Становление науки предпринимательского хозяйственного права. Основные этапы развития предпринимательского права в россии. Экономическая политика династии Романовых

Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п.1 ст.2 ГК РФ).

Предпринимательская деятельность является по своему содержанию разновидностью экономической деятельности , под которой понимается процесс воспроизводства материальных и духовных благ, включающий их производство, распределение, обмен и потребление.

Правовые признаки предпринимательской деятельности:

1) систематичность и постоянство . Это означает, что предпринимательская деятельность осуществляется в течение определенного, скорее всего длительного или даже не определенного временными рамками периода с известной повторяемостью выполняемых действий. При этом конкретные фактические действия (операции), составляющие содержание предпринимательской деятельности, характеризуются целенаправленностью в достижении конкретного конечного предпринимательского результата. В материальном плане это выражается в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

2) самостоятельность . Данный признак означает свободу в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление прав. Предприниматель приобретает и осуществляет свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Он свободен, в частности, в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей (ст.1 ГК РФ).

3) рисковый характер . Означает, что деятельность предпринимателя на рынке осуществляется в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков.



Предпринимательский риск в широком смысле можно определить как психическое отношение предпринимателя к результату собственной деловой активности или активности других лиц, а также к результату объективно случайных событий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий.

Так, например, согласно п.2 ст.929 ГК РФ предпринимательский риск как объект страхования включает в себя риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

4) направленность на систематическое получение прибыли . В общем плане прибыль представляет собой разницу между полученным доходом и произведенными расходами. Понятие прибыли в действующем законодательстве РФ определено в ст.247 НК РФ, посвященной объекту налогообложения по налогу на прибыль организаций. Согласно этой статьи для российских организаций прибылью признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Следует отметить, что в ст. 2 ГК РФ речь идет не о фактическом получении прибыли, что презюмируется, а о направленности деятельности на систематическое получение прибыли. Следовательно, прибыли в результате деятельности может и не быть, но она будет признаваться предпринимательской со всеми вытекающими отсюда последствиями.

6) легализованный характер . Необходимым условием законной предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ).

Возникновение и этапы развития предпринимательского права.

До середины XIX в. вся предпринимательская деятельность – исключительно сфера частноправового регулирования (исключение: таможенные сборы). В середине XIX в. в мире складывается новая экономико-политическая ситуация:

Завершен территориальный раздел мира;

Произошли промышленные революции в развитых зарубежных странах;

Обострилась борьба за рынки в мировой торговле;

Резкое обострение классовой борьбы.

В таких условиях государство и капитал нуждаются во взаимопомощи, и во второй половине XIX в. формируется система государственного капитализма (государство защищает не только капиталистов, но и в интересах общества начинает регулировать предпринимательскую деятельность).

Во второй половине XIX в.:

1) проводятся налоговые реформы (переход от налогообложения личности и недвижимости к налогообложению прибыли);

2) устанавливается ограничение рабочего времени, ограничение детского труда и МРОТ;

3) государство оказывает поддержку купцам на международной арене вплоть до применения силы;

4) начинается регулирование цен и т.д.

Процесс государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность потребовал разработки политических, экономических, социальных и правовых теорий, обосновывающих необходимость такого вмешательства.

В праве это – теория хозяйственного права . Зарождается она в Германии в конце XIX в.

В этот исторический период Германия:

1) вновь созданное государство, опоздавшее к территориальному разделу мира, с агрессивной внешней политикой;

2) имела самый крупный в мире сектор казенных предприятий, которые управлялись административными методами в условиях рыночной экономики;

3) имела самую развитую экономику (самые крупные частные монополии, самое капитализированное сельское хозяйство); экономика была многоукладной (до 50 % ВВП давали мелкоремесленные предприятия и крестьянские хозяйства);

4) имела высокий уровень техники.

Основоположники теории хозяйственного права: немецкие юристы Гендельман и Гольдшмидт . Основные идеи теории содержались в монографии Гольдшмидта «Имперское хозяйственное право» . Суть теории : базис общества – экономика (хозяйство). Экономика проходит три этапа развития:

Частное хозяйство;

Частное хозяйство, регулируемое государством;

Высшая форма: общественное хозяйство (управляется из единого центра).

Хозяйственное право – это новая отрасль права, формирующаяся на стыке частного и публичного права. Она включает в себя любые нормы любых отраслей права, которые регламентируют отношения внутри хозяйственного механизма. Гольдшмидт выделял Общую и Особенную части хозяйственного права. Главный принцип новой отрасли – политическое принуждение над экономикой .

Перед Первой мировой войной хозяйственное право распространилось практически по всем зарубежным странам, но имелись разные подходы к его пониманию (примеры):

ХП = традиционное торговое право + государственное регулирование экономики;

ХП = совокупность методов разработки, толкования и применения правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность и др.

Хозяйственное право существует в правовой системе зарубежных стран и сегодня.

Прежде чем приступить к определению основных этапов предпринимательского права, подчеркнем соотношение таких понятий, как коммерческое, предпринимательское, торговое и хозяйственное право. При этом нужно иметь в виду, что термин «торговое право» сложился в ХIХ веке, поскольку основным видом регулируемой правом деятельности в тот период была торговля. Понятие «коммерческое право» подчеркивает ориентацию регулируемой деятельности только на извлечение прибыли. Понятие «предпринимательское право» акцентирует предмет регулирования - предпринимательскую деятельность. Следовательно, каждое из этих понятий имеет право на существование и подчеркивает те или иные аспекты одного и того же явления.

На наш взгляд развитие предпринимательского права в России можно разделить на три этапа:

  • - с момента зарождения государственности и права, когда нормы права направляются на регулирование торговых отношений и по момент становления торгового права в России (IX-XVIII вв.);
  • - с момента направленного регулирования правом частных институтов зарождения корпораций и предпринимательства в целом, по момент прихода в России Советской власти;
  • - период Административно-командного управления государством, уничтожения частных институтов права;
  • - с момента начала разгосударствления и возрождения институтов частного права в России в начале 90-х годов 20 века.

Ранними источниками предпринимательского права считаются договоры Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.), содержащие нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок».

Одним из древнейших источников предпринимательского права является Русская Правда. Это древний памятник светского писанного права Руси 10-13 веков. Русская Правда закрепляла правовые обычаи и судебную практику, регулирующую такие отношения, как нарушение прав собственности, долговые отношения, наследование, семейные отношения и др. Этот документ на протяжении трех веков содействовал углублению социальной дифференциации общества, усилению феодальной зависимости бедного сельского населения от землевладельцев, а также развитию товарного хозяйства. В части уголовного права предусматривались карательные меры за убийства привилегированных лиц, поджоги и т.п. Субъектами Русской Правды являются физические лица. Ее нормы защищают движимое и недвижимое частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. В основе построения Русской Правды лежит казуальная система, предусматривающая различные жизненные ситуации, однако в ней отсутствует терминология: «владение», «собственность», «преступление».

Значительное влияние на древнерусское право оказывало оккупационное законодательство. В период правления Золотой Орды источником права была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая нормы обычного и уголовного права. С усилением исламизации Орды возникли суды кадиев и ингучи, действовавшие на основе шариата. Предпринимательские отношения древней Руси испытывали влияние источников права Великого княжества Литовского (1529 г.), второй и третий Литовские статуты).

Следует упомянуть и Псковскую ссудную грамоту (1467 г.). по сравнению с Русской Правдой в ней более подробно регулировалось обязательственное право, например оформление договоров купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, разграничивались способы возникновения право собственности.

В 15-17 вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок.

Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Появлению этого важного документа предшествовала социальная и политическая напряженность. Критическим моментом стал очередной московский бунт 1648 г., закончившийся созывом в июле 1648 г. Земского собора, где и была сформирована комиссия для подготовки Уложения. В январе 1649 г. комиссией во главе с князем Н.О. Одоевским документ был утвержден и подписан, а в апреле-мае - напечатан. Знаменательно, что это в истории России произошло впервые. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было.

К тому времени в России уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, для разрешения частных споров. Соборное Уложение установило, что решение третейского суда обязательно для исполнения. Оно не подлежит апелляции, а к нарушителям такого решения принимаются санкции. В Уложении рассматривался вопрос сервитутов, постепенно оформлялась теоретическая база понятий частной собственности.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности.

В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Российские предприниматели совместно с иностранными пайщиками создают акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии. Деятельность Коммерц-коллегии, занимавшейся торговлей, регулировалась Регламентом 1719 г. С 1714 по 1720 г. было издано несколько книг сводных хронологических собраний нормативных актов.

В 1725 г. с учетом иностранного законодательства был подготовлен проект нового Уложения. Он включал четыре книги: «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Источниками кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы.

Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена кодификация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать законы по старому Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии.

1800 г. ознаменовался принятием Устава о банкротах. Этот документ регламентировал ведение учета и бухгалтерии всеми торговыми людьми по определенному образцу. Значение Устава было огромно как для развития науки о коммерции, так и для разрешения споров, поскольку в несистематизированных записях, ведущихся каждым купцом по-разному, разобраться было очень сложно. При Александре I продолжилась деятельность по кодификации, проводимая в правление Екатерины II и Павла I.

Вступление в царствование Николая I ознаменовалось началом работы (1826 г.) по составлению Свода законов Российской Империи. Руководил работами по сбору и переработке старых Законов и указов известный юрист М.М. Сперанский. В основу Свода законов был положен такой принцип: общественная жизнь воплощается в союз государственный и союз гражданский. В основе каждого из них лежат законы, устанавливающие границы его действия (определенные) и вытекающие из них ограждающие права (охранительные).

Свод законов Российской империи состоял из 8 частей:

  • 1. законы, определяющие существо верховной власти;
  • 2. законы, устанавливающие устройство органов власти;
  • 3. законы о способах действия органов государственной власти;
  • 4. законы о правах и обязанностях подданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных;
  • 5. законы гражданские и межевые, включающие семейственные и имущественные отношения;
  • 6. уставы государственного благоустройства;
  • 7. полицейские законы;
  • 8. законы уголовные.

Свод законов опубликован в Манифесте 31 января 1833 г. и вступил в силу 1 января 1835 г. К Своду стали ежегодно печататься Продолжения, отменяющие отдельные статья. В них также публиковались вновь принятые законы. Первоначально Свод законов состоял из 15 томов. Судебные уставы 1864 г. не входили в него. Однако в 1876 г. была сделана попытка распределить эти уставы по отдельным томам Свода законов, что, однако, привело к многим искажениям. Поэтому для восстановления единства Судебных уставов их части в 1883 г. были вновь объединены и в 1892 г. они составили 16-й том Свода законов Российской империи.

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец 19 - начало 20 вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, городской, судебной, военной, просвещения и печати 1864-1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. Под контролем Сената с 1863 г. издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства, в которое входят уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров, публикуется сенатская практика.

Аграрная реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала предпринимательские отношения среди крестьян и ускорила формирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя.

Используя старые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы. В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкупные платежи для всех категорий на 50%, а с января 1907 г. полностью их отменивший.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Аграрные указы закреплялись в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. был принят Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», закрепивший право крестьян выделять свои наследственные наделы при сохранении права на недра за общиной. Закон «О землеустройстве» (май 1911 г.) подробно регламентировал порядок землеустройства.

После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России.

Предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя.

Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде №1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. Она закрепила диктатуру пролетариата, полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком и т.д.

В марте 1921 г. Х съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой экономической политики (НЭПа) были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ужесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство фактически перестало существовать в законных формах.

В первые годы после революции законодательство различало два типа товарищеских объединений:

  • · товарищество лиц (полное товарищество);
  • · товарищество капиталов (акционерное общество).

Постановление СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов.

Административно-командные методы управления продолжали действовать и после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) однако экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, устанавливать условия соревнований. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилась тормозом на пути экономического и социального развития.

Перестройка общества, объявленная в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий. Однако очередной законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств.

Начало современному этапу становления предпринимательского права было положено в начале 90-х годов. Постепенно вплоть до настоящего времени в России формируется хозяйственное законодательство. В настоящее время сформированы кодифицированные основы предпринимательского права: действует Гражданский кодекс Российской Федерации, множество Федеральных законов о хозяйствующих субъектах. Однако формирование норм предпринимательского права в России еще продолжаются: ведутся споры о принятии специальных кодифицированных нормативных актах о предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

торговля предпринимательское право бизнес

  • 1. Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2000.
  • 2. Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000.

Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не нова, она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, А. Гойбарх полагал, что гражданское право - всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному.

Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право; ему на смену приходит право хозяйственное.

П.И. Стучка понимал гражданское право как форму организации общественных отношений - отношений производства и обмена. Именно он создал в 20-е гг. ХХ в. "теорию двухсекторного права": административно-хозяйственного права для социалистических организаций и гражданского права для частных лиц. Однако, по мнению большинства ученых-цивилистов того времени, данная теория была ошибочной, поскольку приводила к противопоставлению интересов социалистического хозяйства интересам отдельной личности в социалистическом обществе.

К началу 30-х гг. ХХ в. сформировалась концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время было упразднено и как наука, и как учебная дисциплина. Появление хозяйственного права связывали со смешанным характером советской экономики и индустриализацией гражданского права. Объективными предпосылками возникновения советского хозяйственного права (как отрасли и науки) явилось укрепление социалистического сектора экономики и плановых начал в народном хозяйстве страны. Правоведы, исследовавшие проблемы в области хозяйственного права, стремились создать некий компромисс публичного и частного права, приспособленный к новым экономическим условиям.

В 50-е гг. ХХ в. дискуссия о концепции хозяйственного права возобновилась. Хозяйственное законодательство стали рассматривать как комплексное образование, выступающее внешним проявлением, формой сложного взаимодействия норм различных отраслей социалистического права в регулировании разных сторон хозяйственной деятельности. Именно такая трактовка хозяйственного законодательства господствовала тогда в теории права, а хозяйственное право понималось как определенная совокупность норм и институтов различных отраслей советского социалистического права, функционально взаимодействующих в регулировании хозяйственной деятельности. Во время новой кодификации советского законодательства высказывались предложения принять Хозяйственный кодекс.

В 90-е гг. ХХ в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Основоположником новой школы предпринимательского (хозяйственного) права считается профессор В.С. Мартемьянов. Существуют даже предложения о принятии Предпринимательского кодекса.

На сегодняшний день практически в каждой отрасли отечественного права содержатся нормы, так или иначе связанные с экономической политикой государства. Однако подавляющее большинство норм, определяющих эту политику, сосредоточено в двух отраслях российского права - административном и гражданском. Административное право регулирует управленческие отношения на началах власти и подчинения, поэтому принято говорить, что такие отношения строятся "по вертикали". Гражданское право регулирует имущественные отношения на началах равенства, поэтому принято считать, что эти отношения строятся "по горизонтали".

"Горизонтальные" отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота традиционно регулируются гражданским правом, а "вертикальные" отношения предпринимателей с органами государственной власти - административным правом. Следовательно, каждая из этих отраслей права регулирует хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, но регулирует ее лишь в определенной области и при помощи определенного метода. Нужно ли впредь сохранять такое распределение юридических норм или целесообразнее объединить их в новую (может быть, комплексную) отрасль права? Тем более, что нынешнее законодательство о предпринимательстве включает в себя и значительную часть законов разной отраслевой принадлежности.

Дискуссия о разграничении отраслей права традиционна не только для современной юриспруденции, но и для науки советского периода. Выделение отраслей права возможно по различным основаниям, но наиболее часто они выделяются исходя из двух критериев: предмета правового регулирования и метода (юридического режима) правового регулирования.

Под предметом понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Естественно, он должен иметь определенные особенности, быть относительно самостоятельным и объединять более или менее однородные отношения. Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.

В предмет предпринимательского права следует включить две основные группы правоотношений. Первая - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ), а также на развитии этого права в нормах ГК РФ. Речь идет о содержании правоспособности граждан, включающей право заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ). Кроме того, в ГК РФ устанавливается необходимость государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 23, 51 ГК РФ), а также регламентируется целый комплекс организационно-имущественных отношений. Конечно, все эти отношения взаимосвязаны предметным единством и являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, - это разноотраслевые отношения.

Во вторую группу входят отношения, непосредственно связанные с самой предпринимательской деятельностью, с главной целью предпринимательства - систематическим получением прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Здесь приоритет имеет гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями - юридически равными субъектами товарно-денежных отношений - иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) вмешательства в частноправовые отношения, например государственное регулирование цен на услуги естественных монополистов.

Итак, гражданское право охватывает только часть, хотя и существенную, отношений в области предпринимательской деятельности. Не менее значительная их часть регулируется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Можно сказать, что специфика предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности, а также предпринимательского законодательства - в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств, частноправовых и публично-правовых отношений. Примерами тому служит правовое регулирование эмиссии ценных бумаг, закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на основании заключенного государственного контракта, специальная (ограниченная) правоспособность некоторых коммерческих организаций (банков, страховщиков).

На сегодняшний день в отечественной правовой науке представлены, в основном, две концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.

Сторонники монистической концепции (профессор В.С. Мартемьянов, профессор И.В. Дойников, академик В.В. Лаптев) считают, что предпринимательское, или хозяйственное право, - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством. Эта отрасль представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. В современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности методами частного права (гражданского права) невозможно. Российское предпринимательское право преодолело границы торгового права как права частного, поскольку идет процесс коммерциализации управления государственным имуществом и осуществляется масштабная предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Можно сказать, что с этих позиций предпринимательское право является измененной концепцией сложившегося в советский период хозяйственного права.

Другой подход получил название дуалистической концепции правового регулирования предпринимательской деятельности (профессор Е.А. Суханов). Исходя из данного названия, дуализм, или двойственность, заключается в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом, а отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и др.).

Конечно, при этом допускается обособление соответствующего законодательного массива либо выделение учебной дисциплины, посвященной правовому регулированию предпринимательской деятельности. И законодательство о предпринимательстве, и учебный курс предпринимательского права носят комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции. С учетом прикладных целей их выделения это вполне допустимо.

Интересно отметить, что еще в начале ХХ в. известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич говорил о целесообразности преподавания в учебных заведениях предмета "Торговое право", не выделяя, однако, его в качестве самостоятельной отрасли права. Шершеневич дал четкий ответ на вопрос о том, что такое торговое право: это совокупность норм частного права, предназначенных для регулирования торгового (коммерческого) оборота, т.е. для взаимоотношений профессиональных предпринимателей (коммерсантов). При этом он различал публичное и частное торговое право.

Публичное торговое право - это нормы, регулирующие отношения между государством и лицами, осуществляющими торговую деятельность. Таковы нормы, определяющие правовое положение индивидуальных предпринимателей, банков, бирж и т.п., меры административного воздействия на торговую деятельность, признание предпринимателей несостоятельными (банкротами). Частное торговое право регулирует отношения, возникающие по поводу торговли между частными лицами. В этом смысле оно представляет собой специальную часть гражданского права. На наш взгляд, современное предпринимательское право следует рассматривать как публичное торговое право, но в несколько более широком значении, поскольку торговля является всего лишь частью предпринимательской деятельности.

Если для сравнения мы обратимся к зарубежной науке, то в западных странах к сфере предпринимательского права относятся любые нормы, регулирующие экономические отношения и затрагивающие интересы предпринимателей. Такое широкое понимание предпринимательского права не требует ограничения его предмета рамками отрасли права. Поэтому в данном случае к предпринимательскому праву относятся и такие нормы, которые в традиционном российском понимании (разделение на отрасли права) являются источниками других правовых отраслей, далеких от предпринимательства (например, экологическое, земельное, трудовое право). К ним относятся, в частности, требования к очистным сооружениям, санитарно-эпидемиологические требования.

Более узкая трактовка предмета предпринимательского права имеет скорее прикладной характер (в образовательных целях) и обычно состоит из отдельных самостоятельных разделов (отраслей), касающихся исключительно функционирования рыночной экономики, таких, как общие права компаний: конкурентное право, несостоятельность и банкротство, финансовое право, реструктуризация компаний и т.п.

Предпринимательское право в широком смысле включает любые правовые нормы, так или иначе связанные с бизнесом (business law). При этом под бизнесом понимается как сама деятельность, осуществляемая путем производства и распространения товаров, выполнения работ или оказания услуг, и финансовые результаты этой деятельности, так и предприятие (enterprise - бизнес-единица), выделяемое и объединяемое при определенных условиях с другими предприятиями в рамках одной компании или группы компаний по направлениям деятельности, видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Для предпринимательского права, как никакого другого, важна научно продуманная и методологически обоснованная система построения учебного материала. В отличие, допустим, от гражданского права, где система учебного курса логически следует системе ГК РФ, в предпринимательском праве отсутствует единый, консолидирующий законодательный акт, в соответствии с которым можно было бы выстраивать систему учебного курса.

Научная концепция предпринимательского права базируется на признании, во-первых, системы рыночного хозяйства как внутренне присущей любому обществу и, во-вторых, объективной необходимости государственного регулирования этой системы. Науку предпринимательского права можно определить как систему обобщенных научно-теоретических и методологических знаний о содержании (сущности) и закономерностях развития правового регулирования рыночного механизма через предпринимательскую деятельность.

На наш взгляд, нет достаточных оснований для выделения предпринимательского права в самостоятельную отрасль по следующим причинам. Во-первых, легальное определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового положения предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе РФ. Во-вторых, за пределами Гражданского кодекса находится большое число нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием. Однако это обстоятельство само по себе не доказывает образование наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права.

Кодекс и отрасль права - это не одно и то же. Допустимо существование отраслей права, которые вообще не имеют своего кодекса. Например, в советское время многие союзные республики не имели собственных административных кодексов, но тот факт, что административное право существует в этих республиках в качестве самостоятельной отрасли права, не ставился под сомнение. Наиболее распространенные имущественные отношения граждан (договор розничной купли-продажи, договор бытового подряда, договор жилищного найма и проч.) во многом регулируются не Гражданским кодексом РФ, а специальными законами и другими нормативными актами.

Система российского права - это объективно присущая ему структура, выражающаяся в его делении на определенные отрасли. Казалось бы, существование предпринимательского права с очевидностью доказывается наличием законодательства по вопросам предпринимательской деятельности. Однако законодательство в нашем государстве регламентирует самые различные вопросы, связанные не только с экономикой или предпринимательством, но и с обороной, культурой, наукой, искусством и т.п. Это не означает, что каждая подобная ветвь законодательства воплощает соответствующую отрасль права. Следовательно, законодательство по определенным вопросам и отрасль права - разные вещи. Отрасль права определяется предметом ее регулирования, т.е. совокупностью тех общественных отношений, которые лежат в ее основе и объективно обусловливают необходимость ее существования.

В-третьих, в системе юридического образования имеются такие учебные дисциплины, которые вообще не совпадают с какой-либо отраслью права. Например, криминалистика, криминология, юридическая психология. Наконец, в-четвертых, является вполне допустимым комплексное изучение и исследование связанных между собой юридических норм, которые относятся к различным отраслям права. Например, во многих вузах преподаются такие учебные дисциплины, как транспортное право, страховое право и т.д. Таким образом, возможно и комплексное преподавание.

Что касается системы и иерархии источников предпринимательского права, то, конечно, они являются традиционными для нашей правовой системы (международные договоры - конституция - федеральные законы - подзаконные акты), а содержание конкретных правовых актов раскрывается в последующих темах. Хотелось бы лишь остановиться на двух особых видах источников права: обычай делового оборота (lex mercatore) и так называемое "живое" право, т.е. документы судебно-арбитражной практики рассмотрения споров.

Обычай - наиболее древняя форма выражения права. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Применение обычаев санкционировано в тех случаях, когда необходимая норма в законодательстве отсутствует (ст. 5 ГК РФ). Но пока обычаи делового оборота в нашей стране не систематизированы, хотя неоднократно высказывалось мнение о необходимости составления сводов предпринимательских обычаев. В целом, можно назвать два способа их выявления: деятельность торгово-промышленных палат (сейчас публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли) и судебная деятельность, в ходе которой то или иное взаимоотношение сторон может быть признано обычаем делового оборота.

Признание судебно-арбитражной практики формой выражения права является весьма дискуссионным вопросом, хотя для этого есть ряд веских причин. Во-первых, наличие большого числа "обобщенных судебных прецедентов", выраженных в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ для нижестоящих судебных инстанций. Во-вторых, наличие "каучуковых" норм, т.е. выражений неопределенного характера, например "заботливость", "осмотрительность", "неосторожность", "злоупотребление правом" (ст. 10 ГК РФ). В-третьих, зачастую разъяснения судебных инстанций о том, как нужно применять закон, становятся не толкованием существующей, а созданием новой нормы. В качестве примера можно назвать отечественное вексельное законодательство и его толкование судами при разрешении споров*(2).

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОРПОРАЦИЯХ
  • Узкие рамки учебника, к сожалению, не позволяют заглянуть в глубь веков и проследить все этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Ограничимся лишь кратким экскурсом в историю.

    В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право*(42). Существование частного торгового права явилось результатом возникновения внутри государства многочисленных и сложных юридических отношений между частными лицами по поводу торговли. Торговое право определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом*(43). В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав торговый, Устав о промышленности, Устав кредитный, Устав о векселях, Общий устав российских железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав судопроизводства торгового*(44).

    В дореволюционной российской науке не было единого мнения о месте торгового права среди иных отраслей. Так, несмотря на существование самостоятельных источников и специфичность предмета правового регулирования, торговое право дореволюционной России Г.Ф. Шершеневичем рассматривалось не в качестве самостоятельной отрасли, а как специальная часть гражданского права. При этом Г.Ф. Шершеневич отмечал "стремление торгового права к обособлению в научном и законодательном отношении"*(45). Вместе с тем такие виднейшие ученые, как П.П. Цитович*(46) и А.И. Каминка*(47), признавали торговое право самостоятельной отраслью российского права.

    После революции 1917 г. экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям. Зародилась и начала развиваться концепция хозяйственного права. Однако наука хозяйственного права неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования советского государства*(48).

    В 1920-х годах, в период нэпа, берет свое начало "двухсекторная теория". Основоположник этой теории П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. Данное положение базировалось на известном постулате В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное"*(49). Следовательно, должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор. Поскольку частному сектору было уготовано отмирание, то соответственно должно было отмереть и обслуживающее этот сектор гражданское право.

    В целом теория правильно оценивала роль хозяйственного права в деле регулирования хозяйственных социалистических отношений. Что же касается гражданского права, то оно ошибочно связывалось лишь с производственными отношениями в частном секторе экономики и переставало рассматриваться в связи с гражданином и его имущественными потребностями. Сторонники двухсекторной теории неоправданно умаляли роль гражданского права в регулировании имущественных отношений.

    Поэтому когда в 1930-е гг., в период уже безраздельного господства социалистического сектора в экономике, наука снова стала рассматривать вопрос о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал хозяйствования, возникла проблема: куда же поместить гражданина с его домом и другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием (в это время уже отказались от упразднения института наследственного права как буржуазного). Ведь гражданское право, рассчитанное на нэповский период развития общества, как будто закончило свое существование вместе с частным сектором.

    Появляется новая школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого призван был стать Хозяйственный кодекс. Основоположники данной школы Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса*(50), закона о планировании. Отстаивался также тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно было включать гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения*(51). Школа единого хозяйственного права правильно отстаивала необходимость формирования особой отрасли советского права - хозяйственного права. "Главная же ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права"*(52).

    Обвинение в попытке ликвидации гражданского права станет центральным в адрес ученых хозяйственной школы. Школа закончила свою жизнь вместе с авторами. Именем Союза ССР хозяйственная концепция была объявлена вредительской, а ее авторы - репрессированы*(53). Однако необходимость защиты гражданского права послужила лишь красивым поводом. Основной причиной гонений явилось то, что хозяйственная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной системе. Под влиянием лидера правоведения того времени академика А.Я. Вышинского регулирование хозяйственных отношений в основном было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики, отголоски которого слышны и сегодня.

    Хозяйственно-правовая мысль возродилась после ХХ съезда КПСС. В 1960-е гг. получила развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была представлена в работах академика РАН В.В. Лаптева*(54), академика НАН Украины В.К. Мамутова. Преодолев заблуждение предшественников, новая теория "вернула гражданина в лоно гражданского права". Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных неплановых отношений с участием граждан. Такое регулирование должно было осуществляться отдельно от хозяйственно-правового регулирования народно-хозяйственного комплекса страны.

    Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Фундаментальные предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под определяющим воздействием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частнопубличный характер.

    На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс СССР, проекты которого создавались в Институте государства и права АН СССР. "В противовес идеям дуалистического гражданско-административного направления, продолжающего отстаивать идеи частичного, фрагментарного совершенствования хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права, была выдвинута монистическая концепция, позволяющая последовательно и системно усовершенствовать важнейшую часть советской правовой системы"*(55).

    Хозяйственный кодекс СССР, как и другие предлагавшиеся законы (например, закон о планировании), так и не был принят, поскольку это не входило в планы бюрократического аппарата.

    Отрицание общих начал хозяйственно-правового регулирования крайне усложняло устранение недостатков хозяйственного законодательства, его бессистемность и фрагментарность. И все же хозяйственно-правовая концепция получила значительное развитие в период проведения экономической реформы 1965 г.*(56), направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров.

    В 90-е гг. XX в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Придание законного статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение свободы договора в ранг принципов, в противовес директивному планированию, - все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор В.С. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли и ее системе, были разработаны основные институты. Курс современного предпринимательского (хозяйственного) права впервые был издан в 1994 г. в виде двухтомного учебника "Хозяйственное право", первый том которого написан В.С. Мартемьяновым, а второй, под редакцией В.С. Мартемьянова, подготовлен коллективом авторов, преподавателей кафедры хозяйственного права Московской государственной юридической академии*(57). В предисловии к учебнику В.С. Мартемьянов писал: "В настоящем курсе лекций представлены общие положения российского хозяйственного права... Курс лекций исходит из объективного единства хозяйственных отношений, определяемого едиными правилами ведения предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования в защиту интересов государства и общества. Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается ли это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения"*(58).

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО - со-во-куп-ность пра-во-вых норм по ре-гу-ли-ро-ва-нию пред-при-ни-ма-тель-ских от-но-ше-ний.

    Развитие

    Пра-во-вое ре-гу-ли-ро-ва-ние пред-при-ни-ма-тель-ст-ва фор-ми-ро-ва-лось в Ев-ро-пе ещё в Сред-не-ве-ко-вье.

    Раз-ви-тие тор-гов-ли во Фран-ции, Ита-лии, Гер-ма-нии, другие ев-ропейских стра-нах вы-зва-ло не-об-хо-ди-мость из-да-ния специальных норм по пра-во-во-му ре-гу-ли-ро-ва-нию тор-го-вой дея-тель-но-сти (тор-го-вое пра-во). По-сте-пен-но на-ря-ду с тор-гов-лей ста-ли раз-ви-вать-ся и другие ви-ды хо-зяйственной дея-тель-но-сти - про-мыш-лен-ная, бан-ков-ская дея-тель-ность, гру-зо-вые пе-ре-воз-ки и другие.

    Тор-го-вое пра-во ре-гу-ли-ро-ва-ло по су-ще-ст-ву все ви-ды хо-зяйственной дея-тель-но-сти, со-хра-няя тра-ди-ци-он-но сло-жив-шее-ся на-име-но-ва-ние «тор-го-вое пра-во». Этим во мно-гом обу-слов-ли-ва-ет-ся то, что в круп-ных го-су-дар-ст-вах ре-гу-ли-ро-ва-ние пред-при-ни-ма-тель-ской дея-тель-но-сти, как пра-ви-ло, до сих пор осу-ще-ст-в-ля-ет-ся специальным тор-го-вым или ком-мерческим за-ко-но-да-тель-ст-вом. В ря-де го-су-дарств од-но-вре-мен-но с гражданскими ко-дек-са-ми из-да-ны специальные тор-го-вые или ком-мерческие ко-дек-сы. Например, во Фран-ции в 1804 году при-нят Гра-ж-дан-ский ко-декс, а в 1807 году - Тор-го-вый ко-декс; в Гер-ма-нии в 1896 году при-ня-то Гра-ж-дан-ское уло-же-ние, а в 1897 году - Тор-го-вое уло-же-ние. В США при от-сут-ст-вии гражданского ко-дек-са поч-ти во всех шта-тах при-ня-ты ком-мерческие ко-дек-сы, со-став-лен-ные на ос-но-ве Еди-но-об-раз-но-го ком-мерческого ко-дек-са, раз-ра-бо-тан-но-го Американской ас-со-циа-ци-ей ад-во-ка-тов в середине XX века.

    К началу XXI века за-вер-шил-ся про-цесс рас-про-стра-не-ния норм тор-го-во-го пра-ва прак-ти-че-ски на все сфе-ры хо-зяй-ст-во-ва-ния. Во мно-гих за-ру-беж-ных стра-нах нор-мы тор-го-во-го пра-ва ре-гу-ли-ру-ют хо-зяйственную дея-тель-ность и в сфе-ре об-ра-ще-ния то-ва-ров, и в сфе-ре про-изводства това-ров. В Анг-лии и США тор-го-вое пра-во не вы-де-ля-ет-ся из гражданского пра-ва в ка-че-ст-ве отдельной от-рас-ли, од-на-ко гражданское пра-во со-дер-жит об-шир-ную груп-пу пра-во-вых норм, ре-гу-ли-рую-щих хо-зяйственную дея-тель-ность. Идёт про-цесс из-ме-не-ния норм гражданского пра-ва под влия-ни-ем ком-мерческой прак-ти-ки, так называемая ком-мер-циа-ли-за-ция гражданского пра-ва.

    В России

    В до-ре-во-люционной Рос-сии из-да-ва-лись тор-го-вые за-ко-ны, функ-цио-ни-ро-ва-ли тор-говые су-ды, ши-ро-кое раз-ви-тие по-лу-чи-ла тео-рия тор-го-во-го пра-ва. Пра-во-вое ре-гу-ли-ро-ва-ние хо-зяйственной дея-тель-но-сти в СССР осу-ще-ст-в-ля-лось как гра-ж-дан-ским, так и специальным хо-зяйственным за-ко-но-да-тель-ст-вом. В 1920-е годы П.И. Стуч-кой бы-ла вы-дви-ну-та кон-цеп-ция хо-зяйственного пра-ва, по-лу-чив-шая на-име-но-ва-ние двух-сек-тор-но-го пра-ва. При этом в пе-ри-од НЭПа гражданское пра-во рас-смат-ри-ва-лось как пра-во ка-пи-та-ли-стического хо-зяй-ст-ва, а хо-зяйственное пра-во - как пра-во со-циа-ли-стической эко-но-ми-ки. В 1930-е годы раз-ра-бо-та-на тео-рия еди-но-го хо-зяйственного пра-ва (Л.Я. Гинц-бург, Е.Б. Па-шу-ка-нис), со-глас-но ко-то-рой все иму-ще-ст-вен-ные от-но-ше-ния как ме-ж-ду гра-ж-да-на-ми, так и ме-ж-ду со-циа-ли-стическими ор-га-ни-за-ция-ми долж-ны ре-гу-ли-ро-вать-ся нор-ма-ми еди-но-го хо-зяйственного пра-ва, ос-нов-ным ис-точ-ни-ком ко-то-ро-го при-зван был стать Хо-зяй-ст-вен-ный ко-декс. В 1960-е годы сфор-ми-ро-ва-лась но-вая кон-цеп-ция хозяйственного пра-ва, ис-хо-дя-щая из един-ст-ва пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния хозяйственного от-но-ше-ний, скла-ды-ваю-щих-ся при осу-ще-ст-в-ле-нии хозяйственной дея-тель-но-сти и при ру-ко-во-дстве ею. Гражданскому за-ко-но-да-тель-ст-ву от-во-ди-лась роль ре-гу-ли-ро-ва-ния иму-ще-ст-вен-ных не-пла-но-вых от-но-ше-ний с уча-сти-ем гра-ж-дан. Та-кое ре-гу-ли-ро-ва-ние долж-но бы-ло осу-ще-ст-в-лять-ся от-дель-но от хо-зяй-ст-вен-но-пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния на-род-но-хо-зяй-ст-вен-но-го ком-плек-са стра-ны.

    В 1990-е годы в Рос-сии на-чал-ся пе-ре-ход от пла-но-вой к ры-ноч-ной эко-но-ми-ке. Это по-тре-бо-ва-ло су-ще-ст-вен-но-го из-ме-не-ния пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния хозяйственной дея-тель-но-сти, пе-ре-смот-ра сло-жив-шей-ся кон-цеп-ции хозяйственного пра-ва: оно ста-но-вит-ся пра-вом пред-при-ни-ма-тель-ской дея-тель-но-сти. По-яв-ля-ет-ся но-вый тер-мин «пред-при-ни-ма-тель-ское пра-во».

    До сих пор дис-кус-си-он-ным ос-та-ёт-ся во-прос о по-ня-тии «предпринимательское право». Не-ко-то-рые юри-сты по-ла-га-ют, что предпринимательское право не яв-ля-ет-ся са-мо-сто-ятельной от-рас-лью пра-ва, а со-став-ля-ет лишь часть гражданского пра-ва. Дру-гие счи-та-ют, что гражданское за-ко-но-да-тель-ст-во ох-ва-ты-ва-ет лишь ча-ст-но-пра-во-вые эле-мен-ты ре-гу-ли-ро-ва-ния пред-при-ни-ма-тель-ст-ва; зна-чительное ме-сто в предпринимательском праве за-ни-ма-ют пуб-лич-но-пра-во-вые нор-мы, ко-то-рые в един-ст-ве с ча-ст-но-пра-во-вы-ми со-став-ля-ют еди-ную сфе-ру пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния хозяйственного дея-тель-но-сти.

    Нор-мы предпринимательского права со-дер-жат-ся в об-шир-ном и не-сис-те-ма-ти-зи-ро-ван-ном пред-при-ни-ма-тель-ском за-ко-но-да-тель-ст-ве. Это за-ко-но-да-тель-ст-во име-ет в основном фе-де-раль-ный ха-рак-тер, что со-от-вет-ст-ву-ет кон-сти-ту-ци-он-но-му по-ло-же-нию о един-ст-ве эко-но-мического про-стран-ст-ва в Российской Федерации, сво-бод-ном пе-ре-ме-ще-нии то-ва-ров, ус-луг и фи-нан-со-вых средств.

    В предпринимательском праве от-сут-ст-ву-ет обоб-щаю-щий ко-ди-фи-ка-ци-он-ный акт, хо-тя в 1994 году Ука-зом Пре-зи-ден-та Российской Федерации бы-ла пре-ду-смот-ре-на раз-ра-бот-ка Пред-при-ни-ма-тель-ско-го ко-дек-са.