Административный контроль органов исполнительной власти. Контроль органов исполнительной власти

Контрольные полномочия Президента РФ

Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решением важнейших вопросов формирования федеральных органов исполнительной власти. Это утверждение структуры таких органов по представлению Председателя Правительства, а также назначение на должности заместителей Председателя и федеральных министров.

Президент осуществляет контроль за соответствием законам и своим указам правовых актов Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Неправомерные акты этих органов он вправе отменять. В отношении правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ его полномочия ограничены правом приостановления их действия.

В составе Администрации Президента есть специальное структурное подразделение с контрольными функциями и полномочиями. Это Главное контрольное управление, основные задачи которого связаны с осуществлением систематического контроля и проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по исполнению законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля вносятся предложения о привлечении виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов должностных лиц.

Определенные контрольные функции осуществляет также Главное государственно-правовое управление в основном в процессе подготовки законопроектов, проектов нормативных указов Президента РФ.

В регионах контроль за исполнением федеральных законов и указов Президента возложен на полномочных представителей Президента.

В частности, они вносят Президенту предложения о приостановлении действия правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

К формам президентского контроля следует также отнести его полномочия по наложению дисциплинарных взысканий на федеральных министров.

Контрольные полномочия на уровне субъектов РФ осуществляют главы исполнительной власти (президенты, председатели правительств, главы администраций).

Контроль, являясь одной из основных функций управленческой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

С этих позиций можно выделить контроль органов общей, межотраслевой и отраслевой компетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов). В иных вариантах контрольные полномочия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы деятельности. Соответственно возможно выделение ведомственного и надведомственного контроля. В основе различия между ними положен фактор непосредственной подчиненности (подведомственности) либо ее отсутствия.



Так, примером ведомственного контроля могут служить функции Министерства путей сообщения РФ, осуществляемые им в отношении находящихся в его непосредственном подчинении железных дорог, их отделений и линейных предприятий, а также промышленных, торговых, строительных и снабженческих предприятий.

Подведомственный контроль (иногда его называют вневедомственным) осуществляется в отношении таких органов, предприятий и учреждений, которые организационно (ведомственно) не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольными полномочиями такого рода наделяются исполнительные органы с межотраслевой компетенцией (чаще всего – государственные комитеты). Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предприятий и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности (принадлежности) и формы собственности. Например, государственный контроль за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины со стороны Министерства финансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов контрольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомственного, так и надведомственного характера. Например, Министерство здравоохранения РФ контролирует деятельность подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляет надведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наиболее полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента и осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства (ст. 4 Закона о нем). В числе общих полномочий Правительства – обеспечение единства системы исполнительной власти, направление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий можно назвать государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановлений и распоряжений, а также соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

Необходимость правительственного контроля вытекает также из того, что ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности, внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляя данные и другие полномочия, Правительство вправе отменять или приостанавливать правовые акты федеральных органов исполнительной власти; заслушивать на заседаниях либо на заседаниях своего Президиума отчетные доклады руководителей федеральных органов исполнительной власти; отменять правовые акты органов исполнительной власти территориальных субъектов РФ (края, области и т.п.). В меньшей степени такие полномочия могут быть адресованы исполнительным органам субъектов РФ, построенным по национальному признаку (республики) – Правительство не может отменить их.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппарат президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо администрации, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомственных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предприятий, учреждений федерального подчинения, действующих на их территории.

Контроль отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти. Его организационно-правовые формы многообразны. Главное заключается в том, что государственно-управленческая деятельность, находящая свое выражение в осуществлении непосредственного управления или государственного регулирования, непременно связана с контролем или надзором.

Аналогичная картина наблюдается в системе исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо - ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: "Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?"

Что такое надзор?

Система власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.

Понятие контроля

Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей. Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес не есть формой обеспечения законности. Он существует для повышения эффективности определенных структур.

Как оба типа деятельности соотносятся между собой?

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой - они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.

Контрольно-надзорные органы государственной власти

На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

  • законность;
  • гласность и профессионализм;
  • справедливость;
  • самостоятельность и независимость.

Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

Надзорные органы РФ: права, полномочия

Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:

  • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
  • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
  • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
  • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

Перечень контрольно-надзорных органов

Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

  • здравоохранение, культура, образование;
  • государственное управление;
  • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
  • связь, информация.

При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

  • Министерство энергетики РФ.
  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Федеральная РФ.
  • и Министерство экономического развития Российской Федерации.
  • Правоохранительные органы государства.

Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

Энергетика и связь

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи. В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ. То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.

В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.

Финансы и экономика

В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.

К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства. Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.

Деятельность правоохранительных ведомств

В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.

Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.

Вывод

Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.

Махрова М.В.

заведующий кафедрой правоведения ОГУ, кандидат юридических наук

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации исполнительная власть - это ветвь государственной власти, призванная исполнять закон. Не умаляя значения других ветвей государственной власти - законодательной и судебной, - в то же время можно с уверенностью сказать, что степень реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере зависит от эффективности и законности решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. В связи с этим исполнительная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти Российской Федерации, является в то же время подконтрольной. Изучению организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, а также проблемам совершенствования системы государственного контроля и посвящена данная статья.

Одной из актуальных проблем государственного управления и административного права является совершенствование организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Это важно как в плане организации контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, в том числе и их территориальных органов, так и в плане контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Актуальность проблемы в первую очередь связана с тем, что, несмотря на принимаемые со стороны органов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры меры, усиление контроля в системе «ведомственной вертикали», продолжают иметь место нарушения прав и свобод человека и гражданина, принятие юридически не обоснованных решений, неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти. И в научной литературе, и в средствах массовой информации обращается внимание на значительное количество обращений граждан и организаций по поводу незаконных решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. Об этом также свидетельствует анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, иная судебная практика. В связи с этим проблема совершенствования контроля за деятельностью органов исполнительной власти продолжает оставаться актуальной с точки зрения теории и практики государственного управления.

В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают ин-

формацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В научной литературе контроль рассматривается и как функция государственного управления, и как определенный этап в управленческом цикле, и как способ обеспечения законности1. Сущность и назначение контроля заключается в следующем:

Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;

Наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

Получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

Принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

Выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

Принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности2. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор - это суженный контроль3.

Организация государственного контроля в Российской Федерации в современный период

1 См.: Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д, 2002. - С. 190.

2 См.: Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д, 2002. - С. 190.

3 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - С. 609.

основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и составляющими ее субъектами - республиками, краями, областями. Г осударственный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется органами представительной, исполнительной и судебной властей, арбитражем, прокуратурой, руководителями и другими должностными лицами министерств, ведомств, функциональными контрольными органами.

Основными задачами государственного контроля в системе органов исполнительной власти являются проверка исполнения требований законодательства, решений, принимаемые, государственныг-ми органами и их руководителями, предупреждение и пресечение нарушений служебной дисциплины,I, анализ их причин, принятие мер по их устранению, усилению ответственности государственныгх служащих за добросовестное исполнение своих обязанностей, повышение результативности деятельности исполнительные органов власти.

Применительно к сфере исполнительной власти Российской Федерации основным содержанием государственного контроля является обеспечение законности. Поэтому государственный контроль в сфере исполнительной власти нередко рассматривают как основной способ обеспечения законности. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется на все сферы деятельности органов исполнительной власти и образует особый общественно-политический режим. Содержание этого режима применительно к отдельным сферам деятельности органов исполнительной власти можно охарактеризовать следующим образом.

1. Законность является важнейшим принципом правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Ее последовательное проведение означает, что органы исполнительной власти принимают нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных законом или иным нормативно-правовым актом правотворческих процедур и в установленной форме. Принимаемые нормативно-правовые акты последова-

тельно согласуются с Конституцией РФ и федеральными законами.

2. На стадии правоприменения принцип законности означает строгое соответствие органов исполнительной власти и должностных лиц действующим законам, иным нормативноправовым актам, которыми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в законную силу.

3. В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность органов государства и должностных лиц по решительному пресечению любых нарушений закона и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях.

Таким образом, законность представляет собой политико-правовой режим деятельности органов государства, в котором органы исполнительной власти и должностные лица единообразно понимают и применяют действующие законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объе-динениями4.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

1) между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

2) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;

3) контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого;

4) в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого, изучение личных и деловых качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятель-

4 См.: Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник. - М., 2002. - С. 320.

ности контрольных органов, рассмотрение жалоб. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

Федеральная система государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти - сложное и емкое понятие, поскольку такой контроль в пределах своих полномочий осуществляют не только на федеральном уровне, но и в регионах, причем все государственные органы, их руководители и иные должностные лица. Вместе с тем образованы и действуют особые системы государственных органов, для которых осуществление надведомственного и ведомственного, общего и специализированного контроля является единственным назначением. В научной литературе выделяют различные основания классификации государственного контроля в сфере исполнительной власти.

Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов законодательной

(представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной власти;

4) контроль органов судебной власти.

Контроль в сфере исполнительной власти

осуществляется Президентом РФ как лично, так и через соответствующие структуры. Согласно статье 85 Конституции РФ Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Также Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам,

международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»5 Президент Российской Федерации руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти. Руководство указанными федеральными органами исполнительной власти включает в себя и контроль за их деятельностью со стороны Президента Российской Федерации. А именно: заслушивание отчетов руководителя соответствующего органа исполнительной власти, присутствие на заседаниях коллегий и совещаниях, организация проверок деятельности.

Контроль в сфере исполнительной власти осуществляется Президентом РФ также через соответствующие структуры. Основной такой структурой является Главное контрольное управление Президента Российской Федерации как самостоятельное подразделение Администрации Президента. Другой структурой, посредством которой осуществляется президентский контроль в сфере исполнительной власти, является институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В соответствии с положением о полномочном представителе Президента РФ одной из основных его задач является организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. Еще одним подразделением Администрации Президента РФ, полномочным осуществлять контрольные функции, является Главное территориальное управление Президента РФ.

С учетом механизма разделения государственной власти одним из видов государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти выступает контроль со стороны органов законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 94 Конституции Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной

Думы. Основные контрольные полномочия Государственной Думы определены статьей 103 Конституции РФ. В системе контроля за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов законодательной власти необходимо выделить также деятельность Счетной палаты Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от

11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»6 Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Основными задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Контрольные полномочия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»7. В соответствии с Федеральным конституционным законом должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если

6 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - №3. - Ст. 167.

7 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - №9. - Ст. 1011.

ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

На уровне субъектов Российской Федерации органы законодательной (представительной) власти также обладают определенными контрольными полномочиями. Так, в соответствии с Уставом (Основным законом) Оренбургской области8 законодательная власть в Оренбургской области осуществляется Законодательным собранием Оренбургской области. Осуществляя законодательное регулирование, Законодательное собрание области осуществляет контроль за деятельностью областной администрации. В частности, в соответствии со статьей 35 Устава (Основного закона) Оренбургской области Законом области:

Утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные главой администрации (губернатором) области;

Утверждаются программы социально-экономического развития Оренбургской области, представленные главой администрации (губернатором) области;

Устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютного фондов области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

Устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области, в том числе долями (паями, акциями) Оренбургской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационноправовых форм;

Утверждается схема управления Оренбургской областью и определяется структура администрации области.

Постановлением Законодательного собрания в соответствии со статьей 36 Устава (Основного закона):

Оформляется предварительное согласование на назначение на должность первого заместителя главы администрации (губернатора) Оренбургской области;

Оформляется решение о недоверии главе администрации (губернатору) Оренбургской области и первому заместителю главы администрации (губернатора) Оренбургской области.

Вопросы, связанные с организацией контроля за деятельностью исполнительной власти со стороны органов законодательной (представительной) власти, неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В частности, в своем Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П9 Конституционный Суд РФ отметил, что Законодательное собрание, как и любой представительный орган, имеет право контроля за соблюдением законов. Пределы полномочий по осуществлению контроля за соблюдением законов различны. Они не могут противоречить принципу разделения властей при соблюдении обязательного требования: полномочия по контролю не должны затрагивать оперативную, исполнительно-распорядительную (управленческую) деятельность администрации субъекта Российской Федерации и ее структур. В свете сказанного назначение и освобождение от должности первого заместителя главы администрации субъекта РФ, руководителей органов внутренних дел, юстиции, финансов, социальной защиты населения, по управлению государственным имуществом главой администрации с согласия Законодательного собрания вряд ли можно трактовать как ущемление прав главы администрации. Законодательное собрание вправе систематически получать информацию о деятельности исполнительной власти субъекта федерации. Поэтому вполне логично положение о ежегодном представлении главой администрации Законодательному собранию доклада о своей деятельности и деятельности исполнительной государственной власти, что, естественно, не означает полную подотчетность администрации Законодательному собранию, в том числе оценку деятельности администрации, ее главы на основе вышеуказанных докладов с последующими организационными выводами со стороны Законодательного собрания.

Как и на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации образованы органы финансового контроля - счетные палаты. В соответствии со статьей 40 Устава (Основного закона) Оренбургской области Счетная палата Оренбургской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Зако-

9 См.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - №4. - Ст. 409.

10 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.

11 См.: Собрание законодательства РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

нодательным собранием, и подотчетна ему. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, за бюджетно-финансовыми отношениями в Оренбургской области.

Основным органом исполнительной власти, контролирующим деятельность органов исполнительной власти, является Правительство Российской Федерации. В соответствии со статьей

12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»10 Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Важнейшим видом государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти является судебный контроль. В рамках судебной системы Российской Федерации контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»11 Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Нормативных актов Правительства Российской Федерации;

Нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской

Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с Конституционным Судом РФ контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Фе-дерации»12 основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Другим основанием классификации видов государственного контроля в сфере исполнительной власти является разделение государственного контроля на общий и специальным13.

1. Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных подразделений.

2. Специальный контроль - какой-либо отдельный вопрос деятельности подконтрольных объектов.

Общий контроль осуществляют, как правило, вышестоящие органы исполнительной власти за своими подчиненными подразделениями. В ходе такого контроля проверке подлежат все основные направления деятельности подчиненных подразделений. Прежде всего это исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов, ведомственных документов. Одним из важных направлений общего контроля является изучение финансово-хозяйственной дисциплины подконтрольных объектов. Как правило, существенным элементом общего контроля является изучение и проверка результатов работы по показателям ведомственной отчетности, сравнение их с результатами, полученными другими аналогичными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Специальный контроль - это всестороннее и углубленное изучение какого-то отдельного

направления (или направлений) деятельности федерального органа исполнительной власти. Особенностью специального контроля является то, что проверяющий орган в ходе проверки не имеет полномочий проверять состояние остальных направлений деятельности подконтрольного объекта. Его полномочия ограничены только узкоспециализированным вопросом. Типичным примером специального контроля является деятельность счетных палат, полномочия по контролю которых ограничены кругом вопросов, связанных с финансово-хозяйственной дисциплиной, порядком расходования средств соответствующих бюджетов. Специализированный контроль за деятельностью правоохранительных органов осуществляют и органы прокуратуры. Как правило, контроль с их стороны связан с вопросами проверки законности осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также установленного порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан.

Еще одним основанием классификации видов государственного контроля является его разделение на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - это, как правило, изучение отчетных документов, характеризующих различные аспекты деятельности подконтрольного объекта; сравнительный анализ с аналогичными показателями за предыдущие периоды деятельности; изучение иных документов, характеризующих деятельность объекта контроля. Результатом предварительного контроля является выявление позитивных (или негативных) тенденций в функционировании, формулирование предположений о возможных недостатках и проблемах, причинах и условиях, способствующих их возникновению.

Текущий контроль - это проверка исполнения требований нормативных правовых актов и распорядительных документов. Основным содержанием текущего контроля является проверка с выездом (выходом) на подконтрольный объект деятельности объекта. В ходе текущего контроля истребуются дополнительные документы, статистические данные, аналитические материалы, объяснения должностных лиц. Практика текущего контроля, как правило, предполагает беседы с должностными ли-

12 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - №18. - Ст. 1589.

13 См.: Четвериков В.С. Административное право России. Общая и особенная части: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 131.

цами различного уровня, изучение материалов, характеризующих организацию взаимодействия объекта проверки с взаимодействующими органами исполнительной власти. Результатом текущего контроля является выявление недостатков в деятельности подконтрольного объекта и формулирование предложений, направленных на их устранение и улучшение деятельности в целом. Текущий контроль чаще всего осуществляется на плановой основе, с определенной степенью периодичности.

Последующий контроль - это контроль за ходом и сроками устранения выявленных в результате текущего контроля недостатков. Преимущественно последующий контроль основывается на изучении докладных и иных отчетных документов, получаемых от подконтрольного объекта, в которых излагаются меры, направленные на устранение выявленных недостатков, и полученные при этом результаты. Нередко в рамках последующего контроля проводятся контрольные проверки, направленные на изучение с выездом на места хода и результатов устранения выявленных недостатков, степени эффективности принимаемых подконтрольным объектом мер.

Следующей классификацией видов государственного контроля в сфере исполнительной власти является разделение государственного контроля на ведомственным и надведомственныш.

Ведомственный контроль характерен для всей системы органов исполнительной власти. Основной отличительной чертой такого вида контроля является контроль в порядке подчиненности вышестоящего органа исполнительной власти над нижестоящим. Характерный пример - контроль территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти со стороны центральных аппаратов этих органов. Еще одной отличительной чертой ведомственного контроля является то, что в ходе контроля проверке и изучению подлежат все без исключения направления деятельности подконтрольного объекта. В ходе осуществления контроля контролирующая сторона имеет право вмешиваться в оперативную исполнительнораспорядительную деятельность. Особенностью ведомственного контроля является и то, что контролирующий орган (должностное лицо) полномочно применять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам контролируемого органа (например, объявлять выговор) за допущенные нарушения и низкие результаты деятельности.

Надведомственный контроль осуществляется государственными органами, которым подконтрольные объекты органов исполнительной власти не подчинены. Такой контроль осуществляется органами законодательной (представительной) власти, структурами Администрации Президента Российской Федерации, судебными органами, органами прокуратуры, отдельными органами исполнительной власти (например, Министерством юстиции Российской Федерации). В отличие от ведомственного контроля надведомственный контроль характеризуется следующими чертами:

В ходе надведомственного контроля проверке подлежит только законность деятельности подконтрольного объекта и его должностных лиц. Вопросы целесообразности деятельности (управленческие решения по внутренним вопросам, оперативные решения по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности, решения по кадровым вопросам) к сфере контроля не относятся;

В ходе надведомственного контроля контролирующая сторона не вправе вмешиваться в оперативную, исполнительно-распорядительную деятельность объекта контроля. То есть в результате контроля могут в случае их не соответствия нормам законов быть отменены правовые акты, изданные проверяемым органом исполнительной власти. Но коррективы, изменения и дополнения в них вноситься не могут;

По результатам надведомственного контроля должностные лица подконтрольного объекта не могут контролирующей стороной быть привлечены к дисциплинарной ответственности за упущения и недостатки в работе, допущенные нарушения исполнительской и служебной дисциплины.

В соответствии со стадиями правового регулирования целесообразным представляется выделение следующих видов государственного контроля в сфере исполнительной власти: государственный контроль за правотворческой деятельностью органов исполнительной власти; государственным контроль за исполнительнораспорядительной деятельностью органов исполнительной власти; государственный контроль за юрисдикционной деятельностью органов исполнительной власти.

Государственный контроль за правотворческой деятельностью органов исполнительной власти предполагает контроль за законностью издаваемых органами исполнительной власти

нормативных правовых актов. В ходе такой проверки изучается соответствие издаваемых правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам большей юридической силы. Основным содержанием проверки является изучение вопроса, не нарушены ли издаваемым нормативным правовым актом права и свободы человека и гражданина. Данный вид контроля может осуществляться как на стадии подготовки нормативного правового акта (при его направлении на регистрацию в Министерство юстиции РФ), так и на стадии его применения (в случае обнаружения его противоречия Конституции РФ и федеральным законам судебными органами и органами прокуратуры).

Г осударственный контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью органов исполнительной власти предполагает контроль за издаваемыми органами исполнительной власти индивидуальными правовыми актами. Характерными примерами таких актов являются свидетельства о государственной регистрации, разрешения, лицензии и т.д. В ходе контроля проверяется обоснованность как положительного, так и отрицательного решения, содержащегося в индивидуальных правовых актах. Контроль за этой стадией деятельности органов исполнительной власти осуществляется как вышестоящими органами исполнительной власти, так и судебными органами.

Государственный контроль за юрисдикционной деятельностью органов исполнительной власти охватывает прежде всего контроль за законностью рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях. Данный вид контроля также осуществляется вышестоящими органами исполнительной власти, судебными органами и органами прокуратуры.

В заключение хотелось бы еще раз сформулировать основные положения, выводы, проблемы и пути их решения в сфере организации государственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти

и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сущностью государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти выступает контроль за законностью принимаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами решений и действий. Государственный контроль в сфере исполнительной власти - системное понятие. Соответственно, возможна классификация видов государственного контроля. Поскольку основой организации государственной власти в Российской Федерации является ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви, постольку контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют в установленной законом степени каждая из названных ветвей государственной власти. Кроме того, важным видом контроля за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц является прокурорский надзор. Несмотря на то, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ не отнесен ни к одной из ветвей государственной власти, организация президентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является важным фактором укрепления законности в системе государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации.

Основной особенностью государственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти является то, что основным направлением контроля выступает ведомственный контроль. Сегодня особенно важно обеспечение единообразного понимания и применения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов. На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наиболее важно обеспечить соответствие принимаемых ими нормативных правовых актов федеральному законодательству.

Список использованной литературы:

2. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ. -Собрание законодательства РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

3. Об арбитражных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №18. - Ст. 1589.

4. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №1. - Ст. 1.

5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №9. - Ст. 1011.

6. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.

7. О Счетной палате Российской Федерации. Федеральный закон от 11 января 1995 года №4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №3. - Ст. 167.

8. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года №849 // Российская газета. - 2000. - 16 мая.

9. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года №306 // Российская газета. - 2003. - 25 марта.

10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 // Российская газета. - 2004. - 11-12 марта.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 года №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №7. - Ст. 700.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 года №19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5877.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 года №2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №6. - Ст. 866.

14. Устав (Основной закон) Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 20 ноября 2000 года №724/213- ОЗ // Южный Урал. - 2000. - 22 декабря.

15. О Законодательном Собрании Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 19 июля 1994 года // Южный Урал. - 2001. - 30 марта.

16. О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 8 июня 1998 года // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. - 2001. - 20 июня.

17. О Счетной палате Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 6 марта 1998 года // Южный Урал. - 1998. - 20 марта.

18. О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 14 марта 2002 года // Южный Урал. - 2002. - 23 марта.

19. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2000. - 728 с.

20. Административное право России (конспект лекций в схемах). - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 128 с.

21. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 640 с.

22. Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2002. - 288 с.

23. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М.: Юристъ, 1998. - 432 с.

24. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 600 с.

25. Четвериков В.С. Административное право России. Общая и особенные части: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 245 с.

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-ультурной, административно-политической, в том числе в равоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы сполнительной власти.

С учетом специфики и роли в государственном управлении

отдельных органов исполнительной власти контроль обычно

подразделяется на:

общий; ведомственный;

надведомственный.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции:

Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся

Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и

энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Мини стерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От подведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Еще по теме 71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного управления:

  1. 74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного управления.
  2. Глава 1. Контроль Государственной Думы в системе парламентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти
  3. 70. Контроль судебных органов в сфере государственного управления.
  4. §3.4. Особенности классификации и правового регулирования внутреннего государственного финансового аудита (контроля) за расходными обязательствами органами государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами Федерального казначейства
  5. § 3. Формирование научно-образовательной базы, обеспечивающей подготовку и профессиональную переподготовку кадров федеральных контрольно-надзорных органов исполнительной власти в условиях проведения системной реформы государственного контроля и надзора
  6. § 1. Деятельность исполнительных органов власти в сфере обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду
  7. Исполнительная власть как элемент государственного управления.
  8. 25.Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением.
  9. 1.3. Функциональное соотношение государственного управления и исполнительной власти
  10. Функциональное соотношение государственного управления и исполнительной власти
  11. 68. Контроль Президента РФ в сфере государственного управления.
  12. Зубарев Андрей Сергеевич. КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород - 2015, 2015
  13. Создание организационной структуры управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти
  14. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
  15. § 2.2 Административно-правовая регламентация взаимодействия МВД России и федеральных органов исполнительной власти при применении информационных ресурсов в сфере миграции
  16. 1. Основные направления взаимодействия федеральныхорганов государственной власти в денежно-кредитной сфере(законотворчество, кадровая политика, контроль)
  17. 3.3.5 Нормативные акты иных федеральных органов государственной власти: понятие, содержание и виды. Юридическая сила подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти.
  18. § 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как базовый принцип кадрового обеспечения федеральных контрольно-надзорных органов исполнительной власти

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -


Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы ис полнительной власти является обеспечение законности и дис циплины в экономической, социально-культурной, админист ративно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации соб ственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.
С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:
общий;
ведомственный;
надведомственный.
К ведению общего контроля относится обследование дея тельности различных органов исполнительной власти со сто роны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Рос сийскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих прави-тельство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.
Контроль Правительства РФ за деятельностью органов ис полнительной власти обусловлен прежде всего Конституци ей РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за испол нением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли тики, единой государственной политики в области культуры,
науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет кон-троль и за органами исполнительной власти субъектов Федера ции. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального консти туционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью ор-ганов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отне сенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и органи заций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные под-разделения. Однако ведомственными контрольными полномо чиями наделены и многие иные функциональные подразделе ния федеральных органов исполнительной власти (департамен ты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении орга нов, организаций и их должностных лиц на федеральном уров не, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомст-венный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъ ектов РФ.
Подведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных со ответствующими контрольными полномочиями. К федераль ным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служ ба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подве домственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Мини стерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Мини-
стерству экономического развития и торговли РФ, Министер ству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные про верки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъек тах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнитель ной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.
Надведомственные органы производят проверки, обследова ния деятельности органов, предприятий и учреждений по во просам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.
От надведомственного контроля следует отличать админист ративный надзор, который состоит в проверке исполнения дей ствующих в различных сферах и отраслях управления специ альных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к от-ветственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими администра тивно-властными полномочиями. В структуре федеральных ор ганов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осу ществляют и некоторые другие федеральные органы исполни тельной власти.

Еще по теме § 7. Контроль органов исполнительной власти:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй
  2. § 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
  3. 3.4 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ
  4. 5. Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -