Понятие и стадии избирательного процесса. Сущностная характеристика избирательного процесса рф

Субъекты избирательного права - потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъект избирательного права обладает избирательной правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правовом отношении. Понятие "избирательная правосубъектность" включает в себя понятия "избирательная правоспособность", "избирательная дееспособность" и "избирательная деликтоспособность". Избирательная правоспособность - это способность иметь избирательные права и обязанности, предусмотренные в избирательных законах. Избирательная дееспособность - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей (уполномоченных лиц) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать избирательные права и обязанности. Избирательная деликтоспособность - это способность лица самостоятельно отвечать за неисполнение обязанностей и неправомерную реализацию прав, предусмотренных избирательными законами.

Круг субъектов избирательного права многообразен. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

38 Кандидат на выборную должность: статус, порядок регистрации, основания и порядок отказа в регистрации, отмены регистрации

39. Избиратель как субъект избирательного процесса.

40. Политические партии как субъекты избирательного права и процесса в рф.

42 Избирательные ценз в избирательной системе рф

Устанавливаем конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права. В истории избирательного права использовались самые разнообразные цензы – возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др.

Ограничений по сроку проживания для выдвижения кандидатом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона. Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции. В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

Статья 32:

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

43 Признание выборов недействительными и несостоявшимися : правовые последствия . Повторные выборы .

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом указанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минимальный % от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов МСУ состоявшимися не устанавливается (не применяется при проведении повторного голосования);

б) в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов ;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования ;

е) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися .

Соответствующая комиссия признает результаты выборов недействительными , в случае, если:

б) выборы признаны недействительными на части избирательных участков , списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем ¼ от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда .

В условиях современных научных представлений о многофункциональности выборов последние выступают не только в качестве института народовластия, но и как способ реализации политической (избирательной) правоспособности граждан, служат важнейшей предпосылкой реализации личностью се избирательных прав и обязанностей.

Вследствие все большего признания в российском обществе основных положений концепции естественного права для юридической науки актуальной стала проблема комплексного исследования конституционно-правового положения личности как субъекта избирательных правоотношений. Решение этой проблемы будет во многом способствовать проводимой в России реформе политической системы, главная цель которой состоит в том, чтобы через демократизацию всех сторон жизни соединить интересы личности с интересами общества, на деле поставить человека в центр общественною развития, обеспечить ему достойные условия жизни и реальные возможности участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Как уже отмечалось, избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако их объединяет то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы государственной и муниципальной власти.

Реализация конституционных избирательных прав граждан осуществляется посредством деятельности различных лиц и организаций, обеспечивающих организацию и проведение выборов.

В избирательном процессе принимают участие различные субъекты, имеющие четко определенный правовой статус. Полномочия (права и обязанности) участников избирательного процесса различаются по объему, структуре и правовым свойствам.

В литературе существуют разные подходы к классификации субъектов избирательного права (процесса). Представители первого из них говорят о трех группах таких субъектов:

1) іражданс, обладающие активным избирательным правом (избиратели), которые должны иметь общие юридические характеристики (возраст, свободное состояние воли и т.п.), определенные законом; к этой же группе субьекгов причисляется и избирательный корпус, т.е. совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, а также электорат - совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, а также кандидаты на выборные должности, список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов);

2) граждане и их объединения, реализующие пассивные избирательные права, - кандидаты на выборные должниети, политические партии, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов на выборные должности, представители и доверенные лица кандидатов, наблюдатели;

3) избирательные органы - избирательные комиссии1

Согласно другой точке зрения участников избирательного процесса можно разделить на две группы:

1) индивидуальные субъекты, в качестве которых могут выступать избиратели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты на выборные должное гн и зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели, должностные лица государственных и муниципальных органов;

2) коллективные субъекты избирательного процесса - избирательные комиссии, политические партии, избирательные и общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления, средства массовой информации .

Избирательные объединения представляют собой коллективный субъект, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Круг субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда данным. Законодательство о выборах развивается, поэтому могут появляться новые субъекты, например члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а другие субъекты, которые прежде активно участвовали в выборах, согласно современному российскому законодательству уже нс обладают избирательной правоспособноегью, например трудовые коллективы, выборные руководящие органы общественных объединений.

Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою выегггую непосредственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на выборах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом В определенных законом случаях им может стать и иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в Российской Федерации.

Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и досі гинуть на день голосования возраста 18 лез. Граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладают равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями

Избиратель может действовать индивидуально, совместно с другими избирателями или через политические партии и общественные объединения, членом которых оі і является. Основу правового статуса избирателя составляют сто права и обязанности, связанные с реализацией основных приниипов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщею равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.

И биратели имеют право добиваться назначения выборов путем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избиратель ной комиссией.

Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлением списков избирателей Каждый избиратель имеет право: на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком; заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем; на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том. к го и в каких целях зту информацию использует.

Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Такое исключение может производиться только на основании официальных документов, полученных из соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в установленном законом порядке.

Избиратели могут Принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, работы, >чсбы они вправе предлагать кандидатуры в состав территоришіь- ных, участковых избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов РФ и в представительные органы местного самоуправления;

Кроме того, гражданин может быть членом избирательной комиссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.

Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, имеет право как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (конференции) политической партии или общественного объединения выдвинуть кандидата па выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. дос тигший установленного для конкретных выборов возраста), - на самовыдвижение в одномандатном избирательном округе.

При проведении сбора подписей в по;ідержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою подпись в поддержку различных кандидатов (списка кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов)

Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с гражданином договор о сборе подписей, оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата.

При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, а\\ или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями в допускаемых законом формах и законными методами.

Избиратель имеет право участвовать во всех официальных мероприятиях кандидатов - в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты. листовки, посещать с агитационными целями других избирателей и т.п.

Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, политической партии. Такие лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии письменного заявления кандидата, представления политической партии, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общественных объединений, зареги-

стрированных в установленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей, которые имеют право в день голосования присутствовать в избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосоваЛтя, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Граждане вправе оказывать финансовую Поддержку кандидату, политической партии через соответствующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участвовать в создании таких избирательных фондов посредством пожертвований.

Высшим уровнем участия избирателей в выборах является голосование. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением результатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, или заполнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается запись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы и другие документы, установленные законом.

Участие в голосовании избирателей является наиболее очевидным выражением их активности на выборах. В этом смысле достаточно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании, а «нс за компанию, в состоянии апатии, безысходности, а также злобы, ненависти и г.п. - все эго, к сожалению, может иметь место с учетом сильной поляризации общества»1.

К другой группе субъектов избирательного процесса относятся политические партии - избирательные объединения, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установленном законом порядке объединения граждан политического характера (политические партии, политические организации, политические движения) Избирательные объединения - это коллективный су обе кт, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Политическое влияние основных социальных групп на осушсст вление государственной власти находит свое проявление в деятельности политических партий. Демократизм избирательного процесса в значительной мере определяется именно характером и степенью участия политических партий в выборах. Обязательным предварительным условием такого участия является государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» 2001 г. политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвшать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное решение о назначении которых состоялось после предоставления политической пар- тией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ (ст. 36).

Вместе с тем в действующей российской Конституции отсутствуют нормы, которые раскрывают роль политических партий в этом смысле, кроме, пожалуй, косвенного их упоминания в виде формулировок о «политическом многообразии» и «многопартийности». Роль партий заключается в том, что они являются основным инструментом связи между властью и гражданами, а также посредником и между институтами власти, способным в гом числе гасить конфликты между ними без слишком прямого воапечения в эти конфликты высших органов государственной власти. Усиление партий, помощь им в утверждении в собственной роли - это факторы, которые способствуют и усилению парламента, от чего в конечном счете выигрывает демократия, поскольку повышается ответственность парламентариев. В этом смысле Федеральный закон об основных гарантиях избирательнрых прав 2000 г. подчеркивает значение роли политических партий в избирательном процессе.

При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения Закон стимулирует участие политических партии в парламентских выборах. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов депутатов Государственной Думы РФ федеральные списки кандидатов этих политических партий были допушены к распределению мест в палате.

В то же время число партий, реально способных участвовать в осуществлении государственной власти, не может быть слишком большим. Многообразие существующих политических партий лишь дезориентирует избирателей и дестабилизирует политическую обстановку в стране. В 2003 г. к началу избирательной кампании правом участия в выборах депутатов Государственной Думы Федеральною Собрания РФ в соответствии с законом обладали 44 политические партии, а также 20 общероссийских об шественных объединений. В 1999 г. таких объединений было 139 В 2005-2006 гг. в избирательное законодательство и Закон «О политических партиях» были внесены значительные корректировки, которые способствовали введению более строгих требований к регистрации политических партий как субъектов избирательного процесса. В соответствии с этими требованиями на конец 2006 г. было зарегистрировано только 17 партий, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. К августу 2007 г. их число незначительно изменилось в результате объединения ряда партий. На июнь 2009 г. зарегстрировано всего семь партий.

Политические Партии признаются единственным видом общественных объеоинений, обладающим правом самостоятельно участвовать в выборах в органы государственной власти путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности. Что касается иных общероссийских общественных объединении, созданных в форме общественной организации или общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах, то они смогут участвовать в этих выборах как субъекты выдвижения кандидатов только на выборах в органы местного самоуправления и поае соответствующей их регистрации.

Вхождение членов одной партии для участия в выборах в списке другой партии запрещено действующим законодательством1.

В тоже время в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 37 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом (не являющийся членом иной партии, т.е беспартийный), вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Партия и сама, по собственной инициативе, может рассмотреть вопрос о включении тою или иного гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый сю федеральный список кандидатов Причем в соответствии с ч. 6 ст. 36 Закона такие лица могут составлять около 50% в федеральном списке кандидатов политической партии.

Отсюда следует ведущая роль политической партии как коллективного субъекта, наделе,иного законом правом выдвигать кандидатов (список кандидатов), что и открывает возможность осуществлять такого рода избирательные действия гражданам Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом

Список таких политических партий и список общероссийских общественных объединений составляются федеральным органом юстиции, уполномоченным принимать решение о регистрации политических партий и общественных объединений. В настоящее время перечисленные функции возложены на Федеральную регистрационную службу Министерства юстиции РФ. Эти два списка по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов направляются по се запросу в Центральную избирательную комиссию РФ, а зачем в средства массовой информации для опубликования.

Функции и полномочия политических партий, являющихся избирательными объединениями, распространяющія практически на все стадии (этапы) избирательной кампании. В частности, законодательством закреплены их полномочия, связанные с назначением выборов (при определенных условиях), выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, проведением предвыборной агитации и представлением избирателям своих предвыборных программ, участием в финансировании предвыборных расходов, наблюдением }а ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов, обжалованием решений и действий (бездействия) любых субъектов, нарушающих избирательные права граждан и других участников выборов.

Важнейшими объектами избирательного процесса являются кандидаты на выборные должности и их представители К ним относятся доверенные лица кандидатов, наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Доверенные лица назначаются кандидатом после его регистрации. Такими лицами могут быть назначены граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений в соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные илы выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными липами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя (п. 3 ст. 43 Закона). На период полномочий доверенных лиц работодатели обязаны предоставлять по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом в зависимости от уровня выборов. Так, кандидат на должность Президента РФ вправе назначить до 600 доверенных лиц, политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, - до 1000. Указанные лица должны быть зарегистрированы соответственно Центральной избирательной комиссией РФ

Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата илы политической партии, в том числе осуществляют агитаци- онн\\ю и иную деятельность в пользу назначивших их субъектов избирательного процесса. Они могут представлять их предвыборные платформы, выступать на предвыборных собраниях, ветре іах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и т.д. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Кандидаты, политические партии могут в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданное такому Лицу удостоверение. Доверенное лицо также вправе в любое время по собственной инициативе сложитъ свои полномочия.

Наблюдатели - граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования (в день голосования, в дни досрочного голосования) за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий. Иностранные и международные организации также могут участвовать в указанных мероприятиях через иностранных (международных) наблюдателей.

Наблюдатели и иностранные наблюдатели вправе присутствовать в различных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторним подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, находиться в помещении для голосования соответствующею избирательною участка, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателями, присутствовать при голосовании вне помещений для голосования, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которую они направлены, а также нижестоящих избирательных комиссий, обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд и др.

Закон запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюллетеня (в том числе по его просьбе), заполнять за избирателя (в том числе по его просьбе), избирательные бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующим избиркомом.

Наблюдателей вправе назначить:

Каждый зарегистрированный кандидат;

Каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, список кандидатов;

Общественное объединение (в случаях, предусмотренных законом).

Не могут быть назначены наблюдателями выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Президентом РФ Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

ЦИК РФ выдаст иностранному наблюдателю удостоверение, которое дает ему право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов. Срок его полномочий начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов. В период осущсствлс ния своей деятельности иностранный наблюдатель находится под покровительством Российской Федерации. Федеральные и региональные органы государственной власти, избирательные комиссии обязаны оказывать ему необходимое содействие.

В то же время закон запрещает иностранному наблюдателю использовать свой (Гіатус для осуществления.Деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

ОБСЕ устанавливает для своих наблюдателей общие правила и принципы, которым они должны следовать: иметь при себе удостоверение, выданное при аккредитации; строго соблюдать непредвзятость в исполнении своих обязанностей, не выражать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам, а также к вопросам, возникающим в процессе выборов, не вмешиваться в избирательный процесс и процедуры вдень выборов или подсчет голосов; не давать никаких инструкций и не предпринималъ действий, расходящихся с решениями избирательных комиссий; основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; воздерживаться от личных или прсждсврс- менных комментариев о своих наблюдениях при беседах с представителями СМИ или другими заинтересованными лицами; соблюдать все законы и правила страны пребывания1.

Опыт проведения избирательных кампаний подтверждает, что присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность граждан в справедливости выборов и способствует их активному участию в избирательной кампании Они выполняют также избирательно-технологическую функцию: следя за подсчетом голосов, обеспечивают параллельное определение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов голосования. Например, общественный контроль за выборами депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г. осуществляли около 800 тыс. наблюдателей от кандидатов и политических партий, а также около 1200 иностранных (международных) наблюдателей. Анализ выявленных наблюдателями нарушений (наиболее распространенных, хотя и не всегда преднамеренных) позволяет совершенствовать избирательное законодательство и процесс реализации избира тельных прав граждан .

Одной из особенностей избирательной кампании является широкое участие в них средств массовой информации - прессы, телевидения и радио, как участника избирательного права и процесса. В современных условиях организация и проведение таких массовых кампаний, как выборы, без участия средств массовой информации немыслимы. Например, для освещения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва при ЦИК РФ получили аккредитацию более 1200 российских и иностранных журналистов.

Правовой статус и формы участия СМИ в избирательных каѵі- паниях регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную п ю- щадь дія опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.

Государственные и муниципальные СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия проведения предвыборной агитации как бесплатно, так и на платной основе.

Негосударственные СМИ вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь за плату. При этом условия оплаты должны быть едиными для всех названных участников избирательного процесса.

Избирательное законодательство регулирует общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений к СМИ, а также условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио и череі периодические печатные издания.

Представители СМИ имеют право:

Присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивать гласность и открытость их деятельности,

Знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов;

Присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать ход их проведения;

Находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования.

Избирательные комиссии, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки информационных и справочных материалов и в других формах. СМИ. их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирателы іых ком иссий.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица в соответстви и с избирательным законодательством наделены значительными полномочиями по обеспечению ряда избирательных действий и процедур, а также по оказанию содействия избирательным комиссиям различного уровня в осуществ. ієни и их компетенции:

1) на них возложены обязанности по назначению выборов;

2) они обязаны участвовать в формировании соответствующих избирател ы і ых ком исс и й;

3) на них возложено осуществление регистрации (>чета) избирателей; по согласованию с избирательными комиссиями они образуют избирательные участки и публикуют их списки в СМИ;

4) они оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий (в частности, на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, обеспечивают их охрану, предоставляют транспортлые средства, средства связи, техническое оборудование, оргтехнику и т. д.);

5) они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонстраций, безвозмездно предоставлять дія этих целей помещения, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных и подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных аі итаітионных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также немедленно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах1.

Особо необходимо остановиться на участии в избирательных правоотношениях судебных органов, которые практически выступа юі в качестве универсального гаранта избирательных прав граждан применительно к любому уровню выборов в Российской Федерации. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по инициативе иных участников избирательных правоотношений на нарушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотренных законом случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, политических партий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Отличительной особенностью правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоотношениях строго в рамках предоставленных им полномочий и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.

\"См.: Пышн В.В. Избирательное и референлумное право Российской Федерации: Учеб.-практич. пособие. СПб., 2003. С. 316.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законом правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе. По фед. законодательству РФ под И.о. понимается общеросс. полит. общ. объединение(полит. партия, иная полит.организация, полит.движение), которое создано и зарегистрировано в МинюстеРФ в порядке, установленном фед. законами.

Согласно п.25 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года, избирательное объединение – это:

    полит.партия, имеющая в соответствии с фед. законом право участвовать в выборах;

    региональное отделение или иное структурное подразделение полит. партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня;

    при выборах в органы местного самоуправления избирательным объединением признается, помимо указанных выше, также зарегистрированная в установленном порядке общ. организация, в уставе которой указана возможность участия в муниципальных выборах.

При проведении фед. и регион. выборов избирательными объединениями признаются только полит. партии и их регион. отделения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - также иные общ. объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации либо общественного движения» 30 .Значение избирательного объединения в современном избирательном процессе сложно переоценить. Полит.партия или общественная организация, допущенная к участию в выборах на местном уровне, являясь коллективным субъектом, выражает консолидированную волю своих членов и единомышленников, формируя в итоге власть, основанную на законе и поддерживаемую большей частью населения страны.

Основной вид избирательного объединения, согласно действующему законодательству, - полит. партия.Полит.партии являются непосредственным источником законодательной власти в России. С политической точки зрения такого рода поправка в законе, явно усиливает и без того серьезный политический вес полит. партий, с социальной же стороны непосредственно влияет на консолидацию политически активных граждан, вокруг какой либо полит. партии, готовой отстаивать соц. интересы на всех уровнях власти.Небезосновательно можно утверждать, что современное понимание избирательного объединения преимущественно в значении «политическая партия», направлено на стимулирование участия партий в выборах.Так, была предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. При этом такая возможность предоставлена лишь тем избирательным объединениям, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов.

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям на каналах гос. и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительные платные и бесплатные эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.Соответственно, современные выборы невозможны без избирательных объединений, тем более что современный подход законодателя к участию избирательных объединений в выборах основывается на необходимости слияния нескольких мелких партий в одну без их объединения в избирательные блоки.

Как было указано выше, при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.Участие в муниципальных выборах наравне с политическими партиями (избирательными объединениями) общественных организаций обусловлено локальным характером общественных отношений, порождаемых местными выборами и тем значением, которое имеют на небольшой территории маленькие по сравнению с партиями общественные организации.

Права и обязанности избирательных объединений закрепляются, прежде всего, в ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Они возникают с момента регистрации избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией. После регистрации, избирательные объединения вправе:

    выдвигать кандидатов и списки кандидатов (В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов);- создавать избирательный фонд;

    назначать представителей;

    проводить предвыборную агитацию;

    участвовать в иных избирательных процедурах.

К обязанностям избирательных объединений можно отнести:

    соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации;

    соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    регистрацию в соответствующей избирательной комиссии;

    выдвижение кандидатов и списков кандидатов на выборах;

    обязанность подавать отчеты в финансовые органы;

    перерегистрацию в установленном законом порядке и др.

Законодательством также установлены отдельные гарантии деятельности избирательных объединений, к которым можно отнести освобождение от сбора подписей, льготы при распределении эфирного времени для политических партий, представленных в соответствующих выборных органах государственной власти, и др. Наиболее серьезная санкция, которая может быть применена к избирательным объединениям в избирательном процессе – отмена регистрации избирательного объединения.

Тема 8. избирательные объединения и блоки: понятие, признаки, функции, права и обязанности

1. История появления избирательных объединений. Понятие "избирательное объединение" существует только в российском законодательстве. Избирательные объединения выполняют ту роль, которую в избирательных системах других стран играют политические партии. Политические партии являются важнейшими участниками избирательного процесса, поскольку в нормальной практике демократического государства приход к власти новой политической силы возможен лишь законным путем, то есть путем выборов.

К моменту конституирования Российской Федерации как суверенного, демократического, федеративного и правового государства в России отсутствовала соответствующая этим принципам избирательная система. Высшие органы законодательной власти - Съезды и Верховные Советы народных депутатов Союза ССР и РСФСР, сформированные в 1989 и 1990 годах, - избирались по законодательству, которое, хотя и имело некоторые демократические вкрапления (например, альтернативность выборов), в целом оставалось законодательством советского типа со всеми присущими ему качествами: монополией единственной политической партии, отсутствием разделения властей, верховенством Советов народных депутатов, отсутствием реальных гарантий избирательных прав граждан и общественного контроля за выборами, примитивными избирательными технологиями.

Еще не сформировалась многопартийная политическая система общества, отсутствовали полноценные политические партии, способные выразить наиболее существенные интересы различных слоев общества и придать им общезначимый государственный характер. В то же время возникло множество различных общественных организаций и движений, объединяющих людей по идейным, политическим, экономическим, профессиональным, сословным, культурным, национальным, религиозным и другим интересам и в той или иной степени позволяющих реализовать общественную активность граждан в новых условиях политической свободы.

Начало реформе избирательной системы было положено Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и утвержденным Указом Президента Положением о федеральных органах власти на переходный период1.

1 октября 1993 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена уточненная редакция Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году2, которое предусмотрело формирование этой палаты Федерального Собрания на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Это означало, что половина депутатов Государственной Думы должна была представлять различные общественные объединения.

Именно в названном Положении впервые появился термин "избирательное объединение" для обозначения тех общественных организаций, которым было предоставлено право выдвигать списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному округу. Самостоятельными избирательными объединениями в 1993 году могли стать только политические партии и движения, другие общественные объединения могли участвовать в выборах посредством вхождения в избирательные блоки.

Совершенно новая для российских выборов пропорциональная система была активно воспринята как общественными объединениями, так и избирательными. Первоначально объявили о своем участии в выдвижении кандидатов 35 избирательных объединений, однако зарегистрировать свои списки смогли только 13 из них, в том числе пять политических партий, четыре политических движения и четыре избирательных блока. Первыми избирательными объединениями, получившими представительство в новом парламенте России, стали все принявшие участие в выборах партии (Аграрная партия России, Демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Партия Российского Единства и Согласия), одно политическое движение ("Женщины России") и два избирательных блока ("Выбор России" и "Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин").

Дальнейшее законодательное регулирование правового статуса избирательного объединения, к сожалению, не закрепило политической природы этого явления. Федеральное законодательство 1994 года (Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации") и 1995 года (федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации") предоставило избирательные права практически любым общественным объединениям, устав которых отвечал формальным требованиям об уровне и сроке регистрации, а также о наличии формулировки о праве выдвижения кандидатов. В результате по данным Министерства юстиции Российской Федерации правом участия в выборах депутатов Государственной Думы второго созыва в 1995 году обладали уже 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов. 111 общественных объединений воспользовались этим правом, причем 40 из них участвовали в выборах самостоятельно, а 71 - в составе 29 избирательных блоков. 38 избирательных объединений называли себя партиями, в том числе те, чья деятельность действительно носила политический характер (например, КПРФ, Партия самоуправления трудящихся), но также и те, которые являлись партиями только по названию (например, Партия любителей пива, Партия автомобилистов).

Из 43 избирательных объединений, зарегистрировавших списки своих кандидатов и включенных в избирательный бюллетень, пятипроцентный барьер преодолели только четыре: Всероссийское общественно-политические движение "Наш дом - Россия", Общественное объединение "Яблоко", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России. Очевидно, что избиратель сделал свой выбор в пользу чисто политических объединений.

Форма избирательного объединения безусловно является переходной для коллективных участников избирательного процесса в России. Это уже шаг вперед по сравнению с теми собраниями трудящихся или членов общественных организаций, которые в советские времена могли выдвигать кандидатов, однако оно еще не имеет четкого статуса политической партии как основного, наряду с избирателями, участника выборов.

Чем отличаются коллективные участники избирательного процесса за рубежом от избирательных объединений в России? Во-первых, в большинстве стран с развитой демократической системой такими участниками являются объединения, имеющие статус политических партий. Ю. А. Юдин выделяет три основных признака партии: характер главной цели, наличие политической программы, формализованная организационная структура. "Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе Конституции и действующего законодательства1. Правовое положение политических партий в большинстве современных государств закрепляется конституциями и специальными законами о партиях. Таким образом, государство подчеркивает роль политических партий в формировании и осуществлении государственной власти. Там, где стабильная многопартийная система еще не сложилась, например, в постсоциалистических странах, в выборах кроме партий участвуют и политические движения, имеющие, как правило, более обширную, но и более аморфную социальную базу и более свободную организационную форму.

Во-вторых, правовой статус политических партий как участников выборов включает в себя не только их права выдвигать кандидатов, участвовать в агитации, контролировать ход выборов и так далее, но и определенные ограничения и обязанности. Так, законом может быть предусмотрена минимальная численность членов партии, необходимые сроки и порядок регистрации, наличие определенного процента голосов, полученных на предыдущих выборах, и так далее1.

2. Правовой статус избирательного объединения. Правовой статус избирательного объединения существует в двух формах: материально-правовой и процессуально-правовой.

Материально-правовой статус избирательного объединения означает, что некое общественное объединение обладает совокупностью признаков, которые при определенных обстоятельствах позволят ему участвовать в избирательной кампании. Материально-правовой статус - это статус потенциального избирательного объединения.

Процессуальный статус - это статус избирательного объединения, ставшего реальным участником избирательного процесса и обладающего совокупностью прав и обязанностей при осуществлении избирательных действий.

Правовыми условиями приобретения этих двух видов статусов являются различные юридические факты. Условием приобретения материально-правового статуса избирательного объединения является факт государственной регистрации политического объединения в установленном порядке.

Условием приобретения процессуального статуса является юридический факт назначения выборов, с одной стороны, и реального вступления политического объединения в избирательную кампанию, с другой.

Поскольку понятие избирательного объединения, данное в законодательстве2, предполагает комплексную его характеристику в единстве материальнои процессуально-правовых признаков и условий, рассмотрим их в порядке, предложенном законом.

Статья 2 Федерального закона об основных гарантиях гласит:

"Избирательное объединение - это политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования".

Это определение содержит ряд признаков, характеризующих само общественное объединение, претендующее на звание избирательного, а также требования к порядку и сроку его регистрации в государственном органе.

Признаками избирательного объединения, характеризующими его в материально-правовом смысле, являются:

политический характер общественного объединения; его определенная организационно-правовая форма (общественная организация или общественное движение).

Рассмотрим каждый из этих признаков. Как видно из вышеприведенного определения, законодатель вернулся к идее ограничения круга избирательных объединений организациями исключительно политического характера. Какое содержание вкладывается в понятие "политический"? Необходимо признать, что решение этого вопроса по своей природе не является задачей избирательного законодательства. Это предмет регулирования специального закона о партиях или политических организациях. К сожалению, палаты Федерального Собрания уже несколько лет не могут прийти к согласию по поводу такого закона. Поэтому появление в Федеральном законе об основных" гарантиях соответствующей формулировки - дело вынужденное, но необходимое. В статье 2 политический характер объединения определяется через его основные цели и средства достижения этих целей: 1) участие в политической жизни посредством влияния на формирование политической воли граждан1; 2) участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; 3) участие в организации и деятельности указанных органов.

Интересно, что законодатель не требует, чтобы соискатель статуса избирательного объединения фактически осуществлял политическую деятельность, на практике влияя на волю народа или выражая эту волю. Достаточно иметь соответствующую формулировку в уставе объединения и назвать себя политической партией или движением, чтобы соответствовать требованиям избирательного законодательства. При таких условиях ничто не препятствовало, например, Клубу автомобилистов России объявить себя политической партией, провозгласить главной целью своей деятельности участие в политической жизни общества и в этом качестве быть зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В настоящее время в законодательстве появились указания на некоторые объективные критерии, позволяющие уполномоченному органу отказать в регистрации в качестве политических общественным

объединениям, на самом деле не являющимся таковыми1.

Есть еще одна проблема, которую порождает определение избирательного объединения, закрепленное в статье 2 Федерального закона об основных гарантиях. Как следует из этого определения, самостоятельными участниками выборов при формировании органов местного самоуправления кроме избирателей могут быть только политические объединения, в данном случае в лице их региональных и местных отделений. Но участие только политических объединений в формировании неполитических структур, которыми являются органы местного самоуправления, противоречит конституционному статусу и природе местного самоуправления. Кроме того, на местах существует множество различных общественных объединений, которые даже более полно, чем политические, способны выразить насущные интересы населения в вопросах распоряжения муниципальной собственностью, благоустройства территории, охраны окружающей среды, организации работы детских учреждений и так далее. Однако, не являясь политическими, они лишены права самостоятельно выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления. На наш взгляд, было бы целесообразно предоставить им такое право.

Итак, политический характер - важнейший признак избирательного объединения. Другим признаком является определенная организационно-правовая форма объединения.

В выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году участвовали общественные объединения, имеющие самые разнообразные организационные формы, в том числе всевозможные фонды, учреждения, ассоциации. На сегодняшний день действующее законодательство относит к числу избирательных объединения лишь двух организационно-правовых форм: общественные организации и общественные движения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения1. Поэтому законодатель относит к избирательным объединениям из числа общественных организаций - политические партии и иные политические организации, а из числа общественных движений - политические движения. Отметим, что разнообразие видов политических объединений - партии, иные политические организации, движения - типично для посттоталитарного общества2. Политики всегда стремятся привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников, и форма массового политического движения, например, вполне соответствует этим целям. Не стоит забывать и о том, что представление о политической партии у нас чаще всего ассоциируется с "партией ленинского типа" с ее догматичной идеологией, иерархичностью и жесткой дисциплиной и отпугивает избирателя. Поэтому появление такого понятия, как "иная политическая организация", является своего рода лукавством со стороны тех политических организаций, которые фактически являются партиями, но не хотят так себя называть. Если политическая система нашего общества имеет демократическую перспективу, то она, скорее всего, будет развиваться в сторону образования партий, но партий парламентского типа, главной целью и обязанностью которых будет формирование государственной власти посредством участия в выборах.

3. Регистрация избирательных объединений. Необходимым условием приобретения материально-правового статуса избирательного объединения является государственная регистрация. Формулировка статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях о том, что избирательное объединение должно быть зарегистрировано, не вполне точна, поскольку регистрации в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" подлежат общественные объединения, и регистрируются они в качестве политических организаций или движений, а не избирательных объединений. Специальная регистрация избирательных объединений не предусмотрена законодательством.

Государственная регистрация производится органами юстиции. Общероссийское политическое объединение регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации, межрегиональное - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения, региональное и местное - органами юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. Но если оно хочет участвовать в публичной политической деятельности и прежде всего в избирательной кампании, оно должно получить официальное подтверждение того факта, что его устав соответствует предъявляемым к избирательным объединениям требованиям. Обязательная государственная регистрация политического объединения и является таким подтверждением.

Общественное политическое объединение должно иметь регистрацию на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне. Так, общероссийское общественное объединение, зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации, может участвовать и в федеральных выборах, и в выборах в субъектах Федерации, а объединение, зарегистрированное в республике, крае, области, может участвовать только в региональных и местных выборах.

Кроме самого факта регистрации имеет значение и ее срок. Для того чтобы исключить возможность участия в выборах случайных или специально созданных по этому случаю объединений, закон установил срок регистрации не позднее чем за один год до дня голосования. По существу из всех требований, которые предъявляются органом юстиции к общественному объединению при регистрации, в данном случае важен только один момент - наличие в уставе соответствующих формулировок относительно политического характера и основных целей объединения. Поэтому если уже после регистрации в устав будут вноситься изменения и дополнения, не связанные с изменением статуса общественного объединения как политического, независимо от времени их внесения, это не нарушает права объединения на участие в выборах1. Документом, подтверждающим факт регистрации общественного объединения, является свидетельство, выдаваемое органом юстиции.

Регистрация российского избирательного объединения в Министерстве юстиции Российской Федерации дает право выдвигать кандидатов его высшим федеральным органам, а также региональным и местным органам на соответствующих по уровню выборах. При этом не имеет значения, зарегистрировалось ли региональное или местное отделение в соответствующем органе юстиции. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его местонахождении и руководящих органах.

По сложившейся практике после назначения выборов органы юстиции направляют в соответствующую избирательную комиссию список общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах.

Таким образом, признаки политического характера общественного объединения, его организационно-правовая форма (политическая партия, иная политическая организация или политическое движение), наличие в уставе соответствующих формулировок при условии состоявшейся государственной регистрации придают общественному объединению статус избирательного.

Однако, как уже было сказано, обладание этими признаками недостаточно для участия в выборах. Для того чтобы стать реальным участником избирательного процесса, политическое общественное объединение должно в установленном законом порядке выдвинуть кандидатов (список кандидатов). Это является ключевым моментом для понимания разницы между потенциальным и реальным избирательным объединением. Как показывает практика, первых всегда намного больше, чем вторых 1. Это ненормальное и, надо надеяться, временное явление, объясняющееся особенностями переживаемого периода и отсутствием системы стабильных политических структур.

В зарубежном законодательстве понятие "избирательное объединение" не нужно, поскольку статус политической партии основан прежде всего на участии в выборах, и если организация, называющая себя политической, не участвует в выборах или не способна обеспечить избрание своих кандидатов, она теряет этот статус.

Российское законодательство использует один и тот же термин "избирательное объединение" по крайней мере в двух смыслах: во-первых, для описания признаков того политического объединения, которое может стать участником выборов; во-вторых, для установления объема и видов полномочий, которые получает эта политическая организация в случае вступления в избирательную кампанию. Кроме того, для уточнения статуса реальных участников выборов законодатель часто прибегает к дополнительным характеристикам, например, в статье 23 Федерального закона об основных гарантиях говорится об избирательных объединениях, избирательных блоках, имеющих фракции в Государственной Думе или в представительном (законодательном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В статье 24 этого же закона упомянуты избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе. Приведем следующий пример. Предположим, что общественное объединение, чей устав отвечает всем требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям, не выдвинуло своих кандидатов, но участвует в формировании избирательных комиссий, в агитации за других кандидатов, направляет наблюдателей на избирательные участки. В этом случае объем полномочий такого потенциального избирательного объединения будет фактически одинаковым с полномочиями иных общественных объединений, не обладающих признаками избирательных, и существенно меньшим, чем полномочия других избирательных объединений, реализовавших право вы

движения кандидатов.

Так, например, любые общественные объединения имеют право на участие в формировании состава избирательных комиссий, но приоритетное представительство в одну треть от количества членов комиссии гарантируется тем избирательным объединениям, которые не только участвовали в предвыборной борьбе, но и получили достаточную поддержку населения и имеют фракции в законодательных органах (ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях).

Другой пример. Любые общественные объединения, в том числе и политические партии, которые специально выделены в тексте статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях, имеют право при проведении выборов вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата. Но только тем политическим партиям и иным политическим организациям и движениям, которые зарегистрировали своих кандидатов, то есть стали реальными избирательными объединениями, закон гарантирует равные возможности проведения предвыборной агитации, в том числе равные условия доступа к средствам массовой информации.

Таким образом, только факт использования права выдвижения кандидата может превратить избирательное объединение из потенциального в реальное.

По-видимому, эта, в определенной степени искусственная, конструкция под названием "избирательное объединение" будет существовать до тех пор, пока "расщепление" между потенциальным и реальным статусом избирательного объединения в общественно-политической практике не будет сведено к нулю и организации - носители признаков избирательного объединения не станут единственными и обязательными участниками избирательной кампании. Тогда отпадет надобность и в самом понятии "избирательное объединение".

4. Момент возникновения статуса избирательного объединения. Материально-правовой статус избирательного объединения возникает со дня регистрации соответствующей политической организации или движения в органах юстиции.

Процессуальный статус избирательного объединения не существует вне избирательного процесса. Он возникает на определенном этапе процесса при осуществлении определенных избирательных действий. Так, первой стадией избирательного процесса, в которую вступают избирательные объединения, является выдвижение кандидатов. Стадия выдвижения включает в себя два процессуальных момента: реализованную в установленной процедуре инициативу в определении кандидата (списка кандидатов) и процедуру сбора подписей избирателей в поддержку указанной инициативы. В момент определения кандидатур на съезде или конференции общественное объединение еще не является избирательным в полном смысле этого слова. Порядок работы съезда регулируется в основном внут-риорганизационными уставными нормами. Но для вступления в публичный политический процесс, которым являются выборы, для получения права на дальнейшие действия по сбору подписей общественному объединению нужно подтверждение его "избирательной состоятельности" со стороны уполномоченного органа - соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия, получив список кандидатов и другие предусмотренные законом документы, проверяет их соответствие требованиям закона и заверяет список. Только после этого может начаться сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов.

Таким образом, посредством акта заверения списка кандидатов и его опубликования избирательная комиссия предъявляет обществу соответствующего участника избирательного процесса и подтверждает его законное право на осуществление дальнейших избирательных действий. Общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения списка кандидатов.

Избирательные блоки. Разновидностью избирательных объединений являются избирательные блоки. Согласно статье 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Блоки образуются для объединения интеллектуальных, организационных, финансовых ресурсов близких по идеологии политических партий и движений с целью расширения социальной базы сторонников и получения большего числа голосов избирателей. Этот вид объединения - строго целевой, и все его полномочия связаны только с выборами. В избирательном процессе блок обладает правами избирательного объединения.

Объединиться в блок могут только те политические организации, которые отвечают требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям, и были зарегистрированы в сроки и порядке, предусмотренными статьей 2 Федерального закона об основных гарантиях. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Он может быть создан в любой момент со дня назначения выборов с учетом соблюдения сроков, отведенных для выдвижения кандидатов.

Для вступления избирательного блока в избирательную кампанию необходимо официальное подтверждение законности порядка создания избирательного блока. Таким подтверждением является регистрация избирательного блока в соответствующей избирательной комиссии. Только с момента регистрации блок получает полномочия для осуществления всех избирательных действий. Закон устанавливает два возможных срока регистрации избирательного блока. Он может быть зарегистрирован либо1 непосредственно после образования и обращения в избирательную комиссию, либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов для заверения. Действующее законодательство устанавливает срок для решения вопроса о регистрации блока. Например, в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения о создании блока, подписанного уполномоченными этих общественных объединений.

Вхождение в избирательный блок означает для объединений, его образовавших, потерю своих избирательных полномочий, передачу их новому объединению и невозможность выступать на тех же выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Аналогичное правило должно быть установлено законодателем и для тех объединений, которые входят в состав других политических организаций или политических движений, участвующих в данных выборах.

Избирательные блоки при участии в выборах пользуются теми же правами, что и другие избирательные объединения.

Однако в связи с тем, что блок является сложным составным субъектом, он обладает некоторыми особенностями.

Избирательный блок не является юридическим лицом, хотя все входящие в него объединения имеют этот статус. Выдвижение кандидатов от избирательного блока происходит в двухступенчатом порядке: сначала путем тайного голосования на съездах (конференциях) организаций, входящих в блок, а затем на совместном съезде (конференции) представителей объединений - участников блока.

Особую проблему составляет вопрос о моменте прекращения юридического статуса избирательного блока. Блок создается для участия в выборах, а избирательная кампания - это период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях), которое осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования (п. 3 ст. 60).

Однако некоторые полномочия избирательных блоков, так же как и избирательных объединений, продолжаются после этого срока. Так, не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов они обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и источниках создания своих фондов, а также обо всех произведенных затратах (п. 15 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях). Если в случае с избирательным объединением адресат этой обязанности ясен - это конкретная политическая организация или движение, то в случае с блоком субъект ответственности как бы исчезает, распадаясь на составные части.

Не случайно в проекте Кодекса об административных правонарушениях предлагается в случае некоторых финансовых нарушений, допущенных избирательным блоком, налагаемый административный штраф взыскивать в равных долях с избирательных объединений, входящих в блок.

Не решен пока в законодательстве и вопрос о возможности изменения состава блока во время выборов. По нашему мнению, никакого изменения состава блока после его регистрации соответствующей избирательной комиссией не должно допускаться. Разумеется, что любое политическое объединение может выйти из состава блока и участвовать в выборах самостоятельно, если сроки соответствующих избирательных действий еще не истекли. Но это должно означать прекращение существования избирательного блока в зарегистрирован

ном составе. Иной подход к решению этого вопроса поставит

под сомнение, во-первых, достоверность воли членов общественных объединений, создавших блок в первоначальном составе,

во-вторых, достоверность поддержки избирателями списка кандидатов, если из этого списка впоследствии будет исключена

какая-то часть. Очевидно, что создание избирательного блока

требует от политических партий и движений высокой степени

ответственности перед членами своих организаций и перед избирателями, и дальнейшие манипуляции волей тех и других недопустимы.

5. Полномочия избирательных объединений. Систему полномочий избирательного объединения составляют его юридические права и обязанности, последовательно реализуемые на различных стадиях избирательного процесса. Можно выделить следующие виды полномочий:

по участию в формировании избирательных комиссий;

по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов);

по осуществлению агитационной деятельности;

по финансированию избирательной кампании;

Кроме того, на всех этапах избирательного процесса избирательные объединения как представители гражданского общества осуществляют функцию общественного контроля за деятельностью системы избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления, участвующих в избирательной кампании. Избирательные объединения имеют право на получение любой информации, связанной с выборами, а также право обжаловать в вышестоящие органы или в суд решения и действия, ущемляющие избирательные права граждан и объединений.

Коротко рассмотрим каждый из видов полномочий, имея в виду, что они подробно освещаются в соответствующих разделах учебного пособия.

Полномочия по участию в формировании избирательных комиссий предусмотрены статьей 23 Федерального закона об основных гарантиях. Очевидно, что эти полномочия закон рассматривает как право избирательного объединения. Этому праву соответствует обязанность органов представительной и исполнительной власти назначить не менее одной трети количества членов избирательной комиссии с решающим голосом по предложениям избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или законодательном органе субъекта Российской Федерации. Четыре избирательных объединения имеют свои фракции в Государственной Думе (КПРФ, ЛДПР, НДР и "ЯБЛОКО"), в законодательных органах субъектов фракций практически нет, но есть представительство депутатов как от названных политических организаций, так и от других, в том числе региональных.

Как показала практика, ни на одних выборах, прошедших в регионах после вступления в силу Федерального закона об основных гарантиях, избирательные объединения не смогли реализовать предоставленное им право по формированию избирательных комиссий полностью. Для того чтобы замысел законодателя относительно баланса различного представительства в избирательных комиссиях осуществился, нужно либо сделать полномочия по формированию не менее одной третьей состава комиссии не только правом, но и обязанностью избирательного объединения, либо позволить уполномоченным органам заполнять эту квоту представителями других общественных объединений (что на практике и делается).

Те избирательные объединения и блоки, которые зарегистрировали своих кандидатов (списки кандидатов), получают право назначить в соответствующую и все нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Полномочия по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения и блоки имеют право выдвигать списки кандидатов, если используется пропорциональная система выборов (например, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, части депутатов Законодательного Собрания Свердловской области), а также кандидатов в мажоритарных округах. Сама процедура выдвижения складывается из двух этапов: определения кандидатур и сбора подписей избирателей в их поддержку. Она детально регулируется законодательством и предусматривает не только права, но и целый ряд обязанностей, которые должны выполнить избирательные объединения, чтобы процедура выдвижения считалась законной. Так, решение съезда (конференции) политического объединения о выдвижении кандидатур может быть принято только тайным голосованием, списки кандидатов должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию, а сбор подписей возможен только после заверения списков. Избирательное объединение имеет право исключить некоторых кандидатов из списка, но в общей сложности не более 25 процентов его состава, причем первые три кандидата в списке исключению не подлежат.

Для регистрации кандидатов (списков кандидатов) избирательные объединения и блоки представляют в избирательную комиссию собранные в их поддержку подписи и другие документы. Представители избирательных объединений вправе присутствовать при проверке подписных листов и получать соответствующую информацию.

Полномочия по осуществлению агитационной деятельности. Избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавшим списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации и равные условия проведения массовых мероприятий. Избирательное объединение вправе само определять форму и характер своей агитационной деятельности, но обязано соблюдать условия ее проведения, установленные законом (допустимые сроки, места агитации, требования к печатным агитационным материалам и т. д.).

Полномочия по финансированию избирательной кампании. Законодательство разрешает избирательным объединениям самостоятельно финансировать свою избирательную кампанию, но ограничивает это право целым рядом условий и обязанностей (обязанность создавать избирательные фонды, недопустимость привлечения средств помимо фондов, целевое назначение всех трат, предельные размеры пожертвований и расходования средств, обязанность неоднократно представлять финансовые отчеты и т. д.).

Полномочия по наблюдению за ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов. Эта стадия избирательного процесса проходит при активном участии избирательных объединений. В контроле за соблюдением требований закона при голосовании и подсчете голосов могут участвовать кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, уполномоченные или доверенные лица самих избирательных объединений, наблюдатели. Они вправе знакомиться с протоколами и сводными таблицами по итогам голосования, получать копии этих документов, обжаловать любые действия и решения избирательных комиссий в вышестоящие комиссии или в суд.

6. Представители избирательных объединений. Часть полномочий избирательные объединения осуществляют через своих представителей. Такими представителями являются уполномоченные, доверенные лица, наблюдатели от избирательных объединений.

Уполномоченные избирательного объединения назначаются на стадии выдвижения кандидатов и выполняют различные функции. Одни организуют сбор подписей избирателей и заверяют подписные листы, другие представляют избирательное объединение в избирательных комиссиях, органах власти, третьи отвечают за финансовую деятельность. Избирательные объединения сами определяют и удостоверяют их полномочия. Особый порядок удостоверения установлен для уполномоченных по финансовым вопросам.

Доверенные лица назначаются избирательным объединением после регистрации списка кандидатов. Они осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов. Доверенные лица имеют право на получение неоплачиваемого отпуска на время предвыборной кампании. Избирательное объединение в любое время вправе отозвать доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц избирательного объединения устанавливается конкретным законом о выборах (п. 5, 6, 7 ст. 35 Федерального закона об основных гарантиях).

Полномочия наблюдателя от избирательного объединения реализуются только в день голосования.

7. Основания и сроки прекращения полномочий избирательного объединения. Полномочия избирательного объединения могут быть прекращены практически на любой стадии избирательного процесса по разным основаниям. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до голосования, вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список (п. 9 ст. 32 Федерального закона об основных гарантиях). Избирательное объединение, не собравшее необходимого количества подписей избирателей в поддержку своего списка кандидатов, автоматически выбывает из избирательной кампании: то есть для этого не требуется принятия какого-либо решения. Избирательному объединению может быть отказано избирательной комиссией в регистрации списка кандидатов или регистрация может быть отменена решением самой избирательной комиссии либо судом при наличии установленных законом оснований. В этом случае с момента вступления в силу соответствующего решения прекращаются все полномочия избирательного объединения по осуществлению дальнейших избирательных действий, за исключением обязанности представить финансовый отчет. Все полномочия избирательных объединений, чьи кандидаты не были избраны, прекращаются в день официального опубликования итогов выборов (кроме обязанности представить финансовый отчет).

Законодательством прямо не решен вопрос о сроке прекращения полномочий избирательных объединений, чьи кандидаты (списки кандидатов) победили на выборах. Но исходя из смысла закона и некоторых полномочий длящегося характера, можно предположить, что такое избирательное объединение сохраняет некоторые полномочия в течение срока легислатуры избранного органа. Так, представитель избирательного объединения - член комиссии с правом совещательного голоса - сохраняет свои права до момента регистрации списков кандидатов на следующих выборах. Избирательное объединение может отозвать одного и назначить другого члена комиссии с правом совещательного голоса и после окончания данной избирательной кампании, следовательно, реализация его прав не ограничена сроками избирательной кампании.

Избирательный процесс - это практический организационный компонент В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.

Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.

Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.

Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.

Стадии избирательного процесса в России.

  1. Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
  2. Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
  3. Выдвижение кандидатов (или списков).
  4. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период - со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
  5. Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
  6. Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
  7. Повторное голосование. является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
  8. Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
  9. Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
  10. Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
  11. Обработка итогов выборов.
  12. Официальное опубликование результатов голосования.