Что относится к политическим правам гражданина рф. Что относится к политическим правам граждан? Социальные права человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Эпоха Возрождения (или Ренессамнс) длилась с середины XIV до конца XVI веков. Это период в истории культуры Западной Европы, пришедший на смену культуре средневекового феодализма и предшествующий культуре Нового времени. Деятели Ренессанса противопоставляли свою эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания.

Одной из причин возникновения Возрождения была экономическая. XIV век - время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Эпоха Возрождения началась именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Им были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и дух смирения перед догмами церкви.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей к умственному труду, что привело к увеличению числа лиц свободных профессий - преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

* гуманистическое;

* неоплатоническое;

* натурфилософское;

* реформационное;

* политическое;

* социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

1. Антропоцентрические (гуманистические) идеи

Термин «гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла. Видными представителями гуманистического направления эпохи Возрождения в XIV - XV веках являлись также Джаноццо Манетти, Леон Батиста Альберти, Пьетро Помпонацци и др.

Данте Алигьери (1265-1321).

Первым мыслителем эпохи Возрождения принято называть Данте Алигьери. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке.

Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования, а картина мира уже не вполне укладывается в рамки католического миросозерцания.

Согласно мировоззрению Данте, природа божественна, а человек имеет две природы - земную и небесную, и потому стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному - путь наставлений духовных, сообразно с учением Церкви. Значит, философия для земной жизни гораздо более нужна, чем богословие. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. А смысл жизни на земле - не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а в жизни сообразно с природой, с человеческими, земными целями и в улучшении условий земной жизни.

Франческо Петрарка (1304-1374).

Франческо Петрарка - один из величайших лирических поэтов Италии и основатель гуманистического направления в философии. Свои основные идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

Петрарка считал, что главная цель подлинной философии - познание не Бога, а человека, а познанием Бога пусть занимаются небожители. В трактате «О презрении к миру» он говорит, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно. Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы. Поскольку загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, то человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.

Петрарка указывает на необходимость гуманизации христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит и сам термин «гуманизм».

Джованни Бокаччо (1313-1375).

Крупнейший писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо продолжил гуманистическую линию. В своем наиболее известном сборнике "Декамерон" он восхвалял рассудок и плотские желания человека, а представителей духовенства высмеивал, представлял их глупыми, лживыми и порочными.

Лоренцо Валла (1407-1457).

Выдающийся гуманистический мыслитель Ренессанса Лоренцо Валла в философию гуманизма вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» или «Об истинном и ложном благе». В нем на первый план для человека выдвигаются чувственное наслаждение и личная польза как предварительная ступень к небесному блаженству. Добродетельно все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным.

Кроме того, в своих работах Лоренцо Валла опроверг подлинность так называемого «Дара Константина» - документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. На основании этого документа римские папы не только осуществляли светскую власть в папской области Италии, но и претендовали на нее во всех католических странах. Валла предлагая лишить римских пап права на светскую власть, доказывал бессмысленность аскетизма и монашества.

Таким образом, Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты. Он критиковал схоластику, в центр мироздания ставил человека, призывал к активным действиям людей в борьбе за изменение мира.

Джаноццо Манетти (1396-1459).

Согласно сочинению Манетти, «О достоинстве и превосходстве человека», мир создан для наслаждения, а человек - «некий малый мир», т.е. приобретает атрибуты божества.

В этом трактате Манетти стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Он указывает, что наиболее удивительные творения человека - египетские пирамиды, римские башни, произведения античной и ренессансной живописи и поэзии свидетельствуют об огромной творческой одаренности человека.

Леон Батиста Альберти (1404-1472).

Он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет та красота, которая создана самой природой, и учиться у нее - первая задача художника. Альберти интересовался и естественными науками, в особенности математикой.

Как гуманист, Альберти вырабатывает новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для него определяется не ее социальной принадлежностью, а личными заслугами. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Пьетро Помпонацци (1462-1525)

Пьетро Помпонацци известен своей критикой схоластики как официальной доктрины католицизма. Большим событием в философской жизни Италии XVI в. стало его произведение «Трактат о бессмертии души».

В нем Помпонацци повторил уже многовековую тогда антирелигиозную мысль о «трех великих обманщиках», впервые сформулированную средневековыми арабоязычными вольнодумцами: из трех главных пророков - Моисея, Христа и Магомета,- основавших иудаизм, христианство и мусульманство, ошибались как минимум два (как утверждают приверженцы каждой из этих религий), и тогда становилось обманутым большинство человечества. Однако, по мнению Помпонацци, не исключено и то, что все три пророка впали в заблуждение, и тогда обмануто уже все человечество. Религиозной истине Помпонацци противопоставлял истину философскую, основанную на разуме и единственно полноправную в деле объяснения мира, а во многом и самого человека.

2. Неоплатоническое направление

Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.

Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.

Ренессансный платонизм разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении: обожествление космоса, понимание природы как «внутреннего мастера». Концепция «всеобщей религии» и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому переосмыслению христианства в XVI веке.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

Георгий Гемист Плифон (1355-1452).

Наибольшую роль в стимулировании платоновского движения в ренессансной Италии сыграл православный священник из Константинополя Георгий Гемист Плифон. Он принадлежал к высшему духовенству, но интересовался и мусульманской, и иудейской религиями. Энтузиаст возрождения античной культуры, он написал свое наиболее известное произведение «Законы» (то же название носило и главное произведение великого древнегреческого идеалиста Платона). В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических, а свое учение именует эллинской теологией.

Марсилио Фичино (1433-1499).

Марсилио Фичино перевел на латынь труды многих античных мыслителей, написал и собственные работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона и др. В работах Фичино заметно полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством. Традиционную теологию он пытался подменить «ученой религией» в виде платоно-неоплатонической философии. Фичино считал, что существует некая всеобщая религия, все остальные религии в той или иной мере причастны ей, а христианство является ее высшим и лучшим проявлением. Фичино полагал, что мир упорядочен по образцу платоников. Иерархия мира насчитывает пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Центром иерархии является не Бог, а человек. Человек - это как бы некий Бог, он единственный повелевает самим собой. Человек рожден царствовать и не может терпеть рабства.

Николай Кузанский (1401 - 1464).

Истинным родоначальником ренессансного неоплатонизма и одним из крупнейших, оригинальных немецких мыслителей эпохи Возрождения является Николай Кузанский (Николай из Кузы). Он был теоцентристом, но не схоластиком. В одном из его трактатов - «Согласие веры» - есть мысль о такой общей религии, в которой в принципе можно соединить все существующие религиозные вероисповедания.

В другом трактате «Об ученом незнании» - Бог отождествлялся с его творением - Вселенной, что позднее стало именоваться пантеизмом, не раз осуждавшимся церковью. Таким образом, понятие Бога в творчестве Кузанского теряет религиозность и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и как скрытая сущность всего. Согласно Кузанскому, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра, Земля не является центром Вселенной. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире. Бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494).

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.

Мирандола был первым из философов, который утверждал, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно математическим законам. Эту мысль впоследствии высказал Галилей: «Книга природы написана языком математики».

Таким образом, в идеях Пико делла Мирандолы заметно стремление понять христианство на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в обновленное христианство все истины из разных философских систем. Продолжая мысль Фичино, Пико стремился разработать не только «всеобщую религию», но и всеобщую философию, которая согласовывала бы всяческую мудрость и выявляла единую истину.

Парацельс (1493-1541).

Он был профессором медицины и практикующим врачом. Философских произведений Парацельс не писал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его интересов находился человек в его отношении к богу, природе и социальному миру. Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию.

3. Натурфилософское направление.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи (1452-1519).

Леонардо да Винчи обладал поразительной разносторонностью своих дарований. Величайший мастер живописи, скульптор, архитектор, он занимался также градостроительством и математикой, гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой. Леонардо утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментов способна придать лишь теория.

Он выдвинул задачу проверки и подтверждения математикой знаний о природе. О Боге он говорит как о мастере, «верховном художнике». Душа неразрывно связана с телом, без которого она ничего не может совершить и ощутить. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Космос у Леонардо лишен теологической направленности, и гармония мира соседствует с его трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть и величайшее орудие природы, земной бог, и одновременно животное. Человек, по словам Леонардо, свободен в своих действиях и способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины.

Николай Коперник (1473 - 1543).

Польский астроном Николай Коперник - один корифеев эпохи Возрождения. Его книга «О вращении небесных сфер» определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Отвергая геоцентризм, Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной, а провозглашая гелиоцентризм, доказал, что Солнце является центром по отношению к Земле, Земля же вращается вокруг него. Великий астроном определил, что все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен, все процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены священного смысла. Бог - творец и создатель «мирового механизма», но не вмешивается в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Появилось представление о бесконечной Вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии

Джордано Бруно (1548-1600).

На идеи великого итальянского ученого Джордано Бруно большое влияние оказали научные взгляды Николая Кузанского и Коперника, а также воззрения мусульманских средневековых философов. Эти идеи он пытался синтезировать и развить в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма. Но теория Джордано Бруно была также и аспектом его пантеистического мировоззрения. Однако натуралистический пантеизм Бруно более радикален, последователен и бескомпромиссен. В трактовке материи он выступил как против Платона, так и против Аристотеля и неоплатоников.

Бруно отрицает личное бессмертие. Жизнь есть свойство материи, не зависящее от Бога-творца. После смерти человека уже нет надежды на новую жизнь. Поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека - постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Религия и ее мораль, считал он, нужны только для наставления грубых народов и не нужны тем, кто уже обладает разумом. Религию откровения должна сменить религия разума и созвучное природе всеобщее человеколюбие. Истинным мерилом нравственности для Бруно выступает деятельность человека в его короткой человеческой жизни.

Галилео Галилей (1564 - 1642).

Итальянский ученый Галилео Галилей - один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого исследовал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Галилей доказал множественность миров во Вселенной, открыл, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси.

Гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Главное же - Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов.

Иоганн Кеплер (1571-1630) Дальнейшее развитие идей Коперника было осуществлено Кеплером. Великий немецкий астроном, математик, физик и философ, Иоганн Кеплер был ученым, открытия и научные идеи которого положили начало развитию науки и философии нового времени.

Интересуясь астрологией, Кеплер развил идею взаимного влияния и взаимодействия небесных светил, прежде всего - светил Солнечной системы. Идея взаимодействия светил - одна из важных идей натурфилософии - выражала убеждение в господстве в природе неких живых сил и стремлений, в единстве мира и даже Вселенной. В своем произведении «Новая астрономия или небесная физика» Кеплер высказал мысль, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму. Таким образом, хотя Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но сделал шаг в этом направлении.

4. Социально-политическое направление

петрарка философский ренессанский утопический

Для эпохи Возрождения характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме устройства общества, взаимоотношениям между государством, Церковью и верующими. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения. Основными направлениями социально-политической философии были философия Реформации, политическая философия, этическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления было ослабление феодальной раздробленности и становление европейских государств.

Эразм Роттердамский (1469-1536).

Эразм Роттердамский (Дезидерий-Эразм из Роттердама) был монахом, позднее доктором теологии. Он также был одним из наиболее плодовитых писателей эпохи Возрождения, занимался издательской деятельностью, переводил античных философов. В своих философско-богословских произведениях Эразм как истинный христианин защищал идеалы католической Церкви. В то же время он был беспощадным критиком схоластики в идеологии, коррумпированности католической церкви, язвительно бичевал множество ее пороков - распущенность нравов, беззаконие, злоупотребления и догматизм. Особенно резко Роттердамский осуждал продажу индульгенций.

Как просветитель Эразм считал, что все люди созданы Богом равными, и благородство их зависит не от их происхождения, а от их воспитания, нравственности, образования. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека. Невоспитанного и необразованного человека он ставит даже ниже животного.

Таким образом, Эразм Роттердамский пытался привести христианскую этику в соответствие с принципами ренессансного гуманизма. Влияние Эразма из Роттердама на многих мыслителей XVI-XVII веков было огромным, особенно на тех религиозных деятелей, которые пытались освободить христианство от обрядности и множества догматов. Но здесь гуманизм Эразма вступил в противоречие уже не только со средневековой традицией, но и с реформационным движением Лютера и Кальвина. В своей работе «О свободе воли» Эразм вступил в полемику с Лютером по данному вопросу, где выступил против фатализма Лютера.

Мартин Лютер (1483-1546).

Мартин Лютер был монахом. В октябре 1517 года Мартин Лютер выставляет у дверей дворцовой церкви в Вюртенберге знаменитые 95 тезисов об индульгенциях, с которых и ведет свое начало эпоха Реформации. Это положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера в этих тезисах сводились к следующему. Общение между Богом и верующими должно идти напрямую, без такого посредника, как Церковь. Церковь должна стать демократичной, а обряды - упрощенными и понятными людям. Необходимо уменьшение влияния Папы Римского и католического духовенства на политику других государств. Нужно восстановить авторитет государственных институтов и светской власти. Пора освободить культуру и образование от засилья католических догм. Дело служения Богу - это не только профессия духовенства, но и функция всей жизни верующих христиан. Необходимо запретить продажу индульгенций.

Жан Кальвин (1509 - 1564).

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был швейцарец Жан Кальвин. Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Смыслом жизни на Земле для человека является профессия - это не только способ зарабатывать на жизнь, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу - это путь к спасению. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только развил идеи Лютера в собственном учении, но и воплотил протестантизм на практике: он возглавил реформационное движение в Женеве, добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы.

Томас Мюнцер (1490 -1525).

Народное направление Реформации возглавил немецкий священник Томас Мюнцер. Первоначально он примкнул к Лютеру, однако вскоре после начала Реформации разошелся с ним и выдвинул собственные идеи, смысл которых в следующем. Необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом для высокой цели - достижения всеобщей справедливости, «царства божьего» на земле. Главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность, поэтому все должно стать общим - прежде всего имущество. Власть и собственность должны принадлежать простому народу - ремесленникам и пахарям. Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, это угодно Богу.

В 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Но война была проиграна, а сам Мюнцер был убит.

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Некоторые мыслители для решения этих проблем разработали проекты идеального государства без социальных противоречий, где торжествует социальная справедливость. Данные философы вошли в историю под названием социалистов-утопистов.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма XV - XVII веков внесли английский политический деятель Томас Мор и итальянский философ Томмазо Кампанелла. Они создали фантастические схемы построения идеального общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, а также на тотальном регулировании жизни людей со стороны государственной власти.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Характерные черты и основные представители философии Средних веков (V–ХVI вв.). Догмат творения мира и откровения. Рассмотрение основ проблемы теодицеи, борьбы между добром и злом. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии эпохи Возрождения. Развитие науки в Западной Европе в этот период. Основные направления философии: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

    лекция , добавлен 19.12.2009

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Причины возникновения Ренессанса в Западной Европе. Специфическая форма христианства в Европе. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: Мишель Монтень, Томас Мор, Мартин Лютер, Николай Кузанский. Создание основ философии Нового времени.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Характерные черты философии эпохи Возрождения – от Петрарки до Галилея. Гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское направления философии. Новая картина мира, основанная на представлении о том, что Бог растворен в природе, в философской мысли.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Характеристика социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы). Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия. Эволюция психоаналитической философии.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2008

    Появление и содержание термина "Возрождение". Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения. Направления развития натурфилософии этой эпохи. Взаимосвязь эпохи Ренессанса с возрождением идей античной философии.

Система основных политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод чело­века и гражданина в Российской Федерации принадлежит политичес­ким правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколе­нию прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

Они тесно связаны с личными правами, поскольку последние на­полняют их конкретным содержанием (например, свобода манифеста­ций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации от­дельных личных прав и свобод граждан);

В отличие от личных, которые могут принадлежать каждому чело­веку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут.быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

Они являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам и свободам граждан РФ относятся сле­дующие:

1) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31),

5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32);

6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с прорывом в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан. Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были декларированы в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

Для них характерно такое общее свойство, как единство материаль­ного (экономического и социально-культурного) содержания;

Они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

Имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инстру­ментами утверждения гуманизма и справедливости;

Требуют в отношении себя более детальной конкретизации в теку­щем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

Одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.н.), другие - оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это, прежде всего такие фунда­ментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собст­венности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на осно­ве анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить соци­ально-экономические права в виде системного единства (совокупнос­ти) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

Право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

Право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие ду­ховному развитию граждан:

Право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37);

Право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и по­жилых граждан (ч. 2 ст. 7);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

Право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждени­ях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

Право на отдых (ч. 5 ст. 37);

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:

Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);



Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

6.6. Обязанности граждан Российской Федерации

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выпол­нения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходи­мости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями людей.

Между тем, чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других людей, совершение преступлений.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общест­венного бытия человека. Будучи официально признанными в государ­стве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших соци­альных ценностей;

2) они служат реализации как личных, так и общественных инте­ресов;

3) они имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения катего­рии населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспи­тательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией Рос­сии, включает в себя:

Родительские обязанности (ст. 38);

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

Воинскую обязанность (ст. 59).

Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям на­селения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

Конституционная обязанность человека и гражданина - это установленная государством в интересах всего общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому определенный вид, меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Права человека неотделимы от его обязанностей (Конституция РФ, ст. 6), причем эти обязанности равные для всех. Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, (Конституция РФ, ст. 17). Во взаимоотношениях личности, общества, государства должна присутствовать взаимная ответственность, предопределяющая свободу личности и ее действий не в ущерб интересам других личностей, общества и государства.

Конституция Российской Федерации содержит специальные статьи, указывающие на обязанности каждого человека, находящегося на территории России и на своих граждан. К ним относятся статья 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы), статья 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам), ст. 59 (обязанность граждан защищать Отечество, нести военную службу).

Ряд статей Конституции содержат указания на обязанности человека и гражданина в связи с закреплением и регулированием определенных общественных отношений.

Статья 15, закрепляя отправные принципы правового регулирования всего комплекса общественных отношений, обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, что является важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, признаком правового государства.

Статья 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При осуществлении лицом своих прав предполагается обязанность этого лица строго соблюдать права и свободы других, не допускать произвола и злоупотребления своими правами в ущерб интересам и правам других лиц.

Статья 38 содержит обязанности граждан в области семейных отношений. Забота о детях, их воспитание - обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Родители, не выполняющие своих родительских обязанностей, могут быть по суду ограничены или полностью лишены своих родительских прав. При отказе детей содержать своих нетрудоспособных родителей, материально их обеспечивать с них могут быть взысканы в судебном порядке алименты, а при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Статья 44, представляя каждому право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в то же время возлагает на них обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Подробного рассмотрения требует конституционная обязанность защиты Отечества. Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» (ст. 12) призывается на военную службу на основе экстерриториального принципа. Реализация воинской обязанности граждан предусматривает военный учет гражданина, подготовку к военной службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание (до 60 летнего возраста) в запасе (резерве) и прохождение военного обучения, военное обучение в военное время. Обязанность граждан на всех этапах военной службы одинаковая. Невыполнение предписаний органов военного управления на любом из этих этапов влечет предусмотренную законом ответственность.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе во внутренних войсках МВД, органах внешней разведки и контрразведки. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности» и военной службе, «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., другими нормативными актами.

Особенность правового регулирования военной службы во внутренних войсках МВД (как и в других специальных войсках) состоит в том, что кроме названных выше законов и других нормативных актов, их деятельность регламентируется специальным законодательством, например, Законом о внутренних войсках МВД РФ.

Военная служба гражданина в определенных федеральным законом случаях может быть заменена альтернативной гражданской службой (п. 3, ст. 59), связанной с выполнением обязанностей в области общеполезных работ. Федеральный закон об альтернативной службе и порядке его прохождения находится в стадии разработки.

Конституция РФ содержит также ряд специальных обязанностей должностных лиц (см. ст. ст. 18,19,24,52,53 и др.).

Граждане Российской Федерации самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, т.е. с наступлением совершеннолетия. Законодательство РФ устанавливает исключения из этого правила. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ по достижении 21 года (Конституция РФ, ст. 97), а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции). Трудовое совершеннолетие по трудовому законодательству наступает в 16 лет. Установлены иные возрастные критерии в гражданском и уголовном праве.

Согласно статье 62 Конституции и в соответствии с нормами международного права иностранные граждане, лица без гражданства в отношении их прав и обязанностей приравнены к гражданам России, т.е. для этих лиц установлен национальный режим. Законодательство России устанавливает исключения из этого положения. Иностранный гражданин не может нести военную службу в Вооруженных Силах России, не может избирать и быть избранным в органы власти, а также занимать определенные должности - судьи, прокурора и др.

В Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ содержится ряд правил для иностранных граждан в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности, пребывания на территории РФ.

Статья 64 Конституции РФ зафиксировала, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и что они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой конституцией (ст. 135).

Заключение

В заключение следует отметить, что нормы института основных (конституционных) прав, свобод и обязаннос­тей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реали­зации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспе­чения указанных прав.

Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Только конституционное право рассматривает права, свободы и обязаннос­ти человека в целом.

Конституция регулирует наиболее важные отношения между ин­дивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентиру­ют эти отношения более детально. Конституционный статус личности является исходным, базовым, а все остальные статусы производны от него и дополняют его. Для института основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан России характерен ряд признаков:

1) конституционные права, свободы и обязанности являются ос­новными;

2) они составляют юридическую базу для всей системы прав, сво­бод и обязанностей;

3) они обладают высшей юридической силой;

4) они подлежат повышенной защите.

Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и много­гранный конституционно-правовой институт, состоящий из различ­ных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из кото­рого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам нрав и свобод человека и гражданина.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место, среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

право гражданин свобода политический

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти -- через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);

право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Некоторые из политических прав и свобод -- связанные с функционированием государственной власти -- принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

профессиональные союзы;

различные организации граждан.

Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.

    Политические права тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

    – в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

    – самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

    – являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

    К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

    1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

    2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

    3) право на объединение (ст. 30);

    4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

    5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

    6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

    Конституционное право граждан на свободу слова и массовой информации

    Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также другими средствами. Беспрепятственное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность.

    Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду: активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае - это распространение в массах и разъяснение воззрений, идей, учений, знаний, относящихся к социальному, расовому, национальному, религиозному или языковому превосходству.

    Условием функционирования правового государства является свобода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио - аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

    В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации (признание идеологического многообразия, в частности политическое многообразие)

    Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры, то есть требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры в любой форме средств массовой информации, их финансирование немедленно прекращается, и они немедленно ликвидируются в установленном законом порядке.

    Конституционное право граждан на информацию

    Право граждан на информацию - это самостоятельное конституционное право, позволяющее свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Данное право предполагает также, что каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

    Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

    Право на информацию не охватывается полностью свободой слова и печати. Оно богаче, содержательнее и имеет собственную субстанцию, играя свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов.

    Право гражданина на информацию – сложное и многогранное субъективное право, состоящее из целого ряда юридических возможностей:

    1) право на беспрепятственное ознакомление с нормативными актами (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ направлена на осуществление данной возможности «Законы, – сказано в ней, – подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»);

    2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина или информацию о ней, а также информацию об иных сферах жизнедеятельности гражданина;

    3) право давать согласие на сбор личностной информации для экономических, культурных и иных социальных целей;

    4) право проверять достоверность такой информации и оспаривать недостоверную информацию как в административном, так и в судебном порядке;

    5) право доступа к такой информации с целью ее проверки, получения необходимых справок;

    6) право знать об использовании этой информации в соответствующих целях и соответствующими пользователями систем;

    7) право на гражданский код (обозначение гражданина в соответствующей информационной системе);

    8) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

    9) право на достоверную финансовую и потребительскую информацию и др.

    Все пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа, выступающей либо в виде государственной тайны либо в конфиденциальной форме.

    Конституционное право граждан на объединение

    Право на объединение выступает важнейшим условием осуществления политической свободы и обеспечения подлинной демократии в обществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции РФ, в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года, в которых учтены соответствующие международные стандарты.

    Именно данное право лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.

    Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

    1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

    2) право вступать в существующие общественные объединения;

    3) право воздерживаться от вступления в них;

    4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Часть 5 статьи 13 КонституцииРФ и статья 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливают запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, органы самодеятельности и иные общественные объединения, предусматривает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут быть установлены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).

    Для создания общественного объединения не требуется согласие какого-либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан-учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских – с 10 лет.

    Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях:

    При нарушении ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

    При виновном нарушении своими действиями прав и свобод граждан;

    При неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

    Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

    Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования). Это право регламентируется ст. 31 Конституции РФ, а также Указом Президента РФ от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

    Посредством осуществления данного права граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы.

    Статья 31 КонституцииРФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий:

    1) собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

    2) митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    3) демонстрация – публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;

    4) шествие уличное – организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    5) пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.

    Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами:

    Их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок (ст. 17 Конституции РФ);

    Должно преследовать мирные конституционные цели (не допускается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему вооруженных силРФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия);

    Должно проводиться без оружия.

    Существуют следующие основания для запрещения публичного мероприятия в следующих случаях:

    1) не было подано заявление о его проведении (стихийный митинг, шествие, блокирующие работу общественного транспорта, две демонстрации противников на одной и той же территории и т.д.);

    2) состоялось решение о запрете на его проведение, а организаторы все-таки стали его проводить;

    3) нарушен порядок его проведения (лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения);

    4) возникла опасность для жизни и здоровья граждан. Существующий ныне в России разрешительный порядок проведения публичных мероприятий не соответствует статьям 31 и 55 Конституции РФ, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Конституционным будет установление уведомительного порядка проведения публичных мероприятий, который должен быть закреплен соответствующим федеральным законом.

    Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.

    Право на участие в управлении государственными делами обычно гарантируется подлинно демократической организацией всей политической системы общества, Конституцией и текущим законодательством, всей практикой организации федеральных форм власти.

    Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права граждан РФ. К ним относятся:

    1) права, обеспечивающие участие граждан в формировании государственных органов власти и выражающиеся в избирательных возможностях личности избирать и быть избранными (граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) (ч. 1 ст. 81 КонституцииРФ);

    2) права граждан РФ на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни является, наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, яркой формой политической свободы (порядок реализации этого права получает подробную регламентацию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года);

    3) права граждан РФ на осуществление местного самоуправления, которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    4) права граждан РФ на равный доступ к государственной и муниципальной службе, которые означают равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации и которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    5) права граждан РФ на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных заседателей (когда дело рассматривается коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, избранных населением), в качестве присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

    Конституционное право на участие в отправлении правосудия

    Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с КонституциейРФправо на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (народного, присяжного, арбитражного).

    Судьями являются граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны.

    Участие народных, присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена на глав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно Закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по 2 заседателя каждая.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, за это время им выплачивается вознаграждение за счет республиканского бюджета в размере не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту их основной работы.

    Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам, участвующим в отправлении правосудия, в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, дееспособный, неопороченный, обладающий активным избирательным правом.

    Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

    От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

    Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе

    Исходя из права граждан РФ на участие в управлении государством, Конституция закрепляет важнейший принцип государственной службы - равный доступ к ней (ст.32 ч. 4). Гражданин РФ имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.

    Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Государственная служба-

    это деятельность, при осуществлении которой гражданин приобретает новый статус - статус государственного служащего, не теряя при этом обычного, общегражданского статуса.

    это постоянная профессиональная деятельность. Тем самым, государственная служба отличается от иных форм названного участия в управлении публичными делами, рассчитанными на эпизодическое участие (например, в избирательном процессе).

    это платная деятельность, что является прямым следствием ее профессионального характера.

    Законодательством устанавливается ряд требований к поступающим на службу в органы государственной власти: наличие у лица гражданства Российской Федерации, достижение таким лицом восемнадцатилетнего возраста, дееспособность.

    Применительно к отдельным системам государственных органов и даже к отдельным должностям законодательными актами могут предусматриваться дополнительные условия (о состоянии здоровья, о возрасте, о наличии образования и т.д.).

    Конституционное право граждан на обращения

    Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет право петиций (на обращение) в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации с целью наиболее полного удовлетворения интересов граждан, совершенствования работы федеральных и местных органов, обеспечения двусторонней связи между государством и населением.

    Статья 33 наделяет правом на обращение только граждан России, но на деле этим правом пользуются и иностранцы, и лица без гражданства, что не противоречит международно-правовым стандартам.

    Конституция предусматривает возможность как непосредственного (личного) обращения, так и различных форм его направления (по почте, через средства массовой информации и пр.). При этом сами обращения могут быть и личными и коллективными (как двух и более авторов, так и обращения, принятые на митингах и собраниях). Но во всех ситуациях обращение должно иметь индивидуальные подписи, число которых не подлежит ограничению. В случае же отсутствия таких подписей соответствующее обращение рассматривается как анонимное со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (то есть государственные органы, должностные лица вовсе не обязаны его рассматривать).

    Действующее законодательство предусматривает различные виды обращений:

    1) предложения (в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа, предприятия, организации);

    2) заявления (в котором содержится просьба о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права на получение жилья, прием на работу и т.п.);

    3) ходатайство (в котором в письменной форме содержится просьба о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод

    4) жалоба (в которой содержится требование о восстановлении нарушенного права).

    В соответствующих актах определен порядок подачи предложений, заявлений, жалоб, установлены сроки их рассмотрения (Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, а в тех случаях, когда нет необходимости в дополнительной проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления обращения).

    Ответить


    Другие вопросы из категории

    1. Наказание за нарушение установленных правил:

    1)мораль; 2)санкция; 3)конституция; 4)действие.
    2. В каком возрасте наступает полная ответственность за совершенное преступление?
    1) 14 лет; 2) 16 лет; 3) 15 лет; 4) 17 лет.
    3. Нарушение правил дорожного движения относится:
    1)к уголовному наказуемому преступлению; 2)к административному правонарушению; 3)к нарушению трудовой дисциплины; 4)к нарушению правил этикета.
    4. К видам искусства относятся:
    1)культура; 2)живопись; 3)литература; 4)религия.
    5. Что из перечисленного можно считать правильным:
    А. В 14 лет человек может самостоятельно выбирать свое местожительство.
    Б. В 14 лет человек получает право на управление легковым автомобилем.
    6. Что в наибольшей степени характеризует понятие "анархия"?
    1)монархия; 2)безвластие; 3)закон; 4)порядок.
    7. Справедливость - это:
    А. Возможность каждого получать то, на что он имеет право.
    Б. Возможность каждого получать то, что он хочет.
    1)верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4)неверны оба суждения.
    8. Декларация - это:
    1)провозглашение основных принципов; 2)разработка законов, ограничивающих монополию; 3)заявление, предоставляемое таможне при провозе через границу ценностей; 4)заявление лица, привлекаемого для уплаты налогов, о размере его доходов, имущества.
    9. Экономическая система, в которой решения о том, что, как и для кого производить, являются результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется:
    1)командной; 2)традиционной; 3)рыночной; 4)смешанной.
    10. К внутренним угрозам в стране не относится:
    1)угроза ядерной войны; 2)рост преступности; 3)военные конфликты с соседними государствами; 4)деятельность международных террористических организаций.
    11. Что поддается контролю со стороны производителя?
    1)прибыль; 2)доход; 3)постоянные затраты; 4)переменные затраты.
    12. Падение покупательной способности денег - это:
    1)эмиссия; 2)инфляция; 3)дефляция; 4)дефолт.
    13. Политические права:
    А. Ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека.
    Б. Обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.
    1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.

    верны ли следующие суждения об обмене? А. Обмен связывает производство с распределением и потреблением. Б. Регулярный

    обмен товарам услугами лежит в основе торговли.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Читайте также

    ВЫберите что из перечисленных относиться к политическому праве граждан 1 право на жизнь 2право на свободу и личную неприкосновенность 3 право на свободу

    ассоциацией и мирных собрании 4право на уровень жизни необходимых для полноценного

    4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют. Типы

    общества

    Характеристика общества

    Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

    А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

    Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

    В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

    Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

    Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

    Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

    З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

    5. Установите верность или ложность суждений («да» или «нет») , занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).

    1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

    2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.

    3) Гражданское право относится к отраслям частного права

    4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.

    5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.

    6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ

    7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

    6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

    «Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека».

    1. _________________________________________________

    2. _________________________________________________

    3._________________________________________________

    4. _________________________________________________

    5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________

    7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

    Правомерно ли увольнение Петрова?

    Свое мнение обоснуйте.

    8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:

    а) Секуляризация

    б) Модернизация

    в) Демократизация

    г) Экуменизм

    9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?

    а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

    б) право объединяться в общественные организации

    в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

    г) право на справедливый суд

    10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…

    а) передаются по наследству от родителей

    б) предоставляются с совершеннолетием

    в) даруются Декларацией прав человека

    г) принадлежат каждому от рождения

    Правительство страны Н. выступило с программой антикризисных мер.Были ограничены права граждан,введена жёсткая цензура

    выступило с программой антикризисных мер.Были ограничены права граждан,введена жёсткая цензура в СМИ!Вместе с тем расширилась свобода предпринимательства,введено страхование банковских вкладов граждан.Можно ли сказать,что в стране Н.произошла революция(Да или нет)?Приведите три аргумента.

    Вы находитесь на странице вопроса "что относится к политическим правам граждан? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.