Девять принципов декларации прав ребенка. Основные принципы декларации прав ребенка. Право на образование

Основной метод воспитания

а) убеждение

б) слово учителя

в) приучение

23. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

а) гимнастика

б) упражнение

в) беседа

24. Логика воспитания:

а) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

б) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

в) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

в) формирование эстетического вкуса

26. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

а) Низкий уровень знаний учащихся

б) Проблемная ситуация

в) Низкий уровень знаний учителя

27. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:

а) Л.В.Занкова

б) А.Г.Ривина

в) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

28. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:

а) дискуссия

б) консультация

в) обсуждени

Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

а) Наглядности

б) Научности

в) Систематичности и последовательности

30. Путь достижения цели и задач обучения:

а) Форма обучения

б) Методика обучения

в) Метод обучения

31. Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепций образования

б) программ развития образования

в) образовательных стандартов

32. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:

а) Инновационное обучение

б) Педагогическая инноватика

в) Инновационная деятельность

33. Этапы, необходимые для подготовки занятия:

а) прогнозирование, тренировка, упражнения

б) планирование, ход занятия, рефлексия

в) диагностика, прогнозирование, планирование

34. Уровень притязаний характеризуется:

а) желаемым уровнем самооценки личности

б) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

в) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

Компонент структуры личности

а) память

б) возраст

в) характер

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

а) Педагогического менеджмента

б) Возрастной психологии

в) Педагогической психологии

Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

а) влияние педагога

б) педагогическая ситуация

в) условие воспитания

38. Основная побудительная сила развития человека:

а) Генотип

б) Воспитание

в) Обучение

39. Раздел педагогической психологии:

а) психология младшего школьника

б) психология воспитания

в) психология подростка

40. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

а) Интеракция

б) Знание

в) Умение


Задания для проверки уровня обученности ВЛАДЕТЬ

Задание 1. Сформулируйте воспитательные задачи любой внеаудиторной формы работы со студентами (студенческого телевидения, студенческого самоуправления, добровольческого движения, КВН, Духового оркестра как подразделения вуза и формы студенческой самодеятельности, акции патриотического характера, вузовского музея, отдельного мероприятия (например, Праздника посвящения в студенты, спортивных соревнований, концерта к Дню Матери, студенческого театра и др.). Используйте при этом материал из статьи Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.

Воспитательные задачи в высшей школе (материал подготовлен проф. Е.М. Сафроновой)

1. Создать условия для проявления и понимания студентом себя как неповторимой личности в разновозрастном коллективе.

2. Способствовать объединению студентов на основе общих социально-полезных, личностно-развивающих интересов.

3. Акцентировать внимание студентов на ценности семьи и значимости взаимопонимания в жизни каждого человека.

4. Формировать нравственные установки в отношениях друг с другом

5. Воспитывать стремление к совершенству через управление студентом своим поведением.

6. Способствовать формированию умения определять собственный смысл и стиль жизненного поведения в повседневной жизни.

7. Создать условия для постижения смысла доброжелательного отношения к другим людям, к соблюдению этических норм

8. Формировать способность студентов к достижению целей нравственными способами

9. Воспитывать чувство сопричастности студентов к героическому прошлому страны и потребности в заботе о людях, которые его обеспечили

10. Создать условия для возникновения и закрепления у студентов потребности в изготовлении подарков ветеранам для обеспечения радости и праздника другому.

11. Способствовать обеспечению самореализации студентов в деятельности на благо другого человека.

13. Способствовать приобретению студентами опыта патриотической деятельности

14. Воспитывать способность студентов к самопониманию.

15. Способствовать осознанию значимости снятия эмоционального напряжения для гармонизации взаимоотношений в коллективе

16. Способствовать закреплению волевого усилия над собой в процессе работы над вокальными сложностями в исполнении музыкального произведения.

17. Формирование потребности и способности трудиться в коллективе, подчиняя свои интересы коллективу в процессе хорового исполнения.

18. Создание ситуации осмысления ценности человеческой жизни, сохранения памяти о героическом прошлом Сталинграда.

19. Овладение студентами опытом постижения смысла красоты в обыденной жизни. Создавать условия для осмысления студентами своих собственных действий и поступков окружающих.

20. Воспитание эстетического вкуса, чувства меры и границ в любых жизненных обстоятельствах и ситуациях.

21. Воспитание рефлексивности по отношению к себе и окружающей действительности.

22. Воспитание чувства принадлежности к определенному сообществу (коллективу вуза), имеющему свои традиции.

23. Способствовать приобщению студентов к социально-активной, добротворческой деятельности в рамках вуза.

24. Создавать возможности для презентации своих способностей, индивидуальности и др.

Воспитательные задачи в направлении формирования собственной конкурентоспособности студентов:формирование

- стремления к жизненному успеху,

- навыков организации деятельности,

- положительной репутации,

- ориентации на семейное благополучие,

-способности к самоконтролю процессов и результатов личной

деятельности,

- собственной привлекательности,

- предпринимательских способностей.

Задание 2. Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. - 475с.- (Менеджмент в высшей школе).

Разработайте проект программы курса по выбору для студентов 2-3 курса «Планирование карьерного роста специалиста».

Предлагается оглавление вышеназванной книги:

Раздел 3. Управление собственной карьерой.

Гл. 14. Выбор карьеры.

Гл. 15. Как искать работу.

Гл. 16. Как предлагать себя работодателю.

Гл. 17. Как получить работу.

Гл.18. Как заключить контракт с работодателем.

Гл. 119. Как добиться успеха на работе.

Гл. 20. Как продвигаться по служебной лестнице.

Раздел 4. Система и механизмы формирования студентом собственной конкурентоспособности

Гл. 21.Конкурентоориентированность студенческой молодежи.

21.2.Система развития конкуренто-ориентированности студентов.

21.3.Получение фундаментальных знаний.

21.4.Постоянное стремление к жизненному успеху.

21.5.Формирование навыков реальной организаторской деятельности.

21.6.Развитие предпринимательских способностей.

21.7.Освоение будущей профессиональной деятельности.

21.8. Формирование долговременных деловых связей.

21.9. Семейное благополучие как фактор повышения личной конкурентоспособности.

21.10. Формировании положительной репутации.

21.11. Ориентация на жизненное везение и удачу.

21.12. Постоянный самоконтроль процессов и результатов личной деятельности.

21.1.3. Расширение личного кругозора, умение быть интересным.

21.1.4.Повышение собственной привлекательности.

Гл. 22.Подготовка курсовой работы «Моя карьера».

Гл. 23.Учебно-ознакомительная практика «Технология карьеры».

Задание 3. Глоссарий по дисциплине

И: составьте перечень ключевых понятий курса «Педагогика высшей школы» (не более 15).

Формулировка задания : опираясь на интернет-ресурсы, учебную литературу по курсу, словари и справочники, дайте письменно определения ключевых понятий, указав источники. Рекомендуется дать не менее двух определений каждого понятия.

Критерии оценки Глоссария:

1. Количество дефиниций.

2. Качество определений.

4. Количество использованных словарей и энциклопедий.

Задание 4. Творческое задание «Воспитательные задачи в вузе».

Инструкция по выполнению задания : изучите перечень воспитательных задач, сформулированных в статье Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.

Формулировка задания: Составьте список возможных воспитательных задач конкретного внеаудиторного мероприятия воспитательного характера в вузе (не менее пяти задач).

Критерии оценки творческого задания «Воспитательные задачи в вузе».

  1. В задаче названо качество (отношение), которое подлежит формированию. Из формулировок ясно, Что? У кого? При каких условиях (в какой деятельности)? Формируется. Задач названо не менее пяти. – 4 балла.
  2. В задачах названо формируемое качество (свойство, отношение), но не обозначено в какой деятельности оно формируется. Задач менее пяти.– 3 балла.
  3. Задачи воспитательного воздействия имеют общий, неконкретный характер. Их реализацию проверить невозможно. – 1 балл.

Задание 5. Мини-проект «Планирование карьерного роста специалиста»

Инструкция по выполнению задания : Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. - 475с.- (Менеджмент в высшей школе).

Формулировка задания: Разработайте проект «Планирование карьерного роста специалиста».

Критерии оценки мини-проекта по разработке рабочей программы «Планирование карьерного роста специалиста»

Критерии оценивания проекта.

Задание 6. Решите ситуационную задачу

На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.

Задание 7. Решите ситуационную задачу

Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?

Задание 8. Решите ситуационную задачу

Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?

Задание 9. Решите ситуационную задачу

Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то...

Задание 10. Решите ситуационную задачу

Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.

Задание 11. Раздел« Общие основы педагогики высшего образования»

Внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической литературой и интернет-ресурсами:

http//www.window.edu.ru – ж. «Педагогическое образование в России,

http//www . hetoday.org - журнал «Высшее образование сегодня»,

http//www. vovr.ru - журнал «Высшее образование в России»,

http//www .vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования».

При ответе на вопросы опирайтесь также на пособие: Власюк, И.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / И.В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012.- 14 с.

Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки в завершении изучения раздела «Общие основы педагогики высшего образования»

1. Что представляет собой высшее образование?

2. Назовите основные тенденции развития высшего образования и дайте им характеристику.

4. Раскройте сущность инновационных процессов в высшей школе.

5. Как педагогическая наука связана с другими науками?

6. Докажите, что деятельность является основным условием развития личности обучающегося.

Задание1 2. На основе изучениятекста ФГОС ВО по одному из направлений высшего образования, например, «Педагогическое образование», «Технологическое образование» и др. (возможно не всего текста, а только раздела «Требования к результатам образования», где перечислены компетенции специалиста) письменно ответьте на вопрос: Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов? Используйте Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Задание 13. Письменный блиц-опрос «Дидактика высшей школы» .

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической и справочной литературой.а) Золотых, Н.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие/ Н.В. Золотых, С.А. Цепляева. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. - 196с.;

б) Власюк И.В.Педагогика высшей школы: учеб. пособие / И.В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко.- Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012-14с.

Формулировка задания: в завершении изучения раздела «Дидактика высшей школы» ответьте письменно на два выбранных вами вопроса из перечня вопросов для самопроверки.

1. Чем определяется содержание образования?

3. Каковы современные дидактические принципы высшей школы?

4. Дайте характеристику содержания процесса обучения в вузе.

5. Какие существуют педагогические средства и формы организации дидактического процесса?

6. Дайте характеристику различным формам организации обучения студентов в вузе.

7. Охарактеризуйте активные методы обучения. В чем их отличие от традиционных методов?

8. Что Вы понимаете под качеством образования? Раскройте сущность данного понятия.

9. Назовите основные признаки учебно-познавательной деятельности.

10. В чем заключается сущность учебной деятельности?

Задание 14 .Эссе «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза»

Требования к эссе

(эссе выполняется всеми студентами на одну и ту же тему: «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза.

Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объём эссе – 10 тысяч знаков).

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных аспирантом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.

Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако, качество работы должно оцениваться по следующим критериям:

Самостоятельность выполнения,

Способность аргументировать положения и выводы,

Обоснованность, четкость, лаконичность,

Оригинальность постановки проблемы,

Уровень освоения темы и изложения материала

(обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, требования к эссе, воспользуйтесь представленными ниже вопросами для наблюдения как ориентирами в изложении собственного взгляда на проблему.

Формулировка задания: Методом ретроспективного анализа, вспоминая свой студенческий период жизни и опираясь на Методику (см. ниже авторскую методику Сафроновой Е.М.), проанализируйте характер и состояние воспитательной деятельности куратора вашей или любой другой группы студентов.

Вопросы для наблюдения за характером педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Его цель: определить, является ли деятельность педагога собственно воспитательной, в которой отражены признаки ситуации воспитания (автор проф. Е.М. Сафронова):

  1. Поддерживает ли преподаватель собственные усилия студента в учебном процессе или во внеурочной социально-проектной деятельности?
  2. Являются ли предметом внимания преподавателя прежде всего чувства, переживания, нравственные мотивы и поступки? Использует ли педагог возможности технических средств обучения для активизации эмоционально-волевой, нравственно-смысловой сфер личности?
  3. Становится ли студент союзником преподавателя в преодолении собственной «недостаточности», в усилии над собой?
  4. Пытается ли преподаватель так организовать студенческую жизнь, чтобы она проходила для учащихся с постоянной рефлексией целей и смыслов каждого поступка?
  5. На чем более всего фиксирует внимание педагог: на процессе и результате учебной и внеучебной деятельности студента.или на том изменении, которое может произойти (происходит) в ценностно-смысловой, духовной сфере личности?
  6. Является ли деятельность воспитанников социальной, добровольной, нравственно мотивируемой?
  7. Создает ли преподаватель возможности для проявления и развития личностных качеств (избирательности, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества и т.п.)?
  8. Акцентирует ли преподаватель внимание на нравственном аспекте содержания учебного материала? Выделяет ли для обсуждения на уроке и во внеурочное время проблемы нравственно-этического характера?
  9. Учитывает ли педагог при проектировании и осуществлении воспитательной работы необходимость выделения в содержании воспитывающей деятельности трех аспектов: интеллектуально-познавательного, духовно-нравственного, смыслопоискового?
  10. Проектирует ли преподаватель (или использует спонтанно возникающую) ситуацию «помоги другому», ситуацию успеха?
  11. Продумывает ли преподаватель воспитательный потенциал форм организации образовательного процесса (внеурочного занятия)? Предлагает ли индивидуальные, групповые предварительные задания, способствующие развитию творчества?
  12. Учитывает ли педагог в своем взаимодействии с воспитанниками их гендерные особенности?

При наблюдении за деятельностью преподавателя (или при его самооценке) следует использовать бальную шкалу оценивания, где один балл означает, что умение не проявляется никогда; два балла - иногда, три балла - часто, 4 балла - всегда. В результате наблюдения за деятельностью преподавателя заполняется следующий бланк, в котором предлагается напротив соответствующего номера вопроса для наблюдения выставить балл.

Задание 15. Контрольная работа по ФГОС ВО

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, подготовьте для проведения аналитического исследования текст ФГОС ВО по одному из направлений http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Формулировка задания: Ответьте на два вопроса:1. Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. 2. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов?

Задание 16. Решите ситуационную задачу

На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?

Задание 17. Решите ситуационную задачу

Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.

Задание 18. Решите ситуационную задачу

Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?

Задание19. Решите ситуационную задачу

На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?

Задание 20. Прокомментируйте отрывки:

1. «Способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием - безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к свои собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни.» Дж. Локк.

2. «Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которым ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания. Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления». Рене Декарт.

3. «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и, не обинуясь, скажу, что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников.» Д.И. Менделеев.

Попыталась ответить на вопросы к тестированию по педагогике и психологии, которые нашла в интернете, правильные (на мой взгляд) ответы выделила красным. Пишите, если считаете, что я ошиблась.

Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии

1 вариант

1. Приемы воспитания – это:

A) часть общего метода

B) форма организации воспитания

C) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

A) гимнастика

B) воспитание

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:

A) дискуссия

C) обсуждение

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обучения

D) Способ обучения

E) Принцип обучения

11. Образовательные программы разрабатываются на основе:

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

C) Привычка

D) Умение


2 вариант

1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

A) культурологический подход

B) психологический подход

C) индивидуальный подход

D) комплексный подход

E) системный подход

2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

C) Влияние на воспитанника через коллектив

D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

3. Наказание:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

4. Воспитательный процесс – процесс:

A) взаимодействия

B) воздействия

C) рефлексии

D) обратного действия

E) действия

5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

A) знания, умения и навыки

B) индивидуальные особенности школьника

C) успеваемость

D) приспособление к условиям

E) поведение школьника

6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует……….. аспекту их анализа

A) Частнонаучному

B) Частно-описательному

C) Процессуально-описательному

D) Описательно-действенному

E) Научному

7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

D) Определение степени усвоения изученного учебного материала

E) Выработку умений и навыков применения знаний

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:

A) Иллюстрация и демонстрация

B) Беседа и демонстрация

C) Семинар и наблюдение

D) Словесные и наглядные

E) Дискуссия и видеометод

9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

A) Индуктивных и дедуктивных

B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов

D) Словесных, наглядных и практических методов

E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля

10. Метод обучения:

A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

11. Последовательность этапов процесса усвоения:

A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике

B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

C) ощущение – восприятие – осознание

D) восприятие – осмысление – закрепление – применение

E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение

12. Нововведение в педагогическую деятельность:

A) Педагогическая инноватика

B) Инновационная деятельность

C) Инновационное образование

D) Педагогическая инновация

E) Инновационное обучение

13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

A) Педагогический мониторинг

B) Педагогическая диагностика

C) Педагогическая рефлексия

D) Педагогический менеджмент

E) Педагогический анализ

14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

A) эгоизм

B) альтруизм

C) социолизация

D) деспотизм

E) центризм

15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость

B) лидерство

C) адаптивность

D) пластичность

E) дезадаптация

16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

A) вербальные

B) общие

C) специальные

D) невербальные

E) коммуникативные

17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:

A) осмысленность знаний

B) важность усвоения

C) эмоциональные особенности

D) трудность выполнения

E) объем материала

18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

A) интериоризация

B) экстериоризация

C) валидность

D) активизация

E) сублимация

19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:

A) статусно-позиционно-ролевым

B) индивидуально-психологическим

C) межличностно-социальным

D) этно-социокультурным

E) возрастно-индивидуальным

20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

A) мотивационный

B) материализованный

C) контрольный

D) внешнеречевой

E) ориентировочный

Дети - очень уязвимы и беззащитны, они не могут противостоять взрослым. Чтобы защитить эту категорию населения, почти сто лет назад впервые начался процесс по формированию прав детей. Теперь во всем мире действует Конвенция о правах ребенка, которой придерживаются 193 страны.

Защита детей

В начале ХХ столетия взрослые начали задумываться над тем, чтобы создать документ, который бы защищал самых беззащитных граждан - детей. Дети полностью зависят от взрослых, у них нет права голоса на выборах, нет экономического и политического влияния. Было понятно, что нужно закрепить за ними определенные права.

Рис. 1. Дети всего мира нуждаются в защите.

Права - это правила, по которым люди живут в той или иной стране. С их помощью устанавливаются отношения людей в обществе.

В 1924 году в Женеве была создана первая в мире декларация прав ребенка. Декларация в переводе значит «объявление, заявление». Она носит рекомендательный характер и является призывом к действию во всех странах.

Первая декларация содержала 5 основных принципов, защищающих детей от торговли, рабства и насилия. Это был настоящий прорыв в мировой юриспруденции, однако женевский документ нуждался в доработке.

Декларация была доработана ООН, и в 1959 году был представлен обновленный ее вариант. В нем представлены 10 принципов, согласно которым взрослые должны воспитывать детей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Принципы декларации прав ребенка

Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям, и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.

Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:

  • Абсолютно все дети на Земле, независимо от расы, национальности, возраста, социального статуса и места рождения имеют одинаковые права. Они ни в коем случае не могут быть изменены, приуменьшены или вовсе отменены.
  • С рождения каждый ребенок в любой точке мира имеет право полноценно расти и развиваться, как физически, так и духовно.

Рис. 2. Полноценное развитие ребенка - один из принципов Декларации.

  • Дети являются гражданами своей страны, поэтому родители должны дать своему малышу имя, а государство - гражданство.
  • Для нормального роста и развития все дети в любой точке мира должны получать качественную медицинскую помощь. Также они должны быть обеспечены жильем и социальным уходом.
  • При наличии инвалидности ребенок должен быть окружен вниманием и соответствующим уходом.
  • Дети имеют абсолютное право на родительскую любовь и заботу, но если ребенок - сирота, о нем должно позаботиться государство.
  • Дети всего мира имеют право на образование, развитие и игры, с помощью которых они лучше познают окружающий мир.

Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.

  • Помощь и защиту ребенку нужно предоставлять в первую очередь.
  • Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия. Запрещены любые телесные наказания, угрозы, грубость, унижение, любое травмирование нежной детской психики.

Рис. 3. Под запретом любой вид насилия.

  • Дети имеют полное право на жизнь в любви и взаимопонимания. Нельзя воспитывать их в духе ненависти к представителям других социальных слоев, рас, религий. С помощью родителей ребенок должен с раннего детства уяснить, что все люди на Земле равны между собой.

В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой - регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.

Конвенция - это договор, который должен в обязательно порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.

Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах, и, в случае их нарушения, не боялись обращаться за помощью.

Что мы узнали?

При изучении темы «Права ребенка» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, когда и как был сформирован первый документ, в котором были зафиксированы права детей. Мы узнали о существовании 10 принципов декларации прав ребенка и созданной на ее основе Конвенции, которую поддерживают во многих странах мира.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 144.

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости