить, что подобная деятельность сурово карается органами власти. Необходимо понимать всю меру ответственности своих поступков.